Суффиксы и их примеры в русском языке. Правописание суффиксов в русском языке. Значение и виды суффиксов

Тип документа: Учебное пособие | docx .

Популярность: 0.13 %

Страниц: 638 .

Язык: Русский .

Год издания: 2007 .


Михайлов В.С., Кудрявцев В.Г. «Навигация и лоция». – Киев.: КГАВТ, 2006. – 638 с.

Главная задача судоводителя – провести судно из одного пункта в другой наивыгоднейшим путем, то есть в кратчайший срок, безопасно для людей, груза и самого судна.
Таким образом, основной задачей судовождения является обеспечение навигационной безопасности в любых условиях плавания.
Исходя из этой основной задачи, методика современного судовождения предусматривает решение следующих частных задач:
 предварительный выбор наиболее выгодного пути судна;
 вождение судна по заранее намеченному пути и осуществление контроля за плаванием по этому пути;
 изучение внешних факторов, влияющих на движение судна, сущность этого влияния и методы его учета.
Решение этих задач, обеспечивающее навигационную безопасность плавания и управление судном для достижения намеченных целей называют судовождением.
На современном этапе развития науки и техники судовождение включает следующие дисциплины: морскую навигацию, мореходную астрономию, маневрирование, технические средства судовождения, морскую гидрометеорологию и лоцию.
Основой комплексной науки судовождения является морская навигация – наука о вождении судна в море намеченным маршрутом с учетом влияния внешней среды на направление и скорость движения судна.
Навигация – основная дисциплина судовождения, разрабатывающая теоретические обоснования и практические методы вождения судов наивыгоднейшими путями и использующая для этой цели современные штурманские приборы, мореходные инструменты, морские навигационные карты, руководства и пособия для плавания.
В навигации рассматриваются следующие основные вопросы:
 основные понятия о фигуре и размерах Земли;
 основные линии и плоскости наблюдателя, а также измерение направлений и расстояний в море;
 маневренные элементы судна и ведение графического счисления его пути;
 влияние внешних факторов (течений и ветра), вызывающих отклонение судна от выбранного курса, а также методические приемы их учета в различных условиях плавания;
 определение места судна различными способами;
 судовождение в различных условиях плавания.
Если основой комплексной науки судовождения является морская навигация, то морская лоция открывает эту науку.
Морская лоция описывает руководства и пособия для плавания, дает указания о содержании материала и его расположение в них, устанавливает порядок выбора необходимой информации, освещает отдельные вопросы по созданию таких пособий для судоводителей, а также рекомендует методику выбора пути судна в конкретном случае.
С самого зарождения мореплавание преследовало основную цель – безопасно провести судно из одной точки в другую и на первых этапах эта задача решалась лоцманским методом, основанном на личном опыте и искусстве лоцмана – морского проводника.
Следующей, после безопасного плавания, задачей судовождения явилась потребность провести судно из одного пункта в другой наиболее выгодным путем, что сразу же вызвало необходимость предварительного выбора такого пути.
Первыми средствами судовождения явились карты и лоции, обобщавшие и закреплявшие мировой опыт мореплавания, а также оборудование морских путей.
В VI веке до н.э. древнегреческий философ Анаксимандр ( 610547 гг. до н.э.) составил первые географические карты.
В V веке до н.э. древнегреческий историк Геродот ( 490425 гг. до н.э.) создал первый образец лоции (наставление для подхода к порту Александрия).
В 283 г. до н.э. на о. Фарос (Египет) построен Александрийский маяк высотой 147 м с фигурой греческого бога морей Посейдона наверху (простоял 1500 лет, разрушен в XIII веке н.э.).
В 1702 г. построен первый маяк в России в устье р. Дон.
В 1715 г. сооружен первый маяк на побережье Америки у входа в гавань Бостон.
В 1721 г. в Петербурге впервые была напечатана первая лоция Балтийского моря («Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплавание на Балтийском море»).
К 1966 г. издан полный комплект отечественных руководств для плавания на весь Мировой океан.
К 1975 г. завершилось создание мировой коллекции морских навигационных карт, не уступающей лучшим иностранным коллекциям.
Лоцманское искусство, основанное на личном опыте одного человека, превратилось в науку – морскую лоцию, имеющую свой метод и теорию.
Предметом морской лоции является установление оптимального и безопасного пути морского судна в предстоящем плавании.
Морская лоция учит методам использования морских карт, навигационных руководств и пособий для изучения района плавания и навигационного обеспечения методов судовождения в целом.
Морская лоция дает указания о способе поддержания материала морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне, содержит рекомендации по методике сбора сведений для их обновления и пополнения.
Сведения об условиях предстоящего плавания судоводитель получает из специальных источников – морских карт, навигационных руководств и пособий для плавания. Большинство элементов морской и береговой обстановки изменяется в течении времени. Судоводитель же должен всегда иметь информацию о всех происходящих и вероятных изменениях навигационно-гидрографических и гидрометеорологических элементов как в качественном так и в количественном отношениях.
Потому, для поддержания морских карт, руководств и пособий для плавания на современном уровне необходимо пользоваться специальной навигационной информацией, доводимой до судоводителей или печатными изданиями или по радио.
Для контроля за движением судна по избранному пути необходимо вести наблюдения за искусственными и естественными навигационными ориентирами и измерять значения их навигационных параметров непосредственно на судне, с помощью технических средств навигации.
Морские карты, навигационные руководства и пособия, информация об изменениях навигационно-гидрографических и гидрометеорологических элементов морской обстановки, предупреждения о навигационных опасностях, навигационное оборудование морских путей, оборудование судов техническими средствами навигации – все это направлено на создание условий для правильного выбора оптимального пути судна и безопасной проводки его по этому пути в кратчайшие сроки. Совокупность же таких средств и методов называется обеспечением судовождения.
Уровень развития методов и средств судовождения определяется уровнем развития экономики и производства в конкретную историческую эпоху.
Процесс исторического развития методов и средств судовождения можно разделить на четыре основных этапа:

