Древнерусское государство в составе монгольской империи. Монгольская империя. Другие достижения монголов

Однако "развивающий характер" компьютерных игр — очередной миф. Что развивают эти игры? Скорость реакции, внимание? Да. А какое отношение это имеет к целям воспитания? Конечно, если мы сводим воспитание к развитию психических процессов, то компьютер вполне этому способствует. Тогда не ропщите, если на выходе получите соответствующий "продукт" с развитой скоростью реакции. Если же цель воспитания понимается как взращивание душевной зрелости, то при чем здесь скорость реакции?

Речь идет, конечно, не о вреде компьютера, который действительно необходим в нашей жизни. Нет, речь идет о злоупотреблении, о превращении инструмента, технического средства в предмет зависимости и пристрастия.

Зависимость от какого-либо предмета страсти (в частности от компьютера) называется аддитивным синдромом. Не буду останавливаться на клинических случаях компьютерной зависимости (ухудшении зрения, общего физического развития, вегетососудистой дистонии). Кстати, известен случай инсульта и смерти 12-летнего мальчика, переигравшего в компьютер, а в Китае даже создана клиника для лечения компьютерной зависимости. Поговорим о психологических особенностях данного явления. Для этого сравним компьютерные игры с сюжетно-ролевыми играми детей.

Нажимать на кнопки или совершать поступки?

В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает ситуацию и разыгрывает ее. В роли разворачивается воплощение идеальных представлений ребенка. Так развивается идеальный, или внутренний, мир человека — способность ставить цели (цель — это идеальный образ будущего), планировать, представлять ход игры и сюжетных ситуаций. Но главное в игре — это то, что ребенок совершает действия по материальному воплощению задуманного. Это — акт творения! Описанные способности определяют последующее развитие ребенка, не говоря уже о том, что именно в игре отрабатываются навыки человеческого общения, взаимопонимания, уступок, умения разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Что собой представляет виртуальный мир? Чем он отличается от мира ролевой игры, где идеальные образы превращаются в материальные действия и поступки?

Виртуальный мир — это тоже мир образов. Однако виртуальные образы не создаются самим ребенком, а задаются (или навязываются) извне. Следовательно, их не надо задумывать, изображать, воплощать. В виртуальном мире этого нет — нет действий по материальному воплощению. Зато есть иллюзия всемогущества, когда достаточно нажать на кнопку — и можно "сделать", "совершить", "победить" и т.п.

Дело в том, что образы как продукты воображения возникают в результате самостоятельной активности, т.е. сами создаются: определил цель, задумал план действий, воплотил. Их воплощение осуществляется самостоятельно и требует усилий, стараний, творчества, умения соотносить свои действия с действиями других. Эти образы всегда соответствуют желаниям и возможностям ребенка.

В виртуальном мире образы не надо рождать, они уже готовы и могут не соответствовать ребенку, его особенностям, возрасту и т.д. Виртуальные образы не надо воплощать, ими можно только манипулировать! Кстати, манипулирование — характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в "безобидные" компьютерные игры.

Особенностью виртуальных образов является их притягательность — яркость и динамизм, которые возбуждают ребенка и порождают зависимость. Даже если это безобидные бытовые игры, где, нажимая на кнопки, можно приготовить обед: взять терку и морковку и "натереть" ее на экране. Все это, к сожалению, не развивает трудолюбие и моторику, не заменяет реальную помощь маме или игру в дочки-матери, где "мама" не просто готовит обед, но и заботится о "детях".

Ребенок приучается нажимать на кнопки, а не совершать поступки. Идет подмена живой реальности. Это может тормозить и даже подавлять освоение ролевой игры. Ребенок, не освоивший ролевой игры, впоследствии может испытывать различные проблемы в общении.

Как уберечь ребенка от компьютера?

Отчаявшийся читатель может сказать, что мы живем в такое время, когда трудно уберечь ребенка от компьютера. Трудно, но можно — при некоторых условиях.

  1. Если родители единодушно понимают последствия этого увлечения.
  2. Если есть понимание того, что компьютер — вещь, конечно, очень удобная, но все-таки лучше, чтобы он служил нам, а не мы ему.
  3. Если существует альтернатива в виде полноценной, здоровой, активной жизни семьи, где стараются жить в атмосфере тепла, взаимопонимания и духовного единения.

Не усаживайте вашего ребенка за компьютерные игры, какими бы "хорошими" они ни были, как бы ни просил вас ребенок об этом. Компьютер может вытеснить ролевую игру, в которой формируются навыки общения, взаимопонимания и многое другое, чего он сам дать не может.

Одними из самых естественных, органичных природе детей являются игры с природным материалом, простые продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, рукоделие, изготовление поделок. Сколько радости может получить ребенок от этого! И эта радость творчества, созидания делает его творцом. Соединяясь с природой через палочки, сучки, шишки, песок, глину, ребенок получает силу и энергию самой жизни — то, чего он не получает от взаимодействия с мертвыми компьютерными образами.

Недавно я побывала в гостях у одной молодой пары, воспитывающей сына трех с половиной лет. Картина типична: родители заняты работой, делами по дому, другими житейскими проблемами. Ребенка нужно занять или "нейтрализовать". Ему включают телевизор, где мелькают рисованные фигуры, откуда доносятся крики, музыка. Родителям удобно, так как они знают наверняка, что ребенок надежно "прикован": он не будет им мешать вопросами, возней — да и убирать потом не надо (от природного материала столько мусора!).

Проходит минут 40, ребенку надоедает телевизор, он вытаскивает из ящика игрушечный паровозик с вагончиком и машинистом и начинает катать. Однако телевизионное действо не умолкает и требует к себе внимания. Ребенок перед выбором: он еще не отпустил паровоз, но телевизор "выхватывает" дитя из игровой ситуации и заставляет тупо смотреть на движущиеся картинки.

Родители совершенно не понимают смысла этой будничной, привычной ситуации, не понимают, что плохого в том, что ребенок в "лошадиных" дозах принимает неизвестно какого содержания продукцию, которая становится частью его внутреннего мира и вытесняет многое из того, чем он должен был бы заниматься.

Я думаю, что если бы мама не включала телевизор, а положила бы перед ребенком карандаши, альбом или книжку-раскраску, либо , либо набор неопределенных предметов, либо конструктор, либо игрушки для сюжетной игры (список можете дополнить сами), то тем самым она невольно создала бы условия для возникновения игры или продуктивных видов деятельности. Тем самым был бы дан толчок развитию моторики, изобретательности, познавательного интереса, воли, умения ставить цели и планировать — т.е. развитию всех навыков и способностей, необходимых для полноценной жизни.

Прежде чем усаживать ребенка за компьютер или телевизор, подумайте: не вытеснит ли он игру и не породит ли зависимость? Воспитывает все, что окружает ребенка: люди, игрушки, образ жизни, поведение и поступки. Процесс этот невидимый и длительный, зато результат — зримый и серьезный.

Ирина Коган кандидат психологических наук

Обсуждение

> Кстати, манипулирование - характерное свойство того, кто хочет властвовать и подчинять своей воле волю других. И этому успешно учатся дети, играя в "безобидные" компьютерные игры.

Ну да, сравнивать спрайты/модели с разумными существами это очень правильно. Еще можно сравнить дрессировку, т.е. манипулирование собакой с манипулированием человеком.

В очередной раз убедился, что психология - это опасная и вредная лженаука, которая намного вреднее всех игр, фильмов и даже аниме сериалов, вместе взятых.

21.11.2018 20:20:28, Dario

Что толку от этой статьи? Мало кто хочет чтобы ребенок играл. Как уберечь? ПРактических советом 0. Попробуйте выйти в реальный мир, товаришщ практикующий психолог! У всех детей мобильники... Они в них играют не переставая. Как быть с этим?

06.01.2018 15:02:22, ДенисАз

Польза от игры на компьютере есть, у ребенка в какие бы игры он не играл развивается логика (чтобы что то пройти надо подумать как это сделать), моторика рук (нажимать на клавищи), учиться правописанию (когда что-то надо написать сам набирает на клавиатуре слова и если неправильно их исправляет), тем самым глаза постепенно запоминают правильность написания разных слов. Главное не разрешать долго сидеть возле компа.

Для защиты пользователя от электромагнитного излучения компьютеру и другим современным устройствам (плоские телевизоры и т.д.) необходимо заземление в розетках. Без заземления нарушаются безопасные нормы для здоровья.
Так же необходима правильная для здоровья человека температура в помещении 22 градуса Цельсия.

