Отмена платного образования в ссср. Платное образование в ссср. Становление советской системы образования

Острая инфекционно-вирусная болезнь, относящаяся к группе зоонозных инфекций, характеризующаяся тяжелой патологией нервной системы в виде энцефалита либо энцефаломиелита и заканчивающаяся всегда смертью называют бешенством (синонимы: рабиес , прежние названия – водобоязнь или гидрофобия).

Этиология

Возбудитель заболевания – вирус Rabies virus из рода Lyssavirus, относящийся к семейству Rhabdoviridae.

Хорошо поддается инактивации лизолом, хлорамином, сулемой или карболовой кислотой, также на него влияет ультрафиолет и высокие температуры. Например, при кипячении вирус погибает в течение 2 минут. Однако устойчив к антибиотикам, фенолу и минусовым температурам.
Вирус особо патогенен для теплокровных животных и многих видов птиц.

Причины заражения

Рассмотрим как передается вирус от животного к человеку.

Главная причина – заражение человека после укуса дикого или домашнего животного, больного бешенством . Другой вариант – это попадание инфицированной слюны на открытые ссадины, раны и другие повреждения кожи или слизистых. Скорость инфицирования зависит от глубины проникновения укуса, его локализации и интенсивности ослюнявливания. Особую опасность представляют укусы, оставляющие рваные раны в области лица, кистей рук, головы.

Основными носителями вируса являются дикие животные, такие как лисы, ежи, барсуки, еноты, волки, шакалы, различные грызуны. Человек может заразиться как непосредственно от них, так и от домашней живности – собак, кошек, овец, коров, коз, свиней, которые были заражены от диких сородичей. Болезнь называют соответственно – собачье, коровье или свиное бешенство.

Исключительные случаи инфицирования:

От человека к другому человеку вирус передается через вещи или предметы обихода, сохранившие его следы;
Алиментарный путь, то есть через воду или продукты питания;
Воздушно-капельный;
Трансплацентарный, через материнскую плаценту плоду;
При трансплантации органа, изъятого у больного человека.

Наивысший пик заболеваемости бешенством приходится на весенне-летний и летне-осенний периоды. В это время происходит наибольшее число контактов человека с бродячими собаками в черте города или с дикими животными в лесных массивах.

Заражение человека может произойти после укуса собаки, у которой еще нет внешних проявлений болезни, но она уже является носителем смертельного вируса.

Проявления бешенства у собак

Длительность инкубационного периода составляет 3–10 недель. Болезнь развивается стремительно. В течение нескольких дней резко меняется поведение собаки: она становится более беспокойной, отказывается от пищи, при этом начинает грызть несъедобные предметы.

Затем следует буйный период, особь становится агрессивной, неуправляемой, лает и бросается на других животных и людей. На этом этапе у собаки появляется осиплость голоса и обильное слюнотечение, она совсем перестает пить, затрудняется глотание. Спустя несколько дней после возникновения первых проявлений заболевания возникают параличи задних ног, языка, нижней челюсти. Слюна непрерывно течет из открытой пасти, хвост повисает. В течение первых 10 дней от начала болезни наступает полный паралич мышц туловища и смерть.

Проявления бешенства у кошек

Несколько иначе заболевание выражается у кошек. Инкубационный (латентный) период составляет 8–14 дней, хотя есть случаи с продолжительностью до года.

Заболевание подразделяется на три формы:

1. Буйная , имеющая три стадии:

1 стадия. Животное начинает пугаться и избегать людей, плохо есть. Иногда наоборот кошка становится чересчур ласковой и навязчивой.
2 стадия. Сначала отмечается возбуждение, раздражительность. Кошка перестает есть обычную пищу, но грызет или проглатывает мелкие камушки, деревяшки и другие несъедобные предметы.
Главный признак бешенства – боязнь воды. Из-за спазма мускулатуры глотки животное перестает глотать воду, появляется обильное выделение слюны. Начинаются резкие перепады в поведении: то она бросается на людей и сородичей, то долго обессиленно лежит. Любой внешний раздражитель, будь то яркая вспышка света или громкий звук вызывает новый приступ агрессии.
3 стадия. Голос сипнет, начинаются судороги и паралич всех мышц. Животное погибает за 3–10 дней болезни.

2. Тихая форма. При своем спокойствии и ласковости кошка очень опасна для окружающих, так как в слюне уже находятся вирусы. Постепенно спокойствие сменяется на беспокойство и угнетенность. Быстро парализует нижнюю челюсть и другие мышцы. Смертельный исход в течение 2–4 дней от начала заражения бешенством.

