Обвиняется В. Ульянов-Ленин. Полоумному Николаю II отрубить голову

декабрист муравьев восстание

О сибирском периоде жизни декабристов имеется богатая литература и огромное количество документального материала. Особенно богаты подробностями об этом периоде жизни декабристов их мемуары.

Отправка в Сибирь началась в июле 1826г.; «преступники» препровождались туда большей частью в повозках, скованными, в сопровождении фельдъегерей. Каторжные работы отбывались сначала главным образом в Нерчинских рудниках. Сюда ко многим декабристам приехали их жёны. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей-декабристов свободную и обеспеченную дворянскую жизнь. Революционная традиция высоко чтит этих женщин. Памятником преклонения перед ними является поэма Некрасова «Русские женщины». Особо надо отметить Александру Григорьевну Муравьёву (жену Никиты Муравьёва), взявшую на себя передачу декабристам революционного стихотворения Пушкина - послания декабристам в Сибирь.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье, -

писал Пушкин декабристам: он верил в правоту их дела. Смелая женщина, несмотря на большой риск, передала эти стихи декабристам. От имени декабристов Пушкину ответил декабрист Александр Одоевский. Рукой, закованной в цепи, он писал:

Но будь покоен, бард! Цепями

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы,

Как встарь, смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадёт;

Из искры возгорится пламя

И просвещённый наш народ

Сберётся под святое знамя.

Большое впечатление на декабристов произвело гостеприимство сибиряков, сочувствие и теплота, которыми встретило их сибирское население. Француженка Полина Гебль с удивлением и восторгом писала в своём дневнике о том, что на долгом пути по Сибири она как невеста декабриста встречала повсюду исключительную отзывчивость, теплоту, гостеприимство и бескорыстие сибиряков- русских и бурят.(8)

К осени 1827г. всю каторжную «колонию» декабристов перевели в Читу. Но боязнь побега заставила правительство подумать о специальной тюрьме, где декабристы были бы изолированы и не могли бы найти сообщников для пугавшего правительство побега.

Однако, в связи с этим необходимо сказать о таком событии, как заговор в Зерентуйском руднике. Он был организован в 1828г. членом Общества соединённых славян И.Сухиновым, сыгравшим значительную роль в восстании Черниговского полка.

После восстания Сухинов бежал, долгое время скрывался, был арестован и сослан на каторгу. Вместе со своими товарищами Мозалевским и Соловьёвым он отбывал каторгу отдельно от других декабристов - в Зерентуйском руднике. На каторгу Сухинов принёс самую жгучую ненависть к правительству: «Вредить правительству чем бы то ни было, - вспоминают о нём его близкие товарищи, - сделалось для него потребностью; освободить себя и всех было его любимой мыслью. Он жил только для того, чтобы до последней своей минуты быть вредным правительству. Любовь к Отечеству, составляя всегда отличительную часть его характера, не погасла, но, по словам самого Сухинова, она как бы превратилась в ненависть к торжествующему правительству». Сухинов составил план обширного заговора, имевшего целью освободить декабристов и всех остальных каторжан Нерчинского округа. Но он не искал среди самих декабристов союзников и помощников в выполнении своего замысла. Не надеясь на их поддержку, он стал вербовать сторонников из среды других каторжан, вероятно, в большинстве случаев крестьянского происхождения.

План заговора, по материалам следствия, был таков: решено было навербовать большую группу сторонников, затем в назначенный день и час поднять восстание - сначала в Зерентуйском руднике. Захват оружия был обязательным условием восстания. Товарищ Сухинова Соловьёв рассказывал, что заговорщики, готовясь к выступлению, в лесу тайком «лили пули, делали патроны, которых более 1000 было сделано»(4). Было решено в начале действий прежде всего напасть на цейхгауз, захватить солдатские ружья с патронами, затем идти в казармы, где проживают рабочие», поднять их, разбить тюрьму, освободить «колодников», а тюремных чиновников самих посадить в тюрьму и зажечь». Далее восстание должно было перекинуться на Нерчинские рудники.

Там также первым делом необходимо было захватить оружие - не только ружья, но и пушки; таков был план. Восставшие должны были дальше «проходить по заводам и рудникам, забирать в партию людей, с коими пройти свободно до читинского острога и, буде возможно, освободить из оного всех содержащихся там государственных преступников, с коими соединяясь, сделать тогда особое распоряжение…» Восстание было назначено на 25 мая 1828г. в 10 часов вечера. Пунктом сбора было кладбище.

Но нашелся предатель - участник заговора Алексей Казаков: он выдал рудничному начальству заговорщиков и их планы. Предательство было открыто. Казаков был убит заговорщиками, но было уже поздно.

Участники заговора были арестованы и предстали перед судом. Генерал Лепарский получил полномочия действовать по законам военного времени. На следствии Сухинов «ни в чём признания не учинил» и держался исключительно стойко. По приговору он должен был подвергнуться наказанию плетьми и клеймению лица раскалённым железом. Товарищи тайно оповестили его о приговоре. Сухинов в тюрьме дважды пытался отравиться, но оба раза насильственная помощь отдаляла смерть. Накануне казни, 1 декабря 1828г. Сухинов повесился на ремнях, поддерживавших его цепи. Он прикрепил ремни к печной заслонке и задушил себя в лежачем положении. Так погиб последний декабрист, носивший замысел вооружённого восстания и до конца своей жизни горевший желанием осуществить его.

Заговор в Зерентуйском руднике заставил правительство поторопиться с тюремным строительством. Местом для новой тюрьмы был выбран Петровский каторжный завод близ Иркутска, куда декабристы были переведены из Читы осенью 1830г. Они должны были содержаться там, в камерах без окон под бдительным надзором не отходящих от них часовых.

Длительный переход на Петровский завод декабристы прошли пешком. На пути к ним пришла весть о революции 1830г. во Франции. Они встретили это известие с восторгом.

Условия каторги были, конечно, очень тяжелы. Среди декабристов были случаи психических заболеваний.

Очень тяжелым оказалось и положение ссыльнопоселенцев: каторга в Сибири, вопреки предположениям правительства, оказалась, чуть ли не более «лёгким», чем поселение. Незнакомые с условиями сибирской жизни правительственные чиновники в Петербурге руководствовались при размещении ссыльнопоселенцев лишь географической картой. Между тем часто какой-нибудь заштатный «город», назначенный для поселения, фактически как город и а природе-то не существовал, а оказывался крохотным поселком из двух-трёх юрт. Попавшие туда декабристы страдали от невозможно тяжёлых условий жизни, голода, отсутствия медицинской помощи, невозможности найти работу.

