Ассертивность принципы. Ассертивные права. Правила ассертивного поведения

АССЕРТИВНОСТЬ – ЧТО ЭТО?
Стоит начать с определения. Что же это такое, ассертивность и ассертивное поведение человека.
В переводе с английского «to assert», означает настаивать. Термин «ассертивность», обозначает умение человека настаивать на своём и отстаивать свою точку зрения. Умение в сложных жизненных ситуациях, для решения проблем, не прибегать к агрессивному, или пассивному способу их решения.

В обыденной жизни, нам чаще всего встречаются две поведенческие модели: пассивная и агрессивная.
Пассивный способ решения проблем – это способ, при котором человек играет роль жертвы. Такой тип людей живёт по принципу «я слаб, нуждаюсь в помощи и поддержке, по этому, вы мне должны». Это люди не уверенны в себе, если они и имеют свою точку зрения, то вряд ли смогут открыто, о ней заявить.

Агрессивный способ решения проблем – это способ настоящего манипулятора, пытающегося любым способом подчинить себе, окружающих его людей. Эти люди всегда чувствуют своё превосходство и их жизненный принцип, «я сильнее вас, поэтому вы мне должны».

При агрессивном способе решения проблем у вас получится отстоять свои потребности, при этом потребности других людей (возможно не безразличных вам), будут проигнорированы.

При пассивном способе, вы отдадите право выбора другим, и их интересы окажутся выше ваших, а собственное чувство достоинства, самоуважение, в очередной раз останутся невостребованными.

Альтернативой, агрессивному и пассивному поведению, является Ассертивная модель поведения, (вы отстаиваете свои интересы, при этом сохраняя потребности других) «Я вам ничего не должен, и вы мне тоже, ничего не должны, МЫ ПАРТНЁРЫ».
Важно понимать, что ассертивность и ассертивное поведение это не снятие ответственности за свои поступки и не крайняя мера эгоизма, только потому что главный принцип ассертивности гласит «я вам ни чего не должен, а вы мне» Ассертивное поведение это позитивная установка развивающая уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Это способ решения проблемы, который устроит обе стороны конфликта.

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Не бойтесь выражать свои чувства;
Отстаивайте своё мнение;
Если этого требует ситуация, не бойтесь сказать «НЕТ»;
Если ваша точка зрения изменилась, на противоположную, скажите об этом (человек имеет право ошибаться);
Не бойтесь выглядеть глупо, признавшись, что чего то, не понимаете (мы не можем знать абсолютно всё);
Не нужно подстраиваться под других, теряя свою индивидуальность (будьте самим собой);
Не перекладывайте свою ответственность на других, но и брать чужую ответственность на себя, тоже не стоит;
Нуждаясь в чьей то помощи, не бойтесь попросит о ней.

ТЕСТ НА АССЕРТИВНОСТЬ:

1) Умеете ли вы абсолютно искренне, без внутреннего напряжения, говорить людям, то что вы на самом деле, думаете и чувствуете, при этом ни в коем случае не уменьшая чувство собственного достоинства вашего собеседника?

2) Возможно ли для вас выражение гнева или злости, таким образом, что бы это не задело окружающих?

3) Сможете ли вы сказать твёрдо «нет», если чего то, не хотите делать?
4) Если во время жаркого спора вы вдруг поняли, что ошиблись, сможете ли вы признаться в этом?

Если хотя бы на один вопрос из четырёх, вы ответили «нет», то вам стоит поработать над улучшением ассертивного поведения.

АССЕРТИВНОСТЬ. ПРИМЕРЫ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Ассертивность и ассертивное поведение метод: «Мистер Спокойствие»
Этот метод очень хорош при крайне агрессивном поведении вашего оппонента. Старайтесь быть последовательным и рациональным, а самое главное спокойным. Не отвечайте агрессору тем же, не позволяйте вовлечь себя в его игру. Ваш спокойный внешний вид и спокойные интонации голоса вскоре погасят излишнюю агрессию вашего собеседника.