I. Судовождение, основанное только на лоцманском методе.
II. Судовождение с использованием лоцманского метода и графического счисления пути судна.
III. Судовождение, основанное на штурманском методе.
IV. Современное судовождение, основанное на штурманском методе с использованием средств автоматизации счисления пути судна и определения его места в море различными способами и методами.
На первом этапе развития методы судовождения были весьма примитивными. Отсутствие компаса вынуждало мореплавателей совершать только прибрежное плавание. В этот период применяется только лоцманский метод, основанный на использовании для ориентировки в море приметных береговых объектов и небесных светил. Только в конце XII века европейцам стало известно от арабов о простейшем указателе направлений в море – магнитной игле.
Начало второго этапа развития методов судовождения относится к эпохе Возрождения и Великих Географических Открытий, когда начинается ускоренное развитие методов и средств судовождения.
Потребности быстрого экономического развития отдельных стран вызвали бурное развитие торговли и, как следствие, мореплавания. На судах появляются магнитные компасы, карты и песочные часы. Наличие этих, хотя и примитивных, средств обусловило возможность ведения счисления пути судна и обеспечило плавание судов вдали от берегов.
12.Х.1492 г. генуэзец Христофор Колумб (14511506 гг.) открыл американский материк.
В 1499 г. португалец Васко да Гама (14691524 гг.) обогнул Африку и достиг берегов Индии.
В 1504 г. флорентиец Америго Веспуччи (14541512 гг.) вторично достиг берегов Америки.
В 15191521 гг. португалец Фернан Магеллан ( 14801521 гг.) совершил первое кругосветное плавание.
В 1569 г. фламандец Герард Крамер – лат. Меркатор (15121594 гг.) предложил свою знаменитую картографическую проекцию.
Дальнейшему усовершенствованию счисления пути судна, как основы штурманского метода судовождения, способствовало появление часов с балансиром, меркаторских карт и ручного лага. Однако счисление пути судна в море в XVI веке было весьма приближенным из-за недостаточной точности морских карт и несовершенства приборов счисления.
Третий этап развития судовождения связан с появлением навигационных способов определения места судна. К концу XVII века благодаря применению триангуляции значительно повысилась точность геодезических работ и морские навигационные карты территорий, охваченных триангуляцией, стали достаточно точными и позволили определять место судна в море по наблюдениям береговых ориентиров.
В XVIII веке мореходные инструменты пополнились навигационным секстаном ( 1732 г.) и хронометром ( 1761 г.), что дало возможность производить определения места судна по наблюдениям небесных светил.
Появление паровых судов, увеличение их скорости хода потребовало повышения точности плавания, а это вызвало в свою очередь дальнейшее совершенствование средств и методов счисления пути, а также способов навигационных и астрономических определений места судна в море.
Штурманский метод судовождения, основанный на применении счисления пути судна и контроле счисления навигационными и астрономическими обсервациями, становится основным методом судовождения.
Третий этап развития судовождения характеризуется быстрым развитием теории судовождения, образованием отдельных дисциплин этой прикладной науки, охватывающей широкий круг вопросов, связанных с различными отраслями. Большой вклад в развитие судовождения внесли многие ученые и мореплаватели и среди них Г.И.Бутаков (18201892 гг.), С.О. Макаров (18481904 гг.) и многие, многие другие. На основании их трудов создаются теоретические основы судовождения как научной дисциплины.
Четвертый этап развития судовождения начинается с появлением электронавигационных приборов и открытием в 1895 г. радио великим ученым А.С.Поповым (18591906 гг.). Увеличение скорости хода морских судов потребовало значительного повышения точности их плавания. Решению этой задачи способствовало создание гироскопических курсоуказателей ( 1913 г.) и электромеханических лагов, использование которых не только повысило точность счисления пути судна, но и дало возможность автоматизировать процесс ведения счисления.
Необходимость высокой точности счисления пути судна потребовала обстоятельно разработать вопросы, связанные с влиянием внешних факторов (ветра и течения) на перемещение судна. Наибольшее развитие эта проблема получила в трудах известных ученых и моряков: Н.Н. Матусевича (18791950 гг.), А.Н. Крылова (18631945 гг.) и многих других.
Дальнейшее развитие радио намного расширило возможности определения места судна в море. В 1912 г. начинается использование радиоакустического способа определения места, а в 1915 г. производятся уже первые определения места судна с помощью судового радиопеленгатора.
На основе разработанного академиками Н.Д. Папалекси (18801947 гг.) и Л.И.Мандельштамом (18791944 гг.) метода измерений расстояний по радио в 1937 г. испытывается первая в мире фазовая радионавигационная система.
В 1939 г. для определения места судна в любых условиях видимости начали применять радиолокацию.
Использование радиопеленгования, радионавигационных систем и радиолокации в судовождении привело к значительному повышению точности определения места и в корне изменило представления мореплавателей о плавании в малую видимость, так как стало возможным непрерывно наблюдать за перемещением судна относительно навигационных опасностей.
Развитие средств и методов контроля счисления пути судна сопровождалось разработкой теоретических положений об определениях места судна в море.
Создание мощной индустрии в развитых странах позволило создать большой морской и океанский флот. На судах этого флота установлены лучшие образцы курсоуказателей, лагов, эхолотов, радиопеленгаторов, радиолокаторов, приемоиндикаторов береговых и спутниковых радионавигационных систем.
С 1967г. в коммерческом судоходстве начинают использоваться низкоорбитальные спутниковые радионавигационные системы «Транзит» (США) и «Цикада» (РФ), а с 1991 г. и среднеорбитальные спутниковые радионавигационные системы «Навстар» (США) и «Глонасс» (РФ), что позволило мореплавателям определять место своего судна в любой точке Мирового океана, в любое время, при любых условиях плавания и с высокой точностью.
Высокая точность современного судовождения обеспечивается не только с помощью новейшей навигационной техники, но и отличным знанием судоводителями любого ранга штурманской специальности, что достигается кропотливым и систематическим изучением всех тех вопросов, которые непосредственно связаны с мореплаванием.
Учебное пособие «Навигация и лоция» разработано в соответствии с требованиями отраслевого стандарта Министерства образования и науки Украины по специальности «Судовождение» и предназначено для оказания помощи студентам в изучении данной дисциплины. Кроме того, может быть полезным для судоводительского состава при самостоятельной подготовке при длительных перерывах в использовании методов и способов навигации. В этих целях в учебном пособии впервые среди пособий подобного типа наряду с теоретическим материалом приведены методики практического решения типовых задач навигации.
При подготовке учебного пособия «Навигация и лоция» соблюдены традиционная схема последовательности расположения глав и прежние принципы изложения теоретического материала – в строгом соответствии с действующей программой дисциплины, применение простых для понимания геометрических рисунков и схем, доступного аналитического материала.
Авторы учебного пособия выражают искреннюю благодарность профессорско-преподавательскому составу кафедры «Судовождение» Киевской государственной академии водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного и Одесской Национальной морской академии за советы и пожелания при написании и издании учебного пособия «Навигация и лоция».

