Скучно ли жить не ошибаясь произведения. Анатомия скуки или что делать, если хочешь жить интересно. Что значит "скучно"? Как заставить человека скучать

Если вам уже скучно жить вообще, проблема стала хронической и требует серьезных усилий, то вам будет лучше сначала познакомиться со старшей сестрой скуки - апатией в сопровождении тоски и чувства пустоты. Там работают немного другие правила.

А если скука, хандра и уныние не такой частый гость в вашем доме, и вопрос «чем заняться когда скучно?» не вызывает упадка сил, то написанное ниже как раз для вас.

Ареал обитания скуки и ее привычки. Идеальный носитель скуки.

Итак, Самый Скучающий в Мире Человек, на мой взгляд, похож на ребенка, которого родители оторвали от игры с приятелями и взяли с собой по оооочень важному делу в какое-нибудь официальное заведение. А взяли потому, что просто не с кем было оставить, а не потому, что хотели этим шагом сделать ребенку приятное. Таким ооочень важным делом может быть например "навестить дальнего родственника в больнице", "сходить в торговый центр за покупками" или "оформить документы в налоговой". Играть в этом заведении не с кем, да и нечем: все люди там очень занятые и строгие, а все вещи очень ценные и недоступные... а вдруг сломает что или не дай бог инфекцию подхватит?!

Иногда в таких местах можно встретить детскую комнату с очень устало улыбающимися массовиками-затейниками, у которых от детских воплей уже голова болит и за сегодня уже "обслужено" больше сотни детей, все путается в голове и все кажутся на одно лицо. Его обязанности только называются «развлекать», на самом деле он отвечает только за безопасность подопечных, и судят о его работе прежде всего по сохранности сданного груза. Многие родители были бы рады, если б нашли у своих детей кнопку «выключить», чтобы просто сдать их на время в камеру хранения.

Вот подходит такой уставший гражданин и говорит натянуто: "А ну-ка прекращай скучать, смотри сколько у меня ярких игрушек! Я ж профессионал, уж я-то точно знаю, что делать, когда скучно дома и на работе. Вот поездка в Турцию на две недели, в которой можно делать все что хочешь, если это «все что хочешь» равно «бухать, ходить за экскурсоводом и лежать на пляже». Вот Супермощная Тачка, глядя на которую тебе все будут завидовать, и твоя скука на фоне этого будет казаться такой мелочью. А вот Футбольный Тотализатор или Дом 2, где горят такие страсти, на которые невозможно смотреть равнодушно... выбирай, Малыш!".

Что значит "скучно"? Как заставить человека скучать?

А теперь устроим сеанс разоблачения и скинем всю шелуху с описанного чуть выше. После чего у нас останется:

Запрет на исходное интересное занятие, которое человек выбрал сам.
- Люди, от которых ты зависишь, не могут сейчас уделить тебе внимание.
- Попытки привлечь внимание этих людей заканчиваются их раздражением и, возможно, наказанием.
- Чужие люди вокруг просто излучают запрет на веселье, игры и радость, ведь нужно уважать их проблемы. Даже если эти проблемы бесконечны.
- Место, где скучно, не располагает к экспериментам и веселью, потому что все слишком важное, и ошибаться нельзя. Ведь взрослые и важные не ошибаются.
- Из этого места нельзя просто взять и уйти, там держат специально.
- Если же в том месте есть развлечения, то они сделаны взрослыми для взрослых, т.е. конвейерным способом, без учета особенностей и пожеланий тех, кто хочет развлекаться.

Если вы часто были свидетелями такого поведения и тем более невольным участником, то со временем сами могли начать выполнять роль ооочень занятых родителей, которые идут по важному делу и забывают о чувствах своего ребенка. Запреты из списка проникают в голову юного создания помимо воли, для этого достаточно подумать о нарушении и представить себе, во что выльется обнаружение проступка. Этого достаточно, чтобы закрепить реакцию на запрет, ведь отвержение со стороны близкого человека равноценно физическому наказанию. По некоторым исследованиям, в ответ на настоящую боль и осуждение близких включались одни и те же части мозга, ссылку на оригинал исследования позже найду. Взрослый человек все-таки может задать себе вопрос «что делать если скучно» и найти толковое решение, а ребенку еще не доступно мышление на таком уровне абстракции, и ему остаются только ожидание и мысленные сражения с образами старших. С другой стороны ситуация усугубляется тем, что взрослые обычно накладывают запреты второпях, лишь бы ими накрыло все опасные действия, пусть даже вместе с этим под запрет попадут и вполне невинные, а то и полезные занятия - перестраховка в условиях ограниченного времени. И чем больше перестраховка, тем меньше свободы себя проявить, тем больше скука.

