На чем писали наши предки восточные славяне. Из истории пишущих принадлежностей. Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Каким должен быть инопланетянин? На этот вопрос никто не даст вам хоть сколько-нибудь вразумительный и точный ответ, равно, как и не скажет, вообще, существуют эти существа или нет во Вселенной. Поскольку связана эта тема с Днем космонавтики, предлагаем вашему вниманию экспериментальный мастер-класс по лепке инопланетянина из пластилина к 12 апреля.

Фантастические фигурки можно увидеть только на картинках и в виде сувениров, игрушек. Чаше всего инопланетян изображают зелеными, поэтому мы тоже можем использовать этот цвет, но и любой другой, например серый, как у довольно известного по фильмам и книгам, как Grey aliens , тоже подойдет.

Что понадобится для лепки:

  • зеленый брусок пластилина;
  • немного черного и фиолетового пластина;
  • стека и пластиковая доска для удобства работы.

Как слепить инопланетянина из пластилина:

Для работы мы договорились использовать зеленый цвет пластилина. Такими могут быть тело, голова, руки и ноги инопланетянина. Люди всегда изображают таких существ по внешнему виду приближенных к себе, хотя на самом деле непонятно, как на самом деле они могут выглядеть. Умеют ли они ходить или телепортируются в пространстве. Также зеленый можно заменить синим.

Разомните в руках брусок и сделайте несколько отдельных мягких заготовок.

Чтобы сделать ноги, вытяните два шарика в детали-присоски, напоминающие гвоздики. Не обязательно на ногах прорезать пальцы.
Туловище сделайте в виде продолговатой капсулы. Смоделируйте руки, ладошки расплющите пальцами. Надрежьте пальцы на ладонях. Можно сделать пальцы непропорционально длинными, не обязательно их должно быть 5, как у людей, достаточно, например, трех.

Из оставшегося кусочка подготовьте голову. Это будет деталь, по форме напоминающая яйцо. Сделайте большие черные глаза и наклейте на голову. Остальные части лица можно не делать.

Соедините голову с туловищем, вставив в качестве тонкой и длинной шеи спичку.

Предлагаем вам поиграть с ребенком и слепить свою версию летающей тарелки и пилота к ней. Такое творчество обязательно понравится малышам, особенно мальчишкам! Для работы понадобится минимум материалов: пластилин, стека и четыре спички.


1 . Из серого или черного пластилина скатайте шарик .


2 . Придавливая шарик ладонью к доске для лепки , сделайте его похожим на плоский диск .

3 . Скатайте шарик из желтого пластилина , но размер его должен быть в два раза меньше , чем параметры предыдущей детали .

4. Желтый шарик сделайте плоским только с одной стороны. Прикрепите деформированный шар плоской стороной в центр серой детали.

5 . Подготовьте три спички и три синих шарика для создания устойчивых ножек . Из шариков сделайте лепешки и насадите на концы спичек .

6 . Свободные концы спичек вставьте в дно космического агрегата .


7 . По окружности корпуса тарелки налепите оранжевые сигнальные огни .


8 . Верхнюю желтую часть украсьте антенной . Для ее изготовления можно использовать четвертую спичку с пластилиновым шариком (на фото вместо нее иголочка с бусинкой на конце - такой вариант только для взрослых детей!!!).



9 . Прилепите голубые лепешки -иллюминаторы . Летающая тарелка из пластилина готова .


Для лепки инопланетянина подготовьте зеленый пластилин .

10 . Слепите овальную голову для гуманоида .


11 . Налепите круглые глаза , проткните проволокой/спичкой/стеком ноздри .


12 . По бокам прикрепите смешные ушки -граммофончики .


13 . Прикрепите к первой заготовке шарик -туловище .


14 . К туловищу присоедините руки и ноги . Инопланетянин из пластилина готов .


