Что было создано в 17 веке. XVII век в истории России. Период регентства Софьи

«Россия в XVII веке»

Выберите правильный ответ.
1. Восстание под предводительством С.Разина проходило в:
а) 1648-1650 гг. б) 1662-1664 гг.
в) 1670-1671 гг. г) 1676-1781 гг.
2. Новое для России сословие:
а) купечество в) стрельцы
б) промышленники г) казачество
3. Лично свободные крестьяне, владевшие общин­ными землями и несшие государственные повин­ности, назывались:
а) монастырские в) черносошные
б) дворцовые г) помещичьи
4. Церковную реформу провел патриарх:
а) Филарет в) Иоасаф
б) Иоасаф I г) Никон
5. В течение XVII в. произошло:
а) усиление роли Земских соборов в жизни госу­дарства
б) окончательное оформление крепостничества
в) реформирование приказной системы
г) расширение полномочий Боярской думы
6. «Бунташным веком» называют:
а) все XVI столетие
б) вторую половину XVI в.
в) первую половину XVII в.
г) весь XVII век
7. Решение России принять в свой состав Украину привело к:
а) войне с Турцией
б) новой войне с Речью Посполитой
в) народным восстаниям
г) изменениям в управлении страной
8. В течение XVII в. в состав России не вошла терри­тория:
а) Восточной Сибири
б) Дальнего Востока
в) Правобережной Украины
г) Левобережной Украины
9. Из перечисленных был русским первопроходцем:
а) И. Выговский
б) Б. И. Морозов
в) Л. Ушаков
г) Е. П. Хабаров
10. Одним из самых ярких архитектурных памятни­ков XVII в. является:
а) Теремной дворец Московского Кремля
б) Грановитая палата
в) храм Василия Блаженного
г) храм Вознесения в селе Коломенском
11. Выберите правильные ответы:
Новые черты в экономическом развитии страны в XVII в.:
а) усиление роли барщины и оброка
б) развитие фермерского хозяйства
в) превращение ремесла в мелкотоварное произ­водство
г) развитие мануфактур
д) крестьянские кустарные промыслы
е) формирование всероссийского рынка
ж) повсеместное применение наемного труда
з) рост городов
и) формирование крупного феодального земле­владения 12. Установите правильное соответствие:
12. Установите правильное соответствие:
1) Михаил а) заключение Зборовского мира с Речью Посполитой
Романов б) Смоленская война
2) Алексей в) конфликт между церковью и светской властью Аввакум
Михайлович г) Соборное уложение
3) протопоп д) движение старообрядцев Хмельницкий
4) Богдан е) освободительная борьба украинского народа против Речи Посполитой
ж) Медный бунт
13. Установите правильное соответствие:
1) 1648-1650 гг. а) русско-турецкая война
2) 1653-1655 гг. б) русско-польская война
3) 1654-1667 гг. в) начало церковной реформы
4) 1676-1681 гг. г) городские восстания
14. Вставьте вместо пропусков:
Привилегированными группами населения Рос­сии в XVII веке были служивые люди, которые включали детей бояр, и________, а также стрель­цов. К этой группе относилось также__________. Государственные повинности несли посадские лю­ди и_________.
15. Восстановите последовательность событий:
а) церковный Собор
б) Соляной бунт
в) Смоленская война
г) Медный бунт
д) Переяславская Рада
16. О ком идет речь?
«Глубоко религиозный, живой, впечатлитель­ный, способный быть истинным другом и опас­ным врагом, но в то же время строгий, а иногда смирявший собственноручно провинившихся, ми­лостивый, даже слабый к своим «ближним лю­дям» и «мстительный» к недругам, мягкий и жес­токий, сочинитель забавного Урядника и учреди­тель Тайного приказа, книгочтей и стихотворец»
17. О чем идет речь?
«...Весь народ возопил: волим под царя восточно­го, православного, крепкою рукою в нашей благо­честивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достати. Потом полковник пе­реяславской Тетеря, ходячив кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: все единодушно. Потом гетман мол­вил: быди тако. Да Господь Бог наш укрепит под его царскою крепкою рукою...»
18. По какому принципу образован ряд?
Соловецкое восстание; движение раскольников во время московского восстания 1682 г.; выступле­ние на Дону в 70-80-х гг. XVII в.
19. Что является лишним в ряду?
«О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»; «По­весть об Улиании Осорьиной»; «Повесть о Фоме и Ереме»

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России 17 век . Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события России 17 век

Голод в России

Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка

Основание Томска

Вступление войск Лжедмитрия I на территорию России

Правление Лжедмитрия I

Патриаршество Игнатия

Восстание в Москве против поляков. Убийство Лжедмитрия I

Царствование Василия IV Шуйского

Крестьянское восстание под предводительством И. И. Болотникова

Патриаршество Гермогена

1606,
окт. – дек.