Ассертивность и ассертивное поведение метод: «Испорченная пластинка»
Бывают ситуации, когда слишком сложно отстоять свою точку зрения, под натиском слишком настойчивого человека. Ни какие разумные доводы не могут заставить его, перестать давить на вас.
В такой ситуации довольно эффективен именно этот метод.
Найдите одну фразу, которая станет вашей «испорченной пластинкой», и не в коем случае, не меняйте её. Повторяйте её с каждым разом упорней и упорней. В конце концов, надоедливый собеседник поймет, что склонить вас к его точке зрения не возможно.
Например: на просьбу «Дай в долг»
Можно ответить: «Я бы рад, но у меня нет денег» и дальше на любые доводы и попытки убедить вас «дать в долг», Вы отвечаете лишь одной фразой «Я бы рад, но у меня нет денег»

Ассертивность и ассертивное поведение метод краба
Если вам некорректно и очень грубо сделали замечание иногда лучше уклончиво ответить, не давая возможности разжечь конфликт. К примеру, на вопрос: «Не ужели вы не смогли заметить такой простой ошибки?»
Вы можете ответить: «Возможно я сделал ошибку, но что бы ответить на ваш вопрос, я должен проанализировать ситуацию»
А иногда лучше, и вовсе промолчать, одарив оппонента многозначительным взглядом.

Ассертивность и ассертивное поведение: отвечаем правильно на не правильные вопросы.
Случается, что вопросы, которые задают нам люди, вызывают у нас желание, ответить довольно таки агрессивно. Учитывая бестактность и неуместность вопроса, агрессия была бы вполне понятна. Но, есть и другие способы борьбы с «хамством».
Начнем с того, что вы вовсе не обязаны отвечать на вопрос, только потому, что у «одного очень умного человека» хватило ума, совести и наглости, вам его задать. Ещё один вариант, это на вопрос ответить вопросом.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:
Ассертивность и ассертивное поведение это не врождённое, а приобретённое качество и при достаточной работе над собой, вы можете достичь прекрасных результатов.

И ассертивноеповедение. Каковы их принципы и характерные черты и какое из них лучше?

Агрессия и пассивность

Деятельность пассивного человека ограничена рамками, которые не допускают никакой инициативы. Это идеальный исполнитель, который действует по команде и никогда не выбирает самостоятельно, и его обычно не слышно и не видно. Человек, придерживающийся агрессивной манеры поведения, напротив, всегда на виду и в центре событий, то есть скандалов. Обвиняя, оскорбляя и запугивая, он настойчиво добивается своих целей - удовлетворяет свои амбиции или просто наносит неугодным ему людям.

Манипулятивные типы поведения

Агрессор может показаться очень деятельным, но есть одна оговорка. Как и пассивный человек, он ни за что не отвечает: он лишь активно обвиняет окружающих в своих проблемах. Таким образом, это явный манипулятор. Пассивность тоже таит в себе манипулирование, потому что в бедах того, кто ничего не решает сам, виноватым всегда оказывается кто-то другой.

Ассертивное поведение

Агрессия и пассивность - это две кажущиеся противоположности, а на самом деле - одно и то же явление. Но люди не всегда манипулируют себе подобными. Когда они ведут себя естественно, не зависят от внешних оценок и влияний, действуют открыто и отвечают за свои ассертивное поведение. Его название происходит от английского глагола assert - утверждать, отстаивать свои права.

Основные принципы

Ответственность, которую ассертивный человек признает за собой. Он действует по собственной воле, а также понимает, что не имеет права обвинять других людей в том, как он сам реагирует на их поведение.

Самоуважение и уважение к окружающим. Эти две вещи напрямую взаимосвязаны: человека, который не уважает себя сам, не будут уважать и другие люди.

Результативное общение. Оно определяется тремя качествами: правдивостью, открытостью и искренностью в выражении своего мнения, чувств и мыслей по какому-либо вопросу. Прямота, впрочем, имеет разумные пределы: не следует задевать, расстраивать или оскорблять собеседника.

Уверенность в себе. Она основывается на уже упоминавшемся самоуважении, а также на знании собственных достоинств, профессиональных качеств и навыков.

