Происхождение нецензурной брани в русском языке. Откуда появился мат и что означает крепкое словцо? Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе

Хмельницкий послал на Дон 5000 запорожцев во главе со своим сыном, Тимофеем. Остановившись на реке Миус они стали поджидать войско крымского хана. Однако хан по каким-то причинам не прислал войска, и казаки, простояв на Миусе две недели, возвратились на Днепр .

И это - еще одно из «славных» дел потомков кшатриев и берсерков.

Впрочем, слово «индифферентность» не совсем точно передает отношение казаков к иноверцам.

Не годится здесь и «веротерпимость», которой часто и не без оснований характеризуют несториан-монголов. «Универсализм» - вот наиболее подходящее определение. Несторианство было всеобъемлющей религией, для которой ни католичество, ни православие, ни ислам, не были абсолютно чужими. Посмотрите на знамя Богдана Хмельницкого (рис. 22). На нем рядом с христианским крестом красуются мусульманские звезды и полумесяц. Своеобразным было казацкое православие. А, кстати, разве можно после этого говорить, что религия «московитов» с элементами ислама была «нерусской»? Что же тогда считать «русской» религией? Католичество? Впрочем, понятно, что Голденков считает «русской» верой. Это, конечно же, униатство. Но это искусственное, навязанное католиками вероисповедание, не ближе к русской вере, чем буддизм.

Но как совместить выводы о несторианских предпочтениях казаков с фактами широкой распространенности в их среде старообрядчества? Нет ничего проще. Надо только представить, что старообрядчество- это и есть несторианство на определенной стадии своего развития, т. е. более древний вариант православия в отличие от никонианства и современного греческого православия. Не зря ведь староверы называют свою религию «древлеправославной верой» или «древлим благочестием».

Есть немало черт, сближающих староверие с несторианством. Это, в первую очередь, двоеперстие, знак, характерный для обеих указанных религий. Двоеперстием фиксируются две природы Христа, тогда как троеперстие, вошедшее в обиход в Византии с XIII века, а в Московском государстве - с XVII, является отображением Троицы.

Казалось бы, разница невелика, если вообще есть. Ведь как Троица, так в определенном смысле и дифизитство (фиксация двух природ Христа), признаются и несторианством, и современным православием. Однако последнее практически свело на нет фиксацию двух природ Христа, характерную лишь для православия времен борьбы с монофизитством. Сближает его с дифизитством лишь неприятие «филиокве», тезиса, полностью уравнивающего Христа с Богом. Лейтмотивом же несторианства является именно подчеркивание двух природ Христа, зафиксированное в двоеперстии.

О несторианских мотивах в религии казаков свидетельствует, например, то, что вместо «спасибо», т. е. «спаси Бог», казаки говорили «спаси Христос». Это то же самое, что называть Богородицу Христородицей, подобно несторианам.

Несторианским по сути было и отношение староверов к роли клира в религиозной жизни. Предполагалось, что миряне не должны быть пассивными созерцателями религиозных действ, например, литургий, а напротив, должны принимать в них активное участие. Пропагандировалась выборность священников, применялась практика исповеди Богу напрямую, т. е. без посредства духовного лица. Все это идеи несторианства, нашедшие наиболее яркое воплощение в доктрине староверов-беспоповцев, в связи с гонениями на старообрядчество решивших вообще отказаться от института священников.

Будучи в подавляющей своей части староверами, казаки придерживались подобных же принципов. «Всеми церковными делами на Дону ведал Войсковой Круг, - указывает Е. П. Савельев, - и никаких епископов, как начальствующих лиц, не признавал» .