Осада Москвы войском Болотникова. Разгром войска Болотникова в районе Коломенского близ Москвы

«Уложение» царя Василия IV Шуйского. Установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян

Взятие Тулы войсками Василия Шуйского. Арест Болотникова (сослан в Каргополь, утоплен)

Начало похода Лжедмитрия II на Москву. Создание «Тушинского лагеря»

Осада польскими войсками Троице-Сергиева монастыря

Осада Смоленска польскими войсками

Польско-шведское вторжение в Россию

Бегство Лжедмитрия II в Калугу

Свержение царя Василия IV Шуйского

Договор «тушинцев» с королем Речи Посполитой Сигизмундом III о призвании на русский престол королевича Владислава

Правление «семибоярщины» во главе с князем Мстиславским

Вступление в Москву польских войск

1611,
янв. – мар.

Формирование первого ополчения против польских войск во главе с П. Ляпуновым

Восстание в Москве против польских войск. Пожар в Москве

Распад первого ополчения

1611,
сен. – окт.

Формирование в Нижнем Новгороде второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым и князем Д. М. Пожарским

Создание в Ярославле «Совета всей земли» (временного правительства России)

Вступление войск второго ополчения в Москву. Капитуляция польского гарнизона в Кремле

Патриаршество Филарета

Созыв Земского собора в Москве

1613, 21 фев.

Избрание Земским собором на русский престол Михаила Федоровича Романова

Царствование Михаила Федоровича

1617, 27 фев.

Столбовский «вечный мир» со Швецией

Деулинское перемирие с Речью Посполитой

Возвращение из польского плена отца Михаила Федоровича, Филарета. Возведение его в сан патриарха Московского (до 1633)

Основание Красноярска

Военная реформа. Формирование регулярных полков и полков иноземного строя

Война России с Речью Посполитой за возвращение Смоленска

Поляновский мир с Речью Посполитой. Отказ короля Владислава IV от претензий на русский престол

Патриаршество Иоасафа I

Введение новых оборонительных сооружений – «засечных черт» на южных рубежах России

Основание Симбирска

Патриаршество Иосифа

Походы В. Пояркова и Е. Хабарова за Амур

Царствование Алексея Михайловича

Основание Охотска

«Соляной бунт» в Москве. Восстания в Сольвычегорске, Великом Устюге, Соликамске, Козлове, Курске, Воронеже, Томске, Сургуте и др.

Поход С. Дежнева. Открытие пролива между Азией и Америкой

Созыв Земского собора. Начало работы Уложенной комиссии князя Н. И. Одоевского

Принятие Земским собором нового свода законов – Соборного уложения царя Алексея Михайловича

Восстания в Пскове и Новгороде

Рейтинг 4.60

События истории России 17 век

Образование в Москве кружка «ревнителей благочестия», выступавших за проведение церковной реформы

1652 – 1658, 1667

Патриаршество Никона.

Установление казенной монополии на торговлю хлебным вином (водкой)

Начало церковной реформы патриарха Никона

Переяславская рада. Присоединение Украины к России

Русско-польская война

Русско-шведская война

Основание Иркутска

Кардисский мир со Швецией

«Медный бунт» в Москве

Восстания в Сибири и Башкирии

Учреждение почты в России

Церковный собор. Осуждение патриарха Никона, лишение его патриаршего сана

Патриаршество Иосафа II

Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Возвращение России Смоленской и Черниговской земель

Восстание в Соловецком монастыре («Соловецкое сидение»)

Патриаршество Питирима

Патриаршество Иоакима

Война России с Турцией и Крымским ханством

Царствование Федора Алексеевича

Введение подворного налогообложения (вместо посошного)

Бахчисарайское перемирие с Турцией и Крымским ханством

Отмена местничества (система феодальной иерархии, существовавшая с 15 в.)

