Интересные факты об электричестве для детей. Интересные факты и исторические курьезы, связанные с электричеством. Книга - знание, знание -сила, сила знания - ток в деревне

Самый шокирующий факт о Средневековье, который заставит вас вздрогнуть

Самым популярным методом лечения в Средневековье было кровопускание. Но, если задуматься, это была еще весьма безопасная практика по сравнению с тем, что еще могли учудить средневековые лекари. Например, хорошим средством от мучительной головной боли, а также эпилепсии и психических расстройств считалось небольшое отверстие в черепе. Его высверливали так, чтобы обнажить мозговую оболочку. Геморрой следовало лечить, прижигая каленым железом. Анестезия же сводилась к отравляющим веществам в слабой концентрации, приводившим в бессознательное состояние, ударам молотком по голове или и вовсе зажатой в зубах палке.

Под суд мог попасть не только человек, но и животное, причинившее человеку увечье или убившее его. Судили собак, свиней, кошек. В средневековой Франции однажды осудили корову. Она была признана виновной и палачам пришлось постараться, чтобы возвести виселицу для рогатой преступницы. В конце концов корова была повешена, труп ее сожгли и прах развеяли.


Чтобы уберечь дочерей от потери девственности, а жен от супружеской измены, родители или супруг надевали на несчастных пояс верности. Это сооружение держалось на талии и проходило между ног, прикрывая вагину и анус. В поясе были предусмотрены небольшие отверстия для отправления естественных надобностей. Хотя самые дорогие пояса, сделанные в Бергамо или Венеции («бергамский замок» и «венецианская решетка»), украшенные драгоценными камнями, накладками из золота или серебра, и были похожи на произведения искусства, носить их все равно было мучительно. Они оставляли жестокие мозоли, иногда под поясами образовывались пролежни. Спасти несчастную от страданий и повелеть снять поясок мог только церковный суд, который вмешивался лишь в самых крайних случаях.


Одной из самых популярных судебных практик в Средние века была ордалия — «божий суд». Обвиняемые в каком-либо проступке или преступлении должны были получить ожог каленым железом или опустить руку в котел с кипятком. Нанесенную рану перевязывали, а через какое-то время смотрели, как она заживает. Если рана выглядела хорошо, значит. Бог подтвердил невиновность испытуемого. В противном случае человек виновен и подлежит наказанию. Подозреваемых в колдовстве женщин испытывали водой, связывая и погружая в водоем. Невинная душа должна была...утонуть, а ведьма — всплыть.


Средневековая жизнь была бедна зрелищами, так что пойти посмотреть на казнь было вполне приятным времяпрепровождением, сравнимым с современным походом в кино на «ужастик». Правда, редкий современный человек смог бы выдержать подобное зрелище и не упасть в обморок. Людей не только вешали, четвертовали или сжигали заживо. Перед этим их еще и изощренно публично пытали. К примеру, Генрих VII пообещал одному из организаторов восстания против него, что если тот сдастся добровольно, то ни один член не будет разлучен с его телом, покуда тот не умрет. И сдержал свое слово. Несчастный был подвешен на цепях к церковному шпилю и долгие дни медленно умирал от жажды, голода, холода, а под конец этой пытки и от ран, нанесенных вороньем. При этом руки и ноги, как и обещал король, до конца оставались при нем.


Так как приносить и нагревать большие объемы воды было делом трудоемким и затратным, одну ванну могло принимать сразу несколько человек одновременно и еще несколько после. Часто добродетелью считалось пренебрежительное отношение к гигиене и некоторые святоши могли не мыться месяцами. Если вы не могли похвастаться богатством и благородным происхождением, то залезть с вами в ванну могло сразу несколько очень грязных человек. Впрочем, благородные дамы тоже не всегда были избавлены от необходимости плескаться в грязной воде, ведь их очередь наступала только после мужа и старших сыновей. В общественных же купальнях и вовсе царила полная анархия и простота нравов.