В особенно трудном положении оказались те декабристы, которым родственники по бедности ничего е могли присылать или не могли хлопотать при дворе об улучшении их участи. Большинство этой группы составляли члены Общества соединенных славян. Им помогали более обеспеченные товарищи по заключению, получавшие поддержку от семей. Вообще «славяне» держались на каторге несколько обособленно. Это подметил в своих «Записках» И.Якушкин. по его словам, славяне составляли особый кружок - «наиболее замечательный»; «…приглядевшись к ним поближе, можно было убедиться, что для каждого из них сказать и сделать было одно и то же и что в решительную минуту ни один из них не попятился бы назад».

Декабрист Михаил Сергеевич Лунин и в Сибири повёл с царизмом борьбу не на жизнь, а на смерть.

Под видом писем к своей сестре (в замужестве Уваровой) он развернул невероятно смелую противоправительственную пропаганду. В письмах он клеймил самодержавие, разоблачал его преступления, бездарность высших чиновников, давал оценку правовых институтов самодержавия. Он пытался убедить соотечественников в том, что существующий строй устарел, тормозит развитие страны, и требовал коренных преобразований. Он считал, что на каторге борьба с правительством не кончается, и смело продолжал её один на один. Письма Лунина к сестре переписывались и распространялись по России в копиях. Лунин дал разоблачающую критику на «Донесение Следственной комиссии» - отчёт следствия по делу декабристов. Рукопись сочинения Лунина «Взгляд на русское тайное общество с 1816 по 1826 год» попало в 1841г. в руки III отделения; у Лунина был сделан внезапный обыск, он был арестован и заключён в страшную Акатуевскую тюрьму при Нерчинских горных заводах. Можно сказать, что смертная казнь Лунина была предрешена царизмом: в Акатуе были созданы такие условия, которые не мог бы вынести человек. Лунин погиб в 1845г.

По делу Лунина (в 1842г.) был арестован также член Общества соединенных славян Громнитский - секретарь, переписывавший сочинения Лунина, Громнитский был отдан под надзор местной полиции.

В ссылке И.Д. Якушкин много раз возвращался к вопросу о земельных правах крестьян и помещиков. В сибирский период своей жизни он пришел к выводу о том, что «освобождение крестьян, не предоставив в их владение достаточного количества земли, было бы наполовину обеспечить их независимость». Декабрист пришёл к мысли, что всю землю при освобождении крестьян необходимо распределить между крестьянами и передать в общинное владение. Он считал, что русской сельской общине принадлежит будущее. «Распределение поземельной собственности между крестьянами, - писал И.Д. Якушкин, - и общинное владение ею составляет у нас основные начала, из которых со временем должно развиться все гражданское устройство нашего государства».

Эволюцию претерпели и правовые взгляды Н.А. Бестужева. В 20-х годах он, как и П.И.Пестель, считал, что освобождать крестьян от крепостной зависимости нужно только с предоставления им земли. Будучи на поселении Н.А. Бестужев пришёл к выводу об уничтожении частной собственности на землю. «По-моему, - писал он в письме С.Г. Волконскому 16 февраля 1850г., - земля, воздух, вода, т.е. то, чего мы не можем создать ни одного атома, не может быть нашею собственностью». Признав, что природные богатство не могут принадлежать отдельным лицам, Н.А. Бестужев, задумываясь над вопросом о том, кому же должна принадлежать земля после уничтожения феодальной собственности на неё, писал Трубецкому: «Земля не должна принадлежать никому; она есть собственность государства, народа».

В поисках пути решения аграрного вопроса Н.А. Бестужев приходит к выводу, что земля должна принадлежать тем, кто на ней трудиться. Он исходит из демократических предпосылок признания права каждого на землю: «Каждый, до какой бы он крайности не был доведен, всегда имеет право на клочок земли, который даст ему пропитание». Н.А. Бестужев также становиться сторонником крестьянской общины. «Наши общины, - писал он, - суть не что иное, как социальный коммунизм на практике, где земля есть средства в работе».

Одним из важных итогов пребывания декабристов в Сибири, было создание программы её подъёма производительных сил и культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по воплощению этой программы. Следует отметить, что её создание началось несколько лет спустя после значительного события в истории Сибири - проведения реформы Столыпина (1819-1822). Помимо экономических и социальных последствий, реформа дала толчок к развитию общественного сознания сибиряков, одним из проявлений былого, в частности, создание кружка красноярской интеллигенции, сложившегося вокруг первого енисейского губернатора А.П. Степанова (1823-1831).

Одним из аспектов изучения общественного движения Сибири периода декабристской ссылки является вопрос о взаимосвязи общественных процессов, протекавших в самой Сибири, и развития декабристской мысли.

В нашей литературе главное внимание уделяется, как правило, влиянию декабристов на сибиряков. В отдельных работах встречаются попытки проследить обратное влияние. В данной статье ставится задача рассмотреть некоторые особенности этого процесса на примере красноярского кружка, а именно: исходя из имеющихся сведений о знакомстве декабристов с краеведческими произведениями красноярцев, а также их контактов, связанных с изучением края либо с развитием его производительных сил, сопоставить взгляды членов кружка с отдельными положениями декабристской программы развития Сибири.

А.П. Степанов известен как человек, проводивший в жизнь мероприятия реформы М.М. Сперанского. Он стремился к распространению просвещения в крае, был близок с рядом декабристов, поселенных в Сибири, выступал как писатель, краевед. С ним на службу в новый губернский центр прибыли чиновники из Европейской России и из сибирских городов. В 1823 г. было создано общество «Беседы о Енисейском крае», ставившие задачи исторического, географического, этнографического и экономического изучения края. Переписка с учреждениями Министерства народного просвещения, а также выявленный нами круг краеведческих произведений красноярцев, пресвященных Сибири, позволяют считать, что общество «Беседы о Енисейском крае» действовало на протяжении нескольких лет. К наиболее крупным произведениям красноярцев, хорошо известным историкам, этнографам и литературоведам, принадлежат «Письма о Восточной Сибири» А.И. Мартоса (М., 1827), «Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г.» И. Пестова (М., 1833) и «Енисейская губерния» А.П. Степанова (Спб., 1835). Воспоминания одного из членов кружка А.К. Кузьмина «Из подлинных записок» («Атеней», 1858, ч.2) также представляют интерес для рассмотрения данной темы, так как содержат страницы, посвященные описанию быта населения Енисейской губернии.

Декабристы оставили яркий след не только в истории революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были талантливые литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели. Различного рода материалы убеждают в том, как разнообразны были научные интересы большинства участников декабристских тайных обществ. «Смело могу сказать, - отвечал А.А.Бестужев, - что я не оставил ни одной ветви наук без теоретического или практического изучения, и ни одно новое мнение в науках умозрительных, ни одно открытие в химии или механике от меня не уходило».

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Николай I рассчитывал на то, что изолированные от культурных центров, лишённые необходимой духовной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на «нравственное онемение» и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому себя посвятили.

