Декрет советской власти 1917 года. Установление советской власти. Первые декреты советского государств. Отмена смертной казни
В первые часы, дни, месяцы прихода к власти большевиков ими был принят ряд законодательных актов, которые создали юридическую основу для осуществления их власти. Вплоть до принятия первой официальной Конституции в 1918 году именно первые декреты советской власти 1917 года и представляли собой основу конституционного законодательства нашей страны. Начало этому процессу было положено еще на Втором съезде, который включал в себя рабочих и солдатских депутатов, проходивший в тревожной обстановке Октябрьского восстания. Первые декреты советской власти были приняты этим съездом ранним утром 26 октября, они касались трех основных вопросов текущего момента – о мире, о земле и о власти. Декретом «О мире» только что появившееся советское государство призывало все воюющие страны заключить перемирие и сесть за стол переговоров. При этом переговоры эти должны вестись без всяких требований об аннексиях и контрибуциях. Помимо этого, в данном декрете декларировался отказ России от тайной дипломатии, а также шла речь о стремлении нового правительства вести борьбу за освобождение стран и народов от колониального гнета. Первые декреты советской власти не могли не затронуть и важнейшую внутреннюю проблему страны – вопрос о земле.
Принятый на этом же съезде Декрет «О земле» был во многих своих положениях скопирован с программы эсеров, которые так и не решились воплотить ее в жизнь. В частности, краеугольным камнем этого декрета был отказ от частной собственности на землю, провозглашалась так называемая «социализация земли», то есть передача ее в собственность всего народа. На деле это означало для крестьян два важнейших последствия: во-первых, они не могли по своему усмотрению распоряжаться землей, а должны были согласовывать свои действия с местными органами власти или с коллективными хозяйствами. Во-вторых, крестьяне должны были получать доходы от общего владения землей в виде прямых дотаций, а также в виде различных социальных проектов.
Первые декреты советской власти и в первую очередь «Декрет о земле» давали четкое понимание того, что все недра будут принадлежать государству, которое возьмет на себя обязанность не только разрабатывать их, но и перераспределять полученные от их эксплуатации доходы. Первые декреты советской власти обязаны были дать понять и населению, и внимательно следившим за развитием событий иностранцам, что же будет на практике означать эта самая советская власть.
Первым кирпичиком в этом процессе стал принятый также 26 октября декрет «Об учреждении СНК». Совет народных комиссаров, первый состав которого состоял исключительно из представителей большевиков, объявлялся высшим исполнительным органом власти в Советской России. В то же время в этом же декрете специально подчеркивалось, что контроль за деятельностью СНК, в том числе и право на внесение изменений в его состав, принадлежит съезду рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, он стал, таким образом, номинально высшим органом власти в государстве. В то же время понятие «первые декреты советской власти» нельзя ограничивать только этими тремя правовыми актами. В первые недели и месяцы после осуществления революции был принят еще ряд декретов, которые заложили основы советского строя.
Все их можно условно разделить на следующие группы:
1. Декреты советской власти, заложившие экономическую основу нового строя. К ним можно отнести «Положение о рабочем контроле», декреты «О национализации банков» и «О национализации внешней торговли». Фактически именно эти декреты стали основой для введения в дальнейшем политики «военного коммунизма».
2 . Декреты советской власти, в которых формулировались правовые основы нового государства. Это в первую очередь декреты «Об утверждении законов», «О суде», «О ВСНХ».
3. Первые декреты советской власти, уделявшие внимание правовому положению различных групп и слоев населения. Это и постановление «О восьмичасовом рабочем дне», декреты «О печати», и «Об уничтожении сословий». Таким образом, первые декреты советской власти 1917 г. заложили определенный фундамент в формировании молодого советского государства. В то же время, следует подчеркнуть, что быстро изменявшаяся внутренняя и внешняя обстановка очень быстро заставили Ленина и его коллег вносить изменения в свои первоначальные постановления.
20.1. Первые декреты Советской власти (октябрь 1917 – март 1918 г.). Судьба учредительного собрания.
Утром 25 октября 1917 г. Военно-революционный комитет от имени Петроградского Совета объявил Временное правительство низложенным.
Открывшийся вечером того же дня II Всероссийский съезд Советов санкционировал переход власти к Советам.
Через 2 часа после ареста Временного правительства II Всероссийский съезд Советов ратифицировал два основных декрета - “Декрет о мире ” и “Декрет о земле ”. Согласно первому декрету всем воюющим странам предлагалось начать переговоры о мире, справедливом и демократическом. Предполагалась отмена тайной дипломатии, опубликование секретных договоров. Мир следовало заключить без аннексий и контрибуций . Все союзники России отказались рассматривать эти предложения.
“Декрет о земле ” учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе, выработанной на основе 242 крестьянских местных наказов. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли. Помещичья собственность отменялась и передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов. Вводилось уравнительное землепользование, запрещался наемный труд и аренда земли.
Так, с октября по декабрь 1917 г. были приняты:
Декрет о введении восьмичасового рабочего дня;
Декрет о печати;
Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов
25 марта 1917 г. постановлением Временного правительства было созвано Особое совещание для разработки проекта положения о выборах в Учредительное собрание. В итоге был подготовлен достаточно демократический избирательный закон, вводивший всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании без каких-либо цензов, кроме возраста. Но выборы под разными предлогами откладывались, их дата несколько раз переносилась. В это время инициатива перешла в руки большевиков. Они добились принятия декретов о земле и мире, которые отвечали основным чаяниям народов России. В результате большевики сохранили власть в стране. Однако разгон ими Учредительного собрания исключал гражданский мир и демократическое развитие страны.
10 января 1918 г. открывшийся в Петрограде III Всероссийский съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов провозгласил Российскую Советскую Республику. Съездом были приняты: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием; закон «О социализации земли», утверждавший принципы уравнительного землепользования; резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики».Кроме того, была дана санкция на роспуск Учредительного собрания.
20.2. Внешняя политика в ссср в 1930 гг.
Официальная внешняя политика СССР в 30-е была основана на стремлении восстановить дипломатические отношения с другими странами. Не официально внешняя политика Советского государства должна была привести распространению идеологии коммунизма и идей мировой революции. Однако постепенно к началу 30-х годов правительство понимает, что это невозможно. На первый план выходит необходимость укрепления власти в стране.
Благодаря работе советских дипломатов уже к началу 20-х годов была снята экономическая блокада. А к 1933 г. новое государство фактически было признано. В 1924 г. успешно налаживались дипломатические связи с заграницей. Была возобновлена торговля с важнейшими европейскими державами: Англией, Италией, Германией и другими. Во многом это стало возможно благодаря деятельности первых советских наркомов иностранных дел (Чичерин, Литвинов). Так же, способствовало улучшению международной ситуации и подписание декрета о концессиях СНК (1920, 23 ноября).
Правительство СССР, несмотря на достаточно сложную ситуацию в стране, отслеживало и изменения в международной обстановке. Внешняя политика СССР накануне войны, после прихода к власти в Германии партии национал-социалистов была первоначально направлена на укрепление границ и формирование серьезной европейской системы безопасности. Советские дипломаты активно действовали именно в этом направлении. Однако дипломатические усилия не принесли ощутимых результатов, что в итоге, привело к некоторому сближению СССР и Германии. Советский Союз становится участником Лиги Наций (1934 г.), в следующем году был заключен договор о взаимопомощи с Францией. Это обстоятельство с успехом использовал Гитлер. Заключение договора, расцененное как действие, направленное против Германии спровоцировало во многом захват Рейнской области.
