Диктанты по русскому языку 6 кл. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Зимой в тайге

Диктант № 1.

Осень.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, настоящие дни поздней осени. Лишь изредка пробежит легкий ветерочек по разноцветным листьям: золотистым, багровым, желто-оранжевым.

Спускаешься по лесной тропиночке вниз вдоль молодых берез, дубов, осинок, кустов орешника. Вокруг тишь. Не слышишь пения птиц. На багряных листьях кое-где повисли капельки росы от ночного тумана. Немножко грустно расставаться с летом.

Далеко видно вокруг. Грудь легко дышит осенней свежестью. Хотелось бы идти вперед по мягкому ковру.

Отовсюду доносятся разговоры пернатых о близком путешествии. Счастливый возвращаюсь я домой. А ведь так не хочется выбираться из объятий леса.

( 126 слов)

Диктант № 2.

Буря в пустыне.

Погода начинала портиться. С запада стали надвигаться черно-синие тучи. Через полчаса разразилась грозовая буря, и мыпринялись следить за ее развитием.

Шепотом зашелестел огненно-желтый песок, который сбежал по отвесному склону горы вниз. Резкий свист раздается слева и справа, и песок кое-где дымится, бурлит.

Все вокруг чудовищно грохочет и вздымается: вода, окрестные вершины, потоки песка.

Тяжелые капли дождя ложатся на горячую и беспокойную землю. С места не сдвинешься, потому что песчинки яростно бьют в лицо. Вдруг количество капель увеличивается, и под их мощностью смиряется песок.

Влага как будто сдерживает его порыв. Но все-таки дождь смог успокоить ветер, а затем прекратить безжалостную бурю. «Опасность миновала»,- говорит наш проводник. Пора идти вперед. Мы не предполагали, что такое может сотворить ненастная погода.

Вскоре воцарилась долгожданная тишина. До свидания, пустыня!

(127 слов)

Диктант №3.

Смелый всадник.

Врач предложил ему забыть о сражениях, потому что не было никакой надежды вернуться в строй из-за серьёзного ранения.

Вскоре в землянку к мальчишке пришёл комиссар и рассказал преинтересную монгольскую сказку о бесстрашном, честном человеке. Звали его Гайдар. В переводе с монгольского на русский– это всадник, который скачет впереди.

«Мальчик мой, идти впереди трудно!» - объяснил комбриг.

Мальчишка тот был Аркадий Голиков. Он вырос и запомнил чудесную сказку, которая не раз приходила ему на помощь во время преопасных жизненных ситуаций. Потом он стал прекрасным писателем и подарил огромное количество книг. Свои произведения подписывал именем мужественного всадника Гайдара.

(130 слов)

Диктант № 4.

Памятник собаке.

В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале сделана следующая надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого-погиб».

Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Они приучены разыскивать путешественников, которые в непогоду исчезли под снежными обвалами. На спине собаки-разведчика прикреплены средства первейшей помощи: медикаменты, одеяла, продукты. Животное чувствует, если не может помочь. Тогда зовет на помощь людей, и те торопятся прибыть на место происшествия.

Барри отыскал сорок человек. Сорок первого он обнаружил под огромным завалом, но несчастный не подавал никаких признаков жизни.

Собака вытащила его за капюшон. В скором времени пострадавший очнулся, но испугался, прицелился и выстрелил в недруга.

История эта взволновала общественность, и люди бесстрашному герою по имени Барри поставили памятник в столице Франции.

(127 слов)

Диктант № 5.

Осина.

Осина – удивительное дерево, которой и зимой красиво. Причудливым узором переплетается тонкое кружево ее ветвей.

В дуплах старых осин гнездятся птицы, прячутся на ночь, а днем спешат уберечься от непогоды и лесных недугов. Белки-хлопотуньи собирают на зиму съестные припасы, а осиновой корой любят лакомиться зайцы и лоси.

Осина – полезное дерево. С давнего времени из толстых бревен долбили легкие лодки, мастерили нехитрую домашнюю утварь: корыта, кадки, черпаки.

