Направленность на развитие. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств. Стратегические направления саморазвития: яркость жизни

Воспитание в еврейских семьях дает детям – желание совершенствоваться, стремиться к результату, развиваться на протяжении всей жизни...

Еврейская воспитательная традиция серьезно отличается от воспитательных систем, принятых у других народов. Дети евреев на порядок увереннее в себе, они более успешны в жизни и меньше зависимы от общественного мнения. Дети школьного возраста обязательно заняты внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, причем они никоим образом не влияет на выбор будущей профессии. Важно другое: ранняя привычка к дисциплине, труду, четкое планирование своего дня.

Формирование личности еврейского ребенка начинается ровно тогда же, когда и у детей других национальностей: с самого рождения. Но результат еврейского воспитания не устает удивлять и даже поражать педагогов и психологов. Причем дети все те же: они закатывают истерики, грызут ногти, сердятся. А вот воспитательная среда совершенно другая. В ней меньше теории, больше практики. Причем основа воспитания – это неукоснительное следование семейным традициям, впитывание родительских слов, оценок, утверждений.

Принципы воспитания

Воспитание детей в еврейских семьях одновременно отличается строгостью и постоянными проявлениями родительской любви. Его основа – приобщение к общей культуре. Именно этому вопросу родители уделяют самое пристальное внимание.

Хорошие привычки формируются у еврейских детей с раннего детства. Именно поэтому они воспринимаются как естественные и комфортные, не вызывают в подростковом возрасте желания взбунтоваться или отказаться от них. Привычки воспитывают полезные во взрослой жизни душевные и : целеустремленность, усидчивость, честность, ответственность, организованность и пр.

Еврейские родители не заставляют ребенка хорошо учиться – он делает это сам, потому что с детства усваивает жизненную установку на успех. У него нет отвращения к учебе, образованию, потому что он правильно замотивирован. Сформирована не автоматическая реакция на выполнение каких-то действий, которые с точки зрения родителей или педагогов являются правильными, а верная мотивация хороших поступков. С годами эта черта будет лишь усиливаться.

Еврейское воспитание дает ребенку правильную и сильную основу – желание постоянно совершенствоваться, стремиться к результату и успеху, развиваться на протяжении всей жизни, максимально использовать отпущенные богом таланты.

Обязательными составляющими еврейского воспитания являются:

  • эмоциональная культура, внутренняя и внешняя интеллигентность. Ребенок с раннего возраста учиться контролировать свое поведение, а значит, решать проблемы в конструктивном ключе, воспитывать гибкость мышления;
  • поощрение пытливости ума, любознательности, но лишь с точки зрения практического применения выдумки. Это привязывает малыша к реальности, не дает уходить в мир вымышленных фантазий;
  • нацеленность на достижение серьезных целей, возможно, далеких и больших. Целеустремленность, целеполагание евреи воспитывают в детях как хорошую привычку. Со временем это тоже станет основой жизненного успеха. Взрослые никогда не позволят ребенку сдаться, поддержат и подбодрят, чтобы цель была обязательно достигнута, а модель успеха закрепилась;
  • отказ от необдуманных действий, внезапных никчемных желаний. Это вырабатывает привычку терпеливо ждать, не испытывая страданий и душевного дискомфорта. Умение действовать стратегически делает человека более счастливым, повышает самоуважение, помогает в преодолении трудностей;
  • самостоятельность. Это одна из наиболее привлекательных черт ребенка-еврея. Родители никогда не сделают за малыша то, что он сам в состоянии сделать для себя. Прожить свою жизнь за ребенка нельзя – таково их внутреннее убеждение. А вот помочь в поиске решения родители готовы всегда;
  • отказ от готовых схем и решений. Ребенок должен сам найти ответ, перебрать несколько вариантов, чтобы найти свой собственный, наиболее оптимальный вариант;
  • религиозность. Постоянное ощущение божественного присутствия в жизни – хорошая прививка от лени, распущенности, грубости и прочих неблаговидных поступков. Ребенок знает, что даже если родителей нет рядом, он под присмотром и защитой;
  • ответственность. Именно поэтому у ребенка много обязанностей в семье.

Методы воспитания

Феномен еврейского воспитания – в готовности родителей в ущерб собственным интересам и потребностям создать для детей благоприятную развивающую среду. Какими принципами руководствуются родители?