События внешней политики уже тогда позволяли предположить вероятность военного конфликта с Германией. Однако курс на сближение давал Советскому Союзу время на развитие промышленности и экономики, создание боеспособной армии. Страна всеми силами стремилась предотвратить слишком раннее начало противостояния.
Результатом смены внешнеполитического курса стали пакт Молотова-Риббентропа о ненападении, заключенный между СССР и Германией в августе 1939 г. и протокол (секретный) о разграничении сфер влияния двух держав. В то же время, дипломатические отношения с Францией и Англией были разорваны.
В 1917 году, открыла в истории нашей страны новую страницу. Дело не только и не столько в том, что в результате вооруженного переворота эсеро-меньшевистское было заменено Советом народных комиссаров большевиков, а в том, что, начиная с этой знаменательной октябрьской ночи, в российской республике изменился основной принцип организации власти, произошел коренной переворот во взаимоотношениях государства и общества.
В первые часы, дни, месяцы ими был принят ряд законодательных актов, которые создали юридическую основу для осуществления их власти. Вплоть до принятия первой официальной Конституции в 1918 году именно первые декреты советской власти 1917 года и представляли собой основу конституционного законодательства нашей страны. Начало этому процессу было положено еще на Втором съезде, который включал в себя рабочих и солдатских депутатов, проходивший в тревожной обстановке Октябрьского восстания. Первые декреты советской власти были приняты этим съездом ранним утром 26 октября, они касались трех основных вопросов текущего момента - о мире, о земле и о власти.
Декретом «О мире» только что появившееся советское государство призывало все воюющие страны заключить перемирие и сесть за стол переговоров. При этом переговоры эти должны вестись без всяких требований об аннексиях и контрибуциях. Помимо этого, в данном декрете декларировался отказ России от тайной дипломатии, а также шла речь о стремлении нового правительства вести борьбу за освобождение стран и народов от колониального гнета. Первые декреты советской власти не могли не затронуть и важнейшую внутреннюю проблему страны - вопрос о земле.
Принятый на этом же съезде Декрет «О земле» был во многих своих положениях скопирован с программы эсеров, которые так и не решились воплотить ее в жизнь. В частности, краеугольным камнем этого декрета был отказ от частной собственности на землю, провозглашалась так называемая «социализация земли», то есть передача ее в собственность всего народа. На деле это означало для крестьян два важнейших последствия: во-первых, они не могли по своему усмотрению распоряжаться землей, а должны были согласовывать свои действия с местными органами власти или с коллективными хозяйствами. Во-вторых, крестьяне должны были получать доходы от общего владения землей в виде прямых дотаций, а также в виде различных социальных проектов. Первые декреты советской власти и в первую очередь «Декрет о земле» давали четкое понимание того, что все недра будут принадлежать государству, которое возьмет на себя обязанность не только разрабатывать их, но и перераспределять полученные от их эксплуатации доходы.
Первые декреты советской власти обязаны были дать понять и населению, и внимательно следившим за развитием событий иностранцам, что же будет на практике означать эта самая советская власть. Первым кирпичиком в этом процессе стал принятый также 26 октября декрет «Об учреждении СНК». первый состав которого состоял исключительно из представителей большевиков, объявлялся в Советской России. В то же время в этом же декрете специально подчеркивалось, что контроль за деятельностью СНК, в том числе и право на внесение изменений в его состав, принадлежит съезду рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, он стал, таким образом, номинально высшим органом власти в государстве.
В то же время понятие «первые декреты советской власти» нельзя ограничивать только этими тремя правовыми актами. В первые недели и месяцы после осуществления революции был принят еще ряд декретов, которые заложили основы советского строя. Все их можно условно разделить на следующие группы:
1. Декреты заложившие экономическую основу нового строя. К ним можно отнести «Положение о рабочем контроле», декреты «О национализации банков» и «О национализации внешней торговли». Фактически именно эти декреты стали основой для введения в дальнейшем политики «военного коммунизма».
2. Декреты в которых формулировались правовые основы нового государства. Это в первую очередь декреты «Об утверждении законов», «О суде», «О ВСНХ».
3. Первые декреты советской власти, уделявшие внимание правовому положению различных групп и слоев населения. Это и постановление «О восьмичасовом рабочем дне», декреты «О печати», и «Об уничтожении сословий».
Таким образом, первые декреты советской власти 1917 г. заложили определенный фундамент в формировании молодого советского государства. В то же время, следует подчеркнуть, что быстро изменявшаяся внутренняя и внешняя обстановка очень быстро заставили Ленина и его коллег вносить изменения в свои первоначальные постановления.
Декрет о мире (26 октября (8 ноября)) предлагал немедленно прекратить войну и начать переговоры между всеми воюющими странами о заключении мира без захвата чужих земель и насильственного присоединения живущих там народностей и без контрибуций.Возможность тайного рассмотрения условий мира отверглась.Отменялись все тайные договора,заключенные царским и Временным правительством, и сообщалось об их предстоящей полной публикацией.Декрет о мире, претендуя на статус государственного акта, имел ярко выраженную пропагандистскую направленность. Он обращался то к правительствам, то, через их головы, к народам воюющих стран. Он разрушал общепризнанную союзниками формулу окончания войны: его обращение ко всем конфликтующим державам, в том числе и к Германии, таило угрозу сепаратного мира и односторонне изменяло принятые ранее Россией обязательства. Признавая справедливым лишь мир без аннексий и контрибуций, Декрет содержал оговорку о том, что данное требование не должно считаться ультимативным и что можно рассматривать всякие другие условия мира. Политическая декларация, таким образом, претендовала на определение конкретных форм дипломатической игры. В декабре 1917г сначала союзники, а затем и Германия отвергли большевистскую схему окончания войны. Декрет о мире не прекратил войну, Он лишь юридически признал ее невозможность для России, распадающаяся армия которой не могла ни воевать, ни просто существовать как целое.
Декрет о земле (26 октября (8 ноября))был основан на сводке 242 крестьянских наказов, и уже одним этим ограничивалось риторическое творчество Ленина. Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно и безо всякого выкупа. Все земле передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного собрания. Запрещалась порча конфискуемого имущества и предусматривалась его строгая охрана. Отменялось право частной собственности на землю: земельные участки нельзя было продавать, покупать, обменивать или отдавать в залог. Недра земли, а также леса и воды, имевшие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства. Земля распределялась “между трудящимися”, в зависимости от местных условий, по трудовой или потребительной норме (т.е по числу работников или едоков). Декрет лишь ускорил аграрную революцию 1917г., но не он послужил ее началом и не он прекратил тот обыкновенный грабеж, в который вылился захват помещичьих угодий еще до опубликования закона и о земле. Крестьянские волнения в это время приобрели размах вследствие безвластия в государстве, что сделало возможным безнаказанное нарушение правового порядка.
Судьба Учредительного собрания.
Осенью 1917 г. был подготовлен закон о выборах в Учредительное собрание и назначены их сроки.Голосование состоялось 12 ноября 1917 г. Большевики получили чуть меньше 24% голосов, ненамного опередив так называемые «буржуазные» партии. Большевики вынуждены были отказаться от того, чтобы использовать Учредительное собрание как политическую ширму. Они признали результаты выборов. Ими была отвергнута идея однородного социалистического правительства, которое должно было прийти на смену Совету народных комиссаров и состоять из представителей всех левых партий. Вместе с тем большевики пошли на создание союза с левыми эсерами, предложив им несколько не очень значительных постов в правительстве. Таким образом, лавирование правящей группы уже в то время имело свои границы. Когда возникала реальная угроза их позициям, новые власти, не колеблясь, последовательно и жестко устраняли все, что стояло на их пути. Уже в конце октября – начале ноября 1917 г. начались увольнения и аресты чиновников центральных государственных учреждений, отказавшихся исполнять советские декреты. В ноябре 1917 г., спустя несколько дней после петроградского переворота, были запрещены все крупнейшие «буржуазные» газеты. Эта мера скоро коснулась и «социалистической» прессы, не прекращавшей критику действий большевистских комиссаров.
