История любви харальда и елизаветы. Елизавета Ярославна – киевская княжна Олисава, королева норвежская и (возможно) датская. Встреча с возлюбленной

Программное содержание:

Краткое содержание проекта:

В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления о физкультуре и спорте, воспитываются положительные качества, проявляются собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения.

Заключительный этап:

Проведение досуга по физическому воспитанию, включающему презентацию результатов совместной работы детей и родителей(стенгазеты, альбомы), выставка рисунков детей и родителей.

Виды деятельности:

  • физическая культура;
  • ребёнок и окружающий мир;
  • развитие речи;

Группа:

Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Родители (законные представители)

Воспитатель

Приблизительная продолжительность проекта: 7 месяцев.

Основа проекта

Образовательные стандарты:

  • физическая культура;
  • развитие речи;
  • ребёнок и окружающий мир;
  • изобразительная деятельность.

Физическая культура: формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности, развивать психофизические качества, воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию, поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Развитие речи: приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать к самостоятельности ответов и суждений.

Ребёнок и окружающий мир: расширять и углублять знания детей о спорте; формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры; воспитывать уважение к прославленным российским спортсменам, чувство гордости за их высокие спортивные достижения.

Изобразительная деятельность: формировать устойчивый интерес к изодеятельности; обучать активному и творческому применению усвоенных способов изображения в рисовании, лепке; развивать умение отображать в своих рисунках впечатления о спортивных праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты обучения.

  • привитие детям потребности в выполнении физических упражнений, развитие физических качеств, гарантирующих всестороннее развитие (ловкость, смелость, выносливость), желания заниматься в спортивных секциях;
  • развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми;
  • воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества);
  • освоение системы интегрированных знаний и умений;

Перед началом работы над проектом проводится анкетирование родителей (законных представителей) с целью получения информации о физической подготовленности членов семьи, об отношении к физкультуре и спорту.

В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия, физкультурные праздники и развлечения. В помощь родителям выставляются папки-передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по спортивной тематике: сбор материала для выпуска групповой стенгазеты, фотоальбома, составление рассказов о спортсменах, видах спорта, пользе физических упражнений. Общение с детьми в свободное от занятий время: беседы, игры, эстафеты.

По окончании проекта организуется:

  • праздник для детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • выставка детских рисунков, поделок, нетрадиционного спортивного оборудования;
  • экскурсия в спортивную школу;
  • встреча с тренерами спортивных секций(футбол, волейбол, бокс).

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.

Технологии – оборудование: спортивное оборудование, фотоаппарат, магнитофон, компьютер, сканер, принтер, видеокамера, телевизор, мультимедиа.

Технологии – программное обеспечение: программы обработки изображений; электронные энциклопедии.

Распределение функций участников проекта.

Воспитатель группы

Самообразование (накопление знаний об олимпийской истории, великих спортсменах, направленном действии физических упражнений на разные группы мышц). Разработка конспектов занятий, бесед, праздников и их проведение. Диагностика уровня физической подготовленности детей. Подбор литературы, иллюстраций по теме. Разучивание стихов, песен, танцев.

Дети

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла, прогулки тренирующего характера, экскурсии. Участие в праздниках, досугах, играх-эстафетах. Посещение соревнований, спортивных секций. Художественная деятельность: рисование, лепка по данной теме. Разучивание стихов, танцев, песен.

Родители

Участие в сборе информации. Оформление стенгазеты, фотоальбома, стенда. Посещение с детьми спортивных секций. Участие в праздниках, развлечениях. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования

1 этап – накопление знаний.

1. Рассматривание иллюстраций, журналов, фотографий спортивной тематики.

2. Беседы об истории Олимпийского движения, пользе физических упражнений для здоровья, о великих спортсменах.

— «Олимпийские игры! Что это такое?»-расширить знания детей о спорте; познакомить с историей Олимпийских игр.

— «Почему мы двигаемся»-дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах); развить общую выносливость; воспитать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

— «Мы верим твёрдо в героев спорта»-познакомить детей с великими российскими спортсменами, воспитывать уважение к ним, чувство гордости за свою Родину.

3. Занятия:

— «Радуга здоровья»

— «Зачем нужны мышцы»

— «Весёлый тренинг»

— «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»

4. Экскурсия в Детско-юношескую спортивную школу.

5. Встреча с тренером по волейболу(беседа, показ медалей, фотоальбома).

6. Посещение секции бокса.

7. Загадывание загадок на спортивную тему.

2 Этап – практический.

1.«Осенняя спартакиада»- соревнования между подготовительными группами детского сада.

2.«Здоровье – это здорово!»- спартакиада для дошкольников среди детских садов муниципального образования.

3. Рисование. «Мы со спортом на «ты».

4. Лепка. «Раз, два, три, спортивная фигура замри».

5. «А ну-ка, мамочки!»- физкультурное развлечение с участием родителей.

6. Игры – соревнования: «Попади в цель», «Кто быстрее», «Самый ловкий».

7. Эстафеты (с предметами и без).

8. Спортивные игры с элементами футбола, волейбола, тенниса.

9. Сюжетно-ролевая игра. «Пограничники», «Космонавты» — способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников; воспитывать смелость, выносливость; совершенствовать физическую подготовку.

10. Утренний кросс (ежедневно).

11. Зимний спортивный праздник.

12. «Мы сильные, ловкие, смелые» — спортивный праздник с участием родителей.

13. Заучивание стихотворения Л. Сивачевой «Много маленьких спортсменов…».

14. Разучивание песни Ю. Слонова «Физкульт-ура!».

15. Разучивание танцев (с лентами, с помпонами).

3 Этап – заключительный.

1. Физкультурное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!».

2. Заслушивание мини-докладов детей.

