14 типовых вариантов егэ по физике

«Алые паруса» Александра Грина очаровывают читателя не только своим романтичным и сказочным сюжетом, но и главными героями. Образ Ассоль в повести воплощает светлую веру в мечту и сказку, доброту и нежность, кротость и любовь.

Детство Ассоль

Ассоль родилась в семье моряка Лонгрена. Мать девочки умерла, когда ей не было и года. Ассоль растил отец. Девочка во всем помогала ему, была послушной и доброй, быстро училась всему. Характеристика Ассоль из произведения «Алые паруса» невозможна без упоминания некоторых моментов ее жизни в Каперне.

В своем раннем детстве героиня страдала оттого, что другие дети по наставлению родителей опасались ее и не играли с ней, так как считали отца девочки убийцей. Вскоре, выплакав море слез и переборов обиды, девочка научилась играть сама, живя в своем загадочном мире фантазии и мечты. В своем собственном, совершенно отличающимся от реальности мире, Ассоль не утратила способность радоваться и любить. Ее любовь и доброта распространяются на природу и единственного, кроме отца понимающего ее человека в Каперне – угольщика Филиппа.

Девочка добра, она не помнит обид и злобы, которой ее поливают жители Каперны, она умна и трудолюбива, никогда не отчаивается, а еще умеет мечтать по-настоящему – такова характеристика Ассоль из «Алых парусов».

Встреча со сказочником

Ассоль часто помогала отцу, она относила игрушки в город на продажу и покупала необходимые продукты. Как-то идя через лес, девочка встретилась со старым собирателем легенд Эглем, что рассказал ей о том, как в Каперну приплывет корабль под алыми парусами и навсегда заберет ее отсюда.

«Однажды утром в морской дали сверкнет алый парус… Тогда ты увидишь храброго и красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки». Так говорил старый сказочник, и стала ждать Ассоль алые паруса, всем сердцем поверив предсказанию. Старый Лонгрен решил не лишать девочки такого подарка, подумав, что она вырастет и забудет сама об этой странной встрече лесу.

Мечта и Каперна

К сожалению, Ассоль живет в очень приземленном месте. Ей очень трудно здесь, потому что и она, и окружение осознают ее отчужденность и особенность.

«Но у вас не рассказывают сказок… не поют песен. А если рассказывают и поют, то это истории о хитрых мужиках и солдатах, грязные, как немытые ноги… четверостишья». – так о Каперне говорит Эгль.

Казалось бы, в таком месте невозможно выжить хрупкой мечте Ассоль, но девушка бережно проносит ее сквозь грязные насмешки, обиды. И ничего, что ее считают полоумной и зло называют «корабельная Ассоль», Грэю достаточно одного взгляда на нее, чтобы понять, что все рассказы – это гнусная выдумка.

Характеристика Ассоль и Грея совершенно отличается от характеристики жителей городка, оба они совсем с другого мира. В Каперне им не место.

Алые паруса

Маленькая Ассоль, будто безумно дорогую игрушку, хранит предсказание старого собирателя легенд. И хоть с нее смеются, и считают безумной, девочка не отчаивается.

Когда однажды Ассоль просыпается с кольцом Грея на пальчике, то понимает, что ее Алые паруса уже в пути.

Главная идея произведения в том, что нужно уметь мечтать, не забывать и не предавать свою мечту, и тогда она обязательно сбудется. Описание Ассоль из рассказа «Алые паруса» тому подтверждение.

Тест по произведению

Главная героиня феерии «Алые паруса» А. Грина – романтичная натура. Ее образ – это и есть сказка, добро и нежность. На становление характера девочки повлиял ее отец, ведь он растил ее один, без матери. Соседские дети не хотели играть с девочкой, потому что считали, что ее отец – убийца. Вот она и росла в мире своих фантазий. Конечно, она очень страдала из-за такого отношения к себе, но не держала обиды на этих детей, все благодаря своей доброте и уму, терпеливо выдерживала все их нападки.

Старый Эгленд, собиратель легенд, повлиял на судьбу Ассоль, когда рассказал ей историю об алых парусах. Поверив всем сердцем в предсказания старика, девочка мечтала увидеть этот прекрасный корабль, который предвестил бы ей светлое будущее.

Жизнь в Каперне тяготит девочку, ведь все считают ее сумасшедшей и называют «корабельная Ассоль». Она чужая для этого места, только потому что не такая, как все. Люди не любят, когда от них отличаются. Несмотря на это девочка не изменила своим взглядам, жила мечтой и не на миг не отказывалась от нее. Даже отец Ассоль не верил в эту, по его мнению, наивную детскую мечту. Красивая внешность девочки прекрасно сочеталась с прекрасной душой. Ассоль не утратила своей детской наивности, даже когда взрослела. И надежда увидеть алые паруса не угасала в ее романтичном и юном сердце. Когда Ассоль, проснувшись, увидела кольцо на своем пальце, она поняла, что мечта скоро сбудется. И вот, Артур Грей, юный моряк, который услышал мечту девушки и воплотил ее.

История и образ Ассоль учат верить в мечту и надеяться на то, что в этой жизни есть хотя бы один человек, который готов исполнить чью-то надежду. Пусть не сегодня, пусть придется подождать, но все равно мечта исполнится со временем. Главное – верить. Этому и учит феерия Александра Грина «Алые паруса».

«Алые паруса»Характеристика Ассоль из произведения

Блистательное произведение Александра Грина, которое читает и перечитывает ни одно поколение девочек и девушек. Каждая представляет себя Ассолью и ждёт своего Грея. Это моя самая любимая сказка с детства.

