Иранец который не мылся 60 лет

Остров Пасхи - крохотный клочок лавы, своими очертаниями напоминающий наполеоновскую треуголку, на тысячи миль вокруг объят океаном, небесным простором и тишиной. Если, разумеется, не брать в расчет крики чаек и монотонный ритм океанского прибоя. Как писала неутомимая исследовательница острова Кэтрин Раупледж, "живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя и сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами нашего восприятия".

Повсюду на острове следы ушедшего прошлого - в длинных коридорах бесчисленных пещер, усыпанных осколками обсидиана; на склонах вулканов, покрытых остатками исчезнувшей культуры; в глазницах каменных великанов, одни из которых лежат, уставившись в зенит, другие же возвышаются над островом, устремив взгляд в неведомую даль.

Кто-то из известных математиков заметил, что жизнь на земле представляет собой необъятное царство приблизительных величин. Кажется этот тезис достаточно убедительно демонстрирует наши представления об острове Пасхи. Так что когда заходит речь о происхождении острова, истоках его древней цивилизации, о назначении таинственных каменных колоссов и о многом другом, что составляет многочисленные его загадки, всегда полезно помнить об относительности тех знаний, которыми научный мир на сегодняшний день располагает.

Интерес к этому крохотному вулканическому образованию, затерявшемуся в океанском безбрежье, со временем ничуть не ослабевает. И число публикаций об этом месте растет год от года. Трудно сказать, становимся ли мы от этого ближе к истине, но несомненно другое: остров Пасхи умеет озадачивать и удивлять.

Подобное ощущение возникло у Тура Хейердала перед лицом волнующей неизвестности, когда он изучал загадочный остров, где жители "не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекообразные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество из них через горы и долины, и устанавливали на мощных террасах во всех концах острова..."

Неутомимая тяга древних жителей острова к вытесыванию огромных каменных фигур, самая большая из которых высотой с семиэтажный дом и весом 88 тонн, принесла свои плоды: на острове их насчитывается многие сотни. Говорят примерно о тысяче маои (местное название изваяний. - Прим. авт.). Но очередная археологическая экспедиция всякий раз открывает все новые и новые статуи.

Один из исследователей острова Пьер Лоти так описывал свои впечатления о каменных великанах: "К какой же человеческой расе относятся эти статуи, с чуть вздернутыми носами и тонкими выпяченными губами, выражавшими не то презрение, не то насмешку. Вместо глаз лишь глубокие впадины, но под аркой широких благородных надбровий они, кажется, смотрят и мыслят. По обеим сторонам щек выступы, изображавшие или головной убор, похожий на чепец сфинкса, или оттопыренные плоские уши длиной от пяти до восьми метров. На некоторых надеты ожерелья, инкрустированные кремнем, другие украшены высеченной татуировкой".

Статуи, которые описал Пьер Лоти, ряд исследователей острова относят к наиболее древним. Но помимо этих, существуют изваяния иного рода. "Каждый день мы находим статуи другого стиля - других людей, - писал Франсис Мазьер, посетивший остров с научной экспедицией в середине 60-х годов прошлого века. - Обращенные спиной к морю, поставленные на гигантские погребальные платформы из камня - аху, они как бы следят за жизнью острова. У них и только у них открытые глаза. На головах этих статуй огромные красные цилиндры из красного туфа".

Экспедиция Тура Хейердала обнаружила бородатую фигуру в сидячей позе. Она не была похожа на прочие островные изваяния, вызвав массу размышлений по поводу своего происхождения.
Французский же исследователь Франсис Мазьер стал обладателем человеческой фигурки из дерева, которая по характеру исполнения разительно отличалась от всего виденного им на острове ранее. Это подвигло исследователя высказать предположение, что данная фигурка не имеет никакого отношения к полинезийским традициям и принадлежит иной расе.

Сюрпризы поджидают исследователей в лабиринтах островных пещер. В одной из них обнаружены наскальные фрески. Одна из них напоминает пингвина с хвостом кита. Другая изображает голову неизвестного существа. Это голова бородача с глазами насекомого. На его черепе ветвятся оленьи рога. Островитяне называют его "человек-насекомое".

Но какие народы создавали безглазых великанов у подножия вулкана Раку-Рараку? Кто является творцом исполинов, что стоят вдоль побережья? Чья рука нарисовала в одной из пещер голову "человека-насекомого"? "Местные жители не могут объяснить ничего, - писал Франсис Мазьер. - Они рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда ничего не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов".

Современному туристу, посетившему остров, как правило, в качестве "экзотического блюда" преподносят историю о войне двух островных племен - "длинноухих" и "короткоухих". Еще в ходу легенда о прибытии на остров Хоту-Матуа - вождя предков нынешних островитян. "Земля, которой владел Хоту-Матуа, называлась Маори и находилась на Хиве... Вождь заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и стариков и посадил на две большие лодки. Когда они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой ее части, называемой Маори, ушла под воду".

В этих историях, возможно, сохранились отзвуки каких-то давних событий. Их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории острова. Даже назначение статуй не ясно.

Джеймс Кук полагал, что каменные истуканы сооружены в честь погребенных правителей и вождей острова. Профессор Метро думал, что изваяния изображают обожествленных людей. Американский ученый Томсон считал, что статуи являются портретами знатных людей, а другой исследователь острова, Максимилиан Браун, - что они изображают своих творцов. О том, что в виде каменные фигуры - это изображения богов, говорила Кэтрин Раупледж. Адмирал Роггеван, не высказываясь определенно, заметил лишь, что местные жители перед статуями разводят огонь и, садясь на корточки, склоняют головы.

Среди западных исследователей бытует "соревновательная" версия о назначении статуй. Согласно ей племена, жившие на острове, враждавали между собой за право быть первыми. И якобы престиж в этой неустанной борьбе завоевывался в том числе и количеством статуй, вытесанных каждым племенем-соперником. Таким образом, статуи по этой версии даже не цель, а лишь средство самоутверждения людей.

Вряд ли с подобной трактовкой согласился бы "абориген" острова старик Веривери, некогда поведавший Франсису Мазьеру, в знак особого доверия, следующее: "Все маои (статуи) Раку-Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Именно поэтому острову и дали название Те-Пито-о-те-Хенуа, или Пуп Земли... Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров..."

Остров Пасхи, Пуп Земли.... Но это не единственные названия острова. Наш соотечественник Миклуха Маклай записал следующее местное название - "Мата-ки-те-Ранги". Джеймс Кук зафиксировал сразу несколько: "Ванху", "Тамареки", "Теапи". Полинезийцы именовали остров "Рапануи", а островитяне и до сих пор называют его "Те-Пито-о-те-Хенуа".

Многие, кто посещал остров, обращали внимание на режущую глаз диспропорцию между гигантскими статуями, каменоломнями, имеющими поистине циклопический размах и скромных размеров жилыми постройками местных жителей.

"В глаза бросалась явная непропорциональность аху с низвергнутыми статуями по сравнению с остатками домов. Статуи возвышались над деревней, устремив на нее свой взгляд. Обращенные спиной к морю эти великаны, казалось, призваны были поддерживать мужество людей-пленников затерянной в океане земли". Так писал Франсис Мазьер. Ему же принадлежат и эти строки:
"Стены каменоломни, выдолбленные в форме кратера, расположены на очень крутом склоне, и надо было проделать огромную работу, не только для того, чтобы изготовить из него цилиндры (головные уборы маои. - Прим. авт.). И здесь, как и всюду на острове, кажется, будто обычные человеческие масштабы не устраивали тех, кто работал в этом карьере".

