Геометрические фигуры цифра 5 средняя группа. Приёмы и методы работы. Ход непосредственной образовательной деятельности
Проблема - правила безопасности
Однажды полез Алеша на стол за конфетами и увидел спички. Конфеты пестрой горкой возвышались в белой блестящей вазочке, а спички лежали рядом в маленьком аккуратном коробке с красивой картинкой. Мальчик тут же забыл про сладости и потянул коробок к себе. Алеша часто видел, как мама включает газ и подносит к конфорке горящую спичку. На плите тут же расцветал большой голубой цветок. Алеша знал, что это огонь. Хотя ему и говорили, что огонь страшный, он никогда не верил, потому что огонь был красивый, и на него было интересно смотреть. Он как будто манил к себе.
Никого из взрослых на кухне не было, и Алеша решил сам сделать такой же красивый огненный цветок. Тем более, что ничего сложного в этом нет! Надо всего лишь чиркнуть спичкой и поднести ее к плите.
Спички были такие красивые, такие одинаковые, светленькие, с аккуратными темными головками. Алеша взял одну и чиркнул по коробку. В тот же миг случилось что-то страшное: из-под спички выскочила крохотная искорка и начала плясать по кухне, поджигая все вокруг. Где она останавливалась, там немедленно появлялось черное горелое пятно. Кухня наполнилась гарью, дымом, и раздался ужасный голос:
Спасибо тебе, непослушный мальчик! Ты снял волшебное заклятие, наложенное на меня добрым волшебником Меридоном много тысяч лет назад. Он заточил меня в этой спичке и сказал, что я смогу освободиться только тогда, когда какой-нибудь ребенок чиркнет спичкой по коробку и появится искра. Но все дети знают, что спички в руки брать нельзя, поэтому долгие годы томилась я в темнице. Наконец-то, мне попался ты, замечательный непослушный Алеша!
Тебя заколдовал добрый волшебник? – испуганно спросил он. – Значит, ты злая?
Да, я злая колдунья Огнинда! Теперь я смогу доделать до конца свое важное дело1
Я должна сжечь всю землю, чтобы не осталось ни кустика, ни травинки, ни листочка, ни домика, ни человека!
Как? – совсем перепугался Алеша. – А что же тогда останется?
Огромный костер, - ответила Огнинда и начала колдовать:
Силы злые, ко мне,
Солнце скройся в огне!
Крени, вени, ламя!
Разгорайся пламя!
Крени, вени, раз, два, три!
Все вокруг меня гори!
Колдунья плясала по кухне. Алеша стоял чуть живой от ужаса: вместо волос у нее был черный дым, вместо рук – огненные струи. Она махала ими и ела все подряд: стол, полки, занавески. А потом она посмотрела на Алешу и раскрыла свой огромный рот.
Тут Алеша не выдержал и бросился бежать. Он выскочил из дома и увидел, как Огнильда машет ему из окна своими огненными руками:
Никуда ты от меня не спрячешься! Я все равно найду тебя и съем!
Что я наделал! – расплакался Алеша. – Зачем я взял спички? Ведь говорила мама, что нельзя их трогать!
Вдруг на плечо ему села маленькая бабочка.
Это ты освободил Огнидльду? – спросила она.
Я, - виновато ответил Алеша. – Помоги мне, пожалуйста, все исправить!
Это очень сложно. Нам надо торопиться, пока Огнильда не сожгла все вокруг. Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к волшебнику Меридону, только он может победить Огнильду.
Как же я на тебя сяду, вон ты какая маленькая, - грустно сказал Алеша.
Но я же не простая бабочка. Ведь простые бабочки не разговаривают. Я добрая фея Лионелла. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и ты станешь таким маленьким, что легко уместишься между моих крыльев.
В ее лапках появилась тоненькая как волосок золотая палочка:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Уменьшайся, уменьшайся,
В крошку-гнома превращайся!