3. Оформление стенгазеты «Мы со спортом на «ты»!».

4. Выставка рисунков на спортивную тему(сотворчество детей и родителей).

5. Демонстрация фотоальбома.

6. Вручение Дипломов (по номинациям) и медальонов с изображением Олимпийского символа.

Используемая литература.

  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  • «Занимательная физкультура в детском саду» К.К.Утробина.
  • «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» В.Г.Фролов.
  • «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» Е.Н.Вавилова.
  • «Физическое воспитание дошкольников»(практикум) В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина.
  • «Какая физкультура нужна дошкольнику» В.А.Шишкина, М.В.Мащенко.
  • «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин.
  • «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазырина.
  • «САФИ – ДАНСЕ» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина.
  • «Быть здоровыми хотим» (оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада) М.Ю.Картушина.

Сценарий спортивного соревнования «Будь здоров, педагог!»


Автор: Инструктор по физической культуре Третьякова Г.Г. ГБДОУ №39 Колпинского района,
город Санкт-Петербург.

Данный материал будет полезен для инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей.
Задачи:
- приобщать педагогов к физкультуре, спорту, здоровому образу жизни, активному отдыху.
- осуществлять преемственность в физическом воспитании между инструктором по физической культуре и педагогами.
- обогатить педагогов знаниями, практическими умениями в воспитании детей по физической культуре.
Участники:
Педагоги ГБДОУ № 39:

1 команда--- 5 педагогов
2 команда--- 5 педагогов

Члены жюри:
председатель жюри, 3 педагога.

Атрибуты:
Олимпийский факел (макет) 2 шт., обручи большие по количеству участников команд 10 шт., мешочки для метания 10 шт., 2 баскетбольных мяча, кегли 10 штук, 2 больших мяча, карточки с буквами к словам «АКРОБАТИКА» и «ГИМНАСТИКА», аудиозаписи с различной музыкой - праздничный марш, музыка к танцам.

ХОД СОРЕВНОВАНИЙ.

Под спортивный марш две команды участников соревнований заходят в спортивный зал и становятся напротив друг друга.

ИНСТРУКТОР:
Дорогие педагоги! Сегодня у нас в детском саду необычное событие - не педсовет, не совещание, и даже не утренник, а настоящее спортивное соревнование среди педагогов!
Все мы прекрасно знаем насколько важно здоровье для любого человека, от нашего здоровья зависит настроение, качество работы с детьми, а здоровье тесно связано с физкультурой и вообще активным образом жизни.
И, именно поэтому, хочу попросить поприветствовать наших здоровых, смелых, ловких педагогов-участников спортивного соревнования « Будь здоров, педагог!».
Конечно, без помощи и поддержки наших болельщиков-зрителей нам не обойтись, давайте их тоже поприветствуем!
И, конечно, поприветствуем наше жюри в составе: Наталья Михайловна (председатель),
Ольга Александровна, Елена Викторовна, Светлана Александровна.
Слово предоставляется председателю жюри Наталье Михайловне…

ИНСТРУКТОР:
Посмотрите и поприветствуйте наши спортивные команды! (аплодисменты зрителей).

Слово предоставляется первой команде «Бригантина».

Мы держим наше знамя гордо.
Успех да будет нашим кредо:
Пусть ждут нас новые рекорды,
Пусть ждут нас новые победы!

Слово предоставляется второй команде «Спортсменочки».

Капитан представляет название и девиз:

Максимум спорта, максимум смеха!
Так мы быстрее добьемся успеха.
Если другой отряд впереди,
Мы ему скажем «Ну, погоди!»

Празднику спортивному
Педагоги рады.
Показать умения
И получить награды
Педагогам – физкультурникам …

Все: Ура! Ура! Ура!

ИНСТРУКТОР:

Многие спортивные соревнования строятся на основе эстафет.

Эстафета - это совокупность командных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. В легкой атлетике - эстафета передаётся с помощью эстафетной палочки, в лыжных видах - касанием руки.

Какие варианты эстафет вы знаете, в каких видах спорта? (ответы педагогов).

Задача эстафеты - ПЕРВЫМ добраться до финиша!
ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТСЯ В ЭСТАФЕТАХ:
- потеря эстафетной палочки
- передача вне «коридора»
- препятствие соперникам в передаче.

В наших соревнованиях будут следующие эстафеты:
«Олимпийский огонь», «Биатлон», «Баскетболистки», «Умные олимпийцы».
«Итак, вы готовы к соревнованиям?....»
Первое задание для наших спортивных команд.

1. Эстафета «Олимпийский огонь» (передача олимпийского факела).

2. Эстафета «Биатлон» (метание в обруч, висящий на стене мешочком).

3. Эстафета «Баскетболистки» (ведение мяча «змейкой» между кеглями).

4. Конкурс для болельщиков «Угадай танец».

(выбираются 5 болельщиков от каждой команды)

Педагоги выходят в центр зала, предлагаются музыкальные фрагменты, нужно их вспомнить и исполнить танец, оценивается скорость и точность названий танцев.
Музыкальные фрагменты: «Макарена», «Ламбада», «Хава Нагила», «Сиртаки», «Кан-Кан», «Утята (французкий вариант).

5 Конкурс капитанов «Кегельбан».
Катание мячей по специальной дорожке, с целью сбить 9 кеглей, установленные в виде ромба).

6. Эстафета «Умные олимпийцы».
Слова из 10 букв - АКРОБАТИКА, ГИМНАСТИКА , для команд предлагается полоса препятствий - поочерёдное пролезание в обруч, затем участник берёт
любую из перевёрнутых букв из обруча, бежит в конец зала и встаёт, за ним следующий и делает то же самое, в конце эстафеты команда должна показать получившееся слово.