Во что обычно скука превращается

Что остается скучающему ребенку под стражей? Обижаться и мысленно предъявлять претензии родителям, находить в их скороспелом решении изъяны и вынашивать планы возмещения ущерба. Представлять себя всемогущим и самым взрослым на свете, которому все запреты нипочем. И чем больше силы в этих фантазиях, тем более хрупким становится их основание... А "голос разума" между тем никуда не делся, и знай себе долбит про запреты и наказания, а также параллельно с легкостью находит уязвимые места в наивных детских планах. И так может продолжаться чуть ли не бесконечно, на каждое детское:

«Да ладно, когда ты затихал ненадолго и отвлекался, я без спросу эти запретные вещи проделывал и ничего страшного не происходило. Ты мне врешь, чтобы я тебе подчинялся. Вот щас пойду и докажу тебе это.» на что в ответ в голове выплывает:

«Нету у меня времени и сил тебе помогать. Иди и попробуй сам. Все равно я сильнее и умнее, мир лучше тебя знаю, Все равно ты ошибешься вот здесь или вот там, будешь вынужден вернуться ко мне и сдаться на мою милость. Вот тогда и посмотрим, кто был прав, вот тогда и вспомним с тобой все твои оскорбления и сомнения в моем могуществе... » или в сокращенном виде «я же говорил, что так и будет, а ты не верил!»

И диалог этот может продолжаться практически бесконечно, потеряв всяческий смысл и превратившись в раздражающий гул в голове. В худшем случае он заканчивается вместе с силами сторон и разочарованием, что приводит к отречению как от веселья с экспериментами, так и от правил с планированием будущего. После чего человек пассивно плывет по течению и равнодушно проходит мимо реальнейших шансов улучшить свою жизнь. Так возникает апатия, а потом и депрессия.

Ложный путь борьбы со скукой

Понаблюдав в себе этот внутренний диалог между надзирателем и заключенным, порой начинаешь думать, что если одна из сторон покорится второй, то проблема исчезнет сама собой. Однако такая победа будет значит либо запрет на все, либо разрешение себе всего, включая попытки ухода от ответственности. И к стопроцентному плюсу в одном человеке сразу начнут тянуться стопроцентные минусы в других людях. В итоге конфликт вылезет во взаимоотношения с другими людьми и станет еще менее управляемым и более болезненным. Отвлекаться от скуки другими занятиями похоже на ответ «авось как-нибудь доеду», когда знакомый предупреждает, что у твоей машины могут быть неисправны тормоза, а на улице гололед. Авось, действительно и доедет...

Что еще может произойти, когда скучно?

Скука возникает при бестолковой внутренней борьбе мнений, и следствием этого становится сильная усталость при видимом бездействии, т.е. вроде б целый день ничего не делал, а чувствуешь себя, как будто вагоны разгружал. Также скучно становится в тех случаях, когда кто-то очень долго сосредоточенно выполнял какую-то работу и не заметил, как ее основная часть оказалась выполнена или потеряла свою актуальность, а он просто продолжает по инерции заниматься привычной рутиной. Кратко этот случай можно назвать чрезмерной концентрацией. И самое главное последствие: скучающий человек лишает себя возможности учиться, приобретать новые знания с опытом и развиваться.

А что же со скукой еще можно сделать, кроме как бороться?