28 ноября 1917 г. был издан «Декрет об аресте вождей Гражданской войны против революции». Он отмечал, что «члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов». Фактически это первое применение института заложников: кадетов объявили виновными за действия Л.Г. Корнилова и А.М. Каледина, разгонявших Советы на Дону. Наконец, 7 декабря 1917 г. СНК формирует комиссию по борьбе с саботажем, впоследствии получившей название Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
7 января был опубликован Декрет ВЦИК о роспуске Учредительного собрания. Это мотивировалось, во-первых, тем, что результаты выборов 12 ноября уже не отражают реального соотношения сил в стране, которое изменилось в пользу большевиков, и, во-вторых, тем, что именно Советы, а не Учредительное собрание, способны «победить сопротивление имущих классов».
Роспуском Учредительного собрания фактически возводился каркас однопартийной системы в России. Отстранение от участия в политической жизни страны всех партий, кроме большевиков и левых эсеров, становилось в условиях советского режима неизбежной предпосылкой к установлению власти одной партии.
Декрет | Дата | Содержание |
Декрет о земле | 26 октября 1917 г. | Ликвидация помещичьего землевладения, национализация земли и передача права распоряжаться ею волостным земельным комитетам и местным Советам крестьянских депутатов |
Декрет о мире | 26 октября 1917 г. | Предложения к воюющим сторонам о заключении мира без аннексий и контрибуции |
Декрет о печати | 27 октября 1917 г. | Запрет на издание ряда правых газет, выступавших против Советской власти |
Декрет о восьмичасовом рабочем дне | 29 октября 1917 г. | Установление восьмичасового рабочего дня в промышленности |
Декларация прав народов России | 2 ноября 1917 г. | Провозглашение равенства и суверенитета народов России, право на свободное самоопределение вплоть до отделения |
Декрет об уничтожении сословий, гражданских, придворных и военных чинов | 11 ноября 1917 г. | Ликвидация сословного деления общества и введение единого наименования - гражданин Российской республики |
В сложных условия послеоктябрьского становления Советской власти большевики пошли на политический союз с левыми эсерами. 17 ноября 1917 г. в состав СНК вошли три представителя этой партии (А.Л. Колегаев, И.З. Штернберг, П.П. Прошьян).
Коалиция большевиков и левых эсеров просуществовал до марта 1918 г., когда в знак протеста против Брестского мира с Германией левые эсеры вышли из состава Советского правительства.
15.4.2. Учредительное собрание и его судьба
Проблема Учредительного собрания в России, которое рассматривалось всегда как альтернатива самодержавию, существовала на разных этапах исторического развития страны. В начале XX в. требование созыва Учредительного собрания содержалось в программах большинства политических партий либерального и социалистического толка. С февраля 1917 г. это требование стало всеобщим.
25 марта 1917 г. постановлением Временного правительства было созвано Особое совещание для разработки проекта положения о выборах в Учредительное собрание. В итоге был подготовлен достаточно демократичный избирательный закон, вводивший всеобщее (включая женщин и военнослужащих) прямое и равное избирательное право при тайном голосовании без каких-либо цензов, кроме возрастного (для всех - 20 лет, для военнослужащих -18 лет).
Но выборы под разными предлогами откладывались, их дата несколько раз переносилась. Вначале они были назначены на 17 сентября, затем отсрочены до 12 ноября 1917 г. В это время инициатива перешла в руки большевиков. Захватив власть, они добились принятия
II Всероссийским съездом Советов декретов о земле и мире, которые отвечали основным чаяниям народов России, поэтому большевики, осуществив выборы в Учредительное собрание и не победив на них, сумели разогнать 6 января 1918 г. Учредительное собрание и сохранить власть в стране (схема 207).
15.4.3. III съезд Советов
После роспуска Учредительного собрания большевики быстро осуществили дополнительные меры по укреплению советской государственности.
10 января 1918 г. в Петрограде открыт III Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских депутатов, провозгласивший Российскую Советскую Республику. Съездом были приняты:
«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», отвергнутая Учредительным собранием;
Закон «О социализации земли», утверждавший принципы уравнительного землепользования;
Резолюция «О федеральных учреждениях Российской Республики».
Кроме того, Временное рабочее и крестьянское правительство было
переименовано в Рабочее и крестьянское правительство Российской Советской Республики и была дана санкция на роспуск Учредительного собрания.
15.4.4. Выход России из войны и Брестский мир с Германией
В ноябре 1917 г. большевики начали работу по реализации Декрета о мире. Народный комиссар по иностранным делам Л.Д. Троцкий обратился к главам всех воюющих государств с предложением о заключении всеобщего демократического мира (схема 208). Однако согласие на переговоры выразили только державы германского блока.
Для большевиков сложность проблемы заключалось в том, что, во- первых, вопросы войны и мира увязывались с идеей мировой революции, победой социализма в международном масштабе путем революционной войны и оказания помощи пролетариату других стран для борьбы с буржуазией и, во-вторых, в самой большевистской партии не было единого мнения по этому вопросу. В.И. Ленин настаивал на заключении сепаратного мира с Германией с целью сохранения Советской власти в условиях развала армии и кризиса экономики. Противоположную точку зрения высказывали «левые коммунисты» во главе с Н.И. Бухариным, которые настаивали на продолжении революционной войны, что, по их мнению, должно было привести к мировой революции.
Компромиссную и одновременно парадоксальную позицию занимал Л.Д. Троцкий, выразивший ее в формуле: «Войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». Он полагал, что Германия не способна вести крупные наступательные действия, и, по-видимому, переоценивал революционный потенциал европейских рабочих.
В связи с этим первоначальная тактика большевистской делегации на переговорах, которые начались в Брест-Литовске, строилась на принципах затягивания переговорного процесса, так как считалось, что вот- вот грянет социалистическая революция в Европе. Но это были лишь иллюзорные ожидания.
28 января 1918 г. советская делегация во главе с Л.Д. Троцким на переговорах отказалась принять германские условия мирного договора, прервала их и покинула Брест-Литовск.
18 февраля 1918 г. немцы начали наступление по всему Восточному фронту и значительно продвинулись в глубь страны. 23 февраля 1918 г. Советская Россия получила новый германский ультиматум с еще более тяжелыми условиями заключения мира. Путем неимовер-
Итоги:
S ультиматум Германии и наступление ее войск по всему фронту; S подписание 3 марта 1918 г. мирного договора на очень тяжелых для России условиях:
Потеря западных территорий;
Выплата контрибуции;
Демобилизация войск и флота
пых усилий В.И. Ленину удалось добиться согласия партийно-советского руководства на принятие немецких условий по мирному договору.
3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был подписан мирный договор между Советской Россией и государствами германо-австрийского блока. Россия теряла территорию в 1 млн квадратных километров: Польшу, Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Украину, а также города Каре, Ардаган и Батум, передававшиеся Турции. Договор обязывал Советскую Россию демобилизовать армию и флот, установить выгодные для Германии таможенные пошлины, выплатить контрибуцию.
Брестский мир с Германией констатировал поражение России в Первой мировой войне.
15.5. Россия в годы Гражданской войны и интервенции
15.5.1. Причины, начало и периодизация
Гражданская война - это всегда трагедия. В России она возникла в результате революционных событий, произошедших в первые десятилетия XX в.