Стремление выслушать и понять оппонента. Ассертивное поведение означает, что человек умеет слушать и старается понять чужую точку зрения, а также признаёт её право на существование, даже если она отличается от его собственной.

Переговоры и компромиссы. Этот пункт следует из предыдущего: хотя мнения по какому-то вопросу могут различаться, нужно договариваться для того, чтобы жить или работать вместе было комфортно, и необходимо учитывать интересы каждой из задействованных сторон.

Поиск простых ответов на сложные вопросы. Манипуляторы, как пассивные, так и агрессивные, любят всё запутывать и наводить тень на плетень. В противоположность им человек, действующий ассертивно, не усложняет ситуацию там, где это возможно.

Суббота, 25 Авг. 2012

Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса.

- Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

- Почему же вы отказываетесь?

- Не хочу.

- Вы не сочувствуете детям Германии?

- Сочувствую.

- Жалеете по полтиннику?

- Нет.

- Так почему же?

- Не хочу.

Это - диалог из знаменитого «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Почему профессор Преображенский вдруг заинтересовал психологов? Потому что он, несомненно, был умным человеком и знал азы ассертивного поведения.

Оно облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки - будь то навязчивые продавцы в магазинах, ленивые коллеги по работе, вечно сующие во все свой нос соседи и т.д. и т.п. При этом совсем не обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и нужно не только жестко, но и изящно - по всем правилам психологии!

Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” - настаивать на своём, утверждать, заявлять, остаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.

В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.

Однако при этом уважали ли наши права, считались ли с нашим мнением? Уважать своего ребенка умеют не многие. Любят, заботятся, опекают, а вот с уважением сложнее. Модели человеческого поведения удивительно схожи с детско-родительскими взаимоотношениями. Воспитание - тяжелый труд. Родители стараются во благо ребенка, зачастую приучая его быть пассивным или агрессивным, учиться манипуляциям. Уроки детства мы усвоили и продолжаем действовать привычным способом.

В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения - и в большой степени от него зависит полученный результат.

Мы можем вести себя пассивно - то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.

Можем вести себя агрессивно - то есть бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.

Кстати, нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или открытом саботаже.

Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.

При манипулировании человек действует, скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за то, что “не оправдал ожиданий” становится печальным и несчастным, заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.

Но есть и третий вариант поведения - ассертивность , «золотая середина» между агрессией и пассивностью.

Определите свой тип поведения.

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.

Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.

Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Я не позволю Вам использовать меня и не буду атаковать Вас за то, что Вы такой, как Вы есть.

ЦЕЛЬ

Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.

  • Активное слушание
  • Твердый, спокойный голос
  • Прямой контакт глаз
  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
  • Громкость голоса, подходящая к ситуации
  • Использование: «Я», «Я люблю, хочу...», «Я не хочу...»
  • Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось...»

ВЫГОДА

Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности.

Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.

РАСПЛАТА

Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.

БАЗОВЫЕ ПРАВА АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.

  • У меня есть право выражать свои чувства
  • У меня есть право выражать свои мнения и убеждения
  • У меня есть право говорить «да» или «нет»
  • У меня есть право менять свое мнение
  • У меня есть право сказать «Я не понимаю»
  • У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей
  • У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
  • У меня есть право просить о чем-то других
  • У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты
  • У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились
  • У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их
  • У меня есть право быть нелогичным, принимая решения
  • У меня есть право сказать «Мне все равно»
  • У меня есть право быть несчастным или счастливым

А вот типы поведения от которых мы часто пытаемся освободиться да не всегда получается!

ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы нарушаете Ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли и убеждения, а, следовательно, позволяете другим нарушать Ваши права.

Пассивное или неассертивное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимание.

Пассивный человек позволяет другим топтаться по себе, как по коврику в коридоре. Неассертивные люди думают, что они не контролируют события, находятся под контролем и не имеют возможности действовать самостоятельно. Они не позволят своим потребностям иметь преимущество над потребностями других. Они позволяют другим принимать за них решения, даже если знают, что в последствии они будут об этом жалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Со мной все равно не считаются, поэтому можете мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем Ваши.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве Вы будете любить/уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защитить Вас от боли.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

За неуверенностью скрыть глубинный страх, не соответствовать ожиданиям других.

