Нансен плавал в арктику на судне. Фритьоф Нансен (полное имя норв. Fridtjof Wedel-Jarlsberg Nansen). Что такое нансеновский паспорт

Ответ редакции

10 октября 1861 года в усадьбе Стуре-Фрёен близ Кристиании (ныне Осло) родился норвежский полярный путешественник, ученый, общественный деятель Фритьоф Нансен . Нансен был членом Международного совета по изучению морей в Копенгагене. Он разработал метод определения скоростей течения с дрейфующего судна, сконструировал батометр и точный ареометр. После окончания Первой мировой войны был верховным комиссаром Лиги Наций по делам военнопленных, был одним из организаторов помощи голодающим Поволжья, главой комиссии по репатриации армянских беженцев в Армению. Его именем назван ряд географических объектов в Арктике и Антарктике. За многолетние усилия по оказанию помощи беззащитным в 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира.

Нансен родился в семье юриста. Его отец Бальдур Нансен был секретарем окружного суда. Мать — фру Аделаида Нансен — урожденная баронесса Ведель-Ялберг. В 17 лет Фритьоф стал чемпионом Норвегии по лыжным гонкам, а затем и чемпионом мира по бегу на коньках.

По окончанию школы Нансен получил высшие оценки по естественным наукам и черчению. Продолжать семейное дело он не стал и по совету отца подал заявление в военное училище, но вскоре забрал его и поступил в Кристианийский университет на зоологический факультет.

Полярные и океанографические исследования

В 1882 году Нансен нанялся работу на зверобойную шхуну «Викинг» и впервые вышел в Северный Ледовитый океан. Во время плавания на зверобойном промысле он изучал арктические льды и на основе полученных образцов доказал, что почва была принесена к Шпицбергену от берегов Сибири.

В 1888 году Нансен вместе с товарищами высадился на побережье Гренландии и, впервые пройдя остров с востока на запад на лыжах, установил факт сплошного оледенения его внутренних районов.

По возвращении из экспедиции он работал в университете Кристиании.

В 1890 году Нансен поставил цель добраться до Северного полюса на судне, дрейфующем вместе со льдами. 24 июня 1893 года на корабле «Фрам» вместе с экспедицией он отправился из Вадсё (Норвегия). Корабль обогнул мыс Нордкап, прошёл вблизи северной оконечности Сибири и 28 сентября 1895 года оказался во льдах за мысом Челюскин. Летом 1896 года Нансен встретился на Земле Франца-Иосифа с английской экспедицией Джексона, на судне которой «Windward» он и вернулся 13 августа в Вардё, пробыв в Арктике три года. Полярному исследователю удалось собрать ценные данные о течениях, ветрах и температурах. Нансен также доказал, что с евроазиатской стороны в приполярном районе не суша, а глубокий, покрытый льдом, океан.

В 1900 году Нансен совершил экспедицию на Шпицберген, а в 1913 году плавал на пароходе к устью Лены и совершил поездку по Транссибирской железной дороге.

В 1902 году Нансен создал океанографическую лабораторию в Кристиании.

С 1928 года участвовал в подготовке германской экспедиции в Арктику на дирижабле «Граф Цеппелин», однако она состоялась уже после его смерти.

За многочисленные заслуги в честь Нансена был назван лунный кратер и остров архипелага Земля Франца-Иосифа, остров в Карском море и горные вершины в Антарктиде, Тянь-Шане и Канаде, а также улицы в Москве, Норильске, Ростове-на-Дону, Калининграде, Рыбинске, Виннице, Ереване, Нью-Йорке, Манчестере, Белфасте, Софии и других городах.

Общественная деятельность

В 1906-1908 Нансен был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны Нансен был представителем Норвегии в США, а в 1920-1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. Он учредил Нансеновское паспортное бюро, которое выдавала так называемые нансеновские паспорта — международный документ, который удостоверял личность собственника. Вначале он выдавался россиянам, а впоследствии и другим беженцам, которые не могли получить обычный паспорт. В 1942 году этот документ признали правительства 52 государств.

В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья.

В 1922 году он стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро.

В 1922 был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931 году.