Гражданская война - это вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социально-экономические, политические, национальные и психологические противоречия, которые и стали ее причинами.
К развертыванию всеохватывающей Гражданской войны в России привели и сопротивление бывших господствующих классов, которые лишились власти и собственности, и разгон Учредительного собрания, и подписание Брестского мира с Германией, и деятельность большевистских продотрядов и комбедов в деревне, которая привела к резкому обострению отношений между Советской властью и крестьянством. Огромное значение имели не замечавшиеся ранее психологические установки в обществе на готовность решения вопросов с помощью насилия и военных действий, в значительной степени приобретенные в период Первой мировой войны (схема 209).
В России Гражданская война сопровождалась иностранной интервенцией, которая была обусловлена^стремлением зарубежных государств вернуть свои долги и собственность, а также воспрепятствовать распространению мировой революции, о жизненной важности которой все время говорили большевики.
Вопрос о начале и периодизации Гражданской войны до сих пор носит дискуссионный характер. Наиболее распространенными дати-
Схема 209 |
ровками начала Гражданской войны являются 1917 г. (февраль, июль, октябрь) и 1918 г. (май - июнь). Некоторые современные историки считают невозможным назвать время ее начала и считают целесообразным говорить о стадиях «вползания» в войну.
Современный российский историк академик ЮЛ. Поляков дал следующую периодизацию Гражданской войны 1917-1922 гг.:
февраль - март 1917 г. - насильственное свержение самодержавия и открытый раскол общества по социальному принципу;
март - октябрь 1917 г. - усиление социально-политического противостояния в обществе. Неудачная попытка российских демократов установить мир в стране;
октябрь 1917 г. - март 1918 г. - насильственное свержение Временного правительства и новый раскол общества;
март - июнь 1918 г. - террор, локальные военные действия, формирование «красными» и «белыми» своих армий;
лето 1918 г. - конец 1920 г. - массовые сражения между регулярными войсками, иностранная интервенция;
1921 -1922 гг. - затухание Гражданской войны, военные действия на окраинах страны.
Современный американский историк В.Н. Бровкин выделяет следующие периоды:
1918 г. - распад империи; борьба большевиков и социалистов (меньшевиков и эсеров); начало интервенции; выступление крестьян против комбедов;
1919 г. - год «белых»: наступление армий А.И. Деникина, А.В. Колчака и др.; поддержка крестьянством большевиков из-за угрозы конфискации «белыми» земли в пользу помещиков;
1920-1921 гг. - годы «красных и «зеленых»: победа большевиков в Гражданской войне; отмена под давлением «зеленых» продразверстки и введение свободной торговли.
В учебной литературе сохраняется традиция начинать историю Гражданской войны с весны - лета 1918 г. и выделять следующие основные этапы:
май - ноябрь 1918 г. - борьба Советской власти с так называемой «демократической контрреволюцией» (бывшие члены Учредительского собрания, представители меньшевиков, эсеры и др.);
ноябрь 1918 г. - март 1919 г. - основные сражения на Южном фронте страны (Красная Армия - армия Деникина);
март 1919 г. - март 1920 г. - основные военные действия на Восточном фронте (Красная Армия - армия Колчака);
апрель - ноябрь 1920 г. - советско-польская война; разгром войск Врангеля в Крыму;
1921 -1922 гг. - завершение Гражданской войны на окраинах России. Л
15.5.2. Военно-политические силы и движения
Основные события, произошедшие в период Гражданской войны на фронте и в тылу представлены в табл. 42.
Таблица 42 !
|
Продолжение табл. 42
|
Окончание табл. 42
|
«Белое движение». Оно сформировалось в ноябре 1917 г. на юге России, в Новочеркасске, путем создания воинских офицерских формирований. Но офицеры неправильно поняли характер борьбы и не осознали необходимости выдвижения приемлемой для народа программы. Они считали, что их единственной задачей было разгромить Красную Армию.
«Белые» не смогли наладить конструктивного сотрудничества с другими антибольшевистскими силами, подозрительно относились к рабочим и крестьянам. В значительной степени именно этим объясняется их историческое поражение в Гражданской войне.
«Красные» (большевики). Они считали, что революция и Гражданская война неразрывны, поэтому готовились к ней и создавали военные формирования. Сначала это была Красная Гвардия, а затем массовая регулярная Красная Армия.
С помощью насилия, террора, жесточайшего централизма во всех сферах жизнедеятельности общества большевики склонили чашу весов на свою сторону.
«Демократическая контрреволюция». После разгона большевиками Учредительного собрания был упущен реальный шанс предотвратить Гражданскую войну (схема 210). В результате чехословацкого мятежа весной 1918 г. и выступления антибольшевистских сил в России, началось открытое противостояние.
В Самаре возник так называемый комитет членов Учредительного собрания во главе с эсером В. Вольским, в Омске - временное сибирское правительство во главе с П. Вологодским, в Архангельске - верховное правительство Северной области во главе с Н.В. Чайковским, и др. Летом 1918 г. их лидерам казалось, что большевики находятся на последнем издыхании и освободить Россию от большевизма способна только провинция. Но очень скоро (к осени 1918 г.) военные поражения противников большевиков из числа социалистов сняли с повестки дня вопрос о «демократической контрреволюции».
«Зеленые». Так называлось крестьянское движение в период Гражданской войны, выступавшее как против «красных», так и против «белых». Из наиболее значимых можно выделить движение под руководством Н.И. Махно (им была создана^республика Гуляй-поле») и крестьянское восстание в Тамбовской губернии под предводительством А.С. Антонова.
Национальные движения. Одна из важных линий Гражданской войны - национальные движения, а именно: борьба за образование самостоятельной государственности и отделение от России.
Схема 210 |
Наиболее ярко это проявилось на Украине. В Киеве после февральской революции, в марте 1917 г., была создана Центральная Рада, отражавшая украинскую национальную идею. В январе 1918 г. она вступила в соглашение с австро-немецким командованием и провозгласила независимость.
Затем власть при поддержке немцев перешла к гетману П.П. Ско- ропадскому (апрель - декабрь 1918 г.).
В ноябре 1918 г. на Украине возникла Директория, которую возглавил С.В. Петлюра. В январе 1919 г. Директория объявила войну Сойотской России. Но С.В. Петлюре пришлось противостоять и Красной Армии, и армии Деникина, которая боролась за единую и неделимую Россию.- В октябре 1919 г. армия «белых» разгромила петлюровцев, но потерпела поражение в наступлении на большевистскую Москву.
На других территориях бывшей Российской империи национальные движения были успешнее (в Польше, Финляндии, Прибалтике и др.).
15.5.3. Теория и практика политики военного коммунизма
Внутренняя политика большевиков с октября 1917 г. до весны 1921 г. формировалась под влиянием трех основных составляющих:
Российской исторической традиции (активное вмешательство"государства в управление экономикой);
Чрезвычайных условий войны;
Идей социалистической теории.
Большевики, получив власть, не только унаследовали разрушенную экономику страны, но и государственное распределение и производство в условиях военного времени. Хлебная монополия (т.е. обязательные поставки государству) возникла в 1916 г. как хозяйственная мера в целях решения продовольственной проблемы на фронте и в тылу. Следовательно, некоторые принципы и меры, относившиеся потом к военно-коммунистическим, существовали еще задолго до весны 1918 г. К этому времени ситуация еще больше обострилась, война и голод сделали свое дело. Центральные районы страны оказались отрезанными от хлебных регионов, и в мае 1918 г. пришлось вводить продовольственную диктатуру и систему чрезвычайных мер.