А вот что пишет Е. П. Савельев о казачьем обряде брака: «Усвоив себе главные догмы Христова учения, как они были установлены первыми вселенскими соборами, казачество, будучи оторванным от всего христианского мира и при этом считавшее себя выше и сильней других наций (это явление наблюдается во всех военных орденах), во всей остальной духовной жизни осталось верным своим старым заветам. Это характерно сказалось во взглядах казачества на некоторые церковные обрядности и особенно на таинство брака. Брак на Дону в XVI и XVII вв. и даже в первой половине XVIII в. не считался таинством, а гражданским союзом супругов, одобренным местной казачьей общиной, станичным сбором. Венчание в церкви или часовне было не обязательным, хотя многие из этих союзов, после одобрения общины, скреплялись церковным благословением. Развод производился так же просто, как и заключение брака: муж выводил жену на майдан и публично заявлял сбору, что «жена ему не люба» и только. Женились 4, 5 и более раз и даже от живых жен. Несмотря на указы Петра I и его преемников, а также настоятельства воронежского епископа о воспрещении этого «противнаго» явления, Донское казачество продолжало следовать в отношении брака своим старым древнегет-ским обычаям, как это раньше делали их сородичи, гетское казачество новгородских областей. Даже строгая грамота императрицы Елизаветы, данная 30 сентября 1745 г. на имя войскового атамана Ефремова и всего Войска Донского не вмешиваться в церковные дела и не допускать среди казачества этого «противнаго святым правилам» явления, как жениться от живых жен и четвертыми браками, не помогла делу, и казачество продолжало твердо держаться за свои старые устои. Такое мировоззрение на первый взгляд покажется еретическим, как продукт язычества и глубокого религиозного невежества, но не нужно забывать, что христианство возвысило этот гражданский союз на степень таинства не сразу, а в течение веков, и идея этого таинства получила неодинаковое развитие на Востоке и на Западе; в протестанстве же брак вовсе сведен на степень гражданского акта. Гражданский брак допущен законами Англии, Франции, Австрии, С. Америки и др. стран. Освящение этого гражданского акта церковным благословением предоставлено совести верующих и юридического значения в области гражданского права не имеет, как не имело оно и на Дону. Брак, одобренный станичным сбором, считался законным. Церковное благословение заключенного с согласия общины брачного союза есть явление не новое, а чрезвычайно древнее, встречающееся еще в первых веках христианства. В силу этих-то причин казачество, как оторванное на многие века от просветительных центров христианства, и удерживало свои древние обычаи, правда, не все, но в значительной своей массе, до конца XVIII в .

Практика заключения брачных союзов без участия священника - тоже из арсенала несторианства. А многоженство не только несторианством, но и исламом попахивает.

Мало чем отличались от своих российских собратьев в плане веры и предки малороссов. Выражение «свои поганые», характеризующее торков и черных клобуков, применимо и к украинским казакам. Но только невежда сочтет это оскорблением, ибо «погаными» на Руси называли не только язычников, но и вообще всех иноверцев. Иногда в этот список попадали даже католики. Об этом говорит следующий факт. В ответ на призыв новгородского князя Ярослава Всеволодовича идти с ним походом на Ригу- столицу крестоносцев, псковичи ответили письмом следующего содержания: «Тебе, князь, кланяемся, и вам, братья новгородцы, но в поход не пойдем…, а с рижанами мы помирились; вы к Колываню ходили, взяли серебро и возвратились, ничего не сделавши, города не взяша, также и у Кеси (Вендена) и у Медвежьей Головы, и за то нашу братью немцы побили на озере, а других в плен взяли, а вы раздравше немцев да прочь. А теперь на нас, что ли, удумали? Так мы против вас с Богородицею и с поклоном - лучше вы нас перебейте, жен и детей наших в полон возьмите, чем поганые (выделено мной. - Г.К.), на том вам и кланяемся» .

Нетрудно догадаться, что «погаными» здесь названы немцы.

И вот какие выводы можно извлечь из всего этого. Будучи староверами, как запорожские, так и донские казаки, были русскими, а потому несторианство, идеи которого лежат в основе старообрядчества и которое Голденков считает «поганством», и есть подлинно русская вера.

Это и будет ответом на ксенофобские измышления «Голденковых», «белинских» и «валишевских». Не были украинцы с белорусами особым этносом по отношению к «московитам». И религия их не была особой. Но и интернационалисты не совсем правы, говоря о славянской «колыбели» трех братских народов.

Этой «колыбелью» было тюркское казачье Поле.