Идешь по лесу, не торопишься, неосторожным прикосновением собьешь ветку и тут же засыплешься колючей порошей. Вдруг сорвется и полетит куда-то тяжелый глухарь, а из-под ног выскочит с перепугу резвый зайчонок.

Осина редко располагается сплошными зарослями, и чистый осинник почти не встречается. Обычно она расселяется между березами и елями.

Перед весной зазеленеет особенным цветом осина, и люди говорят радостно: «Здравствуй, весна!»

(127 слов)

Диктант № 6.

Самая прекрасная река.

Нева – удивительная река. Ее длина от истока до устья всего семьдесят четыре километра. Нева имеет очень своеобразный бассейн, который включает в себя около пятидесяти озер и более трех тысяч пятисот рек, маленьких и больших. Этиреки и озера соединяются друг с другом и образуют сложную сеть.

Нева течет по широкой ложбине, не имеет террас и поймы. В основном берега реки песчаные, но кое-где встречаются глиняные. Они довольно круты, а местами обрывисты, высота их достигает пять-девять метров. Нелегким бывает препятствием подняться на них путешественникам с тяжелым скарбом: рюкзаками, веревками, продуктами.

И лишь лыжникам приятно спуститься по льду Невы. Они проходят в день по пятнадцать-шестнадцать километров.

Небольшая скорость спортсменов позволяет им хорошо рассмотреть окрестности берегов реки. «Да, хороша наша река и зимой, и летом!» – думают они.

(129 слов)

Диктант № 7.

Подвиг солдата.

Сержанту Николаю Масалову было двадцать лет. Больше двух тысячкилометров прошел он с боями, и до победы ему оставалось около четырехсот метров земли.

Бойцы напряженно готовились к последнему решающему удару. Орудийные и минометные расчеты докладывали о готовности к бою, но в эту минуту из-под моста сержант Масалов услышал чей-то плач.

До моста была полоска больше полста метров, но каждый метр обстреливался врагом.

«Вскоре ударят орудия, и ребенка не спасет ничто», - подумал сержант. Малыш звал на помощь, махал ручонками, но никто не спешил помочь.

Бесстрашный знаменосец полка пополз, чтобы вынести из-под огня чужого ребенка.

Вдруг какая-то случайная пуля задела нашего солдата. Немецкая девчонка спасена, так как сержант накрыл ее своим плащом.

До сих пор в Германии стоит памятник советскому воину с немецкой девочкой на руках. Слава тебе, русский солдат!

(130 слов)

Диктант № 8.

Подвиг трубача.

Долго не могли взять фашисты Брестскую крепость, которую окружили со всех сторон. На нее враги обрушивали бомбы, громили из пушек, но героическая крепость все равно не сдавалась.

Петя Клыпов – горнист, сын полка. Он каждое утро играл зарю, а вечером – отбой. Фашисты свирепели, посылали пачки снарядов.

Но вот кончились патроны и гранаты. Командиры приняли решение: вести остатки гарнизона на прорыв, пробиться сквозь кольцо врагов к лесуи уйти в партизаны.

И тогда Петя вышел из крепости и затрубил: «В атаку, защитники!»

Готовьсяв поход.

Наконец-то зима сдает. По утрам все ярче разгорается восток. В затишье кричат воробьи.

Эту неделю я часто поглядываю на рюкзак. Рюкзак – мой неизменный спутник и верный товарищ. Я понимаю, что с приближением весны ему не нравится висеть на гвоздике. Он хочет, чтобы к нему прикоснулись мои руки, чтобы я пришил пряжку, которую потерял во время прошлогоднего похода. Он ждет, чтобы я положил на дно необходимые снасти: крючки, поплавки, грузила.

Все-таки стосковался бедняжка по лету. А ведь летом тонул он как-то, солнце выжгло на боках у него белесые пятна. Казалось мне, что он был доволен, когда осенью я повесил его отдыхать на гвоздь.

