Мост из прошлого в будущее. Мост в годы Великой Отечественной войны

Наша сегодняшняя “прогулка” по Кёнигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - почти что сюжет в духе Дэвида Линча. “Мост в никуда” - так вполне можно назвать Пальмбургский (Берлинский) мост. Тот самый, который, по бытующему в народе преданию, немцы, уходя, развели - а наши свести за шестьдесят лет как-то вот не удосужились.

Этот мост, - говорит Николай, - был построен в 1938 году в восточном пригороде Кёнигсберга возле поселка Пальмбург (ныне пос. Прибрежное) . Он представлял собою часть широкой автомобильной дороги, соединяющей Кёнигсберг с Эльбингом (ныне - это Эльблонг в Польше) . С севера на юг он перекрывает старый и Новый рукава Преголи и ее широкую пойму между поселками Прибрежное и Ржевское. Выполнен мост из железобетонных конструкций и имеет в длину 633 метра.

Своим рождением этот мост обязан специальной программе строительства автострад, разработанной в Германии еще во времена Веймарской республики. Времена были тяжелыми: Германия, униженная Антантой, как могла отстаивала национальное достоинство. Доски с надписью “Помни о Версале!” были расставлены буквально по периметру границы, отделяющей Германию от прочего европейского мира.

Молодых людей, прошедших через окопы первой мировой, известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк называл “поколением тех, кто был убит войной, хотя и избежал ее пуль и гранат”. “Убитых” надо было возвращать к жизни. По крайней мере, дать им возможность заработать на кусок хлеба с маргарином.

Немецкие семьи голодали. (Российские - тоже. Может, именно поэтому тоталитарные режимы возникли и у НИХ, и у НАС. Как ответ сытой, респектабельной “загранице” - ответ исчерпывающий и нецензурный.) У выросших “детей войны” рождались дети без ногтей и кожи... В 1933 году Гитлер придет к власти, провозгласив идею “пушки вместо масла” и пообещав, что ЭТИ заплатят Германии за все.

До Гитлера нации предлагалась другая идея: созидательная. Строить дороги, благодаря которым любой, даже самый маленький городок (каких в Германии всегда было множество) оказывался включенным в общую систему государственного функционирования.

На строительстве автострад постоянно работало более 30.000 человек - а к началу второй мировой войны это число удвоилось. (Тогда же по обеим сторонам дорог встали “солдаты вермахта” - те самые деревья, которые нынче собирают в нашей области кровавую жатву.)

Скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг (в створе которой и возводился Пальмбургский-Берлинский мост) сооружалась силами и средствами организации Тодта. Кстати, название “Пальмбург” (“Пальмовый дворец”) произошло от названия расположенного рядом имения с сельскохозяйственным производством, владелец которого - известный далеко за пределами Кёнигсберга оригинал - выращивал у себя в оранжереях диковинные экзотические растения. В том числе и пальмы.

Надо отметить, что Пальмбургский мост НИКОГДА не был разводным. Его главная особенность заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки. А в опорах еще во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент предстояло заложить необходимое количество взрывчатки - и “экономно” подорвать опоры, выведя из строя мост. Что и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Советской Армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению.

Взрыв моста существенно отразился на ходе боевых действий у восточной окраины Кёнигсберга. Наши войска перешли здесь к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года. А сразу же после прорыва линии фронтов через рукава Прегеля были построены низководные деревянные мосты, а по суше - проложена бревенчатая гать. В таком виде - с поднятыми русловыми консолями - мост, окончательно получивший в народе название Берлинского, и застыл вот уже на шесть десятилетий.

Правда, одна из полос движения была восстановлена в начале 1970-х годов. Теперь там проходит Большая окружная дорога, соединяющая Московский проспект с улицей Емельянова.

В девяностых годах “Берлинкой” опять занялись. Было продекларировано намерение превратить “совковую” автостраду в нормальный европейский автобан. “На объект” была подогнана тяжелая техника, начались работы. В смысле, “освоение капиталовложений”. Но... как известно, еще Карамзин говорил: “В России две беды: дураки и дороги”.

Дороги остаются нашей бедою по-прежнему. Потому что занимаются ими отнюдь не дураки, а люди, прекрасно умеющие превратить любое строительство в настоящее Поле чудес... где каждый зарытый в землю рубль превращается в бакс... На чьем-то индивидуальном банковском счете.

