Подводная лодка к 129. «цезарь» плохо слышал. Подъем со дна

Максим Горький – знаменитый русский писатель, пополнивший русскую литературу известными произведениями: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне».

Родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье Пешковых. Ему при рождении было дано имя – Алексей. Но впоследствии им самим был придуман псевдоним, под которым он и стал известен всему миру. Писатель рано осиротел и воспитывался у своего деда и бабушки по отцовской линии.

Судьба сложилась так, что Алеше Пешкову пришлось с раннего детства трудиться. Он мыл посуду на пароходе, занимался пекарством и другой работой, которая приносила хоть сколь малый доход. Поступление в 1884 году в Казанский университет закончилось полным крахом. Тогда еще юный писатель увлекается политикой и революцией. Его жизнь была яркой и противоречивой. Это подтверждается рядом интересных фактов из его биографии:

  1. В Горьком было много загадочного. Например, он не чувствовал физической боли, но при этом настолько болезненно переживал чужую боль, что когда описывал сцену, как женщину ударили ножом, на его теле вздулся огромный шрам. По одному из рассказов его жены, однажды, занимая хозяйством, она услышала грохот. Прибежав на место, она увидела окровавленного мужа. Спросив его, что случилось, писатель ответил, что намеренно причиняет себе боль, чтобы прочувствовать боль того персонажа, про которого он пишет.
  2. Он с молодого возраста болел туберкулезом и выкуривал по 75 папирос в сутки.
  3. Он несколько раз пытался покончить с собой, и всякий раз его спасала неведомая сила, например, в 1887 году отклонившая пулю, направленную в сердце, на миллиметр от цели.
  4. Он мог выпить сколько угодно спиртного и никогда не пьянел.
  5. Не раз прибегал к помощи психиатра. Психическая неуравновешенность и душевные муки приносили Горькому страдание и боль. Но отношение к самоубийцам было отрицательное, даже пренебрежительное.
  6. Горький был рьяным революционным деятелем: был членом партии, занимался пропагандой и оплачивал все нужды революции. За это и был заключен под стражу. Но надо отдать должное моральной составляющей его борьбы – он не был причастен к репрессиям и даже напротив – просил у власти свободы для многих репрессированных писателей и других представителей оппозиции. Но взаимоотношения с Лениным были очень даже натянутыми. Причина крылась в неоправданных надеждах Горького: он хотел изменить жизнь России, поменять отношение власти к простому человеку, проникся идеями большевиков, но столкнулся с реальностью, в которой было место и физическому устранению неугодных людей, и уничтожению думающей интеллигенции самым жестоким образом. Но Ленин считался с Максимом Горьким. И Сталин ценил его литературный талант. Они не были друзьями по факту, но оба успешно использовали друг друга: Горький подготовил «Первый съезд советских писателей», на протяжении жизни являлся связующим звеном между властью и русской интеллигенцией, Сталин в свою очередь шел на уступки, предоставлял свободу литературной деятельности Горького.
  7. Жизнь Горького — это изумительный карнавал, закончившийся трагично. До сих остается нерешенным вопрос: умер ли Горький своей смертью или был убит по приказу Сталина. Последние дни и часы Горького наполнены какой-то жутью. Сталин, Молотов, Ворошилов возле постели умирающего русского писателя пили шампанское. Нижегородская подруга Горького, а затем политическая эмигрантка Екатерина Кускова писала: «Но и над молчащим писателем они стояли со свечкой день и ночь…»
  8. В 1936 году он умирал дважды, 9 и 18 июня. 9 июня уже фактически умершего писателя чудесно оживил приезд Сталина, который приехал на дачу Горького в Горках под Москвой для того, чтобы попрощаться с покойным. В этот же день Горький устроил странное голосование родных и близких, спрашивая их: умирать ему или нет? Фактически контролировал процесс своего умирания…
  9. Максим Горький имел особое отношение к евреям. Не раз в своем творчестве затрагивал тему геноцида еврейского народа. Написал красноречивое обращение к русскому народу в защиту евреев. И даже усыновил еврейского мальчика, который получил фамилию писателя. Таким образом, Залман Свердлов стал официально Зиновием Алексеевичем Пешковым. Гражданская жена – Мария Федоровна Андреева имела еврейское происхождение, так же и у любовницы Марии Игнатьевны Закревской –Бенкендорф-Будберг были еврейские корни.
