Деятельность может быть в. Многообразие деятельности. Эссе. Пример прогрессивной деятельности

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

Общий характер нормативных актов не означает отсутствия пределов их действия. Пределы действия нормативных актов устанавливаются во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие нормативных актов во времени определяется двумя моментами: 1) вступлением акта в действие; 2) временем прекращения его действия.

Установлен следующий порядок вступления нормативного акта в действие: 1) общий порядок; 2) специальный порядок.

Общий порядок вступления нормативного акта в действие определен специальным законом, иным нормативным актом для данного вида нормативных актов, принимаемых определенными органами. Так, согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой 25 мая 1994 г., «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ (ст. 3), а вступают в действие по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Указом Президента РФ от 26 мая 1996 года установлено: акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования (ст. 5 Указа). Общий порядок вступления в действие нормативных актов Правительства РФ определен Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ от 11 апреля 1997 г.: постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия; нормативные акты Правительства, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу не ранее их опубликования; иные акты – со дня их подписания. Общий порядок опубликования и введения в действие региональных нормативных актов устанавливается специальными актами самих субъектов Федерации.

Специальный порядок введения в действие нормативных актов устанавливается в самом нормативном акте либо в особом акте о порядке вступления в действие данного закона, принятом законодательным органом одновременно с законом. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие кодекса.

Специальный порядок введения в действие нормативных актов может предусматривать следующие случаи:

§ в акте называется конкретная дата введения его в действие;

§ акт вводится в действие с момента принятия;

§ акт вводится в действие с даты утверждения (регистрации) акта;

§ акт вводится в действие поэтапно (частями);

§ акт вводится в действие с даты фактического получения акта исполнителями (для актов, которые не публикуются).

Нормативные акты прекращают свое действие с утратой ими юридической силы. Такая утрата возможна в результате наличия следующих обстоятельств:

истечение срока действия, если нормативный акт издан на определенный строк (таков, например, закон о бюджете);

прямая отмена данного акта другим актом, изданным компетентным органом;

фактическая отмена (замена) нормативного акта изданием нового, который устанавливает для данного круга отношений новые правовые нормы, в этом случае ранее действующий нормативный акт утрачивает силу с момента введения нового нормативного акта.

С действием нормативного акта во времени связана проблема обратной силы закона и переживание закона (нормативного акта).

Обратная сила закона - это распространение действия нового акта на факты, обстоятельства, которые возникли до введения в действие новых правовых норм. По общему правилу: закон обратной силы не имеет. Он направлен в будущее, распространяется на юридические обстоятельства, факты, которые возникают после вступления закона в действие. Из этого общего правила есть несколько исключений.

Обратная сила данному нормативному акту может быть придана самим правотворческим органом, что указывается в соответствующих нормах права этого акта. Обратной силой обладают нормативные акты, устраняющие или смягчающие юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Такой силой обладают нормативные акты, конкретизирующие ранее принятые правовые акты.

Переживание закона - это продолжение действия определенных норм закона после его отмены. Это возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенное время действие норм отмененного закона.

Действие нормативных актов в пространстве характеризуется тем, на какую территорию они распространяются. Нормативные акты, действующие внутри границ данного государства, распространяют свое действие:

§ на всю территорию государства (акты правотворческих органов общей компетенции);

§ на определенную ее часть (региональные, местные акты).

С территорией тесно связано действие нормативных актов по лицам. Общее правило здесь - нормативный акт распространяет свое действие на всех лиц в пределах территориальной сферы действия. Вместе с тем отдельные нормативные акты могут распространяться только на определенную группу субъектов. К ним относятся, например, многие ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется только на лиц в пределах данного ведомства или организации (локальные нормы).

С пределами действия нормативных актов связана возможность столкновения, противоречий между ними, которые называются коллизиями. Для преодоления коллизий имеются определенные правила (коллизионные нормы):

§ при расхождении федерального и регионального (субъектов федерации) законов действует федеральный закон;

§ при расхождении нормативных актов, изданных различнымигосударственными органами, преимущество имеет акт, изданный вышестоящим органом;

§ при расхождении актов, изданных одним органом в разное время, преимущество имеет более поздний акт.

Время действия нормативно - правового акта является основным параметром, без которого остальные роли не играют.

Время действия акта определяется двумя моментами:

  1. Вступление акта в силу;
  2. Утрата актом юридической силы;

Нормативный акт считается действующим от момента вступления в юридическую силу и до момента утраты им юридической силы.