О жизни Богдана Хмельницкого до 1638 года известно очень мало. Местом рождения считается Суботов, в качестве года рождения указывают либо 1595 (вычислен по сведениям венецианского посла Николо Сагредо, который в 1649 году писал в своём рапорте в венецианскую сеньорию, что Хмельницкому 54 года) либо 1596 год. Наиболее распространённой является версия, что Богдан Хмельницкий происходил из шляхетского рода (герба «Сырокомля»). Отец Богдана, чигиринский подстароста Михаил Хмельницкий, был на службе у коронного гетмана Станислава Жолкевского, а затем у его зятя Яна Даниловича. Мать Богдана была казачкой и, скорее всего, звалась Агафьей (хотя это также может быть второе имя, даваемое после перехода в монашеский чин). Впоследствии после смерти мужа она вышла замуж за шляхтича и «королевского солдата» Василия Шишко-Ставецкого (этот брак матери Богдана со шляхтичем свидетельствует в пользу её собственного благородного происхождения), который пережил её. Его сын Григорий, брат Богдана по матери, переселился в Белгород в 1649 г., где женился на вдове-украинке, которая имела четверых детей. Своё обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе (что видно из его скорописи), а после её окончания, поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом, следственно, и во Львове. Хмельницкий овладел искусством риторики и сочинения, а также в совершенстве польским языком и латынью, кроме того, он побывал во многих европейских странах.
И РЕМАРКА..Берем книгу Костомарова " Богдан Хмельницкий " . Бросается в глаза, что казаки воюют исключительно вместе с татарами. Во всех военных операциях везде говорится о казаках и о татарах, как о смешанном войске (как о постоянных союзниках). Более того, даже в ПОЛЬСКИХ войсках присутствуют казаки и татары. Складывается впечатление, что вся Украина середины XVII века была заполнена татарами. По нашей гипотезе, татарами здесь называются казаки, пришедшие на помощь запорожцам (тоже казакам!) из других мест — с юга России.
Впрочем, отметим, что в текстах договоров XVII века, приводимых Костомаровым, СЛОВО ТАТАРЫ НЕ ПРИСУТСТВУЕТ, однако очень часто упоминается слово ОРДА. Это означает, что остатки русско — (=монголо) — татарской Орды в виде казачьих войск активно действуют на территории России еще и в XVII веке. Возьмем для примера Белоцерковский Трактат (договор) между поляками и казаками, процитированный Костомаровым на стр.545—548. В тексте несколько раз упоминается Орда, но ни разу не использовано слово "татары". Конечно, историки, увидев слово "Орда", начинают сразу говорить о татарах. Но возможно речь идет о казаках, поскольку Орда — это просто войско.
Отметим также, что из книги Костомарова складывается впечатление, будто все татары прекрасно знают русский язык, или, напротив, все украинцы, русские и поляки в совершенстве владеют татарским языком. НИ РАЗУ не упоминается о каких-либо переводчиках!
Конечно, нам могут возразить: "Как могут исторические источники называть русских татарами? Ведь татары — это название народа, который существует и сегодня под этим именем. Если до XVII века татарами называли русских (казаков), то почему сегодня это — название совсем другой национальности?
ПОЧЕМУ ВСЕ РЕШИЛИ, ЧТО ИЕЗУИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ, НЕПОНЯТНО.

Прапор Богдана Хмельницького. Абревіатура:

Богдан Хмельницький, гетьман Війська Запорозького, его королівської милості

В качестве примеров геральдических символов Запорожского Войска можно привести личный герб и хоругвь Богдана Хмельницкого, а также рисунки прапоров казачьих полков того времени.






ПЕРВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ
Беседовал Василий Бабкин
http://cn.com.ua/N168/science/relic/relic.html

Украинская история — это история скорее потерь, чем приобретений. Беспокойные соседи и отсутствие на протяжении веков собственного государства привели к тому, что до нашего времени дошло относительно немного старинных реликвий. Поэтому особенно ценны те вещи, которые все-таки удалось сохранить.

Впрочем, иногда свидетельства старины сохраняются не благодаря заботам музейных работников, а как бы сами по себе. Яркий пример — знамя Богдана Хмельницкого, о котором более трех веков ничего не было известно. Историки даже не искали его, потому что не подозревали, что оно могло где-нибудь сохраниться.

Знамя гетмана неожиданно нашлось в запасниках Военного музея Стокгольма. Рассказать об этой находке мы попросили заведующего сектором геральдики управления государственных наград и геральдики администрации Президента Украины Юрия Савчука.

— Я давно занимался историей украинских флагов. Очень хотелось обнаружить знамена времен расцвета казачества, освободительной войны с Польшей. Но нигде в украинских, польских и российских коллекциях флагов, относящихся к XVII веку, не нашлось.

Предполагать же наличие таких реликвий в музеях других стран было довольно сложно.