Введение………………………………………………………………………………………………………….. 12
Глава 1. Ориентирование наблюдателя на земной поверхности….…………………………............ 17
1.1. Фигура и размеры Земли…………………………………………………...…………………….. 17
1.2. Основные точки, линии и плоскости на поверхности Земли……………………………….…. 19
1.3. Географические координаты. Разности широт и долгот: ………………………………….….. 20
1.3.1. Географические координаты………………………………………………………………. 20
1.3.2. Разности широт и долгот………………………………………………………………… 22
1.4. Радиусы кривизны земного эллипсоида…………………………………………………….…... 24
Контрольные вопросы ………………………………………………………...………………………………… 26
Глава 2. Определение направлений в море…….…………………………………..…………………... 28
2.1. Основные линии и плоскости наблюдателя.…………………………...……………………..… 28
2.2. Системы счета направлений: ………...................................................................……………….. 30
2.2.1. Круговая система счета...………………...………………………………………………... 30
2.2.2. Полукруговая система счета………………………………………………………………. 31
2.2.3. Четвертная система счета………………………………………………………………….. 31
2.2.4. Румбовая система счета………………………………………………………………….… 32
2.3. Истинные направления и их соотношения…………………………………..………………….. 33
2.4. Дальность видимости горизонта и ориентиров в море:……...……..………………………….. 37
2.4.1. Дальность видимости горизонта………………………………...………………………… 37
2.4.2. Дальность видимости ориентиров в море……………………………………................... 38
2.4.3. Дальность видимости огня ориентира, показанная на карте…………….…………….... 39
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 40
Глава 3. Определение направлений в море с помощью магнитных компасов…………………..... 42
3.1. Принцип определения направлений по магнитному компасу…………………...……………. 42
3.2. Магнитное склонение. Девиация магнитного компаса: .………................................................ 43
3.2.1. Магнитное склонение. Магнитные направления…………...…………….…………….... 43
3.2.2. Девиация магнитного компаса. Компасные направления……......……….….................. 45
3.3. Поправка магнитного компаса и ее определение…………………………................................. 48
3.4. Расчет истинных направлений по магнитному компасу………...…..……………..................... 52
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 53
Глава 4. Определение направлений в море с помощью гироскопических курсоуказателей……. 56
4.1. Принцип определения направлений с помощью гирокомпасов и гироазимутов…………….. 56
4.2. Расчет истинных направлений по гирокомпасу и гироазимуту:………………..……………... 58
4.2.1. Расчет истинных направлений по гирокомпасу………………………...……………...... 58
4.2.2. Расчет истинных направлений по гироазимуту…………………………….………….… 59
4.3. Способы определения поправок гироскопических курсоуказателей……………………….… 60
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 64
Глава 5. Определение скорости судна и пройденных им расстояний…………................................. 66
5.1. Единицы длины и скорости, применяемые в судовождении:…………………………………. 66
5.1.1. Единицы длины, применяемые в судовождении……………………………………….... 66
5.1.2. Единицы скорости, применяемые в судовождении…………………………………….... 67
5.2. Принципы измерения скорости судна…………………...…………………………………….... 69
5.3. Определение скорости судна. Поправка и коэффициент лага…………………………….…... 70
5.4. Определение пройденного судном расстояния……………………………………………..…... 74
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 79
Глава 6. Морские навигационные карты в проекции Меркатора………………………….………. 81
6.1. Требования к морской навигационной карте:……………………...…………………………… 81
6.1.1. Морская карта. Требования к ее содержанию и оформлению……................………….. 81
6.1.2. Классификация морских карт…………….…………………………………….…………. 81
6.1.3. Требования к морской навигационной карте…………………………………………..… 82
6.1.4. Система адмиралтейских номеров морских навигационных карт…………………….... 83
6.2. Принцип построения проекции Меркатора: ………………….................................................... 83
6.2.1. Картографические проекции и их классификация………………………………………. 83
6.2.2. Меркаторская проекция…………………………………………………………………… 84
6.3. Уравнение проекции Меркатора…………………………………………………………….…... 86
6.4. Единицы длины на карте меркаторской проекции…………………………………………...… 87
6.5. Построение меркаторской карты……………………………………………………………..….. 89
6.6. Решение элементарных задач на морской навигационной карте……......…………………..… 91
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 94
Глава 7. Графическое счисление координат судна………………………………………………….… 96
7.1. Назначение, содержание и сущность счисления:………………..…………………………...… 96
7.1.1. Общие положения. Элементы счисления…………………………………..………….…. 96
7.1.2. Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация……….. 96
7.1.3. Требования к счислению пути судна…………………...………………………................ 97
7.2. Графическое счисление пути судна без учета дрейфа и течения: ……………………………. 97
7.2.1. Задачи, решаемые при ручном графическом счислении пути судна ….....………….…. 97
7.2.2. Требования к оформлению счисления пути судна на карте…………………………..… 98
7.2.3. Решение основных задач счисления пути судна на карте………………………………. 100
7.3. Циркуляция судна и ее графический учет:……………………………........................................ 101
7.3.1. Циркуляция судна и ее элементы…………………………………………………………. 101
7.3.2. Способы определения элементов циркуляции судна……….…………………................ 101
7.3.3. Графический учет циркуляции при счислении пути судна…………..…...…………….. 104
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 107
Глава 8. Графическое счисление координат судна с учетом дрейфа и течения............................... 109
8.1. Определение дрейфа судна от ветра и его учет при графическом счислении: ….................... 109
8.1.1. Ветер и его влияние на путь судна…………....................................................................... 109
8.1.2. Определение угла дрейфа от ветра...................................................................................... 111
8.1.3. Учет дрейфа от ветра при графическом счислении пути судна……………..…………. 111
8.2. Графическое счисление координат судна с учетом течения: .…………………….................... 114
8.2.1. Морские течения и их влияние на путь судна………………………….….…………….. 114
8.2.2. Учет течения при графическом счислении пути судна…………….................................. 117
8.3. Совместный учет дрейфа и течения при графическом счислении пути судна……………….. 121
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 122
Глава 9. Морские навигационные карты………………………………………………………………. 124
9.1. Классификация морских карт:……………………………………………………..…………….. 124
9.1.1. Классификация морских карт по их назначению………………….………….…………. 124
9.1.2. Классификация морских навигационных карт по их масштабу………………………... 125
9.1.3. Требования, предъявляемые к морским картам…………………………………...…….. 127
9.2. Степень доверия к морским навигационным картам:………………………………………….. 129
9.2.1. Критерии качества морской навигационной карты………………………...……………. 129
9.2.2. «Подъем» морской навигационной карты………………………………………………... 131
9.2.3. Оценка морской навигационной карты судоводителем…………………………………. 131
9.3. Корректура морских навигационных карт:……………………………………………………... 132
9.3.1. Общие положения…………………………………………………….………………….… 132
9.3.2. Корректура карт при стоянке судна в порту………………………………….………….. 133
9.3.3. Корректура карт в рейсе…………………………………………………………................ 135
9.4. Условные знаки морских карт. «Чтение» карты………………………………………………... 136