3. Атипичная (паралитическая). Встречается значительно редко и отличается длительностью течения (до 3 месяцев и дольше). Может маскироваться под признаки энтерита или гастрита, но заканчивается тем же параличом и смертью.

Вирус Rabies virus появляется в слюне зараженного животного за 8–10 дней до появления клиники болезни, уже тогда его укус становится смертельно опасен для человека.

Патогенез

После попадания в организм человека вирус стремительно распространяется по стволам нервов, доходя непосредственно до головного и спинного мозга, и вызывая воспаление. Оседая и размножаясь в нервах, вирус оставляет характерные изменения, такие как некроз и дегенерацию нервных клеток, кровоизлияния в мозг, его отек, судороги и паралич мышц. Поражения ядер языкоглоточного, подъязычного и блуждающего нервов приводят к судорогам глотательных и дыхательных мышц. В цитоплазме нейронов аммонова рога появляются специфические образования – тельца Бабеша-Негри. Выделение вируса со слюной происходит после его проникновения в слюнные железы, где-то за 1 максимум 8 суток до появления у человека симптоматики бешенства и продолжается весь период болезни.

Не исключается распространение вируса через лимфу и кровь.

Как проявляется бешенство у человека

Срок латентного периода колеблется от 10 дней до 4 месяцев. Чаще от месяца до 3, иногда до года. Его продолжительность зависит от места, глубины укуса, возраста пострадавшего, а также наличия сделанной прививки от бешенства. Самый короткий скрытый период от 8 дней до двух недель при укусе в голову.

Заболевание по своим симптомам делится на три стадии:

1. Продромальный период продолжается до 4 дней. Появляются местные признаки воспаления в месте укуса: отечность, покраснение, зуд и жжение. Температура повышается до фебрильных цифр (37,8–38,00С), человек теряет аппетит, появляется беспокойство, раздражительность, необъяснимый страх. Снижается настроение вплоть до депрессии. Присоединяются боли в горле, голове, мышцах, а также сухость во рту, тошнота, бессонница, кашель, трудности с глотанием и дыханием. Возможны зрительные и обонятельные галлюцинации.

2. Стадия возбуждения проявляется сменой угнетенности на выраженное возбуждение. Главный признак этой стадии – гидрофобия. Больной начинает панически боятся пить воду. Попытка напиться заканчивается болезненным спазмированием мышц глотки, в дальнейшем просто мысли о воде или ее вид вызывают судороги и спазмы заглоточных мышц. Любые внешние раздражители, например, колебание воздуха или прикосновение к коже прохладным предметом приводят к спазмам дыхания и глотки. Начинается аэрофобия. Лицо приобретает синюшный оттенок, искажается судорогами. Появляется обильное выделение слюны, с содержащимся в ней вирусом бешенства. Она самопроизвольно вытекает изо рта больного, так как он неспособен ее сглатывать.
При осмотре отмечается ускоренный пульс, расширение зрачков, напряжение мышц тела, судороги, повышенное потоотделение, нарушение нервной системы (периферической) в виде парезов либо параличей.
Продолжительность стадии 1–3 дня. В конце периода возможен бред, галлюцинации, бессвязная речь, смена возбуждения на приступы агрессии и ярости, во время которых пациент может кусать окружающих.
Многие зараженные погибают именно на этой стадии, не дожив до следующей.

3. Паралитическая стадия . Это самая тяжелая стадия бешенства, симптомы которой проявляются следующим образом: приступы гидрофобии, аэрофобии, агрессии прекращаются, больной неподвижно лежит на кровати. Его тело покрыто крупными каплями пота, сильное слюнотечение продолжается. Человек находится в сознании, способен разговаривать с окружающими и ориентироваться в пространстве. Облегчается дыхание, восстанавливается способность глотать пищу и воду. Такое состояние продолжается около 2 дней.
Больной заблуждается, думая, что идет на поправку, однако снижение функций органов кровообращения продолжает нарастать: артериальное давление падает, тахикардия усиливается. Вследствие обезвоживания заостряются черты лица, пациент резко худеет, развивается олигурия. Прогрессируют функциональные нарушения органов таза. Температура тела доходит до 420 С. Внезапная смерть без агонии наступает от паралича дыхательного центра и сердца примерно через 18–20 часов спустя нарастания симптоматики.

Общая продолжительность заболевания 5–8 дней, в редких случаях чуть дольше.