  • искренняя похвала, искренний интерес к достижениям ребенка, обязательная трансляция его успехов во внешний мир;
  • постоянная поддержка, на которой зиждется родительский авторитет;
  • регулярная материальная подпитка – внешние доказательства и проявления родительской любви. Самое парадоксальное, что подарки «просто так», которые в семьях других национальностей не очень-то приветствуются, ничуть не делают еврейского ребенка хуже или избалованнее. Напротив, подарок «просто так» делает более ценным подарок по серьезному поводу, что является дополнительным средством стимуляции достижений;
  • доброжелательная атмосфера всеобщей любви и уважение. Пожалуй, это кардинальное отличие еврейской семьи от какой-либо другой. Между матерью и отцом раз и навсегда установлены отношения взаимного уважения и признания, нарушить которые не может ничто на свете. Никакой критики, оскорблений, рукоприкладства. Это дает ребенку нравственную основу на всю жизнь;

Еврейский ребенок растет счастливым и вырастает успешным. Именно такого результата пытается достичь традиционная педагогика.

Какие цели должны поставить себе родители?

Воспитательные задачи, стоящие перед еврейскими родителями, несколько выходят за рамки обычных. Их успешность нельзя оценить набором критериев, по которым обычно судят, насколько «удачным» получился ребенок, оправдал ли он надежды своих родителей, имеют ли они от него нахес . Как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок успешно реализовал заложенный в нем потенциал: добился успехов, был счастлив в семейной жизни, удачлив в делах, уважаем в своем кругу и т.п. Для достижения этой цели взрослые пользуются определенными воспитательными приемами — наказанием, поощрением, увещеванием, ориентацией на авторитеты. Не правда ли, все перечисленное с равным успехом относится к любой нормальной семье, независимо от ее морального климата, устоев, социального уровня, религиозной принадлежности? Однако для удачного еврейского воспитания всего этого недостаточно. Все помыслы и поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности, должны быть соотнесены с Торой. Дети, которых мы растим в своих семьях, прежде всего должны быть хорошими евреями в том смысле, которого требует Тора, т.е. людьми, которые по собственной воле и с радостью в сердце выполняют свои обязанности перед Всевышним и людьми. «Удачный» ребенок в еврейской семье — это не только тот, кто честен, бескорыстен, щедр, великодушен, но и свободен от ложных беспокойств, страхов и волнений. Он выполняет свои духовные обязанности с радостью и совершенно искренне, строит свои отношения с родителями на основе любви, уважения и страха перед ними, ибо эти же чувства способствуют развитию в человеке любви ко Всевышнему и веры в Него. Именно родители должны культивировать в своих детях черты еврея, живущего по Торе. Эта высокая задача возложена на наш народ, и для ее достижения необходимо придерживаться четкой системы педагогических приемов и особой философии воспитания.

Прежде всего сами родители должны жить в соответствии с Торой и обладать теми человеческими качествами, которые они хотели бы видеть в своих детях. Это требует от взрослых постоянной и упорной работы над собой, воспитания в себе мидот (черт характера), предписываемых Торой. Наивно было бы предполагать, что многие из нас, взрослых, близки к идеалу, однако важно постоянное стремление к самоусовершенствованию. Когда дети наблюдают, как близкие им люди искренне стремятся что-то изменить в себе к лучшему, это побуждает их разобраться с неполадками в самих себе, вооружает терпением в борьбе с возможными ошибками и недостатками. В свою очередь, это укрепляет в людях оптимизм, столь необходимый для непрекращающегося духовного развития. Однако, кроме положительных примеров, которые родители должны подавать своим детям, необходимым условием духовного восхождения человека является выполнение им заповедей. Среди них — те, которые определяют отношения между людьми, и те, которые касаются незримых контактов с Всевышним.

В семьях, где существует тесная эмоциональная связь между детьми и родителями, последние обладают необыкновенной силой воздействия на подростков. Эта сила —родительская власть — предписана нам Торой. По алахе — еврейскому закону — ребенок обязан выделять своих родителей изо всех людей, с которыми ему приходится сталкиваться в жизни 2 . Создатель предписывает естественный страх перед родителями, сочетающийся с глубоким почтением и уважением. Всем детям свойственна некоторая идеализация дорогих для них людей, поэтому зачастую они испытывают благоговейное чувство к своим родителям и ощущают на себе их сильнейшее влияние. Даже в более зрелом возрасте, когда слепое повиновение уступает место трезвым оценкам, дети продолжают считать своих родителей людьми необыкновенными. Раби Ерухам Лейбович, машгиах (духовный руководитель) сшивы «Мир» в 30-е годы, утверждал, что каждому человеку следует искать в своих родителях замечательные черты, чтобы должным образом выполнять мицву (заповедь) почитания родителей. Если дети воспринимают родителей в таком свете, то каждое произносимое ими слово или поступок воздействует на ребенка особым образом. Любой разговор с детьми, любой контакт имеет глубокий смысл и далеко идущие последствия.