  10. Горький, как сейчас модно говорить, гомофоб. Люто ненавидел людей с подобным отклонением, призывал со страниц газет к уничтожению этого позорного явления, которое он приравнивал к фашизму. Максим Горький считал, что для социума гомосексуализм крайне опасен и требует немедленного пресечения и наказания.
  11. Горький часто жил за границей. В 1906 году он в компании своей возлюбленной Марии Андреевой посещает Италию и живет на острове Капри. Именно в это время он работал над редакцией романа «Мать». В 1913 году он получает разрешение от царского правительства на возвращение на Родину. В 20-х годах он снова возвращается в Италию, но живет уже в Соренто. Примечательно, что уже в эти годы в Италии у власти был Муссолини, который придерживался фашистских доктрин.
  12. За свою жизнь он был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
  13. Горький был тем еще ходоком, не смотря на то, что за всю жизнь у него было несколько жен, любовниц у него также было придостаточно. Этого не отнять. Успехом у женщин он пользовался.
  14. У Горького еще до сих пор живы его родные внучки Дарья и Марфа. Кстати Марфа очень тесно общалась с дочерью Сталина - Светланой, а вышла за муж за сына Лаврентия Берии. Дарья же до сих пор играет в Театре имени Вахтангова, несмотря на свой солидный возраст.
  15. Нередко родные и близкие для писателя люди удостаивались милых прозвищ. Жену своего сына Надежду Введенскую он называл не иначе как ласково Тимоша. Прозвище родилось после того, как сноха постриглась в парикмахерской. Сразу после укладки прическа выглядела довольно красиво, но на следующий день волосы торчали как у кучера Тимофея. Так и прозвали ее в семье Тимошей.
  16. Максим Горький дружил с английским писателем Гербертом Уэлсом. В 1920 году Герберт посещает СССР и останавливается в доме писателя, который на тот момент сожительствовал с Марией Игнатьевной Закревской –Бенкендорф – Будберг. Любвеобильная Мария Игнатьевна одну из ночей провела с Гербертом Уэлсом. Горький был безумно увлечен этой дамой, что даже простил ей измену и продолжал с ней связь.
  17. Русские писатели 19 века в большинстве были его личными врагами: Достоевского он ненавидел, Гоголя презирал, как человека больного, над Тургеневым он смеялся.
  18. Одно из многих свидетельств, что Горький был отравлен Сталиным, и, пожалуй, самое убедительное, хотя и косвенное, принадлежит Б.Герланд и напечатано в N6 «Социалистического вестника» в 1954 году. Б.Герланд была заключенной ГУЛАГа на Воркуте и работала в казарме лагеря вместе с професором Плетневым, также сосланным.Он был приговорен к расстрелу за убийство Горького, позже замененого 25 годами тюрьмы. Она записала его рассказ:»Мы лечили Горького от болезни сердца, но он страдал не столько физически, сколько морально: он не переставал терзать себя самоупреками. Ему в СССР уже не было чем дышать, он страстно стремился назад в Италию. Но недоверчивый деспот в Кремле больше всего боялся открытого выступления знаменитого писателя против его режима. И, как всегда, он в нужный момент придумал действенное средство. Им оказалось бонбоньерка, да, светло-розовая бонбоньерка, убранная яркой шелковой лентой. Она стояла на ночном столике у кровати Горького, который любил угощать своих посетителей. На этот раз он щедро одарил конфетами двух санитаров, которые при нем работали, и сам съел несколько конфет. Через час у всех троих начались мучительные желудочные боли, а ещё через час наступила смерть. Было немедленно произведено вскрытие. Результат? Он соответствовал нашим худшим опасениям. Все трое умерли от яда».
  19. Официальной причиной смерти Максима Горького стало воспаление легких. Но небезосновательно существуют версии о том, что к его смерти причастны несколько лиц. Подвергался допросу по этому делу Генрих Ягода, который к тому же обвинялся и в убийстве сына писателя – Максима. Поводом для этого могла послужить любовь Генриха Ягоды к жене Максима – Надежде Введенской. А устранение опасного для власти Горького, возможно, было заказано Сталиным. Подозрения падают и на Марию Будберг – любовницу Максима Горького, которая провела рядом с ним последние часы его жизни. Но как было на самом деле, неизвестно до сих пор, остались лишь догадки и предположения.

Алексей Пешков, более известный миру как Максим Горький, родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. На его долю в детстве и юности выпали настольно тяжёлые испытания, что он взял себе псевдоним «Горький». Писатель Максим Горький интересные факты из жизни своей, ярко описывал в собственных литературных произведениях. В его биографии наиболее интересными можно назвать такие факты.