ЦЕЛЬ

Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Позволить событиям проходить мимо
  • Ходить вокруг да около - не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду
  • Ни к месту извиняться мягким, неустойчивым голосом
  • Быть нечетким, избегать прямого взгляда
  • Избегать телесных контактов - отступить от других, сутулить плечи
  • Моргать или смеяться при выражении гнева
  • Прикрывать рот рукой
  • Использовать фразы: «Если это не будет слишком затруднительно для Вас» и «Но все равно делайте, что хотите...»

ВЫГОДА

Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, Вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие будут защищать Вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или прячете конфликт, которого боитесь.

РАСПЛАТА

Если из-за недостатка ассертивности Вы позволили отношениям развиваться не так, как Вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и др.). Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СУТЬ

Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда Вам угрожают, Вы атакуете.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого. Кроме того, человеческий организм не может жить долго в состоянии стресса и начинает давать сбои.

ЯВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Мне не важно, что Вы чувствуете. То, что важно для Вас, совершенно безразлично для меня.

СКРЫТАЯ МЫСЛЬ

Я «сделаю» тебя до того, как это сделаешь ты. Я здесь номер первый.

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Вторжение в пространство других людей
  • Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд
  • Родительские жесты
  • Угрозы: «Лучше поосторожней», «Если ты не...», «А ну-ка...» и др.
  • Прерывания: «Да что ты говоришь», «Не будь дураком» и др.
  • Оценивающие комментарии

ВЫГОДА

Другие делают то, что Вы хотите. Все идет так, как Вы хотите, и Вам нравится чувство человека, который сам управляет своей жизнью. Вы менее уязвимы в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

За агрессией всегда скрыта глубокая неуверенность в себе.

ЦЕЛЬ

Доминировать, побеждать, заставить другого проигрывать и наказать других.

РАСПЛАТА

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого.

Помните: нет панацеи, гарантирующей 100%-е результаты.

Мануэль Смит сформулировал правила ассертивного поведения в книге «Тренинг уверенности в себе»:

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

Существует различные тренинги по развитию ассеривного поведения, например, у продавцов. Продавец на выходе узнает, что такое ассертивное поведение, сможет выработать личную установку на ассертивное поведение, осознает свои права и обязанности в контексте ассертивности, научится принимать критику и отстаивать собственную позицию, не идя на поводу у клиента.

Но у подобного корпоративного тренинга есть риски и эти риски связаны с готовностью руководства работать с сотрудниками практикующими ассертивное поведение, с уровнем развития корпоративной культуры их компании.

Представьте, что тот самый продавец приходит к своему начальству и ассертивно так говорит: «Уважаемый Владимир Иванович, после тренинга я понял, что меня не устраивают ваши методы управления, я не хочу больше исправлять ваши ошибки, и если вы хотите продолжить наше общение в поизитивном ключе, предлагаю для начала рассмотреть вопрос о повышении моей зарплаты».

Ассертивность

Ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором - явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва - «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».

Принципы ассертивного поведения

  • Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность - это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.
  • Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
  • Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества - честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
  • Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
  • Умение внимательно слушать и понимать . Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
  • Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса - очень полезное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.

Также вы имеете право:

  • выражать чувства;
  • выражать мнения и убеждения;
  • говорить «да» или «нет»;
  • менять мнение;
  • сказать «я не понимаю»;
  • быть самим собой и не подстраиваться под других;
  • не брать на себя чужую ответственность;
  • просить о чем-либо;
  • устанавливать собственные приоритеты;
  • рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьёзно;
  • ошибаться;
  • быть нелогичным, принимая решения;
  • сказать «мне это безразлично».