24.01.2014 13:20:32, Ник14

Я считаю, нельзя все компьерные игры и вообще все общение ребенка с компьютером, грести "под одну гребенку". Есть полезные игры, кроме того есть игры развивающие в наших детях не только реакцию, но и творчество, проводяшие конкурсы, в которых дети должны рисовать, сочинять или делать что-то своими руками. Считаю автор статьи не изучил вопрос, а довольствовался общепринятыми клише.

Я считаю, нельзя все компьерные игры и вообще все общение ребенка с компьютером, грести "под одну гребенку". Есть полезные игры, кроме того есть игры развивающение в наших детях не только реакцию, но и творчество, проводяшие конкурсв в которых дети должны рисовать, сочинять или лелать что-то своими руками. Считаю автор статьи не изучил вопрос а довольствовался общепринятыми клише.

Статья бесполезная. Начали компьютером закончили телевизором, а я думала речь пойдет о компьютерных играх. Ни конкретно, что плохого в компьютерных играх, что хорошего. Ни каких-то конкретных советов. И потом есть же развивающие игры, презентации. И там не нужно тупо нажимать на кнопку, там думать надо. Например моя старшая дочка с удовольствием смотрит презентации по компьютеру, играет в игры(недолго по 15 минут в день), рисует, лепит из пластелина, играет в ролевые игры, читает книжки и смотрит мультики. И все с удовольствием. Вреда от телевизора и компа не наблюдаю, все полезно и гармонично.

Мне кажется, давать доступ к компьютерным играм и мультфильмам нужно лишь после того как у ребенка появятся ДРУГИЕ настоящие увлечения. Чтобы тв и комп были всего лишь "одним из", а не единственным желанным видом досуга. Сроки - индивидуальны, зависит от ребенка)

Комментировать статью "Компьютерные игры для детей: польза или вред?"

Активные игры в формировании организма наших детей сильно необходимы. Играя, ребёнок узнают мир, обучаются заводить друзей. При этом, ребенок развивается физически. Весьма нужны игры на свежем воздухе. detsad1051.ru источник информации по воспитанию дошкольников. Отец и мать должны помочь малышам в играх. Это отнюдь не означает, что они обязаны играть с детьми. Мамы и папы должны выделить время в детском распорядке для игр. В 21 веке, незанятого часа у деток совсем нет. Школа, учебные задания...

Польза и вред интерактивных игрушек Такая интерактивная игрушка учит детей состраданию, бережному отношению к животным, ответственности за питомца. Теремок для игр с детьми Очень долго я вынашивала идею, как бы оформить домик с замочками красиво.

Мир сказок способен оставить самые яркие, самые красочные детские воспоминания. Однако, неправильно выбрав книги для чтения, родители могут невольно причинить вред психике ребенка. Ведь далеко не все сказки несут в себе позитив. Насколько реально объективно оценить, что принесет тот или иной текст ребенку ― пользу или вред? Как отразится на не сформировавшейся психике тот или иной сюжет? Во времена Советского Союза подобной проблемы просто не было. Детских книг было не много, и каждая...

Компьютерная зависимость?. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. ИМХО Основное здесь "КАК ребенок реагирует, когда забирают телефон/комп", а не вред дивайсов или их польза. И Вы все-таки уходите опять к играм и их вреду. Автор пишет, что ребенок не играет!

Обсуждение

Добрый день!
Снимаем сюжет на Первом канале. Нужен Ребенок примерно возраст вашей дочери, который имеет доступ, а возможно, уже зависимость от современных гаджетов (компьютер, телефон, планшет) и его родители.
Снимаем дома, на улице, в зависимости от истории героев.
Ваша история нам очень подходит.
Поделитесь своей историей со страной!
Пишите [email protected]
Ольга.

поделюсь своим опытом (сыну 10 лет): у нас тоже был такой период, когда я думала, ну все, это зависимость, какой ужас, кошмар и т.д. в итоге договорились о следующем: в неделе у него три дня выходных от компа, то есть он вообще к нему не подходит, остальные четыре - сидит, сколько вздумается, но (!) после всех уроков и занятий. стало легче.

Голливудский актер Райан Рейнольдс с женой-красавицей Блейк Лайвли посетил благотворительный вечер фонда по борьбе с болезнью Паркинсона. На фото молодая пара с основателем Фонда, актером Майклом Джеем Фоксом и его женой Трейси Поллан. 52-летний Фокс - знаменитый Марти Макфлай из фантастической трилогии "Назад в будущее" - уже 20 лет страдает от болезни Паркинсона и активно занимается поисками лекарства от нее. На этом фото слева присоединился солист группы Coldplay, муж Гвинет Пэлтроу, Крис...

Как утверждает реклама, баночка йогурта в день – и вот вы уже стройная прекрасная нимфа с отличным пищеварением, здоровыми зубами и роскошными волосами. Действительно ли настолько чудодейственна эта самая баночка с йогуртом? Что такое йогурт? Этот молочнокислый продукт, по сути, является молоком, обогащенным заквасочными микроорганизмами. Этих микроорганизмов в настоящем йогурте должно содержаться не менее 107 КОЕ на 1 грамм. Только при выполнении этого условия продукт имеет право называться...

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (как оградить ребенка от компьютерных игр). Как рекламе. Детский ум, способности, развитие - не нуждается в таких играх. А вред есть. Поэтому я за полный запрет.

Обсуждение

Добавлю. Самое время подобрать занятия, которыми можно заниматься дома, у нас это больше музыка. Спорт не очень подходит для этого, болея не всегда можно активную зарядку делать, это как дополнение только. Творческие занятия, интеллектуальные игры. Причем, переключить можно, пока ребенок не целиком в играх, они сильнее, следите за случайностями. Надо увлечь так ребенка, чтобы аниматоров не нужно было, но в процессе они нужны очень.

Внимание детям максимально надо уделять, но сил порою не хватает и тогда в ход идут технические средства. У меня так бывает, когда с суток прихожу домой... Ничего не могу с этим поделать - сил нет ни на кого в тот момент.

Постепенно компьютерная грамотность становится нормой нашей жизни. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос успешным, сделал хорошую карьеру и имел широкий кругозор, лучше смириться с тем, что компьютер и виртуальная реальность будут занимать в его жизни значительное место. Пусть вас не пугают «страшилки» о компьютерной зависимости и ужасном вреде электроники. Проблемы возникают у тех детей, чьи родители не научили своих чад правильному отношению к современной технике и грамотному ее использованию...

И так, что же всё таки преобладает польза или вред от кофе? Считается, что произошло в горных районах Эфиопии еще в 9 веке и распространилось на остальной мир через Египет и Европу. Почти тридцать лет назад ученые Гарвардского университета объявили о связи между потреблением кофе и раком. Несколькими годами позже они отказались от результатов предидущего исследования и признали, что результаты были ошибочными. Однако, поскольку это было первое исследование, и безумие СМИ, которые за этим...

Когда в нашей семье появился малыш, то первая проблема с которой я столкнулась - а как с ним играть? Мамы, сестра и подруги подкидывали идеи, но они были разрознены и, на мой взгляд, не очень способствовали развитию. В интернете информации куча, сайтов тоже. А вот целостности не хватало. В итоге долгих поисков нашла два сайта, где есть целостная картина развивающих занятий. Малышу понравилось. Теперь пользуемся и играем. Всем рекомендую [ссылка-1] и [ссылка-2] . Кто знает еще достойные...

Чем же заинтересовать ребенка, чтобы он днями и ночами не играл в компьютерные игры, PSP и мобильник? Почти все современные родители сталкиваются с данной проблемой. В 70-80-е годы не было компьютеров и мобильных телефонов, но и спортивных и творческих секций было не много, да и позволить заниматься в них мог далеко не каждый родительский карман. Однако нам кажется, что мы тогда были совсем другими детьми… более общительными, более открытыми, более самостоятельными и целеустремленными. Мы...

Обсуждение

Расскажу о своем опыте. Когда моему сыну было 4,5 года, он стал интересоваться компьютерными играми. Мне это не понравилось и я стала искать альтернативу. Нашим спасением оказались настольные игры. Я до ссих пор помню наши первые 3 игры, хотя сейчас наша коллекция насчитывает около сотни настольных игр. А первыми играми стали Блокус Дуо, Каркассон Средневековье и Королевская почта. Причем последняя игра была куплена для взрослых, а не для сына. Так перед нами открылся удивительный мир - мир настольных игр! Игра Каркассон занимает в нем почетное место, но ведь это неудивительно, ведь это одна из самых знаменитых настольных игр в мире. Помимо сына в настольные игры вовлеклись все наши друзья, родственники. Ведь это так увлекательно. Когда ты один - можно поиграть в головоломку, когда есть детская компания - мы играем в одни игры: простые, веселые; со взрослыми можно поиграть в стратегии или в детективные игры. Сначала мы покупали игры в наших магазинах, потом стали замахиваться и на зарубежные, когда хотелось купить какую-то новинку или расширение для игры, которые у нас не продают.