Все это накладывалось на так называемый «доктринальный синдром» социалистической теории, согласно которой новое общество представлялось в виде государства-коммуны без товарно-денежных отношений, замененных прямым продуктообменом между городом и деревней.
К середине 1918 г. постепенно сформировалась политика военного коммунизма, которая включала следующие направления:
S национализацию промышленности, в том числе средней и мелкой;
S хлебную монополию и, несколько позднее, введение продразверстки;
S натурализацию экономических отношений и запрещение частной торговли;
S государственное централизованное распределение продуктов питания и товаров по карточкам и классовому принципу;
S введение всеобщей трудовой повинности и милитаризацию труда;
S запрещение аренды земли и применения наемного труда в сельском хозяйстве.
Естественно, не все эти меры были полностью реализованы в период военного коммунизма. Так, объявленная большевиками ликвидация свободной торговли лишь подтвердила жизненность этого старейшего вида товарно-денежных отношений: возникли стихийно действовавший «черный рынок» и железнодорожное мешочничество. Этот «черный рынок» во всех своих проявлениях и разновидностях продолжал существовать, сохранял довольно прочные позиции в сфере обмена и распределения. И вся борьба с ним властей и конкурирующих в области торговли и снабжения советских ведомств желанного успеха не приносила.
Политика военного коммунизма наиболее глубоко и отрицательно сказалась на основных методах руководства общественным и экономическим развитием. Силовые методы, перенесенные из чрезвычайной обстановки, стали основными для регулирования всех сторон жизни общества. Лозунг военного коммунизма: «Нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики» - стал универсальным на долгие годы.
Советская власть не имела четко выраженной экономической политики. Каждый ее этап характеризовался противоречивым сочетанием различных тенденций, поэтому экономическая политика на том или ином этапе не может рассматриваться как нечто целостное и завершенное. Это относится и к военному коммунизму, и к нэпу, и к административно-командной системе.
Военный коммунизм в наименьшей степени можно рассматривать как цельную экономическую программу. Скорее всего это был набор поспешных, вынужденных и чрезвычайных мер, подкрепляемых якобы социалистической теорией.
Итоги военного коммунизма, как и его сущность, оказались противоречивыми. В военно-политическом отношении он был удачен, так как обеспечил победу большевикам в Гражданской войне и позволил сохранить власть. Но победа стимулировала казарменный дух, милитаризм, насилие и террор. Для успеха в экономике этого было явно мало. Экономические результаты военного коммунизма оказались плачевными (схема 211).
Промышленное производство сократилось в семь раз по сравнению с 1913 г., сельскохозяйственное - на 40%. Добыча угля составляла "/ 3 довоенного уровня. Выплавка чугуна уменьшилась в 1920 г. в два
раза по сравнению с довоенной. Тяжелое положение было на транспорте: 31 железная дорога не работала, эшелоны с хлебом застревали в пути. Из-за отсутствия сырья, топлива и рабочей силы большинство фабрик и заводов бездействовало. Только в Москве было закрыто более 400 предприятий.
Валовая продукция сельского хозяйства в 1921 г. составляла 60% уровня 1913 г. Уменьшились поголовье скота и продукция животноводства. Посевные площади сократились на 25% в 1920 г., а урожайность - на 43% (по отношению к 1913 г.). Неурожай в 1920 г., засуха в 1921 г., голод в Поволжье, на Северном Кавказе, в части Украины унесли из жизни около 5 млн человек.
15.5.4. Итоги и последствия победы большевиков в Гражданской войне
Гражданская война, завершившаяся победой большевиков, стала драматическим испытанием для страны, для победителей и побежденных.
Историки выделяют целый комплекс причин, которые способствовали победе Советской власти (схема 212). Главный ее фактор - поддержка большевиков со стороны подавляющей части населения - крестьянства, получившего по Декрету о земле удовлетворение своих
вековых аграрных требований (уничтожение помещичьего землевладения, изъятие земли из товарооборота, наделение землей). К числу других причин следует отнести и успехи в государственном и военном строительстве, и подчинение всей жизни советского общества интересам вооруженной борьбы, и отсутствие военного, идейно-политического и социального единства в рядах противников большевиков.
Гражданская война имела колоссально тяжелые последствия для России. В значительной степени оказался разрушенным экономический комплекс. Резко сократилось промышленное производство, был парализован транспорт, в кризисе находилось сельское хозяйство.
Произошли серьезные изменения в социальной структуре общества. Бывшие господствующие социальные слои (помещики, буржуазия) были ликвидированы, но социальные потери понесли и рабочие, численность которых уменьшилась в два раза, в их среде происходили деклассирующие процессы. Крестьянство, будучи основной социальной группой, сумело выстоять и спастись от полного краха.
Людские потери в период Гражданской войны были весьма велики, хотя точного подсчета сделать не удалось. По разным оценкам, они составили от 4 до 18 млн человек с учетом боевых потерь всех сторон, жертв «белого» и «красного» террора, умерших от голода и болезней и эмигрантов.
Наш исторический долг не забывать о том, что гражданская война - это страдания и трагедия всего народа.
Контрольные вопросы
1. Каковы были причины общенационального кризиса накануне февраля 1917 г.?
2. Почему в России очень быстро во время революции произошло падение монархии?
3. В чем сущность двоевластия?
4. Каковы были позиции политических партий после Февральской революции?
5. Был ли приход большевиков к власти закономерен?
6. Как можно оценить историческое значение Октября 1917 г.?
7. Каковы объективные и субъективные причины развязывания Гражданской войны в России и каковы ее последствия? ^ожно ли было избежать этой трагедии?
8. Какие можно выделить основные этапы Гражданской войны и в чем их особенности?
9. Почему потерпело поражение «белое движение»?
10. Как можно охарактеризовать политику «военного коммунизма»? Какие причины вызвали необходимость ее проведения?
Литература Аврех А.Я. Масоны и революция. М., 1990.
Бордюков Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти //Историографические очерки. М., 1998.
Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.
Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: Теория, история, современность. М., 1987.
Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической ситемы. М., 1995. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994. Драма российской истории: большевики и революция /О.В. Волобуев и др. М„ 2002.
Злоказов Г.И. Меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов в 1917 г. М., 1997.
Иоффе Г.З. Революция и судьба Романовых. М., 1992. Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995. Медведев Р.А. 1917. Русская революция. Победа и поражение большевиков. М., 1997.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа. М.,
Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.
Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы. М., 1997.
Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.
Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М., 2003
1917 год в судьбах России и мира. Февральская революция - от новых источников к новому осмыслению. М., 1998. Старцев В.И. Крах керенщины. Л., 1982.
Фельштинский Ю. Крушение мировой революции: Брестский мир. М.,
16. СТРАНА СОВЕТОВ В 1920-е ГОДЫ
16.1. Социально-экономический и политический кризис в начале 1920-х гг. Переход к нэпу
Политика военного коммунизма после окончания Гражданской войны не отвечала интересам народа.
Крестьянство, получившее землю и поддержавшее большевиков во время Гражданской войны, по мере того как фронты отодвигались все дальше, начало активно выступать против продразверстки, которая продолжала увеличиваться с каждым годом. Недовольство крестьян привело к сокращению посевных площадей, понижению урожайности, уменьшению поставок хлеба государству.
По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Социальной опорой этих мятежей было крестьянство, недовольное продразверсткой. Военный антикоммунистический мятеж моряков в Кронштадте в марте 1921 г. был общественно-политическим кризисом, который создал угрозу существования советской власти.
В.И. Ленин в 1921 г. говорил: «...мы наткнулись на большой - я полагаю, на самый большой, - внутренний политический кризис Советской России. Этот внутренний кризис обнаружил недовольство не только значительной части крестьянства, но и рабочих».