7. Эстафета « Посиделки».
Все участники команды сидят на длинной скамейке, близко друг к другу, у первого участника в руках мяч, он передаёт его руками вверх через голову следующему, далее следующий передаёт следующему, и заканчивается эстафета тем, что последний из команды перебегает с мячом вперёд и садится первым, поднимая вверх мяч.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь:
Я желаю вам здоровья
До счастливых новых встреч!

Подведение итогов членами жюри, награждение команд дипломами и ценными подарками, фотографирование на память.

Фреска из Софийского собора в Киеве, на которой изображены дочери Ярослава Мудрого: младшая Анна, Анастасия, Елизавета / Ellisiv, жена короля Норвегии, и Агата

Почти наверняка старшую дочь великого князя киевского Ярослава Мудрого звали не Елизавета. В Древней Руси вплоть до XIV века это женское имя в источниках нигде не зафиксировано ни разу. Скорее всего, она носила древнерусское имя Олисава, в Норвегии превратившееся в «Эллисив» (именно под этим именем она фигурирует в норвежских хрониках). К слову, о всех Ярославнах современным историкам известно исключительно из зарубежных документов - в известных древнерусских летописях о них нет ни единого упоминания.

Нет и единого мнения, была Елизавета первой или второй дочерью киевских князя и княгини, поскольку годы рождения их дочерей восстанавливали по датам их замужества, информация о которых колеблется в пределах одного года – двух-трёх лет. Но, всё-таки, традиционно она считается старшей дочерью (четвёртым по старшинству ребёнком, после трёх братьев) Ярослава Мудрого и его жены Ирины (Ингигерды Шведской).

Олисава-Елизавета родилась примерно в 1026 году в Новгороде, и там же провела свои первые годы жизни. Поскольку её отец в 1024 году возле Листвена на Черниговщине в битве за стол киевский потерпел поражение от последнего оставшегося у него реального конкурента - брата Мстислава Владимировича Тмутараканского (ок.983-1036), в Киев из Новгорода князь Ярослав с семьёй переехал только в 1036 году, после загадочной гибели князя Мстислава на охоте. Так что, если, согласно сагам, маленькая Елизавета познакомилась со своим будущим мужем (и будущим конунгом Норвегии) Харальдом III Суровым, когда ей было пять лет, а ему - около пятнадцати, это произошло именно в Новгороде.


Если про саму Елизавету, как личность, известно очень немного (традиционно в средние века женщина была всего лишь «приложением» к мужчине, отражением его величия - именно поэтому в древних летописях даже о «первых леди» упоминали как о «дщери князеви» или жене, и собственное имя женщины не имело в этом контексте никакого значения), то её супруг был во всех отношениях выдающейся фигурой своего времени, и стал легендой ещё при жизни.

Харальд III Сигурдссон (Харальд Суровый) (ок. 1015-25 сентября 1066) был самым младшим единоутробным (по матери) из трёх младших братьев конунга Норвегии Олафа II Святого (995-1030), между ними было 20 лет разницы. Если общей матерью братьев была Аста Гудбрандсдоттир (ок. 970-ок. 1020) – дочь некоего богатого, но не знатного Гудбранда Шишки, то их отцы принадлежали к норвежской королевской династии Хорфагеров - оба были потомками первого не легендарного короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого (ок.950/975-933/945), и приходились друг другу троюродными братьями. Второй супруг Асты, правитель небольшого норвежского королевства Рингерике, Сигурд Свинья (ок.970-ок.1018), в 1015 году принял активное участие в успешном завоевании короны Норвегии своим пасынком, Олафом Харальдссоном у хладирского ярла Свена Хоконссона, правителя Норвегии, незаконнорожденного сына и вассала короля Дании Кнуда Великого.

А в 1030 году, всего в 14-15 лет, уже сам Харальд участвовал в разгромной для его старшего брата битве при Стикластадире, в результате которой Олаф потерял не только свой трон, но и лишился жизни. Будущий зять Ярослава тогда был тяжело ранен (очевидцы сражения отдельно отмечали исключительную отвагу и воинственность совсем юного ещё тогда Харальда), после чего он скрывался и лечился, а затем покинул Норвегию, перебравшись в Швецию. Позже он собрал дружину из варягов, которые, как и он сам, были вынуждены уехать из страны в результате гибели Олафа II, и в 1031 году вместе с ней достиг Руси, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. К слову, у киевского князя (который, как я уже упоминала, тогда ещё жил в Новгороде), с 1028 года воспитывался сын погибшего конунга Норвегии Олафа II, Магнус (1024-1047) - племянник Харальда. Мальчик приходился родным племянником не только будущему зятю Ярослава Мудрого, но и его жене, Ингигерде Шведской - поскольку его матерью была её родная (по отцу, королю Швеции Олафу Шётконунгу) сестра Астрид.


В 1031-1034 годах 15-18 летний Харальд вместе с Эйливом Регнвальдсоном, сыном ярла (посадника) Альдейгьюборга (Ладоги) Регнвальда Ульвсона, принимает участие в кампании Ярослава против ляхов, и, по сведениям скандинавских саг, командует руськими войсками наряду с более опытными полководцами.

В 1034 году Харальд со своей дружиной (около 500 человек) поступил на службу к византийскому императору. Отряд Харальда вошёл в состав «спецназа» своего времени, известного в истории как «Варяжская гвардия». В 1034-1036 гг Харальд участвует в походах против пиратов в Малой Азии и Сирии. В 1036-1040 гг его отряд входит в состав византийской армии Георгия Маниака в сицилийском походе. В 1041 году в составе Варяжской гвардии принимает участие в подавлении болгарского восстания Петра II Деляна. По сведениям скандинавских саг и болгарской летописи, Харальд лично убил болгарского царя в сражении. После этих событий он стал командиром всей гвардии византийского императора. В 1042 году Харальд и его варяги принимают активное участие в дворцовом перевороте, в результате которого император Михаил V Калафат был свергнут и ослеплён. Позже из-за дворцовых интриг Харальд попадает в опалу к новому правителю. Спасаясь от суда, будущий король Норвегии и его воины вынуждены были бежать из Константинополя в Киев. Кстати, во время своей службы в Византии Харальд в военных походах добыл огромное количество золота и драгоценных камней, и часть этой добычи он на протяжении многих лет регулярно отсылал на хранение Ярославу Мудрому.