Неизвестно в какой стране, но известно, что в деревушке на берегу моря под названием Каперна жила обычная бедная семья. Отец- моряк, мать и маленькая девочка. Мать трагически погибает, когда отец был в море. Девочку приютила добросердечная соседка. Отцу пришлось оставить свой промысел и заняться вырезанием игрушек. Ассоль была милым, чудесным ребёнком. Девочка как могла, помогала отцу. Старик-угольщик Филипп в шутку называл её «Мухой». Как - то раз девочка повстречала в лесу необычного человека - собирателя легенд и сказок. Желая её порадовать, он придумал красивую сказку. Что, когда девочка вырастет и станет красавицей, в бухту приплывёт корабль под алыми парусами. И бравый капитан протянет к ней руки и заберёт с собой.

Со временем девочка превратилась в юную красавицу. Бедная одежда была ей к лицу и не портила красоту и обаяние. Несмотря на жизненные трудности, она улыбалась ласковому солнышку и синему небу. Теперь она сама относила игрушки в город на продажу. Но люди плохо их покупали, денег она приносила мало. Ассоль умела мечтать, жила в своём придуманном мире. Она разговаривала с деревьями и цветами, животными. Для неё они были друзьями. Им всем рассказывала свою сказочную историю. Люди же смеялись с неё и считали умалишённой.

Как и все женщины, она предчувствовала, что с ней вот-вот случится чудо. А чудо по имени Артур Грей жило своей непростой жизнью. Он и знать не знал, и ведать не ведал, что где-то живёт девушка, которая ждёт лишь его одного. Волею судьбы его корабль был вынужден зайти в бухту, не предназначенную для больших парусников, чтобы спасти своих друзей. Как будто какая-то неведомая сила тянула Грея на берег, в лес. Там, среди вековых сосен, он увидел спящую Ассоль. Сердце подсказало ему, что это его судьба. Он надел ей на палец красивое кольцо. Где можно узнать все местные новости? Конечно, в таверне. Но хозяин таверны стал говорить про девушку гадости. Старый добрый угольщик вступился за Ассоль, и сказал, что она нормальная.

Капитан решил сотворить для любимой девушки чудо - сделать её сказку -мечту явью. И вот в лучах восходящего солнца в бухту вошёл корабль под алыми парусами. Ассоль сразу узнала его, именно таким она его себе и представляла. И красавец-капитан протягивает руки и зовёт с собой. Ассоль не забыла и про отца, она просит Грея взять его с ними в новую жизнь.

Наступит момент и в вашу гавань приплывут алые паруса. Надо мечтать и верить в свою мечту. И претворять в жизнь собственными руками.

5, 6, 7 класс краткое содержание

Сейчас читают:

  • Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

    Негативное и критическое отношение к высшему свету в знаменитом на весь мир произведении "Война и мир" проявляется на протяжении всего романа. В данном произведении автор пытается отобразить всю полную картину жизни русского общества того времени.

  • Сочинение Голова профессора Доуэля 5 класс

    Данное произведение относится к жанру научной фантастики. Автор комментировал, что это частично автобиография, так как он в процессе тяжелой формы болезни туберкулеза позвоночника

  • Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора

    Художник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.

  • Характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита сочинение

    Пожалуй, самый загадочный и в то же время притязательный роман, написанный в лице – Михаила Булгакова. Он обнесён множеством мифических преданий, некоторые воспринимают его как абстрактное содержание. Это удивительно,

  • Золотая пора детства Бунина сочинение

    Детство-это особый период жизни каждого человека. В этот период закладываются основы развития личности. Многие писатели затрагивали тему детства в своих произведениях, желая показать начало пути становления героя. У И.А.Бунина есть рассказ, повествующий

Ассоль является одним из главных героев произведения, олицетворяющих романтичность, искренность и мечтательность человеческих чувств.

Ассоль – дочь моряка, рано оставшаяся без матери и воспитывающаяся отцом и добрый соседским стариком.

На протяжении сказочной повести писатель описывает жизнь девушки, начиная с младенческого возраста и заканчивая совершеннолетием.

Взрослея, изменяется и внешность Ассоль, если в пятилетнем возрасте это девочка с добрым нервным личиком, то, будучи подростком, Ассоль становится стройной, девчонкой с темными волосами, загорелым лицом, скромной улыбкой. Став девушкой, Ассоль превращается в очаровательную женщину с длинными темными ресницами и нежными очертаниями лица, заставляющих прохожих обращать на нее пристальное внимание.

Образ Ассоль характеризуется писателем как человек глубокой души, искренне переживающей за близких, остро чувствующей сострадание. Девушка отличается хозяйственностью и чистоплотностью. Обладает только ей присущей индивидуальностью, не вписывающейся в привычность жизни приморской деревни, поэтому не нашедшей понимания среди жителей деревеньки, которые считают Ассоль немного сумасшедшей и подтрунивают над ней.

Из-за особенного характера девушка проводит время в основном в одиночестве и ее ближайшим окружением является природа. Девушка любит разговаривать с растениями, насекомыми и считает их своими верными друзьями, но тоска одиночества откладывает отпечаток на лице Ассоль, деля его робким и страдальческим, без тени оживления.

Однажды Ассоль встречается в лесу с пожилым мужчиной, занимающимся коллекционированием древних историй и легенд. Старик рассказывает мечтательной девушке о прекрасном корабле с алыми парусами, которым управляет храбрый и красивый юноша. В один из дней судно приплывет к их деревушке, и принц увезет Ассоль в неведомые страны.

Эта сказочная история поселяется в душе Ассоль и, несмотря на насмешки окружающих, девушка остается верной мечте о прекрасном принце на корабле с алыми парусами.

В одно туманное утро Ассоль видит на горизонте алые паруса судна.

Повествуя о судьбе девушки, писатель мастерски раскрывает идею о вере в светлые человеческие чувства: мечту, доброту, нежность, любовь.