Сын сейчас играет в компьютерные игры, но без фанатизма. Всегда им предпочитает живую игру и общение. А может и в одиночку играть сразу за несколько игроков.

В моем блоге я рассказываю о некоторых наших играх.

Дорогие друзья, сегодня хочется сказать несколько слов о пользе настоящих деревянных конструкторов для развития детей. К сожалению, время вносит свои коррективы, и, всё большей популярностью пользуются компьютерные игры, но именно «живое» конструирование является важнейшим элементом в умственном воспитании ребёнка. Построение всевозможных зданий и других построек развивает в ребёнке пространственное мышление, ребёнок сравнивает разные детали, анализирует, думает,… это очень важно. Кроме того...

Девочки, мальчику 5 лет, решила подобрать ему несколько интересных и познавательных компьютерных игр. Хочу попробовать убедить его в пользу игр на "взрослом" компе. Налицо вред от компьютера, который отвлекает ребенка от учебы. Если бы не комп, ребенок...

Да - тянут, да - больно. плачут иногда. а дома просит - потяни меня, нет, не так, чтобы больно было (я в шоке).Покупали, по сути, потому, что у наших приятелей эти игрушки есть и нам проели ими всю плешь. ну и повелись.
Ребенок играет по утрам, когда родители спят. Не каждый день. Сегодня, например, проснулся в 5!!! часов утра и слышу - пикает. Пошла, отобрала игрушку, уложила спать дальше. вот. Завтра, думаю, у прибора батарея разрядится:) и я забуду его зарядить. и буду забывать:) это делать где-нить недельку...

Запретный плод особенно сладок.
Мы купили сыну на 6 лет. Играет в неё не часто (брали с собой в отпуск, в аэропорту, в астобусе и в номере игрался в неё ребенок), но у него свободный доступ к компу имеется.
Ничего дурного в psp не вижу, если только у ребенка не близорукости. У нас дальнозоркость большая, нам врач как раз рекомендовал и комп и psp.

Растяжки для детей - польза или вред? Растяжки для детей - польза или вред?. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами.

В XIII в. в Азии и Восточной Европе сложилось в итоге десятилетних монгольских завоеваний особое военно-политическое объединение - Еке Монгол улус . Это Великое монгольское государство было крупнейшей в мировой истории державой : в период расцвета оно обнимало земли от Средиземного до Желтого морей. Несмотря на свои размеры, держава была ранней государственностью особого кочевого типа. Основавший ее народ занимался главным образом кочевым скотоводством. Многие объединившиеся в империю племенные союзы также были кочевниками. Особенности общественного быта придали совершенно особые черты военно-политическому строю всего государства.

Ранние государства на основе объединений кочевых племен, у которых большие роды-кланы, организуясь в особую военно-религиозную иерархию, приобретали вид протогосударства без городов и храмов (как это было типично для древневосточного общества), в Центральной Азии возникали уже на рубеже I тыс. н. э. Одним из наиболее долго существовавших была держава народов хунну (III в. до н. э.-II в. н. э.), распавшаяся в начале Великого переселения народов. Во многом на ее основе и традиции возник Тюркский каганат (VI-VII вв.) в прикаспийских и алтайских степях. Здесь сформировались прочные государственные традиции (наделение верховной властью нескольких соправителей, десятичная организация войска, система внутренних областей со своими наместниками и т. п.), которые стали едиными для окрестных кочевых народов.

В конце XI-XII вв. в направлении образования ранней государственности шло общественное развитие монголо-татарских племен*, занимавших области Восточной Монголии и степей Забайкалья. Внутренняя социальная иерархия внутри крупных родов (обохов) была значительной: главы родов носили почетные звания бахадуров (богатырей), сеценов (мудрых), тайши (царевичей). Основная масса родов, кроме дружинников, считалась «черной костью» и была в приниженном положении. Значительна была прослойка рабов, причем рабами могли быть и целые порабощенные роды. Кочевой быт способствовал особой прочности клановой организации, а постоянная необходимость вести войны с соседями, в т. ч. с мощным Северо-Китайским государством, сформировала высокую степень боеготовности монгольских племен.

* «Монголы» и «татары» были не только собственными названиями кочевых племен, но и вообще обозначением «варваров-кочевников» у ближайшей великой цивилизации - китайцев.

В середине XII в. под воздействием природных и внешнеполитических факторов* татаро-монгольские племена сделали первые попытки объединиться. Но военно-политический союз под главенством хана Кобула оказался недолговечным и распался около 1161 г.

* Английский ученый О. Латимер в нач. ХХ в. показал взаимосвязь военной и кочевой активности монголов с состоянием природной среды (засухой в степях). Эта концепция была продолжена трудами Л. Н. Гумилева о кочевых народах. В свою очередь Гумилев сконструировал особое понятие о состоянии исторической пассионарности, под влиянием которой якобы шло активное образование кочевых государств и их завоевания.

Несравненно более успешной стала попытка объединения, которую возглавил выходец из племени тайджиуитов Темучин (1162-1227) . После победы над знатью собственного племени Темучин стал правителем небольшой орды (протогосударства), оформившейся в 1180 г. Признание его главенства сопровождалось первыми шагами по внутренней административно-военной организации: вводилась десятичная структура орды и ее военных подразделений, создана гвардия правителя - в 150 дружинников, учреждены несколько специализированных чинов для военных и дворцовых дел вождя.

В последующие двадцать лет орда Темучина подчинила себе большинство монгольских племен. Военные удачи и выдвинутая идейно-религиозная идея покорения мира сплотили вокруг Темучина родовую знать. На всеобщем съезде (курилтае) 1206 г. он был провозглашен верховным правителем под именем Чингис-хана с особым титулом. Тогда же была воспринята десятичная организация кочевой армии, перенесенная на весь родоплеменной строй. Правитель учредил пост верховного судьи ; ему же поручалось ведать раздачей земель в уделы военным предводителям, которые, в свою очередь, распределяли их между малыми родами и воинами. Так родовые отношения начали преобразовываться в военно-феодальные за счет покоренных территорий .

К 1218 г. монголам подчинились народы Великой степи, главным образом потому, что завоевания шли под лозунгом нового «объединения» и создания «государства Неба». К 1220 г. была покорена Средняя Азия, началось продвижение в Иран, Закавказье. После смерти Чингис-хана образующаяся империя стала приобретать новое единство: было произведено деление на области-улусы между наследниками при сохранении власти великого хана. В 1235-1241 гг. были покорены Поволжье и русские земли, началось продвижение в Польшу и Центральную Европу. Одновременно, хотя и с временными неуспехами, шло завоевание Китая, ставшего постепенно центром империи. Завершено оно было к 1275 г. Столица империи была перенесена из степного Каракорума в Пекин (1264). Под влиянием традиционной китайской бюрократической государственности, при помощи китайских советников сформировалась новая общеимперская администрация и принципы управления государством.

После временной полосы отступлений и неудач, вызванных в том числе дворцовыми смутами и борьбой между наследниками рода Чингисидов за власть, завоевания продолжились в Передней Азии и на Ближнем Востоке. На месте сокрушенных государств Закавказья, Сирии, остатков арабского халифата сложилась новая часть империи - государство ильханов . В Малой Азии Византия сохранила только часть своих владений.

Ко второй половине XIII в. монгольская империя, продолжая расширяться, переросла возможные границы единого государства. Отдельные области - улусы - лишь номинально подчинялись великому хану. Начался параллельный завоеваниям распад Великой Орды на отдельные государства. Часть из них сохраняла традиции кочевой военной империи (Золотая Орда в Восточной Европе), другие - государство ильханов - восприняли иранско-арабские традиции; основа империи - государство Юань - постепенно слилось с Китайским государством. Разделяющую роль сыграло принятие западными улусами ислама, тогда как исторические монголы оставались приверженцами несторианского христианства, а в Китае - буддистами. После 1307 г. прекратилось даже номинальное признание всеми частями империи власти единого хана. Разрушающую роль сыграли многочисленные национальные и народные восстания против владычества монголов. В 1368 г. армия нового китайского императора сокрушила центральное монгольское государство, оттеснив монголов в исторические степи. После 1370 г. единая монгольская империя перестала существовать, хотя отдельные сложившиеся в ней государства, преобразовавшись политически, религиозно и культурно, сохранились до XV-XVI вв.