В результате - работы по восстановлению Берлинского моста заглохли: средства закончились раньше, нежели консоли удалось “свести”. А дорога, восстановленная на своей территории поляками (часть бывшего восточно-прусского имперского автобана от российско-польской границы до Эльблонга) , упирается в нашу, извиняюсь за выражение, трассу.

До поры до времени руинам Пальмбургского моста радовались только киношники. Сколько фильмов на военную тему было отснято в нашем городе! И разрушенный мост мелькал в кадре частенько. Так, в 1949 году в фильме “Встреча на Эльбе” Преголь “изображала” Эльбу, а ключевые сцены снимались на фоне покореженного Берлинского моста. Кстати, на экране можно разглядеть и многие здания (типа Кёнигсбергского почтамта), давно почившие в бозе. В смысле, по приказу партийных и советских начальников разобранные на кирпич, из которого потом складывались дома где-нибудь в Могилеве. Фильм “Встреча на Эльбе” уже выпущен в DVD-варианте.

А вообще - “кинематографический” Кёнигсберг-Калининград - это тема для отдельного разговора. Здесь снимался, например, “Отец солдата”. (Сын главного героя умирал на крыше ДК моряков. А на заднем плане еще можно было разглядеть Королевский замок, которому оставалось жить всего три года... Во время съемок в центре города зажигали специальные дымовые шашки, чтобы сымитировать боевые действия. “Декорации” вполне соответствовали моменту: в 1964 году город, превращенный в большую каменоломню, выглядел так, точно война закончилась вчера.)

В начале 60-х на стадионе “Балтика” снимался фильм “Третий тайм” - об историческом футбольном матче между немецкими солдатами и советскими военнопленными, который состоялся в июне 1942 года в Киеве.

(Почему съемочная группа отправилась не в Киев? Очень просто: за 20 лет столицу Украины восстановили практически полностью.)

В 1965 году на железнодорожном вокзале снималась сцена из культового кинофильма “Щит и меч”. Помните: репатриированные немцы из Риги прибывают в фатерлянд. Советский разведчик Александр Белов - Йоганн Вайс протискивается сквозь толпу к своему другу Генриху Шварцкопфу, которого встречает дядя - штурмбанфюрер СС. И все это - на нашем перроне. Генриха играл совсем еще юный Олег Янковский. Где-то в конце 80-х Янковский снова приехал в Калининград. Здесь у него должны были пройти творческие встречи. Времени у Янковского было мало, поэтому на интервью он согласился “по дороге”. В смысле, он немного погуляет, посмотрит город - а журналист может идти рядом и задавать вопросы.

Мы стояли на эстакадном мосту, и Янковский рассказывал, что тогда, в шестьдесят пятом, он совсем не увидел города. Сцена на вокзале бы-ла ПЕРВОЙ в его жизни съемкой в кино, он трясся как осиновый лист и приставал с вопросами к режиссеру В. Басову: как, дескать, ему поубедительнее передать душевные терзания Генриха - молодого немца, который возвращается на историческую родину и, вместе с тем, окунается в неизвестность. Когда он спросил об этом раз в пятнадцатый, (человек интеллигентный и принципиально “не выражающийся”) Басов посоветовал “заткнуться и раскрыть глаза пошире”. Но - вспоминал Янковский - и вокзал, и сам перрон, и красный кирпич, и высокие темные своды - все это воспринималось им как театральная декорация. Он был полностью сосредоточен на камере. А сразу же после съемки вся группа уехала.

Дебют Янковского оказался удачным. И кто знает, может, именно энергетика Кёнигсберга-Калининграда позволила актеру, уроженцу Саратова, с первых же минут экранной жизни так плотно войти в образ, что белокурый эсэсовец Генрих Шварцкопф стал одним из любимых киногероев советского народа? А сам Янковский очень скоро превратился в “секс-символ” (хотя секса в СССР как бы и не было) .

А вот во второй приезд Калининград Янковскому понравился. Тогда еще шли дебаты, нужно ли реконструировать Кафедральный собор. Янковский считал, что не нужно. Лучше “законсервировать” - и пусть в таком виде он останется памятником эпохе и напоминанием о том, что бывает, когда у правителей государства “сносит крышу”.

Интересно, что сказал бы Янковский о нашем городе сейчас? Впрочем, он и сам изменился. Ставит подпись под грозной бумагой на имя президента Путина - с требованием запретить журналистам “вмешиваться в личную жизнь” известных людей. Как будто у них, у “известных людей”, еще осталось что-то кроме личной жизни... Лучшие роли остались в далеком - советском! - прошлом.