К сожалению, незаслуженно забытым в литературе остаётся вопрос о роли книги в жизни и деятельности ссыльных революционеров. Эта важная проблема одинаково интересна для книговедов, литературоведов, историков и других специалистов. Изучение круга чтения и читательских интересов ссыльных революционеров, формирования и использования их сибирских библиотек дает представление об интеллектуальной активности отдельных декабристов в различные периоды их жизни в Сибири, об оттенках их мировоззрения, о той большой и разнообразной их общественно-полезной деятельности, для осуществления которой использовались книги.

«Область наук невозбранима никому. Можно отнять у меня всё, кроме того, что приобретено наукою, и первейшее и живейшее моё удовольствие состоит в том, чтобы всегда следовать за наукою, - писал Н.А.Бестужев сестре в 1842г. - Я жалею об одном, что много полезных мыслей остались и останутся бесплодны для науки, что чтение без цели, несмотря на всю любовь к познаниям, не даст никакого результата».

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно назвать бесцельным: несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения. «Если мы, находясь в каземате, не можем [...] действовать с пользою для общества, то ничто не мешает тому, чтоб готовиться к этому действию, если снова представится нам случай к общественной деятельности», - так сформулировал Д.И.Завалишин основную программу занятий знаменитой «казематской академии».

Об увлечении математикой узников Читинского острога свидетельствует письмо А.Г. Муравьёвой от 1 мая 1828г., в котором она просила прислать учебные пособия по арифметике, алгебре и геометрии, указанные в «Каталоге библиотеки Плавильщикова»(5). В списке 26 названий русских авторов и переводных с французского, немецкого и латинского языков. Наряду с учебниками для начинающих здесь приведены и учебники для специальных учебных заведений.

Не менее популярной в Читинском и Петровском казематах была химия, хотя книжный характер освоения этой науки не мог удовлетворить узников. «Книжные пособия по этой части у нас все есть, - писал А.П. Юшневский брату. - Большую часть всего, что здесь имеем по части химии, читал, но без поверки опытом ничего почти в памяти не сохранилось»(6). О пересылке книг по химии для А.И.Вегелина в Читинский острог просила его родных М.Н.Волконская в ноябре 1828г.

Медицинская литература, в изобилии представленная в каземате, лекции Ф.Б. Вольфа и практические навыки, полученные декабристами под его руководством, немало способствовали тому, что после выхода на поселение многие из них с успехом занимались медицинской практикой, видя в этом не только необходимость, но и гражданский долг.

Биологией И.Д. Якушкин интересовался ещё во время учёбы в Московском университете. В Ялуторовске он продолжил свои занятия: изучил местную флору, вёл метеорологические наблюдения, много читал. О своей сибирской библиотеке он рассказывал сыну: «Их стоит на моих полках более двухсот, почти каждая из этих книг заключает в себе положение какой-нибудь отдельной науки, и я перечитываю мою небольшую библиотеку всякий раз с большим и большим удовольствием».

Много неизбывного горя и страданий пришлось испытать декабристам за долгие годы изгнания…

Один за другим уходили из жизни их друзья и товарищи по казематам Петропавловской, Выборгской, Шлиссельбургской, Кексгольмской крепостей, по Нерчинским рудникам, по Читинскому и Петровскому острогам, по глухим углам сибирской ссылки…

До глубины души потрясла всех скоропостижная смерть в страшной акатуйской тюрьме Михаила Лунина- до последнего дыхания ярого и неотступного борца против самодержавия. От Финского залива до мрачных сопок Акатуя, через необъятные российские просторы, сквозь дремучие леса Урала и сибирскую тайгу примчала Екатерина Сергеевна Лунина-Уварова памятник на одинокую могилу своего безмерно почитаемого и любимого брата.

Горькими слезами родных, мужей и подруг были оплаканы кончина Камиллы Ивашевой, Александры Муравьёвой, Катерины Ивановны Трубецкой…

Из года в год, несмотря на бдительную проверку жандармами переписки, узнавали декабристы о новых и новых жертвах неумолимого и неустанного душителя русской свободы- Николая Первого.

Узнали они, что угнан в оренбургскую ссылку певец украинского народа Тарас Шевченко. Что вместе с петрашевцами сослан на каторгу Достоевский. Что отправлен в Вятку под надзор полиции Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин, от сатирического хлыста которого багровели щёки больших и малых николаевских «помпадуров». Что только смерть избавила от заточения в Петропавловскую крепость замечательного революционного критика Виссариона Григорьевича Белинского. Что выдающийся писатель, революционер-демократ Александр Иванович Герцен, вырвавшись из жандармских когтей, вынужден был эмигрировать за границу, покинув родину, любимую всем сердцем.

В 1855 году умер Николай I.

Вступление на трон нового царя полагалось ознаменовать торжествами и «милостями».

Новый шеф жандармов нового царя, Александра II, - Долгоруков- вызвал к себе сына декабриста Волконского Михаила Сергеевича, приехавшего в это время в Москву с докладом об Амурской экспедиции.

Государь император,- напыщенно заговорил Долгоруков,- узнав, что вы в Москве, повелел передать вам манифест о помиловании декабристов с тем, чтобы вы немедленно отвезли его вашему отцу и его товарищам.- И он протянул Волконскому пакет, украшенный сургучными печатями с двуглавым орлом.

В тот же вечер Михаил Волконский выехал в Иркутск по той же самой дороге, по которой 29 лет назад его мать, Марья Николаевна Волконская, держала свой путь из Москвы в Нерчинск. В необычайно короткое время- всего за 15 дней- Михаил преодолел этот путь.

К тому времени из 121 осталось лишь 19 ссыльных декабристов. (9)

Многие декабристы возвратились, но некоторые остались в Сибири. Декабрист Горбачевский, например, и после этого разрешения остался на Петровском заводе: связи с европейской Россией были у него разорваны, родных там не осталось, а те, кто остался, уже были чужими людьми.

Возвратившись после амнистии в европейскую Россию, некоторые декабристы, например, Оболенский, приняли участие в крестьянской реформе 1861г., оказавшись на стороне либерального помещичьего лагеря. Но были декабристы, резко отрицательно отнесшиеся к куцей крестьянской реформе, руководимой дворянами-крепостниками. Горбачевский предвидел неизбежность крестьянских восстаний в связи с реформой: «струна была слишком натянута, чтобы пущенная стрела не пошла прямо к цели».

Декабристы обратили внимание на несметные богатства Сибири, на такие качества её населения, как смелость и отвага, независимость в суждениях, свободолюбие. Они по-настоящему полюбили эту «страну изгнания», её народности и племена, верили в их светлое будущее и своей разносторонней деятельностью стремились приблизить это будущее.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

Юридический институт

Кафедра теории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Отечественная история»

«Декабристы в Сибири»

Выполнил ст. гр. ЮС-11 Погребной С. С.

Проверил: Константинов А. В.

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел 1 Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством……………………………………………………………………5

Раздел 2 Научная деятельность декабристов…………………………………12

Заключение………………………………………………………………………18

Список используемых источников……………………………………………..19

Введение

184 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу

ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история

организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою

жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные

страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной

жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не

проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к

познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм,

удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке,

литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все

их наследие - книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не

Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой русской книги

о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи, оставил статьи и

заметки по вопросам философии, эстетики, истории, математики, этнографии.