Ученый скончался в Люсакере близ Осло 13 мая 1930 года, играя с внучкой на веранде своей усадьбы. По его просьбе его прах был развеян над Осло-фьордом.

Фритьоф Нансен известен как норвежский полярный исследователь, учёный - доктор зоологии, основатель новой науки - физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп.

Ребенком молодой путешественник ночевал по несколько дней в лесу и на холмах. Так же с юности у Нансена был талант к лыжам. Поэтому в молодые годы он прославился, как спортсмен-лыжник и конькобежец. Несколько раз даже выигрывал чемпионаты в Норвегии.

В 1880 году, поступая в университет в Осло, Фритьоф делал сложный выбор между живописью и зоологией. В итоге выбор пал все таки на второе. Спустя 2 года в 1882 году Нансен завербовался матросом на корабль "Викинг". Это было промысловое (зверобойное) судно, которое отправлялось в Арктику. Путешествие так впечатлило юного Фритьофа, что он задумал свой пеший переход через Гренландию (первый в своем роде поход).

На протяжении 5 лет Нансен не мог найти денег для осуществления своих планов. Поэтому по возвращении из плавания, он посвятил себя научной деятельности. Но в конце концов в 1888 году один копенгагенский филантроп решил стать спонсором его похода в Гренландию. В мае 27-летний Нансен и еще только 5 членов экипажа отправились в путешествие. Экспедиция не задалась с самого начала, так как льды сместились намного миль в сторону. Горы, ледники и низкая температура сильно затрудняли путешествие. Поэтому не все задуманной удалось осуществить. Это приключение послужило толчком для написания двух книг «Первый переход через Гренландию» и «Жизнь эскимосов».

Вернувшегося из экспедиции Нансена встречали в Норвегии, как прославленного героя. Пересечение на лыжах ледникового покрова острова Гренландия (впервые в истории), приняли как грандиозное спортивное достижение. В 1897 году Нансен стал куратором по зоологии университета Кристиании. В это же время он начала планировать свою новую экспедицию. Следующей целью стал Северный полюс. Фритьоф решил установить есть ли там суша. Норвежское правительство выделило средства Нансену на постройку судна для его новой экспедиции. В итоге этим судном стал круглодонный корабль "Фрам" ("Вперед"), рассчитанный на сильное давление льда.

1893 г. летом он и его команда из 12 человек отправилась в это тяжелое путешествие. Но в ходе попытки достижения Северного полюса, корабль застрял во льдах за мысом Челюскин. Нансен не опустил руки. Он решил подойти как можно ближе к северному полюсу на собачьих упряжках. Преодолев все неприятности, они впервые дошли до точки 86° 13,6" северной широты. В 1897 году вышел двухтомный труд "Крайний Север", в основу которого легла эта экспедиция Нансена. После 1897 года основные научные интересы исследователя были связаны с новой и только создаваемой наукой - океанографией. Фритьоф был участником нескольких океанографических экспедициях в Северной Атлантике.

В 1906-1908 гг. решил сменить род деятельности. Он помог отделится Норвегии и стал ее послом в Великобритании. Во время Первой мировой войны Нансен очень активно стал помогать российским пленным. Благодаря нему около 1,5 млн эмигрантов смогли получить жилье. Когда в России начался страшный голод в 1921 году, Нансен не смог оставить это без внимания. Он собрал деньги для спасения голодающих. Ему удалось спасти до 10 млн. жизней. Последнее годы жизни Фритьофа плотно связаны с Лигой Наций. С 1921 года он был её верховным комиссаром по вопросам беженцев.

Фритьофа Нансена был женат дважды, от первого брака у него было появилось пятеро детей. Но нормальной семьи у него так не сложилось.

Он умер в Осло 13 мая 1930 г. во время игры с внучкой на веранде, переутомившись до этого во время лыжной прогулки. Похороны его провели в годовщину норвежской независимости.

Благодаря матери, очень любившей лыжные походы, у Нансена и появилась эта любовь к походам.

Фритьофа обучили катанию на лыжах уже в 2 года.

В школьные годы юный путешественник сам смастерил ружьё из обрезка водопроводной трубы, но во время его испытаний едва не лишился глаза

Фритьоф сам разработал проект судна («Фрам»). Корабль должен был быть на столько прочным, чтобы выдержать ледовое сжатие.