Факты из жизни Горького

  • Отец писателя Максим Пешков свою жену Варвару Васильевну Каширину выкрал из родительского дома, молодые тайком обвенчались в церкви. За это отец Варвары грозился лишить её приданого и долгое время не общался с дочерью.
  • Когда Алексею Пешкову было 3 года, он заболел холерой. Его отец, который горячо любил сына, ухаживал за малышом и в конце концов выходил его, но поплатился за это собственной жизнью: заразившись опасной болезнью, Максим Савватеевич умер. Мать Алексея, подсознательно винившая мальчика за смерть мужа, после этих трагических событий отдалилась от ребёнка.
  • Горький рано осиротел, его воспитанием занималась бабушка Акулина.
  • Писателя так часто избивали в детстве, что, повзрослев, он почти не испытывал физической боли. Но душевная боль за людей, за несправедливость жизнь в России мучила писателя до самого последнего вздоха.
  • Современники Горького утверждают, что писатель не раз покушался на свою жизнь. За одну из попыток самоубийства он был отлучён от Церкви на целых 7 лет.
  • Писатель не имел высшего образования, он учился лишь дома и в Нижегородском Кунавинском училище. Его попытки поступить в Казанский университет не увенчались успехом.
  • Первая жена Горького, Екатерина Волжина, была дворянкой по происхождению. Писатель обвенчался с ней в 1896 году.
  • Писательская слава пришла к Горькому уже после выхода его первого двухтомника «Очерки и рассказы». Такого успеха при жизни не было ни у кого из русских писателей.
  • Громкая слава Горького – это во многом результат правильного выбора тем произведений. Репутация «босяка», выходца из низов и революционера сделала писателя интересным широкому кругу читателей.
  • В 1906 году писатель вместе со своей гражданской супругой Андреевой путешествовал по США. Когда стало известно, что пара официально не жената, все отели страны отказались принимать эту странную русскую семью. Горькому пришлось поселиться у частных лиц, в чём ему помог сам Ленин.
  • Именно благодаря деятельности Максима Горького, США отказались давать России деньги на подавление революции.
  • Кратко биография писателя описывается во многих учебниках, но множество интересных подробностей о его жизни можно узнать из повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».
  • В 1933 году в СССР был открыт Литературный институт, названный в честь Алексея Максимовича.
  • К наиболее интересным фактам о Горьком можно отнести его загадочную смерть. Официально причиной кончины писателя был объявлен туберкулёз – болезнь, от которой он страдал всю жизнь. Но потом стали говорить, что он стал жертвой троцкистов. Против врачей, лечивших Горького, было возбуждено уголовное дело. Ходили слухи, будто его приказал убить Г. Г. Ягода, руководитель ГПУ. Писатель умер в возрасте 68 лет.

Самые популярные материалы февраля для класса.

Максим Горький (1868—1936) — Русский писатель и прозаик. Родился в Нижнем Новгороде, и является одним из самых известных писателей и мыслителей (Википедия). И сегодня мы не можем не рассказать интересные факты о таком замечательном писателе.

1. Многие знают, что на самом деле Максима Горького зовут Алексей Максимович Пешков. По самой популярной версси он взял себе такой псевдоним из-за того, что не мог подписываться Пешковым в литературе, а Горький — был явный намек на тяжелую и горькую жизнь автора, который рано осиротели и дед отправил его «в люди». Хотя есть и много других версий. Какая из них правдивая — неизвестно до сих пор.

2. Еще в детстве, в возрасте 11 лет, дед отправил его «в люди» и Максиму приходилось работать мальчиком при магазине, посудником на корабле, пекарем. Потом даже учился в иконописной мастерской.

3. В декабре 1887 года Горький хотел застрелиться из револьвера в области сердца, но пуля прошла мимо органа буквально на пару миллиметров. Вообще за всю свою жизнь, Максим Горький не раз пытался покончить жизнь самоубийством. У него были суицидальные наклонности. Но всякий раз ему удавалось избежать смерти.

Хотя возможно он и не хотел на самом дели кончать с собой. По одному из рассказов его жены, однажды, занимая хозяйством, она услышала грохот. Прибежав на место, она увидела окровавленного мужа. Спросив его, что случилось, писатель ответил, что намеренно причиняет себе боль, чтобы прочувствовать боль того персонажа, про которого он пишет.

4. Писатель был очень устойчив к разного рода алкогольным напиткам, и несмотря на количество выпитого, он практически не пьянел.

5. За свою жизнь он был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

6. В 1902 году он становится крестным и одновременно приемным отцом Зиновия Свердлова, который в последствие берет себе фамилию Пешков. Без этого он бы не смог жить в Москве.

7. Горький был частым гостем в полиции, за свой революционный настрой. Его арестовывали даже за то, что он дружил с создателем революционного кружка.

8. Максим с детства был болен туберкулезом, и несмотря на всё это он очень много курил.

9. Горький был тем еще ходоком, не смотря на то, что за всю жизнь у него было несколько жен, любовниц у него также было придостаточно. Этого не отнять. Успехом у женщин он пользовался.

