Пересечь рубикон. Перейти рубикон, жребий брошен. Смотреть что такое "Перейти рубикон" в других словарях

Не ведают, что творят

Не ведают, что творят
Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Луки (гл. 23, ст. 34) приводятся слова распятого Иисуса о своих мучителях: «Отче! отпусти им, не ведают, что творят...»
Русский перевод этого стиха: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, чту делают. И делили одежды его, бросая жребий».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Не ведают, что творят

Выражение из Евангелия (Лука, 23, 34). Когда, согласно легенде, Иисус был распят на кресте, он, обращаясь к богу, сказал: "Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят", то есть: "Отец, прости им, ибо не знают, что делают".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Не ведают, что творят" в других словарях:

    Не ведают, что творят - крыл. сл. Выражение из Евангелия (Лука, 23, 34). Когда, согласно легенде, Иисус был распят на кресте, он, обращаясь к богу, сказал: «Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят», то есть: «Отец, прости им, ибо не знают, что делают» … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Не знают, что совершают зло, делают глупости. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 70 … Большой словарь русских поговорок

    Ср. Простим ему, простим ему, о братья: Не знает, что творит! П.И. Вейнберг. Элегия в вилле Monde brillant . Ср. Людям прощать надо, ангел мой. Не ведают бо, что творят, сказано... Маркевич. Перелом. 4, 13. Ср. Отче! прости им, ибо не знают, что … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - … Википедия

    - (1874 1936 гг.) писатель Авторы газетных колонок это несостоявшиеся торговцы мелким галантерейным товаром. Родители вынудили их заняться более интеллигентной профессией, но врожденный талант все таки пробивает себе дорогу. Агитатор владеет словом … Сводная энциклопедия афоризмов

    Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия

    Saxo Bank - (Саксо банк) Saxo Bank это брокер на финансовых рынках Саксо банк это ивестиционная компания, датский онлайн банк, плохие и не правдоподобно положительные отзывы о Saxo Bank Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Качественно своеобычный этап в истории философии. Хронологические рамки С.Ф. определяются, естественно, временной протяженностью самой эпохи Средневековья. По этому вопросу в медиевистике до сих пор высказываются разные точки зрения. Начало… … История Философии: Энциклопедия

    Качественно своеобычный этап в истории философии. Хронологические рамки С.Ф. определяются, естественно, временной протяженностью самой эпохи Средних веков. По этому вопросу в медиевистике до сих пор высказываются разные точки зрения. Начало… … Новейший философский словарь

Приветствую тебя, мой благословенный сын. Хочу поговорить с тобой. Зазнобило что-то, на душе сквозняк. В своё время пророк Исайя простонал: «Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет ». Ис.24:19. Очень актуально, не правда ли? Слова пророка, полны боли, отчаяния, и надежды. Шатается земля, распадается земля, беззаконие её тяготеет на ней. Полыхает пожар ненависти, захватывая в свою орбиту каждого рождённого в мир. В такой ситуации Господь тронул сердце моё, и позвал на Голгофу. Я поспешил пойти на Его зов, но затем вспомнил, что мы давно не общались с тобой, мой сын. Пойдём вместе. Откроем Писание. Прочитаем. Помолчим. «Взойдём на Голгофу» – вспомнилась прекрасная духовная, очень трогательная песня. В собрание мы поём её, умиляясь силой подвига Иисуса, и пытаясь проникнуть в глубину тайны свершившегося на Голгофе. «Взойдём на Голгофу мой брат, там посланный Богом Мессия распят, о правде святой проповедовал Он, больных исцеляя, а теперь Он казнён ».

Центральное место города Иерусалима, занимал храм. Он воздвигнут на храмовой горе. Именно на эту гору, она тогда называлась Мориа, Авраам взошёл с сыном своим Исааком. Прочти эту историю, она изложена в книге Бытие. Это потрясающий прообраз веры, и не менее потрясающий прообраз заместительной жертвы. Жертвы приносились за станом, и «Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» . Евр.13:12. За стеной города Иерусалима, на холме, похожем на череп, на лысой горе, известной нам под именем Голгофа три креста. На одном из них Он.

Иисус Христос – это Бог, явившийся на землю в образе человека. Тайна великая. Он зачат Духом Святым и родился чудесным образом, от Девы Марии. Природа покорялась Его властным словам, а сам Он смиренно принял бичевание от Римских воинов. Он воскрешал мёртвых, но был убит на кресте. Его погребли, спеленав мёртвое тело, и закрыв гробницу камнем, и поставив стражу у гроба, но Он воскрес, и своим воскресением разрушил замыслы сатаны, разрушил оковы смерти, явив всем нам силу жизни. Он видимым образом вознёсся в небесное отечество, к Отцу Своему, и всем показал, что вечность реальна. Царство Бога реально. Вечная жизнь реальна. Он прожил недолго на земле. Он много сделал. Он немного сказал. Самые важные слова, люди говорят, находясь на смертном одре. Это завещание. Это пожелание. Это передача всего запаса мудрости, накопленного в жизни.