Средневековая женщина чаще всего была полностью зависима от мужчин. До замужества за нее все решал отец и братья, после замужества жизнью и имуществом женщины распоряжался муж. Большей свободой обладали только вдовы, но только до тех пор, пока не вступали в повторный брак. Правда, женщина могла обратиться в церковный суд, если муж чересчур сильно или слишком часто бьет ее, но мужчины-церковники нечасто спешили встать на защиту «сосуда греха».


Поскольку даже у знатных дам могло быть два-три комплекта одежды на сезон, верхнее платье стирали очень редко. Платье из «тяжелых», дорогих тканей, особенно богато украшенных бисером, драгоценными камнями, вышивкой, могли не стирать вовсе, а чистить щеточкой. Нижнее белье — обычно это были длинные рубахи — стирали чаще, но при этом нормальным составом для замачивания могла быть зола, смешанная с мочой.


Спиртные напитки

Идея о том, что воду следует очищать и кипятить, дабы избежать заражения, никому не приходила в голову. Однако отследить связь между желудочными заболеваниями и грязной водой люди могли. Именно поэтому простолюдины пили в основном слабенькое пиво, а люди побогаче — вино. Большую часть жизни средневековый человек проводил слега под хмельком.

  • 69.4k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Средние века считаются одним из самых мрачных времен в европейской истории: многочисленные войны, болезни и, мягко говоря, не самая лучшая гигиена (что, кстати, довольно спорно) буквально выкашивали людей. Однако Средневековье - это не только беспросветный мрак, но и весьма интересная эпоха, о которой, как оказалось, мы знаем не очень много. Например, вы знаете, где проходит граница между Средними веками и Новым временем и когда на самом деле в Европе властвовала инквизиция? Если нет, то обязательно прочтите эту статью.

сайт собрал для вас несколько фактов о Средневековье, которые, мы надеемся, еще больше расширят ваш кругозор.

Когда начались и когда закончились Средние века?

«Вступление Мехмеда II в Константинополь», Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, 1876 год.

По мнению ряда ученых, предполагаемая дата перехода приходится на 1453 год, когда под натиском турок-османов пала столица Византии Константинополь. Есть и еще одна очень популярная среди ученых хронологическая рамка, согласно которой Средние века длились ровно 1 000 лет - с 500 по 1500 год.

Сам же термин «Средние века» был введен в обращение итальянским историком Флавио Бьондо в том же 1453 году.

Правда ли, что существовали тайные рыцарские ордены?

Жак де Моле (1244–1314), последний магистр ордена тамплиеров.

Принято считать, что в Средние века существовали тайные рыцарские ордены. Однако это не совсем так: принадлежность к ордену считалась, выражаясь современным языком, престижной и никак не скрывалась, а, напротив, всячески подчеркивалась. Вообще же само понятие рыцарства обозначилось только в конце X века: Жак Ле Гофф , один из самых известных и влиятельных ученых-медиевистов, писал в своей книге «Цивилизация средневекового Запада» о том, что титул рыцаря появился в 971 году.

Несмотря на то, что рыцари, по мнению еще одного известного медиевиста Жоржа Дюби , прежде всего воины, рыцарские ордены мало чем отличались от монашеских: вступающие в них приносили обеты бедности и послушания, а в первых орденах еще и обет целомудрия.

Расцвет инквизиции пришелся не на Средние века

«Божия Матерь католических королей», Педро Берругете, 1493 год. За спиной короля Фердинанда (слева) изображен монах с лицом Торквемады.

Понятия «Средневековье» и «инквизиция» прочно связаны в нашем сознании между собой. Однако особый церковный суд, названный Инквизицией и призванный расследовать дела еретиков, появился только в 1215 году по распоряжению папы Иннокентия III. Своего же «расцвета» этот ставший карательным орган достиг только в 1483 году, когда пост Великого инквизитора созданной за 5 лет до этого Испанской инквизиции занял Томас де Торквемада, отличавшийся особой жестокостью.