Сожжение в Пустозерске лидеров церковного раскола Аввакума, Епифания и др.

Борьба за власть боярских группировок Нарышкиных и Милославских после смерти царя Федора Алексеевича. Стрелецкий бунт.

Совместное царствование братьев Ивана V и Петра I

Правление царевны Софьи Алексеевны – регентши при малолетних государях

Создание Петром I «потешных войск»

«Вечный мир» с Речью Посполитой

Основание Эллино-греческой (с 1701 Славяно-греко-латинская) академии в Москве

Крымские походы русских войск под командованием князя В. В. Голицына

Нерчинский договор с Китаем. Установление русско-китайской границы по рекам Аргунь и Горбица

Патриаршество Адриана

Единоличное царствование Петра I (после смерти царя Ивана V)

"Азбуковник" XVII века

«В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества». Н.М. Карамзин.

В XVII в. в России зарождалась культура нового времени. В середине XVII века создаются государственные и частные школы.

Частные школы

Уложение Стоглавого Собора 1551 г. гласило: «В царствующем граде Москве и по всем градом… протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых… могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного…»

А. Рябушкин "Школа XVII века"

Учителями в школах XVII века были духовные лица, за свою работу они получали плату продуктами. Ученики посещали их утром и после обеда. Учились дети людей «всякого чина… и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Поскольку главными учителями в то время являлось духовенство, то естественно, что начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия начинались и заканчивались молитвой. Продуманная таким образом система образования гармонично решала две задачи - давала подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитывала его в духе христианской нравственности.

Братские школы

Морозов "Сельская школа"

Но Русь уже нуждалась в хорошо организованных школах. Такими стали школы, образованные православными братствами, их так и называли – «братские школы». Самые старые брат­ства - львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

В братские школы принимались дети всякого звания. Школы содержались на средства братств (т. е. были общественными). Хотя каждая школа жила по своему уставу, они имели много общего.

Во многом организация школы напоминала современную: назначались старосты, которые помогали учителю в поддержании дисциплины, дежурстве, выдаче книг, уборке классов, а иногда даже замещали учителей.

Б. Кустодиев "Школа в Московской Руси"

Из учебных предметов — чтение, письмо, пение, счет, основы религии, некоторые сведения по Священной истории, представление о грамматике, диалектике, риторике, музыке, арифметике, геометрии, астрономии того времени. Ученики много заучивали наизусть и тем самым получали знания по основам стихосложения, а также образцы обращений к высокопоставленным лицам и благодетелям. В 1634 г. был опубликован, а затем неоднократно переиздан букварь В. Бурцева, очень известный в то время учебник. Стоил букварь одну копейку, что было дешево по тогдашним ценам. Тогда же была издана грамматика Мелетия Смотрицкого, украинского ученого, по которой учился и Михаил Ломоносов. В конце столетия был издан букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета - таблица умножения - «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Учились и по рукописным книгам.

В 60-х гг. священник Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви.

Епифаний Славинецкий возглавил греко-латинскую школу в Чудовом монастыре.

Д.Л. Мордовцев исследовал азбуковники (руководства к чтению для детей) 1660-1679 г.г., которые указывают на то, что их можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методических пособий для учителей т.к. в них присутствуют методика обучения, правила для учащихся, наставления о поведении в церкви, в школе, дома и на улице.

"Азбуковник" XVII века

Но все-таки братские школы не могли соперничать с католическими. Поэто­му появилась необходимость создания высшей школы. Такой стала братская школа в Киеве - Киево-могилянская ака­демия. Это первое на территории Украины высшее учебное заведение. Она создана митрополитом Петром Могилой в 1632 на базе школы Богоявленского братства (с 1615) и школы при Киево-Печерской лавре (1631).

Федор Михайлович Ртищев

Большую роль в образовании русских школ сыграл Ф.М. Ртищев — государственный деятель, просветитель, меценат, основавший ряд больниц, школ и богаделен, которого современники называли «милостивым мужем».