Таким образом, родители постоянно чувствуют себя ответственными за все сказанное и содеянное. Мысль о том, что все наши промахи могут нанести детям непоправимый вред, пугает. Но не следует впадать в уныние: чтобы ошибки, совершаемые родителями зачастую совершенно бессознательно, могли существенным образом повлиять на характер взаимоотношений в семье, они должны многократно повторяться. Кроме того, постоянное общение с детьми и духовная близость с ними сглаживают возможные шероховатости, нейтрализуют неблагоприятный резонанс от допущенных ошибок. Важно отнестись к этому осознанно и умело использовать свою власть.

Что же лежит в основе родительской власти? Любовь, доверие и страх. Какова роль этих чувств в отношениях между родителями и детьми, и как они влияют на развитие ребенка? Прежде всего необходимо понять: эти отношения подобны связям Всевышнего с Его детьми — еврейским народом. Правильное воспитание в еврейской семье должно отражать динамику отношений между человеком и его Творцом. Чтобы вырастить еврея, живущего по Торе, мы должны установить с детьми отношения, наполненные любовью, доверием и страхом. Эти чувства помогут развить в ребенке любовь к Всевышнему, веру в Него и страх перед Ним. И тогда дети возьмут за основу законы жизни, установленные Им в Торе. Если детям не хватает уважения к своим родителям, если они не признают их власти, трудно ожидать, что у них разовьется страх и почтение перед Всевышним, нашим высочайшим Авторитетом и непререкаемой Властью. Автор книги «Се-фер ахинух» («Книга воспитания») объясняет, что заповедь об уважении и страхе перед родителями была дана для того, чтобы научить нас почитать и бояться Всевышнего 3.

2 Кицур шульхан арух 143:3.

Тора выделяет отношения между детьми и родителями из всех других человеческих отношений, хотя предписывает уважительное отношение и к другим людям 4 . В Торе записано: «Каждый бойтесь своей матери и своего отца» 5 , проклинающий мать или отца подобен тому, кто клянет самого Б-га 6 . Когда люди чтят своих мать и отца, Б-г говорит: «Я смотрю на это, как если бы Я жил среди них и они почитали бы Меня» 7 . Уважение к родителям и страх перед ними необходимы для того, чтобы ребенок безоговорочно следовал их указаниям, приучаясь таким образом подчиняться общественным правилам, с легкостью выполнять то, что считается правильным, а не то, что ему хочется делать. Известно, что человек взрослеет медленнее, чем другие существа. «С точки зрения алахи теленок в день своего рождения является зрелым быком» 8 . Медленное развитие человека позволяет подготовить его к выполнению высоких задач, для которых он и был создан 9 . Взрослым человеком он будет выполнять заповеди Всевышнего с тем же благоговением, уважением и страхом, которые он впервые испытал по отношению к своим родителям. Прививать ребенку эти чувства должны родители, т. е. люди, а не Сам Всевышний.

3 Шмот:20:12 .

4 Ваикра 19:18.

5 Там же 19:3.

6 Кидушин 306.

Ребенок должен бояться последствий своего неудовлетворительного поведения. Тогда, став взрослым, он будет страшиться наказания за свои проступки, зная, что «есть Глаз, который видит, и есть Ухо, которое слышит» 10 . Приучая ребенка к послушанию, родители одновременно знакомят его с понятиями «поощрение» и «наказание». Страх перед наказанием стимулирует послушание. Страх так необходим человеку, живущему по законам Торы, что Всевышний заповедовал нам: «Бойся Г-спода, Б-га Твоего, служи Ему и к Нему прилепись» 11 .