Николай Бестужев, литератор и живописец, увлекавшийся многими отраслями

знаний, считал стремление к универсализму одной из примет своего

поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за пределы своей

профессии, он “должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем (то есть

исследователем)”.

Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные

произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их

универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще

не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же Н.

Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та,

что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”.

Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана

трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. Им не суждено было

реализовать грандиозные планы переустройства России, воплотить свои

замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы

разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы.

революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы,

остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами

о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах

поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной

базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс

населения России.

Участники выступления на Сенатской площади явились и первыми

историографами декабристского движения. Но широкий размах научная

разработка история декабризма приобрела значительно позже, уже в советское время.

Поэтому целью данной работы является освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Раздел 1 Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством

Деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное

и трудное поприще, достойное того дела, за которое сложили свои головы их

товарищи, как непосредственная работа среди населения, как

общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как

подготовка светлого будущего Сибири и как продолжение борьбы с

крепостничеством только иными путями, новыми средствами, выработанными на

основании извлечения уроков из поражения восстания в период совместного

пребывания в казематах. Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития,

декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому

правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и

рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их

использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять

производительные силы края, от которых зависит улучшение материального

положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла

сравниться и стать такой же развитой в экономическом и политическом

отношении страной, как Соединенные Штаты Америки.

В казематский же период жизни декабристами были организованы первые

опытные участки, где теория прилагалась к практике. Им удавалось, несмотря

на короткое лето, выращивать всевозможные овощи: цветную капусту, спаржу,

дыни, арбузы, артишоки и т.д., которые не были в употреблении среди

местного населения или имели очень ограниченное распространение. Причем в

эту деятельность активно включились жены декабристов. Анненкова

вспоминала: "Между тем, когда мы туда приехали, никто из жителей не думал

пользоваться всеми этими дарами природы, никто не сеял, не садил и не имел

даже малейшего понятия о каких то бы ни было овощах. Это заставило меня

заняться огородом, который я развела около своего домика. Потом и другие

занялись огородами".

По выходе на поселение деятельность декабристов приобретает более

многосторонний характер. Те из них, которые еще в каземате предметом своей

будущей деятельности избрали сельское хозяйство, с выходом на поселение

приступили к организации образцовых хозяйств, устройству всевозможных

опытов с тем "...чтобы раскрыть, - вспоминал Завалишин, - что край в

состоянии производить, если приложить к нему рациональную систему

исследований и действий".

В 1836 году из Петровского каземата была освобождена большая партия

декабристов и водворена на поселение, главным, образом, в деревнях

Восточной Сибири.

Сосланные декабристы обязаны были в местах поселения "снискивать

пропитание собственным трудом". Когда убедились, что рекомендуемое властью

средство, без права выезда (без особого разрешения) даже за поскотину,

хлеба дать не могло, декабристы, как Веденяпин из Киренска, Абрамов и

Лисовский из Туруханска, Бестужевы из Селенгинска и др. в письмах к

краевой власти и к самому Николаю развивают мысль, что без земельного

надела мудрено вести "крестьянский образ жизни"). Правительство,

засыпанное письмами декабристов и донесениями краевой власти о тяжелом

положении лишенных земли поселенцев, предоставило декабристам 15-ти

десятинный надел. Крестьянские общества, в силу указа 1835 года, должны

были "из лучших земельных дач" отвести сенокосную и пахотную землю

водворенным среди них декабристам.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, как, например,

Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив и акт о

добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

В лице декабристов, живущих в селах и деревнях Сибири, крестьяне увидели,

прежде всего, людей, которые вместе с народом-пахарем поднимали новь

в суровом краю, делили с новоселом его редкие радости, и зачастую мыкали с

ним горе неудач и разочарований, щедро преподносившихся ему капризной

природой.

Спиридов под Красноярском в селе Дрокино, например, обработал несколько

десятин дикой, "запущенной, можно сказать брошенной земли, такой земли,

что иные крестьяне, - пишет он генерал-губернатору, - дивились моей

смелости, другие утверждали, что мой труд, старания, издержки, хлопоты

будут напрасны, что такая земля без особой разработки не может ничего

произвести, что посеянные семена или не взойдут, или при всходах будут

задавлены сорными травами. Но вопреки всем этим заключениям, все посеянное

взошло, выспело и в свое время собрано".

М. Кюхельбекер, живя в Баргузине, употреблял все присылаемые ему от родных

деньги на устройство хозяйства и хлебопашества.

Как хозяйственники, декабристы не только поднимали новь, улучшали

земледельческую культуру, вводя, как братья Беляевы в Минусинске, посев

гречи и гималайского ячменя, не только способствовали поднятию

крестьянского хозяйства и усилению продуктивности крестьянского труда, но

давали в этом направлении прекрасные мысли и местной власти, как,

Волконский в 1840 году просил разрешить ему расчистку пустолежащих 55

десятин под пашню и пользоваться ею в течение 40 лет. Мысль, конечно, не

нова. Крестьянам и инородцам всей Восточной Сибири было дозволено

Бурные двадцатые и тридцатые годы ХIХ столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, они имели особое значение в жизни сибирского общества. Царизм оказал услугу сибирякам, ссылая сюда лучших представителей дворянства и буржуазии.

Декабристы принесли с собой в страну изгнания искреннее желание быть полезным приютившему их краю, принявшей их среде.

«Настоящее житейское поприще со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Это прекрасно сформулированное Луниным назначение, за редким исключением, усвоили почти все декабристы.

За любимыми в Сибирь последовали М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая,

А. Г. Муравьёва, Е. П. Нарышкина, Н. Д. Фонвизина, А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева, А. В. Розен, М. К. Юшневская, невеста Анненкова – Полина Гебль, невеста – Ивашева – Камила де Лантю. Им было запрещено брать с собой детей, они не надеялись увидеть своих близких.

Отношения между крестьянами и декабристами

В 1836 г. , через 11 лет каторги, из Петровского каземата была освобождена большая партия декабристов и выдворена на поселение.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, например, Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив акт о добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

Подобное внимательное отношение декабристов к хозяйственным интересам и нуждам сельского общества не могло не вызвать к ним чувства признательности крестьян; тем более, что сама сельская община испытывала недостаток в земельных наделах.

Что же сделали декабристы для пользы народа?

В 1831 г. В. Ф. Раевский открыл в селе первую школу для детей и взрослых. Ему удалось сломить сложившееся у крестьян неверие в необходимость грамоты, жители Олонок с удивительным упорством и интересом постигали письмо и счет. Умирая, этот последовательный и упорный человек в завещании своём советовал крестьянам построить школу Её построили.