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 139
Глава 10. Картографические проекции, используемые в навигации…………………………........... 140
10.1. Классификация картографических проекций………………....................................................... 140
10.2. Поперечная цилиндрическая проекция…………………………………………………………. 141
10.3. Перспективные картографические проекции…………………………………………………… 144
10.4. Равноугольная картографическая проекция Гаусса………………………….………………… 145
10.5. Использование для судовождения карт других стран………………………………………….. 151
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 155
Глава 11. Навигационное оборудование морей…………………………………………………………. 158
11.1. Назначение и задачи навигационного оборудования……………….…………………………. 158
11.2. Средства и методы навигационного оборудования………………..…………………………… 160
11.3. Зрительные средства навигационного оборудования:……….………………………………… 161
11.3.1. Определение и классификация…………………………………………………………... 161
11.3.2. Маяки, знаки и огни………………………………………………………………………. 162
11.3.3. Навигационные створы…………………………………………………………………... 163
11.4. Радиотехнические средства навигационного оборудования: ….……………………………… 165
11.4.1. Береговые радиопеленгаторные станции и радиомаяки……………………………….. 166
11.4.2. Радиолокационные отражатели………………………………………………………….. 168
11.4.3. Радионавигационные системы…………………………………………………………… 169
11.5. Плавучие предостерегательные знаки: …………………………………………………………. 170
11.5.1. Плавучие маяки, маячные суда и освещаемые поплавки……………………………… 170
11.5.2. Буи и вехи……………………………………………………………………...………….. 171
11.6. Звукосигнальные и гидроакустические средства навигационного оборудования: ......................... 172
11.6.1. Звукосигнальные средства навигационного оборудования……………………...…….. 172
11.6.2. Гидроакустические средства навигационного оборудования…………………………. 174
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 176
Глава 12. Основы определения места судна в море по видимым навигационным ориентирам……………………………………………………………………………………….. 179
12.1. Общие принципы определения места судна в море. Навигационные параметры и изолинии:………………………………………………………………………………………….. 179
12.1.1. Общие принципы определения места судна в море…………………………………..... 179
12.1.2. Навигационные параметры и изолинии…………………………………………………. 180
12.2. Сущность определения места судна по навигационным изолиниям………………………….. 183
12.3. Приведение навигационных параметров и изолиний к одному месту (моменту)…………… 186
Контрольные вопросы ………………………………………………………………………………………...… 188
Глава 13. Определение места судна по направлениям на видимые навигационные ориентиры………………………………………………………………………………………... 190
13.1. Определение места судна по визуальным пеленгам на береговые ориентиры:……………… 190
13.1.1. Определение места судна по пеленгам на три ориентира………………………..……. 190
13.1.2. Определение места судна по пеленгам на два ориентира…………………………...…. 193
13.1.3. Определение места судна способом «крюйс-пеленг»………………………….............. 194
13.2. Определение места судна по двум горизонтальным углам трех береговых ориентиров:…………………………………………………………………………...................... 195
13.2.1. Сущность способа……………………………………………………………………...…. 195
13.2.2. Способы нанесения обсервованного места судна на путевую карту: ……………...… 196
13.2.3. Случай неопределенности……………………………………………………………..… 198
13.2.4. Практическое выполнение способа определения места судна по двум горизонтальным углам …………………………………………………………………. 199
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 200
Глава 14. Определение места судна по расстояниям до видимых навигационных ориентиров…………………………………………………………………………………….…. 203
14.1. Средства и способы определения расстояний до видимых ориентиров: …….………………. 203
14.1.1. Определение расстояний с помощью дальномеров…………………………………… 203
14.1.2. Глазомерная оценка расстояний……………………………………………………...….. 203
14.1.3. Расчет расстояния до ориентира по измерению его вертикального угла…...……….... 205
14.1.4. Измерение расстояний до навигационных ориентиров с помощью технических средств……………………………………………………………………………………………... 207
14.2. Определение места судна по расстояниям до двух (трех) ориентиров:……….……………… 207
14.2.1. Определение места судна по двум расстояниям до ориентиров, полученных по их вертикальным углам…………………………………………………………………….… 207
14.2.2. Определение места судна по расстояниям до трех ориентиров, измеренных с помощью навигационной РЛС…………………………………………………………… 208
14.2.3. Определение места судна по расстояниям до двух ориентиров………….………….... 210
14.3. Определение места судна способом «крюйс-расстояние»………………………...................... 210
14.4. Определение места судна по пеленгу и расстоянию до ориентира…………………………… 211
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 213
Глава 15. Комбинированные и приближенные способы определения места судна…………........... 215
15.1. Использование эхолота для определения места судна: …………………………...................... 215
15.1.1. Измерение глубин эхолотом……………………………………………………………... 215
15.1.2. Определение места судна по глубинам (общий случай)……………………….............. 216
15.1.3. Определение места судна способом «крюйс-изобата»………………………………… 217
15.1.4. Определение места судна по навигационной линии положения и глубине, измеренной одновременно и разновременно……………………………………………. 218
15.2. Комбинированные способы определения места судна: …………………………...................... 218
15.2.1. Определение места судна по горизонтальному углу и пеленгу на один из ориентиров…………………………………………………………………………………. 218
15.2.2. Определение места судна по горизонтальному углу и расстоянию до одного из ориентиров…………………………………………………………………………………. 219
15.2.3. Определение места судна по разновременным расстояниям до двух и более ориентиров…………………………………………………………………………………. 221
15.2.4. Определение места судна способом «исправленное крюйс-расстояние»…….............. 222
15.2.5. Определение места при следовании судна по створу………………………………..… 223
15.3. Приближенные способы определения места судна: …………………………………………… 224
15.3.1. Уточнение места судна по изобатам……………………………………………............ 224
15.3.2. Уточнение места судна по линиям положения, параллельным береговой черте с помощью судовой РЛС……………………………………………………………………. 225
15.3.3. Уточнение места судна по моменту открытия маяка и пеленгу на него……………… 226
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 227
Глава 16. Навигационные руководства и пособия для обеспечения мореплавания……………….. 229
16.1. Общие сведения. Назначение и классификация: ………………………………………………. 229
16.1.1. Морские навигационные руководства…………………………………………………... 229
16.1.2. Морские навигационные пособия……………………………………………….............. 230
16.2. Лоции и дополнения к ним………………………………………………………………………. 230
16.3. Руководства «Огни и знаки» («Огни»)……………………………………………...................... 235
16.4. Руководство «РТСНО»…………………………………………………………………………… 237
16.5. Расписания радиопередач для мореплавателей: ……………………………………………….. 241
16.5.1. Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей……………………………………………………………………….. 241
16.5.2. Расписание факсимильных гидрометеорологических передач………………………... 242
16.6. Специальные руководства для плавания: ………………………………………………………. 242
16.6.1. Навигационно-гидрографический обзор………………………………………………... 242
16.6.2. Радиолокационные описания маршрутов……………………………………….............. 243
16.6.3. Руководства для захода судов в порты………………………………………….............. 243
16.6.4. Сводное описание опасных, запретных и ограниченных для плавания районов…….. 243