Таким образом, поворот к новой экономической политике (нэпу) был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства в стране для нормализации внутриэкоЪомических, социальных, политических отношений (схема 213).
Нэповские реформы, которые были вызваны глубочайшим кризисом, несомненно, имели его отпечаток. Связка между кризисом и реформой оставалась постоянным и доминирующим фактором на всем протяжении осуществления нэповской политики.
Изначально в нэпе была заложена двойственность и противоречивость между социалистическим и рыночным началами, политикой и экономикой и т.п. Первое направление реформ осуществлялось с це-
лью укрепления обобществленных государственных форм в экономике и подразумевало расширение плановых начал (образование Госплана), усиление государственного контроля и регулирования (деятельность Рабкрина, открытие Госбанка, начало стабилизации валюты), концентрацию производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями). Для развития этого направления использовались вся мощь государственных институтов и идеологическое обеспечение в рамках концепции построения социализма.
Второе направление реформ - активизация рыночных, частнокапиталистических отношений. Для этого формировался блок новых по сравнению с военным коммунизмом отношений, создававших иллюзию глубокого коренного пересмотра концепции переходного периода от капитализма к социализму. Для развития этого направления осуществлялся комплекс мер, способствующих функционированию товарно-денежных отношений: переход от продразверстки к продналогу, разрешение свободной торговли и частной промышленности, сдача госпредприятий в аренду, концессии, предоставление крестьянству свободы в использовании земли, инвентаря, рабочих рук.
Перспективы данного направления реформ были ограничены по объему (главным образом в сфере мелкотоварного производства), времени (надолго, но не навсегда), потенциалу роста (без угрозы интересам политического господства диктатуры пролетариата).
Рассмотрим конкретную практику нэповских реформ. Первым шагом перехода к нэпу стали решения X съезда РКП(б) (март 1921 г.), на котором обсуждался вопрос «О замене разверстки натуральным налогом».
На седьмой день работы съезда с основным докладом о замене разверстки налогом выступил В.И. Ленин, а с содокладом - А.Д. Цюрупа. Перед В.И. Лениным стояла нелегкая задача убедить съезд, партию в целом в необходимости принятия нового метода возрождения сельского хозяйства. Но у него были веские аргументы: антибольшевистские крестьянские восстания, охватывавшие все новые и новые губернии, спад мировой революции, Кронштадтский мятеж. В этой обстановке В.И. Ленин сделал два основополагающих вывода: во-первых, «только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах»; во-вторых, «мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилась, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет, и дальше так существовать не будет». На X съезде было принято ленинское предложение о замене разверстки натуральным налогом.
Продналог вводился на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур. Все, что оставалось у крестьян после сдачи налога, полностью поступало в их распоряжение. Так, на 1921 г. Совнарком установил продналог в количестве 240 млн пудов (вместо 423 млн пудов по разверстке 1920 г.), т.е. почти в два раза меньше разверстки, причем основная его часть взималась с зажиточного крестьянства. Наиболее бедные крестьяне, являвшиеся опорой власти в деревне, и коллективные хозяйства от налога освобождались или получали существенные льготы. Размеры продналога крестьянину сообщались заранее, т.е накануне посевной, поэтому крестьянин мог расширить посевную площадь, получить больше продовольственных излишков и затем реализовать их по свободным ценам на рынке.
Предложения о введении продналога выдвигались некоторыми руководителями партии и в 1918 и в 1920 г. Но они не соединялись тогда с лозунгом свободной торговли, использованием рыночных отношений. Теперь с введением продналога открылся путь к свободной торговле, первоначально крайне ограниченной рамками местного оборота, т.е. местожительством крестьян. Но уже в августе - сентябре 1921 г. власти вынуждены были пойти на отмену государственного товарообмена, встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Торговля стала основной формой смычки между городом и деревней. Для дальнейшего формирования рынка необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции. Для этого при переходе к нэпу было проведено разгосударствление мелких и, частично, средних предприятий.
17 мая 1921 г. было принято постановление Совнаркома, в соответствии с которым предлагалось принять меры к развитию кустарной и мелкой промышленности как в форме частных предприятий, так и в форме кооперативов.
9 августа 1921 г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики», содержащий исходные принципы работы промышленности в условиях нэпа. Развитие промышленности предлагалось осуществлять в рамках единого общехозяйственного плана под руководством Госплана. Для предотвращения дальнейшего упадка народного хозяйства была проведена значительная перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Вместо трудовых мобилизаций рабочих стали набирать по найму, вводилось их материальное стимулирование, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Государственные предприятия переводились на ♦точный хозяйственный расчет», что существенно расширяло их права, появилась возможность самостоятельного решения вопросов о заготовке сырья и реализации готовой продукции. В городе разрешалось открывать или брать в аренду кооперативам, товариществам, другим объединениям или частным лицам мелкие промышленные и торговые предприятия.
Несколько позднее, 6 октября 1922 г., был принят новый Земельный кодекс. Крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Разрешались в крайне ограниченном размере аренда земли и применение наемного труда. Крестьяне-единоличники давали 98,5% всей продукции сельского хозяйства. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. К весне 1923 г. в целом завершился переход экономики на рыночные рельсы. Так, на базе рыночных отношений в стране действовали различные субъекты хозяйствования: частные, крестьянские, кооперативные, смешанные, концессионные, государственные предприятия; начала возрождаться разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций, деятельность промысловой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.
Первостепенное значение для нэпа имело финансовое оздоровление страны. Во время Гражданской войны денежная система была полностью разрушена: наряду с царскими банкнотами, керенками, совзнака- ми ходило около 2 тыс. видов денежных суррогатов и местных валют.
Денежный хаос был преодолен в результате осуществления денежной реформы 1922-1924 гг. (основными ее авторами были нарком финансов Г. Сокольников и профессор Л. Юровский). Параллельно слабеющему на глазах совзнаку в качестве инструмента для стабилизации финан- сово-кредитной системы была введена твердая валюта - червонец. Новую валюту использовали прежде всего для оптовой торговли. Один червонец приравнивался к десяти царским золотым рублям, но на золото он обменивался только при расчетах с иностранными партнерами. По закону червонные банкноты обеспечивались минимум на 25% золотом и иностранной валютой, другим обеспечением служили краткосрочные векселя под легко реализуемые товары. Быстрое развитие рынка позволило к началу 1924 г. ликвидировать дефицит бюджета. Необходимость в эмиссии совзнаков отпала. В розничной торговле, где они обращались, их заменили казначейские билеты (в рублях), имеющие определенное соотношение с червонцем. Обмен шел из следующего расчета: один рубль казначейских билетов приравнивался к 50 тыс. рублей совзнаками. В стране появилась одна твердая конвертируемая валюта, которая принималась к обращению на западных биржах, имевших связи с Советской Россией.
Экономические успехи страны в период нэпа были очевидны. Уже к началу 1922 г. явно обозначился подъем народного хозяйства, страна была накормлена и одета. Не очень быстро, но твердо и уверенно набирала силу кооперация. В 1925 г. валовый сбор зерновых на 10,7% превысил среднегодовой сбор в 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. По некоторым оценкам, потребление пищевых продуктов в 1927 г. превысило уровень дореволюционной России. Преимущество это относилось к сельским жителям. В целом народное хозяйство СССР в 1927/28 хозяйственном году достигло уровня промышленного производства России 1913 г.
Кризисы нэпа |
Вместе с тем в период нэпа стало возникать много сложных проблем. Одна из них - циклический характер экономики с серьезными кризисами 1923, 1925 и 1927-1928 гг. (табл. 43).