Вариант 2

Главной героиней повести русского писателя А. Грина является девушка с милозвучным именем Ассоль. Вся её жизнь – яркое подтверждение того, что мечта в любой момент может стать явью. Следует лишь верить в это.

Ассоль родилась и выросла в небольшой приморской деревне Каперна. Её воспитал отец – суровый и замкнутый моряк Лонгрен, сумевший создать для дочери атмосферу родительской любви и тепла. О матери же своей она ничего не помнила, поскольку та умерла, когда девочка была ещё совсем маленькой.

Добрая девчушка научилась читать и писать, часто помогала отцу справляться с домашними заботами. Много времени проводила в одиночестве, любуясь игрушками, которые делал отец, или разговаривая с растениями, насекомыми. Ни с кем не дружила, ведь большинство жителей деревни сторонились и её, и Лонгрена после случая с Меннерсом. Они и детям своим приказывали обходить их далеко стороной.

В один чудесный день Ассоль встретила в лесу сказочника Эгля, который напророчил, что однажды за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный принц и заберёт её в сою страну, где она навсегда забудет о слезах и печали. Девочка поверила старику. В душе у неё поселилась романтическая мечта, помогавшая ей выстоять в трудные минуты, не падать духом, не обращать внимания на злые насмешки и пренебрежительное отношение окружающих, презрительно называвших девчонку «полоумной» или «Ассолью Корабельной».

И судьба вознаградила Ассоль за трудолюбие, терпение, оптимизм и непоколебимую веру в чудо. Повзрослев, она стала настоящей красавицей: темноволосой, тоненькой, невысокой. Милое, полудетское, слегка загорелое лицо поражало чистотой очертаний. Очаровательные глаза смотрели на мир серьёзно и сосредоточенно. Маленькие руки умели шить, мастерить игрушки и выполнять любую работу по дому.

Иногда ночью она выходила на морской берег и до рассвета высматривала долгожданный корабль. Случайно увидев её спящей в траве, Грей влюбился и, повинуясь неведомому чувству, надел ей на палец собственное старинное дорогое кольцо. Он стал для Ассоль сказочным принцем, сумевшем воплотить мечту в реальность.

Сочинение про Ассоль

Александр Грин написал эту сказочную феерию для своей жены.

Ассоль сильно отличается от жителей рыбацкой деревушки. Они считают её ненормальной только потому, что она не живёт жизнью, которой живут они. В жизни всегда так бывает. Чем-то отличаешься от других – вмиг на тебя клеймо «дурака» повесят.

Девочка родилась в бедной семье рыбака. Отец ходил в море. Мама занималась хозяйством. Денег вечно не хватало. Тогда мать пошла к местному лавочнику, чтобы попросить денег в долг. Он пообещал дать ей денег в обмен на услуги интимного характера. Женщина отказалась.

Она заболела и умерла. Девочку взяла на время соседка. Потом вернулся из плаванья отец. Он узнал, что произошло в его отсутствие. Погоревал, и решил больше в море не ходить, а растить дочку. На лавочника он затаил обиду, но не убивал его. Как думали почти все жители деревни. Он сам упал с пристани в бушующее море.

Девочка росла доброй и отзывчивой. Однажды она повстречала волшебника. Он предсказал ей счастье, красивого принца-капитана. Она поверила в эту сказку. По своей душевной простоте она рассказала её всем жителям деревни. И они стали с неё смеяться. Не смеялся только отец. Он подумал, что дочка вырастет и забудет эту сказку. Но она не забыла.

Отец делал из дерева игрушки и продавал их в городе, чтобы хоть как-то прокормиться. Девочка выросла и превратилась в красивую девушку. Но жители всё-равно сторонились её. А она продолжала ждать свои алые паруса и капитана. У неё была сильно развита интуиция, потому что она как-то почувствовала, что именно завтра приплывёт её корабль.

Отец постарел и не мог делать игрушки. Их стала делать Ассоль. Она трудилась и ночами. Вот как-то раз утром она побежала встречать рассвет, да и уснула на травке в сосновом бору.

А паруса и в самом деле были, и был красавец капитан. Только они вначале были не алые, а белые. И надо ж так случиться судьбе, что корабль приплыл в эти воды. Хотя никогда сюда не приплывали корабли. Капитан и матрос отправились на берег ловить рыбу. А капитана ноги сами принесли на опушку соснового бора, где спала Ассоль.

Когда он увидел девушку, он понял, что это именно та, которую он искал всю жизнь. Он не раздумывая, надел ей кольцо на палец, даже не зная, кто она. Потом он пошёл в таверну узнать про красавицу. Лавочник стал говорить про неё гадости, но старик-угольщик рассказал ему историю про алые паруса.

И капитан Грей решил подарить Ассоль её долгожданную сказку. И были алые паруса, которые на рассвете входили в гавань. И они в лучах восходящего солнца горели алым огнём. И был красавец капитан, который звал её громко-громко. Он сказал, что увидел её во сне и искал именно её. Так как знал, что она ждала только его.

И предложил ей отправиться в новую жизнь подальше от этой деревни и её противных жителей. Ассоль была согласна. Она единственное, что попросила, чтобы Грей взял с собой и её отца. Больше ей ничего не было не надо. Она была счастлива.

Мораль этой сказки такова. Девушки! Мечтайте и верно ждите своего капитана, сколько бы ни пришлось ждать. Мальчики, мужчины, подарите своей девушке сказку. Не ждите, когда эту сказку ей подарит другой. В каждой из девочек, девушек, женщин живёт Ассоль.

Это моя любимая сказка.