16.7. Нумерация морских навигационных руководств и пособий для плавания…………………... 244
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 245
Глава 17. Аналитическое (письменное) счисление координат судна…………………………........... 249
17.1. Сущность и основные формулы аналитического (письменного) счисления…………………. 249
17.2. Виды аналитического (письменного) счисления: ……………………………………………… 253
17.2.1. Простое аналитическое (письменное) счисление……………………………………..... 253
17.2.2. Составное аналитическое (письменное) счисление……………………………………. 254
17.2.3. Сложное аналитическое (письменное) счисление……………………………………… 256
17.3. Учет дрейфа от ветра, течения и циркуляции судна при аналитическом (письменном) счислении…………………………………………………………………………………………. 257
17.4. Понятие об автоматизированном счислении пути судна………………………………………. 259
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 260
Глава 18. Оценка и анализ точности счисления координат судна…………………………………… 262
18.1. Погрешности измерений и их виды……………………………………………………………... 262
18.2. Оценка точности счисления координат судна………………………………………………….. 265
18.3. Коэффициент точности счисления и его расчет………………………………………………... 267
18.4. Средняя квадратическая погрешность линии положения……………………………………... 269
18.5. Радиальная (круговая) СКП обсервованного места судна………………………....................... 272
18.6. Оценка и анализ точности счислимого места судна…………………………………………… 274
18.6.1. Средняя квадратическая и предельная погрешности счислимого места судна………. 274
18.6.2. Выбор безопасного пути судна с учетом точности его плавания……………………... 276
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 277
Глава 19. Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки…………………. 281
19.1. Принцип радиопеленгования…………………………………………………………………….. 281
19.2. Исправление и расчет радиопеленгов: ………………………………………………………….. 283
19.2.1. Радиодевиация…………………………………………………………………….............. 283
19.2.2. Ортодромическая поправка……………………………………………………………… 284
19.3. Определение места судна по радиопеленгам на круговые радиомаяки: ……………………... 286
19.3.1. Последовательность действий при определении места судна по радиопеленгам на КРМКИ………………………………………………………………………………………. 286
19.3.2. Расчет СКП определения места (МО) по радиопеленгам на два КРМКА………………. 288
19.4. Прокладка радиопеленга на КРМК, находящийся за рамкой карты: …………………………. 289
19.4.1. КРМК не вмещается на МНК по долготе………………………………………………... 289
19.4.2. КРМК не вмещается на МНК по широте………………………………………………… 289
19.4.3. КРМК не вмещается на МНК и по долготе и по широте……………………….............. 290
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 291
Глава 20. Определение места судна по радиомаякам всенаправленного действия…………........... 293
20.1. Принцип работы секторных радиомаяков……………………………………………………… 293
20.2. Порядок определения радиопеленга всенаправленного радиомаяка…………………………. 295
20.3. Способы прокладки линий положения ВРМКОВ и получения обсервованного места судна на путевой карте: ………………………………………………………………………………….
300
20.3.1. Прокладка линий положения и получение обсервованного места судна с помощью специальных радионавигационных карт РА…………………………………………….. 300
20.3.2. Получение обсервованного места судна путем прокладки линий положения на морской навигационной карте……………………………………………………………. 301
20.4. Точность определения места по ВРМКАМ……………………………………………………….. 302
20.5. Использование других радиомаяков направленного действия: ………………………………. 304
20.5.1. Радиомаяки на океанских судах службы погоды………………………………............. 304
20.5.2. Радиостанции, работающие по запросу для пеленгования……………………............. 305
20.5.3. Радиопеленгаторные станции……………………………………………………………. 306
20.5.4. Радиолокационные маяки………………………………………………………………... 308
20.5.5. Комбинированные радиомаяки………………………………………………………….. 310
20.5.6. Радиомаяки на плавучих маяках………………………………………………………… 311
20.5.7. Створные радиомаяки……………………………………………………………............. 311
20.5.8. Автоматические радиомаяки…………………………………………………………….. 311
20.5.9. Аэрорадиомаяки …………………………………………………………………............. 311
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 313
Глава 21. Использование судовых РЛС для целей навигации…………………………………........... 315
21.1. Основные эксплуатационные данные судовой РЛС: ……………………………...................... 315
21.1.1. Общие положения………………………………………………………………………… 315
21.1.2. Максимальная дальность действия и дальность обнаружения объектов……………... 315
21.1.3. Минимальная дальность действия и мертвая зона РЛС……………………………….. 316
21.1.4. Разрешающая способность РЛС…………………………………………………………. 317
21.1.5. Точность радиолокационного пеленгования……………………………………………. 317
21.1.6. Радиолокационная девиация……………………………………………………………... 317
21.1.7. Точность измерения расстояний………………………………………………………… 318
21.2. Чтение радиолокационного изображения: ……………………………………………………... 318
21.2.1. Искажение линии берегов………………………………………………………………... 318
21.2.2. Влияние волнения моря…………………………………………………………………... 319
21.2.3. Влияние метеорологических условий…………………………………………………… 319
21.2.4. Обнаружение льдов………………………………………………………………............. 319
21.2.5. Теневые секторы………………………………………………………………….............. 319
21.2.6. Ложные эхо-сигналы……………………………………………………………………... 320
21.3. Определение места судна с помощью судовой РЛС: ………………………………………….. 320
21.3.1. Опознавание береговой черты…………………………………………………………… 320
21.3.2. Определение места судна по расстояниям (DР) до нескольких ориентиров….............. 322
21.3.3. Определение места судна по РЛП и DР одного ориентира…………………….............. 323
21.4. Оценка точности обсервованного места по данным РЛС……………………………………… 324
21.5. Использование средств автоматической радиолокационной прокладки в навигации………. 326
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 327
Главы 22. Определение места судна по данным гиперболических радионавигационных систем…………………………………………………………………………………………….. 329
22.1. Радионавигационные системы и их классификация: ………………………………………….. 329
22.1.1. Основные определения…………………………………………………………………… 329
22.1.2. Классификация радионавигационных систем…………………………………………... 330
22.1.3. Общая характеристика гиперболических РНС…………………………………………. 331
22.2. Определение места судна с помощью фазовой РНС средней дальности действия: ………… 332
22.2.1. Фазовый метод радионавигационных определений……………………………………. 332
22.2.2. Принцип работы фазовых РНС………………………………………………………….. 334
22.2.3. Определение места судна по фазовым РНС……………………………………............. 335
22.2.4. Оценка точности обсервованного места………………………………………………… 337
22.2.5. Фазовая РНС «Декка» (Англия)…………………………………………………............. 338
22.3. Определение маневренных элементов судна с помощью фазовых РНС……........................... 339
22.4. Определение места судна с помощью импульсных РНС: …………………………………….. 340
22.4.1. Импульсный метод радионавигационных определений……………………….............. 340
22.4.2. Импульсная РНС «Лоран-А» (США)…………………………………………….. 342
22.5. Определение места судна с помощью импульсно-фазовых РНС: ……………………………. 344
22.5.1. Принцип действия импульсно-фазовой РНС…………………………………………… 344
22.5.2. Методы получения обсервованного места судна и оценка его точности…………….. 346
22.5.3.Импульсно-фазовая РНС «Лоран-С» (США) и «Чайка» (РФ)…………………………. 348
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 352
Главы 23. Определение места судна при помощи спутниковых радионавигационных систем………………………………………………………………………………………........... 356