Между тем Рапануи трудно назвать идеальной обителью для реализации титанически энергоемких фантазий. Начать с того, что пищевые и водные ресурсы на острове ограничены. Пресная вода, основным источником пополнения которой на протяжении веков являются дожди, лишена многих необходимых организму минеральных солей - это результат фильтрации воды во время ее прохождения сквозь губчатые вулканические породы острова. Употребление такой воды, по мнению специалистов, приводило к серьезным заболеваниям.

Само добывание пищи требовало, судя по всему огромных энергозатрат. И ее, конечно же, не хватало. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на острове относительно недавно был развит каннибализм. Жертвами людоедов, как донесли свидетельства, стали даже два перуанских купца.
Большинство ученых пришли к выводу, что первая, неизвестная нам цивилизация, являвшаяся творцом маои, других колоссов, была впоследствии уничтожена и ассимилирована второй миграцией, закат которой наблюдается на Рапануи по крайней мере последние триста лет.

"На острове можно обнаружить следы доисторического народа, - делает выводы Франсис Мазьер, - присутствие которого мы начинаем все больше ощущать и который заставляет пересмотреть все данные о времени и этике, навязываемые нам сейчас наукой..."

Вернемся в наши дни. В начале 60-х годов минувшего века мощной приливной волной, проникшей на 600 метров в глубь острова, некоторые маои были отброшены на расстояние до 100 метров. Работы по восстановлению статуй начались сравнительно недавно - не было соответствующей подъемной техники. Лишь после того как японская компания Tadano пожертвовала 700 000 долларов и доставила на остров мощный кран, дело пошло. В этом году были подняты многие опрокинутые цунами маои. Но возникает вопрос: каким образом древние жители острова передвигали каменных великанов, самый маленький из которых весит не менее 35 тонн? Все гипотезы, возникшие вокруг этой проблемы, можно условно разбить на три категории. Фантастические апеллируют к инопланетному могуществу. Рационалистический подход уповает на использование островитянами всякого рода веревок, воротов, лебедок, катков... Существует даже версия, согласно которой статуи передвигались по дороге в несколько километров, покрытой пюре из батата, что делало ее скользкой.

Имеется также гипотеза мистического характера. По мнению островитян статуи передвигались посредством духовной силы-маны, которой обладали вожди их далеких предков. "А что если в определенную эпоху, - задается вопросом Франсис Мазьер, - люди умели использовать электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленным бататом".
Разумеется, можно предполагать что угодно, но перед лицом колосса высотой в 22 метра обычная логика становится бессильна.

Остров Пасхи иногда сравнивают с осколком лавы, на которой без переходных ступеней возникло самое оригинальное искусство и самая таинственная в мире письменность. Последнее - факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось. На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие. Так что даже крохотный остров Пасхи заимел своего Герострата.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Равно как и попытка объяснить назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия - еще одно название острова - их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

Рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. На нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. "Как люди могли соорудить аху с маои там, - размышляет Франсис Мазьер, - куда мы не можем подойти даже на лодке? Там, куда невозможно подняться по скале? Какая масса перенесла сюда этих многотонных великанов? Здесь равно бессильны и теория использования подстилки из батата, и теория деревянных катков!"

Был ли остров Пасхи когда-то частью более обширной территории суши? Вокруг этого вопроса в научном мире и по сей день не утихают споры. Во второй половине XIX века уже хорошо известные в то время ученые Альфред Уоллес и Томас Гексли выдвинули гипотезу, что население Океании, к нему относятся и жители острова Пасхи, является остатком "океанической" расы, жившей на ныне потонувшем континенте.
Академик Обручев, в целом поддерживал данную теорию. Он считал, что когда континент начал постепенно уходить под воду, население возвышенных территорий стало высекать каменные статуи и расставлять их в низинах, в надежде, что это умилостивит богов и остановит наступление моря. Иногда этот континент фигурировал в научных гипотезах как Пацифида, порой как Лемурия.

Современный научный мир, за небольшим исключением, такого рода гипотезы воспринимает с большой долей скепсиса. Но с другой стороны история знает немало примеров, когда, на первый взгляд, совершенно безумная идея на поверку оказывалась истинной. Вспомним хотя бы классический случай с гипотезой о "камнях, которые падают с неба". В 1790 г. в Гасконии упал метеорит. Был составлен протокол, подписанный тремястами очевидцами, который и был отослан во Французскую академию наук. Но "высокий ареопаг" назвал все это глупостью, поскольку науке было хорошо известно, что камни с неба падать не могут. Но это так, к слову.

В последнее время наибольшее распространение имеют две гипотезы: гипотеза американского происхождения полинезийцев и полинезийской культуры (к которой ряд ученых относит и цивилизацию Рапануи) и гипотеза заселения островов Полинезии с запада. Тур Хейердал доказывал, что Полинезия была заселена двумя миграционными волнами. Первая прибыла с южно-американского побережья Тихого Океана (местоположение современного Перу). Переселенцам андского происхождения Полинезия и обязана появлением каменных статуй и иероглифического письма. Вторая волна пришла в начале нашего тысячелетия с северо-западного побережья Северной Америки. Одно время на слуху была версия о викингах, приплывших в незапамятные времена на остров Пасхи и обосновавшихся там. В некоторых версиях историю цивилизации острова пытаются трактовать с позиции этногенеза: якобы первопоселенцы, обладавшие высоким уровнем пассионарности, единственные во всей Полинезии знали письменность. Но постепенно, век за веком, шло рассеивание изначального уровня пассионарности, что в конечном итоге привело к обекурации и угасанию культуры...

Станут ли наши знания об острове Пасхи более точны? Во всяком случае ряд исследователей, например наши соотечественники Ф. Кренделев и А. Кондратов, уповают на это в своей книге "Безмолвные стражи тайн". "Загадки острова Пасхи - это одна из самых животрепещущих и актуальных проблем современной геологии, - пишут они. - Можно надеяться, что данные, полученные геофизиками, геологами, океанологами, вулканологами и другими представителями точных наук, смогут по-новому осветить давно известные факты и помочь найти решение проблем, над которыми безуспешно бились этнографы, археологи, историки".

Надо сказать, сегодня "точные науки" привнесли ряд интересных данных в проблематику эволюции острова. Рапануи расположен в уникальном, с точки зрения геологии, месте. Под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана. К острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов. Что дает лишний повод задуматься о символическом названии острова. Это действительно своеобразный "Пуп Земли".

Сегодня основным богатством жителей Рапануи, безусловно, является таинственное прошлое их маленького островка. Именно оно привлекает сюда ученых со всего света, именно поэтому два раза в неделю в местном аэропорту приземляются самолеты с туристами. В такие часы жизнь острова, неспешная и монотонная, как океанский прибой, оживает. Небольшое здание аэровокзала наполняется разноязычным многоголосьем: кто-то ищет гида, кто-то предлагает машину в аренду, кому-то нужна гостиница... Но проходят считанные часы, и снова над островом воцаряются тишина и покой. Количество автомобилей здесь можно сосчитать на пальцах. И они тоже подчиняются общему ритму неспешного существования. В этих краях скорость 50 километров в час выглядит как непростительное лихачество. Вдоль дорог время от времени встречаются знаки, ограничивающие скорость до 30 километров.

Остров Пасхи не слишком торопится в будущее. Современность - авиасообщение, интернет, телефонная связь - имеет здесь ограниченную сферу влияния. Истинными хозяевами острова по-прежнему являются безмолвные каменные стражи, прочно удерживающие свои тайны в надежно сомкнутых устах.

В основу публикации легли российские и зарубежные материалы об острове Пасхи.

При упоминании этого острова обычно возникает ассоциация с огромными каменными идолами, установленными неизвестно кем, как, когда и зачем. Однако на небольшом клочке суши посреди безбрежного Тихого океана сконцентрировано столько разнообразных загадок, что с лихвой хватило бы и на целый материк.