Заинтересоваться собранием Стокгольмского Военного музея меня заставила информация о том, что там хранится знамя с гербом гетмана Мазепы. Естественно, появилось желание исследовать коллекцию подробнее на предмет наличия в ней других украинских знамен. Тем более что шведский музей обладает второй по величине в мире коллекцией флагов (самое большое собрание хранится в петербургском Эрмитаже. — Авт.), которая насчитывает около пяти тысяч единиц. Причем до тысячи из них — неопознанные.

— Откуда у шведов и русских такая любовь к знаменам?

— Собирание флагов — занятие не мирное и совсем не похожее на коллекционирование, например, марок или посуды. Ведь знамя никто никому не дарит и не продает. Его можно добыть только в бою. А в XVII—XVIII веках, когда традиция боевых знамен получила большое распространение в Европе, именно Россия и Швеция были наиболее “подвижными” монархиями, вели многочисленные войны и одерживали победы, сопровождавшиеся захватом большого количества боевых знамен. Впоследствии эти трофеи и легли в основу музейных собраний.

— Что же удалось найти в стокгольмском музее?

—В ходе исследований выяснилось, что в шведскую коллекцию попало, например, несколько знамен из тех, которые были захвачены литовским гетманом Янушем Радзивиллом при взятии Киева в 1651 году и впоследствии преподнесены в дар польскому королю. Их рисунки сохранились в архивах. Нашлись там и другие украинские флаги. Но настоящей сенсацией стала находка знамени Богдана Хмельницкого.

— Почему же шведы раньше не обнаружили в собственном собрании знамя украинского гетмана?

— Дело в том, что когда захваченные флаги привозили в Стокгольм, там не всегда могли разобраться в их происхождении. Поэтому знамя Хмельницкого и оказалось среди прочих неопознанных флагов. Так оно и пролежало более 300 лет. Лишь однажды флаг попал в поле зрения науки, но русский знаменовед Белавенец, исследовавший шведскую коллекцию в начале ХХ века, отнес его к российским боевым знаменам.

— Как выглядит флаг?

— Основой его служит белое льняное полотнище с изображением креста, полумесяца и десяти звезд. По краям оно обшито широкой шерстяной тесьмой. Общая ширина знамени 104 см. Древко расписано в соответствии с казацкой традицией спиральными серо-голубыми полосами. В углах белого полотнища и под крестом расположены буквы. В соответствии с практикой, принятой в то время, они указывают на имя и титул владельца знамени.

Значение этих букв нетрудно разгадать:

Б — Богдан;

ХГ — Хмельницкий гетман;

ЕК — Его королевской;

МЛО — милости;

В — Войска;

З — Запорожского.

Край полотнища знамени утрачен. Цвета поблекли. Изображения на флаге сегодня выглядят черными. Однако первоначальный вид можно установить довольно точно, благодаря имеющимся акварельным изображениям. Шведские короли, заботясь об увековечении своей боевой славы, дважды давали распоряжение снять копии с коллекций трофеев.

На самой ранней акварели, сделанной, по всей видимости, в конце XVII века, видно, что тесьма, которой обшито полотнище, яркого красно-оранжевого цвета — сегодня она скорее темно-коричневая. Крест и звезды были золотыми, а полумесяц серебряным. Сейчас их цвет приближается к черному. Это можно объяснить тем, что для приготовления серебряной и золотой красок использовалось серебро, которое, как известно, со временем чернеет.

Интересно, что крест, изображенный на знамени, по форме и пропорциям в точности повторяет крест, вырезанный на саркофаге Ярослава Мудрого, который находится в Софийском соборе. Простое ли это совпадение или гетман считал себя наследником славы великого князя — сегодня не ясно. На этот вопрос историкам еще предстоит ответить.

— Как же знамя Богдана Хмельницкого попало в шведский музей?

— Точно на этот вопрос ответить нельзя. Нет абсолютно никаких письменных сведений о “биографии” знамени, поэтому речь может идти только о гипотезах.

Изготовлено оно было, по-видимому, в 1648—1654 годах, когда Богдан Хмельницкий уже был гетманом, но еще не перешел под протекцию России. Об этом свидетельствуют слова в гетманском титуле — “Его королевской милости”. То есть штандарт изготовлен во времена, когда украинские земли формально еще принадлежали польской короне. А впервые в каталогах шведского собрания знамен оно упоминается в 1681 году. То есть его путь из Украины в Швецию был не слишком длинным — около тридцати лет.