Ну а “Кёнигсберг-Калининград” кинематографический - это маршрут нашей следующей “прогулки”.

Берлинский мост в Калининграде - это не только достопримечательность, но и частичка истории. К сожалению, постепенно она уходит в прошлое.

Так или иначе, но далеко не все ценители старины выступают за сохранение раритетной эстакады, поскольку коротать долгие часы в пробках - малоприятное времяпрепровождение.

Память о войне

В конце 30-х годов прошлого столетия на востоке Кенигсберга была развернута одна из масштабных строек. Ежедневно практически 24 часа в сутки работала техника, чтобы возвести Берлинский мост в Калининграде. Постепенно по берегам Преголи возникали бетонные опоры новой конструкции.

Однако в один прекрасный момент была приостановлена. Одна за другой шли пятилетки, но картина не менялась: пустынные берега, огромная пойма, редкие суда и рыбаки. А сверху всего этого «красовался» мрачный монумент Великой Отечественной войны - широченный Берлинский мост в Калининграде, половина которого после 1945 года так и осталась не отремонтированной.

Задранные в сторону небосвода пролеты - это дань памяти войне, которую сконструировала сама жизнь. Ежегодно посмотреть на Берлинский мост в Калининграде приезжают тысячи туристов. В летнее время здесь организовывают экскурсии и по водной глади, поскольку с реки открывается поистине уникальное зрелище на огромную конструкцию моста. Нигде такого не увидишь!

Мост в годы Великой Отечественной войны

Примечателен тот факт, что Берлинский мост (г. Калининград) в военные годы назывался Пальмбургским. Сегодня он именуется Прибрежным. Почему же он более известен как Берлинский?

Дело в том, что старая автострада Кёнигсберг-Эльбинг (нынешний польский город Эльблонг) постепенно трансформировалась в трассу, которая ведет в Поскольку вышеуказанная автострада заканчивается в Берлине, значит, и мост «Берлинский».

Следует отметить, что народные топонимы нередко приобретают официальный характер. В чиновничьих документах вышеуказанный памятник военного времени значится как «мостовой переход через Новую и Старую Преголю». Естественно, такое название очень сложно для восприятия простого человека, а вот «Берлинский мост» звучит пафосно и красиво, и велика вероятность того, что в документах его будут называть именно так.

Развод по-кенигсбергски

В настоящее время знаменитый мост оброс несколькими мифами и некоторые в них верят.

Один из них - это то, что конструкция «Берлинки» - разводная. Второй миф вытекает из первого: дескать, мост отремонтирован на 50%, а это значит, что русским оказалось под силу возвести только одну его сторону. Конструкция эстакады действительно может ввести в заблуждение.

Во время войны, когда шли ожесточенные бои за Советская Армия смогла вплотную подойти к «Берлинке». Наши командиры приняли решение не бомбить его, а переправиться по нему, чтобы идти на штурм Калининграда. Разгадав замыслы русской армии, немцы заминировали его. Почему же мост не был разведен?

Некоторые эксперты заявляют, что в действительности «Берлинка» имела сборно-монолитную, а не разводную конструкцию, которая, помимо прочего, допускала риск подрыва с серьезными повреждениями.

Так или иначе, но солдаты и рады были бы развести мост, да нельзя. Тогда немцы взорвали его, и конструкция превратилась «в разводную».

Действительно ли русским оказалось под силу возвести только одну сторону «Берлинки»? В 60-х годах прошлого века сооружение было отремонтировано лишь на 50% не потому, что существовал риск: потенциально «могло рвануть». В действительности, даже одна сторона обеспечивала нормальное движение транспорта, количество которого в те годы не было слишком большим.

Содержание «Берлинки» - дорогое удовольствие

В настоящее время ситуация с Берлинским мостом в Калининграде - непростая. Существующая конструкция не справляется с потоками автомобилей, вследствие чего образуются многокилометровые пробки.

«Возведение и восстановление дорог - это одна из приоритетных задач. Ее необходимо выполнить ускоренными темпами, чтобы успеть к началу мирового чемпионата по футболу, который состоится в 2018 году», - подчеркивают чиновники.

Реконструкция вышеуказанного памятника истории - удовольствие не из дешевых. Однако первые шаги на пути к этому уже сделаны: федеральные власти выделили 4,6 миллиона рублей из государственной казны на ремонт «Берлинки».