Голландский адмирал Якоб Роггевен, отправившийся из Амстердама на поиски загадочной Южной Земли, был, возможно, не первым европейцем, обнаружившим остров Пасхи. Но он первым описал его и определил координаты. И европейское название острову дал именно Роггевен, чьи корабли причалили к нему 5 апреля 1722 г. Это было Пасхальное воскресенье.

Моряков встретили чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди, у которых были непривычно длинные мочки ушей. В судовом журнале отмечено, что местные жители «развели костры перед очень высокими каменными статуями с.. .>, которые нас поразили, поскольку мы не могли понять, как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными веревками, смогли их возвести».

Знаменитый капитан Джеймс Кук высадился на острове спустя полвека, в 1774 г., и был поражен не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между статуями-великанами и убогой жизнью коренного населения: «Нам трудно было представить, как островитяне, лишенные техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни», — писал он.

По оценкам и Кука, и Роггевена там обитало около 3000 туземцев, называвших свой остров то Мата-ки-те-Раги, что значит «глаза, смотрящие в небо», то Те-Пито-о-те-хенуа, то есть «пуп Земли». Благодаря таитянским мореплавателям остров часто называют Рапа-Нуи (в переводе «Большой Рапа»), чтобы отличать его от острова Рапа-Ити, лежащего в 650 км к югу от Таити.

В настоящее время это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой и населением менее 5000 человек. Однако раньше на нем росли густые леса и бурлила жизнь, свидетелями которой были гигантские каменные статуи — моаи, как их называли аборигены. Согласно поверьям местных жителей, в моаи заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.

Странные, похожие друг на друга, с одинаковым выражением лица и неправдоподобно вытянутыми ушами, они разбросаны по всему острову. Когда-то статуи стояли на пьедесталах, обратившись взорами к центру острова — это видели первые европейцы, посетившие остров. Но потом все истуканы, а их насчитывается 997, оказались лежащими на земле.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в прошлом веке. Последняя реставрация 15 моаи, расположенных между вулканом Рано-Рараку и полуостровом Пойке, была проведена японцами в 1992—1995 годах.

На склонах этого вулкана расположена каменоломня, где древние мастера с помощью базальтовых резцов и тяжелых каменных кирок вырубали моаи из мягкого вулканического туфа. Высота большинства статуй составляет 5—7 м, высота более поздних изваяний достигала 10—12 м. Средняя масса моаи — около 10 т, но есть и гораздо более тяжелые. Карьер полон незавершенными статуями, работа над которыми по неизвестной причине была прервана.

Моаи расположены на массивных постаментах аху вдоль побережья острова на расстоянии 10—15 км от каменоломен. Аху достигали 150 м в длину и 3 м в высоту и состояли из кусков весом до 10 т. Неудивительно, что эти гиганты поразили европейских моряков, а затем и мировую общественность. Каким образом это удавалось делать древним обитателям острова, потомки которых влачили жалкое существование и не производили впечатления богатырей?

Как перетаскивали полностью законченные, обработанные и отшлифованные статуи через горы и долины, умудряясь при этом не повредить их за время пути? Как взгромождали их на аху? Как водружали после этого на их головы каменные «шляпы», весящие от 2 до 10 т? И наконец, как эти скульпторы появились на самом удаленном от суши из населенных островов мира?

Но это далеко не все тайны Рапа-Нуи. В 1770 г. заброшенный клочок земли решили под названием Сан-Карлос присоединить к владениям испанской короны. Когда руководитель испанской экспедиции капитан Фелипе Гонсалес де Аэдо составил акт о присоединении острова и подписал его, вожди местных племен под текстом поставили и свои подписи — тщательно вывели на бумаге какие-то странные знаки. Такие же затейливые, как татуировки на их телах или рисунки на прибрежных скалах. Значит, на острове существовала письменность?!

Оказывается, существовала. В каждом жилище аборигенов находились деревянные таблички с вырезанными на них знаками. Свою письменность жители Рапа-Нуи называли кохау ронго-ронго. Сейчас в музеях мира находится 25 дощечек, их фрагментов, а также каменных фигурок, испещренных такими же таинственными знаками.

Увы, это все, что осталось после просветительской деятельности христианских миссионеров. И даже самые старые жители острова не могут объяснить смысл хотя бы одного знака, не говоря о том, чтобы прочитать текст.

В 1914—1915 гг. руководитель английской экспедиции на Рапа-Нуи миссис Кэтрин Скорсби Раугледж нашла старика по имени Томеника, который смог написать несколько знаков. Но посвятить чужеземку в тайну ронго-ронго он не захотел, заявив, что предки покарают каждого, кто раскроет пришельцам секрет письма. Едва дневники Кэтрин Раутледж были опубликованы, как она сама внезапно умерла, а материалы экспедиции оказались потерянными...

Через сорок лет после кончины Томеники чилийский ученый Хорхе Сильва Оливарес познакомился с его внуком, Педро Пате, который в наследство от деда получил словарь ронго-ронго. Оливаресу удалось сфотографировать тетрадь со словами древнего языка, но, как пишет он сам, «катушка с пленкой оказалась не то утерянной, не то похищенной. Исчезла и сама тетрадь».

В 1956 г. норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал узнал, что у островитянина Эстебана Атана есть тетрадь со всеми знаками древнего письма и их значением латинскими буквами. Но когда знаменитый путешественник попытался рассмотреть тетрадь, Эстебан сразу же ее спрятал. Вскоре после встречи абориген отплыл в маленькой самодельной лодке на Таити, и больше ни о нем, ни о тетради никто не слышал.

Ученые многих стран пытались расшифровать таинственные знаки, но это у них не получилось до сих пор. Однако обнаружилось сходство письменности острова Пасхи с иероглификой Древнего Египта, древнекитайским рисуночным письмом и письменами Мохенджо-Ааро и Хараппы.

Еще одна загадка острова связана с... его регулярным исчезновением. Только в XX в. документально зафиксировано несколько удивительных случаев, когда он довольно ловко «прятался» от мореплавателей. Так, в августе 1908 г. чилийский пароход «Глория» после длительного рейса собрался пополнить там запас пресной воды. Но когда пароход вышел в отмеченную штурманом точку, никакого острова там не оказалось!

Расчет показывал, что пароход прошел прямо сквозь остров и теперь удалялся от него. Капитан приказал повернуть назад, но вычисления показали, что «Глория» находится прямо в центре острова!

Через 20 лет туристский лайнер должен был пройти в нескольких милях от острова Пасхи, но его нигде не было видно даже в самый мощный бинокль. Капитан тут же передал в Чили сенсационную радиограмму. Чилийские власти отреагировали быстро: канонерская лодка вышла из порта Вальпараисо к загадочному месту, но остров снова был на своем обычном месте.

В годы Второй мировой войны две немецкие субмарины направлялись к острову Пасхи, где их поджидал танкер-заправщик. Но на месте встречи ни танкера, ни острова не оказалось. Несколько часов лодки бороздили океан в бесплодных поисках Наконец командир одной из субмарин решил нарушить режим радиомолчания и вышел на связь с заправщиком. Встретились они лишь в 200 милях от острова Пасхи, а вторая подлодка бесследно исчезла...

Многие исследователи предполагали, что местное население происходит из Индии, из Египта, с Кавказа, из Скандинавии и, конечно, из Атлантиды. Хейердал выдвинул гипотезу, что остров был заселен переселенцами из Древнего Перу. Действительно, каменные изваяния весьма напоминают найденные в Андах статуэтки. На острове выращивают батат, распространенный в Перу. А перуанские легенды говорили о битве инков с народом северных белых богов.