Диагностика бешенства

Чтобы определить диагноз важны следующие критерии:

Факт укуса животного в анамнезе;
Характерная для бешенства клиническая картина;
Возможно прижизненное обнаружение вируса лабораторным методом в отпечатке с поверхности оболочки глаза.

Статистика:
По данным роспотребнадзора ежегодный рост заболеваемости бешенством на территории России составляет 10%. Своевременно проведенная вакцинация предотвращает инфицирование бешенством в 97–99% случаев.


Окончательное подтверждение диагноза возможно только после того, как больной умер. Для этого проводят ряд исследований:

Посмертное гистологическое исследование мозга (аммнонова рога, мозжечка и коры больших полушарий) с целью обнаружения телец Бабеша-Негри;
Иммунофлюоресцентный тест с выявлением вируса бешенства в слюнных железах и тканях мозга;
Биологическая проба, в основе которой лежит внутримозговое инфицирование лабораторных грызунов с последующим (посмертным) исследованием клеток их мозга на наличие новообразований Бабеша-Негри.

Лечение бешенства

Специфической терапии не найдено. Симптоматическое лечение направлено на облегчение симптомов болезни:

1. Для купирования приступов возбуждения используют успокаивающие лекарства, судорог – противосудорожные, снятия болей – наркотические и ненаркотические анальгетики и так далее;
2. Карантин для больного с обеспечением спокойной обстановки и постоянного ухода;
3. Стабилизация водно-минерального равновесия;
4. Уменьшение внутричерепного давления с помощью люмбальной пункции;
5. Трахеотомия и искусственная вентиляция легких.

Прогноз неблагоприятный. Все больные за редким исключением умирают. Описаны единичные случаи выздоровления пациентов, заболевших после законченного курса вакцинации, сделанной им ранее.

Меры профилактики

Существует первичная и вторичная профилактика бешенства. К первичной относится выявление очагов инфекции и борьба с ними (отлов бродячих псов, контроль за надлежащим содержанием домашних животных, своевременная вакцинация против бешенства).

Всех больных животных немедленно убивают и доставляют в ветеринарную лабораторию для исследования, тем более, если человек заболел после укуса кошки или собаки. Если человека покусала внешне здоровая собака, то ее изолируют примерно на 2 недели, чтобы проследить возможное появление симптомов бешенства.

Иммунизация в целях профилактики обязательна для лиц, вынужденных в силу своей профессии часто контактировать с животными.

К неспецифической профилактике относится асептическая обработка раны. Для этого используют проточную воду, мыльный раствор и раствор йода. После обработки рекомендуется посыпать рану порошком антирабического гамма-глобулина. Иссечение краев раны с последующим ушиванием не рекомендуется.

Специфическая профилактика состоит из активной и пассивной иммунизации. Такую профилактику проводят одновременно. Для пассивной иммунизации предназначен антирабический иммуноглобулин и антирабическая сыворотка, для активной – антирабическая культуральная вакцина.

Вакцинация при бешенстве

Курс прививок антирабической вакциной состоит из 5–6 инъекций . Уколы делаются в мышцу плеча либо бедра по схеме: 1 мл 5 раз – в день укуса, затем на 3, 7, 14 и 28 сутки. Рекомендуется дополнительная 6-я прививка на 90 сутки после первой.

Эффективна вакцинация не позже 2 недель от момента укуса, так как антитела образуются не раньше этого срока, а максимума достигают через 4 недели.

Побочные эффекты и возможные последствия от введения вакцины:

Отек, болезненность в месте укола;
Фебрильная температура (38,00С и выше);
Диспепсические расстройства;
Воспаление суставов;
Увеличение лимфоузлов.

Особые указания

Гормональные препараты и иммунодепрессанты способны подавлять иммунный ответ на действие вакцины, поэтому при вынужденной комбинации таких средств нужно определение уровня антител для решения вопроса о необходимости дополнительного курса вакцинации.

Для предотвращения поствакцинальных осложнений прививаемый должен полностью исключить алкоголь на срок вакцинации и на последующие полгода после него.

Совместное введение других вакцин вместе с антирабической противопоказано, в исключительных случаях может быть осуществлена экстренная профилактика столбняка.

У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

В Новой Гвинее в качестве составляющей похоронного ритуала люди ели головной мозг умерших. Это приводило к заболеванию под названием «куру», расстройству центральной нервной системы, которое вызывало коровье бешенство у коров.