Убеждения, мешающие развитию ассертивного поведения у человека, склонного к пассивной модели поведения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ассертивность" в других словарях:

    ассертивность - Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. АССЕРТИВНОСТЬ … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 уверенность в себе (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ассертивность - ассерт ивность, и … Русский орфографический словарь

    Ассертивность - социальное качество личности, проявляю­щееся в ориентации на компромисс и сотрудничество как ведущие стратегии взаимодействия … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АССЕРТИВНОСТЬ - – самопродвижение или продвижение своей воли. Автор методики – американский ученый А. Салтер, который дал А. такое определение: «уметь настаивать на своем, убеждать». Развитие А. требует обучения спонтанным реакциям, соответствующему проявлению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Ассертивность - (assertiveness). Отстаивание и защита своих прав … Психология развития. Словарь по книге

    ассертивность - Самоутверждение без бахвальства или ложной скромности. Уверенная защита своих интересов или своей точки зрения с учетом мнений других людей … Словарь по гештальт-терапии

    Ассертивность, или настойчивое поведение, - – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей. Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека… … Словарь-справочник по социальной работе

    Т. а. разработан Эндрю Солтером и популяризован Джозефом Вольпе и Арнольдом Лазарусом. ТА чаще всего составляет один из аспектов более широкой терапевтической программы. Его цели включают: а) повышение осознанности личных прав; б) различение… … Психологическая энциклопедия

Человеку для достижения психологического благополучия нужно знать и использовать эффективные стратегии поведения. Осознание того, как стремиться и достигать цели, не вступая в конфронтацию с другими людьми, обычно приходит вместе с опытом и мудростью. Однако эффективному способу действий – ассертивному поведению можно и обучиться.


Неэффективные стратегии поведения

Удовлетворение потребностей, постановка целей и стремление к самореализации предполагают контакты и взаимодействие с обществом. Насколько успешным и благоприятным будет это взаимодействие, зависит от поведения индивида.
Ассертивность – умение достойно проявить себя во взаимоотношениях с другими людьми, честно и решительно выражать чувства, мысли, желания, позицию, не забывая о вежливости. В общении с другими, ассертивный человек не жертва и не агрессор, он не играет сценической роли, а общается с позиции взрослого разумного человека, выбирает оптимальный путь для сотрудничества.
Благополучные дружеские, партнерские, любовные отношения предполагают уважение и заботу. В этих отношениях люди чаще придерживаются ассертивного поведения, «золотой середины» между личными целями и интересами близкого человека. Намного сложнее придерживаться правил разумного и уважительного поведения в конфликтных ситуациях, в отношениях соперничества, конфронтации.
К сожалению, люди чаще выбирают неэффективные стратегии реагирования в угрожающих или потенциально опасных для личности ситуациях. Неассертивное поведение в близких межличностных отношениях приводит к их ухудшению и даже разрыву.


Неэффективные модели поведения людей можно разделить на два вида:

1. Пассивность. Ассертивность предполагает действие и активность, пассивность исключает их. Пассивность – уход от решения проблем, бездействие, отказ от принятия личной ответственности, зависимость от мнения окружающих.
Пассивность как модель поведения выбирают люди неуверенные в себе, слишком сдержанные, тактичные и скромные, инфантильные и безынициативные.


Пассивная модель выражается в таком поведении:

  • предпочтение нейтральных позиций, соблюдение нейтралитета;
  • «оттягивание» времени, перенос решения проблемы на неопределенный срок;
  • причинение вреда себе при соблюдении принципа «не навреди другому»;
  • пренебрежение своими интересами ради удовлетворения чужих потребностей;
  • самоуничижение, занижение своих возможностей и достоинств;
  • самопожертвование и позиция «жертвы»;
  • беспрекословное согласие с чужой точкой зрения, даже когда личное мнение диаметрально противоположное;
  • внешнее проявление согласия при внутреннем несогласии;
  • безоговорочное принятие позиции «ведомого» в отношениях, нежелание быть лидером;
  • неумение и неспособность отстоять свои позиции, права;
  • неспособность или нежелание принимать решения самостоятельно;
  • боязнь заводить серьезные отношения из-за необходимости работать над ними.