Эпиграф описания путешествия Нансена «Той, которая дала имя кораблю и имела муже
ство ожидать», был посвящен его первой жене Еве.

Нансен был знаком с Софьей Ковалевской. Они так понравились друг другу, что некоторое время переписывались. О характере их отношений до сих пор ведутся споры

Нансен очень ценил творчество Байрона.

Во время похода к Северному полюсу полярники заблудились и решили зимовать на Земле Франца-Иосифа. Нансену пришлось охотиться на моржей и белых медведей. А жить в палатке из моржовых шкур.

Методы Нансена в передвижении и выживании во льдах и придуманным им оборудованием стало примером для подражания для многих полярников мирового класса. Нансен стал консультантом для полярных исследований из разных стран.

В 1911 году Руаль Амундсен (соотечественник Нансена) благодаря кораблю "Фраму" и советам Нансена достиг Южного полюса.

Именем Нансена были названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.

В 1922 году Фритьоф стал лауреатом Нобелевской премии мира.

Еще одно достижение исследователя - Нансеновские паспорта. Такой документ позволял беженцам без гражданства найти приют в других странах.

После смерти Нансена его дело было продолжено Нансеновской организацией по вопросам беженцев, центральный офис которой получил в 1938 году Нобелевскую премию за усилия по распространению паспорта Нансена.

Норвежский исследователь и филантроп Фритьоф Нансен (10 октября 1861г. – 13 мая 1930г.) родился в пригороде Христиании (ныне Осло). Его отец, юрист по профессии, был строг с детьми, но не препятствовал их играм и прогулкам. Мать Фритьофа, очень любившая лыжные походы, привила ему любовь к природе. Ребенком он проводил много времени на лесистых холмах, вместе с братом по нескольку дней жил в лесу. Зимой они удили рыбу через лунки во льду и охотились. Детский опыт весьма пригодился Нансену позже, во время арктических экспедиций.
В 1880г. он поступил в университет в Осло, избрав в качестве специальности зоологию, которая привлекала его возможностью экспедиционной работы. Два года спустя он завербовался на промысловое судно «Викинг», направлявшееся в Арктику, и вскоре своими глазами увидел ледяные горы Гренландии. Это зрелище натолкнуло его на мысль о собственной экспедиции – первом пешем переходе через Гренландию.

Разрабатывая план перехода, Нансен решил плыть как можно ближе к необитаемому восточному побережью Гренландии, оставить корабль у края ледяных полей и дальше идти пешком на запад через ледники и горы. Долгое время Нансен не мог найти достаточно средств для осуществления замысла, но затем ему удалось произвести впечатление на одного филантропа из Копенгагена.

В мае 1888г. Нансен и пять членов экипажа начали плавание. По достижении ледяных полей они покинули корабль, но оказалось, что льды сместились на много миль к югу. Участникам экспедиции пришлось двигаться на север, что заняло много времени и лишило их возможности попасть к цели до наступления арктической зимы. Горы, ледники и низкая температура сильно затрудняли путешествие, но через 37 дней экспедиция достигла эскимосского поселка на западном побережье. Однако был конец сентября, и навигация уже завершилась. Оставшись зимовать в поселке, Нансен посвятил свой вынужденный досуг изучению жизни эскимосов. Соединив собственный опыт с наблюдениями, он разработал классическую методику полярных переходов на лыжах и собачьих упряжках. В мае 1889г. экспедиция вернулась в Норвегию, где исследователя приняли как героя.

В том же году Нансен стал хранителем зоологической коллекции университета Осло и написал две книги о своих приключениях: «Первый переход через Гренландию» (“Pa ski over Gronland”, 1890) и «Жизнь эскимосов» (“Eskimoliv”, 1891). Одновременно он начал планировать новую экспедицию, в результате которой надеялся первым достичь Северного полюса и установить, есть ли там суша. Читая отчеты об американском исследовательском судне, которое дрейфовало в арктических льдах больше года, Нансен пришел к выводу, что особым образом сконструированное судно может попасть со льдом на полюс. На средства, полученные от норвежского правительства, он построил круглодонный корабль «Фрам» («Вперед»), рассчитанный на сильное давление льда.