После поражения в битве их вождь Кон-Тики увел свой народ на запад через океан. На острове же ходят легенды о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа (возможно, это был десятый Сапа Инка Тупак Юпанки). По словам испанского путешественника и ученого XVI в. Педро Сармьенто де Гамбоа, в ту эпоху у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они могли достичь острова Пасхи.

Воспользовавшись фольклорными описаниями, Хейердал построил из 9 бальсовых бревен плот «Кон-Тики» и доказал, что преодолеть расстояние между Южной Америкой и Полинезией в давние времена было возможно. Тем не менее теория перуанского происхождения древнего населения острова Пасхи не убедила ученый мир. Генетический анализ указывает скорее на его полинезийское происхождение, да и рапануйский язык принадлежит к семейству полинезийских. Спорят ученые и по поводу даты заселения, называя время от 400 до 1200 года.

Возможная история острова Пасхи (согласно позднейшим реконструкциям) выглядит так.

Первые поселенцы возводили статуи небольших размеров, без «шляп» из камня на голове, сооружали церемониальные постройки и устраивали празднества в честь бога Маке-Маке. Затем на остров приплыли чужаки. Из-за искусственно удлиненных ушей их прозвали ханау-ээпе — «длинноухие» (Хейердал утверждал, что длинноухие и есть перуанские индейцы, поселившиеся на острове около 475 г., а аборигены являются полинезийцами).

Поселившись на полуострове Пойке, они поначалу жили мирно, отличаясь своеобразной культурой, наличием письменности и других умений. Приплыв на Рапа-Нуи без женщин, пришельцы женились на представительницах коренного племени, которых стали называть ханау-момоко — «короткоухие». Постепенно ханау-ээпе заселили всю восточную часть острова, а затем и подчинили ханау-момоко, чем вызвали ненависть со стороны последних.

С этого времени начинается строительство каменных гигантов с грубыми лицами, далеких от прежней реалистической манеры. Платформы-аху сооружаются с меньшей тщательностью, но зато теперь на них водружают статуи, спиной обращенные к морю. Возможно, к побережью их перевозили на деревянных салазках, смазанных рыбьим жиром. В те времена пальмами была покрыта большая часть острова, так что с деревянными катками проблем не было.

Но местные жители, к которым Тур Хейердал обращался с вопросом, как перевозили в древние времена гигантские каменные фигуры, отвечали ему, что они шли сами. Хейердал и другие энтузиасты нашли несколько способов транспортировки каменных истуканов в вертикальном положении.

Например, с помощью канатов моаи наклоняли, опирая на один из углов основания, и поворачивали вокруг этой оси с помощью деревянных рычагов. При этом группы такелажников с помощью канатов удерживали глыбу от чрезмерного наклона.

Со стороны действительно казалось, что моаи сами движутся по мощеным дорогам, которые действительно проложены на острове. Проблема в том, что рельеф вулканического острова буквально изрезан, и как передвигать многотонных гигантов вверх и вниз по окружающим Рано Рараку холмам, непонятно.

Как бы там ни было, моаи создавались, перемещались и водружались на постаменты ханау-момоко под руководством ханау-ээпе. Такие каторжные работы не могли обходиться без жертв, а население острова даже в лучшие времена, по мнению ученых, не превышало 10—15 тыс. человек. К тому же на Рапа-Нуи практиковался каннибализм.

Рапануйцы были воинственным народом, что подтверждается многочисленными столкновениями между местными жителями, описанными в легендах. И побежденные нередко становились главным блюдом во время празднования победы. С учетом доминирования длинноухих, нетрудно сообразить, чья участь была горше. И короткоухие в конце концов взбунтовалась.

Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной 2 км. Чтобы противник не смог преодолеть преграду, они вырубили окружающие пальмы и свалили их в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врагов с тыла и сбросили их самих в горящий ров.

Все ханау-ээпе были истреблены. Символы их могущества — моаи — сбрасывали с пьедесталов, работы в каменоломнях прекратились. Это эпохальное для острова событие произошло, вероятно, как раз вскоре после открытия острова европейцами, ибо в конце XVIII в. стоящих на постаментах истуканов моряки уже не видели.

Однако к тому времени деградация общины стала необратимой. Большинство лесов было уничтожено. С их исчезновением люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.

Впрочем, с последним довольно успешно боролись миссионеры, обращая туземцев в христианство. Но в 1862 г. на остров вторглись перуанские работорговцы, которые взяли в плен и увезли 900 человек, в том числе последнего короля. Они же уничтожили часть статуй, после чего с острова бежали и многие аборигены, и жившие там миссионеры.

А завезенные пиратами болезни — оспа, туберкулез, проказа — сократили численность и так небольшого населения острова до сотни человек. Погибла большая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей уникальной цивилизации, которую местные жители помещали в центре мира.

Этот клочок суши посреди Тихого океана находится вдалеке от континентов, а потому долгие годы не был известен европейцам и жил своей особой – таинственной и драматической жизнью.

Первые люди, поселившиеся на нем, были выходцами из Восточной Полинезии, приплывшие двумя большими семьями на двух пирогах за несколько сот лет до наступления нашей эры. Они назвали его Рапа-Нуи - Большой Рапа. Даже самому ничтожному человеку хочется считать себя центром Вселенной. И, похоже, что у туземцев с острова Пасхи мнение о месте их обитания было явно завышенным. 7 апреля 1722 года, когда, этот остров был открыт остальному миру голландским адмиралом Якобом Роггевеном, первый туземец, который поднялся на борт его флагмана, простер руку в направлении суши и пафосно изрек - «Те-Пито-о-те-Хенуа» - «Пуп Земли». У голландцев имелось свое представление, где находится «пуп Земли», а потому они назвали остров по-своему. В честь Светлого праздника воскресения Господня, в первый день которого они наткнулись на затерянный в океане кусок каменистой суши, и нарекли ее островом Пасхи. С тех пор именно так он и известен. А для чересчур амбициозного туземца тот день стал последним в жизни. Адмирал потом рассказывал: «Стреляя в них (т.е. в туземцев), мы, к сожалению, многих убили, в том числе и первого гостя, поднявшегося к нам на борт...». Правда зачем они стреляли, адмирал не уточнил.

Моряки Роггевена первыми увидели своими глазами главную достопримечательность острова Пасхи – гигантских каменных исполинов с огромными головами и бесформенным телом, которые стояли повсюду. Рост некоторых достигал 20-ти метров. Голландцы сочли их стражами острова. И с тревогой наблюдали, как утром туземцы разожгли костры перед своими каменными истуканами и начали усердно их просить о чем-то. Сидя на пятках и преклонив головы, они усердно поднимали и опускали руки. От греха подальше голландцы предпочли уплыть прочь, проведя на открытом ими острове лишь один день. Но потом они еще долго гадали относительно некоторых подмеченных странностей. Почему-то жители острова имели самые разные расовые признаки. Среди них были черные, желтые, красные и даже один бледнолицый. А еще их тела были разрисованы изображениями всевозможных птиц и зверей. Это было удивительно, поскольку из всей живности на острове водились только крысы и мелкие ящерицы.

Спустя полвека, в 1774 году, остров Пасхи посетил знаменитый мореплаватель Джеймс Кук. Его команду тоже поразили каменные истуканы. И члены экспедиции Джеймса Кука первыми основательно призадумались относительно их появления на острове. Англичане восхищенно взирали на огромные статуи, высеченные из камня и неизвестно как доставленные на побережье, потом переводили взгляд на туземцев и недоумевали: неужели эти никчемные создания могли создать эти шедевры. Участник экспедиции Кука - Георг Форстер потом писал, что жители острова не имеют никаких инструментов, у них нет даже крова и самой необходимой одежды. Они не имеют даже самых примитивных навыков ремесла. И единственно в чем преуспели, так это в свободной любви. Фостер отмечал, что туземцы, и особенно туземки, предавались разврату с превеликим удовольствием и неистощимостью. Понятие семей на острове отсутствовало, женщины беспорядочно вступали в половые отношения со всеми мужчинами племени. Англичане не могли поверить, что эти жалкие людишки, погрязшие в разврате, голоде и нужде, могли даже помыслить о сооружении таких колоссов.