23.1. Основные закономерности движения ИСЗ. Орбиты ИСЗ:…………………………………….. 356
23.1.1. Основные закономерности движения ИСЗ……………………………………………… 356
23.1.2. Орбиты ИСЗ и их особенности………………………………………………………....... 358
23.2. Особенности навигационного использования ИСЗ (НКА)…………………………………….. 359
23.3. Способы радионавигационных определений при помощи НКА……………............................ 363
23.4. Методы определения места судна с помощью навигационных спутников:………………….. 366
23.4.1. Общие сведения…………………………………………………………………………... 366
23.4.2. Дальномерный метод…………………………………………………………………….. 366
23.4.3. Псевдодальномерный метод…………………………………………………………….. 368
23.4.4. Разностно-дальномерный (доплеровский – интегральный) метод……………………. 368
23.4.5. Радиально-скоростной (доплеровский – дифференциальный) метод………………… 370
23.5. Использование низкоорбитальной спутниковой РНС доплеровского типа:…………………. 371
23.5.1. Общие положения………………………………………………………………………… 371
23.5.2. Судовые приемоиндикаторы…………………………………………………………….. 372
23.5.3. Точность определения места…………………………………………………………….. 373
23.5.4. Дискретность определения места……………………………………………………….. 373
23.5.5. Дополнительные навигационные задачи, решаемые спутниковой РНС……………… 374
23.5.6. Низкоорбитальные спутниковые РНС…………………………………………………... 374
23.6. Структура глобальных навигационных спутниковых систем:………………........................... 376
23.6.1. Общие сведения…………………………………………………………………………... 376
23.6.2. Подсистема навигационных космических аппаратов………………………………….. 377
23.6.3. Подсистема контроля и управления…………………………………………………….. 378
23.6.4. Подсистема навигационной аппаратуры потребителей………………………………... 378
23.7. Среднеорбитальные навигационные спутниковые системы:………………………………….. 381
23.7.1. Общие сведения…………………………………………………………………………... 381
23.7.2. Навигационная спутниковая система GPS (США)…………………………………….. 382
23.7.3. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС (РФ)…………………... 384
23.7.4. Дифференциальная подсистема ГНСС………………………………………….............. 386
23.7.5. Точность определения места по среднеорбитальной ГНСС…………………………... 388
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 394
Глава 24. Плавание по дуге большого круга – ортодромии…………………………………………… 397
24.1. Локсодромия и ортодромия. Элементы дуги большого круга: ……………………………….. 397
24.1.1. Локсодромия и ее элементы……………………………………………………………… 397
24.1.2. Ортодромия и ее элементы………………………………………………………............. 398
24.2. Основные формулы ортодромии. Способы ее задания: ………………………………………. 399
24.2.1. Основные формулы ортодромии………………………………………………………… 399
24.2.2. Способы задания ортодромии…………………………………………………………… 400
24.3. Расчет плавания по локсодромии…………………………………………………...................... 401
24.4. Расчет плавания по ортодромии: …………………………………………………...................... 402
24.4.1. Расчет пройденного по ортодромии расстояния……………………………………….. 402
24.4.2. Расчет начального курса плавания по ортодромии……………………………............. 402
24.4.3. Расчет конечного курса плавания по ортодромии……………………………………… 403
24.4.4. Расчет значений К0 и 0 ………………………………………………………………….. 403
24.4.5. Расчет координат промежуточных точек ортодромии………………………………… 404
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 406
Глава 25. Английские морские карты, руководства и пособия для плавания………………........... 408
25.1. Английские морские карты: ………………………………………………………...................... 408
25.1.1. Английские навигационные карты……………………………………………………… 408
25.1.2. Английские справочные и вспомогательные карты………………………..…………... 409
25.2. Английские руководства и пособия для плавания: ……………………………………………. 410
25.2.1. Английские лоции………………………………………………………………………… 411
25.2.2. Английские описания огней и туманных сигналов…………………………….............. 413
25.2.3. Английские описания радиосигналов…………………………………………………… 414
25.2.4. Английские таблицы приливов………………………………………………………….. 418
25.2.5. Английский каталог карт и книг………………………………………………………… 418
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 421
Глава 26. Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания…………………………... 423
26.1. Судовая коллекция карт, руководств и пособий для плавания: ………………………………. 423
26.1.1. Комплектование судовой коллекции КРиПДП…………………………………………. 423
26.1.2. Хранение, учет, передача и списание КРиПДП на судне……………………………… 424
26.1.3. Каталоги карт и книг……………………………………………………………………... 426
26.2. Поддержание карт, руководств и пособий для плавания на уровне современности:………... 428
26.2.1. Общие положения………………………………………………………………………… 428
26.2.2. Печатные корректурные документы…………………………………………….............. 430
26.2.3. Навигационные предупреждения, передаваемые по радио……………………………. 434
26.2.4. Корректурные документы и их хранение на судне…………………………………….. 439
26.2.5. Корректура карт, руководств и пособий для плавания на судне……………………… 440
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 445
Глава 27. Подготовка штурманской части к рейсу……………………………………………………... 449
27.1. Рейсовое задание………………………………………………………………………………….. 449
27.2. Подбор карт, руководств и пособий для плавания на переход………………………………... 450
27.3. Изучение района плавания………………………………………………………………………. 455
27.4. Предварительная прокладка пути судна………………………………………………………… 463
27.5. «Подъем» карт и окончательная проработка плана перехода: …………………....................... 465
27.5.1. «Подъем» карт…………………………………………………………………….............. 465
27.5.2. Окончательная проработка плана перехода…………………………………….............. 466
27.6. Штурманская справка на переход…………………………………………………...................... 468
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 470
Глава 28. Организация вахты на мостике……………………………………………………………….. 472
28.1. Общие принципы организации вахты…………………………………………………………… 472
28.2. Заступление на вахту и ее несение при стоянке судна: …………………………...................... 473
28.2.1. Обязанности ВПК при стоянке судна в порту………………………………………….. 473
28.2.2. Обязанности ВПК при стоянке судна на якоре…………………………………………. 474
28.3. Подготовка судна к выходу в море……………………………………………………………… 475
28.4. Прием-сдача ходовой вахты……………………………………………………………………... 476
28.5. Наблюдение и вахта на мостике…………………………………………………………………. 478
28.6. Определение поправок ТСН……………………………………………………………………... 481
28.7. Характерные недостатки технических средств и способов навигации……………………….. 483
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 487
Глава 29. Штурманская работа в рейсе…………………………………………………………………... 489
29.1. Ведение исполнительной навигационной прокладки………………………………………….. 489
29.2. Счисление пути судна……………………………………………………………………………. 490
29.3. Определение места судна. Стандарты точности судовождения………………………………. 493
29.4. Оценка точности места судна……………………………………………………………………. 496
29.5. Маневренные характеристики судна. Лоцманская карточка……………………...................... 497
29.6. Правила ведения судового журнала………………………………………………....................... 499
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 518
Глава 30. Навигационное обеспечение плавания судна в стесненных водах……………………….. 520
30.1. Общая характеристика условий плавания в стесненных водах: ……………………………… 520
30.1.1. Основные особенности условий плавания в стесненных водах……………….............. 520
30.1.2. Безопасная скорость судна……………………………………………………….............. 521
30.2. Подготовка к плаванию в стесненных условиях: ……………………………………………… 523