Не следует забывать, однако, что страх должен строиться на родительской любви. Любовь и влечет за собой страх — страх ослушаться того, кого любишь. Таким образом, не страх сам по себе, а любовь является главным в служении Всевышнему 12 . Поэтому-то крайне важно научить ребенка любить Всевышнего — тем единством любви и страха, о котором мы писали выше. Наши мудрецы говорят: «Тому, кто боится Б-га, — награда на тысячу поколений, а тому, кто любит Б-га, — на тысячи тысяч поколений» 13 . Тот, кто любит Всевышнего, служит Ему с радостью, эта радость привлекает и других, как бы заражая людей искренним желанием выполнять волю Б-га. Тора повелевает нам достигнуть такого уровня любви: «И ты будешь любить Господа, своего Б-га, всем своим сердцем, всей своей душой и всеми своими силами» 14 . Такая любовь облегчает выполнение заповеди восхвалять Б-га за все, что Он посылает нам, плохое и хорошее 15 . На этой заповеди зиждется и полное доверие (битахон ) к Царю Вселенной. Битахон позволяет человеку анализировать свои поступки и искать в них те ошибки, которые повлекли за собой наказание. Следствием этого является желание и готовность человека работать над собой, устраняя имеющиеся недостатки, улучшая и совершенствуя себя самого (тшува) . Доверие — это то чувство, которое связывает любовь и страх. Тот, кто доверяет Всевышнему, осознает, что даже наказание, исходящее от Него, содержит в себе благо. Так и с родителями. Если ребенок доверяет им, чувствует, что наказание — не следствие их дурного настроения, то в конце концов он признает, что наказан заслуженно. В этом случае у ребенка не возникает чувство враждебности и желание отомстить за «несправедливость». 8 Бава кама 656.

9 Раби Носсон Цви Финкель, машгиах сшивы Слободка, 1920.

10 Авот2: \ .

11 Дварим 10:20.

12 Рабейну Бахия бен Ашер, Кад акемах (Нью-Йорк, изд-во Шило,1980), с. 31.

13 Сота 31а.

Итак, мы видим: любовь, доверие и страх — важнейшие компоненты сознания, которое еврейские родители должны выработать в своих детях. Человек, испытывающий эти чувства, с радостью стремится «угодить» Создателю и жить по Его Торе. Этот человек избрал себе лучшую из судеб — жить в ладу с самим собой, ибо Тору называют еще шалом — «мир», мир души, спокойствие и равновесие 16: «Ее пути приятны, ее дороги — мир». Такого человека можно с полным правом назвать «удачным продуктом» еврейского воспитания. Итак, когда родители воспитывают в своих детях чувства любви, страха и доверия к себе, они тем самым строят необходимую основу для духовного роста своих детей, для развития их отношений с Б-гом. Эти чувства не только составляют основу духовного существования еврея, но и позволяют родителям развивать своих детей в желательном направлении и в соответствии с важнейшей задачей еврейского воспитания: вырастить поколение, которое будет следовать примеру родителей и перенимать их взгляды, систему их ценностей и образ жизни. Мы должны сделать так, чтобы наши дети жили, как мы, верили в то, во что мы верим, продолжая традицию, начатую на горе Синай. Так, умножая и передавая наследие нашего народа, родители способствуют сохранению Торы.

14 Дварим 6:5 .

15 Брахот 54а , 606.

16 Мишлей 3:17 .

Процесс, в результате которого родители влияют на своих детей, общаются с ними и учат их (хинух) , может быть успешным только при наличии любви, доверия и страха. Недостаток родительской любви оттолкнет ребенка. Отсутствие веры вызовет отчужденность и непослушание. Неустрашимость толкнет на поиски собственных путей в жизни — когда родители теряют власть, дети берут ее в свои руки.

Закладывая основу прочной любви, мы привлекаем к себе ребенка правой, более сильной рукой («…правая рука привлечет» 17); левой, более слабой рукой, мы отталкиваем, чтобы внушить страх. Тогда отношения с ребенком тщательно сбалансированы и возникает строгое равновесие между любовью и страхом, всегда с легким перевесом в сторону любви, чтобы ребенок тянулся к родителям и хотел следовать их примеру.

Идеальным руководством по воспитанию детей является Тора. Постоянно обращаясь к ней по всем возникающим вопросам, родители узнают, какое поведение следует одобрять, какое осуждать, какие черты и привычки поощрять, какие — искоренять. Тора — это источник душевного здоровья и осмысленного существования, которое направит наших детей на путь успеха.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие мамы мечтают вырастить из своего ребенка гения. Однако при всем многообразии методических пособий по воспитанию детей, точной инструкции к вундеркинду не создал пока никто.

Однако существуют родители, которые не читают тематических форумов и педагогических книг, но их дети очень часто становятся гениальными. сайт решил разобраться, в чем секрет этих семей и составил список их особенностей.

1. Поощрение самостоятельности

В обычных семьях уверены, что ребенку обеспечен успех, если вложить в его голову понимание «Я могу все». Но куда важнее вложить в голову ребенка истину «Я могу все сам».

Благодаря такому типу мышления ребёнок будет знать, что он не просто идёт в будущее, а строит его.

2. Лиха беда начало

А путь к этой самостоятельности лежит через то, что детские начинания пестуются и бережно хранятся. Если ребенок за что-то взялся, сколько бы ему ни было лет, родители его поддерживают и подбадривают.