В 1043 году Ярослав, «за убийство одного знаменитого русского в Цареграде» (в Константинополе), послал своего сына - новгородского князя Владимира совместно с Харальдом в поход против императора Константина Мономаха. Поход закончился военным поражением русичей. Согласно некоторым историческим хроникам, тогда же, зимой 1043-1044 гг. отважный варяг стал зятем великого князя киевского, женившись на его дочери Олисаве-Елизавете. Однако, это противоречит скандинавским сагам, в которых утверждается, что Ярослав Мудрый был готов отдать свою дочь замуж за влюблённого в неё Харальда только после того, как тот станет королём.

Поэтому логичнее выглядит другой (тоже описанный в летописях) вариант развития дальнейших событий.

Богатому представителю правящей норвежской династии, закалённому в боях полководцу, которым стал Харальд к своим 30-ти годам, ловить в Киеве было нечего. И где-то в 1045 году он подался в родную Норвегию, где с 1035 года правил его племянник, сын конунга Олафа II Святого, Магнус I Благородный (1024-1047). Стать королём Норвегии в противоборстве с наместником Дании в Норвегии, Свеном Кнутссоном (ок.1016-1035) всего в 11 лет Магнус, воспитывавшийся в Новгороде, смог исключительно при поддержке своего дяди (по его жене) Ярослава Мудрого. По этой же причине киевский князь не стал бы помогать Харальду в его борьбе за норвежскую корону. Отважный варяг справился с этой проблемой самостоятельно.

К появлению в Норвегии дядюшки его подросшему к тому времени племяннику, конунгу Магнусу I, исполнился 21 год. В стране правление молодого короля пользовалось популярностью, так что внутреннюю ситуацию для достижения своих целей опытный Харальд расшатывать не стал. Главной проблемой Магнуса на тот момент было длившееся с 1042 года военное противостояние с конунгом Дании, Свеном II Эстридсеном (1020-1074) за датскую корону. Дело в том, что отец Магнуса (и старший брат Харальда), король Олаф II Святой сложил свою голову в 1030 году в битве с сильнейшим скандинавским правителем того времени, датским королём Кнудом II Великим (994/995-1035)(между прочим, родным дядюшкой жены Ярослава Мудрого, киевской княгини Ирины), который за 14 лет до этого, в 1016 году, завоевал Англию и женился на овдовевшей английской королеве. После гибели Олафа Кнуд Великий стал королём Дании, Англии и Норвегии.

Вернуть Магнусу отцовскую корону Ярослав Мудрый смог, только быстро и грамотно воспользовавшись замешательством после скоропостижной смерти Кнуда Великого в 1035 году. Единственным законным наследником датчанина был 17-летний сын от английской королевы Эммы Нормандской, Хардекнуд (1018/1019-1042), и неопытность юного короля не позволяла ему вернуть Норвегию под власть Дании. В конечном итоге, чтобы избежать бессмысленного кровопролития, юные конунги (Хардекнуду было тогда 20, Харальду - около 14-ти) в 1038 году договорились о том, что если один из них умрет без наследника, то второй наследует его трон. Первым и без наследников, всего через три года, скончался король Англии и Дании, Хардекнуд. У Магнуса не было сил претендовать на английский престол, но за корону Дании он был готов сражаться - с племянником Кнуда Великого, Свеном II Эстридсеном. К тому времени, когда Харальд вернулся в Норвегию, противостояние его племянника с конкурентом была в самом разгаре - Свен трижды потерпел поражение от Магнуса в морских сражениях, но его поддерживали датчане, поэтому отступать он не собирался. Разумеется, Харальд тут же заключил военный союз с противником племянника, Свеном II. Однако, Магнус перетянул дядюшку на свою сторону, объявив его в 1046 году своим соправителем. Вот сразу после этого, скорее всего, киевская княжна и стала женой Харальда III Сурового.

Делил трон со своим племянником Харальд недолго - уже через год, 25-го октября 1047 года, 23-летний Магнус погиб при туманных обстоятельствах (возможно, от падения с коня). Жениться он не успел, и оставил после себя только одну незаконнорожденную дочь.

Унаследовав после смерти племянника престол Норвегии, Харальд III Сигурдссон, таким образом, унаследовал и договор Магнуса с Харденкудом о том, что если один из них умрет без наследника, то второй наследует его корону. И 32-летний зять Ярослава Мудрого не собирался отказываться ни от одной из трёх корон, права на которые он имел.

Начал он, разумеется, с Дании, с которой норвежцы и так не прекращали военные сражения на протяжении последних 7 лет. Датчане терпели поражение за поражением, практически каждый год норвежские корабли разоряли прибрежные селения. В 1050 году Харальд разграбил и сжёг дотла Хедебю - главный торговый центр Дании, в 1062 году в крупном морском сражении в устье реки Ниц (современное название Ниссан) Харальд разгромил флот Свена, и тот чудом избежал гибели. Тем не менее, несмотря на все победы, Харальду не удалось завоевать Данию, так как местная знать и простые жители (бонды) оказывали Свену неизменную поддержку. В 1064 году конунг Норвегии был вынужден отказался от притязаний на датский трон и заключил мир со Свеном.