Эта загадка остается главной тайной острова Пасхи и по сей день. В качестве ответов на нее есть несколько версий. По одной из них гигантские истуканы – творение рук представителей древних цивилизаций. Дело в том, что происхождение самого острова Пасхи – тоже загадка. Существует несколько теорий его происхождения.

По одной он является частью материка Лемурия, ушедшего под воду и бывшего прародиной всего человечества – Лемурия. По другой – о. Пасхи остаток знаменитой Атлантиды. В пользу этих теорий говорят местные легенды о боге Увоке, который расколол землю своим огненным посохом, разгневавшись на людей. Но надо полагать, до этого, представители древних цивилизаций, обладавшие высоким уровнем развития, успели поставить на поток возведение больших и малых каменных истуканов. Конечно, сразу возникает вопрос: зачем им это было нужно? На этот вопрос современные обитателя острова Пасхи имеют свое мнение. Они рассказывают, что статуи, которые они называют «маои» обладают священной силой и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Мол, именно поэтому остров и назвали «Пуп Земли». Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров.

Еще более интересная версия, что каменных истуканов создали инопланетяне. Она была озвучена, например, в известном фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».


И наконец, самая реальная и понятная версия, что каменные статуи создавались жителями острова. В кратере вулкана Рано-Рараку до сих пор сохранились следы мастерской под открытым небом, где каменными топорами и зубилами из туфа высекались скульптуры. Знаменитый путешественник Тур Хейердал в 1955 году провел эксперимент. Он уговорил жителей Пасхи вспомнить занятие предков и изготовить статую. Те расстарались, смозолили в кровь ладони, но за несколько дней высекли из туфа истукана весьма похожего на древнего. А потом продемонстрировали способ его вертикальной транспортировки. Статую раскачивали веревками, попеременно продвигая вперед ее правое и левое плечо. Однако разгадать до конца загадку каменных изваяний Хейердалу не удалось. Он экспериментировал с «малышами». А этот способ транспортировки не годился для многометровых колоссов массой по 50 тонн и более. К тому же Хейердал так и не смог объяснить, как на маои надевались шапки весом до двух тонн. Подъемных кранов у древних жителей острова Пасхи не было точно.

Кстати сами туземцы до сих пор уверены, что каменные гиганты ходили сами. Правда одни из аборигенов говорят, что заставляли их ходить местные жрецы, то ли обладавшие волшебной силой, то ли владевшими секретами управления гравитаций. А другие утверждают, что статуи оживляла магией и заставляла их идти местная колдунья, жившая около Рано Рараку. А конец стройке пришел из-за пустяка. Якобы каменотесы тайком съели большого омара, но ведьма нашла пустую раковину от него и рассердилась, что ее не угостили. В гневе она опрокинула носом в землю все двигавшиеся статуи.

Исследователи отмечали, что их не покидает ощущение будто люди десятилетиями усердно работали, поставив на конвейер изготовление и транспортировку каменных изваяний, а потом в один момент все бросили и ушли. В каменоломнях продолжают валяться заготовки статуй и древние орудия труда, а готовые маои лежат вдоль трех древних дорог, по которым они спускались к побережью. Так что вряд ли конец стройке положила разгневанная ведьма.

Складывается такое впечатление, что на трудолюбивых жителей острова Пасхи обрушилась некая беда, которая привела их общину в упадок и довела людей до деградации. Все это похоже на некую кару, ниспосланную свыше за грехи. Чем же могли прогневить богов древние жители острова? Ответ напрашивается сам собой - каннибализмом.

В IX-X веках остров начал заселяться прибывавшими на него полинезийцами. Образовавшуюся на нем народность называют рапануйцами. В то время остров Пасхи был покрыт пальмовыми лесами. А в этих лесах обитало немало разнообразной живности. Король Хоту-Мату’а, приплывший с таинственной родины Мара’э Ренга, доставил сюда семена экзотических растений: хау, марикуры, макои. Рапануйцы неплохо освоили сельское хозяйство и рыболовство, а потому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек. И к середине XVI века его население составляло порядка 7-9 тысяч человек. Однако раем для жителей этот остров не стал. Рапануйцы были чрезвычайно воинственны и постоянно враждовали. Практически непрекращающаяся война шла между двумя могущественными союзами: «хоту-ити», который составляли жители восточной части острова, и «ту’у» из представителей Запада. Те и другие были настоящими каннибалами.

В этой связи любопытна одна из легенд о причинах очередного военного конфликта на острове. Согласно ей двое молодых людей Макита и Рокехауа как-то нанесли дружественный визит Каинге, великому воину союза хоту-ити. Тот расстарался и приказал принести своему младшему сыну для дорогих гостей местный деликатес - внутренности курицы. Однако Рокехауа, шутки ради отказался их есть, сказав, что он любит внутренности человека. Каинга понял шутку буквально. Он убил своего младшего сына и подал гостям его приготовленные внутренности. Макита и Рокехауа перепугались и убежали. Но самое поразительное, что Каинга разгневался на них не из-за того, что убил сына, а из-за того, что гости не отведали его угощения. Он собрал своих воинов и отправился в поход против ту’у. Рокехауа и Макита вместе со своими соплеменниками уплыли на остров Моту-Нуи. Но Каинга достал их и там. Напал на них со своим отрядом и всех перебил. А Рокехауа он поджарил в земляной печи, после чего закусил им вместе со своими воинами.

Так что блюда из убитых врагов были обычными в рационе рапануйцев. Уже упоминавшийся Каинга как-то уничтожил племя тупа-хоту на острове Маротири. А потом каждый день отправлял туда каноэ за провизией. Лодка возвращалась груженой трупами людей, которых победители с удовольствием поедали.

Но надо полагать все же не все островитяне занимались людоедством. Не случайно для обозначения каннибалов у них появилось особое название каи-тангата («пожиратели людей»). Видимо в основном любителями человечинки были воины, поскольку поедали на Пасхи преимущественно пленников. А способствовало превращению воинов в каи-тангата жестокость, с которой велись боевые действия. Оружие островитян было примитивным, а средствами защиты они попросту пренебрегали. Когда враждующие племена сходились в битве, то сначала забрасывали друг друга камнями, потом по мере приближения начинали метать дротики с наконечниками из вулканического стекла и наконец сходились в рукопашную, где безжалостно крошили друг другу черепа деревянными палицами. Особо ненавистных врагов, попавших в плен, предавали мучительной казни. Прыгали у них на животах, пока те не лопались и из них не вываливались внутренности. Прочих пленников, их жен и детей сгоняли в хижины, находившиеся возле священных камней. Оттуда их по мере надобности извлекали и поедали. Особым лакомством считались пальцы рук и ног. Если среди пленников оказывался вождь, то его участь была наиболее печальной. Предводителя не только съедали, но еще и сжигали его голову. По преданию это должно было навлечь на него и всех членов его семьи гнев богов загробного мира. А чтобы унизить каждую частичку тела мертвого вождя, оставшиеся после него обглоданные кости пускались в производство. Из них делались швейные иглы и рыболовные крючки. Такие крючки назывались «мангаи-кахи», и считалось, что при их использовании рыболову передавалась «манна» (сила) погибшего человека. Особенно хорошие крючки выходили из бедренной кости человека. Их использовали обычно при ловле тунца.

