Атомы металлов отдавая внешние электроны. Атомы металлов отдавая внешние электроны превращаются в. Химические свойства металлов

Раздельное написание частиц. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и др.): пришел бы, если бы, если б, мог ли, всегда ль, однако же, однако ж, вот же ж ты какой! Раздельно пишутся частицы будто, ведь, мол и некоторые другие.

Дефисное написание частиц. Пишутся через дефис частицы (аффиксы) -то, -либо, -нибудь, кое– (кой-) и -таки, -ка, -с, -де, -тка, -тко. Например: кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-чей, присядьте-ка, на-ка, на-кась, ну-ка, ну-кась, нате-ка, на-тка, на-ткась, попляши-тка, ну-тка, гляди-тко, да-с, нет-с, он-де.

Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только в тех случаях, когда она придает им значение неопределенности, но и когда они приобретают эмоциональный оттенок. Например: высоко летает, да где-то сядет? (поговорка). Посмотрим, как-то он обо мне печется. То же в слове как-то перед перечислением однородных членов предложения: Гости говорили о многих приятных и о полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о жеребцах, о жизни.

Если частица -то попадает в середину сложного слова, части которого соединяются дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается.

Например: нежданно-то негаданно никто не подходит; шуры-то муры ваши с сестрой моей я вижу. (И. С. Тургенев)

Частица кое– (кой-) если отделяются от местоимения предлогом, пишется отдельно: кое с кем, кое в чем, кой о чем.

Частица -таки пишется через дефис после наречий (прямо-таки, так-таки, опять-таки, довольно-таки, верно-таки), частиц (действительно-таки, неужели-таки) и глаголов (пришел-таки, взял-таки); в остальных случаях она пишется отдельно. Например: мальчик таки добился своего, она таки настояла на своем, себе таки все достал, большой таки дом построили; ср.: … но таки упек своего товарища; …я таки запер ее и в этот раз. Сочетание все ж таки пишется три слова.

Примечание: если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то в одних случаях дефис сохраняется, а в других опускается. Например: Машины с фруктами прибыли. Не купите ли-с? Кому же нибудь я должен это рассказать. Мы бы де этого не сделали.

Реже встречается случай двойного присоединения частиц с дефисом, например: Потом следует заметка, что такой-то де стих известен, а такой-то нет. В этих случаях целесообразно второй дефис опускать.


  • Правописание частиц . Раздельное написание частиц . Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех случаев, когда они входят в состав целых слов (чтобы...


  • Правописание частица )...


  • Правописание частицы ни. Частица


  • Правописание частицы ни. Частица ни (безударная) входит в состав отрицательных местоимений никто, никакой.


  • Правописание союзов. Союз чтобы пишется слитно в отличие от сочетания что бы (местоимение и частица )...


  • Правописание частиц . Раздельное написание частиц . Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключением тех... подробнее ».


  • Правописание местоимений. 1. Если личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они)
    Сочетания не кто иной, как; не что иное, как выполняют роль частиц именно, как раз.

76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

  • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
  • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

  • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

Правописание частиц НЕ с разными частями речи

часть речи

раздельно

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

причаст.

причастив

если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)

1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."

  • Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
  • Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Раздельное написание частиц

1. Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно, например: сделал бы, если бы, если б, однако же, однако ж, вот же ж ты какой, едва ли, всегда ль.

2. Раздельно пишутся частицы ведь, вот, мол и некоторые другие.

Дефисное написание частиц

1. Пишутся через дефис частицы -то, -либо, -нибудь, кое- (кой-), -ка, -де, -с, -тка, -тко, например: кто-то, что-либо, чей-нибудь, кое-какой, скажите-ка, на-ка, на-кась, нате-ка, нате-кась, он-де, да-с;на-тка, на-ткась, ну-ка, ну-кась, ну-тко, гляди-тко.

2. Частица -то присоединяется дефисом к местоимениям и наречиям не только для выражения неопределенности, но и для придания им оттенка эмоциональности, например: Высоко летает, да где-то сядет? Посмотрим, как-то он обо мне печется (Тургенев).

Пишется также через дефис слово как-то перед перечислением однородных членов предложения, например: К краснолесью относятся хвойные деревья, как-то: сосна, ель, пихта .