Ф.М. Ртищев на памятнике "1000-летие России в В.Новгороде"

Ф. М. Ртищев сыграл заметную роль в истории русского просвещения. Недалеко от Москвы, в урочище Пленицы, с разрешения царя Алексея Михайловича и благословения патриарха Иосифа в существовавшей там небольшой церкви во имя Андрея Стратилата Фёдор Ртищев выстроил там церковь во имя Преображения Господня и в 1648 году на свои средства учредил училищный монастырь. Там поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым из нескольких малороссийских монастырей. Вскоре при монастыре составилось учёное братство (Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а затем открылось училище, где шло обучение желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1685 году училище, основанное Фёдором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии.

Историк В. О. Ключевский писал, что Фёдор Михайлович Ртищев принадлежал к тем людям, которые «из своей исторической дали не перестанут светить, подобно маякам среди ночной мглы, освещая нам путь» .

Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади, а в Москве, на Никольской улице, построили особое здание для школы. Позже была организована школа при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий, а затем количество достигло 232. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку.

Как уже было сказано, основой для нее послужило училище, основанное Ф. Ртищевым.

Основана она в 1687 г. Первоначально она располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 была преобразована в Московскую духовную академию (переведена в Троице-Сергиеву лавру, где существует и поныне).
В истории академии можно выделить 3 этапа.

1-й этап (1687-1700) - эллино-славянская школа братьев Лихудов, которые придерживались православно-греческого направления;

2-й этап (1700-1775) - Славяно-латинская академия. Этот период характеризуется влиянием западно-европейских философов (В.Лейбниц и X. Вольфа);

3-й этап — преобладание Православия.

До середины XVIII в. преподавание велось на латинском языке. Целью академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппарата; она выполняла роль цензура книг духовного содержания и могла осуществлять суд над отступниками от Православия. На государственные должности назначались только лица, окончившие школу (это ограничение не касалось детей «благородных»). Новому учебному заведению был пожалован иммунитет: изъятие из-под суда приказов, исключая дела уголовного характера; преподаватели и ученики подчинялись училищной юрисдикции, а «блюститель» (ректор) - суду патриарха. Руководителями и преподавателями Славяно-греко-латинской академии стали приглашенные из Константинополя ученые греки Иоанникий и Софроний Лихуды. После 1694, когда Лихуды по настоянию иерусалимского патриарха Досифея были удалены, преподавание вели их русские ученики. В Славяно-греко-латинской академии, соединявшей черты высшей и средней школы, преподавались предметы средневековой схоластической школы: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, пиитика, риторика, психология, физика и др., а также богословие. Главное место занимал греческий язык.

Профессиональное образование

Профессиональное образование начинает складываться в России в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681 году, обучалось к 1684 году 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора.

Рассматривая XVII век, события и смену правителей, историки характеризуют этот период как «век бунташный», век, когда на царский престол мог взойти «неприрожденный государь». Именно в этом веке, берет свое начало династия последнего императора России, семья . Экономика России по-прежнему, держится на сельском хозяйстве, происходит освоение новых территорий в Поволжье, Сибири и на южных рубежах. Зарождается первая мануфактура.

Торговля, в стране, не имеющей выход к морю, развивается плохо. Происходят изменения в культурной жизни – распространение светских знаний, в живописи зодчестве и скульптуре наблюдается отдаление от канонов церкви. Сама церковь ослаблена, происходит подчинение ее государству. Говоря о XVII веке, событиях внутренней и внешней деятельности государства, следует обратиться к несколько раннему периоду – кончине и восхождении на царствование Бориса Годунова.

Борис Годунов

Борис Федорович Годунов, после смерти отца, в 1569 году, воспитывался дядей – помещиком Дмитрием Годуновым. Служил опричником у Григория (Малюты) Скуратова, возглавлявшего «опричный сыск» при Иване IV, был женат на его дочери. Став боярином осенью 1580 года, Борис Федорович и его родня, набирая влияние, приобретают весомое положение среди знати Москвы. Умный, осторожный, умеющий выбирать для действий нужный момент, Годунов обладал необходимыми качествами политика.