Кстати говоря, одна из самых известных жертв инквизиции, Джордано Бруно, сожженный на костре в 1600 году, был приговорен к смерти вовсе не из-за утверждения, что Земля вращается вокруг Солнца. Джованни Мочениго, которого Бруно обучал мнемотехнике, написал на него донос, в котором обвинял философа в отрицании общепринятых религиозных догматов, то есть в ереси. Джордано Бруно отправили в тюрьму, где он провел 7 лет, а затем был казнен. В окончательном приговоре не было ни слова о его научных убеждениях.

Полосатая одежда - плохой знак

Носить полосатую одежду в Средние века было небезопасно. В 1310 году сапожник из французского Руана был казнен за то, что на один день осмелился облачиться в одежду в полоску. Носить такие вещи на законных основаниях не только могли, но и были обязаны актеры, музыканты, уличные женщины, еретики, шуты и прочие отщепенцы средневекового общества: этот отличительный знак позволял не перепутать их с приличными людьми.

Однозначного мнения о негативном отношении к полосатой одежде у современных ученых нет. Одни предполагают, что запрет восходит к библейской цитате из Евангелия от Марка 6:9 : «Но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд». Другие считают, что полосатая одежда маскирует фигуру и потому могла расцениваться как попытка скрыть свой истинный облик.

Зачем нужен был клюв на маске чумного доктора?

Известные всем чумные доктора носили специальную маску с клювом. Однако этот клюв нужен был вовсе не для устрашения: в нем носили разнообразные сильно пахнущие вещества, например ткань, пропитанную уксусом, цветы, травы или камфару. Считалось, что чума распространяется через особые «миазмы», а такой своеобразный фильтр должен был их остановить. Кстати, появился этот костюм только в XVII веке , так что никакого отношения к Средневековью он не имеет.

Первая известная науке пандемия чумы произошла в середине VI века и унесла жизни более 125 млн человек в Европе и Азии. Бушевала чума и в XIV веке: она была занесена из Восточного Китая и захватила всю Европу, дойдя до России, где, вероятно, из-за нее погибло население нескольких городов. В Европе от эпидемии умерло более 25 млн человек, что на тот момент составляло треть всех ее жителей.

Зачем нужны были отверстия в стенах соборов?

В некоторых соборах, построенных в Средние века, при реставрационных работах в стенах обнаружили небольшие отверстия - агиоскопы , через которые можно было увидеть происходящее внутри здания. Предназначены они были для тех, кто по каким-то причинам не мог попасть в собор, например для отлученных от церкви или больных проказой: в 1179 году на заседании Третьего Латеранского собора было принято решение не допускать прокаженных на службу, однако не лишать их духовного утешения.

Поэтому в наружных, а иногда и внутренних стенах стали прорубать круглые, прямоугольные или крестообразные отверстия, смотрящие на алтарь, благодаря которым больные проказой могли «посетить» церковную службу. Выходили они, как правило, либо на кладбища, либо на малозаселенные городские районы. С наступлением Нового времени, в XVI веке, когда эпидемия проказы сошла на нет, большая часть агиоскопов была замурована.

Почему винтовые лестницы закручены по часовой стрелке?

Винтовые лестницы в средневековых замках всегда были закручены по часовой стрелке. Делалось это на случай осады: дело в том, что при такой конструкции лестницы защитник замка мог наносить удары правой рукой, которая, как известно, у большинства людей является ведущей. Противнику же, который наступал с нижних ступеней, наносить удары той же рукой было неудобно., повествующий о языческом принце Иоасафе, который был обращен в христианство пустынником Варлаамом. Приняв новую веру, он обратил в нее и свой народ, а затем, оставив переданную ему по наследству власть, ушел в пустыню. , рассказанная в романе, имеет массу общих черт с индийскими сказаниями о Будде, поэтому исследователи сошлись во мнении, что европейский роман - это их переработка.

Память святого Иоасафа в православной церкви совершается 2 декабря, а в католической - 27 ноября.

Почему рыцари сражались с улитками?