Из-за неудобного характера птенца подстерегали неприятности. Однажды откуда-то донесся разливистый собачий лай. Из гнезда виднеется лишь ряд бесформенных крыш, а внизу кудлатая собачонка лает на какого-то воробья. Никому не хочется пропустить такое преинтересное зрелище, и грачонок перевалился через край и чуть не вывалился из гнезда.

Грачата за матерью торопятся спуститься к ручью, чтобы учиться летать. Впервые неугомонный птенец стал с жадностью пить прохладную воду, но на скользком камне ноги разъехались, и малыш свалился вниз. Течение тут же захлестнуло его, но мать оказалась близко и быстро прихватила клювом непоседу за крылышко.

С помощью родителей грачата научились летать, подниматься и приземляться и чувствовали себя уверенно.

Так началась жизнь нового грачиного поколения.

Контрольные диктанты для 6 класса.

I. По повторению изученного в 5 классе.

1.

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

2.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

3.

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

II. По теме «Морфемика и словообразование».

1.

Заблудился.

Вечерняя заря догорает. В холодном воздухе разливается сизый туман. 4

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У ног моих тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрелся кругом и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Низкие кусты широко тянулись передо мной, а за ними далеко виднелось пустынное 2 поле. Как добраться домой?

Я вышел на опушку и пошел полем. Очень трудно пробираться по узкой 1 тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом.

В тишине гулко раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе зажигаются звёзды, заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

III. По теме «Имя существительное».

Грабёж среди белого дня.

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. 4 В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур. 4

Щенок Фунтик подошёл к миске 3 и, не теряя времени, вытащил 2 из воды 3 съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел 2 на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, помчался на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями и закукарекал так громко, что сбежались все куры. Петух смотрел победителем. Он только что прогнал воришку, который мог оставить всех без еды. Петух клюнул корку и с отвращением отбросил её. Ему не понравился запах корки. Она пахла Фунтиком.

IV. По теме «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Было раннее туманное 2 утро. Над деревней раздавались петушиные крики.

Мы выехали, когда заря разгоралась. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились 2 на отдых на песчаном берегу озера.

Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса. Её капельки переливались на траве, как бусинки. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера. 4 В прибрежных 2 кустах проснулись утки. 4

Вскоре прибежали 2 загорелые ребятишки и стали купаться. «Ребята, идите к нам!» — позвали они нас. Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

V. По теме «Имя числительное».

К полюсу на лыжах.

(16) марта (1975) года отважная с…мёрка ру(с,сс)ких 2 спортсменов во главе с Дмитрием Шпаро вп…рвые на лыжах отправилась к (С,с)еверному полюсу. За (76) дней было преодолено (1500) к…лометров тяж…ло… пути по ледя(н,нн)ым торосам с опас(?)ными трещинами 2 и развод…ями в условиях постоянной стуж(и,ы). Во время экспедици… наиболее ни…кая температура воздуха достигала 2 (- 45) градусов. Особенно трудными были последн… к…лометры пути. См…льчаки выбивались из сил. Из(за) густо…, непроглядно… тумана, которым (А,а)рктика встретила их на подступах к полюсу, пут…шестве(н,нн)ики чуть (не) прошли символическую точ(?)ку глубиной свыше (4) к…лометров. Определить географическое пол…жение полюса можно только при пом…щи Со…нца. А Со…нца (не) было. Но (31) мая внезапно по…вившийся солнечный луч(?) позволил Шпаро найти точ(?)ку (С,с)еверного полюса.

Отважные и(с,сс)ледователи выполнили больш…й об(?)ём науч(?)ной работы и вн…сли зн…чительный вклад в сокровищницу наш..х знаний об (А,а)рктике, о ж…зни человека в (не)обыч(?)ных суровых условиях.

VI. По теме «Местоимение».

(Озаглавить.)

