Федор тютчев лениво дышит полдень мглистый. «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».

Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».

Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков ) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво» : лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река . Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.

Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит» , «река лениво катится» ), а также с помощью метафоры («полдень дышит» ) вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.

Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.

Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств : метафоры («дышит полдень» ), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет» ), эпитетов («полдень мглистый» , «тверди пламенной и чистой» , «дремота жаркая» ), инверсии («катится река» , «тают облака» , «дышит полдень» ), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река» ).

Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака» , «лениво дышит полдень» , «лениво катится река» . Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.

Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится ).

Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева

Это
1)Федор Иванович Тютчев-Полдень
2)не позднее конца 1820-х годов точнее "Полдень" (1829)

Природа - это основная стихия творчества Ф.И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм поэТа. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа - это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Еще Н.А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в "живом, грациозном, пластически верном изображении природы". Он же отмечал умение поэта "уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина".
Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении "Полдень" поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает
103
самую существенную черту явления ("лениводышит полдень мглистый", "лениво тают облака"). Само сочетание "лениво тают" способно заменить длинное подробное-описание.
В тютчевской лирике главным становится прием одушевления природы - олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении "полдень дышит", река "лениво-катится". Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан - в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы - божества природы, живительных, плодоносных сил):
И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.
ИногДа Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение "Весенние воды" - поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!"
Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; "Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, - ког*да любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам" (Некрасов).
Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи.Вот чем я могу помочь тебе,больше я не знаю!!!впрочем там все есть!

Стихотворения, включающие в себя описание пейзажей – это наиболее популярные произведения в творчестве поэта. «Полдень» был написан между 1827-1830 годами и имеет наклон древнегреческой культуры. В завершении стихотворения перед читателями предстает бог дикой природы и плодородия. Он обитал в прекрасных рощах, целыми днями развлекаясь с нимфами и отдыхая. Лишь в полдень вдоволь устав от утех, бог шел спать в пещеру. Одновременно с богом отдыхала вся земля и природа. Древнегреческие пастухи прекрасно ощущали внезапное затишье каждый день в полдень и искренне верили, что это время священно и тревожить покой богов никто не смел. В стихотворении подходяще проводится переплетение русской природы и древнегреческой культуры, выступая особенной изюминкой произведения.

Для описания пейзажей Тютчев максимально пользовался одухотворением природы. Это заключалось не только в применении метафор и олицетворений, характерных вообще для каждой лирики. Автор на самом деле принимал природу за живой элемент. В данном произведении это выделено о многих словосочетаниях. Например: «тают облака», « катится река »и т.д. Несмотря на то, что в стихотворении существует сонное царство природы, оно обогащено глаголами обозначающими состояние. Стоит заметить, что к глаголам добавляется наречие - «лениво »

Это произведение - природная картина, которая довольна, точна и содержательна. Отличительная особенность произведения заключается в применении эпитетов. Тютчев наделен удивительным углом зрения, что помогает ему нарисовать выразительный и яркий образ явлений природы. Лишь в нескольких четверостишиях Тютчев с легкостью преподносит читателям энергию и обстановку жаркого полудня, в котором хочется отбросить все дела и заботы, просто лечь в кровать расслабится и подремать. Бог Пан в произведении охарактеризовывается как величественное существо, но его образ получается немного «пресным» в художественной литературе. Возникает ощущение, что лирик лично мог знать бога природы и видеть, как тот наслаждался своим отдыхом в полдень.

Произведение «Полдень» ставит акцент над гармонией среди природных явлений и отлично рисует мифологию Тютчева. Его также упомянул в своей статье от 1850 года Николай Некрасов, по достоинству оценив природную лирику поэта. Он считал, что главное преимущество прозы Тютчева – это жизненное, величественное и точное описание природы.

Картинка к стихотворению Полдень

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Сад весь в цвету

    Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,

  • Анализ стихотворения Некрасова Ночь

    Время поделено на часы, часть из которых отводится дню, а другая – ночи. Если днем можно заниматься работой, то ночью обычно люди отдыхают, так как организм настраивается на расслабленность, собираясь набраться энергии во сне.

