Солоха – это самый яркий образ повести «Ночь перед Рождеством. Солоха - мать кузнеца вакулы. Народные верования как основа

Дмитрий Борисович Кабалевский - замечательный композитор, общественный деятель, педагог. Его можно отнести к наиболее выдающимся деятелям советской музыкальной культуры. Биография Кабалевского - тому подтверждение.

Детство

Дмитрий Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге. Его дед был военным инженером, отец - математиком, окончившим Петербургский университет. Мать воспитывала детей. С раннего возраста у мальчика проявились разнообразные творческие способности, одной из которых была музыкальность. В семье это, конечно, поощрялось. Однако учительница музыки, с которой занимался юный Кабалевский, была слишком уж строга и не разрешала ему импровизировать. Это надолго отвратило Дмитрия от музыки. Увлеченность музыкой сменилась желанием рисовать. Желая выразить себя, Кабалевский стал заниматься в училище живописи и ваяния.

Переезд в Москву

В Москву семья Кабалевских переехала в 1918 году. Дмитрий вновь решает заняться музыкой. В музыкальной школе он стремится наверстать упущенные годы. После года занятий в школе он учился в Музыкальном техникуме имени Скрябина, в классе фортепиано директора В. Селиванова. В это же время он начал заниматься сочинением музыки. Своей активной творческой активностью он подтолкнул директора к открытию в техникуме нового отделения - композиторского. На должность преподавателя по композиции пригласили Г. Катуара - выдающегося музыкального ученого, автора трудов по гармонии и музыкальному анализу.

Начало трудовой деятельности

Жизнь после революции была очень тяжелой. Кроме учебы необходимо было заботиться и о заработке. Кабалевский пробовал заниматься различными подработками. Он работал почтальоном, рисовальщиком плакатов, тапером в кино. Затем Дмитрий начал заниматься с маленькими детьми в музыкальной школе при техникуме. Для них он пишет разнообразные инструктивные пьесы.

Учеба в Московской консерватории

В 1925 году Кабалевский начал учиться в Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах, которую с отличием окончил в 1929 году у Н. Мясковского по классу композиции и в 1930-м у А. Гольденвейзера по классу специального фортепиано.

В годы учебы он много занимался общественной деятельностью, став активистом общества студентов, обучающихся композиции. Идеей этого оригинального объединения стало полное отрицание старого художественного наследия как пережитка дворянского искусства, а также призыв к созданию нового искусства, понятного и доступного для всех простых людей: рабочих, крестьян и красноармейцев. В этом новом искусстве особое место занимали хоры и массовые песни. Кабалевский много общался с людьми, бывал на фабриках, заводах, занимался с кружками самодеятельности. Все это время он не прекращал работу с детьми. Он постоянно пишет для них детскую музыку.

К окончанию учебы в консерватории у Кабалевского появляется Первый концерт для фортепиано с оркестром и струнный квартет.

В 30-е годы композитор много работает в различных жанрах. Он становится автором трех симфоний, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям.

Работа в Московской консерватории

В 1932 году помимо работы с детьми Кабалевский был преподавателем в Московской консерватории. Им была получена ученая степень кандидата искусствоведения без защиты диссертации в 1935 году, а в 1939 году он был уже профессором. В 1940 году он стал членом единственной в стране, правящей Коммунистической партии.

Уральская консерватория

В период Великой Отечественной войны Дмитрий Борисович был эвакуирован с Союзом композиторов. Он жил в Свердловске и преподавал в Уральской консерватории. Там он много занимался общественной работой по организации концертов и бесед о музыке и искусстве в профессионально-технических училищах. В 1942 году многократно ездил в действующую армию. Под впечатлением от военных событий он написал песни на слова Е. Долматовского. В это время была задумана сюита «Народные мстители», написанная для смешанного хора и симфонического оркестра.

Побывав осенью 1943 года в блокадном Ленинграде, он по возвращению начал работу над «24 прелюдиями для фортепиано» — циклом пьес, каждая из которых основана на народной мелодии, оригинально переработанной автором. Этот цикл был законен осенью 1944 года, а исполнен Я. Флиером уже в послевоенные годы.

Военная тематика еще долго используется композитором. В послевоенное время была написана опера «Семья Тараса», в основе которой лежит повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Произведения Кабалевского этого периода насыщены образами военных лет, они присутствуют и во Втором струнном квартете, Второй и Третьей фортепианных сонатах, некоторых песнях.

