Презентация по аксакову для начальной школы. Презентация на тему "сергей тимофеевич аксаков". Произведения С.Т. Аксакова

Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича
Аксакова
(1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери
помощника оренбургского наместника, родился в Уфе
20 сентября 1791 года.

Серёжа Аксаков был очень одарённым
мальчиком. В четыре года он уже хорошо
читал, а в пять лет декламировал наизусть
стихи Сумарокова (поэт, писатель XVIII века)
по-своему пересказывал и даже
разыгрывал сказки «Тысячи и одной ночи».

Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич
осознал очень поздно и первые книги написал
когда ему было уж далеко за пятьдесят. В
эту пору С.Т.Аксаков - отец многочисленного и
дружного семейства, гостеприимный хозяин
дома, куда съезжалась вся литературная,
театральная и музыкальная Москва. Друзья (а
среди них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин,
И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой) восхищались
рассказами Аксакова о русской старине, о
семейных преданиях, о красоте земли, которую он,
страстный охотник и рыболов, знал как никто.

В казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году.
Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу
основателей она должна была представлять собой нечто
более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии
Аксаков провел три с половиною года.

Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский
писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он
услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так
рассказывает об этом в повести «Детские годы Багровавнука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По
совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая
была великая мастерица сказывать сказки и которую даже
покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея,
немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала
говорить, немного нараспев: „В некиим царстве, в некиим
государстве…“
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что,
напротив, я не спал долее обыкновенного?

На другой же день выслушал я в другой раз повесть
об „Аленьком цветочке“. С этих пор, до самого моего
выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала
мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
Более других помню я „Царь-девицу“, „Иванушкудурачка“, „Жар-птицу“ и „Змея Горыныча“».
В последние годы жизни, работая над книгой
«Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич
вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную
сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти.
Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор
стала у нас любимой сказкой.

«Река сюжетных линий»

«Аленький цветочек»
«Щелкунчик»
Любовь главной героини к герою
Своей любовью главные героини снимают
заклятие
Героини за внешним уродством смогли
рассмотреть щедрость и доброту души чудищ
Контраст красивого и ужасного

Очень необычной является еще одна
книга Сергея Тимофеевича,
опубликованная в 1859 году "Собирание бабочек". Это
одновременно и документальнохудожественное повествование, и
пособие для начинающего энтомолога.

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина. Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать – Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, была очень образованная для своего времени женщина.


Детство Аксакова прошло в Уфе и Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. в имении Ново -Аксаково, среди степной природы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы. Большую роль в воспитании будущего писателя сыграла Пелагея, выполнявшая в доме роль ключницы и сказительницы.


В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов В возрасте 8 лет, в 1801 году Аксаков был определен в Казанскую гимназию. В 1804 году тринадцатилетний Сергей Аксаков в числе 40 самых способных гимназистов становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности. становится студентом. Казанского Университета. Во время учёбы у него стали проявляться литературные интересы и способности.


В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, В 1821году началась его литературная деятельность. Но времени на творчество не было, приходилось зарабатывать на жизнь. Аксаков вынужден был служить инспектором Землемерного училища, а позднее стал его директором. а позднее стал его директором.


После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры. После смерти отца Сергей Тимофеевич Аксаков получил наследство и вышел в отставку. Он купил подмосковное имение Абрамцево и превратил его в своеобразный дом – музей русской культуры. Здесь часто бывали писатели, художники и актёры.


В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука». В Абрамцево Аксаков писал книги о природе. Воспоминания о детстве легли в основу автобиографической повести «Семейная хроника» и книги «Детские годы Багрова – внука».












Вспомним сказку! 1. Назовите главного героя сказки. 1. Назовите главного героя сказки. 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 2. Почему купец любил больше меньшую дочь? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 3. Какие гостинцы попросили привезти купца его дочери? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 4. Какие чудеса происходили с купцом во дворце? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 5. Как произошла встреча купца с чудищем? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения? 6. Что произошло в доме купца после его возвращения?