Кроме долгой и кровопролитной войны с Данией, Харальд в 1063-1065 гг воевал со Швецией, король которой (его жена приходилась двоюродной сестрой Олисаве-Елизавете) поддерживал мятежных ему ярлов. В сражении при Венерне (1063) норвежцы разбили объединённое войско шведов и мятежных уппландцев.

В самой Норвегии зять киевского князя успешно установил централизованную королевскую власть. Несогласные с его политикой были либо убиты, либо изгнаны из страны. В этом Харальд опирался на помощь церкви, поэтому не удивительно, что в его правление христианство окончательно утвердилось в стране. Зять Ярослава Мудрого заботился и о развитии торговли - именно он в 1048 году основал торговое поселение Осло, ставшее впоследствии столицей Норвегии.

Кроме своей отваги и воинственности, Харальд III Суровый прославился ещё при жизни, как поэт. Его считают автором множества вис (стихотворений), самые известные из которых объединены в цикл из шестнадцати вис под общим названием «Висы радости», посвящённые его (тогда ещё будущей) жене, киевской княжне Олисаве-Елизавете. В них он воспевает свои военные подвиги, заканчивая каждую из вис одинаковой строкой, в которой сетует на то, что «не хочет девушка в Гардах (от Гардарики - древнескандинавского названия Руси – прим.автора) чувствовать ко мне склонности»:

Корабль проходил перед обширной Сицилией. Мы были горды собой.

Корабль с людьми быстро скользил, как и можно только было желать.

Я меньше всего надеюсь на то, что бездельник будет нам в этом подражать.

Однако не хочет девушка в Гардах чувствовать ко мне склонности.

Это дословный перевод одной из вис, в русской литературе существует полтора десятка их литературных обработок, в том числе в редакции знаменитых поэтов Львова, Батюшкова и Толстого.

Такая возвышенная любовь конунга Харальда к своей супруге, руки которой он так долго добивался у Ярослава Мудрого, воспетая им самим в стихах, впрочем, закончилась всего через три года после свадьбы, в 1048 году, когда он взял себе в наложницы (по другим источникам - в качестве второй жены) дочь влиятельного норвежского магната, Тору Торбергсдоттир. К тому времени Олисава-Елизавета родила своему мужу троих детей - дочерей Марию и Ингигерду и сына Магнуса (хотя относительно него нет точной информации, кто именно был его матерью - королева или наложница). Согласно сагам, Елизавета, в первую очередь, как христианка, не примирилась с двоеженством своего супруга, и удалилась в добровольное изгнание на один из норвежских островов - Сэла. Там она с монахами занималась переписью христианской литературы, в том числе, принимала участие в написании жития Святого Олафа, старшего брата своего мужа. Кроме того, прекрасно образованная киевлянка занималась воспитанием своих детей и воспитанием пасынка, младшего сына Харальда от Торы, Олафа.

Когда Харальд III Суровый был вынужден, после почти двадцати лет войны, заключить мирный договор с Данией в 1064 году, отказавшись таким образом от своих претензий на датскую корону, у него появились ресурсы для того, чтобы предъявить права на английский трон, что он и сделал, воспользовавшись смертью последнего бездетного англосаксонского короля Эдуарда Исповедника 5-го января 1066 года.

Ситуация для нападения на Англию была для Харальда очень благоприятной - новый король страны, Гарольд Годвинсон (ок.1022-1066) - сосредоточил основные сухопутные и морские силы английского королевства на южном побережье, в ожидании вторжения Вильгельма Нормандского. Кроме того, английский флот был крайне слабым и не мог оказать отпор норвежцам. В сентябре 1066 г., пользуясь попутными северными ветрами (которые, в свою очередь, задержали отплытие нормандской армии из Франции), флот Харальда (по разным оценкам, от 360 до 460 кораблей) отплыл к Англии, и спустился с севера на юг вдоль побережья от устья реки Тайна до Хамбера, разоряя по пути прибрежные поселения Йоркшира. Небольшой отряд английских кораблей, охранявший эти земли, был вынужден отступить вглубь территории, вверх по реке Узе и далее в Варфу до Тэдкастера. Харальд решил запереть англичан в устье реки и бросил якорь на нижней Узе в районе Риккола, откуда до Йорка было около 15 км на север. Оставив небольшой гарнизон для защиты кораблей, норвежская армия высадилась на берег и двинулась в сторону Йорка.

В связи с тем, что основные силы английского королевства находились в южной Англии, в бой с викингами Харальда вступили и были разгромлены войска местного ополчения Нортумбрии и Мерсии, в битве при Фулфорде 20-го сентября 1066 года (в 3 км к югу от Йорка). Победа при Фулфорде открыла перед конунгом Харальдом Суровым Йорк, жители которого заключили мир с норвежцами и предоставили им продовольствие. Более того, часть нортумбрийских тэнов (англосаксонский аналог дворян) присоединилась к норвежской армии. Харальд не стал занимать город, а прошёл с флотом по реке Уарф, где бросил якорь в 14 км к юго-западу от Йорка рядом с местечком Тадкастер.

Чтобы обеспечить верность новых североанглийских союзников, король Норвегии потребовал от нортумбрийских тэнов предоставить ему заложников. Утром 25-го сентября Харальд, оставив на кораблях треть своих войск, отправился с остальными воинами принимать заложников. День выдался жарким, так что воины предпочли не надевать доспехов, а взяли с собой «щиты, шлемы и пики, и мечи на перевязях, и многие имели также луки и стрелы».

В ожидании нортумбрийцев норвежцы расположились в 13 км к востоку от Йорка, у переправы через реку Дервент. И были очень неприятно удивлены внезапным появлением на другом берегу английской армии короля Гарольда. Харальд успел послать на корабли за подмогой, но исход яростной битвы при Стамфорд-Бридже был решён довольно быстро в пользу англичан - не в последнюю очередь потому, что норвежский конунг был убит в самом начале решительной схватки - стрела пронзила ему горло. Подоспевшие с кораблей викинги не смогли переломить ситуацию - оставшиеся в живых норвежцы уплыли домой всего на 24 кораблях из 400 (столько разрешили взять англичане), под предводительством младшего сына короля Харальда, Олафа, принеся клятву никогда более не нападать на Англию.