Военно-политическая система

Важнейшей особенностью кочевой империи как специфического типа ранней, средневековой государственности было то, что ее единая организация, по существу, сводилась к военной. Военная организация, в свою очередь, сформировывалась воедино властным соподчинением, которое хотя и имело государственно-политический характер, затрагивало самую-самую верхушку империи. Реального общего управления единой монгольской империи не существовало.

По всей империи высшими руководителями ставились, как правило, собственно монголы. На чисто бюрократические должности назначались местные - причем не из знати и не из военных. Гражданские чиновники освобождались от всех государственных повинностей.

В империи существовали полугосударственные, полусвященные посты верховного шамана и верховного судьи , избиравшихся лично кааном. Однако в основном религиозное управление, а также суд на местах осуществлялись по местным традициям и законам . Монголы отличались высокой степенью религиозной терпимости, сохраняя нетронутой систему религиозных культов в завоеванной стране. Сохранение судебных организаций также опиралось на один из государственных заветов Чингис-хана. Его выполнение, по мысли великого завоевателя, способно было укрепить государственность империи: «Изучайте разные законы, сравнивая, приноравливайтесь к ним. Для разных дел нужны опытные, ученые люди. Тот человек выше множества множеств людей, который знает законы государства».

ЧИНГИСХАН – СОЗДАТЕЛЬ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Чингисхан родился в 1155 году в урочище на берегу реки Онон в семье вождя Есугея. Настоящее имя Чингисхана – Темучин. Любопытно его происхождение. Есугей победил татарского предводителя по имени Темучин и этим именем назвал своего сына. Основания для этого были. Когда он впервые увидел родившегося сына, то заметил на маленькой ладошке, сжатой в кулак, пятнышки запекшейся крови. Это было символом его победы, и он назвал своего сына Темучином.

Когда мальчику исполнилось 13 лет, он потерял отца. Подвластные племена не хотели признавать в мальчике могущественного предводителя. Доводы их были убедительными. «Даже самые глубокие колодцы высыхают, самые твердые камни рассыпаются. Почему мы должны оставаться верными тебе», – говорили они будущему Чингисхану. Часть племен откололась. Началась борьба за их возвращение. Большую роль в этом сыграла мать будущего Чингисхана. И вообще считают, что мать дала Чингисхану и мудрость, и волю к победе.

В конце концов у Темучина осталось не более половины вассалов его отца. Да и на них нельзя было положиться. С такими силами надо было противостоять другим окружающим его племенам – найманам, кераитам, меркитам и другим. Темучин сумел подчинить их себе и в 1206 году объявил себя верховным правителем всех племен Монгольской степи. На берегу реки Онон состоялся съезд вождей племен (курултай), на котором Темучин был провозглашен великим ханом над всеми племенами. Он стал истинным властителем, по-китайски Чингисханом (Cheng – Sze).

Не подчинился Чингисхану только найманский хан Кучлук. Но вскоре он был разбит, а Кучлук бежал вместе со своим союзником меркитским ханом Тохта-беки к Иртышу.

Объединив Монголию, Чингисхан решил расширить свои владения за счет китайских татар-киданей. До этого кидани отвоевали Северный Китай у династии китайских императоров Сун.

Вначале Чингисхан покорил западную часть государства тангутов Си-Ся. Он успешно захватил несколько укрепленных городов тангутов. Летом 1208 года выдалась нестерпимая жара, и Чингисхан сделал передышку. Спасая свои войска от жары, он двинул их к Лунцзиню. Но отдых был недолгим. До него дошла информация, что сбежавшие Кучлук и Тохта-беки готовятся взять реванш. Чингисхан упредил их и в сражении на берегу Иртыша наголову разбил. Тохта-беки пал в бою, Кучлук бежал к Кандинским татарам (Кара – кидани).

После этого можно было возобновить завоевание Северного Китая. В боях китайские татары были разбиты. Чингисхан захватил крепость и проход к Великой Китайской стене. Это позволило ему вторгнуться непосредственно в Китайскую империю (государство Цзинь). Чингисхан прошел через государство Цзинь вплоть до Няньси в провинции Ханьшу, устилая дорогу трупами, и вторгся в централь ную провинцию империи Ляодун. Натиск был настолько мощным и жестоким, что сопротивляться было бесполезно. Поэтому часть китайских полководцев перешли на его сторону (вместе со своими гарнизонами).

Чингисхан (китайская миниатюра)

Так Чингисхан утвердил свою власть вдоль всей Великой Китайской стены. Затем осенью 1213 года он посылает три армии в разные концы Китайской империи. Армия под водительством трех сыновей Чингисхана – Джучи, Чагатая и Угедея направилась на юг Китая. Другая армия двинулась на восток к морю. Во главе ее были братья Чингисхана. Третья армия выступила в юго-восточном направлении. Ею командовал сам Чингисхан. С ним был и его сын Тули.

Первая армия взяла двадцать восемь городов и достигла самого Хонана. После этого она присоединилась к третьей армии (к Чингисхану) на Великой Западной дороге. Вторая армия под водительством братьев Чингисхана захватила провинцию Ляоси. Армия под водительством Чингисхана победоносно дошла до морского скалистого мыса в провинции Шаньдунь. Чингисхан направляет китайскому императору ультиматум, в котором были такие слова: «Все ваши владения в Шаньдуне и других провинциях к северу от Желтой реки теперь принадлежат мне. Единственное исключение – ваша столица Йенпин (современный Пекин). По воле небес вы теперь так же слабы, как я силен. Однако я хочу покинуть завоеванные земли, но чтобы умиротворить моих воинов, настроенных к вам крайне враждебно, вам надо одарить их ценными подарками».

Император принял условия ультиматума. Он щедро одарил завоевателей ценными подарками. Самому Чингисхану он подарил дочь покойного императора и других принцесс императорского дома, а также пятьсот юношей и девушек и три тысячи лошадей. Но это его не спасло. Чингисхану не понравилось, что китайский император перенес свой двор в Кайфын, подальше от завоевателей. Чингисхан вернул войска в Китайскую империю, которая была обречена на гибель.

Не унимался бежавший хан Кучлук, оказавшийся у татарского хана, с помощью которого он собрал остатки армии, разбитой при Иртыше. Затем он заключил союз с шахом Хорезма Мухаммедом. Мухаммед платил дань каракиданям и желал освободиться от их власти. В сражениях каракидани были побеждены. Кучлук существенно укрепился и задумал тягаться с Чингисханом. Чингисхану это стало известно, и он, хорошо подготовившись, нанес Кучлуку предупреждающий удар. В первой же битве Чингисхан разгромил армию найманов. Ханство Кучлука стало удельным княжеством Монгольской империи, которая к тому времени стала огромной. Сам Кучлук был схвачен.

Но на этом Чингисхан не остановился. Он повел свои войска к границам Хорезма. Шаху Мухаммеду он направил «приветливый» ультиматум. «Приветствую тебя! Я знаю, сколь велика твоя власть и сколь обширна твоя империя. Я отношусь к тебе, как к любимому сыну. Однако ты должен знать, что я захватил Китай и все территории тюркских народов к северу от него. Ты знаешь, что моя страна – родина воинов, земля, богатая месторождениями серебра, и мне нет нужды захватывать другие земли. Наши интересы равны и заключаются в том, чтобы поддерживать добрососедские торговые отношения между нашими подданными».

Однако мира (как и в Китае) не получилось. Повод к завоеванию Хорезма нашелся быстро. Чингисхан послал своих первых купцов в Трансоксиану. Однако их схватили, объявили шпионами и убили. Сделано это было по приказу правителя Отрара Инелыока Гаир-хана. Чингисхан потребовал выдать правителя Отрара, как нарушившего договор. Но Мухаммед на это не пошел. Более того, он обезглавил одного из послов Чингисхана, а остальным послам обрезал бороды. В результате весной 1219 года Чингисхан выступил из Каракорума.

При завоевании Средней Азии Чингисхан поделил свою армию на пять частей. Одной из частей армии командовал старший сын Чингисхана Джучи. Ему была поставлена задача, завоевать Сыгнак и Дженду. Он эту задачу выполнил, разбив армию Мухаммеда численностью в четыреста тысяч человек. Сто шестьдесят тысяч из них остались на поле сражения. Сам Мухаммед бежал в Самарканд.