Если посмотреть на условия возникновения скуки, то ответ на этот вопрос будет зеркальным отражением для каждого из условий:

Пересмотреть запрет на интересные занятия с учетом новых обстоятельств и приобретенного опыта.
Выбрать таких авторитетных людей, которые будут желать вам добра и будут готовы уделять время рассмотрению ваших проблем (учителя, наставники, менторы =????=).
Научиться безопасно для себя привлекать внимание нужных людей.
Стремиться в те сообщества, где терпимо относятся к небольшим ошибкам со стороны членов этого общества и проявляют заботу о новичках, но не отнимают свободу принимать решения.
Самому себе так организовать место для экспериментов, чтобы заранее подстраховать себя на случай самых вероятных и опасных ошибок.
Иметь несколько мест, где вы сможете чувствовать себя свободно.
Отпустить надежду, что обычные для среднего гражданина способы борьбы со скукой помогут и вам.
По каждому пункту здесь можно многое написать, это уже темы других статей. Если будет не понятно, спрашивайте в комментариях к этой статье.

Зачем человеку нужна скука и почему бесполезно от нее бегать

Скука - это сигнал о том, что вы чувствуете, что занимаетесь бесполезным делом до тех пор, пока не придут родители и не заберут из этого чертового заведения, ослабят запреты на радость и открытое проявление своих желаний. Скука взрослому человеку сообщает о том, что он где-то внутри себя точно знает, что для него уже есть более полезное и интересное занятие. И знание это на поверхности, стоит только оглядеться вокруг. Здесь бесполезно перебирать списки правильных интересных занятий, нужно только задать себе несколько вопросов о текущем положении вещей.

Скуковыводитель. Так какое занятие лучше всего, когда скучно?

Вот примерный список вопросов-ключей, отпирающих ваши знания о нужном вам занятии:

Что конкретно меня раздражает в текущем занятии?
Чем скорее всего закончится, если я буду продолжать делать то же самое?
Как бы я хотел, чтобы развивалась данная ситуация?
Чего мне не хватает, чтобы направить события в желаемое русло?
Как я могу получить то, чего мне не хватает?
Что я готов сделать прямо сейчас, чтобы приблизить получение того, что мне не хватает?
На все вопросы лучше отвечать письменно. И прежде чем переходить к следующему пункту, стоит спросить себя: "Есть ли что-то еще, что стоит добавить к сказанному ранее?" Когда на этот вопрос будет можно ответить: "Да вроде все, больше ничего толкового в голову не приходит", - можно переключаться на следующий вопрос. Также важно писать все подряд, даже если вам это кажется глупым, наивным, противоречивым, аморальным, постыдным, незаслуженным и пр.

Какого результата вы можете добиться, подружившись со скукой

В итоге "интервью" себе самому, данного выше, у вас может остаться несколько вдохновляющих и легковыполнимых дел, которые кратчайшим путем приведут к значимым для вас ценностям, которые вы будете готовы освоить без всякого сопротивления. И что самое приятное, дела эти вам будет легче сделать, чем не сделать, они как будто сами сделаются. А после их выполнения у вас останется чувство удовлетворения и прилив сил, чтобы приступить к реализации более сложных, опасных и привлекательных планов.

Профилактика скучной жизни

Чтобы предотвратить скуку, нужно узнать, каковы причины ситуации, в которую попал Самый Скучающий В Мире Человек, и обезвредить их. Если кратко, то мой ответ будет: недоверие своему ребенку и неумение возвращаться к отложенным делам. Недоверие создает излишние запреты, а неумение возвращаться приводит к постепенной потере контроля над жизненной ситуацией. Каждому из этих вопросов я планирую в будущем посвятить полноценную статью. А если найдется много желающих, то эти статьи появятся одними из первых.

Описание презентации Опыт и ошибки в романе М. А. Булгакова по слайдам

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. Характеристика направления

Методические рекомендации: «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

1. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый) 2. Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар) 3. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки» ? 4. Так ли нам нужен собственный опыт? 5. Почему нужно анализировать свои ошибки? Чему можно научиться на ошибках героев романа «Мастер и Маргарита» ? 6. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 7. Скучно ли жить, не ошибаясь? 8. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? 9. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? 10. Ошибка – это очередная ступень к опыту 11. Какие ошибки нельзя исправить? Варианты тем