7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 7. Как жилось купеческой дочери во дворце чудища лесного? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 8. Почему чудище отказывалось показаться девушке на глаза? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 9. Как встретилась купеческая дочь с отцом и сёстрами? Почему сёстры захотели её задержать? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 10. Что случилось с чудищем из –за опоздания купеческой дочери? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 11. З что полюбила купеческая дочь зверя лесного чудо морское? 12. Чему учит эта сказка? 12. Чему учит эта сказка?



1 слайд

2 слайд

Серге й Тимофе евич Акса ков (20 сентября (1 октября) 1791, Уфа - 30 апреля (12 мая) 1859, Москва) - русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

3 слайд

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым. Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович. В возрасте 8-и лет, в 1801 г. Аксаков был определен в Казанскую гимназию. С 1804 г., когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского Университета, Аксаков становится в нём студентом.

4 слайд

В годы своей учёбы в Казанском Университете (1804-1807) Аксаков участвует в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публикует свои первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. «Карамзинизм» юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он читает «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и становится ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества. С 1806-го года Аксаков принимает участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. Свое участие в нём он прерывает в июне 1807 года в связи с переездом в С.-Петербург. Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

5 слайд

По переезде в С.-Петербург в 1808 году Аксаков поступает на службу переводчиком в «Комиссию по составлению законов». В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы. Он знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым артистом-трагиком Я. Е. Шушериным, о которых позднее напишет замечательные мемуарно-биографические очерки. В 1811 году была создана «Беседа любителей русского слова», свидетелем чего был Аксаков. В то время оно было главным выразителем «русского направления в литературе». Аксаков сохранял к нему симпатию всю свою жизнь, хотя, в силу возраста, в то время не принимал активного участия в деятельности этого литературного общества. В том же году он оставляет службу и переезжает в Москву. Здесь он сближается с кругом ныне забытых писателей Н. М. Шатровым, Н. И. Ильиным, С. Н. Глинкой и др. Несколько позже он знакомится с видным театральным деятелем и драматургом той эпохи кн. А. А. Шаховским, писателем М. Н. Загоскиным и драматургом А. И. Писаревым. Воспоминания о периоде его жизни с 1812 по 1826 гг. легли в основу его «Литературных и театральных воспоминаний» (1856-1858).

6 слайд

С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург. В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа. В 1817 году у них рождаются дети: сын Константин, в 1819 дочь Вера, а в 1823 ещё один сын Иван, будущие писатели и общественные деятели, идеологи славянофильства.

7 слайд

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В 1811 г. он переводит «Школу мужей» Мольера, в 1812 для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (1823). Несколько позже - комедию Мольера «Скупой» (1828) и роман В. Скотта «Певериль» (1830). Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание „Чёрной шали“ Пушкина». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому». Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы, Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности» при Московском Университете.

8 слайд

В 1826 году после ряда безуспешных своих попыток организовать ведение хозяйства в оренбургском поместье, Аксаков вынужден переехать в Москву на постоянное место жительства и вновь поступить на государственную службу.

9 слайд

В течение 20 - 30-х гг. основной составляющей творческой деятельности Аксакова были переводы, театральная и литературная критика и немногочисленные стихотворения. Первым заметным опытом в прозе становится его очерк «Буран» (1833). Он был анонимно опубликован в альманахе «Денница» в 1834 г. Примечательно то, что в нём уже намечаются те черты аксаковской поэтики, которые станут характерными спустя два десятилетия. В основе сюжета очерка лежит реальное событие, известное Аксакову со слов очевидцев. В тексте присутствуют замечательные и по поэтичности, и по достоверности описания природы. «Буран» был замечен современниками. В «Московском телеграфе» редактируемом Н. Полевым, не знавшем об авторстве Аксакова, своего идейного противника, была напечатана хвалебная заметка. Аксаковское описание бурана, впоследствии, было использовано как образец при изображении зимней бури А. С. Пушкиным в «Капитанской дочке» и Л. Н. Толстым в «Метели».