Известный на языке медицины как губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота, синдром коровьего бешенства поражает центральную нервную систему домашнего скота. Эта болезнь принадлежит к группе трансмиссивных губчатых энцефалопатий (ТГЭ) – нейродегенеративных заболеваний, которые поражают животных и человека.

iowafarmbureau.com

У животных другие родственные заболевания включают почесуху, или скрепи (у овец) и кошачью губчатую энцефалопатию (у кошек). У человека развиваются такие заболевания как синдром Герстманна-Штреуслера-Шейнкера и спорадическая фатальная инсомния. Считается, что синдром коровьего бешенства является следствием присутствия и воздействия прионов, представляющих собой инфекционные агенты, которые содержат аномальную форму белка.

Передача этих инфекционных агентов происходит путем неправильного сворачивания белков. В основном они присутствуют в головном мозге, спинном мозге, тонком кишечнике и крови скота. Также их можно найти в лимфатических узлах, селезенке и костном мозге пораженного организма. Помимо этого, некоторые ученые придерживаются мнения, что присутствующие в организме белки преобразуются в прионы из-за наличия определенного рода вируса. Тем не менее, эта теория пока не подтверждена исследованиями. Прионы повреждают ЦНС, образуя губчатые отверстия. Это ведет к дегенерации нервных клеток, что в конечном итоге приводит к смерти организма.

Исследования и лабораторные данные свидетельствуют о сильной взаимосвязи между синдромом коровьего бешенства и вариантной болезнью Крейцфельда-Якоба у человека. Это нейродегенеративное заболевание человека, которое обычно приводить к летальному исходу. Оно связано с употреблением зараженного мяса или мясных продуктов.

  • Самые ранние симптомы включают депрессию, бессонницу и тревожность.
  • Человек может выглядеть замкнутым и находиться в состоянии спутанности сознания.
  • Наблюдаются значительные изменения личности и поведения человека.
  • Также человек может сталкиваться с мышечными спазмами, т.е. непроизвольными мышечными сокращениями, которые вызывают сильную боль.
  • По мере того, как состояние человека усугубляется, он теряет контроль над мышцами и координацией, и может отмечать проблемы со зрением (затуманенное зрение) и памятью.
  • Временная потеря памяти – это еще одни признак, из-за которого пациенту становится сложно распознавать людей. Также, этот симптом затрудняет выполнение повседневных задач.
  • Больной может испытывать чувство покалывания в области стоп, ладоней, лица и ног.
  • У него может развиваться деменция, которая делает его слабым умственно и физически.
  • На последней стадии заболевания пациент может впадать в состояние комы, которое в итоге приводит к смерти. Наступление последней стадии происходит в пределах периода от 6 месяцев до одного года после появления симптомов.

Синдром коровьего бешенства неизменно развивается у крупного рогатого скота.

  • Снижение способности стоять и ходить.
  • Проблемы с мышечной координацией.
  • Легкое изменение в поведении.
  • Внезапная потеря веса.
  • Значительное сокращение выработки молока.

Как распространяется коровье бешенство?

Как уже упоминалось, возбудителем этого заболевания являются прионы. Они не могут передаваться от одного организма другому посредством физического контакта, но способны попадать в организм человека и животных следующими путями:

  • На скотобойнях останки животных утилизируются без каких-либо тестов. Отходы/побочные продукты скармливаются скоту в качестве дешевого источника белка. Если в корм попадают зараженные (прионами) останки животных, прионы передаются скоту.
  • Кода человек начинает употреблять мясо, зараженное возбудителем синдрома коровьего бешенства, это также подвергает его риску заражения.
  • Известны случаи, когда вариантная болезнь Крейцфельда-Якоба развивалась у людей, включая вегетарианцев, без какой-либо известной причины. Считается, что развитие этого заболевания у человека может являться следствием генетической мутации, которая передается по наследству.
  • Помимо этого, приводить к развитию данного заболевания у человека может переливание зараженной крови, трансплантация тканей, содержащих прионы, и использование зараженных хирургических инструментов.

Диагностика и лечение

Специальной технологии или физического теста для диагностики этого заболевания нет. Тем не менее, врач может рекомендовать проведение полного анализа крови наряду с МРТ и ПЭТ сканированием, а также назначить биопсию головного мозга для проверки на наличие изменений в головном мозге.

Эффективного метода лечения или лекарственного средства от этого заболевания, к сожалению, нет. Исследователи продолжают искать лекарство, которое могло бы способствовать излечению этого заболевания, как у человека, так и у животных. Однако пациенту могут назначаться определенные препараты для контроля симптомов. Помогать справляться с болезнью может любовь, забота и моральная поддержка.