Также читают:

Популярные сегодня темы

Наименование звезды Температура, К Масса (в массах Солнца) Радиус (в радиусах Солнца) Расстояние до звезды (св. год)
Альдебаран 3500 5 45 68
Альтаир 8000 1,7 1,7 360
Бетельгейзе 3100 20 900 650
Вега 9600 3 3 27
Капелла 5200 3 12 45
Кастор 10400 3 2,5 45
Процион 6900 1,5 2 11
Спика 16800 15 7 160

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.

1) Температура поверхности и радиус Бетельгейзе говорят о том, что эта звезда относится к красным сверхгигантам.

2) Температура на поверхности Проциона в 2 раза ниже, чем на поверхности Солнца.

3) Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Земли и, следовательно, относятся к одному созвездию.

4) Звезда Вега относится к белым звездам спектрального класса А.

5) Так как массы звезд Вега и Капелла одинаковы, то они относятся к одному и тому же спектральному классу.

Решение.

1) К красным сверхгигантам относят звёзды с низкой температурой (3000-5000 K) и большим радиусом (200-1500 радиусов Солнца). Бетельгейзе попадает в эту категорию.

Утверждение 1 верно .

2) Температура на поверхности Проциона (6900 К) больше, чем на поверхности Солнца (6000 К).

Утверждение 2 неверно .

3) Звёзды одного созвездия находятся на небольших угловых расстояниях

Утверждение 3 неверно .

4) Рассмотрим фрагмент классификации звёзд по спектральным классам:

Учитывая массу, радиус и температуру, заключаем, что Вега попадет в спектральный класс A.

Утверждение 4 верно .

5) Температуры поверхностей Веги и Капеллы сильно различаются, они относятся к различным спектральным классам.

Утверждение 5 неверно .

Ответ: 14

Ответ: 14|41

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2018 по физике.

Справка: 5-4-2 Звезды

Рассмотрите схему строения нашей спиральной Галактики (виды плашмя и с ребра).

Выберите два утверждения, которые соответствуют элементам, обозначенным цифрами 1-5.

1) Цифра 1 - ядро Галактики.

2) Цифра 2 - скопления белых карликов на краю Галактики.

3) Цифра 3 - шаровые скопления.

4) Цифра 4 - положение созвездия Телец в спиральном рукаве.

5) Цифра 5 - 10 000 световых лет.

Решение.

На рисунке цифрами подписаны:

Таким образом, верными являются утверждения 1 и 3.

Ответ: 13

Ответ: 13|31

Справка: 5-4-4 Наша Галактика. Другие галактики

Антон

10000 ≠ 100000

Утверждение 5 неверно.

Выберите два

1) Масса Луны больше массы Ио.

2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с 2 .

3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.

4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.

5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.

Решение.

1) Масса небесного тела равна Поскольку и радиус, и средняя плотность Луны меньше, чем у Ио, масса Луны меньше массы Ио.

Утверждение 1 неверно .

2) Ускорение свободного падения на небесном теле а вторая космическая скорость поэтому можно выразить Ускорение свободного падения на Тритоне

Утверждение 2 верно .

3) Сила притяжения двух небесных тел равна Масса Ио больше массы Европы и Ио находится ближе к Юпитеру, значит, сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.

Утверждение 3 верно .

4) Первая космическая скорость в раз меньше второй. Первая космическая скорость для Фобоса

Утверждение 4 неверно .

Утверждение 5 неверно .

Ответ: 23

Ответ: 23|32

Антон

Фобос имеет не сферическую форму. В таблице указан его средний радиус. Перед числом стоит знак ~, означающий приближённое значение.

Выберите два

1) Звезда Альдебаран является сверхгигантом.

2) Звезды Альдебаран и Эльнат имеют одинаковую массу, значит, они относятся к одному и тому же спектральному классу.

3) Звезда Бетельгейзе относится к красным звездам спектрального класса М.

4) Звезды Альдебаран и Эльнат относятся к одному созвездию, значит, находятся на одинаковом расстоянии от Солнца.

5) Температура на поверхности Солнца больше, чем температура на поверхности звезды Капелла.

Решение.

1) Светимость звезды связана с её температурой и радиусом соотношением (светимость и радиус выражены в единицах Солнца). Светимость Альдебарана Его абсолютная звёздная величина К сверхгигантам относят звёзды с абсолютной звёздной величиной от до Альдебаран не является сверхгигантом. (По классификации он относится к нормальным гигантам.)

Утверждение 1 неверно .

2) Спектральный класс определяется спектром звезды. Он в первую очередь зависит от температуры звезды. Альдебаран и Эльнат имеют разную температуру и относятся к разным спектральным классам.

Утверждение 2 неверно .

3) Бетельгейзе, имея температуру 3100 К, относится к красным звёздам спектрального класса М.

Утверждение 3 верно .

4) Звёзды одного созвездия находятся на небольших угловых расстояниях друг от друга, при этом они могут находится на существенно разных расстояниях от Солнца. (В астрономических справочниках указано, что Альдебаран находится на расстоянии 65 св. лет, а Эльнат - 130 св. лет от Солнца.)

Утверждение 4 неверно .

5) Температура на поверхности Солнца (6000 К) больше, чем температура на поверхности звезды Капелла (5200 К).

Утверждение 5 верно .

Ответ: 35

Ответ: 35|53

Справка: 5-4-2 Звезды

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Средняя плотность Венеры меньше средней плотности Земли.

2) Центростремительное ускорение Юпитера при его вращении вокруг Солнца больше центростремительного ускорения Марса.

3) Первая космическая скорость для Нептуна меньше, чем для Урана.

4) Ускорение свободного падения на Меркурии составляет примерно 4 м/с 2 .

5) Сила притяжения Сатурна к Солнцу больше, чем у Юпитера.

Решение.

1) Средняя плотность планеты Отношение средней плотности Венеры к средней плотности Земли

меньше единицы. Значит, средняя плотность Венеры меньше средней плотности Земли.

Утверждение 1 верно .