Раз – и Алеша стал меньше хлебной крошки! Два – у него на голове появился зеленый колпачок, а на ногах зеленые сапожки с золотыми пряжками. Три – и вот они уже в воздухе!
А зачем ты превратила меня в гнома? – перекрикивая ветер, спросил Алеша.
Мы летим в волшебную страну, туда простым людям нельзя! – ответила фея.
Внизу под ними проносились зеленые леса, цветочные поляны, реки и горы, потом они летели над синим морем, и, наконец, усталая бабочка приземлилась на берегу изумрудно-зеленого острова.
Алеша сразу понял, что остров волшебный, потому что здесь все разговаривали: и птицы, и букашки, и даже деревья.
Привет, - прочирикала неизвестная пестрая птичка. – А чего это от тебя гарью пахнет?
Алеша сразу вспомнил про свою беду и перестал любоваться замечательными диковинками, которые его окружали. И ничего ему уже было не интересно: ни танцующие цветы, ни поющий ветер, ни кувыркающиеся муравьи.
Я освободил Огнильду! – прошептал Алеша.
Какой ужас! – воскликнула птичка. – Как же такое могло произойти? Ведь все знают, что Огнильда может освободиться, только если ребенок возьмет в руки спички. Или… Нет, не может быть! Ты заколдованный мальчик? Ты брал спички?!
Да! – кивнул Алеша. – Теперь я хочу все исправить.
Отнеси его к Меридону, пожалуйста! – попросила Лионелла пеструю птичку. – Я так устала, что не могу лететь дальше.
Конечно! Скорее садись на меня! Нельзя терять ни минуты! – и птичка взмыла в голубое небо, унося Алешу на своей пушистой спинке.
Остров сверху был круглым, как тарелка. Посреди него возвышалась высокая гора, на склонах которой росли деревья. Только одна дорога вела к самой вершине горы, на которой блестел золотыми куполами дворец доброго волшебника Меридона.
Волшебник оказался дома. Он сидел в кресле из облаков и читал огромную толстую книгу. Она висела перед ним в воздухе, а маленькие мотыльки переворачивали страницы. Меридон оказался высоким старцем с длинной белой бородой и седыми волосами. На нем был белый плащ и высокий остроконечный колпак.
Едва только Алеша вошел в зал, где сидел волшебник, как сгустились сумерки. Меридон нахмурился. Он посмотрел на Алешу, всплеснул руками и воскликнул:
Как ты мог взять в руки спички? Ведь детям запрещено их трогать! Ай-ай-ай.
Он начал летать по залу и хватать с полок свитки с колдовскими заклинаниями.
Не то, опять не то, - волновался он.
Наконец Меридон нашел нужный свиток.
Скорее, у нас совсем не осталось времени!- крикнул он Алеше. Мальчик подбежал к нему, волшебник встал на серебряный коврик, накрыл Алешу своим белым плащом и, хлопнув в ладоши, быстро проговорил:
День и ночь,
Горы прочь,
Расступись леса-поля,
Повернись скорей земля!
На летающем ковре
У Алеши во дворе!
Раз – и они оказались в Алешином дворе. Но сначала мальчик даже не узнал, куда он попал. Все вокруг выгорело, было черным, а на пепелище плясала Огнильда.
Меридон взмахнул волшебной палочкой и прокричал:
В стакане вода!
В доме беда!
В клетке птица!
Огнильда - в темнице!
С неба хлынул серебряный дождь. Злая колдунья завыла, рассыпалась на миллион искр и превратилась в огненную собаку.
Добрый волшебник опять взмахнул своей волшебной палочкой и повторил заклинание. Огнильда опять взорвалась огненным салютом и превратилась в костер.
Ай, как плохо! Своим непослушанием, Алеша, ты сделал ее очень сильной. Мне не справиться с ней! – в ужасе сказал Меридон. Его волосы растрепались, а волшебный белый плащ покрыли черные пятна копоти.