Если что-то не получается, старшие родственники напоминают: лиха беда начало, малыш.

3. Доверие - лучшая похвала

Как же пестовать и поощрять начинания? Не конфеткой же ребенка за свершения награждать.

Нужно помнить, что для ребенка, делающего первые шаги в каком-то начинании, саммая ценная похвала - доверие. Если малышу начинают всецело доверять какое-то дело, значит, он достаточно в нем преуспел.

4. Внешнее - не главное

Ещё одно важное отличие заключается в том, что будущих гениев никогда не зацикливают на внешнем.

Дело в том, что содержание ребенка в идеально опрятном виде - занятие, отнимающее слишком много сил и у матери, и у ее чада. А между тем, по мнению мудрых мам, никакой пользы для развития личности чистая одежда не несет. К тому же самим детям совершенно наплевать, как они выглядят.

5. Принятие неряшливости

Вокруг детей тоже часто царит хаос, который никого из мудрых родителей не выведет из себя. Здесь понимают: дети неряшливы и рядом с ними всегда что-то падает, проливается, просыпается и мажется.

Поэтому вместо того, чтобы зацикливать детей на чистоте дома, им позволяют жить в комфортных условиях , постепенно рассказывая о пользе порядка.

6. Батарейки должны садиться

Обычные родители во время прогулки часто кричат детям «Не лезь», «Не трогай», «Угомонись».

Однако более мудрые родители знают, что ребенок должен выплеснуть всю свою неуемную энергию в детстве . Тогда во взрослой жизни ему будет проще упорствовать в каком-то одном начинании.

7. Разумная свобода

Возможно, гениям в детстве действительно было слишком многое позволено. Однако есть рамки, за которые нельзя выходить даже такому ребенку , и касаются они уважения к старшим.

Даже если вы решили не ругать ребёнка и поощрять все его начинания, в случае оскорбления старшего родственника нужно быть жестким, чтобы обрисовать рамки детской свободы самовыражения.

Меня давно занимает вопрос, в чём секрет жизненной успешности евреев. Может быть есть что-то важное и полезное для всех нас в особенностях их традиции и воспитания? Некоторые секретные принципы воспитания евреев мне поведала интересная женщина Хана Ериш – мама 9 детей, ортодоксальная (хабад) еврейка, автор и модератор сайта «Расти хабадником», «Воспитание и образование евреев»

Что является самым ценным для еврейской семьи? Как воспринимаются дети, с точки зрения иудаизма? Что является задачей воспитания?

Х.Е: Самая большая ценность еврейской семьи – это мир, гармония, взаимопонимание. Потому что без этого невозможно ее полноценное функционирование, передача знаний и духовных ценностей из поколения в поколение, нормальное взаимодействие каждого ее члена с внешним миром. Поэтому, например, во время свадебной церемонии жениху и невесте желают, чтобы их союз был «вечным зданием».

С точки зрения иудаизма дети – это Главный проект. Есть предание о том, что, вручая Тору на горе Синай, Всевышний потребовал гарантов: кто поручится, что принимающая сторона достойна такого подарка? Еврейский народ предлагал в качестве поручителей праотцов и праведников, но эти кандидаты «не подошли». Только сказав «наши дети – поручители за нас», евреи удостоились дарования Торы. В человеке есть два начала: доброе и злое. В душе ребенка изначально заложен определенный набор качеств. Задача родителей – научить ребенка отличать хорошее от плохого, укреплять его сильные стороны и работать над исправлением недостатков. При этом, та или иная душа приходит конкретно в эту семью неслучайно. Воспитывая детей, родители и в себе что-то исправляют, совершенствуют. Поэтому можно сказать и то, что дети – это наше продолжение. Ведь человек жив, пока живы его потомки.

Еврейское совершеннолетие начинается у девочек в 12, у мальчиков – в 13 лет. Это означает, что с этого момента они сами несут ответственность за свои поступки перед Высшим Судом. Конечно же, воспитание на этом не заканчивается. Наоборот: новоиспеченный «совершеннолетний» нуждается в большой помощи и поддержке в своем личном взрослом противостоянии злому началу. На эту тему есть известный рассказ о том, как один мальчик накануне своего еврейского совершеннолетия пришел к Любавичскому Ребе за благословением. И Ребе сказал ему: «Ты ведь любишь бейсбол? – Да, конечно. – А какая игра интереснее: когда играют мальчишки во дворе, или настоящие профессионалы? – Конечно, профессионалы. В твоей душе тоже есть две «команды» – доброе и злое начало, которые соревнуются друг с другом. До сих пор все происходившее было детской игрой. С сегодняшнего дня начинается настоящая борьба профессионалов. И запомни: выигрывает тот, кто играет лучше». Научить ребенка «играть лучше» – это и есть конечная цель еврейского воспитания.