10. У Горького еще до сих пор живы его родные внучки Дарья и Марфа. Кстати Марфа очень тесно общалась с дочерью Сталина — Светланой, а вышла за муж за сына Лаврентия Берии. Дарья же до сих пор играет в Театре имени Вахтангова, несмотря на свой солидный возраст.

11. Говорят, что Горький был любимым писателем главы Государства . Но тем не менее, по одной из версий, Сталин был замешан в смерти Максима Алексеевича.

На темном дне на севере Тихого океана лежат останки самой отважной субмарины в мировой истории. Эти обломки свидетельствуют о страшной трагедии, случившейся 11 марта 1968 года с советской подлодкой К-129, в результате которой погибло 98 офицеров. Место трагедии хранилось в секрете от СССР и лишь через 6 лет было оглашено…

Американцы нашли и обследовали затонувшую подводную лодку в течение первых 2-х недель. Обладая современными технологиями, ЦРУ запустило уникальный проект по поднятию с морского дна части лодки К-129 в августе 1974 года.


Поскольку К-129 затонула на очень большой глубине, около 5000 м, специально для проведения операции был сконструирован и построен корабль Гломар Эксплорер, оснащённый уникальным оборудованием для сверхглубоководных работ. Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы на морском шельфе.
Курс беды
… Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка «К-129», бортовой номер “574”, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.

Подводная лодка проекта 629-А. Предельная глубина погружения - 300 м. Вооружение - 3 баллистические ракеты Р-21, торпеды с ядерными БЧ. Автономность -70 суток. Экипаж - 90 чел.
8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели.
Началась по-настоящему крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность.


Экипаж погибшей лодки.
Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось: «признать умершим». Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.
Аврал
Атомная подводная лодка «Barb» (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме.
Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными сообщениями. Командир USS «Barb» доложил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку.


Место гибели К-129
Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок».
Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль.
Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.
Решение
Официальный отказ правительства СССР от затонувшей «К-129» привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. Поэтому в начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана.
Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена.


Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-Морским Флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.
К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула «К-129», успех операции оценивался в 10%.
Миссия Хэлибат
Для начала нужно было установить точное местонахождения «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS «Halibut» (Палтус).
Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен «под завязку» океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish», оснащенным фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.


USS Halibut (SSN-587)
Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду).
И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. «К-129» легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5" с.ш. и 178°57" в. д. (по другим данным - 40°6" с. ш. и 179°57" в. д.) на глубине 16 500 футов.
Точные координаты местонахождения «К-129» до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения «К-129», «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.


Обломки К-129 на дне
Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины.
Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.
История Гломар Эксплорер
Фантастический проект потребовал специальных технических решений.
В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками.







Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями.

Компоновка на палубе судна «Hughes Glomar Explorer» основного оборудования, используемого при монтаже трубных колонн (подъемных труб): 1-мостовой кран; 2-главная палуба; 3-«лунный бассейн»; 4-А-образная рама; 5-наружный подвес кардана; 6-внутренний подвес кардана; 7-основание грузового устройства; 8-вышка; 9-трубоподающий лоток; 10-тележка трубоподающего лотка; 11-трубоперегрузочный кран; 12-подъемник для труб.
Один из мифов о проекте «Азориан» - «К-129» разломилась при подъеме и большая часть упала на дно - опровергается несоответствием размеров «Лунного бассейна» (длина 60 метров) и длины корпуса «К-129» (длина по КВЛ - 99 метров). Уже изначально было запланировано, что будет поднята только часть субмарины.


По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось.
Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна «MV Hughes Glomar Explorer» с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.


Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи.
Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, а затем первые американские искусственные спутники. Системы наведения ракет, трехмерные радары - все это производили компании Хьюза. В 1965-1975 гг. контракты с МО США только компании Hughes Aircraft составляли 6 млрд. долл.


В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции.
Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).
После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.


Процесс погрузки «Клементины» на Glomar Explorer
Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили «Клементину» внутрь судна - в «Лунный бассейн».
Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась огромная, невидимая для постороннего глаза, работа по монтажу захвата, присоединения всех кабелей, шлангов и датчиков.
Клементина
Холодное лето 1974 года, впадина севернее острова Гуам в западной части Тихого океана. Глубина 5000 метров… Каждые 3 минуты краном подается секция длиной 18,2 м. Всего таких секций 300, каждая прочна, как ствол орудия.


Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны - подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции.
За действиями «Гломар Эксплорер» с интересом наблюдали советские моряки. Сама цель операции для них не ясна, но факт проведения глубоководных работ посередине Тихого океана вызывал у командования ВМФ СССР подозрение.