Однажды в летн…ю ноч(?) я с…дел 2 в моей комн…те за письме…ым столом. Ноч(?) была тихая только с реки дон…сились какие (то) д…лёкие 2 лё…кие звуки. В полной ноч(?)ной т…шине под полом (в)друг п…слышались чьи (то) г…лоса. Они были похож… на ш…пот птенц…в к…торые пр…будились (в) гн…зде. Но какие птенц… могли быть (в) подполье 2 ? Я долго (не) мог понять кто разг…варивает (у) меня 3 под полом. Потом я дог…дался что это еж(ы, и).

Еж(ы, и) смирные и кроткие звери . Разг…варивать, конечно, они (не) умеют. Это я слышал их в…зню. Они (н…)кому (не) прич…няют вреда и (н…)кого (не) боят(?)ся. Днём они спят а ноч…ю выходят (на) охоту. Они уничт…жают вредных насекомых воюют (с) крысами и мышами 4 .

На зиму еж(ы, и) з…сыпают. Их мален…кие берлоги п…крывают снежные сугробы и они пр…спокойно спят всю зиму.

(По И.И. Соколову – Микитову.)

VII. По теме «Глагол».

Журавли.

Каждый год возвращаются 3 журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло 2 большое болото. 4 В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. 4 Соберутся 3 в кружок на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса.

Скоро выведутся 2 на болоте длинноногие неуклюжие журавлята, и журавли начнут ловить для них лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.

VII. Итоговые контрольные диктанты.

1.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он стряхнул снег с её спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым.

История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым. Он хотел вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что он не так уж привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

История Каштанки.

Ст..яла зима. Снег падал пуш..стыми хлоп..ями приятно к…сался лица. Рыжая с..бач(?)ка 2 прижалась (к) двери под…езда бе..помощно повизгивала и др..жала 2 (от) холода. Ей х..телось обогрет(?)ся но н…кто (не) спешил ей помоч(?).

Вдруг кто (то) толкнул дверь. С..бака вскочила увидела (не) высокого человека в кожа(н,нн)ом пальто. Доверчиво прик..снулась она к его руке 4 . Он стряхнул снег с её спины и пом..нил (за) собой. Дома он выделил ей оловя(н,нн)ую т..релку блю..це и с..бака осталась ж..ть (у) него.

(Не)знакомец ок..зался знаменитым артистом ц..рка Дуровым.

История Каштанк.. описана в извес..ном 2 ра(с,сс)каз… Чехова. Но не все знают что столяр судился (с) Дуровым. Он х..тел вернуть с..баку. Дуров предл..жил х..зяину больш…е ден..ги и столяр нач..л колебат(?)ся. Суд..я почу..ствовал что он не так уж пр…вязан к с..бак… Каштанка осталась (у) артиста.

2.

Весеннее утро.

Хорошо весеннее утро! Небо перед утренней зарёй прояснилось 2 , и из-за синей полоски показалось 2 солнце. Над узкой речкой расстилается туман и начинает клубиться золотистым дымом.

В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретишься. Предрассветная 2 тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. 4

Но вот раздается 2 негромкий стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Всё радуется весеннему утру: птицы, деревья, цветы. Из куста выскочил какой-то зайчонок и сбросил с веток капли росы. 4 Белоснежные 2 облака иногда бросают лёгкую тень на ярко-зелёную травку, синюю гладь реки. Неизъяснимое чувство радости наполняет 2 душу. «С добрым утром, природа!» — кричу я и замираю от восторга.

3.

Жили мы в деревне. Домик наш стоял на берегу Камы. 4 Раз утром прибегает сынишка 2 , лезет за пазуху, вынимает живого плавунчика и пускает его на пол. Удивительная птичка 2 ходит по избе, нас не боится. Решили мы её выпустить.

В лесу знал я такую большую яму с водой. Туда мы и выпустили птичку. Через два дня мы вернулись. Вдруг что-то промелькнуло у нас над головой. Это плавунчик наш на воду садится 3 , подплыл и у ног сынишки кувыркается 3 .

Скоро птицы отправятся в осеннее путешествие. 4 Но весной они опять прилетят.

Ребята, если встретите плавунчиков, не трогайте их! Ведь так на душе хорошо становится, когда в тебя крепко верит беззащитное существо!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Тематические диктанты. 6 класс.

УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.

Рассмотрено на МО Утверждено

Согласовано Директор__________

Завуч_____________ Приложение к приказу № от____

Входной контрольный диктант № 1.

Время: 45 минут

классе», М.: Просвещение, 2011 г.)

«5»- без ошибок, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой

пунктуационной ошибки.

«4»- 2 орфограф, и 2 пунктуац.

1 орфограф, и 3 пунктуац.

0 орфограф, и 4 пунктуац.

«3»- 4 орфограф, и 4 пунктуац.

3 орфограф, и 5 пунктуац.

0 орфограф, и 7 пунктуац.

«2» - 5 орфограф, и 9 пунктуац.

6орфограф, и 8 пунктуац.

7орфограф, и 7 пунктуац.

8 орфограф, и 6 пунктуац

В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идём в лес.

За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней

решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберёзовики.

Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.

Вот у берёзки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу.

Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у

осинки. И они попадают в корзину.

День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь

звонкого пения птиц. Они готовятся к отлёту на юг. (104 слова)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в. За деревней расстилаются широкие поля.

2в. Они готовятся к отлёту на юг.

2 РАЗОБРАТЬПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в.- подосиновики, освещают, осинки.

2в. –подберёзовики, расходятся, берёзки.

Контрольный диктант № 2по теме «Словообразование и орфография».

Цель:

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться

сквозь заросли кустов, по дорогамк дальнему озеру.

Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят

светлячки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца

ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно

летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.

вижу из- за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100 слов.)

Грамматические задания

1. ВЫПИСАТЬ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ, ВЫДЕЛИТЬ

2. РАЗОБРАТЬ ПО СОСТАВУ СЛОВА.

1в. – рыбаки, безветрия, пробираться.

2в. – лесные, подножия, разгорается.

Контрольный диктант № 3 по теме «Словообразование и орфография»

ЦЕЛЬ: проверить, насколько хорошо усвоена данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы

весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его

лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В

низинах ещё расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев

и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и

преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах

зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов )

Грамматические задания

1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – соседские, предложили, расстилался

2в. – дорожка, собирались, прибрежных

2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.

Контрольный диктант № 4по теме «Имя существительное»

: проверить уровень усвоения данной темы.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые

снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.

Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого

прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не

узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой

поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят

на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца,

сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди. (101 слово)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ

1в. – осенью 2в. – камыша

2. ПРОИЗВЕСТИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1в. Побелели дорожки и крыши домов.

2в. Загораются, блестят разноцветные искорки инея.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ№ 5ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

ЦЕЛЬ: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

РУССКАЯ ЗИМА.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на

солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки.

Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По

всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик,

поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов расселась на ветках

ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают

из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы.

Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнём в

сугробе.(112 слов)

Грамматическое задание

1в. – шубкой 2в. – по дереву

Контрольный диктант№ 6по теме«Имя прилагательное».

Цель:

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться

быстрее, но сегодня снегопад прекратился.

Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал

зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около

смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.

Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался

душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал,

что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность.

Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.

Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»-

подумал он.

Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)

Грамматические задания

1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1в . – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.

2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.

2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. - под раскидистой (елью)

2в. - около смолистого (пня)

Контрольный диктант№ 7по теме «Имя прилагательное».

Цель: проверить знания учащихся по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 6

классе» М.: Просвещение. 2011 г.)

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день.

Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть

песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало

только пениемаленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной

бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из

земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно –коричневые зёрнышки. Тогда я понял,

что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (118 слов)

Грамматические задания

1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ:

1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные

2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

Контрольный диктант№ 8по теме «Имя числительное».

Цель:проверить уровень усвоения знаний учащихся по данной теме.

Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём

содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а

вытекает одна –Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из

озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в

октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и

превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина

достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и

тогда озеро становится неласковым морем.(108 слов.)

Грамматические задания

1. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – восьмой (вагон) 2в. – двадцать шесть (книг)

2. ПРОСКЛОНЯЙТЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.