2) Центростремительное ускорение планеты Юпитер расположен дальше от Солнца, чем Марс, поэтому центростремительное ускорение Юпитера при его вращении вокруг Солнца меньше центростремительного ускорения Марса.

Утверждение 2 неверно .

3) Первая космическая скорость Масса Нептуна больше массы Урана, а радиус Нептуна меньше радиуса Урана, значит, первая космическая скорость для Нептуна больше, чем для Урана.

Утверждение 3 неверно .

4) Ускорение свободного падения на планете Ускорение свободного падения на Меркурии по отношению к земному

И, значит,

Утверждение 4 верно .

5) Сила притяжения планеты к Солнцу Масса Сатурна меньше массы Юпитера и Сатурн расположен дальше от Солнца, чем Юпитер, поэтому сила притяжения Сатурна к Солнцу меньше, чем у Юпитера.

Утверждение 5 неверно .

Ответ: 14

Ответ: 14|41

Справка: 5-4-1 Солнечная система

Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

2) Объем Тритона почти в 2 раза меньше объема Титана.

3) Масса Титана больше массы Каллисто.

4) Ускорение свободного падения на Ио составляет примерно 1,82 м/с 2 .

5) Первая космическая скорость для Европы примерно равна 1,64 км/с.

Решение.

1) Ио находится ближе к Юпитеру, чем Каллисто.

Утверждение 1 неверно .

2) Радиус Тритона почти в 2 раза меньше радиуса Титана, значит, объём Тритона почти в 8 раза меньше объёма Титана.

Утверждение 2 неверно .

3) Радиус и средняя плотность Титана больше, чем у Каллисто, значит, масса Титана больше массы Каллисто.

Утверждение 3 верно .

4) Ускорение свободного падения на небесном теле а вторая космическая скорость поэтому можно выразить Ускорение свободного падения на Ио

Утверждение 4 верно .

5) Первая космическая скорость для Европы равна

Утверждение 5 неверно .

Ответ: 34

Ответ: 34|43

Справка: 5-4-1 Солнечная система

Используя таблицу, содержащую сведения о ярких звездах, выполните задание.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.

1) Звезды Денеб и Садр относятся к одному созвездию, значит, находятся на одинаковом расстоянии от Солнца.

2) Звезда Ригель является сверхгигантом.

3) Температура на поверхности Солнца в 2 раза ниже, чем на поверхности Альдебарана.

4) Звезда Ригель относится к красным звездам спектрального класса М.

5) Звезды Садр и Ригель относятся к различным спектральным классам.

Решение.

1) Звёзды одного созвездия находятся на небольших угловых расстояниях друг от друга. Расстояния звёзд до Земли не влияют на разбиение их по созвездиям.

Утверждение 1 неверно .

2) Высокая температура, масса и радиус Ригеля позволяют отнести его сверхгигантам.

Утверждение 2 верно .

3) Температура на поверхности Альдебарана (3500 К) меньше, чем на поверхности Солнца (6000 К).

Утверждение 3 неверно .

4) Ригель относится к звёздам спектрального класса B.

Утверждение 4 неверно .

5) Температуры поверхностей Садра и Ригеля сильно различаются, они относятся к различным спектральным классам.

Утверждение 5 верно .

Ответ: 25

Ответ: 25|52

Справка: 5-4-2 Звезды

На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга - Рассела.

Выберите два

1) Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов.

2) Звезда Канопус относится к сверхгигантам, поскольку её радиус почти в 65 раз превышает радиус Солнца.

3) Температура звёзд спектрального класса G в 3 раза выше температуры звёзд спектрального класса А.

4) Солнце относится к спектральному классу В.

5) Звезда Альтаир имеет температуру поверхности 8000 К и относится к звёздам спектрального класса А.

Решение.

1) Как видно из диаграммы белые карлики имеют диаметр порядка 0,01 солнечного, а гиганты - 10 солнечных. Т. е. диаметр белых карликов в 1000 раз меньше, чем у гигантов. Чтобы иметь среднюю плотность меньше, чем у гигантов, массы белых карликов должны быть в миллиард (1000 3) раз меньше. Но это не так. Массы белых карликов сравнимы с массой Солнца, а массы гигантов только в десятки раз превышают солнечные. Таким образом, наоборот, плотность белых карликов существенно больше средней плотности гигантов.

Утверждение 1 неверно .

2) Большой радиус Канопуса позволяет отнести его к сверхгигантам.

Утверждение 2 верно .

3) Температура звёзд спектрального класса G меньше температуры звёзд спектрального класса А.

Утверждение 3 неверно .

4) Солнце с температурой поверхности 6000 К относится к спектральному классу G.

Утверждение 4 неверно .

5) Звезда Альтаир, имея температуру поверхности 8000 К, относится к звёздам спектрального класса А.

Утверждение 5 верно .

Ответ: 25

Ответ: 25|52

Справка: 5-4-2 Звезды

Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы. Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Линейная скорость вращения по орбите у Сатурна больше, чем у Урана.

2) Ускорение свободного падения на Венере составляет примерно 3,1 м/с 2 .

3) Угловая скорость вращения Марса относительно собственной оси вращения больше, чем у Земли.

4) Средняя плотность Венеры почти в 10 раз меньше средней плотности Сатурна.

5) Вторая космическая скорость для Нептуна больше, чем для Урана.

Решение.

1) Линейная скорость планеты равна Отношение скоростей Сатурна и Урана

больше единицы. Значит, линейная скорость вращения по орбите у Сатурна больше, чем у Урана.

Утверждение 1 верно .

2) Ускорение свободного падения на планете Ускорение свободного падения на Венере по отношению к земному

И, значит,

Утверждение 2 неверно .