Произведения для детей

Все это время Кабалевский продолжает работу над детскими произведениями (24 легкие фортепианные пьесы, «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «4 песни-шутки» на стихи С. Михалкова). В 1948 году был написан первый из них — для скрипки с оркестром, который он посвятил молодежи. Это стало одним из самых удачных сочинений композитора. В 1949 году был завершен Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году - фортепианный концерт, который основывался на детских, пионерских песнях и был рассчитан на исполнение школьниками. Средняя часть этого концерта строится на интонации популярной песни Кабалевского «Наш край».

В 1955 году создан вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» — сочинение, которое Кабалевский долго планировал. Еще одним обращением к поэзии Шекспира стала музыка к спектаклю «Ромео и Джульетта». Впоследствии композитор сделал сюиту из этой музыки.

Сочинения 50-х годов

В 1955 году была написана и состоялась премьера оперы «Никита Вершинин». В следующем году была создана Четвертая симфония. В 1957 год Кабалевским написаны два крупных сочинения — кантата «Песни утра, весны и мира», посвященная теме борьбы за мир, и оперетта «Весна поет», в которой продолжается тема молодости, которая была очень любима композитором.

Кабалевский - композитор много работал над музыкой к кинофильмам, среди которых «Академик Иван Павлов», «Первоклассница», «Вихри враждебные», «Вольница», «Мусоргский», «Хождение по мукам» по роману А. Толстого.

В 1962 году Кабалевский написал Реквием на стихи Роберта Рождественского, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне. Это произведение было написано в традициях советского атеистического реквиема, который не только не содержал богослужебных текстов, но и прославлял борцов за коммунизм.

«Детская тема»

На протяжении всех этих лет Дмитрий Борисович Кабалевский не прерывал «детскую тему». Несмотря на то, что он уже не занимался преподавательской работой, композитор писал инструктивные пьесы. В эти годы Кабалевский возглавляет некоторые международные общества и комиссии, специализирующиеся на эстетическом воспитании молодежи. Им написано множество статей о молодежи, он проводит лекции, беседы в концертных залах и по телевидению. Кабалевский встречается с юными исполнителями и слушателями, систематически посещает крымский пионерский лагерь «Артек», а также другие пионерские лагеря, там проходят его встречи с ребятами у пионерских костров.

В 60-е годы в Куйбышеве появился конкурс юных пианистов, которому Дмитрий Кабалевский дал свое имя. На первых его проведениях он считает необходимым свое присутствие. Кроме того, он специально для него пишет музыку, участвует в качестве дирижера в гала-концертах лауреатов.

Деятельность Кабалевского в 60-70-х годах

В эти же годы Кабалевский - композитор - перерабатывает свою оперу «Кола Брюньон». А несколько позднее в Пермском оперном театре остоялась премьера еще одной оперы - «Сестры», в основе которой - повесть И. Лаврова «Встреча с чудом». Биография Кабалевского этого периода связана с городом Пермь, так как именно там он много лет избран депутатом в одну из палат Верховного Совета СССР - Совет национальностей, в котором заседали выдающиеся представители советской культуры и искусства. На этой должности Кабалевский активно выполняет свои обязательства перед народом. В 1970 году Кабалевский - председатель парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год — заместитель председателя Совета Национальностей.

Никто другой из его современников - деятелей культуры - не пользовался таким доверием со стороны всемогущей советской власти. В отличие от С. Прокофьева и Д. Шостаковича, на долю которых выпали издевательства и гонения со стороны власти, музыку Д. Кабалевского принимали восторженно. Полученные Кабалевским награды и звания - свидетельство тому. Более того, он был включен в состав тех людей, которые определяли государственную политику в области культуры и искусства.

Творчество Кабалевского периода 70-80 годов уже не так многообразно - много времени и сил композитора уходят на общественную работу. К сочинениям этих относятся «Пражский» фортепианный концерт, кантата «О родной земле», вокальный цикл «Время», состоящий из шести романсов на стихи Маршака.

С 1960 года Кабалевский - активный деятель Интернационального общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ), а в последние годы он был членом Совета директоров. Дмитрий Борисович был на конгрессах ИСМЕ в Токио, Париже, Будапеште, Стокгольме, Варшаве, Дижоне, Интерлохене (США), Монтре (Швейцария), Перте (Австралия). На всех конгрессах он обязательно выступает с докладами, речами, сообщениями.