Эта победа (кстати, ставшая последней крупной битвой в более чем 200-летней истории набегов викингов на Британские острова) очень дорого обошлась англичанам - меньше чем через месяц, в битве при Гастингсе 14-го октября 1066 года с войсками герцога Вильгельма Завоевателя, они потерпели сокрушительное поражение от нормандцев, в результате которого Англия была ими захвачена. Последний англосаксонский король Гарольд Годвинсон погиб на поле боя вместе с двумя своими младшими братьями.

В последнем военном походе Харальда его сопровождали королева Елизавета и дочери Мария и Ингигерда, которых он оставил на Оркнейских островах, расположенных у северо-восточного побережья Шотландии. Согласно сагам в «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб их муж и отец, конунг Харальд, на Оркнейских островах внезапно скоропостижно умерла его старшая дочь Мария. Ей было около 19 лет. В своде скандинавских саг «Круг земной» сообщается, что король Харальд собирался выдать Марию замуж за своего соратника, хёвдинга Ойстена Орре, брата своей наложницы Торы Торбергсдоттир, который погиб вместе с ним в битве при Стамфорд-Бридже. Выжившие после сражения с англичанами норвежцы перезимовали вместе с Елизаветой и Ингигердой на Оркнейских островах, и вернулись в Норвегию весной 1067 года.

Информация о дальнейшей судьбе овдовевшей примерно в 40 лет дочери Ярослава Мудрого противоречива. По одной версии, после возвращения домой вместе с дочерью, она провела остаток жизни при дворе своего то ли сына, то ли пасынка Магнуса, который после смерти Харальда стал в 18 лет королём Магнусом II (1048-1069) - сам Харальд назначил его своим наместником перед злосчастным походом в Англию. Согласно другой версии, Олисава-Елизавета вышла замуж во второй раз, за датского короля Свена II Эстридссена, с которым Харальд раньше воевал за престол Дании без малого 20 лет, но так и не стал датским королём, зато его вдова стала датской королевой. Где и когда киевлянка закончила свой жизненный путь - историкам неизвестно.

Дочь Елизаветы Ингигерда (1046-1120) вскоре после гибели отца, в 1067 году, была выдана замуж за датского принца Олафа (сына предполагаемого супруга её матери, датского короля Свена II Эстридссена), который стал королём Дании в 1086 году. После смерти мужа в 1095 году Ингигерда вышла замуж во второй раз, за шведского принца Филиппа, который в 1105 году стал королём Швеции. Таким образом, эта внучка Ярослава Мудрого за свою жизнь носила две короны - датскую и шведскую.

О чём следует упомянуть отдельно - брак Елизаветы и Харальда не мог не быть знаковым для матери киевской княжны, княгини Ирины. Потому что до того, как стать женой Ярослава Мудрого в 1019 году, шведская принцесса два года была невестой старшего брата своего зятя, конунга Норвегии Олафа II Святого. Решение об их свадьбе было принято на тинге (скандинавский аналог древнерусского вече) в Упсале осенью 1017 года. Отец невесты, король Швеции Олаф III, дал клятву, что отдаст Ингигерду замуж за норвежца. Более того, его дочь сама хотела этого брака (Ингигерда и Олаф состояли в любовной переписке, помимо официального сватовства, король Норвегии прислал своей невесте золотое кольцо с предложением руки и сердца, на которое та ответила согласием), и есть основания полагать, что всю жизнь она продолжала любить несостоявшегося мужа. И её можно понять - Ярослав был старше своей жены примерно на 20 лет, а норвежский конунг был старше Ингигерды всего на 5-6. К тому же, новгородский князь был хромым, что в глазах молодой девушки его тоже не красило.

Выданная против своей воли воли за Ярослава, Ингигерда, тем не менее, спустя год породнилась со своим любимым Олафом - её сестра по отцу (от наложницы), Астрид, заняла её место и стала норвежской королевой. Во второй раз с Олафом Ингигерда породнилась уже через 15 лет после его смерти - дети Олисавы-Елизаветы и Харальда одновременно приходились ей родными внуками, а Олафу - кровными племянниками.

Бездомный сын короля с отрядом верных ему варягов прибыл к Ярославу Мудрому и записался в его дружину. Однажды, во время большого христианского праздника он встретил у Десятинной церкви дочь киевского князя Елизавету. Она была прекрасна: стройный стан, нежный румянец, бездонные глаза цвета неба и роскошная коса цвета спелых колосьев. И Харальд, естественно, влюбился! И это естественно - на его месте влюбился бы любой мужчина! Даже и не княжеских кровей.

Надо отметить, что Елизавета тоже воспылала нежным чувством к рослому северному красавцу, и как-то шепнула ему, что если он прославится и разбогатеет, тогда она будет его навеки.

А как в те годы прославлялись и богатели воины? Правильно, с помощью меча и топора. Вот их и взял в руки храбрый викинг. Разгуляться ему на Руси особо не было где, и тогда он с дружиной в 500 человек отправился в Царьград - Константинополь. И там этот варяжский отряд записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому. Тому нужно было держать в повиновении своё огромное государство. Своим элитным наёмникам император платил весьма щедро, к тому же его воины в походах имели право на четверть от захваченной добычи. А это, знаете, очень хороший стимул для воинских подвигов.