Д.О: Какие принципы лежат в основе иудейского воспитания и каким образом они реализовываются?

Х.Е: Важнейший принцип еврейского воспитания: не быть идеальным, а быть настоящим. Ощущая ответственность за доверенную свыше душу (или даже несколько душ!), человек может подумать: кто я такой, чтобы выполнять такую миссию! Я сам несовершенен и полон недостатков – чему я могу научить других? Проблема в том, что совершенство, скорее всего, так и останется недостижимым. Поэтому это совсем не повод откладывать процесс воспитания в долгий ящик. Родители – это не памятники на пьедестале, а живые люди. Они совершают ошибки и имеют на это право. Когда дети видят, как родители работают над собой, исправляют свои недостатки – это для них лучший урок, красноречивее тысячей нравоучений.

«Быть настоящим» подразумевает самокритику, умение дать самому себе объективную оценку, сделать правдивый самоотчет. Прежде чем воспитывать других, человек должен отдавать себе отчет о реальных плюсах и минусах своего характера, не выдумывая себе мнимых достоинств и не скрывая слабых мест.

Следующий принцип – известный «закон зеркала». Если мы замечаем в другом человеке недостаток – это говорит о том, что он есть в нас самих. Прежде чем начать «исправлять» и «воспитывать», очень важно найти это же качество у себя – пусть даже в «гомеопатических дозах». Это поможет понять ребенка лучше, почувствовать на себе то, что чувствует он, и, главное, – помочь ребенку найти выход из ситуации. Есть интересный рассказ на тему. Известно, что Ребе принимал посетителей на аудиенции. Люди приходили к нему за советами, за благословениями, и, часто – с просьбами указать путь исправления. Во время одной из таких личных бесед Ребе вдруг прервался, попросил всех оставить его на несколько часов, и закрылся в кабинете. Это было нетипичным для него поведением. Удивленные хасиды, приникнув к замочной скважине, видели, что Ребе читает Псалмы, сотрясаясь от рыданий. Через несколько часов Ребе, как ни в чем не бывало, продолжил прием. Позже он пояснил: один из посетителей рассказал о таких недостатках, которые Ребе не мог найти в своей душе даже в микроскопических дозах. Это повергло его в ужас: ведь если зло не обнаружено – значит, оно скрыто от его сознания, что во много раз хуже! Ребе потребовалось несколько часов уединения и напряженной работы, чтобы обнаружить этот недостаток в себе и найти путь его исправления!

Еще один важнейший принцип еврейского воспитания – хорошо знать своего воспитанника. Не тот придуманный образ, каким нам бы хотелось его видеть, а реального человека с его набором склонностей качеств, привычек. Только исходя из этого знания, из глубокого понимания того, что именно хорошо для него (а не для удовлетворения своих амбиций и т.д.) можно выбирать, какие методы будут эффективными конкретно для этого ребенка.

Наши мудрецы советуют не пытаться исправить больше одного качества за один раз. Часто бывает, мы делаем замечание за замечанием: и то плохо, и это никуда не годится, а вот это – вообще прекрати немедленно. В итоге ребенок в лучшем случае просто перестает реагировать на нескончаемый поток критики. А в худшем – почувствует агрессию в свой адрес и попытку «сломать» его: ведь в этих привычках и недостатках – его личность, он просто не в состоянии избавиться от всего и сразу, оставаясь при этом собой. Поэтому из всех негативных качеств выбираем то, что, на наш взгляд, больше остальных мешает ребенку расти и продвигаться, и начинаем с него, не ожидая мгновенного результата.

Следующий принцип: четкие границы. После того, как мы узнаём себя, узнаём ребенка, тщательно продумываем, что для него хорошо и как этого достичь, выбранной линии надо придерживаться ЖЕЛЕЗНО. Не должно быть никаких поблажек, отговорок, непоследовательностей. Ребенок должен знать, что таковы правила игры, и по-другому не будет. Что то или иное требование родителей – это не каприз «под настроение», а взвешенное решение, направленное на его благо.

И, наверно, самый важный принцип, без которого невозможно все остальное – принятие и любовь. Детям жизненно необходимо быть любимыми: не за особые достижения, не за хорошее поведение. Просто за то, что они есть, без всяких условий. Эта любовь даст им силы становиться лучше, уверенность в своей нужности и ценности, без которой невозможен рост и максимальное раскрытие потенциала.