  • 2. Агрессивность – противоположность пассивности, другая крайность в поведении. Если пассивный человек, грубо говоря, между борьбой и бегством выбирает бегство, то агрессивный – борьбу. Люди, выбирающие агрессию, несдержанные, раздражительные, эгоистичные и себялюбивые. Они считают, что все им должны, обязаны соглашаться с их мнением. Они не уважают и не учитывают интересов окружающих.
    Сила (физическая или моральная) – их главный аргумент в любом споре. Они способны подавить оппонента словом или действием. Агрессивные люди не боятся власти, для них она возможность использовать других людей для достижения личных целей.


    Агрессивная модель поведения предполагает:

  • причинение вреда другим ради своего блага;
  • умышленное применение силы;
  • навязывание своей позиции;
  • неуважение, грубость, аморальность;
  • принятие решений за других без их согласия;
  • злоупотребление дружбой и любовью;
  • корыстолюбие, властолюбие;
  • обвинение и порицание без учета реакций и чувств человека;
  • способность лгать и преднамеренно искажать факты;
  • явное и скрытое манипулирование.

  • Такие стратегии поведения – это крайности, обусловленные врожденными и приобретенными особенностями личности. Пассивный человек на вопрос о том, как лучше поступить, отвечает: «Буду делать то, что хотят другие, не учитывая свои интересы», агрессивный говорит: «Буду делать то, что сам хочу, без учета интересов других».


    Ассертивность как эффективная стратегия

    Золотая середина между агрессивностью и пассивностью – ассертивность предполагает способность личности не зависеть от влияния и оценок извне, самостоятельно контролировать поведение и нести ответственность за поступки. Ассертивные личности самодостаточные, уважающие себя и уверенные в собственных силах.
    Ассертивный человек не беспокоится по пустякам, не испытывает вину за то, в чем не виноват, не стыдится и не смущается когда его хвалят. Он умеет любую критику воспринимать как конструктивную. Уважительное отношение к окружающим не мешает ему заявлять о своих потребностях и защищать права. Человек, освоивший ассертивную стратегию поведения, ничего не требует и не ждет от людей, поэтому он реже расстраивается, обижается и разочаровывается.
    Ассертивность не то же самое, что равнодушие или цинизм. Это спокойное и рациональное, но не бесчувственное поведение.


    Быть ассертивным значит уметь:

  • любое выражение личных взглядов и желаний начинать с местоимения «Я»: «Я думаю…», «Я могу ошибаться, но мне кажется…», «Мне бы хотелось…», «Я придерживаюсь иных взглядов…»;
  • отказывать и говорить «Нет» спокойно и уверенно;
  • сотрудничать, находить компромисс;
  • интересоваться мнением собеседника или оппонента, стремиться понять его;
  • выражать заинтересованность в личности другого и проявлять уважение;
  • слушать активно: быть включенным в общение, внимательным, стараться понять не только мысли, но и чувства собеседника;
  • говорить спокойно, сдержанно, доброжелательно;
  • смело смотреть в глаза, держаться ровно, но не заносчиво;
  • в беседе не переходить на крик и не шептать (если только этого не требуют обстоятельства);
  • придерживаться нравственных и моральных норм поведения.


  • Ассертивное поведение можно охарактеризовать и как здоровый эгоизм в разумных пределах. Ассертивный человек не забывает о своем «Я» и своих правах. Он говорит: «Я имею право быть и жить так, как хочу, а вас я уважаю, так как мы равны».


    Четырнадцать «Я имею право» или правила ассертивности:
    1. Быть собой.
    2. Рассчитывать на уважение и уважать.
    3. Быть услышанным.
    4. Свободно выражать эмоции и чувства.
    5. Иметь мнения, убеждения, принципы.
    6. Расставлять приоритеты.
    7. Определять личные цели.
    8. Менять свое мнение.
    9. Ошибаться.
    10. Отказывать и соглашаться.
    11. Просить.
    12. Признаваться в непонимании.
    13. Признаваться в безразличии.
    14. Нести свою ответственность и отказываться брать чужую.