Примечание 1: Если частица -то попадает в середину сложного слова, части которого соединяются дефисом, то дефис пишется только перед частицей, а после нее опускается, например: Подобру-то поздорову, а убираться все же не хочется; Шуры-то муры ваши с сестрицей моей я вижу (Тургенев).

Примечание 2: Частица как будто пишется без дефиса в два слова, например: Тише! Как будто стучат.

3. Частица кое-(кой-), оторванная от местоимения предлогом, пишется отдельно, например: кое у кого, кое в чем, кой с каким.

4. Частица -таки пишется через дефис:

а) после наречий, например: верно-таки, довольно-таки, опять-таки, прямо-таки, так-таки;

б) после частиц, например: все-таки, действительно-таки, неужели-таки;

в) после глаголов, например: настоял-таки, ушел-таки .

В остальных случаях таки пишется отдельно, например: старик таки добился своего, она таки бросила семью, большую таки дачу себе построили . Ср.: ...но таки упек своего товарища (Гоголь); ...я таки запер ее и в этот раз (Достоевский).

5. Если частица, которая пишется через дефис, стоит после другой частицы, то дефис опускается, например: все же таки, мы бы де так не поступили . Ср.: Такой-то де старик... и зол и подл (Пушкин); Кому же нибудь я должен это сказать! (Тургенев). Но: Не купите ли-с? (Данилевский); как же-с (частица -с присоединяется дефисом также к предшествующей частице).

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Дефисное написание предлогов

Пишутся через дефис сложные предлоги: из-за, из-под (более употребительные) и по-за, по-над, no-под, с-под, для-ради, за-ради (менее употребительные), например: из-за стола, из-под шкафа, спрятался по-за корчму (Куприн), по-над берегом моря рысью поскакал (Гайдар), трое едут по-под лесом (Л. Толстой).

Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний

1. Пишутся слитно предлоги: ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх , например: ввиду возможных осложнений (но: в виду города, иметь в виду ), вроде глубокой траншеи (но: в роде Артамоновых ), вследствие засухи (но: включить в следствие ), наподобие рычага, справиться насчет расписания (но: перевести на счет вкладчика ).

2. Пишутся раздельно предлоги: в виде, в связи с, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение (последние четыре предлога употребляются при обозначении времени и имеют на конце е ), например: в виде исключения, в связи с отъездом, в продолжение зимнего сезона (ср.: сюжетные изменения в продолжении романа ), в течение двух часов (ср.: неожиданные перемены в течении болезни ), в заключение своего выступления (ср.: основные положения в заключении юриста ).

Примечание: Сочетания в заключение, в завершение имеют и наречное значение, но правописание с е на конце от этого не меняется, например: что сказать в заключение, в завершение (в конце, под конец).

Частицами считаются служебные слова, придающие предложениям дополнительные смысловые или даже эмоциональные оттенки. Частицы делятся на: 1) указательные: вот, вон, это ; 2) уточнительные: как раз, именно , 3) ограничительные: лишь, только ; 4) усилительные: даже, ведь , 5) отрицательные: не, ни ; 6) модальные: да, нет ; 7) вопросительные: неужели, ли ; 8) формообразующие: бы, пускай, -ка , и т.д.

Для справки можно для себя разграничить некоторые современные формы написания частиц в тексте.

Через дефис пишутся такие частицы: -то, -либо, -нибудь, -ка, -с, -де, кое- (кой-)…

Примеры: книгу-то , кого-либо , кто-нибудь , ну-ка , заеду-ка , благодарю-с , кое -где , кой- кого…

Особо следует сейчас обратить внимание на такие сомнительные моменты, где часто допускают ошибки.

Во-первых, частица -де пишется, как правило, через дефис: сказал-де.

Но есть случаи, когда дефис не ставится. Например, у Ф.Достоевского в «Братьях Карамазовых» читаем: «Не оттого ли де он молчит, что меня презирает, думая, что я его похвалы ищу? »

Пример: все ж таки .

Но это правило не касается частицы -с.

Пример: не послушаете ли-с ?

Во-вторых, через дефис пишется частица -таки - с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки, неужели-таки.