Братья Бестужевы учили местных бурят сеять хлеб, открыли своеобразную ремесленную школу – передавали юным сибирякам навыки ремёсел, наладили производство маленьких, но удобных для гористых забайкальских степей двуколк- сидеек. Эти повозки существуют в Сибири и до наших дней, их называют «бестужевки».

И. Якушкин добился разрешения организовать школу в Ялуторовске, здесь преподавали по ланкастерскому методу, тому самому, с помощью которого учили декабристы солдат в своих воинских частях перед восстанием на Сенатской площади.

Впервые в Сибири стали обучаться девочки. Такую же школу открыли декабристы в Тобольске.

Замечательный врач Фердинант Богданович Вольф не только лечил людей бескорыстно, но и сражался с процветающим в Сибири знахарством. А, переехав из Урика в Тобольск, принимал участие в создании первой в этом городе школы для девочек, преподавал естествознание, пояснял природу вещей невежественным людям.

Они брали на воспитание детей, устраивали школы, в доме Волконских на окраине г, Иркутска возник театр, а в доме братьев Бестужевых в Селенгинске – первая в Восточной Сибири картинная галерея. Они изучали жизнь сибирских народов, предрекая им великое будущее

Они писали о подземных кладах Сибири, ей предопределяли декабристы высокую роль в будущем России. Они учили аборигенов сеять хлеб, они впервые в Восточной Сибири начали выращивать овощи, применять удобрения, строить механические молотки они изучали особенности климата, открыли можно сказать, первую службу погоды в Сибири.

Трудно оценить всё то, что сделали декабристы в Сибири. Но самым важным и самым сильным остаётся их политическое влияние на общество. В захудалом селеньице Урик, в трёх десятках вёрст от столицы Восточной Сибири – Иркутска, декабрист М. Лунин писал резкие антиправительственные сочинения. Он сделал убийственный анализ пятнадцатилетнего царствования Николая I (1825г. по 1841г.), раскрыв его бездарность как в делах внутренних, так и в вопросах политики.

Вместе с Никитой Муравьёвым, тоже поселённым в Урике, Лунин пристально изучает «Донесение следственной комиссии» по делу декабристов. Их анализ этого документа доказывает не только несостоятельность»Донесения», но ложность его.

Работы Лунина и Муравьёва помогал переписывать и распространять декабрист П. Ф. Громницкий, поселённый поблизости – в Бельском; в Иркутске появляется группа людей, разделяющих эти взгляды. Лунин писал антиправительственные письма своей сестре Уваровой.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днём борьбы, днём работы; они утверждали в сознании людей идеалы «Русской правды», они предвидели их будущее.

Когда после смерти Николая I была объявлена амнистия декабристам, из дальних краёв вернулись живыми лишь немногие.

И всё же они вышли победителями

Сибирь стала им вторым домом, второй родиной. Здесь жили их друзья, здесь подросли их воспитанники.

За всё, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение тридцати лет тосного сожительства с ними, они получили достойную награду: добрую память о себе в веках! Крестьяне завещали своим детям чтить память декабристов, этих лучших людей, каких только знала сибирская земля в первую половину прошлого века. Потомки свято сохраняли этот завет. И теперь их дело вызывает острый интерес, восторг и восхищение силой Духа. Их творчество скрупулезно исследуется в научных обществах, музеях современной творческой интеллигенцией.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»
на тему «Декабристы в Сибири»

Выполнил
студент группы ЭУП-121
__________Щербакова К.В.
Проверил
__________Антидзе Т.Н.

Новокузнецк

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Трудности жизни в Сибири……………………….……………..…………….5

2. Основные направления деятельности декабристов в Сибири…...………….9

3. Жены декабристов и их деятельность………………………..……………...14

4. Вклад декабристов в развитие Сибири……………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………….…………………20

Введение

Декабристы, легендарные основатели русского революционного движения. Течение возникло в кругу образованной дворянской молодежи, находившейся под влиянием европейской общественной мысли, идей французских энциклопедистов и Великой французской революции. Разгром восстания 14 декабря 1825 года развеял надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторге и в ссылке, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на “нравственное онемение” и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться.

Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т.п.

При этом многие из активных участников восстания, размышляя о причинах поражения на Сенатской площади, приходили к осознанию узости социальной базы декабристского движения и необходимости просвещения широких масс населения России.

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных, освещены многие вопросы декабристского движения, особенно те, что связаны с формированием революционной идеологии декабристов, подготовкой восстания и суда над декабристами.

Крупным обобщающим исследованием о декабристах и их эпохе бесспорно является двухтомная монография М.В. Нечкиной “Движение декабристов”, изданная в 1955 г. Основная задача монографии, как это определено её названием, состояла в том, чтобы изучить непосредственно движение декабристов, его корни, выяснить, как развивалась его идеология, как происходила смена одной декабристской организации другой, как было подготовлено и проведено восстание.

Уже из этого видно, что актуальность исследований декабристского движения всегда считалась весьма высокой. И в наше время, когда сначала произошло некоторое освобождение исторической науки от влияния руководящей роли КПСС, а потом пришло понимание того, что изучение истории, как оно выглядело в 90 годах, не отвечает требованиям взвешенности и объективности, актуальность темы велика. В наше время, когда не стихают споры по таким вопросам, как свобода, революция, «особый путь России», изучение этой важнейшей страницы отечественной истории просто необходима начать как бы с новых позиций, с современных представлений. И тут особенно важно, что тема декабристов все же не такая острая, как, например тема сталинизма, гражданской войны и двух русских революций. Благодаря этому именно изучении именно этой темы может привести к относительному консенсусу представителей диаметрально противоположных позиций.

Целью работы является изучение жизни декабристов в Сибири.

Для реализации этой цели будут решаться задачи, состоящие в исследовании следующих вопросов:

1. Условия (трудности) жизни в Сибири.

2. Деятельность декабристов.

3. Жены декабристов и их деятельность.

4. Вклад декабристов в развитие Сибири.

Для решения поставленных в работе задач мною использованы ряд документальных публикаций и научная литература по истории декабристского движения, особенно документы и литература о сибирском периоде жизни и деятельности декабристов.

Условия жизни в Сибири

В сибирскую ссылку было отправлено 124 участника декабристских организаций, 96 из них - в каторжную работу, остальные - на бессрочное поселение. 113 из числа сосланных в Сибирь принадлежали к дворянскому сословию и только 11 (крестьянин Дунцов-Выгодовский и десять нижних чинов) - к податным сословиям. Среди декабристов восемь человек были обладателями княжеского титула, родословная которых восходила либо к легендарному Рюрику, либо к великому литовскому князю Гедимину (Барятинский, Волконский, Голицын, Оболенский, Одоевский, Трубецкой, Шаховской и Щепин-Ростовский). Граф Чернышев принадлежал к семейству, ведущему свой род от одного из любимцев Петра 1. Еще четверо (Розен, Соловьев, Черкасов и Штейнгейль) имели баронский титул. Поскольку главной и почетной обязанностью дворянства считалась ратная служба, 113 ссыльных «дворянских революционеров» были военными. Только шесть человек служили по гражданскому ведомству, а пятеро находились в отставке. Среди военных трое имели генеральский чин. Самому старшему из невольных сибиряков, Горскому, было 60 лет, самому младшему, Толстому, - 20.

Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, Чите и Петровском Заводе. Собрав в одном месте более 70 «друзей 14 декабря», Николай 1 стремился, в первую очередь, обеспечить строгий надзор и полную их изоляцию. Прибытие в Сибирь жен и невест декабристов разрушило изоляцию декабристов, так как в отличие от своих мужей они сохраняли право переписки с родными и друзьями и стали добровольными секретарями узников.

Иркутская колония была одной из самых многочисленных: в Урике проживали семьи Волконских, Муравьевых, Лунин, Вольф, Панов, в Усть-Куде - братья Поджио и Муханов, в Оеке Трубецкие и Вадковский, в Бельске Анненковы и Громницкий, в Олонках Раевский, в Мало-Разводной - Юшневские, братья Борисовы, Якубович и Муравьев, в Смоленщине - Бесчаснов.

Из декабристов первым иркутянином стал Муравьев. Приговоренный к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, он был назначен сначала городничим в Верхнеудинск, а в 1828 г. переведен в Иркутск. Под его руководством центр города был благоустроен, положены тесовые тротуары, на набережной Ангары заведены «московские гулянья в экипажах вокруг качелей», а порядок, обеспеченный полицией, которую возглавлял ссыльный городничий, отмечался даже в жандармских донесениях. Его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Здесь проводились музыкальные вечера, вечера поэзии и читались лекции.

Жизнь декабристов определялась многочисленными инструкциями. Им запрещалось отлучаться из мест поселения без разрешения начальства далее чем на 30 верст; вся переписка с родственниками должна была вестись через канцелярию генерал-губернатора и III Отделение; «дабы с избыточным богатством» они «не позабыли о вине своей», строго регламентировались занятия любыми промыслами и отвергались те, которые могли обеспечить их материальную независимость. За редким исключением «государственным преступникам» запрещалось вступать в государственную службу, а также заниматься общественно-значимыми видами деятельности, например, педагогикой. Однако большинство из них разделяли мнение Лунина, утверждавшего: «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Раевский не только открыл в селе Олонки школу для детей и взрослых, но на свои деньги пригласил учителя и выписал учебные пособия, предложил использовать свой дом в Тихвинском приходе Иркутская для занятий учебного заведения для девочек – Сиропитательного дома Медведниковой. Частной педагогической деятельностью занимались Борисов, Юшневский и Поджио.

В 1836 г. по представлению генерал-губернатора Броневского «ввиду недостатка в крае медицинских чиновников» была разрешена врачебная практика Вольфу. Доверие к ссыльному доктору было столь велико, что к его услугам прибегали и представители «иркутского бомонда» - богатые купцы, чиновники и даже губернатор. Оказывал медицинскую помощь нуждающимся и Муравьев: бывший гусарский полковник оказался «успешливым зубодером». А Мария Волконская и Екатерина Трубецкая почти с каждой посылкой получали лекарства для раздачи больным односельчанам.

В Сибири декабристы оказались тесно связанными с крестьянством. Каждый поселенец наделялся 15-ю десятинами земли, «дабы трудами своими снискивать себе пропитание», но братья Муравьевы и Сергей Волконский взяли в аренду дополнительные наделы, на которых устроили хозяйство с использованием наемной рабочей силы. Настороженное поначалу отношение местных жителей к «государственным преступникам» довольно быстро сменилось дружеским и доверительным, чему в немалой степени способствовали искренний их интерес к делам окружающих, готовность прийти на помощь, участие в жизни села, к которому они были приписаны. Они посещали свадьбы и именины соседей и делали это уважительно, соблюдая принятые у хозяев обычаи. Крестили младенцев и следили за их дальнейшей судьбой. Некоторые из декабристов женились на местных девушках.

Проявляли интерес к декабристам и иркутские купцы. Известная независимость, противопоставление чиновникам, особенно приезжим, «навозным», как их здесь насмешливо именовали, понимание, насколько полезными для них могут быть образованные поселенцы, имеющие, к тому же влиятельных родственников в столицах, а также свойственное сибирякам сочувствие к «несчастным» способствовали сближению Трапезниковых, Басниных, Наквасиных с декабристами. Сложившееся на каторге братство декабристов не распалось и после ее окончания. Разбросанные по всей Сибири, они продолжали интересоваться судьбой товарищей. Действовала журнальная артель, новинки литературы рассылались в самые отдаленные уголки края. Пущин, взявший на себя обязанности распорядителя общей декабристской артели, находил средства для помощи малоимущим. Среди тех, кто постоянно делал взносы в общую кассу, были Волконский и Трубецкой. В доме Трубецких находили приют дети их товарищей - дочери Кюхельбекера и сын Кучевского.

Для многих Сибирь стала последним приютом - дорогой длиною в жизнь. «Мы не на шутку начинаем заселять сибирские кладбища», - писал с грустью Пущин. Последний приют нашли в иркутской земле Поджио, Панов, Муханов и Екатерина Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром и Никитой. Андреев и Репин погибли при пожаре в Верхоленске. В 1843 г. после недолгой болезни скончался «стоивший целой академии» Муравьев. В лазарете Усолья после тяжелой болезни умер Громницкий.

3а тридцать лет сибирской ссылки декабристы сроднились со своей новой родиной. Покидая ее, многие из них, как Наталья Дмитриевна Фонвизина, кланялись Сибири «в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство». Пришедшее, наконец, «прощение» вызывало у декабристов двойственное чувство: хотелось вернуться в родные места, увидеть оставшихся еще близких, познакомиться с молодым поколением и жаль было расставаться с пусть скромным, но налаженным бытом, сложившимся кругом друзей, возмущало и недоверие нового монарха, отдававшего возвращавшихся стариков под надзор полиции.

Деятельность декабристов в Сибири

К просветительской деятельности в Сибири декабристы начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата в Петровской “каторжной академии”. Они усиленно занимались самообразованием, делились друг с другом знаниями в различных отраслях наук и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей местных жителей. Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение в казематской школе было строго дифференцированным: одних детей готовили в высшие учебные заведения, других – в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех – ремеслам. Обучение было столь успешным, что ученики декабристов поступали даже в Горный институт, Академию Художеств, Петербургский технологический университет.

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей. Поэтому сибиряки предпочитали обучать детей частным образом, а не отдавать детей в городские училища, расположенные порой за десятки и сотни километров: это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила оставались дома.

По выходу на поселение “государственным преступникам” разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось, и не без основания, их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью. При этом они не просто продолжали существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но подняли ее на более высокую ступень: создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения.