Флаг не мог попасть к шведам непосредственно из Украины: Богдан Хмельницкий с ними не воевал и, следовательно, не терпел поражений, которые могли бы привести к потере гетманского знамени. Вообще же практически единственным историческим эпизодом, который мог привести к захвату знамени Хмельницкого, была битва с поляками под Берестечком в 1651 году. В этом сражении казацкие войска — в то время, когда Богдан Хмельницкий при до сих пор не выясненных обстоятельствах был задержан в лагере крымских татар — потерпели сокрушительное поражение и были вынуждены отступить, бросив свой лагерь со всеми пожитками. Среди захваченных поляками трофеев были ларец с дипломатической перепиской, печать Войска Запорожского, несколько знамен. Исторические источники не указывают точно, было ли среди них гетманское знамя, но можно предположить, что могло быть. Во всяком случае, другого, более удобного случая захватить такой трофей у поляков не возникало.

— А как знамя могло оказаться у шведов?

— Случиться это могло, скорее всего, во время нашествия шведов на Польшу в 1655 году. За внезапность и разорительные последствия писатель Генрик Сенкевич назвал эту войну “потопом”.

За короткое время своего владычества в Польше шведы ухитрились вывезти из страны все, что имело хоть какое-то отношение к искусству и культуре. Среди трофеев могли оказаться и флаги. Тем более что в то время к флагам было особое отношение. Солдат, захвативший боевое знамя, мог получить не только крупное денежное вознаграждение, но и повышение по службе. Поэтому можно понять шведских солдат, которые, обнаружив польское хранилище знамен, тащили их и сдавали своему начальству.

— Флаг до сих пор находится в запасниках стокгольмского музея?

— Нет. Когда было доказано, что эта реликвия принадлежит великому полководцу, ее перенесли из запасников в основную экспозицию. Так что украинские туристы, посещающие Стокгольм, могут увидеть знамя своими глазами.


И еще про полумесяц...
Имеется он и на городских гербах.
К примеру, на гербе знаменитого рассадника очаровательных ведьм, упомянутого великим Гоголем.
Конотоп. "В красном поле золотой крест, внизу онаго серебряная рогатая луна, а вверху шестиугольная звезда".

Зеньков."В голубом поле серебряная луна рогатая и водруженный в оной золотой крест, а в верхних углах щита две шестиугольные звезды".

Герб славного города Чугуева содержит целых три полумесяца. "Щит разделенный на три части, из которых в первой - две сабли, положенные крестообразно в золотом поле, во второй в красном поле три серебряные рогатые луны, а в третьей - в серебряном поле на шесте повешенная виноградная с листьями кисть".

Причем чугуевский герб представляет собой кальку с изображения на знамени Чугуевского казачьего полка.

18 июля глава так называемой Донецкой народной республики Александр Захарченко заявил о создании нового государства – Малороссии со столицей в Донецке. Символом государства был выбран флаг Богдана Хмельницкого. рассказывает о Богдане Хмельницком и его флаге.

Чем известен Богдан Хмельницкий

Богдан Хмельницкий – гетман войска запорожского, украинский политический и государственный деятель.

Гетман прославился прежде всего тем, что заключил договор с Московским царством, после которого Украина освободилась от польской зависимости. Но при этом попала на долгие годы в оковы Московского государства.

Предпосылками этому стала сложная ситуация, в которой оказалась Украина. Страна тогда была в состоянии войны с Польшей, от которой устало и правительство, и народ. Гетману нужно было найти союзника, с которым можно было бы одолеть Польшу. В 1648 году Хмельницкий обратился к Москве с просьбой о помощи. 8 января 1654 г. в Переяслав прибыла московская делегация, и казацкая старшина на совете решила заключить союз с Московским государством. В том же году Россия объявило войну Польше.

Личный флаг Богдана Хмельницкого сегодня находится в Военном музее в Стокгольме (Швеция). Историки считают, что флаг был утрачен казаками в Берестецкой битве (1651).

Флаг (хоругвь) представляет собой коричневое полотно с откосом, который направлен вверх. В центре на белом фоне изображен золотой крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и буквы Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З. Аббревиатура расшифровывается как: «Богдан Хмельницкий - Гетман Его Королевской Милости Войска Запорожского».

Флаг сшит из двух кусков льна, а инициалы и аббревиатура написаны масленными красками.

Историки полагают, изображение на флаге обозначает покровительство Господа над независимой казачьей республикой. А также священное право казаков жить на земле предков.