В результате технических неполадок в ходе подъёма лодки её корпус разломился и бóльшая часть снова затонула, окончательно разрушившись при контакте с грунтом, на борт «Гломар Эксплорер» была поднята лишь носовая секция.
Хотя официальная информация остаётся засекреченной, исследователи полагают, что баллистические ракеты, кодовые книги и другое оборудование осталось на дне, поэтому считается, что цели операции не были достигнуты в полной мере.
Находившиеся неподалеку Корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставили янки немало хлопот. Из опасений, что русские возьмут «Гломар Эксплорер» штурмом, пришлось завалить ящиками вертолетную площадку и поднять на ноги весь экипаж.
Тревожные данные поступили из «Лунного бассейна» - обломки лодки радиоактивны, очевидно разрушился один из ядерных зарядов.


«Клементина» с частями «К-129» поднимается на борт судна, «Гломар Эксплорер» и уходит со своей добычей на Гавайи…
К сожалению, на этом заканчивается отчет ЦРУ, опубликованный 12 февраля 2010 г.

Мемориал памяти подводников «К-129» в гарнизоне Вилючинск
Некоторые события, имеющие отношение к проекту
В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа «К-129».

Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер (останки были радиоактивны).
Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести янки, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.


«Гломар Эксплорер» продолжает поиски в глубинах Мирового Океана. В настоящее время уникальный корабль утюжит дно около Индонезии.
В конечном итоге, США получили серьезный козырь в Холодной Войне, а проект «Азориан» стал выдающимся достижением морской инженерии ХХ века.
Автор Олег Капцов

Не так давно на российские экраны вышел фильм под названием «Трагедия ПЛ К-129». Картина позиционировалась как документальный фильм и рассказывала о скорбных событиях, произошедших в марте 1968 года. "Проект «Азориан»" - так называют секретную операцию, которую позже стали считать одним из самых неприятных событий времен холодной войны. Как раз тогда Военно-морские силы Соединенных Штатов достали со дна океана потонувшую советскую подводную лодку К-129.

В двадцатом веке гибель подводных лодок, пожалуй, не была редкостью. В северной части тихоокеанской акватории покоятся останки наиболее известной субмарины в истории. Долгое время информация об этих событиях держалась в секрете, даже точное место, где она затонула, умалчивалось. Подумать только: огромная атомная подводная лодка прекратила свое существование, унеся жизнь девяноста восьми советских офицеров.

Американские спецслужбы, имея самое инновационное оборудование, сумели отыскать и исследовать лодку в первые две недели после случившегося. А в августе 1974 года К-129 достали со дна.

Предыстория

1968 год только начался, на дворе был морозный февраль. Ничто не предвещало беды, к тому же предстоящая миссия должна была пройти совершенно спокойно и без приключений. Тогда с военной базы на берегах Камчатки отправилась в свое последнее плавание с функцией патрулирования рубежей подводная лодка К-129. Три баллистические ракеты, пара торпед на ядерном заряде - подводное судно было очень мощным, а экипаж - опытным и деятельным. Командовал подводным крейсером Кобзарь В. И. - капитан первого ранга. Этот человек отличался выдержкой, огромным опытом и серьезным отношением к делу.

Следует сказать, что ко времени отплытия практически не успела отдохнуть после длительного путешествия по просторам Мирового океана. В городок под необычным названием Оленья Губа подлодка прибыла совсем недавно. Основательного ремонта, который следовало бы сделать, проведено не было, да и экипаж находился в подавленном состоянии, не успев как полагается отдохнуть после долгого и изнурительного плавания. Но выбора не было, все другие подлодки оказались неготовыми к миссии еще больше, потому командование К-129 не задавало лишних вопросов, а просто отправилось патрулировать границы. К тому же на субмарине располагался ракетный комплекс Д-4, а это значило, что она превосходит иные суда. Кстати, многие офицеры из экипажа уже были отпущены в отпуск, некоторые даже разъехались по России, направляясь на побывку домой. Собрать команду в полном составе командиру не удалось. Но, как мы понимаем, те самые люди, что не явились на сборы, буквально спасли свою жизнь.

Все пошло не так

Делать было нечего, пришлось укомплектовывать команду, используя людей, служащих на других судах, а еще набрать в ответственное плавание новичков. Все шло не так с самых первых дней сборов. Примечательно, что у командования военной базы не оказалось даже готового списка экипажа, заверенного капитаном корабельной печатью, а ведь В. И. Кобзарь был известен своей педантичностью. Документ начали судорожно искать в бумагах, когда случилась трагедия, но ничего не нашли. Это неслыханная халатность, которой на флоте просто не могло быть! Оленья Губа славилась тем, что там служили профессионалы, лучшие в своем деле. И тем не менее…

Восьмого марта с подводной лодки на базу должен был прийти короткий сигнал, так как это была поворотная точка маршрута, совершенно стандартная процедура. Но его не последовало, в этот же день дежурными была объявлена тревога. не мог допустить такую оплошность.