И Харальд эти воинские подвиги совершил. Причём многократно. Варяжская гвардия под его командованием выбила пиратов из порта Пирей в Эгейском море и разгромила множество банд морских разбойников в Малой Азии и Сирии. Дружина Харальда завоевала четыре города в Сицилии. Причём, один из сицилийских городов он захватил с помощью той же хитрости, которую однажды применила княгиня Ольга в древлянском Искоростене. Вот как это описал в своей саге исландский скальд (поэт) и историк Снорри Стурлусон: «Он велел своим птицеловам ловить птичек, которые вьют гнезда в городе и вылетают днём в лес в поисках пищи. Харальд приказал привязать к птичьим спинкам сосновые стружки, смазанные воском и серой, и поджечь их».

Удивительный факт: Харальд был не только отчаянным рубакой, отважным воином и авторитетным вождём, он был ещё и… поэтом!

Совершенно невероятное сочетание: суровый головорез и утончённый поэт, не правда ли!? Однако, до наших дней дошли несколько его вис - так скандинавы называли стихи в своих сагах. Эти висы, в которых Харальд описывал свои военные подвиги и походы, были посвящены некой «девушке в Гардах». Этой девушкой в Гардах была далёкая киевская возлюбленная Елизавета Ярославна. Гардарикой викинги называли Русь.

Харальд сочинил цикл из шестнадцати вис, каждая из которых заканчивалась одной и той же строкой, в которой автор сетовал на то, что «Не хочет девушка в Гардах чувствовать ко мне склонности» либо «А дева русская Харальда презирает».

Это был такой возвышенный и утончённый литературный приём страдающего влюблённого. Дескать, вот посмотрите братцы-варяги, что делается! - я весь такой суровый, отважный и неустрашимый, передо мной трепещут враги и преклоняют колени целые народы, моей любви домогаются сотни женщин, а русская девушка, которую я безумно люблю и безмерно обожаю, почему-то отвергает меня и не чувствует ко мне склонности… Ну, почему, о други!?

Хотите, приведу несколько примеров древней скандинавской поэзии XI-го века? Пожалуйста! Итак, виса-четверостишие Харальда. Современный русский перевод в прозе.

«Корабль проходил перед обширной Сицилией. Мы были горды собой.

Корабль с людьми быстро скользил, как и можно только было желать.

Я меньше всего надеюсь на то, что бездельник будет нам в этом подражать.

Однако не хочет девушка в Гардах чувствовать ко мне склонности».

Или вот ещё один, более поэтичный и мелодичный вариант древнего вирша:

«Вокруг Сицилийских я плыл берегов,

Оружие наше блистало.

Мой черный дракон, преисполнен бойцов,

Стремил достающее жало.

Валы рассекая средь ночи и дня,

Всё взять я хотел своенравно.

Но Русская дева отвергла меня…»

А вот ещё один великолепный образчик старинной лирической пиратской песни:

"Мы, други, летали по бурным морям,

От родины милой летали далеко!

На суше, на море мы бились жестоко;

И море, и суша покорствуют нам!

О други! Как сердце у смелых кипело,

Когда мы, содвинув стеной корабли,

Как птицы неслися станицей веселой

Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!

…А дева русская Харальда презирает…"

Вот какие красивые любовные послания писал «парень из армии» «девушке, которая его ждала». Эти письма он регулярно отправлял в Киев.

Эти богатые дары и достигнутая воинская слава очень впечатлили князя Ярослава Мудрого. И он выполнил своё обещание - выдал дочь замуж за отважного Харальда. После медового месяца молодой муж отправился возвращать себе отеческий трон. Деньги у него были - «заработал» морскими походами в Средиземке, а вот с воинами помог киевский тесть.

С помощью русского войска он выбил всех недругов и стал норвежским конунгом Харальдом Третьим по прозвищу Суровый .

Киевская княжна и норвежская королева Елизавета Ярославна прибыла к мужу на свою новую родину. И ей там очень не понравилось. Холодно, сыро, серо и уныло. После Киева - сплошная дикость, языческое варварство и унылое невежество.

Напомню, что скандинавы называли Русь Гардарикой - в переводе это означает «Страна городов» . А вот их мрачные поселения городами сложно было назвать. Деревни какие-то! Королевский дворец Харальда мало чем отличался от обычного дома рядового викинга - это был огромный сруб без окон, с очагом посередине и дырой в потолке для отвода дыма. Спальни в этом сарае устраивались в разных углах за перегородками. После отцовских палат Елизавета очень долго привыкала к убогому нордическому быту и ужасным нравам.

Стоит ли говорить о том, что королева Елизавета была единственной грамотной и широко образованной женщиной во всём норвежском королевстве? И в датском, пожалуй, тоже.

Следует отметить, что все три дочери Ярослава Мудрого - Елизавета, Анастасия и Анна - умели читать и писать, а также знали иностранные языки, в отличие от многих монархов тогдашней Европы. Средняя дочь Ярослава Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I, а младшая дочка Анна вошла в историю Франции и всей Европы как Анна Русская или Анна Киевская . Кстати, Анна Ярославна, когда вышла замуж за короля Франции Генриха I и прибыла к нему на родину, то тоже ужаснулась местному быту, грязи и убогости города Парижа. А потом писала батюшке трогательные письма, смысл которых сводился к «И куда же ты меня отправил!?» .

Говорят, что её муженёк Генрих, хоть и слыл храбрым и неутомимым воином, был совершенно неграмотным и все государственные бумаги подписывал крестиком. В тогдашней Европе «читать и писать» было уделом монахов в монастырях. А короли и знать занимались войнами, осадами замков и городов, охотой, пирами и всяческими приятными плотскими утехами. Это мужчины. А благородные дамы коротали время за вышивкой и прочим рукоделием. Так что на фоне тогдашнего европейского дворянства дочери Ярослава Мудрого - грамотные, образованные и владеющие несколькими языками, выглядели ну просто академиками.