Второй частью армии командовал второй сын Чингисхана – Чагатай. Он ударил по северной части Хорезмской империи, спустился к устью Сырдарьи (в то время Яксорт), прошел Тарс и осадил Отрар. Крепость Отрар выдержала пятимесячную осаду. Но она в конце концов пала. Правителя и его приближенных казнили. Город сравняли с землей, население вырезали.

Третья часть армии Чингисхана окружила и взяла штурмом Ходжент, расположенный на Сырдарье. Четвертой частью армии командовал сам Чингисхан. При нем был младший сын Тули. Эти войска подходили к Бухаре. Ташкент и Нур сдались без боя. Бухара сопротивлялась, но недолго. Заняв Бухару, Чингисхан поднялся по ступеням главного минарета и прокричал своим воинам: «Сено скошено, дайте лошадям поесть». Это был сигнал (приказ) к разграблению города и вообще к его уничтожению. Город был разграблен. Большинство жителей погибло. Бежать удалось немногим. Город не только разграбили, но и разрушили до основания и сожгли. На месте процветающего цивильного города – «центра всех наук» осталось пепелище.

Страх шел впереди наступающих войск. Поэтому очередной город Самарканд не сопротивлялся. Сдался и город Балх. Но напрасно жители надеялись на милосердие победителей. Города были разграблены, разрушены, жители вырезаны.

Сам Чингисхан дальше в поход не пошел. Он послал младшего сына Тули с семидесятитысячной армией взять Хорасан. Хорасан и его столица Несеу были взяты. Затем Тули подошел к крепостным стенам города Мерв. Город был взят, разграблен и сожжен. Жителей везде ждала одна участь – смерть или плен. После Мерва Тули направился в Нишапур. Здесь он встретил чрезвычайно упорное сопротивление.

Сопротивление было упорным, но непродолжительным. На пятый день город пал. Все жители (не только мужчины, но и женщины и дети) были перебиты. Четыреста мастеров – ремесленников были взяты в плен.

Чингисхан послал два летучих отряда во главе с Джебе и Субедеем-багатуром преследовать Мухаммеда. Мухаммед бежал к Каспийскому морю. Там его настигла пневмония, и в прибрежной деревушке Астара он скончался. Власть (над кем?) он передал Джелал-ад-Дину. Сына Мухаммеда стал преследовать сам Чингисхан. Остатки бывшей армии Мухаммеда были разгромлены. Большинство солдат были уничтожены. Только незначительная часть спаслась бегством. Сам Джелал-ад-Дин после поражения верхом на коне бросился в реку и скрылся. Он направился в Дели.

Традиционные юрты монгольских кочевников

Затем армия Чингисхана опустошила провинции Лахор, Пешавар и Меликпур. В Герате власть монголов установил Тули. Но жители города восстали и установили свою власть. Для наведения порядка Чингисхан направил туда армию в восемьдесят тысяч человек. Герат защищался полгода, но в конце концов был взят. Его разграбили, сожгли, а жителей вырезали. Многих живьем замуровали в стены города.

Армия, которая осталась в Китае, тоже не бездействовала. Она завоевала несколько новых китайских провинций к северу от Желтой реки. В 1223 году китайский император Сюнь-Цзун скончался. Северная Китайская империя прекратила свое существование. Центральный и Южный Китай оставался независимым. Он управлялся императорской династией Сун.

Передвижные жилища монголов

Конец самого Чингисхана был загадочным. Астрологи его предупредили об опасности для его жизни, поскольку предстоял парад пяти планет. Чингисхан к этому отнесся серьезно и направился домой, но в 1227 году в дороге он умер. Некоторое время смерть Чингисхана держали в секрете. Своим наследником он назначил третьего сына Угедея. Пока Угедей не был провозглашен Великим ханом (императором), смерть Чингисхана скрывали. Поэтому похороны Чингисхана проходили в режиме строгой секретности.

Похоронная процессия двигалась из стана Великой Орды на север, к реке Керулен. Тех, кто попадался навстречу процессии, убивали. Тело Чингисхана через его родное становище пронесли на руках его жены. Похоронили Чингисхана в долине реки Керулен.

Единство империи Чингисхана сохранялось 40 лет после его смерти. А господство его потомков в тех государствах, которые образовались после распада империи, продолжалось еще около ста лет. Его сыновья и внуки не наследовали гениальных природных данных. Чингисхан был единственным создателем и устроителем монгольской империи.

Чингисхан был великим, мудрым организатором. Чингисхан умел находить исполнителей своих замыслов и идей. К ним он предъявлял четкие требования. Больше всего он ценил и поощрял верность, преданность и стойкость. Больше всего он презирал измену, предательство и трусость. Всех людей Чингисхан делил на две категории. Для людей одного типа материальное благополучие и безопасность выше их личного достоинства. Эти люди способны на измену. По сути своей они были трусами. Такие люди подчиняются своим начальникам (господам) только потому, что боятся начальника. Они знают, что он способен лишить их благополучия или даже жизни. Такие люди трепещут перед силой своих начальников. За своим начальником (господином) они ничего не видят. Они, по сути, подчиняются не своему начальнику, а своему страху. Поэтому неудивительно, что такие люди легко предают своего господина. Предавая своего начальника (господина), такие люди думают об освобождении от того, кто над ними властвует. Предают они из страха или материальной выгоды. Такие люди всегда остаются рабами своего страха, своей привязанности к материальному благополучию. Это натуры низменные, подлые, по существу рабские. Таких людей Чингисхан не только презирал, но и беспощадно уничтожал.

Чингисхан за свою жизнь низложил немало людей, князей и правителей. Практически всегда в окружении этих правителей были (в немалом количестве) изменники и предатели. Они предавали своего господина, думая при этом получить личную выгоду. Но ни одного из этих предателей Чингисхан не вознаградил, хотя они и способствовали его победе. Более того, каждый раз после победы над тем или другим правителем Чингисхан отдавал распоряжение казнить всех тех вельмож и приближенных, которые предали своего господина. Такие пособники с рабской психологией были не нужны Чингисхану.

В то же время после завоевания каждого нового царства или княжества Чингисхан награждал и приближал к себе тех, кто оставался верным своему бывшему правителю и оказывал достойное сопротивление Чингисхану. Эти люди доказывали, что они принадлежат к тому типу людей, на котором Чингисхан и строил свою государственную систему. Эти люди на деле доказывали свою верность и стойкость. Такие люди ставят свою честь и достоинство выше своей безопасности и материального благополучия. Эти люди боятся не человека (начальника), который может отнять их жизнь или материальные блага. Больше всего они боятся совершить поступок, который может их обесчестить и умалить их достоинство. Они боятся умалить свое достоинство прежде всего в своих собственных глазах. А это для них страшнее смерти.

Чингисхан страхом и материальным благополучием держал в руках людей первого типа, людей рабской психологии к управлению государством не подпускал.

Правили страной люди второго психологического типа. Они были организованы в стройную иерархическую систему, на высшей ступени которой находился сам Чингисхан. Они преклонялись перед ним не из – за страха, а из-за понимания того, что он воплощал их собственный идеал.

Чингисхан считал, что только среди кочевников больше всего людей, на которых он мог положиться. Жизнь в городах способствует размыванию человеческих идеалов, и большая часть горожан относятся к первому типу. Собственно, это в полной мере справедливо и сейчас. Люди от сохи, от земли чаще остаются честными, чистыми, жертвенными и даже более талантливыми.

У кочевнической аристократии времен Чингисхана положительные качества (верность, храбрость, честность) усугублялись родовыми традициями, живым чувством не только личной, но и фамильной чести, сознанием ответственности перед предками и потомками. Поэтому Чингисхан создавал свою военно-административную систему именно из кочевников, из рядов кочевнической аристократии. И не только аристократии. Сословная принадлежность не была решающим фактором при подборе исполнителей. На высокие посты военачальников Чингисхан нередко назначал представителей самых захудалых родов. Среди них были и прежние пастухи. Для Чингисхана, для дела важно было одно – профессиональная пригодность и принадлежность ко второму психологическому типу, типу верных, способных и честных людей.

Чингисхан понимал, как города портят людей, их психологию. Он заповедовал своим потомкам оставаться кочевниками, чтобы не стать людьми низменными, людьми рабской психологии. Но история распорядилась по-иному – империя Чингисхана развалилась именно потому, что всё большее и большее число граждан становились рабами богатства и власти. Они и погубили детище великого Чингисхана.