Начало поисков

К-129 не выходила на связь, потому все силы были брошены на ее поиски, вся Камчатская флотилия, а также авиация были активно задействованы в поисковых работах. Подводный крейсер не подавал никаких признаков жизни. Спустя две недели безрезультатной работы Тихоокеанский флот СССР осознал, что судна больше нет. На тот момент, привлеченные шумом в радиоэфире, происходящим заинтересовались и американские войска. Они-то и обнаружили маслянистое пятно на поверхности океанских волн. Анализ данного вещества показал, что это действительно солярная жидкость, которая вытекла из советской подводной лодки.

На тот момент новость повергла в шок всю мировую общественность. Девяносто восемь бравых советских офицеров, опытные матросы, молодые люди, для которых это плавание было первым серьезным испытанием в жизни, хорошая, прекрасно оснащенная подводная лодка К-129 - все это погибло в один момент. Причины трагедии установить не представлялось возможным, оборудования, чтобы поднять лодку со дна, еще не существовало. Со временем все поисковые работы были свернуты, и о лодке на время забыли, решив, что, как и во многих случаях, когда тонули корабли, братской могилой для экипажа станет море. Погибшие подводные лодки в Тихом океане не были чем-то редким.

Версии случившегося

Конечно же, самой актуальной версией происходящего на тот момент было вероломство американского флота. Появлению данных мыслей в обществе способствовал и тот факт, что в прессе распространялась информация об американском судне со звучным названием «Свордфиш» - это была подводная лодка с баллистическими ракетами, которая также дежурила на тот момент в тихоокеанских водах. Казалось бы, ничего особенного: дежурила - и пускай, это право американцев - заботиться о своих границах, только вот именно восьмого марта данное судно также не вышло на связь со своей базой, а через пару дней объявилось у берегов Японии. Там экипаж высадился на время, а субмарина отправилась в ремонтные доки, видимо, с ней были какие-то неполадки. Это, согласитесь, тоже совершенно нормально - в море всякое могло случиться, потому на связь она, быть может, и не выходила. Но странность не в этом, а в том, что, по данным некоторых источников, экипаж вынудили подписать документы о неразглашении информации. Кроме того, данная подводная лодка впоследствии не выходила на миссии несколько лет. Радикальная версия случившегося гласит о том, что американская субмарина шпионила за действиями советской и по неким причинам протаранила свой объект слежки. Быть может, так и было изначально задумано.

Конечно, все это вызывало вопросы уже тогда, но американское правительство пояснило ситуацию так: по неосторожности их подлодка столкнулась с айсбергом. И все бы ничего, да только дело происходило в центральной части Тихого океана, а там обычно айсберги не встречаются, потому вариант столкновения с ледяной глыбой отпал сразу же, и в отношении К-129 тоже.

Доказать причастность американцев к трагическим событиям на сегодняшний день не представляется возможным, вполне может быть, что все это - лишь домыслы и череда совпадений, но очень странно, что опытнейший экипаж, который не один раз бывал в подобных путешествиях, так бесславно погиб.

Еще одна версия вытекает из предыдущей. Отталкиваясь от нее, можно предположить, что у команд обеих подлодок не было плохого умысла, произошел несчастный случай: они столкнулись под водой, патрулируя одну и ту же территорию. Сейчас подобное трудно себе представить, но в двадцатом веке техника вполне могла подвести.

В любом случае итог обсуждаемых нами событий известен: советская дизельная подводная лодка оказалась на дне в северной части Тихого океана, в удалении от базы на Камчатке в тысячу двести миль. Глубина, на которой оказалась субмарина, равняется пяти тысячам метров. Лодка погружалась с ровным килем. Жутко представить, как страшно было экипажу в замкнутом пространстве, заполняемом холодной водой, осознавать скорую гибель.

Подъем со дна

Но не стоит думать, что о печальном событии власти полностью забыли. Через какое-то время именно для того, чтобы поднять К-129 со дна океана, были построены целых два специализированных корабля. Одним из них стал весьма известный «Эксплорэр», а вторым - док-камера НСС-1, у нее по проекту раздвигалось днище, а также к корпусу была прикреплена огромная механическая «рука», которая больше напоминала клещи, размах которых равнялся именно диаметру К-129. Если у читателя создалось впечатление, что это были советские аппараты, то они ошиблись. Это не так. Данные проекты были разработаны и изготовлены на территории США. К проектированию были подключены лучшие специалисты на Западном и Восточном побережье.