Алеша совсем отчаялся, но тут им на помощь пришла пожарная команда. На большой красной машине пожарные ворвались во двор и начали поливать Огнильду водой. Она зашипела, превратилась в маленький костерок, потом в искру, а потом в последний раз вспыхнула и осыпалась на землю кучкой пепла.
Алеша посмотрел на сгоревший дом и заплакал.
Никогда больше не буду брать в руки спички. Такая маленькая спичинка, и такая огромная беда!
Не плач! – погладил его по голове Меридон. – Это хорошо, что ты все понял. Я же волшебник. Я могу вернуть все обратно.
Он начал водить в воздухе волшебной палочкой и что-то шептать. Алеша зажмурился, а когда открыл глаза, то увидел, что от пожара не осталось и следа. Дом, двор, деревья стояли как и раньше. Он оглянулся вокруг, Меридона нигде не было.
А как же я? - испугался Алеша. – Я что, так и останусь гномом?
Но никто ему не ответил, потому что он был таким крошечным, что никто его не видел и не слышал.
Алеша сел в высокую траву и стал думать, что ему делать. Если бы все можно было вернуть обратно, то ни за что на свете не дотронулся бы он до спичек. Но время нельзя вернуть назад. И доброго волшебника теперь тоже не вернуть.
Лионелла! – обрадовался Алеша. Это действительно была фея. Она отдохнула и вернулась к Алеше, чтобы превратить его снова в мальчика.
Лионелла дотронулась до него волшебной палочкой и пропела:
Тирли-дирли-велеса!
Начинаю чудеса!
Все, отныне ты не крошка!
Становись опять Алешкой!
Раз – и Алеша снова стал прежним.
Спасибо тебе, - прошептал он бабочке и побежал домой.
С тех пор Алеша никогда больше баловался со спичками.
МБДОУ « Детский сад № 40»
Сценарии по пожарной безопасности
« Сказка о добром огне»
Для детей старшего дошкольного возраста.
п. Майский
2014 г.
«Сказка о добром огне»
Цель: В форме театральной деятельности познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в доме.
Действующие лица:
Ведущая – воспитатель Москвина В.Г.
Баба- Яга – девочка Палкина Василисса.
Огневушка – 2 девочки Гавшина Лера, Лукиных Юля.
Пожарники – 2 мальчика Окулов Максим,
Добрый огонь – девочка Ишметьева Юля.
Декорации: дом, ели, пенёчки, стол, свеча, чайный сервиз, огнетушитель, плакаты: «Будь осторожен с огнём», « Будь осторожен с газом», изображение газовой плиты.
Ведущая: В лесу около жилых домов жил Добрый Огонь. Настолько он был добр, что не заметил, как к нему подкралась беда по имени Баба-Яга.
Песенка Бабы-Яги (см. прил.)
Баба- Яга: Ох! Куда это я приземлилась! Веселье-то, какое? Узнали меня? Да это я, Баба-Яга! Что празднуем именины?
Дети: Нет.
Баба-Яга: Новый год, что ли?
Дети: Нет.
Баба-Яга: Ну, а что же тогда у вас за праздник?
Дети: День Доброго Огня!
Баба-Яга: Ух, вы! Радуетесь доброму огню, а он ведь злой. Вот я обрадовалась, и добра во мне не осталось, и избушка моя сгорела! Э-эх судьба моя злодейка! Ребята, а вы мою избушку помните? Красивая была!
Дети: Помним.
Мальчик- пожарный: Баба-Яга, ты наверное что-то не так делала, что она загорела у тебя?
Баба-Яга: Да всё я так делала, любила печку затопить да у открытой двери погреться, Люблю со спичками играть, чиркнешь, да и бросишь её на пол
Мальчик-пожарный: (обращается к другому пожарному мальчику)
Максим, да наша Баба-Яга правил пожарной безопасности не знает. Вот огонь из доброго превратился в злой. Сегодня мы тебя научим этим правилам.