Может быть, войны и растущий каннибализм приостановил совместный труд по изготовлению каменных истуканов. Племенные различия потеряли остроту, поскольку главным признаком стала длина ушей. Еще выше упомянутый Георг Форстер отмечал особенность некоторых островитян: «Самое странное у них - это размер ушей, мочки которых так растянуты, что почти достигают плеч: кроме того, в них прорезаны такие большие отверстия, что туда свободно могли пройти четыре-пять пальцев». В то время на острове Пасхи сложилось две народности: «ханау момоко» (короткоухие) и «ханау еепе» (длинноухие). Длинноухие стояли рангом выше. Они много времени уделяли искусственному вытягиванию собственных ушей, а работали за них короткоухие. О том, что каменные истуканы создавались в период сосуществования этих народностей говорит то, что некоторые изваяния тоже имеют длинные уши. Потом, как это часто бывало в человеческой истории, «чернь» взбунтовалась. Малочисленные длинноухие бежали на полуостров Пойке, где укрылись за широким рвом длиной в два километра. А чтобы противник не смог преодолеет преграду, длинноухие пустили под корень кучу пальм, которые свалили в ров, чтобы поджечь в случае опасности. Но короткоухие в темноте обошли врага с тыла и сбросили его в горящий ров. Власти длинноухих пришел конец. Все они были истреблены. А поскольку сделано это было с чрезвычайной жестокостью, то остров постигло еще одно проклятие.

Оно настигло сначала деревья, которые невольно оказались символом трагедии длинноухих людей. Окончательному уничтожению деревьев на острове поспособствовали крысы, которые сожрали семена пальм. Остров превратился в каменисто-травянистую пустыню.

С исчезновением лесов люди лишились стройматериалов для изготовления хижин и лодок. А поскольку с истреблением длинноухих были уничтожены лучшие мастера и агрономы, то жизнь на острове Пасхи вскоре превратилась в каждодневную борьбу за существование, спутником которой был опять начавший набирать обороты каннибализм.

Довершили букет из внутренних бед и невзгод островитян налет перуанских рабовладельцев, 8 кораблей которых причалили 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа. Перуанцы схватили около тысячи рапануйцев, среди которых оказались король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата. Всех пленников перуанцы увезли с собой и продали их владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за суровых условий и тяжелого труда почти все рапануйцы вскоре умерли. Только благодаря вмешательству правительства Франции и губернатора Таити удалось вернуть на родину 15 оставшихся в живых островитян. Но они привезли с собой на остров Пасхи вирус оспы. В результате численность островитян, еще недавно составлявшая несколько тысяч, сократилась до 600 человек.

Однако иноземцы сыграли в истории острова Пасхи не только отрицательные роли. Первые миссионеры, появившиеся там в XVIII веке, благодаря христианизации населения уничтожили в нем склонности к поеданию себе подобных. Помощь с материков помогла туземцам с острова Пасхи не только выжить, но и постепенно улучшить свое благосостоянию. Благодаря этому их численность к 1960 году достигла тысячи человек, а сейчас составляет около 5 тысяч человек.

Кажется, что проклятия перестали тревожить жизнь островитян, а 887 каменных статуй лишь печально взирают пустыми глазницами на них и на туристов, зачастивших в этот уголок в поисках ответов за загадки острова Пасхи.

Каннибализм

Название «каннибалы» произошло от «Каниба» - имени, которым называли Колумбу жители Багамских островов обитателей Гаити, страшных, будто бы, людоедов.

Самой известной жертвой каннибалов стал упоминавшийся в статье про остров Пасхи британский капитан Джеймс Кук. В 1779 году он был убит туземцами на Гавайях. Его останки нашли спустя несколько дней: обглоданный череп, рваные лохмотья и груда костей – остальное было съедено дикарями. Грустный конец для славного мореплавателя.

Самой массовой трапезой каннибалов стали 66 пассажиров и членов экипажа бригантины «The Boyd» в 1809 году в Новой Зеландии. Они были убиты и съедены маори, отомстившими таким образом за унижение одного своего соплеменника. Того высекли кнутом за то, что он отказался работать в рейсе судна из Австралии.

Самый «юридический» случай каннибализма рассматривался в 1884 году в британском суде при расследовании обстоятельств убийства членами экипажа английской яхты «Mignonette» своего товарища. Когда эта яхта попала в шторм и затонула, спаслись 4 моряка. После нескольких дней плаванья один из них потерял сознание от голода и солёной воды. Двое решили его убить и съесть, а третий воспротивился. Это процесс явился прецедентом по использованию необходимой обороны.

Ритуальный каннибализм ацтеков

Человеческие жертвоприношения ацтеков ярко были показаны в фильме Мэла Гибсона «Апокалипсис». И это была не выдумка, ритуальные убийства действительно играли важнейшую роль в государстве ацтеков. Вот только в этом жестком фильме не показали, что ритуальные казни ацтеков часто сопровождались каннибализмом.

Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств.

Особо красивым считалось жертвоприношение в честь великого бога Тецкатлипока. За год до праздника этому богу выбирали в жертву самого красивого пленника. И потом весь год его холили и лелеяли - кормили изысканейшей едой, одевали в лучшие наряды. За 20 дней до праздника к нему приводили четырех красивых девушек, которые считались его женами. Но спустя 20 дней сладкая жизнь пленника заканчивалась на каменном жертвеннике храма Тецкатлипока, где верховный жрец разрубал ему грудь красавца, чтобы извлечь из нее еще трепещущее, окровавленное сердце и поднести его великому богу. А остальные части тела откормленного красавца порой шли к столу знатных граждан.

Остров Пасхи - самый удаленный обитаемый клочок суши в мире. Площадь его - всего 165,6 квадратных километра. Принадлежит остров Чили. Но до ближайшего материкового города этой страны, Вальпараисо, 3703 километра. Да и других островов рядом, в восточной части Тихого океана, нет. Ближайшая обитаемая суша расположена в 1819 километрах. Это - остров Питкэрн. Он известен тем, что на нем пожелала остаться взбунтовавшая команда корабля «Баунти». Затерянный на просторах Пасхи хранит много тайн. Во-первых, непонятно, откуда прибыли туда первые люди. Они не могли ничего объяснить европейцам по этому поводу. Но самыми таинственными загадками острова Пасхи являются его каменные истуканы. Они установлены по всей береговой линии. Туземцы называли их моаи, но объяснить, кто они, внятно не могли. В данной статье мы попытались суммировать результаты всех недавних научных открытий, чтобы разгадать тайны, окутавшие самый удаленный от цивилизации участок суши.

История острова Пасхи

Пятого апреля 1722 года матросы эскадры из трех кораблей под командованием голландского мореплавателя Якоба Роггевена увидели на горизонте сушу, которой еще не было отмечено на карте. Когда они приблизились к восточному побережью острова, то увидели, что он обитаем. К ним плыли туземцы, причем их этнический состав поразил голландцев. Среди них были европеоиды, негроиды и представители полинезийской расы. Голландцам сразу же бросилась в глаза примитивность технического оснащения островитян. Их лодки были склепаны из кусочков дерева и так пропускали воду, что половина людей в челне ее вычерпывала, а остальные гребли. Ландшафт острова был более чем уныл. Ни одного дерева не возвышалось на нем - только редкие кустики. Роггевен записал в своем дневнике: «Запустелый вид острова и истощенность туземцев наводят на мысль о бесплодии земли и крайней нужде». Но больше всего капитана потрясли каменные идолы. Как при такой примитивной цивилизации и скудных ресурсах у туземцев хватило сил вырезать из камня и доставить на берег столько тяжелых статуй? На этот вопрос у капитана не было ответа. Поскольку остров был открыт в день Воскресения Христова, он получил имя Пасхи. Но сами туземцы называли его Рапа-Нуи.