Так, М.И.Муравьев – Апостол, прибывший в 1828 году в Вилюйск, занялся устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Декабрист обучал их чтению, письму и арифметике, а за неимением удовлетворительных учебников сам составил несколько учебных пособий.

Один из пионеров применения в России системы взаимного обучения В.Ф.Раевский, проживший в с.Олонки с 1828 года до конца своих дней, на свои скромные средства нанял помещение и учителя и стал разъяснять крестьянам пользу просвещения. Однако успех к нему пришел не сразу, поскольку власти внушали населению, что от грамоты происходит “помрачение ума”. Однако вскоре школу начали посещать не только дети, но и взрослые, что “по тем временам было удивительно”.

Широко развернул просветительскую деятельность с выходом на поселение Д.И.Завалишин – бывший преподаватель Кадетского корпуса (1821 – 1823 гг.). Его общественной активности в значительной мере обязано Забайкалье открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ, закрытых из – за недостатка учебников: декабрист за свой счет снабдил их учебными пособиями и работал в них учителем.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль наряду с просвещением играет квалифицированный труд, поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учащихся.

Братья Н. и М.Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового обучения детей. Они приучали своих учеников к труду и порядку, не различая их по происхождению.

И.Д.Якушкин, как и другие декабристы, значительно расширил свое образование в “каторжной академии”. Выйдя из Петровского каземата и поселившись в 1836 году в Ялуторовске Тобольской губернии, он уделял много внимания самообразованию, особенно в области естественных наук, и искал случая приступить к реализации своих педагогических идей и просветительских планов, вытекавших как из программных идей декабристов, так и из его личных наклонностей. Вскоре ему удалось обойти запрет на занятия педагогической деятельностью. В Ялуторовск был переведен молодой протоиерей С.Я.Знаменский, знакомый тобольских декабристов, достаточно образованный для своего времени и прогрессивно настроенный человек.

Протоиерей поддержал идею И.Д.Якушкина об организации школы. Опираясь на синодские указы 1836 – 1837 гг. об открытии церковно–приходских училищ и ходатайство тобольских декабристов перед архиереем и губернатором, он в октябре 1841 года получил разрешение на открытие школы. Новое училище должно было “приготовлять “детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и окрестностях, к поступлению в семинарию и вместе с тем доставить возможность учиться мальчикам, не имеющим права поступать или по недостатку своему не поступающим в уездные училища”.

Вопрос о женском просвещении, поставленный на повестку дня передовой мыслью России, волновал и сибирскую общественность. Однако сопротивление консервативных сил было так велико, что в первой четверти XIX века не было открыто ни одной женской школы. Количество же девочек, обучавшихся вместе с мальчиками в отдельных приходских и уездных училищах, исчислялось единицами. И только во второй четверти XIX века, уже в значительной мере под влиянием декабристов, в Сибири появилось несколько женских учебных заведений: Сиропитательный дом Медведниковой и Институт для “девиц благородного и духовного звания в Иркутске. Однако их состав был крайне малочисленным. В учебных заведениях, по данным А.Саблина, обучалось не более 150 человек.

Несмотря на препятствия местных властей, ялуторовским декабристам удалось 1 июля 1846 года открыть школу и для девочек, именовавшуюся “духовным приходским училищем для девиц всех сословий”. Ее идейным руководителем тоже был Д.И.Якушкин, а учителем формально числился все тот же дьячок Седачев. Для работы в школе были привлечены жена декабриста А.В.Ентальцева и ученицы И.Д.Якушкина А.П.Созонович и О.Н.Балакшина.

Деятельность ссыльных декабристов охватывала все стороны общественной жизни Сибири, вовлекая представителей местного общества. Постоянные негласные связи с Центральной Россией, с родными и близкими декабристы смогли установить при содействии друзей из местной среды. Такие нелегальные связи были необходимы политическим изгнанникам для информации о происходящих в стране и за рубежом событиях, для пересылки литературных произведений, а позднее – для получения и распространения вольных изданий А.И.Герцена и другой запрещенной литературы. С другой стороны, передовые круги забайкальского общества привлекали декабристов к своим прогрессивным начинаниям, в частности к сотрудничеству в рукописных и печатных изданиях края.

Декабристы хотели быть полезными, деятельными, “а не тунеядными”, поэтому просили разрешения печататься, на что Бенкендорф ответил: “ …Я считаю неудобным дозволять государственным преступникам посылать свои сочинения для напечатания в журналах, ибо сие поставит их в сношения, несоответственные их положению”.

В обстановке постоянного полицейского надзора, не имея возможности выступать в центральной периодической печати, декабристы поддерживали сибирских литераторов в их намерении издавать свои журналы и газеты.

Идея создания альманаха с символическим названием “Зарница” принадлежала П.А. Муханову. Он предполагал включать в альманах повести, стихи и басни, написанные в тюремных казематах П.С.Бобрищевым - Пушкиным, А.П.Барятинским, В.Л.Давыдовым, Ф.Ф.Вадковским, В.П.Ивашевым и другими. Но альманах так и не был выпущен, а рукописи, приготовленные для него, затерялись.

В последующие годы в Восточной Сибири появилась серия рукописных изданий: сатирическая газета сибирского писателя С.И.Черепанова в Тунке, “Домашний собеседник” Н.И.Виноградского в Иркутске, “Метляк” А.И.Орлова в Верхнеудинске. В связи с переводом в Иркутск Орлов намеревался и там выпускать журнал, подобный “Метляку”.

Декабристы сделали все, чтобы пробудить интерес к политической и культурной жизни не только в среде сибирской городской интеллигенции, но и сельского населения.

Одним из благотворных влияний декабристов на сибирское общество было их сдерживающее воздействие на местную администрацию. При декабристах чиновники административного аппарата уже не решались идти на неограниченный произвол. Д.И.Завалишин, поселенный в Чите, с начала организации и образования Забайкальской области в 1851 году, принимал непосредственное участие в делах области или оказывал на них то или иное влияние. Через Д.И.Завалишина многие его товарищи, в частности, братья Бестужевы, не раз помогали обращавшимся к ним за советом или помощью крестьянам и местным жителям.


Похожая информация.


История первая. О том, как декабриста Дмитрия Завалишина сослали… (внимание!)... из Сибири обратно в Европу.

В 1856 году, спустя 30 лет с начала суровой сибирской ссылки, декабристов помиловали. И многие из них решили вернуться на Большую Землю, кто в Петербург, кто в Москву, а кто-то в деревню к родственникам. Но живший в Забайкалье политический ссыльный Дмитрий Завалишин возвращаться домой не торопился. Почему? Да потому, что бывший морской офицер и заговорщик наконец-то нашел своё место в жизни, нашел своё настоящее призвание - он ударился в публицистику, сегодня его бы назвали блогером. Завалишин активно печатался на политические темы, писал статьи, в которых разоблачал злоупотребления местных властей. Поэтому генерал-губернатор Муравьёв послал императору прошение и монаршим указом Завалишин был сослан из города Читы обратно - в Европейскую часть России. Уникальный случай!