Вступление нормативно - правового акта в силу определяется либо в самом акте, либо в специальном документе, касающемся этого акта, либо же, если этого не сделано, действуют общие правила вступления акта в силу.

Вступление нормативного акта в силу определяется следующими способами:

  1. Указанием на точную дату;
  2. Увязывается с каким-либо фактом, с наступлением каких-либо событий;
  3. Увязывается с моментом официального опубликования, либо с момента опубликования, либо по истечении какого-то времени с момента опубликования;
  4. В случае, если никакой из вышеназванных способов не был использован, действуют общие правила вступления нормативных актов в силу;

Общие правила вступления нормативных актов в силу зависят от того, к какому виду актов относится данный документ. Эти правила регламентированы законодательством.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их официального подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве Юстиции РФ и официальному опубликованию.

Без выполнения этих условий указанные акты не вступают в юридическую силу.

Общие правила вступления в силу нормативных актов всегда связаны с моментом официального опубликования.

Официальными изданиями, источниками официального опубликования являются:

  1. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ и Правительства РФ – «Российская газета» и Собрание законодательства РФ;
  2. Для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и обязанности граждан – «Российская газета» и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  3. Для отдельных видов нормативных актов законодательно могут предусматриваться особые источники официального опубликования, например, «Вестник Центробанка РФ2 для актов Центробанка РФ;
Прекращение действия нормативно-правовых актов (утрата актами юридической силы) осуществляется следующими способами:
  1. Прямая отмена НПА (издается документ, который официально отменяет действие одного или ряда актов);
  2. Фактическая отмена (по тем же вопросам принимаются новые правила регулирования, хотя формально предыдущие акты и не отменялись);
  3. Истечение срока действия нормативно - правового акта (действует в отношении нормативных актов временного действия);

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие норма

тивный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В - ч е т в е р т ы х, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

Истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

В связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

В связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

Когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

Когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общсфедералыюго законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотиорчсства за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производив от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

– им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

– представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, соиершеппые на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особую категорию адресатов нормативных актоп.составляют лица с двойным граждане! ном, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихий- ное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря па многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Смотрите также:

Действие нормативного правового акта - порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Дей­ствие, т.е. «жизнь» нормативного правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.

А. Действие нормативного правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.

Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).

1. Момент введения в действие чаще всего указывается в со­путствующем акту документе - постановлении о введении (о по­рядке введения) нормативного правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.

а) Называется конкретная дата введения нормативного право­вого акта в действие. Чаще всего срок между принятием норма­тивного акта и вступлением его в силу не превышает одного-трех месяцев. Но если для реализации нормативного правового акта нет еще социально-экономических, финансовых условий или тре­буется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативного правового акта и вступлением его в силу может быть значительными. Например, Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. вступил в силу по истечении десяти дней со дня его офи­циального опубликования. Однако статьи 6 (личная охрана, ох­рана жилища и имущества), 7 (выдача оружия, спецсредств ин­дивидуальной защиты и оповещения об опасности), 11 (в части изменения внешности защищаемого лица) и 20 (о материальной компенсации) вступили в силу только 1 января 1996 г. А ст. 10 (в части, касающейся переселения защищаемого лица на другое место жительства) вступила в действие лишь 1 января 1997 г.

б) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента опубликования. Так, Федеральный закон «О свободе совести и о

религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. был опубли­кован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу; Феде­ральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Россий­ской Федерации» от 21 июля 1997 г. был опубликован 28 июля 1997 г. в «Собрании законодательства Российской Федерации» и с этого дня вступил в силу.

в) Нормативный правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий. Примером такого порядка введения в действие нормативного правового акта является уже упоминавшийся выше Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга­нов». Таким же является и Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие

ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе нормативов) ста­вится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

г) Нормативный правовой акт вводится в действие с момента его принятия. Это относится прежде всего к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания .

Этот порядок введения в действие нормативных правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. По­лучить же достоверную информацию о содержании нормативного правового акта можно лишь после его официального опубликова­ния. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают - промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.

Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально всту­пил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. На­пример, постановление Государственной Думы «О неотложных мерах по стабилизации положения на фармацевтическом рынке

Российской Федерации» было принято 18 сентября 1998 г., а опуб­ликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации» 5 октября 1998 г. Поэтому наиболее приемлемым моментом вступления в силу и этих нормативных правовых актов явился бы день их официального опубликования.