Откуда прибыли первые обитатели острова Пасхи

Это - первая загадка. Сейчас на островке протяженностью 24 километра проживают свыше пяти тысяч человек. Но когда на берег высадились первые европейцы, туземцев было значительно меньше. А в 1774 году мореплаватель Кук насчитал на острове всего семьсот островитян, отощавших от голода. Но при этом среди туземцев были представители всех трех человеческих рас. Выдвигалось немало теорий о происхождении населения Рапа-Нуи: египетская, мезоамериканская и даже совсем мифическая, о том, что островитяне - выжившие люди после крушения Атлантиды. Но современный анализ ДНК показывает, что первые рапануйцы высадились на берег около 400-го года и прибыли, скорее всего, из Восточной Полинезии. Об этом свидетельствует и их язык, который близок к наречиям обитателей Маркизских и Гавайских островов.

Развитие и упадок цивилизации

Первое, что бросилось в глаза первооткрывателям, были каменные идолы острова Пасхи. Но самая ранняя скульптура относится к 1250 году, а самая поздняя (недоделанная, оставшаяся в каменоломне) - к 1500-му. Непонятно, как развивалась цивилизация туземцев с пятого по тринадцатый век. Возможно, на определенной этапе островитяне перешли от родо-племенного общества к клановым военным союзам. Легенды (весьма противоречивые и фрагментарные) рассказывают о вожде Хоту Мату’а, который первым ступил на Рапа-Нуи и привел с собой всех жителей. У него было шестеро сыновей, которые поделили остров после его смерти. Таким образом, кланы стали иметь своего родоначальника, статую которого они пытались сделать крупнее, массивнее и представительнее, чем у соседнего племени. Но что послужило причиной того, что в начала шестнадцатого века рапа-нуйцы прекратили вырезать и устанавливать свои памятники? Это открыли лишь современные исследования. И эта история может стать поучительной для всего человечества.

Экологическая катастрофа в малых масштабах

Оставим пока в стороне идолов острова Пасхи. Их изваяли далекие предки тех одичалых туземцев, которых застали экспедиции Роггевена и Кука. Но что повлияло на упадок некогда богатой цивилизации? Ведь у древних рапа-нуйцев была даже письменность. Кстати, тексты найденных табличек до сих пор не расшифрованы. Ученые только недавно дали ответ, что случилось с этой цивилизацией. Ее гибель не была быстрой вследствие извержения вулкана, как предполагал Кук. Она агонизировала столетиями. Современные исследования слоев почвы показали, что некогда остров был покрыт пышной растительностью. Леса изобиловали дичью. Древние рапа-нуйцы занимались сельским хозяйством, выращивая ямс, таро, сахарный тростник, батат и бананы. Они выходили в море на хороших лодках, сделанных из выдолбленного ствола пальмы, и охотились на дельфинов. На то, что древние островитяне питались хорошо, указывает анализ ДНК пищи, найденной на черепках глиняной посуды. И эту идиллию разрушили сами люди. Леса постепенно вырубались. Островитяне остались без своего флота, а следовательно, и без мяса океанической рыбы и дельфинов. Всех животных и птиц они уже съели. Единственной пищей рапа-нуйцев остались крабы и моллюски, которых они собирали на мелководье.

Остров Пасхи: статуи моаи

Туземцы ничего не могли толком сказать о том, как были сделаны и, главное, как были доставлены на берег каменные истуканы весом в несколько тонн. Они называли их «моаи» и верили, что в них заключена «мана» - дух предков определенного клана. Чем больше идолов, тем сильнее концентрация сверхъестественной силы. А это приводит к процветанию клана. Поэтому, когда в 1875 году французы вывезли одну из статуй моаи острова Пасхи, чтобы доставить ее в парижский музей, рапа-нуйцев пришлось сдерживать с помощью оружия. Но, как показали исследования, около 55 % всех идолов не были транспортированы на специальные платформы - «аху», а остались стоять (многие в стадии первичной обработки) в каменоломне на склоне вулкана Рано Рараку.

Художественный стиль

Всего на острове насчитывается более 900 изваяний. Они классифицируются учеными хронологически и по стилям. Ранний период характеризуется каменными головами без туловища, с обращенным вверх лицом, а также столбами, где торс выполнен очень стилизованно. Но есть и исключения. Так, найдена очень реалистичная фигура коленопреклоненного моаи. Но она так и осталась стоять в древней каменоломне. В Среднем периоде идолы острова Пасхи стали гигантами. Скорее всего, кланы соперничали друг с другом, пытаясь показать, что их мана более могущественная. Художественная отделка в Среднем периоде отличается большей изощренностью. Тела истуканов покрыты резьбой, изображающей одежду и крылья, а на голове у моаи часто водружены огромные цилиндрические шапки из красного туфа.

Транспортировка

Не меньшей загадкой, чем идолы острова Пасхи, оставался секрет их перемещения на платформы «аху». Туземцы утверждали, что моаи сами пришли туда. На правда оказалась более прозаичной. В самых низших (более древних) слоях почвы ученые обнаружили остатки эндемичного дерева, которое родственно винной пальме. Оно вырастало до 26 метров, а его гладкие стволы без ветвей достигали в диаметре 1,8 м. Дерево служило отличным материалом для перекатывания скульптур из каменоломен к берегу, где их устанавливали на платформы. Чтобы водрузить идолов, использовали канаты, которые плели из луба дерева «хаухау». Экологическая катастрофа объясняет и тот факт, почему более половины скульптур так и «застряли» в каменоломнях.

Короткоухие и длинноухие

Современные жители Рапа-Нуи уже не испытывают религиозного почтения к моаи, но считают их своим культурным наследием. В середине 50-х годов прошлого столетия исследователь раскрыл тайну о том, кто создал идолов острова Пасхи. Он обратил внимание, что Рапа-Нуи населяют два типа племен. У одного мочки ушей с детства удлинялись за счет ношения тяжелых украшений. Предводитель этого клана, Педро Атана, рассказал Туру Хейрдалу, что в их роду предки передавали потомкам искусство создавать статус моаи и транспортировать их волоком к месту установки. Это ремесло хранилось в тайне от «короткоухих» и передавалось в устной форме. По просьбе Хейердала Атана с многочисленными помощниками из своего клана высек в каменоломне 12-тонную статую и в вертикальном положении доставил ее на платформу.

Это вулканический остров, его размеры сравнительно не велики, всего 166 кв. км, а высота 539 метров, расположен в восточной части Тихого океана. На острове 70 потухших вулканов, которые ни разу не извергались за 1300 лет с момента колонизации. Остров принадлежит Чили (к западу до чилийского города Вальпараисо 3600 км). Его население всего около 2000 человек, поэтому говорят, что это самый уединенный уголок мира.

Древние скульпторы старались экономно применять природный материал и не делать лишнюю работу, для этого при разметке будущих статуй они использо —
вали малейшие трещины в каменном монолите и вырубали изваяния целыми сериями, а не по одному. ■

Остров Пасхи и вся его история окутана тайнами. Откуда приплыли его первые поселенцы? Как им вообще удалось найти этот остров? Для чего сделали и установили 600 многотонных каменных статуй? В 1772 году остров открыл нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен, это произошло в пасхальное воскресенье, отсюда и название — остров Пасхи (на языке же полинезийцев остров назывался Рапануй). Каково было удивление Я. Роггевена, когда он обнаружил, что тут мирно уживаются три различные расы, чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди. Все они были приветливы и дружелюбны к гостям.