Нансен отплыл летом 1893г. с экипажем из 12 человек. «Фрам» продвинулся к полюсу на 450 миль, но затем застрял. В марте Нансен и один из членов экипажа двинулись дальше на собачьих упряжках. Несмотря на неимоверные трудности, они впервые дошли до точки 86° 13,6’ северной широты. Не зная, где находится «Фрам», полярники решили зимовать на Земле Франца-Иосифа, они охотились на моржей и белых медведей и жили в палатке из моржовых шкур. В мае 1896г. они встретили английскую экспедицию и в августе вернулись на «Фрам». Историю экспедиции Н. описал в двухтомном труде, который в английском переводе вышел под названием «Крайний Север» (1897).

Полученный опыт пробудил интерес норвежца к океану, и в 1908г. он занял в университете Осло только что созданную кафедру океанографии. Занимая эту должность, помог учредить Международный совет исследования моря, руководил его лабораториями в Осло и участвовал в нескольких арктических экспедициях.

Завоевав к тому времени международную известность, Нансен участвовал в переговорах об отделении Норвегии от Швеции в 1905г. Многие шведы решительно противились расторжению союза двух народов. Нансен отправился в Лондон, где отстаивал право Норвегии на независимое существование. После мирного отделения Норвегии он стал ее первым послом в Великобритании, занимая этот пост в 1906...1908гг. В то же время он работал над книгой «Среди северных туманов» (“Nord i tackenheimen”, 1910...1911). Будучи крупнейшим в мире полярным исследователем, Нансен консультировал английского путешественника Роберта Фэлкона Скотта, который, к сожалению, не воспользовался его советами на пути к Южному полюсу. Однако Руаль Амундсен (тоже норвежец) благодаря кораблю «Фраму» и советам своего наставника достиг Южного полюса в конце 1911г.

С началом первой мировой войны Нансен вновь поступил на государственную службу. В 1917г. его направили в США для переговоров о поставках в Норвегию предметов первой необходимости. Норвегия решительно высказалась в пользу Лиги Наций, и Нансен, возглавлявший Норвежское общество поддержки Лиги, стал в 1920г. в ней первым представителем Норвегии.

В том же году Филип Ноэль-Бейкер пригласил Нансена принять участие в контроле за репатриацией 500 тыс. германских и австрийских военнопленных из России. Задача осложнялась хаосом, сопровождавшим русскую революцию, и решением советского правительства не признавать Лигу Наций. Однако международный авторитет знаменитого исследователя позволил ему добиться допуска к пленным. Не имея ни транспорта, ни запасов продовольствия для репатриантов, он обратился к Лиге Наций с запросом о средствах на эти цели. Нансен убедил большевистские власти доставить военнопленных на границу и с помощью захваченных немецких судов, находящихся в Англии, вывез их из советских портов. К сентябрю почти 437 тыс. пленных вернулись на родину.

В то же время он занимался решением другой задачи – обеспечения жильем 1,5 млн. русских эмигрантов, бежавших от революции. Многие из них не имели удостоверений личности и перемещались из страны в страну, оседая в убогих лагерях, где от голода и тифа умирали тысячами. Нансен разработал международные соглашения о документах для беженцев. Постепенно 52 страны признали эти документы, которые получили название «нансеновских паспортов». Именно благодаря усилиям норвежца большинство эмигрантов обрели кров.

Во время голода, обрушившегося на Советскую Россию летом 1921г., Нансен, который в июне был назначен верховным комиссаром Лиги по делам беженцев, обратился к правительствам с призывом оказать помощь, оставив в стороне политические разногласия с Советами. Лига Наций отклонила его запрос о займе, но США, например, выделили на эти цели 20 млн. долларов. Средства, собранные правительствами и благотворительными организациями, позволили спасти 10 млн. жизней. Он также позаботился и о беженцах во время греко-турецкой войны 1922г.: миллион греков, живших в Турции, и полмиллиона турок, живших в Греции, поменялись местами.