  • Анализ стихотворения Есенина Сорокоуст

    Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской

  • Анализ стихотворения Пушкина Товарищам

    В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное

  • Анализ стихотворения Тютчев Весенние воды 5 класс по плану

    Тютчев был гениальным поэтом и писателем. Одно из его произведений было написано в 1830 году. В это время он был в Германии. Его стихотворение написано о пробуждении весны. Первый снег давным-давно сошел с полей,

Фёдор Иванович Тютчев – это русский поэт, который является достоянием всей русской культуры. Родился писатель в далеком 1803 году. Детство его прошло в Орловской губернии, в семье дворян. Федор был весьма спокойным и послушным ребенком. Этому способствовала домашняя атмосфера. Мальчик рос в замечательной семье, где родители любили друг друга, любили детей и всячески проявляли о них заботу.

Обучение поэта проходило в домашних условиях. Руководил данным курсом и навевал взгляды ребенку домашний учитель по имени Семён Егорович Раич. Он был поэтом-переводчиком, увлекающимся античной поэзией. За короткий промежуток времени он стал для Федора другом и товарищем. Именно качественное обучение под руководством Раича позволило раскрыть в Тютчеве творческую личность. Первое произведение Федора было написано в 12 лет.

Следует отметить, что Тютчев занимался не только написанием стихов, но и переводами. Особенно интересен для него был Гораций из Древнего Рима. По достижению 15-летнего возраста Федор поступил в университет в Москве, на факультет словесности.

По окончании университета Тютчева отправляют на работу за границу. Писатель более 20 лет служит на должности дипломата как в Германии, так и в Италии. Первое упоминание среди критиков того времени о стихах Тютчева датируется 1836 годом. Именно в это время произведения автора попали в руки А.С. Пушкина, который пришел в восторг от прочитанного и сразу же опубликовал стихи в журнале «Современник».


Тютчев очень долгое время не публиковал свои собственные сборники. Первый вышел в свет только в 1854 году. Здесь было большое количество произведений в стиле пейзажной лирики, которые имели сравнение с жизненным человеческим путем и открывали глубокий философский смысл. Именно с этого момента о Тютчеве заговорили многие культурные деятели того времени. К примеру, Н.А. Некрасов считал его лирику наиболее блестящей за все время существования русского письма.

Особенности создания стихотворения «Полдень»


Фёдор Иванович Тютчев за время своего жизненного пути создал большое количество произведений. Когда после его смерти родственники и друзья стали их собирать, находить, то в итоге их насчитали более 400 штук. Основные направления его шедевров – это пейзажная лирика, а также особенности любовных отношений. Тематики имеют глубокий философский смысл.

Весьма ярким и запоминающимся произведением считается стихотворение, получившее название «Полдень». Этот шедевр создан Федором Ивановичем Тютчевым в промежутке между 27-м и 30-м годами девятнадцатого столетия. Точная дата создания произведения неизвестна. Именно в этот период автор уже проживал за границей, поэтому произведение можно смело отнести к мюнхенскому периоду формирования его творчества. Следует отметить, что автор не особо любил публиковать свои творения. Стихотворение «Полдень» появилось в средствах массовой информации в 1836 году, после того, как в руки А.С. Пушкина попала тетрадь Тютчева с записями. Именно Александр Сергеевич сделал первый шаг в формировании дипломата как поэта.

Анализ произведения «Полдень»


Данное творение - природная лирика. В строках стихотворения воспевается вся красота, которая присутствует в дневное время. В произведении учитываются и античные взгляды на натуральную природу. Именно пейзажная лирика была одной из самых любимых у Тютчева. Стих «Полдень» максимально четко описывает картину, которую видит простой человек во время жаркого летнего дня, когда все окружающее пространство раскалено и натуральная природа утомлена жарой. Здесь присутствует сравнение природы и человека, которые в такой день отдыхают, находясь в определенной дремоте.

Произведение отличается своей оппозиционностью. Здесь описывается сонный пейзаж, который в полудневное время находится под действием дремоты. В основном речь в стихотворении «Полдень» идет об особенностях природного ландшафта и его состояния, но присутствуют и упоминания о Панах, древнегреческих божествах, присутствующих в долинах рек и озер. Именно таким образом автор старается передать состояние души натуральной природы.