Примеры: взял-таки , окончательно-таки . Он все-таки устал. Ему так-таки не разрешили. Неужели-таки вернется к нам!

А вот после других частей речи таки пишется раздельно.

Пример: Он таки добился своего . Я таки полагаю...

Раздельно пишутся следующие частицы: же (ж), бы (б), ли (ль), пусть, будто, да, только, лишь, дескать, как будто, почти что, вон, вот, мол, ведь:

Примеры:

Мы же стали бы друзьями. Он ли это? Пусть всегда будет солнце! Он будто бы расцветает. Да он сам хочет! Только бы не опоздать! Сказал лишь два слова. Он, дескать , не говорил ничего подобного. Как будто ничего не происходит. Почти что решил эту проблему. А здесь вон , сколько домов пустует. А вот и они собрались в путь! Говорит, мол , ему разрешили. Он ведь так и не признался.

Раздельно пишется также частица кое, если после нее стоит предлог.

Примеры: кое у кого, кой с кем.

К сложным случаям относятся следующие сочетания:

точно так же , то же самое, тот же , тотчас же , всё так же , к тому же , то-то же.

Раздельно пишутся также следующие похожие (омонимичные) сочетания частиц с местоимениями и наречиями:

Мы построили свой дом так же , как и вы («также» нельзя заменить на «тоже», но можно поставить «таким же образом»).

То же произошло с нами и сегодня («то же самое»).

Что бы ни случилось, он будет здесь. (или: Что ни произошло бы...)

Слитно пишутся частицы, входящие в состав таких слов, как:

также , неужели , даже , тоже , чтобы.

Примеры: Мы также хотим в музей («также» можно заменить на «тоже»). Он неужели не догадался? Ему даже двух хватило бы! Она тоже мила. Чтобы встретить тебя, я приехал сюда.

Известно, что все простые вещества условно можно разделить на простые вещества-металлы и простые вещества-неметаллы.

МЕТАЛЛЫ, по определению М. В. Ломоносова - это «светлые тела, которые ковать можно». Обычно это ковкие блестящие материалы, обладающие высокой тепло- и электропроводностью. Эти физические и многие химические свойства металлов связаны со способностью их атомов ОТДАВАТЬ электроны.

НЕМЕТАЛЛЫ, напротив, способны ПРИСОЕДИНЯТЬ электроны в химических процессах. Большинство неметаллов проявляют противоположные металлам свойства: не блестят, не проводят электрический ток, не куются. Являясь противоположными по свойствам, металлы и неметаллы легко реагируют друг с другом.

Эта часть Самоучителя посвящена краткому освещению свойств металлов и неметаллов. Описывая свойства элементов, желательно придерживаться следующей логической схемы:

1. Вначале описать строение атома (указать распределение валентных электронов), сделать вывод о принадлежности данного элемента к металлам или неметаллам, определить его валентные состояния (степени окисления) - см. урок 3;

2. Затем описать свойства простого вещества, составив уравнения реакций

  • с кислородом;
  • с водородом;
  • с металлами (для неметаллов) или с неметаллами (для металлов);
  • с водой;
  • с кислотами или со щелочами (там, где это возможно);
  • с растворами солей;

3. Затем нужно описать свойства важнейших соединений (водородных соединений, оксидов, гидроксидов, солей). При этом вначале следует определить характер (кислотный или основной) данного соединения, а затем, вспомнив свойства соединений этого класса, составить необходимые уравнения реакций;

4. И наконец нужно описать качественные реакции на катионы (анионы), содержащие этот элемент, способы получения простого вещества и важнейших соединений этого химического элемента, указать практическое применение изучаемых веществ этого элемента.

Так, если вы определите, что оксид кислотный, то он будет реагировать с водой, основными оксидами, основаниями (см. урок 2.1) и ему будет соответствовать кислотный гидроксид (кислота). При описании свойств этой кислоты также полезно заглядывать в соответствующий раздел: урок 2.2.

Металлы - это простые вещества, атомы которых могут только отдавать электроны. Такая особенность металлов связана с тем, что на внешнем уровне этих атомов мало электронов (чаще всего от 1 до 3) или внешние электроны расположены далеко от ядра . Чем меньше электронов на внешнем уровне атома и чем дальше они расположены от ядра, - тем активнее металл (ярче выражены его металлические свойства).