Для того, кто создает огромную общность людей – империю, важно правильно понимать религиозную проблему. Чингисхан постоянно ощущал связь с Богом. Отношение к религиям Чингисхан высказал так: «Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Мухаммеда) и прошу того, кто у них в правде наибольшей, чтобы он стал моим помощником». Мудрее не скажешь.

Когда Русь вошла в состав монгольской империи, то не было и намека на преследование Русской православной церкви. При Чингисхане в его царстве не было официальной государственной религии. В стране исповедовали шаманизм, буддизм, ислам и христианство (несторианский вариант).

Таким образом, Чингисхан считал, что власть правителя должна опираться не на какое-либо господствующее сословие, не на какую-нибудь правящую нацию и не на какую-либо определенную официальную религию, а на определенный психологический тип людей. На практике это значило, что высшие посты занимали не только аристократы, но и выходцы из низших слоев народа. Правители принадлежали не к одному народу, а к разным монгольским и тюрко-татарским племенам. Они исповедовали разные религии. Важно было только одно – чтобы они были государственниками, а не заботились лишь о собственном благополучии.

Монгольская аристократия принимала религию тех государств, которые занимала империя. Это буддизм в Китае, мусульманство в Персии и т. д. Если бы монголы на Руси приняли православие, то не было бы освобождения Москвы от власти Сарая. Москва и Сарай были двумя центрами Золотой Орды. Сарай имел главное, основное значение в административно-государственной жизни Орды. Но существовал и второй центр – вначале Владимир, а затем Москва. Второй центр был в большей степени религиозным, но не только. Когда же Сарай ослаб, а Москва усилилась, то образовались две половины – Золотая Орда и великое княжение Московское. Пройдут сотни лет, и всё снова срастется под эгидой Москвы. А ведь могло быть всё быстрее, целесообразнее, без большой крови. Если бы монгольская аристократия в Золотой Орде приняла православие, то Сарай был бы единственным центром и раскола бы не произошло. Сохранилось бы единое государство (русско-монгольское или монголо-русское), при котором были бы обеспечены все условия нормального развития – международная торговля, безопасность и многое другое, что дают большие могучие империи и чего никогда не дадут заурядные провинциальные самостийные образования. Их и государствами-то назвать трудно. Дробление империи – это всегда падение на много ступеней вниз, откат далеко назад.

Полагают, что шанс сохранения русско-монгольской империи всё же был. Одни источники сообщают, что сын Бату Сартак перешел в православие. Другие считают более реальным вариантом, что Сартак был очень близок к православию. Известно, что Сартак был гонителем мусульман. Когда он наследовал Батыю, то должен был отправиться на поклонение великому хану Менке. Историк аль-Джоуздани сообщает, что на обратном пути Сартак проехал мимо Орды дяди своего Берке и повернул в сторону, не повидавшись с ним. Когда Берке об этом узнал, он послал спросить Сартака, в чем дело. Сартак ответил: «Ты мусульманин, а я исповедую христианскую веру; видеть лицо мусульманина есть несчастье». Но Сартак вскоре умер. Ему наследовал Берке, который официально принял мусульманство. Правда, насильственной исламизации Орды он не проводил. Хан Узбек был очень расположен к православию. На его сестре был женат московский князь Юрий Данилович. Любопытно, что на монетах времен Узбека встречаются изображения двуглавого орла и женщины с младенцем (Богородицы).

Отношение монголов к Русской православной церкви было самое доброжелательное, если не более. Переходу монголо-татар в православие не ставилось никаких препятствий.

Как только монголы завоевали Русь, отцы Русской православной церкви стали устанавливать контакты с властями Золотой Орды, с Сараем.

Кафедра митрополита до нашествия монголов была в Киеве. Но в 1240 году монголы разрушили ее. Митрополиты переселились во Владимир на Клязьме, а затем в Москву. При этом каждому митрополиту в XIII – XIV веках приходилось часто ездить в Сарай. Как правило, там он находился подолгу. В 1261 году митрополит Кирилл учредил в Сарае епископскую кафедру. Это было своего рода православное представительство в Золотой Орде. Об учреждении Сарайской епархии хлопотал и великий князь Александр Ярославич (Невский).

Сарайский епископ служил посредником между митрополитом и монгольским ханом, с одной стороны, вселенским царьградским императором и патриархом – с другой. К патриарху и царю греческому в Царьград ездил епископ с грамотами от царя ордынского и от митрополита всея Руси. Таким образом, о церковном устройстве Руси пеклись как Москва, так и Сарай. При этом в церковном отношении Москва была главным центром. В государственно-административном отношении главным был Сарай.

В 1312 году митрополит Московский Петр лишил епископа в Сарае и сана и епархии. В середине XV века сарайский епископ Вассион перенес свою кафедру в Москву. Он поселился в Крутицах. Собственно уже с конца XIII века Крутицы служили подворьем сарайских епископов в Москве. Так Сарайский епископ превратился в епископа Крутицкого. Следует еще сказать о принципах, на которых строилась армия Чингисхана и его преемников.

Союз дома Чингисхана с ведущими представителями местных элит (завоеванных) был закреплен династическими браками. Двери для вхождения в состав первоначально узкой группы правящей знати, составившей цвет единого монгольского государства, держались открытыми. Личные достоинства соискателя определялись полезностью правящему дому. В составе высшего нойонства можно было встретить даже бывшего раба. Такими были Мухоли и Буха.

Чингисхан сказал так: «Кто был Сорхан-Шира? Крепостной холоп, арат у Тайчиупского Тодече. А кто был Бедей с Кишликом? Цереновскими конюхами. Ныне же вы мои приближенные. Благоденствуйте же в духовенстве вашем» («Сокровенное сказание»).

Нукеры Чингисхана подбирались из разных племен. Чаще они были выходцами из родовой аристократии. Пример: Шиги-Хутуху – из татар, Джэлмэ – урянхаец, Борохул – джуркинец, Боорчу – тайчжунт.

Из нукерства выросла служба гвардейцев-кешиктенов.

При ханском дворе были три элитные группы.

Первые – ночная стража – кебтеулы. Они работали по формуле: «рубить голову по самые плечи и плечи на отвал» всякому, кто ночью попытается проникнуть к хану. Они ведали раздачей оружия и хранили символы ханской власти – воинские знамена и барабаны. Кебтеулы управляли дворцовыми делами, ведали тризнами на могилах и участвовали в обрядах жертвоприношений ханской семьи.

Вторые – гвардейцы дневной стражи. Их звали турхауды. Первый гвардейский отряд чингисовских кешиктенов состоял из 150 человек. 80 из них были кебтеулами ночной стражи, а 70 – турхаудами дневной стражи.

Одновременно при хане была отобрана «тысяча богатырей». Они сражались непосредственно под командованием Чингисхана. В мирное время они состояли при нем в качестве турхах-кешиктенов.

В 1206 году состоялся очередной курултай. После курултая Чингисхан назначил 95 тысячников (нойонов). Число первых двух элитарных групп было увеличено многократно. Турхаудов стало 8000 человек. Кебтеулов вместе с лучниками стало 2000 человек.

Армейские офицеры в табеле о рангах стояли на ступень ниже. Так, армейский тысячник почитался ниже рядового кешиктене. Стремянный кешиктена считался выше сотника.

В армии было большое количество немонголов. Так, в 1211 году в армию Чингисхана вошли киданьские отряды цзю, которые состояли на службе в империи Цзинь. С 1215 года в армию влились «войска северных китайцев». В 1281 году были созданы гвардейские формирования из кипчаков. В 1322 году они были поделены на левый (восточный) и правый (западный) караулы. Караулы из кипчаков и осетин-асу несли патрульно-полицейскую службу в областях к северо-западу от Пекина, в районе Цзюйюнгуань – Наньбэйкоу. В 1328 году в одном левом карауле было десять тысяч семей кипчаков. Набор на службу проводился через Золотую Орду.

Гвардейцы при Чингисхане были на особом положении. У гвардейцев и Чингисхана были одинаковые геральдические символы: конские ремни и седло их украшались фигурками свернувшихся драконов.

За отвагу и верность им могли присвоить звание героя.

Эмблематика императора и его гвардии сформировалась между 1204 – 1206 и 1217 годами.

В китайской традиции дракон – символ императорской власти, мудрости, силы, в том числе и мужской силы природы – ян. На эмблему дракона с пятью когтями имели право только сам император и его ближайшие родственники. Более далекие родственники имели право на эмблему с драконом, у которого четыре когтя. Сановники и дальняя родня имели право на эмблеме изображать некое змееобразное существо.