Во избежание развития этого заболевания рекомендуется предпринимать определенные меры профилактики. Следует ограничивать потребление красного мяса. Нагревание, варка и подвергание воздействию радиации или химических реагентов не позволяет уничтожать прионы. Таким образом, приготовление зараженного мяса не гарантирует безопасность его употребления. Также хорошим способом предотвращения развития этого заболевания является переход на вегетарианское питание . При появлении любых перечисленных выше симптомов, следует как можно скорее проконсультироваться у врача.

Цитата:

Получается, что сначала ввели плату за обучение, а затем стали освобождать от платы по отдельным специальностям. К слову, не исключено, что в 1941 г. этот процесс продолжился.
С музыкальными училищами ситуация понятная - туда в принципе далеко не каждый способен поступить (то есть нужны определенные способности).
Возможно, в виду надвигавшейся войны постарались стимулировать таким образом поступление в военные училища.

Да, причем процесс продолжился, я выписал бегло те названия, что нашел в консультанте плюс. Возможно, что то упустил.

Постановление Совнаркома СССР от 11 января 1941 г. N 70 "О сохранении бесплатности обучения и прежнего порядка назначения стипендии учащимся Московской аэросъемочной школы".

Постановление Совнаркома СССР от 12 июня 1941 г. N 1539 "О сохранении бесплатного обучения и прежнего порядка назначения стипендий учащимся педагогических училищ, расположенных в районах Крайнего Севера".

Постановление Совнаркома СССР от 2 июля 1941 г. N 1803 "Об освобождении от платы за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского флота" (СП СССР, 1941, N 16, ст. 311).

Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1695 "Об освобождении в Киргизской ССР учащихся-киргизов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 октября 1942 г. N 1696 "Об освобождении в Таджикской ССР учащихся - таджиков и узбеков от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 5 января 1943 г. N 5 "Об освобождении в Казахской ССР учащихся казахов, уйгур, узбеков и татар от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 212 "Об освобождении в Узбекской ССР учащихся узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов, казахов и местных евреев от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 27 февраля 1943 г. N 213 "Об освобождении в Азербайджанской ССР учащихся азербайджанцев и армян от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 19 марта 1943 г. N 302 "Об освобождении в Туркменской ССР учащихся туркмен, узбеков и казахов от платы за обучение в 8 - 10 классах средних школ, техникумах и высших учебных заведениях и обеспечении стипендиями учащихся".

Постановление Совнаркома СССР от 15 мая 1943 г. N 528 "Об освобождении от платы за обучение и обеспечении стипендиями студентов Кабардино-Балкарского педагогического института".

Постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1950 г. N 838 "Об освобождении от платы за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях инвалидов Отечественной войны и бывших воспитанников детских домов, трудовых колоний, трудовых воспитательных колоний и воспитанников, находившихся на патронате".

Цитата:

Еще мысль - примерно с 1922-1923 г., если я не ошибаюсь, у нас начался демографический рост. Первые уже заканчивали школы, а вот родившиеся в 1924-1925 гг. как раз вступали в тот возраст. Не могло такого произойти, что просто школ на всех не хватало, и решили таким образом несколько ограничить?

Разные версии, вплоть до того, что к войне готовились. На моей памяти было нечто подобное когда я школу в 1984 году заканчивал. Сокращали в школах 9 и 10 классы, и выдавливали после 8 классов в ПТУ и технари. Тут мне кажется похожая картина, на том уровне промышленности пропорции 1940 года было достаточно.
Численность учащихся

Бесплатное, доступное для всех образование является одним из основных достоинств Советской власти, как в глазах ее сторонников, так и противников. Однако в свое время активно распространяли информацию, о том, что даже в СССР было платное образование, введенное при Сталине.

Это вызвало яростные споры, при которых многие положительно относящиеся к Сталину и СССР граждане, активно отрицали сам факт подобного. Однако как показывает анализ исторических источников, при Сталине, в 1940 году действительно было установлена частичная платность обучения.

Постановление № 638

Речь идет о вполне официальном решении руководства СССР, подписанном Председателем Совета Народных комиссаров (СНК) В. Молотовым. Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий» вышло в октябре 1940 года, незадолго до войны и было отменено Постановлением Совета Министров СССР в июне 1956 года.