Задание 8.1. Какой металл активнее:

Назовите химические элементы А, Б, В, Г.

Металлы и неметаллы в Периодической системе химических элементов Менделеева (ПСМ) разделяет линия, проведённая от бора к астату. Выше этой линии в главных подгруппах находятся неметаллы (см. урок 3). Остальные химические элементы - металлы.

Задание 8.2. Какие из следующих элементов относятся к металлам: кремний, свинец, сурьма, мышьяк, селен, хром, полоний?

Вопрос. Как можно объяснить тот факт, что кремний - неметалл, а свинец - металл, хотя число внешних электронов у них одинаково?

Существенной особенностью атомов металлов является их большой радиус и наличие слабо связанных с ядром валентных электронов. Для таких атомов величина энергии ионизации* невелика.

* ЭНЕРГИЯ ИОНИЗАЦИИ равна работе, затрачиваемой на удаление одного внешнего электрона из атома (на ионизацию атома), находящегося в основном энергетическом состоянии.

Часть валентных электронов металлов, отрываясь от атомов, становятся «свободными». «Свободные» электроны легко перемещаются между атомами и ионами металлов в кристалле, образуя «электронный газ» (рис. 28).

В последующий момент времени любой из «свободных» электронов может притянуться любым катионом, а любой атом металла может отдать электрон и превратиться в ион (эти процессы показаны на рис. 28 пунктирами).

Таким образом, внутреннее строение металла похоже на слоёный пирог, где положительно заряженные «слои» атомов и ионов металла чередуются с электронными «прослойками» и притягиваются к ним. Наилучшей моделью внутреннего строения металла является стопка стеклянных пластинок, смоченных водой: оторвать одну пластинку от другой очень трудно (металлы прочные), а сдвинуть одну пластинку относительно другой очень легко (металлы пластичные) (рис. 29).

Задание 8.3. Сделайте такую «модель» металла и убедитесь в этих свойствах.

Химическая связь, осуществляемая за счёт «свободных» электронов, называется металлической связью .

«Свободные» электроны обеспечивают также такие физические свойства металлов, как электро- и теплопроводность, пластичность (ковкость), а также металлический блеск.

Задание 8.4. Найдите дома металлические предметы.

Выполняя это задание, вы легко найдёте на кухне металлическую посуду: кастрюли, сковородки, вилки, ложки. Из металлов и их сплавов делают станки, самолёты, автомобили, тепловозы, инструменты. Без металлов невозможна современная цивилизация, так как электрические провода также делают из металлов - Cu и Al. Только металлы годятся для получения антенн для радио- и телеприёмников, из металлов делают и лучшие зеркала. При этом чаще используют не чистые металлы, а их смеси (твёрдые растворы) - СПЛАВЫ.

Сплавы

Металлы легко образуют сплавы - материалы, имеющие металлические свойства и состоящие из двух или большего числа химических элементов (простых веществ), из которых хотя бы один является металлом. Многие металлические сплавы имеют один металл в качестве основы с малыми добавками других компонентов. В принципе, чёткую границу между металлами и сплавами трудно провести, так как даже в самых чистых металлах имеются «следовые» примеси других химических элементов.

Все перечисленные выше предметы - станки, самолёты, автомобили, сковородки, вилки, ложки, ювелирные изделия - делают из сплавов. Металлы-примеси (легирующие компоненты) очень часто изменяют свойства основного металла в лучшую, с точки зрения человека, сторону. Например, и железо и алюминий - довольно мягкие металлы. Но, соединяясь друг с другом или с другими компонентами, они превращаются в сталь, дуралюмин и другие прочные конструкционные материалы. Рассмотрим свойства самых распространённых сплавов.

Сталь - это сплавы железа с углеродом , содержащие последнего до 2 %. В состав легированных сталей входят и другие химические элементы - хром, ванадий, никель. Сталей производится гораздо больше, чем каких-либо других металлов и сплавов, и все виды их возможных применений трудно перечислить. Малоуглеродистая сталь (менее 0,25 % углерода) в больших количествах потребляется в качестве конструкционного материала, а сталь с более высоким содержанием углерода (более 0,55 %) идет на изготовление режущих инструментов: бритвенные лезвия, сверла и др.