Процесс восстановления моста был запланирован в рамках второй очереди проекта «Строительство южного обхода Калининграда». Еще не была готова первая очередь, информация о том, что строители сносят Берлинский мост в Калининграде. «Наконец-то, дождались!» - говорили жители бывшего Кенигсберга.

Конструкция рухнула…

Однако в начале января текущего года отечественные СМИ заявили о том, что в результате демонтажных работ Берлинский мост рухнул на людей в Калининграде. Ситуация усугублялась тем, что в результате данного инцидента погибло 4 человека. Естественно, следователи сразу же стали выяснять причины того, почему Берлинский мост рухнул на людей в Калининграде. В результате проведенного расследования стало известно, что трагедия произошла из-за банального несоблюдения техники безопасности. Виновные лица были привлечены к уголовной ответственности.

Что предусматривает проект

Согласно проекту строительства, наряду со старым должен появиться новый Берлинский мост (Калининград). Затем новая конструкция возьмет на себя целиком транспортную нагрузку, освободив от нее «Берлинку», которую будут впоследствии модернизировать. Такими мерами власти хотят решить проблему пробок. Жители региона с нетерпением ждут того дня, когда в Калининграде демонтируют старый Берлинский мост, а на его месте появится современная шестиполосная эстакада. Проект подразумевает три полосы по обе стороны (каждая длиной в 3,75 м) и тротуары.

По прогнозам властей, окончательно проект будет готов к 2016 году.

Строительные работы по модернизации идут полным ходом, и старую конструкцию уже не узнать.

Конечно же, часть жителей будет испытывать самую настоящую ностальгию по «Берлинке», однако модернизировать объект все-таки необходимо, чтобы решить проблему пробок. Ну а историческая основа моста будет сохранена.

В 1928 году, во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. С начала 30-х годов силами и средствами организации Тодта строилась скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг. Одновременно в створе её возводился и Пальмбургский (по названию рядом расположенного посёлка Пальмбург, ныне Прибрежное) мост. В нашем обиходе он получил название Берлинский. Строительство его закончилось в 1935 году. Мост никогда не был разводным. Главная его конструктораская особенность в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлинённые пролётные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки - русловые пролёты. Подобная конструкция позволяла в критический момент "экономно" вывести его из строя путём подрыва оспор. Ещё во время строительства моста он был подготовлен к взрыву. В его опорах предусматривались минные камеры. Мост был взорван в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Красной армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. В начале 1970-х годов одна из полос движения была восстановлена.

рухнула опора Берлинского моста, что повлекло за собой обрушение плиты. Погибли четверо рабочих, разбиравших старый мост, тела двоих до сих пор находятся под завалами. Двое выживших с переломами доставлены в больницу. На данный момент на месте обрушения работают сотрудники МЧС, полиции и Следственного комитета. Вот такая печальная новость.

Вот что я нашел на просторах интернета о мосте популярном у любителей экстрима и самоубийц.

Берлинский мост в Кёнигсберге Наша сегодняшняя "прогулка" по Кёнигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - почти что сюжет в духе Дэвида Линча. "Мост в никуда" - так вполне можно назвать Пальмбургский (Берлинский) мост. Тот самый, который, по бытующему в народе преданию, немцы, уходя, развели - а наши свести за шестьдесят лет как-то вот не удосужились. - Этот мост, - говорит Николай, - был построен в 1938 году в восточном пригороде Кёнигсберга возле поселка Пальмбург (ныне пос. Прибрежное). Он представлял собою часть широкой автомобильной дороги, соединяющей Кёнигсберг с Эльбингом (ныне - это Эльблонг в Польше). С севера на юг он перекрывает старый и Новый рукава Преголи и ее широкую пойму между поселками Прибрежное и Ржевское. Выполнен мост из железобетонных конструкций и имеет в длину 633 метра. ...Своим рождением этот мост обязан специальной программе строительства автострад, разработанной в Германии еще во времена Веймарской республики. Времена были тяжелыми: Германия, униженная Антантой, как могла отстаивала национальное достоинство. Доски с надписью "Помни о Версале!" были расставлены буквально по периметру границы, отделяющей Германию от прочего европейского мира.