3) Период вращения Марса относительно собственной оси равен периоду вращения Земли (1 сутки), значит, у них одинаковые угловые скорости

Утверждение 3 неверно .

4) Средняя плотность планеты Отношение средней плотности Венеры к средней плотности Сатурна

больше единицы. Значит, средняя плотность Венеры больше средней плотности Сатурна.

Утверждение 4 неверно .

5) Вторая космическая скорость Масса Нептуна больше массы Урана, а радиус Нептуна меньше радиуса Урана, значит, вторая космическая скорость для Нептуна больше, чем для Урана.

Утверждение 5 верно .

Ответ: 15

Ответ: 15|51

Справка: 5-4-1 Солнечная система

два верных, и укажите их номера.

1) Планетой 2 является Венера.

2) Планета 5 относится к планетам земной группы.

3) Планета 3 имеет 1 спутник.

4) Планета 5 не имеет спутников.

5) Атмосфера планеты 1 состоит, в основном, из углекислого газа.

Решение.

1) Утверждение 1 верно .

2) К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля и Марс. Юпитер - планета-гигант. Утверждение 2 неверно .

3) Земля имеет один спутник - Луну. Утверждение 3 верно .

4) На данный момент у Юпитера известно 69 спутников. Утверждение 4 неверно .

5) Меркурий практически лишён атмосферы. Утверждение 5 неверно .

Ответ: 13

Ответ: 13|31

Справка: 5-4-1 Солнечная система

Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.

1) Звезда Спика относится к звездам спектрального класса F .

2) Плотность вещества звезды Вега составляет 1 г/см 3 .

3) Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Солнца.

4) Звезды Вега и Кастор имеют примерно одинаковую температуру и массу, следовательно, будет одинаковой и их видимая звездная величина.

Решение.

1) К спектральному классу F относятся звёзды с температурой 6000-7500 К. Звезда Спика относится к звёздам спектрального класса B.

Утверждение 1 неверно .

2) Средняя плотность звезды Относительная плотность вещества Веги по сравнению с солнечной составляет

И, значит,

Утверждение 2 неверно .

3) Звёзды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Солнца (45 св. лет).

Утверждение 3 верно .

4) Вега и Кастор находятся на разном расстоянии от Земли (Вега ближе), и при примерно одинаковой температуре и массе у них разные радиусы и, следовательно, разная светимость (светимость Веги больше). Таким образом, у Веги и Кастора разные видимые звёздные величины ( у Веги и у Кастора).

Утверждение 4 неверно .

5) Температура поверхности и радиус Альдебарана говорят о том, что эта звезда относится к гигантам.

Утверждение 5 верно .

Ответ: 35

Ответ: 35|53

Справка: 5-4-2 Звезды

На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите их номера.

1) Сатурн на рисунке обозначен цифрой 4.

2) Атмосфера планеты 2 состоит, в основном, из углекислого газа.

3) Период обращения вокруг Солнца планет 3 и 4 практически одинаковы.

4) Планета 5 имеет большое количество спутников.

5) Планета 4 относится к планетам-гигантам.

Решение.

Цифрами на рисунке обозначены: 1) Меркурий, 2) Венера, 3) Земля, 4) Марс, 5) Юпитер, 6) Сатурн, 7) Уран, 8) Нептун.

1) Утверждение 1 неверно .

2) Атмосфера Венеры состоит, в основном, из углекислого газа. Утверждение 2 верно .

3) Земля и Марс имеет разные периоды обращения вокруг Солнца. Утверждение 3 неверно .

4) На данный момент у Юпитера известно более 70 спутников. Утверждение 4 верно .

5) Марс - планета земной группы, он не является планетой-гигантом. Утверждение 5 неверно .

Ответ: 24

Ответ: 24|42

Справка: 5-4-1 Солнечная система

На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга — Рассела.

Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме.

1) Звезда Бетельгейзе относится к сверхгигантам, поскольку её радиус почти в 1000 раз превышает радиус Солнца.

2) «Жизненный цикл» звезды спектрального класса К главной последовательности более короткий, чем звезды спектрального класса В главной последовательности.

3) Звёзды-сверхгиганты имеют очень большую среднюю плотность.

4) Звезда Денеб имеет температуру поверхности 8550 К и относится к звездам спектрального класса М.

5) Звезда 40 Эридана В относится к белым карликам, поскольку её масса составляет 0,5 массы Солнца.

Решение.

1) Линия на диаграмме, соответствующая 1000 солнечных диаметров, находится в области сверхгигантов. Бетельгейзе относится к сверхгигантам.

Утверждение 1 верно .

2) Из диаграммы видно, что звезда спектрального класса К главной последовательности имеет сравнимую с солнечной светимость (10 0), а светимость звезды спектрального класса В главной последовательности в тысячи (10 3) раз превышает солнечную. Значит, звезда спектрального класса B быстрее тратит свою внутреннюю энергию и имеет более короткий «жизненный цикл».

Утверждение 2 неверно .

3) Как видно из диаграммы сверхгиганты имеют диаметры равные 100 - 1000 солнечным диаметрам. Это значит, их объёмы миллионы и миллиарды раз превышают объём Солнца. При массе в десятки и сотни масс Солнца сверхгиганты имеют очень низкие средние плотности.

Утверждение 3 неверно .

4) К спектральному классу М относятся звёзды с температурой 2000 - 3500 К. Денеб с температурой поверхности 8550 К относится к спектральному классу A.

Утверждение 4 неверно .

5) Звезда 40 Эридана В относится к белым карликам.

Утверждение 5 верно .

Ответ: 15

Ответ: 15|51

Справка: 5-4-2 современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд

Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.

1) Звезда Процион относится к белым карликам.

2) Расстояние до Альтаира в 8 раз больше расстояния до Капеллы.

3) Звезды Кастор и Капелла принадлежат к одному спектральному классу.

