Что хозяин говорит он спокойно. Комплекс игровых заданий и упражнений из серии

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.

Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился (рыболов), -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась (рыбалка).

Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:

У нашей сестры котята шустры, их лапки быстры,
Их когти остры, их шубки пестры, а глазки хитры!

«Горшок каши»
(автоматизация звука [л])

Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.

В горшке каша закипе..,
Зашипе..,запыхте..,
Крышечку приподня..,
И наружу пополз
Со сто.., потом со сту..,
Потихоньку соскользну..,
Дотянулась до уг..,
Всю квартиру заня..,
Осторожно дверь откры..,
По ступенькам покати..,
По дороге поплы..,
Машу каша обожг..,
Даше каша в рот вполз
И в карманы затек..,
В рукава к нам забежа
И стекать по пальцам ста
Весь наш город зали
Чудеса! Ну и де...!

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;
птичка – синичка, спичка, табличка, косичка

«Помощница и обманщица»

Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий
На носу зверь носит рог
И зовется
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит
Может плавать целый день
В ледяной воде
В овечках знает толк
Свирепый серый
На себе везет непрытко
Домик собственный

А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для...
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза,
А зовут меня
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет

К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

«Научим детей играть с рифмами».

Цель:

Задачи:

Оборудование

Цель: Обучение родителей играм с детьми на развитие речи посредством стихосложения.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с играми, которые помогут им подготовить детей к реализации своих словотворческих возможностей, развить у детей фонематический слух и сформировать богатый словарный запас.
  2. Дать родителям комплексы игровых заданий и упражнений, которые обучать дошкольников созданию рифмованных текстов.
  3. Нацелить родителей на то, чтобы они больше внимания уделяли знакомству детей с творчеством детских поэтов.

Оборудование : Комплексы игровых заданий и упражнений.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада, что вы пришли сегодня на встречу. На этом семинаре-практикуме я хочу вам рассказать, почему важно знакомить детей с поэзией и как развить у них способность к словесному творчеству. Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего возраста. Ещё качая малыша в коляске важно декламировать крохе народные потешки, прибаутки, ритмичные стихи Агнии Барто.

Маленькому ребёнку нужно читать стихи, несущие огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд. Не каждый народ обладает таким изобилием и разнообразием поэтических имён, как наш. Русская детская поэзия - важная составная часть национального богатства, истории и культуры. К великому сожалению, своими сокровищами мы пользуемся мало, обращаемся к ним редко, знаем их подчас хуже, чем они того заслуживают, а то и вовсе плохо. Давайте вспомним русских детских поэтов, произведения которых вы читали своим детям: А.С.Пушкин, К.Чуковский, С.Я.Маршак, А.Барто, С.Михалков и др. Ещё К. Чуковский обращал пристальное внимание на поэтическое воспитание детей. Совсем необязательно, считал он, делать детей стихотворцами, но научить их подлинному восприятию поэзии, развивать умение наслаждаться стихами просто необходимо. Так именно поэзия помогает ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иные смыслы и значения слов. А ещё, поэзия - уникальное средство развития фонематического слуха, если взглянуть на неё приземлённо, - например, с точки зрения предшкольной подготовки.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка - словесное творчество. А одна из его форм - сочинение стихов.

Вы пробовали сочинять стихи? У кого-то это получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, сочинять настоящие. Хорошие стихи непросто, но ещё сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Может быть, кто-то из них научиться, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Что значит для детей рифма? По мнению К.Чуковского, у ребёнка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребёнку особую радость, а коллективам детей рифма ещё более мила, чем тому или иному ребёнку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребёнка Л.М.Малышева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, её условности, её особого языка».

Педагогическая целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Джани Родари, размышляя о природе творчества. Отмечал, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смысловые связи между словами - таким образом, фонетика рождает мысль».

Я хочу познакомить вас с комплексом игровых заданий и упражнения из серии «Подбери рифму». Начинать играть с несложных вариантов можно уже с детьми 5-ти лет. А познакомить ребёнка с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н.Носова. Научить складывать четверостишья ребёнка можно (и даже НУЖНО!!!). Игры в «рифму» способствуют развитию речи, воображения, творческого мышления.

Комплекс игровых заданий и упражнений из серии

«Подбери рифму».

  1. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, а затем по 3 в названном порядке:

Мак - бак - так моток - каток - поток

Ток - тук - так батон - бутон - бетон

Бык - бак - бок будка - дудка - утка

Дам - дом - дым нитка - ватка - ветка

Ком - дом - гном клетка - плётка - плёнка

  1. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Канава - канава - какао - канава

Ком - ком - кот - ком

Утёнок - утёнок - утёнок - котёнок

Будка - буква - будка - будка

Винт - винт - бинт - винт

Минута - монета - минута - минута

Буфет - буфет - букет - буфет

Дудка - будка - будка - будка

  1. Из каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:

Мак - так - бак - банан

Сом - ком - индюк - дом

Лимон - вагон - кот - бутон

Мак - бак - веник - рак

Совок - гном - венок - каток

Пятка - ватка - лимон - кадка

Ветка - диван - клетка - сетка

Каток - дом - моток - поток

  1. Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже 4-е:

Мак - дом - ветка

(Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок - вагон - гном

(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка - дом - каток

(улитка, гном, платок, листок, ком)

  1. Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на УШКО

Сказки разные … (перина, подушка , рубашка)

Ой, ребята, верь, НЕ ВЕРЬ -

От меня сбежала … (кошка, дверь , стенка)

Сказала дверь: «Мой ДОРОГОЙ!