Борис Федорович, в последние годы царствования Ивана Грозного, был приближен к царю, оказывал влияние на его двор. По кончине Ивана IV, на трон венчали Федора, его сына. Страдающему слабоумием царю, необходим был советник, страна в управлении. Из числа бояр был составлен опекунский совет, в число этих бояр вошел и Годунов. Благодаря его умелым действиям, совет распался, противники Бориса Годунова были подвергнуты различным репрессиям. Фактическая власть в государстве перешла к Борису Федоровичу.

В 1581 году, при странных обстоятельствах (от ножевого ранения), погибает малолетний царевич Дмитрий, в 1589 году – скончался Федор Иоаннович. Под крики толпы «Бориса на царство», на царство был венчан Годунов. Так пресеклась династия Рюриковичей. Укрепление государственных устоев, являлось стержнем политики Бориса Федоровича, которую он проводил внутри страны. Введение патриаршества в 1859 году, укрепляла позиции царя. Благодаря выдержанной линии, внутренняя политика царской власти, была продуктивной.

На окраинах Руси возникают укрепления и крепости, ведется городское строительство, восстанавливается «Юрьев День». Борис Федорович первый начал приглашать для работы иностранных специалистов и отправлять дворянских отпрысков за границу учиться. В целях объединения общества, прекратил репрессии против бояр. Приступил к освоению Поволжья. Внешняя политика Годунова характеризует его как искусного дипломата. Он смог заключить со Швецией успешный мирный договор, вернув захваченные русские земли. Неурожайные 1601 – 1603 годы, начавшийся голод вызвал массовое недовольство населения и приводят к бунту под руководством Хлопка в 1603 году – первого массового выступления «черни», которое вскоре было подавлено.

Лжедмитрий I

1603 год отмечен не только, мятежным выступлением Хлопка. В этом году появляется «царевич Дмитрий» - беглый монах Отрепьев, известный как . Желая получить западные русские земли, король польский и великий князь литовский Сигизмунд III решает использовать самозванца в своих целях. Король дает необходимые на войско деньги и разрешает шляхте участвовать в кампании. Самозванец обещает жениться на дочери Самборского старосты Мнишека - Марине, отдать западные территории полякам и способствовать введению католичества на Руси.

Летом 1604 года, четырехтысячный сборный отряд, возглавляемый Лжедмитрием I, высаживается у Днепра. Отряд пополняется селянами и посадским людом, Лжедмитрий выступает на Москву. В мае 1605 года судьба преподносит подарок самозванцу – внезапно скончался царь Борис Федорович. На его сторону переходит часть правительственных войск и в июне 1605 года, Лжедмитрий I, занимает столицу, где был венчан на трон. Идя на уступки знати, самозванец увеличивает срок поиска беглых крестьян но «Юрьев День», обещанный народу – не вернул. Быстро опустошил казну государства, одаривая шляхту, впрочем, распространять католицизм, не спешил. Недовольные настроения московской знати и среди простого люда, усилились после его венчания на М. Мнишек. 17 мая 1606 года, в Москве, под руководством бояр Шуйских началось восстание – и Лжедмитрий I убит.

Василий Шуйский

В 1606 году, Земский собор избирает царем Василия Шуйского, который ранее отличился в боях и походах. В период его правления вспыхивает восстание под руководством польского наемника с целью – возвести на трон царя Дмитрия. В октябре 1606 года, войска повстанцев даже осадили Москву. Само восстание было подавлено в октябре 1607 году, Болотников был казнен. В этом же году появляется Лжедмитрий II с Мариной Мнишек в качестве жены. Попытка самозванца взойти на трон не удалась – он был убит в 1610 году. Недовольные правлением Шуйского, дворяне, возглавляемые Прокопием Ляпуновым, свергают его и в июле 1610 года, выдают его королю Сигизмунду. В дальнейшем, Шуйский был пострижен в монахи.

«Семибоярщина» и польская интервенция

Руководство государством переходит к группе бояр («семибоярщина»), которую возглавляет Федор Мстиславский. В результате интриг и разногласий, по поводу – кому править государством, принято решение «призвать на царство» королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Будучи католиком, Владислав не собирался менять веру на православную – как того требовала традиция. Согласившись приехать на «смотрины» в Москву, куда он и прибыл с войском. Отстоять независимость страны, можно было только с помощью народа. Первое независимое ополчение было собрано в Рязани, осенью 1611 года Прокопием Ляпуновым – но тот, был убит, вступив в конфликт с казаками.