В конце XIII века на полях рукописей , создаваемых в северных областях Франции, стали появляться рисунки с изображениями рыцарей, сражающихся с улитками. У ученых нет точных данных о том, почему эти создания настолько пришлись не по душе средневековым художникам, однако несколько версий все-таки существует. Одна из них была высказана библиофилом графом де Бастаром, который предположил, что улитка, появляющаяся из раковины, - это своеобразный символ воскрешения из мертвых, а рисунок - христианская аллегория.

По другой версии, улитка - это символ трусости и малодушия, которые художники высмеивали в подобных рисунках. Однако наиболее вероятной кажется теория о том, что улитка - это символ ломбардцев, которые в те годы враждовали с французами. В пользу этой версии говорит и тот факт, что во времена создания рисунков была популярна поэма «О ломбардце и улитке», главный герой которой вступил в «трудную» схватку с брюхоногим.

Интересный факт: слово «ломбард» появилось именно благодаря ломбардцам, которые в те времена часто занимались ростовщичеством, что, само собой, стало не последней причиной нелюбви к ним.


Согласно церковному указу жена во время полового акта должна была вести себя скромно и тихо, то есть лежать спокойно, как можно меньше шевелиться, не издавать звуков и прочее, ночные рубашки при этом, конечно, не снимались. И вот однажды муж, воротясь домой с охоты поздно ночью, отправился к жене в спальню, исполнил свой супружеский долг.
Надо сказать, что жена вела себя, как обычно, то есть была холодна и безмолвна, а на утро выяснилось, что она ещё вечером, пока муж был на охоте, умерла. Эта история дошла до самого папы, так как несчастный не удовлетворился обычной исповедью и отправился замаливать свой грех в Святой город. После чего был издан указ, в котором женщинам, во время исполнения супружеских обязанностей, полагалось время от времени подавать признаки жизни. Короче, церковь сняла запрет на абсолютную женскую пассивность, не отрицая при этом большой сдержанности.

Вообще-то, сексуальные запреты и предписания пронизывают не только Средние века, а всю историю человечества. Священнослужители и законодатели, мыслители и революционные деятели извели многие тонны глины, папируса, пергамента и бумаги, пытаясь объяснить людям, как, с кем, когда, для чего и в каких условиях можно или нельзя заниматься сексом.

А в средние века такая тенденция была просто глобальной.
Это время, которое мы называем «темным», и многие основные представления о сексе и морали мы почерпнули из них, мракобесных и страшных, пронеся эти представления как знамя торжества морали.

В те времена сексуальная жизнь человека находилась под неусыпным контролем священников. Подавляющее большинство видов секса называлось емким словом «блуд». Прелюбодеяние и блуд порой карались смертной казнью, отлучением от церкви.

Но, в то же время, эти самые контролеры – священники были весьма любопытны к интимной жизни человека, уж очень им хотелось знать, что происходит в постелях мирян. Подзуживаемые любопытством, богословы оставили массу описаний и свидетельств, благодаря которым мы имеем хоть какое-то представление о том, каким секс был в средневековье.

Привожу 10 фактов о сексе в Средние века.

1. Куртуазная любовь: Можешь посмотреть, но не смей трогать

Церковь запрещала открыто демонстрировать сексуальную заинтересованность, но допускала, что любовь может иметь с сексом что-то общее.

Куртуазную любовь принято понимать как взаимоотношения между рыцарем и прекрасной дамой, причём рыцарю очень желательно быть отважным, а объекту его поклонения - недоступным.

Допускалось быть замужем за кем-то другим и блюсти верность, главное - ни в коем случае не показывать ответных чувств к своему рыцарю. Можно было быть бледной и немощной, грустно склонять головку и вздыхать, только намекая рыцарю на взаимность.

2. Супружеская измена: держите свои штаны застёгнутыми на все пуговицы, сэр

Для тех, кто серьёзно относился к велениям христианской морали, секса вообще не существовало. Половые контакты были допустимы исключительно в браке. Добрачные же или внебрачные связи карались очень жестоко, вплоть до смертной казни, причём в качестве суда и палача также часто выступала Церковь.