Вот чего нам в этой жизни не избежать, так это ошибок и заблуждений, которые будут преследовать нас в течении всей нашей жизни. Это ключевой момент в психологической установке каждого человека – вы всегда будете допускать ошибки, всегда будете ошибаться и заблуждаться. И поэтому дорогие друзья, вы должны относиться к этому нормально, не делать из этого катастрофы, как нас тому учили, а извлекать из каждой подобной ситуации очень ценный и полезный урок. Почему вы всегда будете ошибаться и заблуждаться, да потому, что кем бы, вы не были, вы знаете об этом мире далеко не все, и всего вы не узнаете никогда, это закон жизни, и вся ваша жизнь, это процесс познания. Но вы можете существенно сократить количество допускаемых вами ошибок, вы можете меньше заблуждаться, по крайне мере, не ошибаться и не заблуждаться в очевидных ситуациях, и для этого вы должны учиться. Учиться в этой жизни можно на своих, либо на чужих ошибках. Первый вариант намного эффективнее, второй перспективней. Психология человека Сайт Максима Власова

Но все же главное на что я хочу обратить ваше внимание заключается в другом, главное сводится к вашему отношению ко всему этому. Многие из нас любят жить по однажды принятым понятиям, держась за них как за спасительный круг, и чтобы там не происходило, не менять своего мнения ни за что. Вот это и есть главная ошибка, в психической установке, в результате которой человек перестает расти. И это также оказывает негативное воздействие на представление о самом себе, о своих ошибках, заблуждениях и своих способностях… Мы все ошибаемся и заблуждаемся, мы все можем видеть одну и ту же ситуацию по-разному, исходя из ряда собственных представлений о действительности. И это на самом деле нормально, в этом нет ничего страшного, как обычно это преподносится. Вы знаете, что Эйнштейн ошибался касательно скорости света, теорию о которой он выдвинул. Световой луч может развивать скорость в три раза превышающую ту скорость, которую он считал предельной, то есть 300 тыс. км/сек.

Гёте утверждал: - Ошибка относится к истине, как сон к пробуждению. Пробуждаясь от ошибки, человек с новой силой обращается к истине. Л. Н. Толстой считал, что ошибки дают разум. Однако… Разум даёт ошибки: происходит - то ли взаимообмен, то ли взаимообман. Величайшая ошибка, которую люди делают в жизни, это когда они не пытаются жить, делая то, что им больше всего нравится. (Малькольм Форбс) В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки. (Агата Кристи)Афоризмы

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций) Если бы не ошибки молодости, то о чём бы мы воспоминали в старости? Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом - ничего сделать уже нельзя. (Китайская посл.) Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. (Теодор Рузвельт) Опыт - это имя, которое каждый дает своим ошибкам. (О. Уальд) Совершить ошибку и осознать её - в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её - это и есть честность. (Цзи Юнь)

Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок. Тезис Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь. Опыт, предотвращающий ошибки. Тезис Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт – опыт, который поможет в дальнейшем избежать ошибок. Тезисы

Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. На некоторых ошибках люди учатся. Тезис Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой именно благодаря ошибкам он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится.

Ван Бездомный (он же — Иван Николаевич Понырев) — персонаж романа «Мастер и Маргарита» , поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. В судьбе поэта Ивана Бездомного, превратившегося к финалу романа в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, Булгаков говорит о том, что созданные большевизмом новые люди окажутся нежизнеспособными и, естественно, погибнут вместе с породившим их большевизмом, что природа не терпит не только пустоты, но и чистого разрушения и отрицания и требует созидания, творчества, а истинное, положительное творчество возможно только при утверждении начала национального и при ощущении религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной». Иван Бездомный

При встрече с Иваном, тогда еще Бездомным, Воланд призывает поэта сперва поверить в дьявола, рассчитывая, что тем самым И. Б. убедится в истинности истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, а затем поверит и в существование Спасителя. Поэт Бездомный обрел свою «малую родину», сделавшись профессором Поныревым (фамилия происходит от станции Поныри в Курской области), как бы приобщаясь тем самым к истокам национальной культуры. Однако нового И. Б. поразила бацилла всезнайства. Этот человек, поднятый революцией на поверхность общественной жизни, сначала — известный поэт, после — известный ученый. Он пополнил свои знания, перестав быть тем девственным юношей, который пытался задержать Воланда на Патриарших прудах. Но в реальность дьявола, в подлинность истории Пилата и Иешуа И. Б. верил, пока сатана и его свита были в Москве и пока сам поэт общался с Мастером, чей завет И. Б. выполнил, отказавшись в эпилоге от поэтического творчества.

Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он сам в прошлом стал жертвой гипнотизера. Прежняя вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния, когда он видит во сне казнь Иешуа, воспринимаемую как мировую катастрофу. Видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту. Сам же И. Б. к подлинному творчеству не способен, а истинный творец — Мастер — вынужден искать защиты у Воланда в последнем приюте. Так проявился глубокий скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь Октябрьским переворотом 1917 г. Автор «Мастера и Маргариты» не видел в советской действительности таких людей, появление которых предсказывали и на которых надеялись князь Н. С. Трубецкой и другие евразийцы. Взращенные революцией, вышедшие из народа поэты-самородки, по мнению писателя, были слишком далеки от ощущения «религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной», и утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. «Прозревший» и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне.

Череда гостей, которые проходят перед Маргаритой на В. б. у с. , подобрана неслучайно. Шествие открывает «господин Жак с супругой», «один из интереснейших мужчин», «убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик», который «прославился тем. . . что отравил королевскую любовницу». Последние мнимые отравители на В. б. у с. оказываются современниками Булгакова. «По лестнице подымались двое последних гостей. — Да это кто-то новенький, — говорил Коровьев, щурясь сквозь стеклышко, — ах да, да. Как-то раз Азазелло навестил его и за коньяком нашептал ему совет, как избавиться от одного человека, разоблачений которого он чрезвычайно опасался. И вот он велел своему знакомому, находящемуся от него в зависимости, обрызгать стены кабинета ядом. — Как его зовут? — спросила Маргарита. — А, право, я сам еще не знаю, — ответил Коровьев, — надо спросить у Азазелло. — А кто с ним? — А вот этот самый исполнительный его подчиненный». Гости Воланда

Во время В. б. у с. перед Маргаритой проходят не только мнимые отравители и убийцы, но и подлинные злодеи всех времен и народов. Интересно, что если все мнимые отравители на балу — мужчины, то все истинные отравительницы — женщины. Первой выступает «госпожа Тофана». Следующая отравительница на В. б. у с. — маркиза, которая «отравила отца, двух братьев и двух сестер из-за наследства». На В. б. у с. Маргарита видит знаменитых развратниц и сводниц прошлого и современности. Тут и московская портниха, организовавшая в своей мастерской дом свиданий (Булгаков ввел в число участниц В. б. у с. прототипа главной героини своей пьесы «Зойкина квартира»), и Валерия Мессалина, третья жена римского императора Клавдия I (10 -54), преемника тоже присутствующего на балу Гая Цезаря Калигулы (12 -41).

То, что на В. б. у с. перед Маргаритой проходит вереница убийц, отравительниц, палачей, развратниц и сводниц, совсем не случайно. Булгаковская героиня мучается из-за измены мужу и, пусть подсознательно, свой проступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями прошлого и настоящего. Обилие отравителей и отравительниц, подлинных и мнимых, — это отражение в мозгу Маргариты мысли о возможном самоубийстве вместе с Мастером с помощью яда. В то же время, последующее отравление их, осуществленное Азазелло, можно счесть мнимым, а не действительным, поскольку практически все отравители-мужчины на В. б. у с. — отравители мнимые. Другое объяснение этого эпизода — самоубийство Мастера и Маргариты. Воланд, знакомя героиню со знаменитыми злодеями и развратницами, усиливает муки ее совести. Но Булгаков как бы оставляет и альтернативную возможность: В. б. у с. и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, мучающейся из-за отсутствия известий о Мастере и вины перед мужем и подсознательно думающей о самоубийстве. Особую роль на В. б. у с. играет Фрида, показывающая Маргарите вариант судьбы того, кто переступит определенную Достоевским грань в виде слезы невинного ребенка. Фрида как бы повторяет судьбу Маргариты гетевского «Фауста» и становится зеркальным отображением Маргариты.