Согласно мнению историков, многие древние греки полагали, что именно полудневное время считается священным. Именно в это время наступает спокойствие как в природе, так и в душе человека. Эта основа использована и Федором Ивановичем Тютчевым. В стихотворении автор описывает состояние покоя определенных объектов природы – рек, озер, неба, облаков, лесного массива. Такая информация преподносится читателю весьма лениво, будто в полудрёме. Здесь лениво тают облака, лениво дышит полуденное время, а также лениво катится река с бурлящими ручьями.

Следует отметить, что в произведении «Полдень» состояние спокойствия охватывает практически все окружающее лирического героя пространство. Это и природный ландшафт, и олицетворенная душа Пана, имитирующая душу натуры. Автором с легкостью преподносится информация, основанная на древнегреческих мифических верованиях в божества. Именно эти образы олицетворяют природы, подчеркивают единение и гармонию, присутствующие в окружающем мире.

Особенности структуры произведения «Полдень»

Федор Иванович Тютчев имел особенные пантеистические воззрения и постоянно их придерживался при создании изысканных и неповторимых стихотворений. Именно поэтому автор описывает натуральную природу как определенное одухотворенное существо, имеющее свою душу. Это указывает на тесную связь природы и человеческой жизни.

Чтобы максимально качественно передать состояние природы, Тютчевым использовались салические творческие подходы. В произведении присутствует множество олицетворений – это и дыхание полудневного времени, и ленивое катание реки. Используемая метафора про дышащий полдень позволяет внести в произведение определенные мотивы дыхания, которые свойственны каждому живому существу на планете.

Стихотворение «Полдень» относится к кротким произведениям, созданным автором Федором Ивановичем. Состоит оно из двух строф, в которых имеется по четверостишию. Создан шедевр с использованием стиля четырехстопного ямба. В строках присутствует двухсложная стопа, у которой имеется ударение на втором слоге. Следует отметить, что строки стихотворения «Полдень» имеют исключительную перекрестную рифмовку. Такой стиль был использован во многих произведения Тютчева.

Чтобы максимально отчетливо передать читателю знойность окружающей природы в данное время года, автор использует большое количество разнообразных выразительных средств:

Метафора. Главная из имеющихся – это дыхание полудневного времени.

Сравнение. Природа как туман, жаркая дремота объемлет.

Эпитет. Полдень имеет мглистый тип, твердь является пламенной и чистой, дремота весьма жаркая.

Инверсия. Река способна катиться, облака таять, а полдень дышать.

Анафора. Мглистый полдень лениво вздыхает, а река также лениво катится.



Главная особенность произведения Федора Ивановича Тютчева, которая позволяет придать стихотворению ёмкость – это исключительная и изысканная точность, а также выразительность применяемых в тексте эпитетов. Федор Иванович создавал произведение как художник, имеющий особенную остроту зрения, разглядывая в простых вещах исключительные нотки красоты. Такие качества автора позволяют ему создавать объемные описания натуральной природы с помощью использования особенно метких и весьма неожиданных для читателя эпитетов.

Наиболее ярким эпитетом в произведении является слово «лениво». Именно оно в сочетании с особенностями природы, способно создать максимально натуральную картину и наиболее четко передать читателю состояние окружающего мира под действием знойной жары. В стихотворении «Полдень» лениво дышит день, лениво летают облака, а также лениво течет бурлящая река. Следует отметить и эпитет «мглистый полдень». Он способен максимально точно передать картину воздушного пространства, которое окутано определенной дымкой и мглой.

Хотя в стихотворении описывается состояние природы под действием дремоты, в нём представлено множество действий. Оно переполнено большим количеством разнообразных глаголов. К примеру, дышать, дремать, таять, катиться. Классическое произведение «Полдень» - это яркий пример тютчевской мифологии, описываемой с помощью природных особенностей.

В своём небольшом произведении поэт смог показать полноценную картину русской природы, искусно добавив греческой мифологии. Зарисовка вышла ёмкая, точная, и несмотря на размер содержательная. В этом и есть талант мастера слова, великого русского поэта - Фёдора Ивановича Тютчева.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.