Железо составляет основу чугуна . Чугуном называется сплав железа с 2–4 % углерода. Важным компонентом чугуна является также кремний. Из чугуна можно отливать самые разнообразные и очень полезные изделия, например крышки для люков, трубопроводную арматуру, блоки цилиндров двигателей и др.

Бронза - сплав меди , обычно с оловом как основным легирующим компонентом, а также с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка. Оловянные бронзы знали и широко использовали ещё в древности. Большинство античных изделий из бронзы содержат 75–90 % меди и 25–10 % олова, что делает их внешне похожими на золотые, однако они более тугоплавкие. Это очень прочный сплав. Из него делали оружие до тех пор, пока не научились получать железные сплавы. С применением бронзы связана целая эпоха в истории человечества: Бронзовый век.

Латунь - это сплавы меди с Zn, Al, Mg . Это цветные сплавы с невысокой температурой плавления, их легко обрабатывать: резать, сваривать и паять.

Мельхиор - является сплавом меди с никелем , иногда с добавками железа и марганца. По внешним характеристикам мельхиор похож на серебро, но обладает большей механической прочностью. Сплав широко применяют для изготовления посуды и недорогих ювелирных изделий. Большинство современных монет серебристого цвета изготавливают из мельхиора (обычно 75 % меди и 25 % никеля с незначительными добавками марганца).

Дюралюминий , или дюраль - это сплав на основе алюминия с добавлением легирующих элементов - медь, марганец, магний и железо. Он характеризуется своей стальной прочностью и устойчивостью к возможным перегрузкам. Это основной конструкционный материал в авиации и космонавтике.

Химические свойства металлов

Металлы легко отдают электроны, т. е. являются восстановителями . Поэтому они легко реагируют с окислителями.

Вопросы

  1. Какие атомы являются окислителями?
  2. Как называются простые вещества, состоящие из атомов, которые способны принимать электроны?

Таким образом, металлы реагируют с неметаллами. В таких реакциях неметаллы, принимая электроны, приобретают обычно НИЗШУЮ степень окисления.

Рассмотрим пример. Пусть алюминий реагирует с серой:

Вопрос. Какой из этих химических элементов способен только отдавать электроны? Сколько электронов?

Алюминий - металл , имеющий на внешнем уровне 3 электрона (III группа!), поэтому он отдаёт 3 электрона:

Поскольку атом алюминия отдает электроны, атом серы принимает их.

Вопрос. Сколько электронов может принять атом серы до завершения внешнего уровня? Почему?

У атома серы на внешнем уровне 6 электронов (VI группа!), следовательно, этот атом принимает 2 электрона:

Таким образом, полученное соединение имеет состав:

В результате получаем уравнение реакции:

Задание 8.5. Составьте, рассуждая аналогично, уравнения реакций:

  • кальций + хлор (Cl 2);
  • магний + азот (N 2).

Составляя уравнения реакций, помните, что атом металла отдаёт все внешние электроны, а атом неметалла принимает столько электронов, сколько их не хватает до восьми.

Названия полученных в таких реакциях соединений всегда содержат суффикс ИД :

Корень слова в названии происходит от латинского названия неметалла (см. урок 2.4).

Металлы реагируют с растворами кислот (см. урок 2.2). При составлении уравнений подобных реакций и при определении возможности такой реакции следует пользоваться рядом напряжений (рядом активности) металлов:

Металлы, стоящие в этом ряду до водорода , способны вытеснять водород из растворов кислот:

Задание 8.6. Составьте уравнения возможных реакций:

  • магний + серная кислота;
  • никель + соляная кислота;
  • ртуть + соляная кислота.

Все эти металлы в полученных соединениях двухвалентны.

Реакция металла с кислотой возможна, если в результате её получается растворимая соль. Например, магний практически не реагирует с фосфорной кислотой, поскольку его поверхность быстро покрывается слоем нерастворимого фосфата:

Металлы, стоящие после водорода, могут реагировать с некоторыми кислотами, но водород в этих реакциях не выделяется :

Задание 8.7. Какой из металлов - Ва, Mg, Fе, Рb, Сu - может реагировать с раствором серной кислоты? Почему? Составьте уравнения возможных реакций.