Это собирательный образ, который рисует Булгаков. Он сатирически передает нам портреты своих современников. Смешно и горько становится от образов, нарисованных автором. В самом начале романа мы видим Михаила Александровича Берлиоза, председателя МАССОЛИТа (союза литераторов). На самом деле, этот человек не имеет ничего общего с настоящим творчеством. Б. полностью подделывается под время. Под его руководством весь МАССОЛИТ становится таким же. Туда входят люди, умеющие подстраиваться под начальство, писать не то, что хочется, а то, что нужно. Там нет места истинному творцу, поэтому критики начинают гонение на Мастера. Москва 20 -х годов — это еще и Варьете, которым руководит любитель плотских развлечений Степа Лиходеев. Он наказан Воландом, так же, как и его подчиненные Римский и Варенуха, вруны и лизоблюды. Наказан за взяточничество и председатель домоправления Никанор Иванович Босой. Вообще, Москву 20 -х годов отличают очень много неприятных качеств. Это жажда денег, желание легкой наживы, удовлетворение своих плотских потребностей в ущерб духовным, вранье, подобострастие перед начальством. Воланд и его свита не зря явились именно в этот город и в это время. Безнадежных они наказывают сурово, еще не совсем погибшим нравственно дают шанс исправиться. Москва 20 -х годов

Как мы помним, в начале романа литераторы Берлиоз и Бездомный убеждают друга в том, что никакого Иисуса не было и что вообще все боги — выдуманы. Нужно ли доказывать, что это был «атеизм со страха» (особенно у редактора Берлиоза)? И вот, в тот самый момент, когда Иван Бездомный «на все сто» соглашался с Берлиозом, появляется Воланд и спрашивает: если Бога нет, то кто же управляет жизнью человеческой? Иван Бездомный «сердито» (потому что подсознательно не уверен в своих словах) ответил: «Сам человек и управляет». Так вот: никто в «московских» главах ничем не «управляет». Тем более — собою. Ни один человек, начиная с Берлиоза и Бездомного. Все они — жертвы страха, лжи, трусости, глупости, невежества, стяжательства, похоти, корысти, жадности, ненависти, одиночества, тоски. . . И от всего этого готовы броситься в объятия хоть самого дьявола (что и делают на каждом шагу. . .). Нужно ли отдавать нечистой силе Михаила Булгакова? (И. Акимов)

Лиходеев Степан Богданович – директор Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует «выступление» . Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель женщин. Босой Никанор Иванович – человек, занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице. Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества. Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом. Алоизий Могарыч – знакомый Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял должность финдиректора Варьете. Аннушка – спекулянтка. Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

Направление 1 «РАЗУМ и ЧУВСТВА»

в форме вопроса

в форме высказывания (афоризма, пословицы)

в форме назывного (номинативного) предложения

в форме утверждения

Должен ли разумный человек жить чувствами?

Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви.

Сент-Экзюпери

Сплав разума и чувства

Любовь к родине – это проявление разума

Должен ли разум преобладать над чувствами?

Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.

Фирдоуси

Победа разума над чувством...

Героизм как высшее проявление разума

Как в водовороте страстей не потерять разум?

Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.

В. Г. Белинский

Спор разума и сердца...

Чувства сильнее разума...

Можно ли победить ревность?

Разум - счастливый дар человека и его проклятие.

Эрих Фромм

Стихия чувств и холод разума...

Антиподы – разум и душа...

В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему?

Разум, властвующий один, - сила ограничивающая; а одна страсть - пламя, сжигающее само себя.

Х.Джубран

Содружество разума и чувств

Что правит миром –

разум или чувство?

Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?

Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. (Фирдоуси)

Справедлива ли народная мудрость: добрый разум не наживают разом?

Лишь в разуме счастье, беда без него.

Лишь разум - богатство, нужда без него...

Коль разум вожатым не станет тебе.

Дела твои сердце изранят тебе... (Фирдоуси)

Кому принадлежат чувства – душе или разуму?

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.

М.М.Пришвин

Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти.

Направление 2 «ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ»

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

    Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

    Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»

5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести?

32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

Направление 3 «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»

1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»?

2. Согласны ли Вы с утверждением У.Фолкнера «Я верю, что человек не только вытерпит всё – человек победит!»

3. Можно ли преодолеть самого себя?

4. Все победы начинаются с победы над самим собой.

5. Как вы понимаете выражения “Человек незапятнанной чести” и “Поступок, несовместимый с честью”.

6. Как вы понимаете смысл высказывания Станислава Ежи Леца, польского поэта и философа «Человек победит. Человека»?

НАПРАВЛЕНИЕ 4 «ОПЫТ И ОШИБКИ»

1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

2. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

3. Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки»?