Но дело было не только в христианских законах. Супружеская верность являлась единственным надёжным способом для мужчин дворянского происхождения быть уверенными в том, что их дети - действительно их. Известен случай, когда французский король Филипп, уличив собственных дочерей в связях с некоторыми из его вассалов, отправил двоих из них в монастырь, а третью убил. Что же касается провинившихся придворных, они были казнены жестокой публичной казнью.

Церковь диктовала так же как именно люди должны заниматься сексом. Все позы кроме «миссионерской» считались грехом и были запрещены. Под строжайший запрет попадали также оральный и анальный секс и мастурбация - эти виды контактов не приводили к рождению детей, что было, по убеждению пуристов, единственным поводом для занятий любовью.

Нарушители карались сурово: три года покаяния и служения церкви за секс в любой из «девиантных» позиций. Только, скажите, как они узнавали? Им на исповеди добровольно рассказывали? Вроде того: Поделись со мной, сын мой, как ты ночью жену имел?

Однако некоторые теологи того времени предлагали оценивать половые контакты более мягко, например, расположить допустимые позы в таком порядке (по мере возрастания греховности): 1) миссионерская, 2) на боку, 3) сидя, 4) стоя, 5) сзади. Богоугодной признавалась только первая позиция, остальные предлагалось считать «морально сомнительными», но не грешными. По всей видимости, причина такой мягкости заключалась в том, что представители знати, нередко страдающие ожирением, были не в состоянии заниматься сексом в самой безгрешной позиции, и Церковь не могла не пойти страдальцам навстречу.

Позиция Церкви в отношении гомосексуализма была твёрдой: ни под каким предлогом! Содомия характеризовалась как «противоестественное» и «богопротивное» занятие и каралась только одним способом: смертной казнью. Господи, а чем же занимались монахи в своих монастырях?

В 12-13-м веках содомитов было принято жечь на кострах, вешать, морить голодом до смерти и пытать, разумеется, чтобы «изгнать демона» и «искупить грех». Однако существуют свидетельства того, что некоторые представители высшего общества всё же практиковали гомосексуализм. Например, об английском короле Ричарде I, прозванном «Львиное сердце» за исключительную храбрость и воинское мастерство, поговаривали, что на момент встречи со своей будущей женой он состоял в сексуальной связи со своим братом. Также король был уличён в том, что во время визитов во Францию «ел с одной тарелки» с французским королём Филиппом II, а ночью «спал в одной постели и имел с ним страстную любовь».

5. Мода: Это гульфик или ты просто очень рад меня видеть?

Одним из самых популярных мужских модных аксессуаров в Средние века был гульфик - лоскут или мешочек, который крепился к передней части брюк, чтобы подчеркнуть мужественность, сделав акцент на половые органы. Гульфик обычно был набит опилками или тканью и застёгивался на пуговицы или завязывался тесьмой. В результате область промежности мужчины выглядела весьма внушительно.

Разумеется, Церковь не признавала эту «дьявольскую моду» и всячески пыталась препятствовать её распространению. Однако на короля страны и его ближайших придворных её власть не распространялась.

6. Фаллоимитаторы: Размер, соответствующий греховности желания

Есть некоторые свидетельства, что искусственные пенисы активно использовались в Средние века. В частности, записи в «покаянных книгах» - сводах наказаний за разнообразные грехи. Эти записи были примерно такими:

«Вы сделали что то, что некоторые женщины делают с предметами, имеющими форму фаллоса, размер которых соответствует греховности их желаний? Если да, вы должны каяться на все святые праздники в течение пяти лет!»

Фаллоимитаторы не имели никакого официального названия до эпохи Возрождения, поэтому их обозначали названиями предметов, имеющих удлинённую форму. В частности, слово «дилдо» происходит из названия продолговатой буханки хлеба с укропом: «dilldough».

7. Девственность и целомудрие: Просто покайтесь

Средневековье высоко ценило девственность, проводя параллель между целомудрием простой женщины и Девы Марии. В идеале девушке следовало беречь свою невинность как главное богатство, но на практике это редко кому удавалось: мораль была невысока, а мужчины - грубы и настойчивы (особенно, в низшем сословии). Понимая, как трудно женщине оставаться целомудренной в таком обществе, Церковь сделала возможным покаяние и отпуск грехов не только для недевственных девушек, но даже и для родивших детей.