Металлы реагируют с водой , если они активнее железа (железо также может реагировать с водой). При этом очень активные металлы (Li – Al ) реагируют с водой при нормальных условиях или при небольшом нагревании по схеме:

где х - валентность металла.

Задание 8.8. Составьте уравнения реакций по этой схеме для К, Nа, Са . Какие ещё металлы могут реагировать с водой подобным образом?

Возникает вопрос: почему алюминий практически не реагирует с водой? Действительно, мы кипятим воду в алюминиевой посуде, - и… ничего! Дело, в том, что поверхность алюминия защищена оксидной пленкой (условно - Al 2 O 3). Если её разрушить, то начнётся реакция алюминия с водой, причём довольно активная. Полезно знать, что эту плёнку разрушают ионы хлора Cl – . А поскольку ионы алюминия небезопасны для здоровья, следует выполнять правило: в алюминиевой посуде нельзя хранить сильно солёные продукты!

Вопрос. Можно ли хранить в алюминиевой посуде кислые щи, компот?

Менее активные металлы, которые стоят в ряду напряжений после алюминия, реагируют с водой в сильно измельчённом состоянии и при сильном нагревании (выше 100 °C) по схеме:

Металлы, менее активные, чем железо, с водой не реагируют!

Металлы реагируют с растворами солей . При этом более активные металлы вытесняют менее активный металл из раствора его соли:

Задание 8.9. Какие из следующих реакций возможны и почему:

  1. серебро + нитрат меди II;
  2. никель + нитрат свинца II;
  3. медь + нитрат ртути II;
  4. цинк + нитрат никеля II.

Составьте уравнения возможных реакций. Для невозможных поясните, почему они невозможны.

Следует отметить (!), что очень активные металлы , которые при нормальных условиях реагируют с водой , не вытесняют другие металлы из растворов их солей, поскольку они реагируют с водой, а не с солью:

А затем полученная щёлочь реагирует с солью:

Поэтому реакция между сульфатом железа и натрием НЕ сопровождается вытеснением менее активного металла:

Коррозия металлов

Коррозия - самопроизвольный процесс окисления металла под действием факторов окружающей среды.

В природе практически не встречается металлов в свободном виде. Исключение составляют только «благородные», самые неактивные металлы, например золото, платина. Все остальные активно окисляются под действием кислорода, воды, кислот и др. Например, ржавчина образуется на любом незащищённом железном изделии именно в присутствии кислорода или воды. При этом окисляется железо:

а восстанавливаются компоненты атмосферной влаги:

В результате образуется гидроксид железа (II ), который, окисляясь, превращается в ржавчину:

Подвергаться коррозии могут и другие металлы, правда, ржавчина на их поверхности не образуется. Так, нет на Земле металла алюминия - самого распространённого металла на планете. Но зато основу многих горных пород и почвы составляет глинозём Al 2 O 3 . Дело в том, что алюминий мгновенно окисляется на воздухе. Коррозия металлов наносит колоссальный ущерб, разрушая различные металлические конструкции.

Чтобы уменьшить потери от коррозии, следует устранить причины, которые её вызывают. В первую очередь, металлические предметы следует изолировать от влаги. Это можно сделать разными способами, например, хранить изделие в сухом месте, что далеко не всегда возможно. Кроме того, можно поверхность предмета покрасить, смазать водоотталкивающим составом, создать искусственную оксидную плёнку. В последнем случае в состав сплава вводят хром, который «любезно» распространяет собственную оксидную плёнку на поверхность всего металла. Сталь становится нержавеющей.

Изделия из нержавеющей стали дороги. Поэтому для защиты от коррозии используют тот факт, что менее активный металл не изменяется, т. е. не участвует в процессе . Поэтому если к сохраняемому изделию приварить более активный металл, то, пока он не разрушится, изделие корродировать не будет. Этот способ защиты называется протекторной защитой.

Выводы

Металлы - это простые вещества, которые всегда являются восстановителями. Восстановительная активность металла убывает в ряду напряжений от лития к золоту. По положению металла в ряду напряжений можно определить, как металл реагирует с растворами кислот, с водой, с растворами солей.