Любопытным фактом является то, что даже на последних стадиях сборки аппаратов инженеры, работавшие над проектированием, понятия не имели, над чем именно они трудятся. Но зато их работа хорошо оплачивалась, потому никто и не протестовал.

Начало операции

Трудно себе вообразить масштабы операции. Просто для статистики: специальное судно-аппарат «Эксплорэр» выглядело как огромная плавающая платформа, водоизмещение которой превышало тридцать шесть тонн. К данной платформе прилагался подруливающий на дистанционном управлении. Благодаря этому данный аппарат безошибочно находил любую заданную координату на океаническом дне, а затем мог удерживаться строго над ней, погрешность составляла всего десяток сантиметров. При этом никаких сложностей с управлением у данной махины не было.

И это еще не все: платформа оснащалась «колодцем» по центру, окруженным конструкциями, отдаленно напоминающими нефтяные плавучие вышки; трубками из особо прочного сплава, каждая из которых имела длину в двадцать пять метров; набором всевозможных индикаторов, которые с помощью специального оборудования погружались на дно. Такой тип корабля ранее не существовал.

Операция проводилась в скрытом режиме и состояла из трех простых этапов. На сегодняшний день информация рассекречена, потому можно вполне найти сведения о тех событиях в свободном доступе.

1 этап проходил в самом начале семьдесят третьего года. Сначала технику длительное время готовили и тестировали, операция была крайне рискованной, потому ошибок быть не могло. При этом для передвижения специальной платформы на место использовалось габаритное международное судно, специализирующееся на нефтедобыче. Никаких вопросов у проплывавших мимо судов данный корабль не вызывал. Но это была лишь подготовка.

2 этап - это вторая половина года, теперь на место аварии были перевезены все необходимые технические приспособления и специалисты. Но и этого было мало. До того момента еще никогда подобных операций не проводилось, достать затонувшую подводную лодку со дна океана считалось чем-то на грани фантастики. В этот период проводились тренировочные работы.

3 этап - семьдесят четвертый год. В самом начале года происходит долгожданный подъем. Все работы были проведены в кратчайшие сроки и не вызвали никаких затруднений.

Советское правительство пристально наблюдало за данным квадратом, так как подозрительным было многое, в особенности тот факт, что международное судно встало именно над затонувшей К-129. К тому же возникал вопрос: почему добыча нефти ведется посреди океана на глубине в шесть километров? Не очень-то логично, ведь обычно бурение происходило на глубине двухсот метров, а несколько километров - это неслыханно. Данное судно не делало, в свою очередь, ничего подозрительного, работы велись совершенно типичные, разговоры на радиоволнах тоже ничем особенным не выделялись, да и через полтора месяца, что абсолютно нормально, оно сдвинулось с точки и продолжило запланированный курс.

Но в те времена доверять Америке было не принято, потому на место действия отправилась разведывательная группа на быстроходном корабле, в радиоэфире об этом факте не должно было упоминаться. Слежение было налажено, но только досконально понять, почему же так суетятся американцы, что именно происходит здесь, не представлялось возможным. Американцы слежение заметили, но вели себя как ни в чем не бывало, продолжая работать. Особо никто ничего не скрывал, и действия обеих сторон были очень предсказуемыми. Долгое время казалось, что американские моряки заняты поисками нефти, на что, собственно, имели полное право: воды эти нейтральные, проводить подводные исследования не запрещено. Через полторы недели судно сдвинулось с точки и взяло курс на остров Оаху в Гонолулу. Там уже приближались рождественские празднества, потому становилось очевидным, что слежка в дальнейшем никакого результата не даст. К тому же топливо у советского судна уже было на исходе, а дозаправиться можно было лишь во Владивостоке, а это пару недель хода.

Данную инициативу решено было прекратить, отношения с Америкой и так были натянутыми, слежка никаких результатов не принесла, а дислокация именно над местом гибели советского экипажа вполне могла оказаться и случайностью. По крайней мере, официально США ничего плохого не делали. Уловив настроения правительства, местное командование слежку прекратило (как вы понимаете, всего лишь на втором этапе операции, и, как знать, быть может, так и было рассчитано).

Ну и, конечно же, никто в СССР и представить не мог, что корабли США пытаются поднять затонувшую лодку, это ведь действительно представлялось невозможным. Потому скепсис начальства был понятен: что могут сделать американцы?

Вот только всё то же американское судно необычной формы и огромных габаритов после Рождества вновь отправилось к злополучной точке. К тому же такой тип корабля ранее видеть никому не доводилось. И это уже действительно казалось подозрительным.