Согласно этому решению правительства СССР, в 8,9 и 10 классах средних школ (а также техникумов, училищ и других средних учебных заведений) и ВУЗов была введена плата за обучение. Для школ и техникумов эта плата составляла в большинстве городов и сел - 150 рублей в год, для Москвы и Ленинграда, столиц ССР - 200 рублей. Для ВУЗов столичных городов (и Ленинграда) - 400 рублей в год, для остальных ВУЗов - 300 рублей.

Причины введения платы за обучение

Причины подобного решения, учитывая, что до этого советская власть ударными темпами проводила политику распространения всеобщего образования, просвещения и грамотности для населения СССР, были весьма прозаичны и изложены в самом Постановлении.

Хотя для того, чтобы понять истинный смысл решения, нужно взглянуть на его исторический контекст. СНК в своем решении прямо указывает, что в связи с возросшим уровнем благосостояния граждан СССР и одновременно с высокими расходами на строительство, на непрекращающееся развитие огромной сети высших и средних учебных заведений, советское государство решило возложить часть расходов и на самих граждан.

На деле это означает, что достигнув определенного, очень высокого по сравнению с послереволюционными годами уровня образования и грамотности среди населения, совершив грандиозный рывок в развитии промышленности, науки и образования непосредственно перед войной, СССР слишком сильно потратился на эту беспрецедентную модернизацию всей страны.

Руководство страны, по всей видимости, ясно осознавая, что необходимый для подготовки к войне и индустриализации уровень образования советских граждан достигнут, выращен огромный слой советской интеллигенции, способной обеспечить нужды страны, решило сэкономить средства на дальнейшее ударное развитие образовательной системы, направив их на текущие нужды. А текущие нужды СССР в 1940 году, означали подготовку страны к неизбежной большой войне.

Это был более, чем оправданный шаг для достаточно бедного государства, напрягавшего все силы и ресурсы для выживания. В своем рывке 1930-х годов СССР достиг определенного уровня развития системы образования, обеспечивавшего текущие прагматические потребности выживания страны и дальнейшее развитие этой системы исключительно за счет государства, проходило по части скорее «излишков», на которые в тех условиях не было ресурсов.

Посильная ноша для населения

По итогам этого решения и последующей трагедии Великой Отечественной войны произошло некоторое торможение ударных темпов распространения общедоступного образования. Надо отметить, что оно было временным, и отказ от мер по введению платного обучения произошел сразу же после окончания войны и послевоенного периода восстановления страны.

Как только оправившееся государство могло позволить себе развитие отраслей, связанных не только с потребностями текущего выживания, оно сразу же это сделало. При этом нужно понимать, что платное образование с 1940 по 1956 годы не было аналогом отсекающего от образовательных услуг и знаний европейского платного, элитарного высшего и среднего образования.

Как указывают историки и исследователи советского периода, сумма в 150 рублей в год для школ и средних учебных заведений и 300 рублей в год для ВУЗов большинства городов и сел страны не была чем-то неподъемным.

Историки сообщают, что средняя зарплата рабочего в 1940 году составляла 300-350 рублей в месяц. Тогда как суммы в 300-400 рублей за обучение в ВУЗах, предназначались на годовое обучение. Даже если указанная средняя зарплата, так или иначе, завышена, и в реальности рядовой рабочий или крестьянин мог получать всего 200 или даже 100 рублей в месяц, все равно, указанные цены за обучение не выглядят неподъемными.

Да, для населения бедной страны эти деньги были совсем не лишним, и далеко не все семьи имели хорошие зарплаты. К примеру, для крестьянства эти меры действительно создавали серьезные проблемы в социальной мобильности. Однако, тут надо понимать, что советская власть сознательно долгое время сдерживала возможности горизонтальной мобильности жителей сел, удерживая их в колхозах.

При этом введение платы не отсекало некоторых других путей получения бесплатного образования, например, в военных учебных заведениях, и в течение всего периода «сталинского платного образования», несмотря на войну и послевоенное восстановление, происходило развитие образовательной системы страны.

Объективно, безотносительно политических оценок советской власти, введение платного образования в тяжелейших условиях было абсолютно оправдано и не стало непреодолимым барьером, разделяющим разные слои населения по уровню дохода в вопросе получения образовательных услуг.

Надо отметить, что несмотря на мифы, во многом сформированные пропагандой, по-настоящему социальное государство в СССР было построено далеко не сразу, что в тех исторических условиях было совершенно естественно. На пути к достаточно сытой и спокойной жизни советского гражданина 1960-1970 годов, СССР прошел периоды лишений и самоограничений. Чуть больше 15 лет платного образования были далеко не самой суровой мерой в эти годы мобилизации и аскетизма.