Кипчаки, осетины-асу и русские постоянно входили в гвардейскую стражу при императорах Юань (Пекин).

В 1330 году при правлении Туч-Темура было учреждено специальное управление командования русским гвардейским корпусом «проявляющих преданность». Командовал корпусом темник. В начале 1330 года было собрано до десяти тысяч русских, которым для самообеспечения было выделено 100 цин (около 600 га) пахотных земель. По давней китайской традиции русские солдаты и их семьи являлись военнопоселенцами, статус которых был похож на статус будущего российского казачества. В 1332 году русским поселенцам были выделены быки для пахоты, семена и сельхозорудия. По другим сведениям, пахотных земель было выделено 300 цин (1800 га). Поселения находились к северу от столицы Юань в г. Даду (Пекина) в районе современного поселка Цзюйюнгуань.

Таким образом, монгольская армия с течением времени трансформировалась. До 1206 года это была армия монголов Чингисхана. В нее входили не все племена монголов. После того как великое государство монголов было разделено, в монгольскую армию были включены воины из кочевого населения современной территории Монголии и юга Сибири – керенты, нойманы, меркиты, татары, ойраты, киргизы, хори-туматы и др. После начала войны с Цзинь (1211) на сторону Чингисхана перешло много киданей, китайцев, чжурчжэней, тангутов.

Была освоена китайская военная техника, прежде всего камнеметная артиллерия, используемая для осады городов, применение и использование зажигательных и взрывных свойств пороховых смесей. В походе на Запад участвовали китайский генерал Гао Мин. Он разрабатывал планы похода. Китаец Ян Вэй-чжун был послом монгольской империи в 13 государствах Запада. Во время похода на Запад китаец Шитянь-линь исполнял обязанности судьи. На Запад двигалась многонациональная армия, которая была хорошо подготовлена и снабжена. В «Юань ши» сказано, что солдаты Батыя получали на двоих такой же паек, который в остальных частях армии давался на десятерых.

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Нежная любовь главных злодеев истории автора Шляхов Андрей Левонович

Чингисхан, основатель и великий хан монгольской империи Учитель сказал: «Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в

Из книги Монголы и Русь автора

5. Основание Монгольской империи Все племена Монголии – «люди, жившие в войлочных палатках», как говорит «Тайная история» – были приглашены для участия в Большом Курултае. Но это не было, однако, «демократическим собранием»; «народ» был представлен на нем родовыми

Из книги Монголы и Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

9. Внутренние противоречия Монгольской империи Сила и эффективность армии и администрации дали возможность монголам поддерживать более чем столетие после смерти Угэдэя контроль над огромными завоеванными территориями. Однако в течение всего своего существования

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Судьба Монгольской империи Разные кланы монгольской знати пытались поставить своего кагана в Каракоруме. На курултае 1246 года победили потомки Угэдэя и Чагатая - великим ханом избрали Гуюка. На этот курултай Батый не поехал, опасаясь за свою жизнь. Он послал туда младших

автора Коллектив авторов

ЭПОХА МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ Улус второго сына Чингисхана Чагатая включал Восточный Туркестан и Мавераннахр. Столицей стал г. Алмалык в долине р. Или. Правление Чагатая пришлось на период новых завоеваний. После его смерти в 1242 г. на протяжении почти двух десятилетий

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ Оценивая роль империи Чингисхана и его преемников в мировой истории, необходимо констатировать, что монгольские завоевания принесли смерть и уничтожение многим народам и цивилизациям. Можно считать вполне объективным

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Создатель книжной империи. Издатель Иван Дмитриевич Сытин (1851–1934) Сто тридцать с лишним лет назад, 14 сентября 1866 года пятнадцатилетний малограмотный мальчик Ваня Сытин с пустые карманом и рекомендательным письмом явился из Нижнего Новгорода, где торговал вразнос

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Китай под властью монгольской империи Несмотря на долгое и стойкое сопротивление, впервые в своей истории весь Китай оказался под властью иноземных завоевателей. Более того, он вошел в состав гигантской Монгольской империи, охватившей сопредельные с Китаем территории

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора

2. Западно-европейцы о Великой = «Монгольской» Руси Возникновение Великой = «Монгольской» Империи Вторжение в Европу Скалигеровская хронология «монгольского» вторженияБольшой интерес представляет для нас изданная Академией наук книга «После Марко Поло», где собраны

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Чингисхан - основатель монгольской империи Рождение завоевателяЧингисхан, по преданию, родился, сжимая в правой руке запекшийся сгусток крови, что было истолковано окружающими как признак будущего воина-завоевателя.Выходец из бедного улуса, в юности занимавшийся

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Кир - создатель империи Кир II являлся безусловным харизматическим лидером, гениальным государственным строителем и полководцем, бесстрашным, динамичным и безгранично честолюбивым человеком; при этом он славился великодушием, щедростью, простотой и доступностью в

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

6.5. Раскол Великой = «Монгольской» империи В эпоху опричнины и смуты конца XVI века Западная Европа постепенно обретает самостоятельность. Османия = Атамания = Иудея отстраняется от бурлящей Руси-Орды = Израиля и делает попытку заново покорить взбунтовавшуюся Западную

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.2. СОЗДАНИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ Монгольские завоевания охватили большую часть Евразии, и их хронология хорошо известна. В 1206 г. после долгих воин хан монголов Тэмуджин объединил племена восточной части Великой степи и был провозглашен Чингисханом. Новому хану

Из книги Великие люди, изменившие мир автора Григорова Дарина

Чингисхан – основатель монгольской империи Его звали Тэмуджин. Но в историю этот человек вошел под именем Чингисхана, которое ему присвоили в 51 год. До нас не дошло ни его подлинного изображения, ни того, какого он был роста и сложения. Нам неизвестно, выкрикивал он

Из книги Юлий Цезарь. Политическая биография автора Егоров Алексей Борисович

1. Создатель империи или гениальный неудачник? (западная историография от эпохи Возрождения до начала 20 века) Обзор историографии вполне уместно начать с очень удачной характеристики С.Л. Утченко: «Поистине каждая эпоха знала своего Цезаря. Для той эпохи, когда вдруг

Монгольская империя – средневековое государство, которое занимало огромную территорию – около 38 миллионов км2. Это самое большое государство в мировой истории. Столицей империи был город Каракорум. История современной...

Монгольская империя – средневековое государство, которое занимало огромную территорию – около 38 миллионов км2. Это самое большое государство в мировой истории. Столицей империи был город Каракорум.

История современной Монголии начинается с Тэмуджина, сына Есугэй-багатура. Тэмуджин, более известный как Чингисхан, родился в 50-х годах XII века. В начале XIII века он подготовил реформы, которые легли в основу Монгольской империи. Он разделил армию на десятки тысяч (тьму) тысячи, сотни и десятки, искоренив тем самым организацию войск по родовому принципу; создал корпус специальных воинов, который делился на две части: дневную и ночную стражи; создал из лучших воинов элитное подразделение. А вот с религией у монголов сложилась очень интересная ситуация. Сами они были язычниками, и придерживались шаманизма. На некоторое время роль главенствующей религии занял буддизм, но затем жители Монгольской империи вновь вернулись к шаманизму.

Чингисхан

Примерно в это же время, в середине XIII века, Тэмуджин стал Чингисханом, что переводится как «великий правитель» (Чингиз Хан). После этого он создал Великую Ясу – свод законов, который регламентировал правила призыва в армию. Это привело к созданию огромной орды из 130 подразделений, названных им же «тысячами». Татары и уйгуры создали для монголов письменность, а в 1209 году Чингисхан начал готовиться к завоеванию мира. В этом году монголы завоевали Китай, в 1211 рухнула империя Цзинь. Началась череда победных сражений монгольской армии. В 1219 году Чингисхан начал завоевывать территории в Средней Азии, а в 1223 году направил свои войска на Русь.

На тот момент Русь представляла собой большое государство с серьезными междоусобными войнами. Этим не преминул воспользоваться Чингисхан. Войска русских князей не сумели объединиться, а потому битва на реке Калка 31 мая 1223 года стала первой предпосылкой для начала многовекового ордынского ига.

Из-за огромных размеров управлять страной было практически невозможно, поэтому завоеванные народы просто платили дань хану, а законам Монгольской империи не подчинялись. В основном, жизнь этих народов не сильно отличалась от той, к которой они привыкли. Единственное, что могло бы омрачать их счастливое существование – размеры дани, которые порой были непосильными.