Королеве викингов Елизавете местные дикие скандинавские обычаи, вся их первобытная необустроенность и хамское бескультурье ужасно надоели, и она, как всякая нормальная женщина, стала капать мужу на мозги. Смею предположить, что это было примерно так:

Дескать, что ж ты за король такой, а!?..., ишь ты, Суровый Харальд, понимаешь,… тоже мне конунг нашёлся,… не могу я больше находиться в одной избе с твоими дружками-дружинниками, прячась от них за перегородкой!..., надоело жить в этой грязище вместе со свиньями и овцами в одном загоне,… вон, полюбуйся на наших дочерей - княжны в навозе копошатся,… платьев ненадёванных у меня пять сундуков, а выйти в них некуда!..., потому как одни сараи в твоей убогой деревне!..., короче, что хочешь делай, но построй мне хороший добротный дом, как у батюшки моего в Киеве,… а ещё лучше стольный город нормальный заложи!

И таки доклевала Елизавета своего Харальда. На третью годовщину царствования своей королевы, конунг приказал построить новый город-крепость в устье реки Ло. И назван тот город был Осло .

Вот как зародилась столица Норвегии - благодаря женскому влиянию русской княжны.

Елизавета Ярославна прочно обосновалась в новом городе вместе со своими дочерями. Когда Суровый муж уходил в военные походы, то всеми делами в его государстве заправляла она. Экономикой, строительством, торговлей и политикой занималась очень мудро. Потому, что «девичья фамилия» у неё такая была. От Мудрого папеньки доставшаяся.

Ещё раз повторю - русская королева Норвегии была грамотной и хорошо образованной. Она читала на кириллице и глаголице, прекрасно владела несколькими языками, знала математику и богословие. Когда она ехала в Норвегию царствовать, то прижимала к груди христианское Евангелие.


Приехав на новую родину, Елизавета столкнулась с упорным сопротивлением язычества. До этого в Норвегии уже были попытки насадить новую религию. И делалось это жёсткой силой: того, кто отказывался креститься, калечили или даже убивали, уничтожались скульптуры древних богов, а языческие капища разрушались. Дочь Ярослава не стала насаждать христианство силой, кровью и мечом. Она в очередной раз поступила очень мудро. (Гены - они ведь такие) . Она взяла и пригласила в новую столицу Осло иностранных торговцев. Купцы считались личными гостями королевы, и поэтому любое нападение на них исключалось.

И по двум торговым путям «Из варяг в греки» и «Из варяг к персам» потекли всевозможные товары. Византийские и русские купцы завалили Осло дорогими одеждами, необычными тканями, приятными благовониями, небывалыми в тех краях специями и восточными сладостями. Суровые викинги вдруг поняли, что достаток и богатство можно добыть не только с помощью оружия. Оказывается, можно еще и торговать! И тогда многие скандинавы, в первую очередь местные купцы, стали добровольно принимать христианство. Новая вера значительно облегчала торговлю с другими европейскими странами.

Королева Елизавета применяла ещё один мудрый приём - на всех христианских праздниках она раздавала своим подданным подарки. И однажды, её любящий супруг преподнёс щедрый подарок ей самой - заложил в Осло храм Святой Марии.

P.S.

А.К. Толстой

Песнь о Гаральде и Ярославне
(в сокращении)

Гаральд в боевое садится седло,
Покинул он Киев державный,
Вздыхает дорогою он тяжело:
"Звезда ты моя, Ярославна!

И Русь оставляет Гаральд за собой,
Плывет он размыкивать горе
Туда, где арабы с норманнами бой
Ведут на земле и на море.

Веселая то для дружины пора,
Гаральдовой славе нет равной -
Но в мысли спокойные воды Днепра,
Но в сердце княжна Ярославна.

Нет, видно ему не забыть уж о ней,
Не вымучить счастья иного -
И круто он бег повернул кораблей
И к северу гонит их снова.

Он на берег вышел, он сел на коня,
Он в зелени едет дубравной -
"Полюбишь ли, девица, ныне меня,
Звезда ты моя, Ярославна?"

И в Киев он стольный въезжает, крестясь;
Там, гостя радушно встречая,
Выходит из терема ласковый князь,
А с ним и княжна молодая.

"Здорово, Гаральд! Расскажи, из какой
На Русь воротился ты дали?
Замешкался долго в земле ты чужой,
Давно мы тебя не видали!"

"Я, княже, уехал, любви не стяжав,
Уехал безвестный и бедный;
Но ныне к тебе, государь Ярослав,
Вернулся я в славе победной!

Как вихорь обмел я окрайны морей,
Нигде моей славе нет равной!
Согласна ли ныне назваться моей,
Звезда ты моя, Ярославна?"

В Норвегии праздник веселый идет:
Весною, при плеске народа,
В ту пору, как алый шиповник цветет,
Вернулся Гаральд из похода.

В ладьях отовсюду к шатрам парчевым
Причалили вещие скальды
И славят на арфах, один за другим,
Возврат удалого Гаральда.

A сам он у моря, с веселым лицом,
В хламиде и в светлой короне,
Норвежским избранный от всех королем,
Сидит на возвышенном троне.

Отборных и гридней и отроков рой
Властителю служит уставно;
В царьградском наряде, в короне златой,
С ним рядом сидит Ярославна.

И, к ней обращаясь, Гаральд говорит,
С любовью в сияющем взоре:
"Все, что пред тобою цветет и блестит,
И берег, и синее море,

Цветами убранные те корабли,
И грозные замков твердыни,
И людные веси норвежской земли,
И все, чем владею я ныне,

И слава, добытая в долгой борьбе,
И самый венец мой державный,
И все, чем я бранной обязан судьбе,-
Все то я добыл лишь на вено тебе,
Звезда ты моя, Ярославна!"