30.2.1. Навигационные особенности плавания в стесненных условиях………………………. 523
30.2.2. Специальные меры обеспечения навигационной безопасности в стесненных водах... 524
30.2.3. Расчет и планирование поворота. Контроль глубин…………………………………… 525
30.2.4. Подготовка к плаванию в стесненных водах…………………………………………… 528
30.3. Обязанности судоводителя при плавании в стесненных условиях: ……………...................... 530
30.3.1. Обязанности ВПК при плавании судна в стесненных водах…………………………... 530
30.3.2. Особенности плавания судна по СРД…………………………………………………… 531
30.3.3. Действия ВПК при выходе судна из полосы движения СРД………………………….. 532
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 532
Глава 31. Навигационное обеспечение плавания судна в открытом море………………………….. 534
31.1. Навигационное обеспечение плавания в открытом море: ………………………...................... 534
31.1.1. Оптимальная скорость судна…………………………………………………….............. 534
31.1.2. Контроль за местом судна…………………....................................................................... 535
31.2. Организация обслуживания судов рекомендациями по выбору оптимального пути:……….. 536
31.2.1. Общие положения………………………………………………………………………… 536
31.2.2. Организация взаимодействия «БГОСРК  судно»……………………………………. 538
31.3. Оценка ветроволновых потерь скорости судна………………………………………………… 540
31.4. Уклонение от штормовых зон…………………………………………………………………… 540
31.5. Экономика и перспективы плавания оптимальными путями…………………………………. 542
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 543
Глава 32. Навигационное обеспечение плавания судна на морях с приливами……………………. 545
32.1. Физическая сущность явления приливов и отливов…………………………………………… 545
32.2. Основные элементы прилива……………………………………………………………………. 547
32.3. Неравенства приливов: ………………………………………………………………………….. 548
32.3.1. Суточные (тропические) неравенства…………………………………………………… 548
32.3.2. Полумесячные (фазовые) неравенства…………………………………………………... 549
32.3.3. Параллактические (месячные) неравенства…………………………………….............. 549
32.4. Таблицы приливов………………………………………………………………………………... 550
32.5. Решение задач с использованием «Таблиц приливов»………………………………………… 552
32.6. График прилива…………………………………………………………………………………… 556
32.7. Предвычисление приливов по гармоническим постоянным……………………....................... 557
32.8. Сведения о приливо-отливных явлениях, помещаемых на морских навигационных картах.. 561
32.9. Атласы приливо-отливных явлений………………………………………………....................... 562
32.10. Судовождение в морях с приливами……………………………………………………………. 564
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 567
Глава 33. Навигационное обеспечение подхода судна к берегу и прибрежного плавания………... 570
33.1. Подготовка судна к подходу к берегу…………………………………………………………… 570
33.2. Подход судна к берегу с моря……………………………………………………………………. 572
33.3. Навигационное обеспечение плавания судна при подходе к побережью: …………………… 575
33.3.1. Варианты подхода судна к побережью………………………………………….............. 575
33.3.2. Выбор курсов подхода……………………………………………………………………. 576
33.3.3. Опознавание ориентиров………………………………………………………………… 579
33.4. Навигационное обеспечение прибрежного плавания……………………………...................... 582
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 585
Глава 34. Плавание судна в особых условиях……………………………………………………........... 588
34.1. Общие требования к плаванию судна в особых условиях и в районах со стесненными условиями: ………………………………………………………………………………………... 588
34.1.1. Общие требования к плаванию судна в особых условиях…………………………...… 588
34.1.2. Плавание судна в районах со стесненными условиями………………………………... 588
34.2. Действия судоводителя при ухудшении видимости и плавании судна при ограниченной видимости: ………………………………………………………………………………………... 589
34.2.1.Ухудшение видимости…………………………………………………………………….. 589
34.2.2. Плавание судна при ограниченной видимости…………………………………………. 589
34.3. Действия судоводителя при подходе судна к порту и выходе из него: ……………………… 589
34.3.1. Плавание судна при подходе к порту и выходе из него……………………………….. 589
34.3.2. Подход судна к порту…………………………………………………………….............. 590
34.4. Действия судоводителя при плавании с лоцманом: …………………………………………… 591
34.4.1. Подготовка к приему-высадке лоцмана…………………………………………………. 591
34.4.2. Прием-высадка лоцмана и работа с лоцманом…………………………………............. 591
34.4.3. Плавание с лоцманом…………………………………………………………………….. 592
34.5. Действия судоводителя при угрозе нападения и нападении пиратов: …………...................... 592
34.5.1. Угроза нападения пиратов……………………………………………………………….. 592
34.5.2. Нападение пиратов на судно……………………………………………………………... 593
34.6. Действия судоводителя при постановке судна на якорь и стоянке на якоре: …....................... 594
34.6.1. Постановка судна на якорь………………………………………………………............. 594
34.6.2. Стоянка судна на якоре…………………………………………………………………... 594
34.6.3. Подготовка к постановке судна в док…………………………………………………… 595
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 596
Глава 35. Действия судоводителей в нестандартных ситуациях………………………………........... 597
35.1. Обязанности судоводителей при плавании в штормовых условиях: ………………………… 597
35.1.1. Подготовка судна к плаванию в штормовых условиях………………………………… 597
35.1.2. Плавание в штормовых условиях………………………………………………………... 597
35.2. Действия судоводителей при плавании в ледовых условиях: ………………………………… 601
35.2.1. Общие положения………………………………………………………………………… 601
35.2.2. Плавание во льдах………………………………………………………………………… 603
35.3. Действия судоводителей при выходе из строя технических средств: …………....................... 604
35.3.1. Выход из строя рулевой машины………………………………………………………... 604
35.3.2. Выход из строя ДАУ или машинного телеграфа……………………………….............. 604
35.3.3. Обесточивание судна вблизи навигационных опасностей…………………….............. 604
35.3.4. Выход из строя гирокомпаса……………………………………………………………... 605
35.4. Действия судоводителей при падении человека за борт: ……………………………………... 605
35.4.1. Общие положения………………………………………………………………………… 605
35.4.2. Маневрирование судном по тревоге «Человек за бортом»……………………………. 606
35.5. Действия судоводителей в аварийных ситуациях: ………………………………...................... 607
35.5.1. Столкновение судов………………………………………………………………………. 607
35.5.2. Пожар на судне……………………………………………………………………………. 607
35.5.3. Посадка судна на мель……………………………………………………………………. 608
35.5.4. Смещение груза…………………………………………………………………………… 608
35.5.5. Повреждение судном гидротехнических сооружений, кранового оборудования, отшвартованных судов…………………………………………......................................... 609
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 610
Глава 36. Организация штурманской службы………………………………………………………….. 612
36.1. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98)………………………………………………………………………………………………….. 612
36.2. Обязанности капитанов и штурманского состава судов по сбору и передаче навигационной информации……………………………………………………………………... 613
36.3. Сигналы и сигнальные станции: ………………………………………………………………… 615
36.3.1. Станции, обслуживающие мореплавателей…………………………………….............. 615
36.3.2. Сигналы и оповещения…………………………………………………………………... 616
36.4. Навигационный анализ рейса……………………………………………………………………. 620
Контрольные вопросы …………………………………………………………………………………………... 621
Перечень и значение сокращений, использованных в тексте……………………………………………. 624
Перечень литературы…………………………………………………………………………………………... 629