Молодых людей, прошедших через окопы первой мировой, известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк называл "поколением тех, кто был убит войной, хотя и избежал ее пуль и гранат". "Убитых" надо было возвращать к жизни. По крайней мере, дать им возможность заработать на кусок хлеба с маргарином. Немецкие семьи голодали. (Российские - тоже. Может, именно поэтому тоталитарные режимы возникли и у НИХ, и у НАС. Как ответ сытой, респектабельной "загранице" - ответ исчерпывающий и нецензурный.) У выросших "детей войны" рождались дети без ногтей и кожи... В 1933 году Гитлер придет к власти, провозгласив идею "пушки вместо масла" и пообещав, что ЭТИ заплатят Германии за все. До Гитлера нации предлагалась другая идея: созидательная. Строить дороги, благодаря которым любой, даже самый маленький городок (каких в Германии всегда было множество) оказывался включенным в общую систему государственного функционирования. На строительстве автострад постоянно работало более 30.000 человек - а к началу второй мировой войны это число удвоилось. (Тогда же по обеим сторонам дорог встали "солдаты вермахта" - те самые деревья, которые нынче собирают в нашей области кровавую жатву.) Скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг (в створе которой и возводился Пальмбургский-Берлинский мост) сооружалась силами и средствами организации Тодта.

Кстати, название "Пальмбург" ("Пальмовый дворец") произошло от названия расположенного рядом имения с сельскохозяйственным производством, владелец которого - известный далеко за пределами Кёнигсберга оригинал - выращивал у себя в оранжереях диковинные экзотические растения. В том числе и пальмы. Надо отметить, что Пальмбургский мост НИКОГДА не был разводным. Его главная особенность заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки. А в опорах еще во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент предстояло заложить необходимое количество взрывчатки - и "экономно" подорвать опоры, выведя из строя мост. Что и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Советской Армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. Взрыв моста существенно отразился на ходе боевых действий у восточной окраины Кёнигсберга. Наши войска перешли здесь к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года. А сразу же после прорыва линии фронтов через рукава Прегеля были построены низководные деревянные мосты, а по суше - проложена бревенчатая гать. В таком виде - с поднятыми русловыми консолями - мост, окончательно получивший в народе название Берлинского, и застыл вот уже на шесть десятилетий. Правда, одна из полос движения была восстановлена в начале 1970-х годов. Теперь там проходит Большая окружная дорога, соединяющая Московский проспект с улицей Емельянова.

До поры до времени руинам Пальмбургского моста радовались только киношники. Сколько фильмов на военную тему было отснято в нашем городе! И разрушенный мост мелькал в кадре частенько. Так, в 1949 году в фильме "Встреча на Эльбе" Преголь "изображала" Эльбу, а ключевые сцены снимались на фоне покореженного Берлинского моста. Кстати, на экране можно разглядеть и многие здания (типа Кёнигсбергского почтамта), давно почившие в бозе. В смысле, по приказу партийных и советских начальников разобранные на кирпич, из которого потом складывались дома где-нибудь в Могилеве. Фильм "Встреча на Эльбе" уже выпущен в DVD-варианте. Мы стояли на эстакадном мосту, и Янковский рассказывал, что тогда, в шестьдесят пятом, он совсем не увидел города. Сцена на вокзале была ПЕРВОЙ в его жизни съемкой в кино, он трясся как осиновый лист и приставал с вопросами к режиссеру В. Басову: как, дескать, ему поубедительнее передать душевные терзания Генриха - молодого немца, который возвращается на историческую родину и, вместе с тем, окунается в неизвестность. Когда он спросил об этом раз в пятнадцатый, (человек интеллигентный и принципиально "не выражающийся") Басов посоветовал "заткнуться и раскрыть глаза пошире". Но - вспоминал Янковский - и вокзал, и сам перрон, и красный кирпич, и высокие темные своды - все это воспринималось им как театральная декорация. Он был полностью сосредоточен на камере. А сразу же после съемки вся группа уехала. ...Дебют Янковского оказался удачным. И кто знает, может, именно энергетика Кёнигсберга-Калининграда позволила актеру, уроженцу Саратова, с первых же минут экранной жизни так плотно войти в образ, что белокурый эсэсовец Генрих Шварцкопф стал одним из любимых киногероев советского народа? А сам Янковский очень скоро превратился в "секс-символ" (хотя секса в СССР как бы и не было).

Источник :

Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту . Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…

Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…

Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде – главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…

Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.

Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.

Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.

Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.

На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…

Выход был один – попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.

Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.

Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост…

Настоящее название моста – Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин – Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.

Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.

Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.

Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.

После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…

Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…

Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.

Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова – "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.

Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом – мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.

Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.

По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.

Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы – 3,75 метра. Расчетная скорость движения – 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.

Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.

Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.

С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.

По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения – кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.

По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела – работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.

Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.

Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.

Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.

Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.

Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.

Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…