Мальчик- пожарный: эй, Огневушки-поскакушки выходите, будем Бабу-Ягу знакомить с правилами пожарной безопасности.
Танец Огневушек-поскакушек.
Огневушка: Баба-Яга, первое правило «Будь осторожна с огнём»
Красный цветок, красный цветок!
Вьется трепещет его лепесток.
Если не хочешь обжечь ты ладонь
Этот цветок раскалённый не тронь!
Знай, что цветок_ это жгучий огонь.
Баба-Яга: Эх, жаль, что чай не на чем согреть.
Мальчик- пожарный: Баба-Яга, а ты знаешь, что это такое? (показывает картинку с газовой плитой)
Баба-Яга: Газовая плита, я её в избушку в кредит купила.
Мальчик-пожарный: А как ты газовую плиту включаешь?
Баба-Яга: Как, как? Очень просто! Краник поверну, да и спичку туда! Эх, гори, все синим пламенем.
Мальчик-пожарный: Вот видишь, Баба-Яга и газовой плитой пользоваться не можешь. Наверное, тебя, надо этому научить!
Правило второе: «Будь осторожна с газом!»
Девочка Огневушка: В квартире оставлять нельзя газ включенным гореть.
В противном случае друзья придётся горько пожалеть.
Баба-Яга: Ох, что-то я устала от ваших правил.
Ведущая: Баба-Яга, ну раз ты устала, ты посиди, послушай песню о наших отважных пожарных (см. прил.)
Мальчик-пожарный: Чтоб не ссориться с огнём,
Нужно больше знать о нём.
Отказаться от привычки
С высока, смотреть на спички
И запомни навсегда,
Что бывает если дети
Зажигают спички эти
И бросают не туда.
Баба-Яга: Ну, молодцы! Просветили бабушку. А я вот слышала, что есть ещё такие вот штуковины шипучие. Шипят и тушат, шипят и тушат Мне такой импушитель очень нужен для моей избушки.
Мальчик-пожарный: Да не импушитель, а огнетушитель. Вот он какой.(показывает огнетушитель, читает стихотворение).
Он должен быть и в доме и в каждом кабинете.
Огонь с ним можно затушить, спокойны будут дети.
Баба-Яга: Ребята вам спасибо за правила, полечу к себе домой, всем зверятам расскажу о правилах пожарной безопасности. (Баба-Яга улетает).
Все герои сказки исполняют песенку «Светлячок». (см. прил.)
Приложенные файлы
Лактионова Ольга Геннадьевна, воспитатель, г.Междуреченск
Интеграция ОО: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Упражнять в умении различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме. Совершенствовать умение определять пространственное направление от предмета: слева, справа. Учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос Сколько?
Демонстрационный материал: Картинки с шариками
Раздаточный материал: Геометрические фигуры
Вводная часть.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка:
Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?
Воспитатель: «Дети мы поможем мышке попасть в теремок? Вот вам первое задание»
Основная часть.
Задание «Найди отличия».
Воспитатель: «У меня две картинки. Что изображено на картинке?»
Ответ ребенка: «Шарики»
Воспитатель спрашивает: «Шарики на картинке одинаковые или разные?
Ответ ребенка: Разные
Воспитатель:Они разные,значит они отличаются.
Воспитатель спрашивает: «Они все одного цвета?
Ответ ребенка: «Нет»
Воспитатель: «Значит они отличаются по цвету»
Воспитатель спрашивает: «Все шарики одной формы?
Ответ ребенка: «Нет»
Воспитатель: «Значит они отличаются по форме»
Воспитатель: «Ребята мы с вами выяснили, что шарики отличаются по цвету и по форме. А давайте посчитаем шарики и узнаем сколько их»
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько синих шариков на картинке? Ответ ребенка 5
Воспитатель спрашивает: «Сколько красных шариков на картинке?