За многолетние усилия по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войн Нансен был награжден Нобелевской премией мира 1922г. «Нобелевская премия присуждалась самым разным людям, – писал датский журналист, – но впервые она досталась человеку, который достиг в практике мира таких выдающихся успехов в столь короткий срок». Представитель Норвежского Нобелевского комитета Фредрик Станг в своей речи сказал: «Что больше всего поражает в нем – это способность посвятить жизнь одной идее, одной мысли и увлечь за собой других».

В своей Нобелевской лекции Нансен обрисовал отчаянные условия, ставшие следствием мировой войны, и отозвался о Лиге Наций как о единственном средстве предотвратить трагедии будущего. «Именно слепой фанатизм обеих сторон переводит конфликты на уровень борьбы и разрушения, тогда как дискуссии, взаимопонимание и терпимость могут принести гораздо более значительный успех», – говорил Нансен. Средства, полученные от Нобелевского комитета, он передал на помощь беженцам.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная комиссия с Нансеном во главе. Во время мировой войны гонения на армян в Турции достигли чудовищных размеров. Из 1845450 армян, живших в Турции, в 1915 и 1916 годах было уничтожено более одного миллиона, остальные частью бежали за границу, частью укрылись в горах. Нансен поехал в Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани [Ереване] советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки. “Единственное место, - заявил он, - где в настоящее время можно устроить неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в известной степени даже зажиточным”. Несколько десятков тысяч армянских беженцев удалось устроить в Сирии.

По возвращении на родину он написал полную симпатии и уважения к армянскому народу книгу «Армения и Ближний Восток», вышедшую в свет на норвежском, английском, французском, немецком и армянском языках.
Свою поездку в Армению Нансен описал также в книге “Gjennern Armenia” (“По Армении”), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга, также относящаяся к поездке 1925 года: “Gjennern Kaukasus til Volga” (“Через Кавказ на Волгу”). Забот об армянском народе Нансен не оставлял до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Семьи у Нансена не было.* Он умер в Осло, переутомившись после лыжной прогулки; похороны его состоялись 17 мая 1930г., в годовщину норвежской независимости.

* Примечание ArmenianHouse.org: это неверная информация. Нансен был женат и имел пятерых детей. См.

(1861-1930)- великий норвежский путешественник и учёный. Его, как и многих исследователей, привлекал Северный полюс. Но проникнуть в высокие северные широты ещё никому не удавалось. Суда смельчаков гибли в ледяных объятиях северных морей. Люди не знали, каким образом, на чём можно преодолеть этот труднейший путь.

В 1884 г. у южных берегов Гренландии были найдены вмёрзшие в лёд вещи с американского судна «Жанетта», которое было раздавлено льдами возле Новосибирских островов. Нансена эта находка навела на гениальную мысль. Если обломки «Жанетты», погибшей на востоке, через три года оказались на западе, стало быть, льды дрейфуют, двигаются с востока на запад. Нансен решил построить очень прочное судно особой, яйцевидной формы, чтобы льды его не раздавили и выталкивали наверх. Корабль вмёрзнет во льды, которые поплывут на север и, возможно, пронесут его неподалёку от полюса. А за время дрейфа можно сделать самые разные исследования. Так родился проект знаменитого корабля «Фрам», что значит «Вперёд». Славное имя!

Нансен на «Фраме» осуществил это плавание. Он сделал много интересных открытий. Одно из них - глубинное тёплое течение Гольфстрим в северных морях. Теперь уже не оставалось сомнений, что около полюса земли нет!

Но «Фраму» не удалось подойти близко к полюсу, и Нансен с молодым лейтенантом Иогансеном отправляются туда на собаках. Нансен был опытным полярным путешественником. Ещё раньше на собаках и пешком он пересёк огромный ледник острова Гренландия вдвоём с другим полярным исследователем - Свердрупом. И всё же путь к полюсу оказался слишком тяжёлым. Нансен решает повернуть обратно. Путешественники построили, как эскимосы, снежную хижину- иглу. Охота давала им еду и жир, который горел, освещая и обогревая их жилище. Весной, здоровые, крепкие, только ужасно грязные, обросшие, Нансен и Иогансен двинулись на юг.