4) Звезда Капелла является звездой типа Солнце.

5) Плотность звезды Альдебаран близка к плотности Солнца.

Решение.

1) К белым карликам относятся звёзды с диаметрами в сотни раз меньше Солнца. Процион не является белым карликом.

Утверждение 1 неверно .

2) Расстояние до Альтаира (360 св. лет) в 8 раз больше расстояния до Капеллы (45 св. лет).

Утверждение 2 верно .

3) Звезды Кастор и Капелла имеют разную температуру и относятся к разным спектральным классам.

Утверждение 3 неверно .

4) Температура, масса и радиус Капеллы близки к солнечным. Капелла является звездой типа Солнце.

Утверждение 4 верно .

5) Средняя плотность звезды Относительная плотность Альдебарана по сравнению с солнечной составляет

Плотность Альдебарана в десятки тысяч раз меньше плотности Солнца.

Утверждение 5 неверно .

Ответ: 24

Ответ: 24|42

Справка: 5-4-2 Звезды

На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите их номера.

1) Планета 5 состоит, в основном, из твердых веществ.

2) Температура на планете 4 колеблется от –70 °С до 0 °С.

3) Планета 2 не имеет спутников.

4) Плотность планеты 7 близка к плотности Земли.

5) Планета 6 не имеет атмосферы.

Решение.

Цифрами на рисунке обозначены: 1) Меркурий, 2) Венера, 3) Земля, 4) Марс, 5) Юпитер, 6) Сатурн, 7) Уран, 8) Нептун.

1) Юпитер (планета-гигант) состоит, в основном, из газообразных веществ. Утверждение 1 неверно .

2) Температура на Марсе колеблется от –70 °С до 0 °С. Утверждение 2 верно .

3) Венера не имеет спутников. Утверждение 3 верно .

4) Плотность Урана в 2,5 раза меньше плотности Земли. Утверждение 4 неверно .

5) Сатурн имеет мощную протяжённую атмосферу. Утверждение 5 неверно .

Ответ: 23

Ответ: 23|32

Справка: 5-4-1 Солнечная система

1) Астероид Харикло движется между орбитами Сатурна и Урана.

2) Кибела, Касталия и Астрея - все астероиды главного пояса.

3) Дамокл выше всех поднимается над плоскостью эклиптики.

4) В перигелии своей орбиты Гектор более чем в два раза ближе к Солнцу, чем в афелии.

5) Период обращения 1992 QB1 вокруг Солнца более 300 лет.

Решение.

a ).

e

где b

i

1) Большая полуось Харикло по величине лежит в пределах значений больших полуосей Сатурна и Урана (9,5 а. е. и 19,2 а. е. соответственно). 1 - верно.

2) Астероиды главного пояса расположены между орбитами Марса и Юпитера (значения больших полуосей 1,5 а. е. и 5,2 а. е.). По таблице видно, что Касталия не принадлежит к главному поясу. 2 - неверно.

3) Высота над эклиптикой может быть найдена по формуле

Из таблицы следует, что Дамокл выше всех поднимается над плоскостью эклиптики. 3 - верно.

4) Перигелий - ближайшая к фокусу точка орбиты. Для Гектора его величина составляет

Антонимом перигелия является афе́лий (апоге́лий) - наиболее удалённая от Солнца точка орбиты. Для Гектора его величина составляет

Таким образом, 4 - неверно.

5) По третьему закону Кеплера

Отсюда период обращения 1992 QB1 составляет 292 года. 5 - неверно.

Ответ: 13.

Ответ: 13

Справка: 5-4-1 Солнечная система

Вам даны элементы орбит некоторых астероидов.

Выберите два утверждения, которые соответствуют приведённым астероидам.

1) 2004 YH32 принадлежит поясу Койпера.

2) В этом списке только у одного астероида период обращения вокруг Солнца больше 100 лет.

3) Атира ближе всех подходит к Солнцу.

4) 1999 XS35 выше всех поднимается над плоскостью эклиптики.

5) Диоретса обращается вокруг Солнца по ретроградной орбите (в сторону, противоположную движению Земли).

Решение.

На рисунке изображены основные элементы орбиты космического тела. Планеты Солнечной системы движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Большая полуось - это половина главной оси эллипса (обозначается как a ).

Эксцентриситет (обозначается как e или ) характеризует «сжатость» орбиты. Для эллипса он вычисляется по формуле:

где b - малая полуось. С помощью эксцентриситета может быть вычислено расстояние от центра эллипса до фокуса, которое равно по величине

Наклонение орбиты небесного тела (обозначено как i на рисунке) - это угол между плоскостью его орбиты и плоскостью орбиты Земли (плоскость эклиптики).

1) Поясу Койпера - область Солнечной системы от орбиты Нептуна (30 а. е. от Солнца) до расстояния около 55 а. е. от Солнца. 2004 YH32 не принадлежит поясу Койпера. 1 - неверно.

2) По третьему закону Кеплера

где - период обращения и большая полуось Земли.

Чтобы период обращения небесного тела был больше чем 100 лет, необходимо чтобы его большая полуось была больше чем 21,5 а. е.

Таким параметром обладают сразу два астероида из таблицы - Диоретса и Иксион. 2 - неверно.

3) Перигелий - ближайшая к фокусу точка орбиты. Его можно вычислить по формуле:

Из представленного списка Атира ближе всех подходит к Солнцу. 3 - верно.

4) Высота над эклиптикой может быть найдена по формуле

Из таблицы следует, что Иксион выше всех поднимается над плоскостью эклиптики. 4 - неверно.

2) Если звёзды расположены на одном расстоянии, то блеск первой равен 5 звёздным величинам, а второй - 0 звёздных величин.