Ответ ребенка 5
Воспитатель предлагает на верхнюю полоску карточки выложить столько красных кружков, сколько красных шариков на картинке.
А на нижнюю полоску выкладываем столько синих кружков, сколько синих шариков на картинке. Проверяю выполнение задания детьми
Воспитатель спрашивает: «Каких больше кружков красных или синих?»
Ответ ребенка: «Одинаково, потому что синих 5 и красных 5»
Воспитатель: «Молодцы справились с заданием»
Воспитатель «Следующее задание «Покажи геометрическую фигуру»
Воспитатель: «У вас на столе в тарелочке лежат геометрические фигуры. Сейчас я буду называть геометрическую фигуру, а вы поднимать её и показывать мне.»
Воспитатель: « Круг, квадрат, треугольник, квадрат, круг, треугольник»
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: « И последнее задание это математический диктант.Я называю фигуру вы на полоске выкладываете их в ряд»
Воспитатель: «Положили желтый квадрат, слева от него зеленый треугольник, справа от квадрата синий круг»
Воспитатель: «Под зеленым треугольником положили желтый круг, под желтым квадратом красный квадрат, под синим кругом зеленый треугольник»
Воспитатель:
Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку.
Мышка:
Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.
Заключительная часть.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости?
Ответ ребенка «Мышка»
Воспитатель: Какая история с ней приключилась?
Ответ ребенка « Она не могла попасть в теремок»
Воспитатель: Какие задания мы выполняли?
Ответ ребенка «Показывали геометрические фигуры, шарики сравнивали.
Слева и справа выкладывали фигуры»
Воспитатель: « Вам понравилось помогать Мышке-норушке?»
Ответ ребенка «Да»
Людмила Борисова
План-конспект открытого занятия ФЭМП (средняя группа )
Тема : "Геометрические фигуры . Счет до 5 ".
Воспитатели : Борисова Л. А., Угрюмова Е. С.
ГБОУ Школа1929г. Москва, д\о2.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Цель : формирование элементарных математических представлений.
Задачи :
Упражнять в различении геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг) ;
Развивать у детей свободное общение и все компоненты устной речи в различных видах детской деятельности;
Развивать двигательную активность детей, укреплять физическое и психическое здоровье детей;
Формировать нравственную позицию детей по отношению к окружающему миру : доброту, взаимопомощь, отзывчивость, уважение и честность.
Планируемые результаты : имеет элементарное представление о геометрических фигурах , о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.
Материалы и оборудование : теремок, клубок ниток, маски героев сказки, карточки с цифрами от 1 до 5, счетные палочки , 4 обруча разного цвета, карточки с геометрическими фигурами .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент :
Воспитатель1 :
Встаньте дети - шире круг
Ты мой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель1 : Ребята мы с вами сегодня отправимся в сказочное путешествие. Хотите? (ответы детей)
А у меня есть волшебный клубочек. За клубочком мы пойдем, прямо в сказку попадем. (подходят к театральной ширме)
Воспитатель : Ребята, вы любите сказки (ответы детей) .
Воспитатель : Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок”.
2. Основная часть.
Воспитатель1 : Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (обращаю внимание детей на домик) . Бежит мимо Мышка-норушка (ребенок в маске мышки, увидела теремок, остановилась и спрашивает :
«Мышка» :“Терем-теремок! Кто в тереме живет?”.
Воспитатель2
Воспитатель1 : Поможем Мышке-норушке?
Задание1 : Воспитатель вызывает 5 детей, раздает им в разнобой карточки с цифрами от 1 до 5.
Воспитатель 2 : В математику играю, в цифры вас я превращаю.
Встаньте цифры дружно в ряд : один, два, три, четыре, пять!
Дети перестраиваются лицом к другим детям, воспитатель уточняет, кто какой цифрой стал
Дети с цифрами поворачиваются в колонну друг за другом, а «мышка» отвечает кто стоит первым, третьим, пятым, четвертым. Воспитатель с остальными детьми контролирует ответы.