Нужно отдать должное властям Америки: как только подводная лодка К-129 была доставлена к берегам США, все тела, которые находились внутри (всего шесть человек) были погребены в море по полагающемуся для моряков ритуалу, американцы даже включили в тот момент гимн СССР. Захоронение было отснято на цветную пленку, которую отправили американским спецслужбам. При этом поведение и отношение американцев к погибшим было крайне уважительным. До сих пор неизвестно, где же остальные члены советского экипажа, но, по американским данным, на подлодке их не оказалось. К слову, и В. И. Кобзарь среди перезахороненных отсутствовал.

Холодная война

К тому моменту в Советском Союзе уже знали о происходящем, начался новый виток дипломатической борьбы между двумя государствами-гигантами. СССР был недоволен тайными действиями со стороны Америки и тем, что дизельная подводная лодка была именно советской, а значит, американцы не имели права ее извлекать со дна. США же уверяли, что гибель подлодки нигде зафиксирована не была (это правда), а значит, это ничье имущество, и с ним нашедший может поступать по своему усмотрению. Кроме того, чтобы не возникало дальнейших прений, американская сторона предоставила видеосъемку перезахоронения русских моряков. Похоронили их действительно со всем уважением и по всем правилам. Потому излишние вопросы у советской стороны отпали.

Только вот осталось загадкой, что же на самом деле произошло с субмариной, почему американцы приложили столько усилий, чтобы достать ее со дна океана, почему проделали все это в тайне и почему после данной операции спрятали «Эксплорэр» с глаз долой в глубинах ремонтных доков Америки, ведь это очень полезная аппаратура. Технику поместили вместе с советской подводной лодкой где-то недалеко от Сан-Франциско.

Быть может, американской стороне просто хотелось узнать секреты, которые скрывает подводный флот СССР. Некоторым может показаться, что советское правительство в итоге было одурачено, ведь очевидно же, что американцы исследовали советское оборудование, возможно даже, что кое-что им показалось интересным, и они что-то взяли на вооружение. Быть может, торпеды, которые были созданы весьма изящно, а может, и иные секреты. Но, как утверждают современные источники, главного антагонисты так получить и не смогли. А всему виной счастливое стечение обстоятельств: командир экипажа В. Кобзарь, о котором говорилось ранее, был очень высок ростом и имел богатырское телосложение, потому на месте работы по вполне понятным причинам ему было тесно. Когда лодку в очередной раз ремонтировали, капитан очень просил инженеров разместить его шифр-рубку в ракетном отсеке, там места было больше, хотя это и было рискованным соседством. Так вот, вся самая важная информация хранилась там. Но американцы, извлекая подводную лодку со дна, не стали поднимать ракетный отсек. Это им показалось не столь важным.

1968 год продемонстрировал, что вот такая она - русская реальность: все не как у людей, но при этом иногда это нам даже на руку. Саму подлодку американцы, конечно же, советской стороне не вернули, ее дальнейшая судьба остается тоже загадкой. Скорее всего, она была разобрана, тщательно изучена и утилизирована. Но на возвращение никто и не надеялся. Быть может, это и честно, ведь столько денег и усилий было затрачено именно американцами.

Кстати, эти не слишком приятные события лишь подстегнули гонку вооружений и технологических инноваций. Ибо практика показала, что в чем-то сильнее одно государство, а в чем-то - другое. Может быть, это и не столь плохо, ведь прогресс в науке ведет человечество к развитию.

Оставшиеся вопросы

Так и осталось очень многое непонятным. Почему подлодка с опытными моряками и талантливым капитаном затонула без видимых на то причин? Почему американцы потратили столько денег и сил на постройку аппаратов, чтобы поднять ее со дна океана? Что стало с большей частью команды, ведь не могло же куда-то из деться более сотни человек? Что стало с К-129 после того, как она была извлечена из океанической пучины? Гибель подводных лодок в двадцатом столетии, конечно, не была редкостью, но в этом случае уж очень много нераскрытых вопросов.

Заключение

В том самом фильме, с которого начинается наше повествование, имеются ответы далеко не на все вопросы. Производство у него американо-русское, что, разумеется, нужно отметить, так как создатели хотели наиболее объективного рассмотрения произошедшего. Но, быть может, сейчас это и не столь важно, ведь это всё - дела давно минувших дней, и ничего изменить уже нельзя. Холодная война считается бескровной и не столь опасной, как иные войны в истории человечества, но неприятных моментов хватало. Очень жаль людей, составлявших экипаж подводной лодки К-129, а особенно молодых матросов, которые отправились в свое первое серьезное плавание. В любом случае это прискорбное событие навсегда останется в анналах истории и в памяти русского народа.