10 слайд

Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему замечательному литературному творчеству. Дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей. В 20 - 30-е годы в его доме регулярно по субботам собирались М. С. Щепкин, М. Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин и многие другие. Постепенно этот круг стал пополняться друзьями его детей Константина и Ивана славянофилами: А. С. Хомяковым, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самариным. На десятилетия дом Аксаковых стал одним из важнейших мест, где зарождалось, и развивалось движение славянофилов. После того как Аксаковым было приобретено именье Абрамцево, частыми посетителями там стали: Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, С. П. Шевырев и многие, многие другие. Сам Сергей Тимофеевич Аксаков, его супруга Ольга Семеновна и дети Константин Сергеевич, Иван Сергеевич, Вера Сергеевна Аксаковы создавали и поддерживали в своем доме, как атмосферу гостеприимства, так и высокий уровень интеллектуальных дискуссий.

11 слайд

«Русская литература чтит в нём лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка» (А. Горнфельд)

12 слайд

Акса ково - село в Бугурусланском районе Оренбургской области России В селе находится Музей-заповедник писателя С. Т. Аксакова[

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года.

Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения.

В казанскую гимназию Аксаков поступил на десятом году. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел три с половиною года.

Очень необычной является еще одна книга Сергея Тимофеевича, опубликованная в 1859 году - "Собирание бабочек". Это одновременно и документально-художественное повествование, и пособие для начинающего энтомолога.

Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни от ключницы Пелагеи, которая была великая мастерица сказывать сказки. Пришла Пелагея, села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Житие Сергия Радонежского" раскрывает тему урока. Через презентацию ребята более полно познакомятся с жизнью маленького Варфоломея и становлением его, как личности и великог...

Урок построен так, что обсуждая прочитанный дома текст, углубляем зания о жизни Сергие Радонежском и переходим к событиям Куликовской битвы.П. С. Если не откроется или будет плохое изображение пишите...

Презентация к уроку литературного чтения для 4 класса по программе Школа России "Памятники Сергию Радонежскому" к 700-летию Великого Святого

Эта презентация может примениться на уроках литературного чтения в 4 классе при изучении темы "Житие Сергия Радонежского", а так же во внеклассной работе на классных часах, на уроках по изучению основ...

Слайд 2

Краткая биография

Сергей Тимофеевич Аксаков родился (20 сентября) 1 октября 1791 года в Уфе, в небогатой дворянской семье. После гимназии учился в университете Казани, где начал заниматься словесностью, но курса не окончил и в 1807 году переехал в Петербург. Здесь он познакомился с Державиным и Шишковым, которые оказали влияние на становление молодого Аксакова

В 1811 году переехал в Москву. Общаясь в литературно-театральной среде, сблизился с Глинкой, переводил для театров Шиллера, Мольера и др.

С 1827 года Аксаков – цензор Московского цензурного комитета. Был уволен оттуда в 1832 году за пропуск в печать нескольких «крамольных» произведений.

С конца 1820-х годов дом Аксакова становится одним из центров литературной жизни Москвы. Благородство и терпимость хозяина сделали его двери открытыми для приверженцев самых разных направлений, несмотря на склонность хозяина к славянофильству.

Слайд 3

Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план перед воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения...

Слайд 4

Слайд 5

Творчество С.Т.Аксакова

Творчество Аксакова до сих пор любимо и востребовано благодаря сочетанию в нем художественных и краеведческих достоинств.

Яркие картины бытовой и литературно-театральной жизни Москвы запечатлены в мемуарах Аксакова «Воспоминания»(1856) и особенно в «Литературных и театральных воспоминаниях»(1858). Получили известность стихи Аксакова, его басни, социально-обличительные фельетоны.

  • Слайд 6

    Произведения С.Т. Аксакова

    • Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи
    • Бабочки
    • Детские годы Багрова-внука
    • Записки об ужении рыбы
    • Избранные сочинения
    • Литературные и театральные воспоминания
    • Наташа;
    • Буран
    • Очерк зимнего дня
    • История моего знакомства с Гоголем
    • Семейная хроника
    • Письма из провинции
    • Присутственный день в уголовной палате
    • У России одна-единственная столица...
    • Сборник стихотворений (27 января 1886 года)
    • Воспоминание студентства, с приложением портрета К. С. Аксакова