Д.О: Нужно ли поощрять и хвалить детей? Нужно ли ругать и наказывать детей? Как это правильнее делать с позиции иудаизма?

Х.Е: О методе «кнута и пряника». Мудрейший из людей, Шломо (Соломон) сказал: «Пусть правая рука приближает, а левая отталкивает». Обычно правая рука сильнее, поэтому правильно, чтобы поощрения, проявления любви в воспитании преобладали над наказаниями. В поощрениях, как мне кажется, важны внимание и искренность: чтобы ни малейшее достижение ребенка не оставалось незамеченным, и чтобы похвала исходила из чистого сердца.

В наказаниях – свои нюансы. Первое и главное – это внутреннее спокойствие. Наказание – это не срыв плохого настроения, в нем не должно быть примеси агрессии и гнева. Второе – это принцип «мера за меру»: наказание должно быть соразмерно проступку и логически вытекать из него. Цель наказания – не «насолить» ребенку, а подтолкнуть его к нужным выводам, помочь исправить проступок. Третье – лучше не наказать вообще, чем «переборщить» и наказать слишком жестко.

В балансировании между похвалой и наказанием не стоит впадать в крайности. В истории еврейского народа были три праотца-праведника. Авраам был воплощением доброты, и один из его сыновей вырос разбойником. Ицхак (Исаак) символизирует строгость и дисциплину. Один из его сыновей стал злодеем. Яаков – это гармония между добротой и строгостью, «средняя линия». В результате все 12 его сыновей стали праведниками. Мы учим из этого, что залог верного воспитания – держаться «золотой середины».

Немного из личного опыта: сделав что-то не так, ребенок внутренне очень ждет, что мы будем на его стороне. Когда я вижу, что мои дети «не справляются с управлением», я предлагаю им: «давайте вместе будем прогонять йецер» (в переводе с иврита – злое начало). Человеку – и маленькому, и взрослому тоже – важно чувствовать, что он – это его чистая святая душа, не ассоциировать себя с нехорошими чертами своего характера. Важно осознавать, что поступки – это не суть его личности, а своего рода одежда, которую можно сменить на чистую, если она испачкалась. Гораздо легче меняться к лучшему так, чем изнемогая под тяжестью вины.

Д.О: Расскажите подробнее о системе воспитания?

Х.Е: В еврейском языке слово воспитание – однокоренное с названием праздника Ханука, и это не случайно. Ханука – это праздник света. И о человеке говорят наши мудрецы, что он – свеча, которая освещает мир. По крайней мере, в идеале нужно к этому стремиться. Мы не закрываемся в своем замкнутом мирке, а стараемся привносить святость во все обыденные дела, которыми нам выпадает заниматься. Святость – это не только ходить в синагогу или не включат свет в субботу. Вернуть потерянную вещь – святость. Помочь младшему братику или сестричке – святость. Уметь прощать и просить прощения – тоже оно. Наши дети воспитываются на основах Торы, они знают, что у нас свои особенности и законы, во многом не похожие на то, что их окружает. Они знают, что у каждой нации, как и у каждой личности, есть свое предназначение и уникальная, только ей одной присущая и только ею выполнимая задача. Думаю, именно в этом кроется залог успеха человека – в понимании своего места в обществе, в доверии к Всевышнему, Который это место дает, в уважении к другим и понимании того, что и их путь – такой непохожий ни на чей другой – тоже дан Свыше.

В нашей традиции принято приучать детей к заповедям с самого нежного возраста. Есть анекдот о том, как родители новорожденного малыша приходят к раввину за советом: как воспитывать сокровище? На что раввин отвечает: вы опоздали на 9 месяцев.

Принято, чтобы будущая мама еще во время беременности ограждала себя от всего, что может негативно сказаться на душе малыша. Новорожденного ребенка с первых минут окружают святостью: ему принято омывать ручки сразу после рождения. Как только ребенок начинает произносить первые слова – родители учат его нескольким отрывкам из Торы. С трех лет начинается «возраст воспитания», когда мы приучаем детей к исполнению заповедей: произносить благословения до и после еды, специальную молитву по утрам и перед сном, скромно одеваться. Параллельно в этом же возрасте приучаем к чистоте, аккуратности, уважению к старшим… Иудаизм не призывает прятаться от материального мира. Наоборот – обязывает освещать каждый его уголок. Как говорят наши мудрецы, Всевышний хочет иметь жилище в нижнем мире, и мы – «строители» этого самого жилища.

Д.О: Какие советы можете дать читателям, чтобы процесс воспитания шёл на благо маленького человечка и общества в целом?