Женщинам, выбравшим такой путь «очищения» следовало раскаяться в грехах, а затем искупить их, примкнув в культу Богородицы-то есть, посвятив остаток своих дней жизни и служению монастырю.

8. Проституция: Процветание

Проституция процветала в Средневековье. В крупных городах проститутки предлагали свои услуги анонимно, не раскрывая настоящих имён, и это считалось честной и вполне приемлемой профессией. Можно сказать, что в то время Церковь молчаливо одобряла проституцию, по крайней мере, ничем не пыталась ей препятствовать.

Как ни странно, товарно-денежные отношения в сексуальных связях расценивались как способ предотвращения супружеской измены (!) и гомосексуализма, то есть как то, без чего невозможно обойтись. Святой Фома Аквинский писал: «Если мы запретим женщинам торговать своим телом, похоть выплеснется в наши города и разрушит общество».

Наиболее привилегированные проститутки работали в публичных домах, менее - предлагали свои услуги на городских улицах, а в деревнях нередко было по одной проститутке на всё селение, и её имя было хорошо известно жителям. Однако там к проституткам относились с презрением, их можно было избить, изуродовать или вовсе бросить в тюрьму, обвинив в бродяжничестве и разврате.

9. Контрацепция: Делайте, что хотите

Церковь никогда не одобряла контрацепцию, так как она препятствует рождению детей, но большая часть усилий церковников была направлена на борьбу с «неестественным» сексом и гомосексуализмом, поэтому в вопросе предохранения люди были предоставлены сами себе. Контрацепция рассматривалась скорее как незначительный моральный проступок, чем серьёзное прегрешение

10. Сексуальные дисфункции: Больной, снимите трусы

Если мужчина по неизвестной причине не мог заниматься сексом, Церковь отправляла к нему «частных детективов» - умудрённых опытом деревенских женщин, которые осматривали его «хозяйство» и оценивали общее состояние здоровья, пытаясь выявить причину полового бессилия. Если пенис был деформирован или имелись другие заметные невооружённым глазом патологии, Церковь давала разрешение на развод в силу неспособности мужа к продолжению рода.

Пояса верности.

Это весьма спорный момент. В одном журнале я прочитала, что придуманы они были позже и существовали для для вполне определенной цели: ими пользовались во время длительных пктешествий, чтобы бандиты не смогли инасиловать женщину.

Но не стоит думать, что изобретение пояса было продиктовано только правилами безопасти. Вот что говорят об этом судебные архивы прошлых столетий.

В 1860-х московский купец, «дабы сохранить от соблазна» молодую жену, заказал приспособление опытному слесарю. От пояса, хоть и «сделанного старательно», молодая женщина сильно страдала. По возвращении из поездок купец устраивал дикие сцены ревности и «учил жену смертным боем». Не выдержав жестокостей, супруга сбежала в ближайший монастырь, где рассказала все настоятельнице. Та пригласила помощника полицмейстера, который был до крайности возмущен. Вызвали следователя, врача и слесаря. Несчастную освободили от ужасного устройства и поместили в монастырский лазарет для лечения.

Другой случай, произошедший примерно в то же время, закончился трагически. Слесарь-умелец одел подобный пояс на жену, отправляясь в южные губернии на заработки. Ни он, ни жена не подозревали о наступившей беременности. Через определенное время родственники, обеспокоенные состоянием молодой женщины, вынуждены были пригласить акушерку. Беременная уже была без сознания. Обнаружив пояс, акушерка сразу же вызвала полицию. Несколько часов потребовалось, чтобы избавить женщину от ужасного устройства. Ее удалось спасти, а ребенок погиб. Вернувшийся муж оказался за решеткой и вернулся домой только через пару лет... Полный раскаяния, он отправился замаливать грех по монастырям и вскоре замерз где-то по дороге.