Воспитатель1 : Молодцы, справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.
–ребята, посмотрите, прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает :
Ребенок в маске лягушки : “Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Воспитатель2
Воспитатель1 :Поможем Лягушке-квакушке?
Задание2 Игра «Найди свой домик»
Воспитатель1 : Жили-были в своих домиках геометрические фигуры . Как они называются? Круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показывает и раскладывает в обручи карточки с геометрическими фигурами ). Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре .
Воспитатель2 :
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю !
Раз, два, три, в домики беги! (дети-фигуры забегают в свой обруч) . Задания выполняют по музыку 2-3 раза, в конце игры собрать фигуры .
Воспитатель2 : Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стали они жить вдвоем.
Воспитатель1
(Ответы детей :Зайчик-побегайчик)
Прибежал к терему Зайчик-побегайчик остановился и спрашивает : Ребенок зайчик
Воспитатель2 :“Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.
Воспитатель1 : Поможем Зайчику-побегайчику? (Дети садятся за столы)
Задание3. Перед каждым ребенком набор счетных палочек .
Воспитатель2 : «Нужно выложить из них геометрические фигуры : треугольник, квадрат, (усложнение) прямоугольник».
Воспитатель1 : Молодцы, ребята, все вы правильно сделали поэтому двери волшебного теремка открыты и для Зайчика-побегайчика. Вошел Зайчик -побегайчик в теремок и стали они жить втроем. Посмотрите, прибежала к теремку Лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает : Ребенок в маске лисички :“Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Воспитатель2 :“Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.
Воспитатель1 : Поможем Лисичке-сестричке (ответы детей)
Задание 4. Воспитатель2 : Пришла пора немного отдохнуть… Повторяйте за мной. (физкультминутка)
Раз – подняться, потянуться,
Два –друг к другу повернуться
Три – в ладоши 3 хлопка,
На четыре –руки шире,
Пять –потопали немножко
И присели осторожно.
Воспитатель1 : Ребята, а кто это еще прибежал к нашему теремку?
Ответы детей : Волчок - серый бочок
Прибежал к терему Волчок - серый бочок остановился и спрашивает : Ребенок в маске волка :“Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Воспитатель2 : “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание”.
Задание 5. «Подумай и ответь»
Воспитатель2 предлагает детям подумать и сказать, чего у всех и у каждого из них по два (два уха, глаза, две руки, ноги, два колена,две ладони и т. д.) Затем спрашивает, чего только по одному (один нос,рот, живот) Дети называют предметы,которых по пять (пять пальцев, пять пуговиц и т. д.)
Воспитатель1 : Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать.
3. Заключительная часть.
Воспитатель1 : Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой, становитесь все за мной : «За клубочком мы пойдем, прямо в группу попадем »
Ребята вам понравилось наше путешествие?
А каким животным вы помогли?
Какое задание вам особенно понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель1 : Дети, вы быстро и правильно выполнили все задания и теперь можете отдохнуть.
Список литературы :
1. Колесникова Е. В. - Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, страница 51.
2. Новикова В. П. - Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет . ФГОС. - М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ,2016.-80с.
3. Интернетресурсы
Алина Владимировна Арсенидзе
Занятие в средней группе. ФЭМП. Образованием числа 5. Части суток, Геометрические фигуры
Дата проведения :
Образовательная область : Познавательное – развитие
Вид деятельности : ФЭМП
Тема : Занятие 4
Цель : формирование элементарных математических представлений.
Образовательные задачи :
Закреплять представления о последовательности частей суток : утро, день,
вечер, ночь.
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) .
Развивающие.
Создать условия для развития логического мышления
Развивать зрительную память, воображение
Воспитательные.
Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим заданиям.