1в. – шестьдесят 2в. – пятьсот

6 класс

Контрольный диктант№ 9по теме «Местоимение».

Цель:проверить, насколько хорошо усвоена учащимися данная тема.

(Текст взят из методического пособия Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в

6 классе» М.: Просвещение. 2011г.)

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь

была тихая, только с реки доносились какие –то далёкие лёгкие звуки. В полной

ночной тишине под полом вдруг послышались какие –то тихие голоса. Они были

похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли

быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом.

Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их

возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а

ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и

они преспокойно спят всю зиму. (125 слов.)

Грамматические задания

1. УКАЖИТЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ

1в. – в первом абзаце 2в. – во втором абзаце

2. ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ.

1в. – моей 2в. – у меня

Контрольный диктант№ 10по теме «Глагол».

Цель: проверить знания детей по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной «Поурочные планы по

БИТВА ВО РЖИ.

Солнце давно уже село, догорает короткая летняя зорька, какие – то тени реют

над полем. Это совы вылетели за добычей. В лунную ночь будут они

присматриваться, ловить мышей и полёвок. Надо много ловкости, чтобы поймать их

в высокой ржи.

Но во ржи живёт множество других вредителей. Это насекомые и их

прескверные гусеницы. Если бы их никто не трогал, то от хлебного поля ничего бы

не осталось. Однако есть у поля ценные друзья, которые стараются сберечь урожай.

знать не хотим, тогда как они самоотверженно спасают наши хлеба от истребления.

Грамматические задания

1. РАЗБЕРИТЕ СЛОВА ПО СОСТАВУ.

1в. – догорает, хлебного, лунную

2в. – вылетели, ловить, вредителей

2. ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛА 3 ВИДА НАКЛОНЕНИЙ.

1в. – рисовать 2в. – играть

Контрольный диктант№ 11по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень усвоения знаний по данной теме.

(Текст взят из методического пособия Н. М. Скоркиной«Поурочные планы по

русскому языку. 6 класс».Волгоград. Издательство «Учитель - АСТ» 2009 г.)

Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи.

В яркий солнечный день тысячи муравьёв копошатся, что – то делают, куда- то

торопятся.

Вот один муравей забегает то спереди, то сзади, с большим усилием втаскивает

на муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружениесвоего

Контрольный диктант с грамматическим заданием, 6 класс

(входная диагностика)

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь. На голых листьях повисли капли росы от ночного тумана.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета. «Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я.

(По И.Соколову-Микитову)

Задания

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – На голых листьях …;

2 вариант - Вдруг среди листвы…

2) Запишите три слова с разными орфограммами, обозначьте орфограмму, подберите проверочное слово, если можно:

1 вариант – л..сной, видиш.., ж..лтой;

2 вариант – т..желый, слышиш.., ш..роха.

3) Выполните разбор словосочетаний:

1 вариант – тусклый день;

2 вариант - пестрый комочек.

Для 6класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.

Контрольный диктант по итогам I четверти

Сокровища пирамид

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

Грамматическое задание

1. Произведите : Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);

Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);

К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

Синички и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)

(102 слова.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).

3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

Памятник

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат - русский император - вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Морфологический разбор слова

серебряной

чистенькой

Морфемный разбор слов

велосипедного, телефонной

прямоугольном, традиционном

Синтаксический разбор предложения

Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Найдите в тексте

Выпишите 2 качественных прилагательных

Выпишите 2 относительных прилагательных

Морфологический разбор слова

глубокому

Словообразовательный анализ слов

черно-изумрудную, зимнего

Холодный, юго-восточном

Синтаксический разбор предложения

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Конец зимы

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).

Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

Стихийные бедствия

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось-мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. 4

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. 4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По-гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);

В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

Подвиг Сталинграда

Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. 4

Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... 4

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);

На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Весна

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

Тигрёнок

Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные 3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

Пока отец отпрягал уставших 3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

Сердитые чайники

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены 3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

Вы, любящие 3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).

Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

Замысел художника

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).