Неожиданно в 1973 году в биографии Кабалевского появляется новое занятие: он стал преподавать музыку в общеобразовательной школе. Это своеобразная творческая лаборатория для создания новой программы занятий музыкой, в которой он ведет один класс в течение 7 лет, разрабатывая положения программы.

Личная жизнь композитора

О Дмитрие Борисовиче Кабалевском много пишут в прессе. Он рассказывает авторам о своем творчестве, общественной деятельности. Но личная жизнь композитора - это закрытая информация. Известно лишь, что он рано женился. Эдварда Иосифовна Блюман - преподаватель английского языка, переводчик художественной литературы - женщина, на которой женился Кабалевский. К сожалению, семья просуществовала совсем недолго. От этого брака у него появился сын Юрий Дмитриевич.

Второй брак стал более удачным. С Ларисой Павловной, второй женой, композитор прожил всю жизнь. У него родилась дочь Мария, которая впоследствии возглавила Музыкальный культурно-образовательный центр имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Кабалевский много ездит по стране и за рубеж. Его основная деятельность теперь направлена на продвижение программы музыкально-эстетического воспитания, которую не принимает Академия педагогических наук. К этому времени он является одним из руководителей Союза композиторов СССР. Большие надежды композитор возлагает на объявленную М. Горбачевым перестройку, он пишет статьи на эту тему.

В феврале 1987 года в Москве велась подготовка международного форума «За безъядерный мир, за выживание человечества». По просьбе руководства страны Кабалевский должен был принять в нем участие. После его открытия, где он встретился со многими известными людьми, композитор возвращался домой, и внезапно смерть настигла его. Похороны Кабалевского отличались официальностью и торжественностью, соответственно его статусу выдающегося композитора и общественного деятеля советского государства.

Биография Кабалевского - это биография творческого человека, который был принят и признан правящей властью. Имя композитора было увековечено советской властью: в некоторых городах СССР (Ростове-на-Дону, Чайковском и других) появилась улица Кабалевского.

Один из ярких периода - Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье.

Кратко о Д.Б. Кабалевском

Дмитрий Борисович написал семь пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог - всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов:

  • дата рождения - 30 декабря 1904 года;
  • место рождения - Санкт-Петербург.

С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье.

Детство и юность

Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска - 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский - по композиции.

Профессиональная деятельность

В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.

Произведения композитора

Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. В

годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие.

Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Награды и звания

Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 - СССР. Был награждён четырежды (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен за свои произведения. Являлся За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году.

Д. Кабалевский - детям

Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок».

Вторая половина жизни

Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Родители гения

Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора - Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед - Клавдий Егорович - военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский - либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме.

Жёны

Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги - Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример - «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, - Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом.

Дети

Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака - Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха - техникум и консерваторию окончил на отлично.

Творчество и биография Кабалевского Один из ярких композиторов советского периода – Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье. Кратко о Д.Б. Кабалевском Дмитрий Борисович написал семь инструментальных концертов, пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог – всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов: дата рождения – 30 декабря 1904 года; место рождения – Санкт-Петербург. С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье. Детство и юность Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска – 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский – по композиции. Профессиональная деятельность В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт педагогической деятельности, так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию, принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал. Произведения композитора Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие. Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности. Награды и звания Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 – СССР. Был награждён четырежды орденом Ленина (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен Сталинской премии за свои произведения. Являлся Героем Труда. За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году. Д. Кабалевский – детям Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок». Вторая половина жизни Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. Родители гения Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора – Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед – Клавдий Егорович – военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский – либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме. Жёны Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги – Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример – «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, – Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом. Дети Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака – Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского. Интересные факты из жизни композитора Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и великие композиторы Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха – техникум и консерваторию окончил на отлично.

(1904-1987) русский композитор

Дмитрий Кабалевский родился накануне Нового года, 30 декабря 1904 года, в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и дочери Лены, которая была на год старше брата. Отец увлеченно занимался с детьми, прививая им интерес к географии, естествознанию, технике: он вылепил для них из цветной глины наглядную географическую карту России, рисовал им схемы звездного неба, вместе с детьми мастерил железную дорогу, учил их выпиливанию.