И вот бодро шагают они уже по островам Земли Франца-Иосифа. Но что это?.. Лай собак?.. Не может быть! И вдруг перед ними возникает «видение». «Здравствуйте! Ваш корабль здесь?» - вежливо спрашивает джентльмен в клетчатом костюме. «Да вы не Нансен ли?» - уже радостно кричит он. Это Фредерик Джексон, английский путешественник, чья экспедиция работала тогда на Земле Франца-Иосифа. Теперь добраться домой было не сложно. Так закончилось это путешествие к полюсу.

Фритьоф Нансен был не только знаменитым исследователем, учёным, мужественным и храбрым путешественником, он был ещё и замечательным человеком. Он один из немногих в то время в буржуазном мире, кто хорошо относился к молодому Советскому государству трудящихся. И не только на словах. Нансен организовал помощь голодающим крестьянам Поволжья, где в первые годы Советской власти была страшнейшая засуха. Его посылки спасли не одну человеческую жизнь. Благодарная память советских людей хранит самые лучшие воспоминания о Фритьофе Нансене.

  НАНСЕН Фритьоф (1861–1930) , норвежский путешественник, исследователь Арктики, основоположник современной океанографии, географ, дипломат и общественный деятель, спортсмен, писатель и художник, почетный член Петербургской АН, один из крупнейших гуманистов ХХ в., лауреат Нобелевской премии мира.

Родился в усадьбе Стуре-Фрее неподалеку от Осло. С Арктикой познакомился еще студентом университета в Кристиании (ныне Осло). В 1881 на промысловом судне совершил плавание к берегам Гренландии. 24-дневный дрейф тюленебоя в полярных льдах сыграл главную роль в выборе молодым человеком дальнейшего жизненного пути. Его труды по моллюскам, ракообразным и низшим морским позвоночным и в наше время считаются классическими.

В 1888 Ф. Нансен с О. Свердрупом и четырьмя спутниками на собачьих упряжках и лыжах впервые пересекли с востока на запад южную часть Гренландии. Среди главных трудностей перехода были... страдания «от жажды, как в Сахаре ». Ф. Нансену удалось доказать, что остров покрыт сплошным ледниковым панцирем, и тем самым опровергнуть прежние гипотезы о возможном существовании оазисов в глубинных районах острова. Он открыл также второй полюс холода Северного полушария.

Во время вынужденной зимовки в пос. Готхоб Нансен собрал этнографические сведения о быте и хозяйстве эскимосов . В Гренландию он отправился научным клерком – хранителем Зоологического музея, а вернулся ученым с мировым именем. Его книга «Жизнь эскимосов», опубликованная в 1891 (русский перевод 1904), – не только крупный вклад в науку, но и пламенный призыв к защите малочисленных народов.

Ф. Нансен стал национальным героем и по возвращении на родину получил две высшие географические награды – медали «Веги» (в Норвегии) и «Виктории» (в Англии). Однако слава не вскружила голову молодому исследователю. Он бросил вызов грозному противнику – полярному океану, выдвинув в 1890 дерзкий, но основанный на научных расчетах проект достижения Северного полюса – на вмерзшем во льды специально построенном судне. Многие научные авторитеты того времени считали это безумным способом самоубийства.

Дрейф начался 22 сентября 1893 севернее о-ва Котельный, откуда судно Нансена «Фрам» вместе с ледовым массивом понесло на северо-запад. Ученый рассчитывал, что льды «доставят» корабль в район полюса, но линия дрейфа прошла несколько южнее. Вместе со штурманом Ф. Иогансеном в марте 1895 он покинул «Фрам», назначив начальником экспедиции О. Свердрупа, капитана судна, и пешком направился на север. Через 23 дня, по достижении рекордных на то время 86° 41′ с.ш. (до «макушки» планеты еще оставалось почти 420 км), путешественники вынуждены были повернуть на юг – к Земле Франца-Иосифа, до которой благополучно добрались в августе.