5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу)

6. Так ли нам нужен собственный опыт?

7. Почему нужно анализировать свои ошибки?

8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?

9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

10. Скучно ли жить, не ошибаясь?

11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 1

12. Какой опыт даёт человеку война? 2

13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? 3

15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь? 4

16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? 5

1 Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года Республика Саха (Якутия)

2 Тема итогового сочинения 2014-2015 учебного года. Забайкальский край

3 Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Дальневосточный федеральный округ Амурская область

4 Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года.Сибирский федеральный округ Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Республика Алтай, Томская область

5 Тема итогового сочинения 2015-2016 учебного года. Северо-Курильский городской округ

Урок литературы в 11 классе

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Опыт и ошибки».

Цели урока:

Обучающая:

закрепить умение работать над сочинением-допуском,

научить самостоятельно конструировать свои знания,

излагать мысли устно и письменно,

систематизировать свои знания,

аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитать вдумчивого и внимательного читателя,

воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений

Развивающая:

развивать познавательные навыки учащихся,

развивать критическое и творческое мышления,

развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Задача: научиться писать сочинение на одну из предложенных тем.

Ход урока:

I. Введение в тему

1.Лексическая работа

Ребята, мы продолжаем подготовку к итоговому сочинению, которое вам предстоит писать 7 декабря. И на сегодняшнем уроке мы рассмотрим направление «Опыт и ошибки»

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «опыт», «ошибки»?  Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью:

Ошибки - Неправильность в действиях, мыслях.

2. Комментарий ФИПИ:

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока . Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

3. Выражения на тему ошибок и опыта

Афоризмы и высказывания известных людей:

Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн

Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг

Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд ПопперС. Сухоруков)

5. Варианты тем к направлению «Опыт и ошибки»:

1. Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный; путь подражания - это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

2. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

3. Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

4. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки»?

5. Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости. (Б.. Шоу) 6. Так ли нам нужен собственный опыт?

7. Почему нужно анализировать свои ошибки?

8. Согласны ли вы с народной мудростью «На чужих ошибках учимся»?

9. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт?

10. Скучно ли жить, не ошибаясь?

11. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

12. Какой опыт даёт человеку война?

13. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

14. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

15. Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

16. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Аргументация:

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!" Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у 28 нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни. Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения. Григорий Александрович – очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни. После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его – камень. История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт 29 его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир – Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события – появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие – душевная подлость». (Л.Н. Толстой)

«Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею». (Л.Н. Толстой)

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, “маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: “Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести “Собачье сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим 31 собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом. В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей. Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния. Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Жизненные взгляды и утверждения Евгения Базарова, высказанные в начале романа, опровергаются к финалу и героем, и автором.

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё … - Базаров чуть было не произнёс своего любимого слова "романтизм", да удержался и сказал: - вздор». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой». «- Сила-то, сила, - промолвил он, - вся ещё тут, а надо умирать!.. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Старая штука смерть, а каждому внове».

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович; 1867- 1945) - русский писатель, переводчик, литературовед, врач.

В 1888 году окончил историко- филологический факультет Санкт- Петербургского университета. В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и приступил к медицинской деятельности. Был призван на военную службу в качестве военного врача в 1904 году, во время русско-японской войны и в Первую мировую войну. Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в 1901 году в журнале «Мир Божий» «Записок врача» - биографической повести об экспериментах на людях и о столкновении молодого врача с чудовищной реальностью. В работе, осуждавшей медицинские эксперименты на людях, проявилась также моральная позиция писателя. Резонанс был настолько силён, что сам император велел принять меры и прекратить медицинские эксперименты на людях. Сталинскую премию писатель получил в 1943 году, в разгар борьбы с чудовищными экспериментами нацистов. «Записки» породили буквально взрыв интереса к медицинской этике, поскольку именно ее проблемы лежали в центре внимания автора.

А.С. Пушкин «Полтава»

После победы под Полтавой Петр во время праздничного застолья поднял тост: «За здоровье учителей, за шведов!» Царь имел в виду поражение под Нарвой в 1700 году, когда русские войска были разбиты шведскими. После этого в русском войске были проведены преобразования, принесшие Петру окончательную победу.