Второе ополчение. Минин и Пожарский

Второе ополчение было собрано в конце 1611 года, в Нижнем Новгороде под воеводством князя Дмитрия Пожарского и на деньги, собранные купцом Кузьмой Мининым. Ополчение, командовал которым Пожарский, двинулось на Ярославль – где весной, в 1612 году, было создано новое правительство. Пробыв в Ярославле четыре месяца, определив тактику и набрав людей, ополчение приступает к активным действиям. Боевые действия на подступах к Москве, и в самом городе, продолжались лето и до 26 октября 1612 года. Поляки бежали.

Михаил Романов

На Земском соборе, который состоялся в начале 1613 года с представлением широких слоев населения, под давлением казаков царем избирают шестнадцатилетнего Михаила Романова. Романовы приходились родней Ивану IV по линии первой его жены. Отец Михаила – митрополит Филарет находился в плену у поляков, мать – приняла монастырский постриг. По возвращении из плена в 1619 году отца Михаила, в стране наступает двоевластия – с формальным правлением Михаила и практическим руководством страной Филаретом.

Такая ситуация продолжалась до 1633 года – до кончины Филарета. За время правления Михаила, были снижены налоги, активизировалась деятельность иностранных предпринимателей, которым было разрешено строительство заводов, начался рост металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Внешняя политика была сбалансированная, практически без ведения войн. Михаил Романов умер в 1645 году.

Алексей Романов

По кончине отца, на престол восходит его сын, Алексей. А период своего правления, Алексей Михайлович, прозванный «Тишайшим», провел ряд преобразований и реформ, в т.ч. церковную и городскую. В 1645 году было издано Соборное Уложение. Уложение закрепляло положение о незыблемости власти монарха, окончательно оформило крепостное право и усиливало роль дворян. Благодаря церковной реформе, Алексей Михайлович смог взять под свой контроль церковь. Для этого, он законодательно определил:

  • церковь, обязана платить налоги в казну;
  • царь являлся судьей над церковью;
  • лишил монастыри права приобретать землю.

Против возвышения светской власти над духовной, выступил патриарх Никон, который так же занимался вопросами реформации церкви – внесением иностранного опыта в русское православие. вызвали противодействие со стороны сторонников старых церковных традиций, возглавляемых протопопом Аваакумом. И начался церковный раскол. Как итог:

  • за противодействие в усилении влияния монарха, патриарх Никон был лишен сана и заточен в монастырскую тюрьму;
  • протопоп Аваакум, за отказ следовать официальной линии церкви – расстрижен и проклят на соборе.

В городской реформе было установлено:

  • признаваясь свободными, горожане были прикреплены к месту жительства;
  • крестьяне могли теперь продавать свой товар только оптом, а горожане могли вести розничную торговлю.

Период регентства Софьи

В 1676 году, после кончины Алексея Михайловича, на престол венчан его больной сын Федор, власть практически находится в руках родственников по линии его матери. После его смерти, в 1682 году, фактическое управление государством переходит к царевне Софье – по причине малолетства царевичей Ивана и Петра и продолжалось до 1689 года. Итоги ее правления:

освобождение мещан от обязательного прикрепления к городу;

неудачные крымские походы позволяют сделать вывод о необходимости поиска прямого выхода к морю.

Итоги

XVII век – время смут и противоречий, в истории Российского государства. При господствующем положении феодального уклада в экономике страны, начинается зарождение капиталистического уклада хозяйствования. Происходит оформление крепостного права, но пи общем тяжелом положении народа, именно он мог помочь взойти претенденту на царский трон, взойти на престол.

Смутное время. XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственности. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598).

Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать государственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходилось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской империи, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бунташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали царский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибоярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой.

При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ.

Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Болотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др.

В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели поражение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца, ?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продолжалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина.

Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Владислава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, северо-западные и северорусские области.

  • Окончание интервенции. Борьба за Смоленск
  • Соборное Уложение 1649 г. и укрепление самодержавия
  • Внешняя политика
  • Внутриполитическая обстоновка
  • Экономика России в XVII в.