Таблица 43
|
Осенью 1923 г. разразился так называемый кризис сбыта. Сельскому населению была недоступна по существующим ценам покупка остро необходимых им промтоваров, которыми были забиты все склады и магазины. Это положение вызвало у крестьян ответную реакцию: они стали задерживать передачу зерна в госхранилища по продналогу. Вскоре большевики были вынуждены восстановить ценовой паритет, снизить отпускные промышленные цены, и кризис сбыта был ликвидирован.
Кризисы хлебозаготовок 1925 и 1927-1928 гг. также были вызваны диспропорциями в структурной и ценовой политике правительства по отношению к городу и деревне. Выход из кризисных ситуаций большевики видели в основном через призму административных методов регулирования экономики.
В российском обществе второй половины 1920-х гг. все явственней стало проявляться недовольство нэпом со стороны различных социальных групп.
Новая экономическая политика была встречена в штыки партийным и государственным аппаратом, так как ему приходилось отказываться от метода приказных решений. Товарно-денежные отношения требовали гибкой профессиональной политики, знаний, опыта. Назрела необходимость связывать результаты партгосработы с экономической отдачей всего хозяйства. Однако у аппарата отсутствовали достаточные стимулы для этого, так как свои социальные гарантии (и весьма неплохие) он имел независимо от эффективности работы.
Кроме того, нэп объективно вел к росту безработицы, в том числе и среди управленцев: к январю 1924 г. среди 1 млн безработных насчитывалось 750 тыс. бывших служащих. Эта проблема была очень болезненной и обостряла социальные противоречия в стране.
Важно определить, как относилось к нэпу крестьянство. Да, продналог дал ему материальную заинтересованность, позволил торговать излишками произведенной сельхозпродукции, но одновременно в деревне усилилось расслоение крестьян, было разрешено применять наемный труд, в деревне возросла эксплуатация.
Если раньше община обеспечивала равно бедное существование большинству крестьян, то нэп подрывал социальную защищенность тех, кто привык жить по принципу круговой поруки. Та часть крестьянства, которая была связана не с товарным производством, а с натуральным хозяйством, в годы нэпа значительно сократилась. Огромное количество переселенцев, хлынувших в город, растворяло промышленный пролетариат. Зажиточные крестьяне - кулаки, поставляющие на рынок хлеб, тоже были недовольны нэповской политикой, которая отождествлялась с высокими налогами, «ножницами» в ценах между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.
Индифферентно относились к нэпу и большинство рабочих. Нэповский хозрасчет не доходил до рабочих мест, он был сугубо трестовским и поддерживался административным путем. Поэтому рабочий не видел материальной выгоды от получения конечных результатов, да и заинтересованность коллектива предприятия носила специфический характер, потому что его прибыль обезличивалась в едином балансе треста. Действовавшая в государственной промышленности система была, по существу, хозрасчетом для начальников. Не чувствуя новую экономическую политику непосредственно на производстве, рабочий класс не стал той социальной опорой, которая боролась бы и отстаивала принципы нэпа. К тому же рабочие стали понимать, что доведенный до рабочего места хозрасчет в той или иной мере поставит их материальное положение в зависимость от стихии и конъюнктуры рыночных экономических отношений и может серьезно подорвать государственные социальные гарантии.
В итоге недовольные нэпом в «низах» (бедняки и батраки в деревне, безработные, малоквалифицированные рабочие и служащие) были едины в его неприятии с «верхами» (парт- и госаппаратом). Судьба нэпа оказалась предрешенной.
16.2. Образование СССР
Основными программными положениями большевистской партии по национальному вопросу до прихода к власти были:
Равноправие всех наций и народностей;
Право наций на самоопределение вплоть до отделения;
Областная (территориальная) автономия для народов, не пожелавших отделяться;
Пролетарский интернационализм.
Уже после Октября 1917г. было добавлено требование федеративного устройства советского государства. В конце 1917г. независимость получила Финляндия, в 1918г. - Польша, в 1919г. - Латвия, Литва, Эстония.
Во время Гражданской войны на территории страны возникло большое количество различных государственных и национально-государственных образований: республик, коммун, автономных областей и др. Вместе с тем большевики понимали, что им нужно единое, сильное государство как оплот для развертывания будущей мировой революции и построения социалистического общества в собственной стране.
Этому способствовали общие хозяйственные связи и исторически сложившиеся разделение труда между возникшими советскими республиками, стремление к общей внешней безопасности, однотипность государственного устройства и нахождение у власти единой политической партии РКП(б), в состав которой на правах областных парторганизаций входили республиканские компартии.
В 1920-1922 гг. все советские республики, образовавшиеся на территории бывшей Российской империи (РСФСР, Белорусская, Украинская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская ССР, а также Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики), заключили между собой соглашения о военном, экономическом и дипломатическом союзе.
В 1922 г. вопрос объединения республик был переведен в практическую плоскость. В марте 1922 г. возникла Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), в состав которой вошли Грузия, Армения и Азербайджан.
16 История России |
В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для рассмотрения вопроса о взаимоотношениях РСФСР и других советских республик во главе с В.В. Куйбышевым. Решающую роль в ней играл И.В. Сталин, который был тогда наркомом по делам национальностей, а с апреля 1922 г. - Генеральным секретарем ЦК РКП(б). Он разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», в котором предусматривалось вступление Украинской, Белорусской и Закавказских республик в РСФСР на правах автономных, а с Бухарой, Хорезмом и Дальневосточной республикой предполагалось сохранить уже существовавшие договорные отношения.
Проект И.В. Сталина получил неоднозначную оценку в партийно- государственных кругах. Осенью 1922 г. эти материалы были направлены В.И. Ленину, который предложил вместо сталинского плана ав- тономизации новую форму государственного объединения - образование нового союзного государства как федерации равноправных республик.
В октябре 1922 г. ленинский план был обсужден и одобрен на всех уровнях республиканского руководства, а также съездах Советов.
30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов декларировал образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР) и определил систему и компетенцию союзных органов власти.
31 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов СССР утвердил первую Конституцию СССР (схема 214).
16.3. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина
Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина (схема 215). Ввиду болезни с конца 1922 г. он фактически отошел от руководства партией и страной, но сумел продиктовать ряд писем и статей, которые впоследствии историки назовут ленинским политическим завещанием. Ключевым стало «Письмо к съезду», где он предостерегал большевиков от возможного раскола, фракционной борьбы, бюрократизации и дал характеристики наиболее значимым деятелям партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Г.Е.Зиновьеву, Л.Б.Каменеву, Н.И. Бухарину и Г.Л. Пятакову.
По мнению В.И. Ленина, главная опасность заключалась во взаимоотношениях Л.Д. Троцкого и В.И. Сталина, что могло привести к расколу. И.В. Сталина, который сосредоточил в своих руках огромную власть, он оценил весьма нелицеприятно, отметив его грубость, капризность, нетерпимость к критике, и предложил переместить с поста генерального секретаря ЦК РКП(б).
После смерти В.И. Ленина «Письмо к съезду» было доложено делегатам XIII съезда РКП(б) (май 1924 г.), но И.В. Сталину удалось сохранить за собой высший партийный пост.
Еще при жизни В.И. Ленина в партии существовали различные фракции. X съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1921 г., официально запретил их, но неформально фракционность сохранялась и была представлена в Политбюро ЦК большевистской партии. Историки отмечают четыре фракционные группы:
И.В. Сталина, опиравшегося на партийный аппарат;
Л.Д. Троцкого, возглавлявшего фракцию «левых коммунистов» (К.Б. Радек, Г.Л. Пятаков, Л.П. Серебряков, Н.Н. Крестинский, А.А. Иоффе, Х.Г. Раковский и др.);
Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева, имевших прочные позиции в ленинградской партийной организации;
Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, М.П. Томского, «умеренных» членов Политбюро, обвиненных впоследствии в «правом уклоне» в партии.