Не открывай меня …» (плечом, коленом, ногой )

От грязнули даже СТОЛ

Поздним вечером … (сбежал, ушёл , ускакал)

Две лисички, две СЕСТРИЧКИ

Отыскали где-то … (спички , щётку, ножик)

Опустела МОСТОВАЯ,

И уехали … (автобусы, трамваи , такси)

Говорила мышка МЫШКЕ:

До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки )

Сел в машину верный ПЁС,

У него в чернилах … (лапа, шея, нос )

В выходной пошли КУДА-ТО

Мама, папа и … (детишки, ребята , малыши)

Катя Лену просит ДАТЬ

Краски, карандаш, … (ручку, тетрадь , книгу)

  1. Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте не ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!» -

Отвечает … (грузовик)

Мы собрали васильки,

На головах у нас … (венки)

Пёс козе принёс букет,

Сытный будет ей … (обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи … (туч)

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша … (кошка)

  1. Взрослый читает стихотворение. Ребёнок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам - всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой? …

Что построили с тобой? …

На крючок в реке попал? …

Может всё, хоть ростом мал? …

(Слова для постановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Я ещё задачку дам - всё расставить по местам:

Вот печать на простыне - …

Зеленеет на окне …

Волейбольная висит …

Канарейка в ней сидит - …

(СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Я опять задачу дам - всё расставить по местам:

Что стащил игривый кот? …

Детям мамочка плетёт? …

С гор спускается, течёт? …

Что за скользкий, ровный лёд? …

(КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)

  1. Ребёнок должен повторить два слова и определить, похожи ли они по звучанию: фантик - бантик, лифт - банан, манка - банка, кабина - фонтан, винт - бинт, кошка - мошка, крупа - молоко, коса - ковёр.
  2. Ребёнок должен определить, какая из двух пар слов звучит складно: палка - селёдка и палка - скакалка; мышка - шишка и мышка - кошка; гном - дом и гном - дам; моряк - казак и моряк - Марина; качели - лимонад и качели - карусели.
  3. Ребёнку предлагают послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу:

Не случайно у сестрички

С фантиками (бантиками) две косички.

Пёс Барбос совсем не глуп,

Но не хочет рыбный зуб (суп).

Испугалась, плачет внучка -

Укусила её ручка (Жучка).

  1. Рифмобол. Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать к этому слову, как можно больше созвучных слов: печка - речка, свечка, сердечко, овечка, крылечко, колечко; птичка - синичка, спичка, табличка, косичка …
  2. Рифма - помощница. Ребёнку объясняют, что рифма может быть помощницей, по ней можно догадаться, например. О каком животном идёт речь:

Вместо шерсти иглы сплошь,

Враг мышей - колючий … (ЁЖ)

На носу зверь носит рог

И зовётся … (НОСОРОГ)

Среди зверей слывёт царём,

Его зовут бесстрашным … (ЛЬВОМ)

По реке плывёт бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (КРОКОДИЛ)

Может плавать целый день

В ледяной воде... (ТЮЛЕНЬ)

В овечках знает толк

Свирепый серый … (ВОЛК)

На себе везёт непрытко

Домик собственный … (УЛИТКА)

  1. Рифма - обманщица. Ребёнку говорят, что рифма может быть обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,

Что за умница … (попугай)

Мёд с малиной - это блюдо

Объеденье для … (медведя)

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю,

Не найдёшь мои глаза,

А зовут меня … (крот)

На двух ногах от всех погонь

Умчится быстроногий … (заяц)

  1. Ребёнку объясняют, чтобы получить рифму, надо изменить оба слова:

Топор, шар. Топоры - шары.

Банка, танк. Банки - танки.

Флаг, утюг. Флажок - утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка - шапчонка.

  1. Буриме. Это старинная литературная игра, которую любили многие известные поэты, в том числе А.С.Пушкин. Придумайте заранее рифмы и сочиняйте на них шуточные стихи. Помните про возраст ребёнка и подбирайте что-нибудь попроще.

Логопед: В конце нашего семинара-практикума я хочу сказать: «Играйте вместе с детьми. Ведь в подобных играх происходит становление личностных качеств ребёнка. Он в них самоутверждается, чувствует себя уверенным и находчивым».

Список литературы:

  1. Матосьян М.А. Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР.// Логопед. 2011. №9.
  2. Сергеева Т.В. Игровые рифмовки. // Логопед. 2006. №1.
  3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 2000.
  4. Шинкаренко Л.Н. Детская поэзия как средство приобщения дошкольников к чтению. // Логопед. 2011. №8.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР


Цель: формирование представлений детей о рифме, развитие речи детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи: развивать умения подбирать к заготовленному четверостишию походящую по смыслу рифму, способность детей придумывать короткие четверостишия, создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.
Краткое описание: данный материал предназначен для проведения НОД со старшими дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР. Методические рекомендации

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.

Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов), -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой … (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).

Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:

У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,
Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!

«Горшок каши» (автоматизация звука [л])

Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.

В горшке каша закипе..,
Зашипе..,запыхте..,
Крышечку приподня..,
И наружу пополз…
Со сто.., потом со сту..,
Потихоньку соскользну..,
Дотянулась до уг..,
Всю квартиру заня..,
Осторожно дверь откры..,
По ступенькам покати..,
По дороге поплы..,
Машу каша обожг..,
Даше каша в рот вполз…
И в карманы затек..,
В рукава к нам забежа…
И стекать по пальцам ста…
Весь наш город зали…
Чудеса! Ну и де...!

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;
птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…

«Помощница и обманщица»

Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …
На носу зверь носит рог
И зовется …
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным …
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Может плавать целый день
В ледяной воде …
В овечках знает толк
Свирепый серый …
На себе везет непрытко
Домик собственный …

А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница …
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для...
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза…,
А зовут меня …
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый …
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может…
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий …
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет …

«Рифмы»
К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.