Давайте слепим с детьми интересную поделку из пластилина - например, инопланетянина.
1. Из куска пластилина зеленого цвета скатайте короткую, толстую колбаску - туловище.
2. Заготовки для рук - а у инопланетян их 4 - делаем из 2 колбасок потоньше и подлиннее.
3. На каждый конец колбасок налепите по 3 пальца-жгуимка.
4. Налепите обе пары руксверху на туловище, как это показано на рисунке.
5. Толстую зеленую колбаску согните вдвое - это ноги - и поставьте их на 2 лепешки-ступни.
6. Соедините ноги с туловищем (укрепите соединение спичкой). На ступнях стеком отпечатайте полоски, а на туловище острием карандаша сделайте «молнию».
7. Для головы скатайте небольшой шарик и отпечатайте на нем рот. Этот инопланетянин очень приветливый - не успели его слепить, а он уже улыбается .

8. Глаза сделайте из маленьких шариков с точкой от карандаша посередине, а антенны - из жгутиков с шариками на концах.
9. Чтобы сделать нос-воронку, скатайте «каплю», а потом закругленный конец «капли» обрежьте ножом.
10. Теперь, защипывая пальцами края, превратите этот конус в воронку. Прилепите нос на место. Только не делайте его слишком тяжелым, а то или нос будет отваливаться, или инопланетянин падать.
11. Уши у инопланетного человечка большие и оттопыренные, чтобы лучше слышать. слепите их из небольших лепешек.
12. Прилепите голову к туловищу. Для прочности укрепите место соединения кусочком спички.
наша поделка готова!

Инопланетяне своими руками к дню космонавтики

Забавной идеей для деткой поделки к дню космонавтики может быть изготовление инопланетян. Изготавливая таких персонажей Ваш малыш может развернуть всю свою фантазию, ведь инопланетных гостей ещё никто не видел своими глазами, а по сему представить их можно как угодно. Опять же это хорошая возможность пообщаться с ребёнком на тему космоса, вселенной, возможной инопланетной жизни.

На первом фото простенькие инопланетяне из конусов цветной бумаги. Делайте конус, затем рисуйте и вырезайте из цветной бумаги элементы: глаза, конечности и клейте на конус. Фломастерами дорисуйте рот персонажа.

Инопланетянин из картонной трубы от туалетной бумаги. Трубу разукрасьте красками или фломастерами. Нарезайте цветную пушистую проволоку на кусочки 5-6 см. и приклейте как конечности. Из картона вырезайте лапы и приклейте на свободные кончики проволоки. На центральную приклейте пластиковый глаз.

Из покрашенных в зеленый цвет одноразовых тарелок и цветной бумаги, Вы можете сделать отличных инопланетян.

Склейте краями две одноразовые тарелки (получается летающая тарелка). Рисуйте на бумаге инопланетянина, вырезайте и приклейте к центру дна тарелки. Сверху приклейте одноразовый пластиковый стакан (это рубка)

Свяжите вместе два воздушных шарика. Один разрисуйте фломастерами, как голову. К другому шарику приклейте конечности из цветной бумаги.

Родителям и педагогам может быть интересно:

Средства активизации детского творчества

Важно распространять и поощрять различные формы творческой деятельности, среди которых особую роль играют творческие игры — игры, которые дети придумывают сами, отражая впечатление от познания окружающего мира. Неисчерпаемые творческие возможности развития имеет и изобразительная деятельность, занимает важное место среди других видов художественного творчества (аппликация, лепка, мозаика, коллаж и т.д.). Красота и искусство играет большую роль в пробуждении эстетической чувствительности детей, развития их лучших человеческих чувств, формировании морального облика ребенка, то есть искусство является мощным приемом становления личности ребенка. В общем художественно-эстетическое воспитание предполагает целенаправленное систематическое развитие способности ребенка видеть красоту окружающего мира и решает ряд важных задач формирования эстетического отношения, навыков творческого восприятия, эстетических чувств, их художественно-творческих способностей, основ эстетического вкуса.

Что вы делаете, когда в вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить…

А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность — «черты и резы».

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы — это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале — пергамене. Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья — телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка — миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами — то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь — чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба.

Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники — фиолетовые чернила, из крушины — пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины — синие, а из ее же листьев — зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд — чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).

С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались («чинились») ножом (отсюда современный складной нож получил наименование «перочинный»). Для написания заглавных букв могли использоваться тонкие кисточки.

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда «красная строка»). Заголовки писались вязью — особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком — миниатюрой.

На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки — «полевые цветы». По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был «старовизантийский», он же «геометрический».

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую — различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.

Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Андрей Сегеда

Вконтакте