После смерти Чингисхана к власти пришел его сын, который разделил страну на три части – по количеству сыновей, отдав самому старшему и самому нелюбимому маленький участок неплодородной земли. Однако сын Джучи и внук Чингисхана – Бату – по всей видимости, не собирался сдаваться. В 1236 году он завоевал Волжскую Булгарию, а после, в течение трёх лет монголы громили Русь. С этого момента Русь стала вассалом Монгольской империи и платила дань на протяжении 240 лет.

Бату хан

Москва в то время была самой обычной укрепленной крепостью. Именно татаро-монгольское нашествие помогло ей приобрести статус «главного города». Дело в том, что монголы на территории Руси появлялись редко, а Москва стала своеобразным коллектором монголов. Жители всей страны собирали дань, а московский князь передавал ее в Монгольскую империю.

После Руси Бату (Батый) пошел дальше на запад – в Венгрию и Польшу. Остальная Европа тряслась от страха, ожидания с минуты на минуту наступления огромного войска, что было вполне понятно. Монголы убивали жителей завоеванных стран, не взирая на пол и возраст. Особенное удовольствие им доставляли издевательства над женщинами. Города, оставшиеся непокоренными, сжигались ими дотла, а население уничтожалось самым жестоким образом. Жители города Хамадана, что находится в современном Иране, были убиты, а спустя несколько дней военачальник отправил войско на руины, чтобы добить тех, кто отсутствовал в городе на момент первого нападения и успел вернуться к возвращению монголов. Мужчин часто забирали в монгольскую армию, предоставляя право выбора: умереть или присягнуть империи.

Считается также, что эпидемия чумы в Европе, которая разыгралась столетием позже, началась именно из-за монголов. В середине XIV века Генуэзская республика была осаждена монгольским войском. Среди завоевателей распространилась чума, которая унесла много жизней. Они решили использовать зараженные трупы в качестве биологического оружия и стали катапультировать их на стены города.

Но вернемся в XIII век. С середины и до конца тринадцатого столетия были завоеваны: Ирак, Палестина, Индия, Камбоджа, Бирма, Корея, Вьетнам, Персия. Завоеваний у монголов с каждым годом становилось все меньше и меньше, началась междоусобица. С 1388 по 1400 годы Монгольской империей управляли пять ханов, ни один из которых не дожил до преклонных лет – все пятеро были убиты. В конце XV века ханом стал семилетний потомок Чингисхана – Бату-Мункэ. В 1488 году Бату-Мункэ или, как его стали называть, Даян-хан отправил китайскому императору письмо с просьбой принять дань. Фактически это письмо считалось договором на свободную межгосударственную торговлю. Однако установившийся мир не мешал Даян-хану совершать набеги на Китай.


Большими усилиями Даян-хана Монголия была объединена, но после его смерти вновь разгорелись междоусобные конфликты. В начале XVI века Монгольская империя снова распалась на княжества, главным среди которых считался правитель Чахарского ханства. Так как Лигдан-хан был самым старшим среди поколения потомков Чингисхана, он и стал ханом всей Монголии. Он безуспешно пытался объединить страну, чтобы избежать угрозы от маньчжуров. Однако монгольские князья гораздо охотнее объединялись под маньчжурским началом, нежели монгольским.

В конце концов, уже в XVIII веке, после смерти последнего из потомков Чингисхана, правящего в одном из княжеств Монголии, разгорелась нешуточная борьба за престол. Моментом очередного раскола воспользовалась империя Цин. Китайские военачальники ввели огромное войско на территорию Монголии, которое к 60-м годам XVIII века уничтожило когда-то бывшее великим государство, а также практически все его население.

Потому что они сделали некоторые выдающиеся вещи, которые никогда не были сделаны раньше, и никогда не были сделаны с тех пор. В течение десятилетий они стали непобедимой сверхдержавой. Вы будете очень удивлены, но монголы были также великие инженеры и чрезвычайно хорошие ученики, которые изменили мир больше, чем любая другая империя. Много людей имеют весьма устаревшие стереотипы относительно монголов. Ведь их часто представляют, как людей на лошадях с луками и стрелами. Однако что бы вы сказали, если кто-то в 2700 году опишет Британскую империю лишь как людей с мушкетами и Юнион Джеком, носящими красный китель? Или Арабскую империю, как людей с мечами на лошадях, воспевающими Аллаха? Или США как сверхдержаву, сбросившую атомную бомбу во время просмотра фильмов Адама Сэндлера?

Красный цвет показывает рост Монгольской империи. Позже она распалась на несколько частей, которые обозначены желтым, зеленым и фиолетовым цветом.

Военная доблесть монголов

В отличие от Гитлера, Наполеона и многих других, у монголов было мало проблем с захватом Руси. Монголам нравилось нападать зимой, ведь их лошади могли спокойно бежать по льду реки без необходимости наведения мостов. В то время, как афганцы могли сопротивляться американцам, СССР и англичанам, они не смогли избежать завоевания монголами. Китай никогда не был под властью внешних сил до тех пор. Арабская империя процветала, а Багдад был величайшим городом в мире. До монголов, конечно. А индийцы едва смогли избежать нападения орды Чингисхана.

У тевтонских рыцарей-крестоносцев не было чем ответить монголам, как и различным племенам Юго-Восточной Азии. Не имеет значения, были ли вы суперразвитой цивилизацией или полностью кочевым народом — всё равно вы проиграли бы монголам. Монголы могли наступать в холодной Сибири и жаркой Аравии. Их не волновало, если они скакали по обширным степям Азии или глубоким тропическим джунглям Бирмы. Они могли спокойно пересекать рисовые поля Китая, Гималаи, как будто это был какой-то холм местного значения, и даже организовывать морские атаки.

Если враги наступали фалангой, монголы уничтожали их стрелами. Если враги распылялись, монголы преследовали их на лошадях. Они легко преодолевали вражеских лучников, кавалерию и мечников. Словом, не было ни одной технологии, ни одной военной стратегии, которая могла бы достичь успеха против монголов.

Не только грубая сила, но и колоссальная империя

Говоря о монголах, многие представляют себе устаревшую, часто расистскую картину несколько грубых и кровавых «варваров», которым просто повезло. Однако в последнее время историкам стали известны довольно интересные факты о них, чтобы воздать им должное уважение. Давайте смотреть правде в глаза: нет ни одной сверхдержавы или империи, у которой было бы меньше крови на руках. Монголы на самом деле были очень открыты к инновациям. Будучи мастерскими инженерами, они использовали все технологии, известные в ту пору человеку, в то время как их конкуренты были слабы и упрямы. В то же время монголы не переставали обучаться. Развитие многих технологий в мире (в том числе распространение пороха, бумаги и печатного станка в большинстве стран Европы) произошло, как прямой результат их завоеваний. Короче говоря, они помогли значительно сформировать мир, в котором мы сейчас живем. Монголы были свободны от груза какой-либо идеологии и вероисповедания. В этом смысле, они были намного лучше любой европейской колониальной державы.

Другие достижения монголов

Чингисхан принес систему письма в Монголию, которая до сих пор используется многими монголами. Монгольская империя освободила учителей от налогов, что привело к большому распространению печати во всей Восточной Азии. Они также помогли росту образованного класса в Корее. Монголы построили впечатляющую международную почтовую систему через огромную часть Евразии под названием Ям (маршрут), эффективность которой была проверена следующими пятью веками. Они начали создавать стандартизированные банкноты и бумажные деньги за столетия до того, как это сделали в Европе.

У монголов была фантастическая «зона свободной торговли», в которую входила большая часть известного мира. Торговля процветала, так как купцы путешествовали, не беспокоясь о грабежах. Экономика процветала. Именно в это время Марко Поло и другие европейцы смогли посетить Азию. В эпоху религиозных войн монголы построили империю религиозной терпимости, которая охватила почти все известные религии: ислам, христианство, буддизм, конфуцианство. Китайские науки, астрономия, медицина, машиностроение и математика начали взрывообразно развиваться в эпоху монголов, так как ханы понимали значение науки. Среди величайших ученых той эпохи Го Шоуцзин и Чжу Шицзе. Монголы также создали высокоточный календарь. Искусство и театр процветали в эпоху Юань в Китае. Сюда были привнесены различные европейские достижения в области стекла и музыкальных инструментов.

Монголы имели постоянную жажду знаний и были очень способными учениками. Они также распространяли свои знания в различных культурах, что вызвало взрыв идей. Как и у всех великих империй мира, у них было много крови на руках. Тем не менее, их вклад в человеческое существование из-за взрыва идей в сферах науки, искусства и торговли сформировал нашу историю больше, чем вклад какой-либо другой сверхдержавы.