Зимовали норвежцы на острове, открытом за год до них англичанином Ф. Джексоном. Летом 1896 двинулись дальше на юг, и на о-ве Нордбрук произошла неожиданная встреча первоисследователя архипелага Джексона – этого «цивилизованного европейца в клетчатом английском костюме, тщательно выбритого, благоухающего душистым мылом », с Ф. Нансеном – «дикарем, одетым в грязные лохмотья, с длинными всклоченными волосами и щетинистой бородой ». Оба норвежца прибыли на родину в конце лета и были встречены как национальные герои. Вскоре в Норвегию вернулся и «Фрам», севернее Шпицбергена успешно закончивший беспримерную в истории ледовую одиссею. Книга Ф. Нансена «Фрам» в Полярном море» была переведена почти на все европейские языки, выдержала пять изданий и в нашей стране (последнее в 1956).

Во время дрейфа Нансен и Свердруп обнаружили в Северном Ледовитом океане глубины порядка 3000–3800 м и таким образом опровергли мнение о его мелководности. Поразительной батиметрической особенностью полярного океана, по мнению Ф. Нансена, является исключительно широкий евроазиатский шельф, имеющий небольшую глубину (не более 200 м, в основном менее 100 м). Батиметрическая карта Северного Ледовитого океана, составленная Ф. Нансеном, практически без изменений «дожила» до середины ХХ в. Ученый сделал также ряд других важных океанологических наблюдений и открытий: отверг гипотезу об арктической суше в центральной части океана, обнаружил неожиданное гидрологическое явление «мертвой воды», открыл глубинное теплое течение – «отголосок» Гольфстрима, получил данные о земном магнетизме, о закономерностях дрейфа льдов, установил влияние на движение льдов суточного вращения Земли.

В 1900–1904 на судне «Микаэл Сарс» Ф. Нансен изучал течения в Гренландском и Норвежском морях и выполнил замеры глубин. Высказанное им в 1902 предположение о существовании подводного хребта на границе Гренландского моря и Арктического басс. («Порога Нансена») не вызывало возражений более полувека. (Детальное обследование этой акватории в 1955–1962 выявило наряду с отдельными поднятиями дна ряд глубоких понижений.) Итогом океанологических работ Нансена (с привлечением данных других путешественников) стала батиметрическая карта. На ней впервые выделены или уточнены контуры уже известных подводных структур: крупная Норвежская котл. с «отростком» (ныне отдельная Лофотенская впадина), Гренландская котл., а также подводный хр. Мона и плато Вёринг, открытые в 1876–1878 норвежцем Х. Моном. Ученый внес большой вклад в методику определения скорости морского течения с дрейфующего корабля, в конструирование батометра (прибора для взятия проб воды с различных глубин) и точного ареометра. Нансен стал инициатором создания международного объединения океанографов, был избран председателем Международной комиссии по изучению морей.

В эти годы помимо научных занятий Ф. Нансен активно участвовал в движении норвежского народа за национальную независимость. Норвегия получила политическую самостоятельность (1905) во многом благодаря международному авторитету ученого. В 1906 он был назначен первым послом страны в Великобритании. Но дипломатическая карьера не прельщала Нансена: через два года он вернулся на родину и получил должность профессора океанографии в университете Осло.

В 1913 исследователь впервые посетил Россию: совершил плавание по Баренцеву и Карскому морям до устья Енисея, оттуда на речном пароходе поднялся до Красноярска, а затем путешествовал по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. Материалы его наблюдения легли в основу работы «В страну будущего» (русский перевод 1915).

После окончания первой мировой войны великий гуманист и пацифист был назначен Верховным комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. В 1921–1923 возглавлял Комиссию помощи голодающим Поволжья, в 1925 – Комиссию Лиги наций по оказанию помощи армянским беженцам.

Несколько раз посетив нашу страну в 20-х гг., Ф. Нансен высказал мысль об изучении района Северного полюса научными станциями, созданными на дрейфующих льдинах, он предлагал также использовать дирижабли при исследовании Арктики. Международное общество «Аэроарктик» избрало его почетным и бессменным президентом (1924).

Одна из регулярных лыжных прогулок Нансена закончилась простудой. После трехмесячной болезни великий ученый скончался.

Его именем названы 25 географических объектов, в т.ч. пять островов, четыре горы, два полуострова, два ледника, пять подводных возвышенностей, впадины, а также заливы, бухты, фьорды и пролив. Самый крупный из объектов – котл. Нансена в центральной части Северного Ледовитого океана.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"