Д.О: Я не чувствую себя настолько мудрой и многоопытной мамой, чтобы быть вправе давать советы. Пользуясь случаем, просто поделюсь с читателями интересными и полезными мыслями, которые почерпнула из Торы, и которые, на мой взгляд, носят общечеловеческий характер.

Воспитание – это определенный талант. Если у вас есть кого воспитывать – значит, и способности к этому имеются. Ведь не бывает такого, чтобы человеку давались непосильные испытания. Более того: способности к воспитанию можно развивать. Спортсмен, регулярно тренируясь, укрепляет свои мышцы и улучшает результаты. Так и родители, уделяя внимание вопросу воспитания, давая ему постоянное место в своем сердце и разуме, в конечном итоге добьются успеха.

Воспитывая детей, учеников, да и самих себя, мы часто сталкиваемся с отрицательными проявлениями характера – грубостью, черствостью, хамством, ленью. Эти трудности не должны нас обескураживать. Есть красивая притча о том, как у человека было два участка земли: плодородный и каменистый. На первом все росло буквально само собой и не требовало особых усилий. Второй же отнимал все силы и время, и только спустя много лет человек увидел плоды своего тяжелого труда. Отгадайте, урожай с какого из двух участков доставил бОльшую радость хозяину?

Все эти (и не только эти) правила по воспитанию – хороши и красивы на бумаге, в теории. На деле же не всегда все так гладко. Кроме того, каждый раз, узнавая что-то новое и интересное по теме, родители испытывают смешанные чувства. С одной стороны – «вау, как здорово, непременно буду впредь это использовать». С другой стороны – чувство вины и понимание того, сколько ошибок по незнанию было сделано. Как лекарство от этого – еще одна цитата напоследок: «Если веришь, что можно испортить – верь, что можно исправить». Пусть воспитание всегда идет рука об руку с радостью – ведь радость ломает все преграды!

Беседу вела — Дарья Орлова

И мама этот вывод обязательно озвучит так, чтобы убить двух зайцев: сначала похвалить отпрыска, а потом «инкриминировать» ему сделанную глупость:

Ай-ай-ай, как же ты, такой чудесный мальчик, умница, будущий академик и миллионер, а может, и президент, мог сделать такое? Не делай так, и будешь как Марк Цукерберг, и даже лучше!

2. У моего ребенка нет свободной минуты, зато есть светлое будущее

Дети в еврейских семьях должны уметь играть на музыкальном инструменте, знать пару иностранных языков, блистать в математике, писать стихи, рисовать мамины портреты. Проще говоря, лень у этих детей вычеркнута из списка, как и право на свободное время. Меньше свободного времени - меньше глупостей.

Отдохнешь на своей вилле у моря, когда она у тебя, у моей умницы, будет.

3. Моему ребенку можно все, кроме того, что ему нельзя

Детям в еврейских семья разрешается очень, ОЧЕНЬ многое, а на мелкие проступки смотрят сквозь пальцы. НО! Есть вещи, которые даже для еврейского ребенка - табу. И точка. И пусть наступит второе пришествие, все равно нельзя.

Источник фото: kolobok.ua

В перечне «нельзя» - оскорбление старших, плохая учеба, пренебрежение к своему здоровью и здоровью близких. Например, за то, что вырезал американских президентов с зеленых бумажек, немного пожурят, а вот на то, что обидел бабушку или ходил по лужам, могут и отругать с пристрастием.

4. Мир должен знать, как чудесен мой золотой ребенок!

5. Мой ребенок будет счастлив в своей семье, если он возьмет пример со своих мамы с папой

Будь счастливой в своей семье, чтобы ребенок был счастлив в своей. И ребенку подают хороший пример родителей. Чадо просто наблюдает за вашими поступками и копирует в будущем. Аксиома.


Источник фото: spiritualray.com

Все основы воспитания детей мы выносим из собственных семей. Хотите, чтобы ребенок был счастлив, научитесь жить счастливо сами. Пусть в вашей семье царят любовь и взаимоуважение, а ребенок понимает, что его мама с папой - в первую очередь - счастливые муж и жена, и только потом - счастливые родители своих золотых детей.

6. Мой ребенок будет самым лучшим родителем

И не только потому что он постиг науку быть счастливым, но и с младых ногтей познал азы родительства - знает, за что в семье отвечает папа, а за что в ответе мама и бабушка.

К слову, в Израиле даже преподают науку быть примерными родителями в школе и в синагоге. Поэтому к вступлению в брак у еврейского маминого золотка уже вполне сформировано мнение, как воспитывать свое собственное золотко самым умным и красивым ребенком в мире.