В ссылке декабристы скучали по Петербургу, поэтому, когда Дмитрию Завалишину предложили поработать над планом городского строительства, он распланировал всё точно по клеточкам, как в столице. Поэтому в Чите по сей день так много прямых улиц, прямых углов и прямоугольных кварталов. Кстати, этот город известен самой большой за Уралом городской площадью.

История третья. О том, как декабрист Луцкий дважды убегал с каторги, а после помилования остался жить в Сибири.

Эта история достойна экранизации. Активный участник декабрьского восстания Александр Николаевич Луцкий, красавец-офицер, юнкер лейб-гвардии Московского полка, (того самого полка, который вышел на Сенатскую площадь), во время движения на каторгу по этапу, поменялся именами с одним из уголовников. Наивный сиделец наверное просто не знал - что там за восстание такое произошло в Петербурге, и за что выслали в Сибирь этого богатого господина. За обмен было предложено 60 рублей - это гигантская сумма по тому времени. Уголовник за эти деньги отдал свою лёгкую статью и красивое имя. Вот так в селе под Иркутском и поселился Агафон Непомнящий, бывший дворянин Луцкий.

Однако, спустя три года подмену обнаружили. Видать, жил не по средствам, к тому же слишком изыскано и утонченно изъяснялся мужик Агафон Непомнящий. Ну, вот откуда вор может знать французский язык, и совершенно не владеть феней? За свой дерзкий поступок Луцкому врезали 100 ударов розгами, и отправили в Новозерентуйский рудник Нерчинской каторги, где заковали в кандалы. Луцкий вёл себя примерно, и через некоторое время убедил администрацию в своём «беспорочном» поведении. Ему позволили жить вне острога, хотя каторгу не отменили. Он был обязан каждый день вкалывать в руднике. Декабрист воспользовался своим вольным положением и совершил побег. Его поймали, снова наказали розгами, но на этот раз стали держать в тюрьме, причем там его приковали к тачке.

История четвертая. О том, как декабристы повышали аграрную культуру населения.

Стоит отметить, что ссыльные декабристы выписывали очень много книг, в том числе на иностранных языках. Комендант генерал Станислав Лепарский должен был следить, что именно читают его подопечные. Сначала он пытался сам прочитывать всё, что заказывали ссыльные, но так как он знал только четыре языка, то разобраться ему было сложно, и он это неблагодарное занятие оставил. Сибирская глушь 19-го века и книги на древнегреческом и латыни - представляете себе уровень образования!?

Уже известный вам многогранный человек, моряк, мятежник, публицист, топограф, лекарь и учитель Дмитрий Завалишин выводил породы молочных коров и держал более 40 лошадей. Он выписывал семена по почте и раздавал их крестьянам. Вдумайтесь! - семена по почте! А почта исключительно на лошадиной тяге. Это же… сколько времени семена из Европы шли в Забайкалье?

Кстати, сад Владимира Раевского в иркутском селе Олонки сохранился до сегодняшнего дня. Тот же Раевский выводил у себя на огороде особо крупные арбузы. Его примеру последовали окрестные жители, и скоро дешевые и сладкие олонские арбузы стали вытеснять с рынка дорогие, привозимые издалека, из европейской России. Алексей Юшневский под Иркутском первым стал разводить кукурузу. Михаил Кюхельбекер сам, своими руками, в селе Баргузин возделал три гектара земли, огородил их и посеял хлеб. Это был первый хлеб, посеянный на баргузинской земле. Следом за ним и крестьяне начали расчищать землю под посевы - так в этих краях началось хлебопашество. Более того, политссыльный Кюхельбекер хлопотал перед начальством о том, чтобы крестьяне были снабжены картофелем для посадки.

История пятая. О том, как декабристы лечили людей.

Декабрист Фердинанд Вольф, в прошлом, во время Отечественной войны 12-го года штаб-лекарь 2-й армии, отбывал наказание в Читинском остроге. Он был образованным и искусным врачом. Сначала он лечил только своих товарищей в тюремных казематах, потом начал лечить и тюремщиков, и постепенно стал оказывать помощь всем, кто к нему обращался: служащих и рабочих завода, горожан-читинцев и даже бурят из дальних кочевий. Когда его перевели в Тобольск, то там при местной тюрьме он без всякого вознаграждения исполнял обязанности врача. Когда он умер, то провожать доктора в последний путь вышел весь Тобольск. Очевидец похорон декабрист Владимир Штейнгель описал это так: "Длинный кортеж тянулся до самой могилы. Между простыми людьми слышны были рассказы о его бескорыстной помощи страждущим - это лучшая панегирика доктору Вольфу!"

Когда в середине 19-го века на Тобольск обрушилось страшное бедствие - холера, декабристы Бобрищев-Пушкин, Фонвизин и Свистунов вместе со своими женами, рискуя жизнью, ухаживали за больными. Михаил Кюхельбекер успешно лечил русских, бурят и тунгусов в Баргузине. Нарышкин с женой оказывали медицинскую помощь населению в Кургане. Шаховской - в Туруханске, вездесущий Дмитрий Завалишин - в Чите, Ентальцев, Якушкин, Пущин - в тюменском ЯлУторовске. Друг и однокурсник Пушкина Иван Пущин потом вспоминал об этом так: "Масса нас всех принимает за лекарей и скорее к нам прибегает, нежели к штатному доктору, который всегда или большей частью пьян и даром не хочет пошевелиться".

История шестая. О том, как сибирское изгнание мужей разделили 11 женщин.

Самая лучшая шутка про жён декабристов звучит так: они поехали за мужьями в Сибирь, и испортили им всю каторгу. Это конечно смешно. Но и грустно. Потому как, на самом деле, они их очень сильно поддержали. Поступок 11-ти женщин можно смело назвать подвигом. Ведь в те годы Сибирь была не такой благоустроенной как сегодня. Ни тебе электричества, ни стиральных машин, ни канализации, ни компьютеров с интернетом, ни модных магазинов, ни кафе. Глушь, тайга, отсутствие дорог, и мужья в острогах. Известно, что когда Екатерина Трубецкая, прибыв в Сибирь, увидела в щель тюремного забора мужа в оборванном тулупчике и в кандалах, то потеряла сознание.

Итог всему вышесказанному. У современника, который близко наблюдал жизнь изгнанников на поселении, есть следующие слова: "Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобретали необыкновенную любовь народа". Их действительно любили и уважали. Потому, что, даже находясь в стесненных условиях, они помогали людям. Они строили и пахали. Они лечили и учили. Они приносили пользу людям и Отечеству.

А сколько бы всего хорошего, вечного и доброго они могли бы ещё сделать в своей жизни для своей страны, если бы однажды холодным декабрьским утром не вышли на Сенатскую площадь.