д) Нормативный правовой акт вводится в действие со дня его подписания должностным лицом. Именно так вступают в силу не­нормативные (индивидуальные) акты Президента, распоряжения Правительства, а также акты Президента и Правительства, содер­жащие сведения, составляющие государственную тайну, или све­дения конфиденциального характера.

Время между подписанием актов Президента и Правительства и их официальным опубликованием не должно превышать десяти дней.

2. Если в нормативном правовом акте срок вступления его в силу не указан, то применяется порядок, установленный Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов; актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.

Нормативный правовой акт Федерального Собрания и его палат вступают в силу одновременно на всей территории Россий­ской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер, и акты Правительства Российской Федерации, за­трагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус Федеральных органов ис­полнительной власти, а также организаций, вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их,первого официального опубликования.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их офи­циального опубликования.

3. Порядок постепенного вступления в силу (введения в дей­ствие) нормативных правовых актов. Речь идет об актах, не имею­щих общего значения; чаще всего ведомственных, нередко имею­щих ограничительный гриф и предназначенных строго определен­ным адресатам. Эти акты начинают действовать с момента полу­
чения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотвор­ческого органа обусловливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.

Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопро­сов, связанных с введением в действие нормативных правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов ор­ганов исполнительной власти, требует совершенствования суще­ствующая процедура. Целесообразно издание единого закона о разработке, опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов, действующих на территории России.

Прекращают, свое действие нормативные правовые акты:

а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изме­нением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты пе­риода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).

Об отмене устаревших нормативных правовых актов чаще всего говорится во вновь принятом и вступающем в силу акте. Это наиболее распространенный способ отмены прежних предпи­саний. Редко какой закон, указ, постановление, приказ не содер­жит пункта, указывающего на акты или положения, утрачиваю­щие силу в связи с введением в действие нового нормативного пра­вового акта. Например, в последней статье Федерального закона «О статусе военнослужащих» 1998 г. названы два закона Россий­ской Федерации и два постановления бывшего Верховного Совета Российской Федерации, утрачивающих силу.

Отмене устаревших нормативных правовых предписаний не­редко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства Российской Федерации «Об изменении и призна­нии утратившими силу решений Правительства Российской Фе­дерации в связи с принятием Конституции Российской Федера­ции» от 27 декабря 1994 г. № 1428, где признаны утратившими силу 76 актов Правительства либо их отдельных положений. По­становлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 343 в связи с принятием Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу 17 постановлений быв­шего Совета Министров РСФСР.

С действием нормативных правовых актов во времени связано понятие обратной силы закона (точнее - нормативного правово­го акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет (lex ad praeteriam non valet - лат.)», т.е. распространяет свое дейст­вие только на те отношения, которые возникли после введения

£ его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людь­ми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативного правового акта.

Данное правило нередко фиксируется во вновь принятом юри­дическом правовом акте и формулируется словами: «Настоящий закон (кодекс, устав и проч.) применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие». Примером может слу­жить ст. 72 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 г., ст. 147 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г. и др.

Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обрат­ную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устра­няет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так применяют некоторые нормы УК, который значительно сокраща­ет применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.

Обратная сила новому закону может быть придана также пря­мым указанием законодателя. Например, часть первая ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г., однако в ст. 11 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 ноября 1994 г. говорится: «Дейст­вие статьи 234 Кодекса (приобретательская давность) распростра­няется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 ян­варя 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса». Действие нового Кодекса, таким образом, рас­пространено на отношения, которые возникли до 1 января 1995 г.

Б. Действие нормативного правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативные правовые акты действуют безраздельно на всей территории госу­дарства. Однако есть акты ограниченного территориального дей­ствия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).

В состав российской государственной территории входят на­ходящиеся в пределах государственных границ: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды - примы­кающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати мор­ских миль; в) воздушное пространство.

К государственной территории (условной территории) прирав­ниваются территории посольств, морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком россий­

ского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в от­крытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к терри­тории государства повсеместно, а невоенные морские и воздуш­ные суда - соответственно только в водах и воздушном простран­стве своего государства в открытом море и воздушном простран­стве над ним.

На государственной российской территории и территории, ус­ловно приравненной к ней, действуют нормативные правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора».

В. Действие нормативных правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативные правовые акты в Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные правовые акты дей­ствуют лишь в отношении определенных граждан.

Например, воинские законы касаются только военнослужа­щих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Край­него Севера имеет в виду только граждан, работающих и прожи­вающих в этих регионах, законодательные предписания об ответ­ственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.