Борис Клавдиевич отлично знал литературу, часто декламировал детям наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, отрывки из повестей Гоголя, который был самым любимым его писателем. Прекрасно разбирался он и в живописи, да и сам хорошо рисовал и часто водил детей в Русский музей. Он старался воспитать их так, чтобы они не чувствовали себя избранными оттого, что происходят из интеллигентной семьи, хотя и скромного достатка. Часто во время зимних прогулок они с отцом заходили попить чайку с мороза в извозчичью чайную.

Любовь к музыке и музыкальные способности Дмитрий скорее всего получил от матери, Надежды Александровны, которая хорошо играла на фортепиано и очень увлекалась музыкой. В доме Кабалевских музыка звучала постоянно: когда собирались друзья, знакомые, сослуживцы отца, Надежда Александровна садилась за фортепиано и пела романсы, песни, оперные арии.

Дмитрий закончил городское училище и все годы хранил «Свидетельство», в котором сказано, что он обучен «закону Божьему, чтению книг гражданской и церковной печати, письму, первым четырем действиям арифметики, пению, рисованию, рукоделию». Затем юный Кабалевский поступил учиться в 1-ю Петербургскую классическую гимназию. Он рос очень спортивным мальчиком, хорошо плавал, катался на коньках, увлекался футболом.

Тяга к музыке проявилась у него рано. Он любил подбирать на пианино знакомые пьесы, а еще больше - играть что-то отдаленно напоминающее известные мелодии, то есть импровизировать. Учить музыке его начали лет с семи, но занятия продолжались недолго. Вернулся к ним Дмитрий спустя шесть лет, в Москве, куда семья Кабалевских переехала из Петрограда вместе с Управлением сберегательных касс, где работал отец.

В Москве Дмитрий начал и работать, поступив делопроизводителем в жилищную контору. Вместе с сестрой он брал уроки в частной музыкальной школе, потом успешно закончил музыкальный техникум имени Скрябина, который находился возле Никитских ворот. Одно время он очень увлеченно занимался живописью, посещал студию живописи и рисования, мечтал также о карьере адвоката - в школе был председателем ученического суда.

Но интерес к музыке поборол все остальное, и в 1925 году Дмитрий поступил в Московскую консерваторию. Учился он сразу на двух факультетах: исполнительском и композиторском. В консерватории у Кабалевского появилось много новых друзей среди музыкантов. Молодежь охотно проводила вечера в их гостеприимном доме, куда они приходили в любое время и засиживались допоздна.

Кабалевский продолжал сочинять музыку. В те годы он написал много интересных произведений и среди них - прелюдии для фортепиано, пьесы для виолончели и фортепиано, романс на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Первой исполнительницей этих вокальных произведений была сестра Кабалевского Елена.

Впервые на публике композитор выступил в клубе работников искусств. Он исполнил сонату для фортепиано и аккомпанировал при исполнении своих романсов. Дебют прошел вполне благополучно, и в студенческие годы Кабалевский часто зарабатывал на жизнь тем, что играл на фортепиано в кинотеатрах. А на каникулах работал пианистом-концертмейстером в Московском театре для детей. 11 декабря 1931 года он впервые исполнил в Большом театре написанный им Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Тогда же, еще на заре звукового кино, он начал сочинять и музыку для фильмов. Первым ему предложил это сделать Г.Рошаль, и, можно сказать, музыка Кабалевского способствовала успеху многих картин этого режиссера.

Композитор написал музыку к фильму Г.Рошаля «Петербургская ночь», к веселой и умной кинокомедии «Антон Иванович сердится». Самой сложной оказалась работа в кинофильме о композиторе Мусоргском, рядом с музыкой которого звучит музыка Кабалевского. Она великолепно передает атмосферу времени, в котором жил гениальный русский композитор, и помогает проникнуть в одну из величайших на свете тайн - в тайну творчества, тайну сочинения музыки.

Музыка Кабалевского звучит также в фильмах «Вольница», «Хождение по мукам» и других. Композитор писал музыку и к спектаклям МХАТа, Театра имени Евг. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. Но главное место в его творчестве занимала симфоническая и оперная музыка.

В1936 году была создана опера «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») по мотивам знаменитого романа классика французской литературы Ромена Роллана. Главное действующее лицо, веселый и неунывающий Кола Брюньон, живет во Франции на рубеже XVI-XVII веков. Писатель придумал своего героя, но он получился у него таким ярким и естественным, что французы до сих пор не сомневаются в том, что он существовал на самом деле.

Кабалевский написал музыку под стать литературному произведению - остроумную, жизнерадостную, она прекрасно отражает дух французской народной песенности. Композитор возродил в своей музыке и образ Брюньона - поэта, художника, весельчака, влюбленного в жизнь оптимиста.