Аборигены поклонялись богу, которого они назвали Мак-Маком. Исследователи нашли резные письмена, сделанные на деревянных табличках. Большая их часть была сожжена европейцами и можно назвать чудом, что что-то сохранилось.

Исследователи думают, что это могут быть статуи вождей, обожествленных местными жителями после их смерти.

Эти таблички, их называют ронго-ронго, писались сначала слева направо, а потом справа налево. Долгое время расшифровать нанесенные на них символы не получалось и только в 1996 года в России удалось расшифровать все 4 сохранившиеся дощечки.

Но самое таинственное и увлекательное открытие на острове Пасхи это гигантские монолитные статуи, называемые аборигенами моаи. Большинство из них доходят в высоту до 10 метров (есть и поменьше 4 метра) весом в 20 тонн. Некоторые достигают еще больших размеров, а их вес просто фантастический около 100 тонн. У истуканов очень массивная голова, длинные уши, тяжелый выступающий подбородок и совсем отсутствуют ноги. У немногих на голове есть шапки из камня красного цвета (возможно, это обожествленные после смерти вожди в облике статуй).

Для создания моай строители использовали застывшую лаву. Моайи вытесывались прямо из скалы и держались лишь на тонкой перемычке, от которой, после завершения обработки, статую откалывали и доводили до нужных форм. Кратер вулкана Рано-Рараку, как наглядное пособие, до сих пор хранит все этапы обработки каменных гигантов. Сперва вырезался общий вид статуи, потом мастера переходили к контурам лица и тесали переднюю часть туловища. Затем обрабатывали бока, уши и наконец, руки сложенные на животе с непропорционально длинными пальцами. После этого лишняя порода удалялась, и лишь нижняя часть спины узкой полосой еще соединялась с вулканом Рано-Рараку. Далее статую из кратера, через весь остров, передвигали на место установки (аху).

Насколько сложно было передвигать моай, говорит тот факт, что многие статуи так и небыли установлены на свои аху и большое их количество осталось лежать на пол пути до цели. Иногда это расстояние доходило до 25 километров. И сейчас остается загадкой, как собственно передвигали эти статуи, весившие не один десяток тонн. Придания гласят, что истуканы сами шли к берегу океана. Ученые провели эксперимент, вертикально установленную статую раскачивали (привязанными веревками к верхней части) и поочередно толкали вперед то левое, то правое плечо. На тех, кто наблюдал за работой, это производило такое впечатление, что статуя движется самостоятельно. И тем не менее простые подсчеты доказывают, что небольшое население не могло бы обработать, перенести и установить и половину готовых статуй.

Кто же они жители Полинезии, от кого произошли, как и когда заселили эти острова? Тайна о происхождении местных жителей породила много разных гипотез. И поскольку записей об истории острова Пасхи не велось, а были лишь устные рассказы, понятно, что со сменой поколений культура и традиции островитян становились все более туманными.

Есть мнение, что местное население Полинезии произошло с Кавказа, Индии, Скандинавии, Египта и конечно с Атлантиды. Сами же островитяне утверждают, что с тех пор прошло 22 поколения, когда вождь Хоту Матуа привез первых поселенцев в этот райский уголок, но никто на острове не знает откуда.

Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу. Он обратил внимание на физические совпадения между вытянутыми обликами статуй Пасхи с определенными народами Южной Америки. Хейердал писал, что сладкий картофель росший в изобилии на острове мог быть привезен только из Амазонки. Изучив местные легенды и мифы он сделал вывод, что все поэтические эпосы полинезийцев так или иначе связаны с богом Тики (сыном Солнца), который когда-то приплыл сюда из восточной горной страны. Тогда Хейердал стал изучать Южно Американскую культуру древних времен. В Перу сохранились легенды, что с севера пришли люди белых богов, которые в горах установили гигантские статуи из цельного камня. После столкновения с инками у озера Титикака и полного поражения этот народ возглавляемый вождем Кон-Тики, что переводится как Солнце-Тики, пропал навсегда. В легендах Кон-Тики увел остатки своего народа через Тихий океан на запад. Тур Хейердал в своей книге доказывал, что у полинезийцев американское прошлое, но ученый мир не обратил должного внимания на его труд. Можно ли говорить всерьез о переселении американских индейцев на остров Пасхи, если у них не было судов, а только примитивные плоты!

Тогда Хейердал решил на деле доказать что он прав вот только методы которыми он этого хотел добиться были совсем не научные. Он изучил записи европейцев впервые сюда попавших и нашел много рисунков с описанием плотов индейцев, которые делали из бальзовой древесины она бала очень прочная, и весила вдвое меньше пробки. По древним образцам он решил построить плот. Экипаж подобрали сразу: Ёрик Хессельберг художник, Герман Ватцингер инженер, швед Бенгт Даниельссон этнограф, Турстейн Раабю и Кнут Хаугланд..

Плот был построен и в 1947 году 28 апреля из порта Кальяо они отплыли, собралось много людей, чтобы проводить отважных мореходов. Надо отметить, что мало кто верил в успешном конце этой экспедиции, ей предсказывали несомненную гибель. На квадратном парусе изобразили самого Кон-Тики — великий мореплаватель, который (в чем был уверен Хейердал) в 500 году н.э. открыл Полинезию. Его именем и назвали необычное судну. За 101 день участники экспедиции преодолели 8000 км в Тихом океане. 7 августа плот достиг необитаемого острова Рароиа, чуть не разбившись о коралловый риф у самой кромки берега. Через какое-то время туда на пирогах приплыли полинезийцы, они оказали достойный прием отважным морякам.

А уже через несколько дней путешественников подобрала французская шхуна «Тамара» специально приплывшая за ними с Таити. Грандиозный успех экспедиции. Тур Хейердал доказал, что американские перуанцы могли достичь островов Полинезии.

Очевидно, полинезийцы первыми заселили остров, а может это были перуанцы или даже племена из Юго-Восточной Азии. А.Метро профессор руководивший франко-бельгийской экспедицией на остров Пасхи в 1934- 1935 годах, пришел к выводу, что первые поселенцы ведомые вождем Хоту Матуа приплыли сюда в XII-XIII веках. С. Энглерт уверен, что заселение острова началось еще в более поздние время, а установка гигантских истуканов началась в XVII веке, почти накануне открытия европейцами этого острова. Есть еще много разных версий. К примеру, сторонники мистических сект уверены, что колыбель человечества — это Лему-рия, материк погибший четыре миллиона лет назад и Пасхи может быть его частью.

В научных кругах и сейчас спорят о назначении каменных статуй, почему бросили в карьере готовые моаи, кто и зачем повалил уже стоявшие статуи, для чего некоторым надели красные шапки? Джеймс Кук писал, моаи были установлены жителями в честь усопших правителей и вождей острова, другие исследователи думают, что гиганты Пасхи так метили границы между морем и землей. Это ритуальная «стража», которая предостерегает любое вторжение с моря.Были и такие, кто думал, что статуи служили пограничными столбами, отмечающими владения племен, родов и кланов.

Якоб Роггевен думал, что статуи это идолы. В судовом журнале он написал: «Про их богослужения… мы заметили только, что они разводят огонь возле высоких статуй и садятся на корточки рядом с ними, приклонив головы. Потом складывают руки и раскачивают ими вниз и вверх. На голову каждой статуи положили по корзине булыжников, заранее покрасив их в белый цвет».

На острове Пасхи есть такие статуи, которые достигают в высоту 22 метров (высота 7-этажного дома!) Голова и шея таких статуй 7 метров в высоту при диаметре в 3м, туловище 13 м, нос чуть больше 3 м, а вес 50 тонн! Во всем мире даже в наше время найдется не так много подъемных кранов, которые справятся с такой массой!