3) Если эти звезды расположены в пространстве рядом друг с другом, то вторая звезда такая тусклая, что не видна невооружённым глазом, даже если бы этому не препятствовала яркая первая.

4) Первая звезда - белый сверхгигант, а вторая - красный сверхгигант.

5) Первая звезда обязательно горячее второй.

Решение.

Звёздная величина - безразмерная числовая характеристика яркости объекта, обозначаемая буквой m

Найдем верные утверждения.

1) Если вторая звезда расположена в 10 раз ближе к нам, то световой поток от нее будет сильнее в 100 раз и видимые звездные величины от обеих звезд будут равны. Утверждение 1- верно.

2) Чем меньше видимая звездная величина, тем ярче должна быть звезда. Второе условие противоречит условиям задачи. Утверждение 2 - неверно.

3) Если звезды расположены рядом, то видимая звездная величина второй звезды больше на 5 единиц и равна приблизительно 10, что означает что такую звезду не будет видно невооруженным взглядом (невооруженным взглядом видны звезды с видимой звездной величиной меньше чем 6). Утверждение 3 - верно.

Две совершенно одинаковые звезды расположены на небе так близко, что видны как одна звезда. Их суммарный видимый блеск равен 5 звёздным величинам. Видимый блеск одной из них (первой) равен 5,5 звёздных величин. Исходя из этого условия, выберите два верных утверждения.

1) Блеск второй звезды равен блеску первой звезды.

2) Блеск второй звезды равен –0,5 звёздным величинам.

3) Звёзды находятся на одинаковом расстоянии.

5) Если каждую из звёзд приблизить к нам в десять раз, то их суммарный блеск станет равен 0 звёздных величин.

Решение.

Звёздная величина (блеск) - безразмерная числовая характеристика яркости объекта, обозначаемая буквой m . Обычно понятие применяется к небесным светилам. Звёздная величина характеризует поток энергии от рассматриваемого светила (энергию всех фотонов в секунду) на единицу площади. Таким образом, видимая звёздная величина зависит и от физических характеристик самого объекта (то есть светимости), и от расстояния до него. Причём при удалении от источника световой поток уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния. Чем меньше значение звёздной величины, тем ярче данный объект.

Следующие свойства помогают пользоваться видимыми звёздными величинами на практике.

а) Увеличению светового потока в 100 раз соответствует уменьшение видимой звёздной величины ровно на 5 единиц.

б) Уменьшение звёздной величины на одну единицу означает увеличение светового потока в 100 1/5 ≈ 2,512 раза.

Найдем верные утверждения.

Так как по условию звезды одинаковы, а суммарная видимая звездная величина двух звезд меньше чем звездная величина первой звезды (то есть вместе они видны лучше чем по отдельности), то звезды находятся на разных расстояниях (Утверждение 3 - неверно) и как следствие обладают разным блеском (Утверждение 1 - неверно). Кроме того, вторая звезда должна быть дальше первой (должна обладать большей видимой звездной величиной. Утверждение 2 - неверно), так как их общая видимая звездная величина не сильно отличается от видимой звездной величины первой звезды (Утверждение 4 - верно). Если мы приблизим каждую из звезд к нам в 10 раз, то соответствующий энергетический поток возрастет в 100 раз и как следствие видимая звездная величина уменьшится на 5 пунктов и станет равной нулю (Утверждение 5 - верно).

4) Звезда Сириус В относится к звёздам главной последовательности на диаграмме Герцшпрунга - Рассела.

5) Звезда Центавра А относится к белым карликам.

Решение.

1) К главной последовательности на диаграмме Герцшпрунга - Рассела относятся звезды радиус которых находится в пределах от 0,1 до 10 радиусов Солнца. Радиус звезды Сириус А равен 2 солнечным радиусам, а значит, она относится к звездам главной последовательности. Утверждение 1 - верно.

2) Высокая температура, масса и радиус Ригеля позволяют отнести его сверхгигантам. Утверждение 2 - верно.

3) Солнце не обладает максимальной массой среди звёзд главной последовательности на диаграмме Герцшпрунга - Рассела. Утверждение 3 - неверно.

4) Белые карлики представляют собой компактные звёзды с массами, сравнимыми или большими, чем масса Солнца, но с радиусами в 100 раз меньшими. Звезда Сириус В является белым карликом и не относится к звёздам главной последовательности. Утверждение 4 - неверно.

3) Расширение Вселенной происходит с ускорением.

4) Все звёзды в нашей Галактике удаляются от Солнца.

5) Расстояние между достаточно удалёнными друг от друга объектами Вселенной со временем увеличивается.

Решение.

Расширение Вселенной - явление, состоящее в почти однородном и изотропном расширении космического пространства в масштабах всей Вселенной, выводимое через наблюдаемое с Земли космологическое красное смещение.

Проверим правильность утверждений.

1) Во время Большого взрыва плотность материи была очень высока и никакое излучение не могло ее покинуть. Утверждение 1 - неверно.

2) Расширение Вселенной - это следствие Большого взрыва, а не наличия большого количества антиматерии в галактиках. Утверждение 2 - неверно.

3) Наша Вселенная не просто расширяется, а расширяется с ускорением. Утверждение 3 - верно.

1) Все звёзды скопления имеют одинаковую температуру.

2) Все звёзды скопления имеют одинаковый параллакс.

3) Все звёзды скопления имеют одинаковую массу.

4) Все звёзды скопления имеют одинаковую светимость.

5) Все звёзды скопления имеют одинаковый возраст.

Решение.

Звёздное скопление - гравитационно связанная группа звёзд, имеющая общее происхождение и движущаяся в гравитационном поле галактики как единое целое. Возраст звёзд скопления примерно одинаков и параллаксы должны быть близки, а вот все остальные параметры из списка могут отличаться.

Ответ: 25.

Ответ: 25|52