«Пирует Петр. И горд, и ясен И славы полон взор его. И царской пир его прекрасен. При кликах войска своего, В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает».

Д/з: написать сочинение на одну из предложенных тем.

Помним, в школе безупречно-высоко оценивается безошибочность. И тренируется это определенным количеством уроков, для того и данных. Выучи и не ошибайся. Хорошо выучишься, никогда не ошибёшься и… далеко пойдешь.

Но жизнь более жестокий учитель. Реальность ставит ножку, а не стелет… «ковровую дорожку». И что-то начинает «сыпаться на голову» совершенно непонятное, невообразимое, непознанное прежде. Жизнь почему-то склонна создавать возможности для совершения ошибок. Безжалостна?

Поскольку большинство (хороших учеников) не обучены тому, как совершать ошибки и учиться на них, то они вообще их пугаются и… избегают. И не извлекают уроки из них. Не потому ли ошибки, одни и те же, имеют свойство – повторяться?

Учащийся на ошибках – изменяет жизнь. И себя в ней, соответственно урокам, преподанными Жизнью. Эдисон, совершивший ошибку, и более не повторивший ее ни разу, остался бы «как все». (На стенах своих мастерских Томас Эдисон прикрепил таблички со следующим высказыванием сэра Джошуа Рейнольдса: «Нет такой уловки, которой не прибегал бы человек, чтобы избежать настоящих трудностей, связанных с процессом мышления» .)

Но, запрограммировав их тысячу, извлекая уроки и «обучаясь», изменил жизнь… человечества. Не желающая светиться лампа – светит, горит огнем Прометея. Серии неудач-опытов сотворили Мудреца-открывателя. Ставшего «большим неудачником», одной из Удач достигшего, тысячи неудач преодолевшего.

Опыт Человечества – это Знания , накопленные и безошибочно изложенные в безупречных уроках. Мудрость – это приобретённое сверх опыта. То есть, не только знания содеянного правильно. Но и приобретенные в искусстве совершать ошибки. Убегающий от собственных недостатков – не видит их. Не делающий шагов рискованных, сознательно избегающий ошибок – боится сделать то, чего боится. Это, возможно, и есть самая большая ошибка.

Умный, совершивший ошибку, расстраивается. Все расстраиваются. Но именно в эти минуты каждый узнает себя . Узнает, кто он есть на самом деле. Обвиняем всех и вся: жену, начальника, власть, судьбу, жизнь… Не признаем, пытаясь зарыть поглубже ошибки, как страус головенку. Оправдываемся: эх, ежели бы мне… да я и не собирался, и не хотел и не хочу… Самое худшее – самообман: «Это не я», «Я этого не делал»… Реагирующий подобным образом на содеянное-совершенное, на ошибку, подчиняет и разум, и тело, себя тому, на что сваливает ответственность. Как все…

И лишь способный взять ответственность на Себя, сможет взять под контроль собственное мышление. Увидеть и оценить ситуацию, дело, содеянное, жизнь, как и медаль, с обеих сторон. А значит, понять бесценность урока жизни. Постичь крупинку мудрости. Не так?

Жизнь любит, в конечном счете, ошибающихся. Сколько Личностей неоднократно проваливалось на экзаменах. Каково известное множество получателей «неудов» средь Лауреатов. Они делали выводы и… умудрялись. А не запреты двигаться дальше, путями «ошибочными».

Неудачи учат большему, чем успехи. Успех пьянит, усыпляет творчество. Ответственность за неудачу фундаментирует почву для него и результата, стимулирует творчество и генерирует силы.

Там где «у всех» появляются обиды и страхи, «Неудачник» начинает опять и опять, чтобы учиться на ошибках, не бояться неудач и жесткости жизни, узнавая, что для того и созданы. А не для ограничивания и себя, и ее. И она, благодарная, не поворачивается вспять, разворачивается и вдаль и вширь, открывает свою глубь и высь… И становится прекрасной своей бесконечной бесценностью. И заполняется чудесами творчества. Мудростью!

___________________________________________________________

В процессе всей жизни и каждый день мы принимаем сотни, тысячи различных решений. Если вы хотите научится принимать решения без болезненных и длительных размышлений, вам важно знать какую роль на процесс принятия решений оказывает эмоциональное и рациональное мышление.