Ключевые слова:

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

краткое содержание других презентаций

«Словарные слова русского языка» - Подобрать синонимы, антонимы. Пословицы и поговорки, фразеологические обороты со словарными словами. Знакомство младших школьников с этимологией. Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии. Этап контроля и самоконтроля. Совместная деятельность учителя и ученика. Содержание. Теоретические положения при изучении словарных слов. Использование компьютера освобождает учителя от рутинной работы.

«Русский алфавит» - Фонетический разбор. Все гласные буквы расселены. Домики. Гласные буквы. Западное полушарие. Парные согласные. Мягкий знак. Буквы расселены. Карта русского алфавита состоит из 2 полушарий. Звуки и буквы русского языка. Непарные глухие согласные. Буквы. Звук согласный или гласный. Твердый знак. Гласные и согласные. Карта русского алфавита. Восточное полушарие. Непарные звонкие согласные.

«Написание изложения» - Проблемное задание. Мрамор. Прочитай текст. Выпал пушистый снег. Выберете из предложенных заголовков самый подходящий. Запишите отрывок по памяти. Блеск Изумрудного города. Работа над изложением. Группа предложений. Научиться писать изложение. Корректор. Текст-рассуждение. Чем текст отличается от предложения. Учимся писать изложения.

«Предложение в русском языке» - Окончание. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Двусоставные и односоставные предложения. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы. Простые и сложные предложения. Части слова. Нераспространенные и распространенные предложения. Строим слова и предложения. Второстепенные члены предложения. Приставка. Предложение – единица речи.

«Суффиксы в русском языке» - Таблица значений суффиксов. Улыбнитесь друг другу. Проверь себя. Тема урока: суффикс. Задачи урока. Лес, в лесу, лесной, лесник, леса, лесок, за лесом. (За)колдовала зима лес. Девиз урока. Суффикс и его роль в слове. Алгоритм нахождения суффикса. Суффикс. Самостоятельная работа по выбору.

«Слова-синонимы и антонимы» - Подберите к прилагательному синоним. Антонимы. Синонимы. Орфограммы в словах. Выпишите слова. Прилагательные-синонимы. Подберите к существительным синонимы. Ненастье. Подчеркнутое слово замени антонимом. Слова, близкие по смыслу выделенным.

Здесь пригодятся списки суффиксов на сайте (суффиксы и приставки надо «знать в лицо») и подбор слов с этой морфемой с тем же значением. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

Ищем родственные слова с оствщейся частью -ик- в составе. Такого слова нет. Следовательно, -ик- составляет один суффикс. Проверить морфемный разбор можно с помощью Яндекс-словарей по русскому языку - Морфемно-орфографический словарь. После выделения суффикса (приставки) необходимо проверить существование такой морфемы. Во всех случаях рассматриваем родственные слова для правильного выделения корня, окончания и других частей.

В Морфемно-орфографическом словаре Тихонова А.Н. суффиксы выделены таким же образом. Да и в других словообразовательных словарях аналогично. Суффикс употребляется не со всеми словами. В толковом словаре русского языка использовано примерно 4500 корней, 500 суффиксов, 100 приставок. Только первый раз сегодня услышали слово суффикс и нужно его поставить в слове шубочки. В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску: уменьшительную, ласкательную, преувеличительную.

Оно может быть отрицательным или положительным, сочувственным или насмешливым, презрительным или ироничным, а также с помощью суффиксов можно оценивать размер предмета или величину живого существа. Суффикс - У этого термина существуют и другие значения, см. Суффикс (значения). Заимствованные слова в русском языке - Заимствования иностранных слов один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества.

Впрочем, суффиксы частично несут и грамматическую нагрузку, передавая, например, вид глагола (кап-ать — кап-н-уть). Так же как и приставки — в основном, словообразовательные морфемы, но тоже в глаголах частично передают видово-аспектные значения (шёл — по-шёл — при-шёл).

Суффиксы прилагательных

Кроме этих суффиксов славянского происхождения в русском языке активно используются латинские суффиксы -изм (учение, процесс) и -ист (последователь учения, член процесса). Эти суффиксы вполне натурализовались и применяются также для образования слов от русских корней (пофизизм, связист).

Суффикс -адь- образует существительные со значением женщины или жены: попадья. Суффикс -ист образует существительные со значением лица по принадлежности к учреждению, профессии, определенному общественному направлению (связист, баянист, марксист).

Сложный суффикс -ль-щ-ик (-льщиц-) образует существительные со значением лица по роду деятельности, занятию или действию (бурильщик, точильщик, чистильщик). Суффикс -ыш образует существительные, которые обозначают таких участников событий, которые не активны, не инициативны и чаще всего оказываются страдательной стороной: заморыш, подкидыш, приемыш. При помощи того же суффикса могут быть образованы слова и от прилагательных: крепыш.

Суффиксы -то, -либо, -нибудь образует наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время, образ действия они остаются неясными (где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь). Такие морфы указывают на связь как самих простых основ, так и тех значений, которые в них заключены.

В качестве домашнего задания детям было предложено повторить известные суффиксы, вспомнить, что они обозначают. Что образуют суффиксы? Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Так какую роль выполняет суффикс? В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление!

Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение. Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы.

Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение). Только ли новые слова образуют суффиксы? Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? А какие ещё бывают суффиксы? Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки. Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске.

Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Сложный суффикс -ль-н-ик образует существительные со значением предмета, предназначенного для выполнения действия (холодильник, умывальник).