Внутриполитическая борьба этих групп была обусловлена как личными амбициями лидеров, так и разногласиями по проблемам партийно-политических и экономических отношений в стране и мире.
И.В. Сталин в 1923-1924 гг. образовал вместе с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым неофициальную руководящую тройку. Одновременно он старался наладить контакт с группой Н.И. Бухарина. Вместе с этими союзниками он выступил против Л.Д. Троцкого, который претендовал на роль преемника В.И. Ленина.
В результате Л.Д. Троцкого обвинили в стремлении стать диктатором, и в январе 1925 г. он был снят с постов наркома по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета, что стало началом конца его политической карьеры.
Осенью 1925 г. триумвират Сталин - Зиновьев - Каменев распался. Страх перед возрастающей политической силой И.В. Сталина привел к созданию Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым «новой оппозиции», которая потерпела поражение в декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б).
В 1926 г. Л.Б. Троцкий, Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев сблокировались для новой борьбы с И.В. Сталиным, но это было сделано с большим опозданием, так как позиции И.В. Сталина и его сторонников стали весьма сильны, и так называемая «объединенная оппозиция» в конце 1927 г. потерпела поражение. Все видные представители этого блока были исключены из партии. Л.Д. Троцкого в 1928 г. сослали в Алма-Ату, а в 1929 г. депортировали из СССР. В 1940 г. он был убит в Мексике агентом советских спецслужб.
И наконец, в 1928-1930 гг. наступила очередь группы Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и М.П. Томского, которые ранее активно помогали И.В. Сталину в борьбе против других оппозиционеров. В период слома нэпа и начала форсированной реконструкции советского общества они высказывали иные, чем сталинские, точки зрения на политику партии в деревне, по вопросам о темпах и методах социалистического строительства. Их обвинили в «правом уклоне» и удалили с руководящих постов.
В итоге в стране установился режим личной власти И.В. Сталина, превратившийся вскоре в культ личности.
16.4. Внешняя политика
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. была направлена на реализацию двух взаимоисключающих задач, что определяло ее дуализм (двойственность) и противоречивость (схема 216).
С одной стороны, большевики продолжали верить в мировую революцию, помогали мировому коммунистическому и рабочему движению и специально создали для этих целей в 1919 г. III Интернационал (Коминтерн).
С другой стороны, ставка на скорую мировую революцию не оправдалась, и советское правительство было вынуждено вести политику на установление нормальных межгосударственных и торгово-экономических отношений с зарубежными странами. При этом укреплялась обороноспособность и отражались любые попытки посягательств на территорию страны.
Одной из главных задач Советской России стало урегулирование отношений с сопредельными государствами. В 1920 г. были заключены договоры с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией. В 1921 г. был подписан Рижский мирный договор с Польшей, результатом которого стала стабилизация западной границы. В этом же году были подписаны договоры с южными соседями: Ираном, Турцией и Афганистаном.
Постепенно началась нормализация отношений с ведущими капиталистическими державами. В марте 1921 г. было заключено советско- английское торговое соглашение. Великобритания, а за ней и другие страны, официально не признав советское государство, тем не менее развивали с нашей страной внешнеэкономические связи.
Весной 1922 г. (с 10 апреля по 19 мая) состоялась международная конференция в итальянском городе Генуя по экономическим и финансовым вопросам послевоенной Европы. В ней приняли участие 29 го-
Схема 216 |
сударств, в том числе и делегация Советской России во главе с наркомом по иностранным делам Г.В. Чичериным. Главный вопрос конференции - судьба национализированного в России иностранного капитала и долги царского и Временного правительств.
Советская сторона была готова признать долги, но с учетом возмещения собственных потерь, понесенных в период Гражданской войны и иностранной интервенции, которые, по подсчетам большевиков, существенно превышали имущественные и финансовые претензии Запада. Решить эти вопросы на конференции не удалось, хотя они продолжали обсуждаться и на следующей международной конференции (15 июня - 22 июля 1922 г.) в Гааге.
16 апреля 1922 г. во время работы конференции в Генуе Германия и Советская Россия заключили договор, согласно которому стороны отказывались от взаимных претензий и возобновляли дипломатические отношения. Впоследствии это переросло в тесное экономическое и военное сотрудничество.
В 1923 г. международное положение СССР осложнилось. 8 мая 1923 г. британское правительство направило советскому правительству ноту, получившую название «ультиматум Керзона» (по имени министра иностранных дел Великобритании). В ней СССР был обвинен в проведении антибританской политики на Востоке и в течение 10 дней должен был выполнить ряд условий (отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, освободить английские рыболовные суда, арестованные в советских территориальных водах, и т.д.). Руководство Советского Союза не хотело обострять отношений и пошло на уступки, поэтому ситуация нормализировалась.
В 1924-1925 гг. последовала целая полоса дипломатических признаний СССР крупными мировыми державами. В 1924 г. дипотноше- ния были установлены с Великобританией, Францией, Италией, Норвегией, Швецией, Австрией, Грецией, Данией, Мексикой.
В январе 1925 г. была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений. Япония согласилась начать эвакуацию войск с Северного Сахалина в обмен на предоставление концессий, в феврале того же года стороны установили дипломатические отношения.
Из ведущих стран только США оставались на позиции непризнания СССР.
В 1927 г. вновь обострились отношения с Великобританией. Англичане провели обыски в зданиях советских торговых представительств, найдя якобы документы, носившие подрывной характер. Были разорваны дипломатические и торговые отношения, восстановленные только в 1929 г.
Летом в 1929 г. возник советско-китайский конфликт из-за КВЖД. Китай захватил там советские учреждения, арестовал советских граждан и установил полный контроль над КВЖД. В октябре - ноябре 1929 г. усилиями особой Дальневосточной армии под командованием В.К.Блюхера была разгромлена группировка китайских войск в полосе КВЖД. 22 декабря 1929 г.в Хабаровске между СССР и Китаем был подписан протокол о восстановлении советской юрисдикции над КВЖД.
В целом внешняя политика СССР в 1920-е гг. развивалась динамично, несмотря на издержки, обусловленные дуализмом основных ее направлений.
16.5. Культура
Политика большевиков в области культуры в целом была направлена на решение двух главных взаимосвязанных задач (схема 217).
Первая задача заключалась в установлении идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования социалистической культуры.
Большевики провозгласили себя атеистами и, в соответствии с военной терминологией, вели наступление на религию по всему фронту с использованием административно-репрессивных мер. В 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы. Начались массовое закрытие храмов, аресты и уничтожение священнослужителей. Под предлогом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъяты значительные церковные ценности и организованы судебные процессы против иерархов Русской православной церкви. Патриарх Тихон был арестован. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества.
В 1922 г. был создан Главлит как специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных ученых: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др., так как они не приняли Советской власти. Эта акция вошла в историю как «философский пароход».
Руководство большинством отраслей культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (Наркомпросом) во главе с А.В. Луначарским под общим контролем ЦК большевистской партии.
«Философский пароход» (1922) - высылка части интеллигенции за границу
Скульптура: план монументальной пропаганды
Художественная культура
Художественное отражение революционной и советской действительности
Литература: S творчество
A. Фадеева, М. Шолохова,
B. Каверина и др. S создание литературных объединений: ЛЕФ, РАПП, «Серапионовы братья»