Кабалевский очень серьезно работал над этим произведением. Он тщательно изучал французскую народную музыку, историю Франции, ее культуру и быт. В этой работе ему очень помогала и переписка с Роменом Ролланом, который внимательно следил за его работой, помогал ему советами, главным из которых был такой: «Вы должны свободно следовать своему вдохновению».

Кабалевский посылал Роллану свою оперу по частям, а позже отправил завершенный клавир. Роллан, который был не только великим писателем, но и большим знатоком музыки и музыкальным критиком, ответил композитору, что с большим удовольствием проигрывал клавир много раз: «Я думаю, - закончил он, - что Вы можете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни и движения».

Опера была поставлена в Ленинградском Малом оперном театре в 1938 году и имела необычайный успех. Театр показывал свой спектакль и в Москве, где он тоже очень понравился публике. В 1968 году Кабалевский создал вторую редакцию оперы, приблизив ее содержание к литературному первоисточнику. А до этого, в 1953 году, композитор совершил поездку по Бургундии и побывал в «брюньоновских» местах. Он поклонился могиле Ромена Романа, посетил его вдову Марию Павловну, побывал в кабинете великого писателя, где на одной из полок с партитурой увидел и своего «Кола Брюньона».

Во время Великой Отечественной войны Кабалевский часто бывал в действующей армии вместе с другими деятелями культуры и искусства. Он летал и к партизанам, а замысел оперы «В огне» возник у него в только что отбитому фашистов селе. Либретто оперы написал Ц. Солодарь. Эта опера не имела большого успеха именно из-за либретто, а лучшие музыкальные фрагменты из нее впоследствии вошли в оперу «Семья Тараса».

Кабалевский был и в блокадном Ленинграде. Его поразило тогда мужество ленинградских музыкантов симфонического оркестра, которые продолжали свою работу в осажденном городе, вселяя в людей бодрость и надежду на скорое освобождение.

В первые послевоенные годы Кабалевский пишет еще одну «военную» оперу - «Семья Тараса», по мотивам повести писателя Б.Горбатова «Непокоренные».

В 1954-1955 годах композитор пишет оперу «Никита Вершинин» по мотивам повести Вс.Иванова «Бронепоезд 14-69». Д.Шостакович считал, что эта героико-патриотическая эпопея близка по духу операм Мусоргского.

В 1962 году Кабалевский заканчивает работу над своей известной всему миру ораторией «Реквием» на стихи, написанные по его замыслу поэтом Р.Рождественским. Музыка Кабалевского - это как бы звучащий орган его сердца, его таланта, которым он славил человека за его подвиги.

За Кабалевским прочно закрепилась счастливая репутация молодежного композитора. Дети с удовольствием распевали написанные им забавные песенки: «Словно маленький ребенок, спит в постельке поросенок» или «Пес Барбос купил газету и очки надел на нос» или «Вежливый вальс» на стихи А.Барто. Сразу же после того, как она впервые прозвучала по радио, стала необычайно популярной и песня Кабалевского «Школьный вальс», который до сих пор звучит на школьных последних звонках.

Композитор сделал также большое и важное дело, когда организовал на радио цикл передач о музыке. Они потом трансформировались в книги «Дорогие мои друзья...» и «Как рассказывать детям о музыке». Это были беседы умудренного жизнью музыковеда со старшеклассниками на музыкальных вечерах для юношества.

Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько высок, что его часто приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов вместе с другими прославленными музыкантами со всего мира. Он не раз работал в жюри конкурса имени П.И. Чайковского. В 1937 году он стал профессором Московской консерватории, которую блестяще закончил за десять лет до этого.

У каждого человека есть основное дело его жизни. Кроме того, каждый из нас чем-то занимается в свободное время. Главным делом и главным увлечением композитора была музыка. Но на столике рядом с пишущей машинкой всегда стояли шахматы. Свою любовь к шахматам Кабалевский унаследовал от отца и передал ее своему сыну. Он также увлекался марками и одно время был членом редколлегии журнала «Филателия СССР».

Последние годы жизни композитор много болел, но продолжал работать, стараясь доделать все задуманное. Хорошо, когда после ухода людей о них остается добрая память и все, что они успели сделать при жизни. Вот и после смерти Дмитрия Борисовича Кабалевского осталась его музыка, добрая и талантливая.