Демонстрационный материал :
Игрушечный петушок или картинка с его изображением : картинка с
изображением петушка , сидящего на заборе на фоне встающего солнышка, 5
курочек, 5 цыплят, фланелеграф, шар, цилиндр, куб, карточки с изображением
частей суток - утро , день, вечер, ночь (по 4 шт. для каждого ребенка) .
Раздаточный материал : двухполостные карточки; плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 5 шт. для каждого ребенка)
Ход занятия
1. Вход детей в группу .
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель : Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости .
Давайте перед началом занятия приведем себя в порядок : почистим зубки, расчешем язычки, прополощем рот (артикулярная гимнастика, со всеми поздороваемся (динамическое упражнение) :
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце!
Мы проснулись!
Здравствуйте (повернувшись к гостям)
Дети содятся на места.
1 часть .
Воспитатель : Отгадайте, кто сегодня у нас в гостях?
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
Дети :Петушок!
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку с его изображением и читает потешку :
Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шолкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?
«Когда просыпаются детки?» -интерисуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка , сидящего на заборе, на фоне встающего солнышка.
Воспитатель обращает внимание на четырёх курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа : «Кто ещё просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Воспитатель вызывает ребёнка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят : «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам (прикрепляет на фланелеграф ещё одну курочку) .Курочек стало больше, чем цыплят?
Воспитатель считает курочек и спрашивает : «Сколько курочек (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыплёнка- сравните кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыплёнка.) Четыре цыплёнка и пять курочек- кого меньше. (Четыре цыплёнка меньше, чем пять курочек) Какое число больше : пять или четыре? Какое число меньше : четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну : по пять»
Воспитатель уточняет, как получилось пять цыплят. (К четырём цыплятам добавили ещё одного цыплёнка) . Затем востанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путём убавления. («Как ещё можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?» )
Фискультминутка.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас в квартире (Шагаем вместе)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)
Папа, мама, брат, сестра (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (Наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щенок и я-(Повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши)
2 часть . Игровое упражнение «Покорми цыплят» .
У детей двухполосные изображения блюдечек и зёрнышек .
Воспитатель дает задание : «На нижней полоске карточки расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зёрнышек. Блюдечек и зёрнышек поровну? По сколько блюдечек и зёрнышек? Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять (Дети выполняют задание.) Как получилось пять блюдечек? Пять блюдечек и четыре зернышка-сравните, что больше. (Пять блюдечекбольше, чем четыре зёрнышка.) Четыре зёрнышка и пять блюдечек- сравните, что меньше. (Четыре зёрнышка меньше, чем пять блюдечек.) Какое число больше : пять или четыре? Какое число меньше :четыре или пять? Сделайте так, чтобы блюдечек и зёрнышек слото порону. По сколько теперь блюдечек и зёрнышек?»
Воспитатель уточняет у детей способы уранивания предметов и образование полученных чисел .
3 часть . Игровое упражнение «Когда это бывает» .
Воспитатель читает детям потешки, действия которых происходят в разное время суток (потешки воспитатель предлагает в следующей последовательности :утро, день, вечер, ночь) .Дети определяют время суток и выкладывают соответствоющу карточку. Затем воспитатель предлагает назвать части суток по порядку .
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают всё по порядку :
Занимаются зарядкой,
Завтракуют и играют,
И растенья поливают.
Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Вечер-солнышко садится,
Всех зовёт угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи малыши!»
Ночью дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладки-сладки,
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
4 часть . Игровое упражнение «Не ушибись»
Воспитатель уточняет название геометрических фигур , шар, цилиндр, куб
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры , и спрашивает, что это? (шар и цилиндр) Что между ними общего? (катаются, цвет) . В чем отличия? (целиндр умеет стоять, а шар нет.) Что это? Куб и цилиндр. Что между ними общего? (умеют стоять) . В чем отличия (цвет, цилиндр умеет кататься а куб нет)