На Кресте Господь произнёс несколько слов. Он умирал, после бессонных ночей. Умирал от жестокого бичевания. От потери крови. Он мучился от жажды. От палящего солнца. От нестерпимой боли. Боли от гвоздей. Боли от игл тернового венца. Боли от предательства людей. Боли от любви безответной. Однако Он смотрел на небо, и смотрел на людей.

И стоял народ и смотрел. Подойдём и мы, посмотрим, послушаем. Воины завершают свою работу палачей. Начальство присматривает, всё должно быть надёжно. Вдали ученики страхом скованные. Поближе священники, которые предали Его из зависти. Вот мать Иисуса, устремлённая к сыну всем естеством своим. Она готова сама занять место на кресте, дабы избавить сына своего от смерти. Ближе всех к Нему оказались два разбойника. Они также распяты. Они приговорены к смерти за многие злодеяния.

Пророческое слово, «к злодеям причтён», исполнено буквально. Пилат, который исследовал дело Иисуса Христа не нашёл в Его поступках никакой вины. «Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины ». Иоан.19:4. Цинизм события запредельный. Невиновного Иисуса, священники сделали виновным. Пилат, утверждает, что никакой вины в Нём не нашёл, однако назначает Его виновным, и осуждает на страшную позорную смерть. Сам факт предания смерти через распятие уже достаточно красноречиво говорит о том, кто это, распятый на кресте. Два казнённых разбойника по правую и левую сторону окончательно убеждают каждого. Перед нами великие преступники.

Зрелище распаляет толпу. Крики злобные, насмешки, ругательства, всё больше и больше захватывают людей, парализуя их рассудок, отключая память и раскрепощая низменные инстинкты. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» . Матф.27:39-43.

Признаюсь тебе мой сын, что всякий раз, когда я замираю перед распятым на кресте Сыном Божьим, сердце останавливается, и кровь стынет от мысли, что и я в той обезумевшей толпе. Не только по факту принадлежности к семье человеческой. Здесь фраза «все согрешили» звучит как индульгенция, мол, какой с меня спрос, все виновны. Но перед распятым Иисусом всё выглядит иначе. Здесь Он на кресте, а я перед Ним. И память подсказывает мгновения, когда я смалодушничал. Промолчал, когда моего ближнего оклеветали. Нередко я называл ложь правдой, желая избежать возмездия или получить выгодное предложение. В такой момент понимаешь всю низменную сущность себя самого. Ко всему-то подлец человек привыкает! (Ф.Достоевский) И понимаешь, что это я должен быть на кресте. Мне предназначено бичевание. Мне уготованы муки страшной смерти. Но на кресте Он. И Он говорит: .

«Взойдём на Голгофу мой брат». Тысячи людей были распяты, претерпели мученическую смерть. Но только смерть Иисуса Христа развернула ход истории. Только смерть Иисуса Христа вызвала и доныне вызывает сознание вины у людей. Только смерть Иисуса Христа вызвала к жизни всеобщее устремление к совершенству. Только смерть Иисуса Христа стала исцеляющим бальзамом для человечества. Кто же Он, ставший центром истории?

Святое Писание даёт нам ответ. Христос в своей короткой земной жизни явил Себя Сыном Божьим. Он постоянно утверждал, что Он исполняет волю Отца. Убеждая своих учеников в единосущности с Отцом, Он говорит: «Я и Отец – одно ». Иоан.10:30. И ещё: «Видевший Меня видел Отца ». Иоан.14:9. Отвечая на вопрос фарисеев, кто же Он, Иисус сказал: «От начала Сущий, как и говорю вам» . Иоан.8:25. Он словом Своим укрощал море, останавливал бурю. Он воскресил мёртвого Лазаря, и сына вдовы. Он снимал проказу, возвращал людям зрение, исцелял парализованных. Он кормил тысячи людей.

Естественно, что люди хотели видеть в Нём царя, они приветствовали Его как царя, когда Он входил в Иерусалим. Но Он и перстом не пошевелил, чтобы принять это предложение. «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ». Иоан.18:36. Казалось бы естественно было, поразить всех замысливших Его смерть, ослепить, обезножить, рассеять, и тем самым показать Свою власть и беспомощность человека. Как ни цинично это выглядит, но и сошествие с Креста, было бы неотразимым явлением силы, действительно неземной власти, которое положило бы конец сомнениям и сокрушило бы всякое сопротивление продажных священников и их комиссаров.

Иисус, смиренно принявший смертный приговор от людей, заставляет нас задуматься. Есть земное царство, но есть и Небесное. Это различные миры. Наш мир, мир смерти. Небесный мир- мир ЖИЗНИ! Христос действительно послан небом. Помнишь мой сын, как Христос в пустыне, в искушении отверг предложения диавола. Он отказался от предложения лукавого превратить камни в хлебы. Он отказался от предложения получить власть над царствами земными из рук искусителя. Он отказался продемонстрировать свою особую природу, и не поддался предложениям лукавого ни в чём. И в разговоре с Пилатом, Иисус был невероятно спокоен. «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше ». Иоан.19:10,11. Пилат предлагал Иисусу. «Я могу отпустить тебя. Что стоит тебе сказать нужное слово»? Иисус молчал. Обескураженный ставленник кесаря вымолвил в изумлении: Се Человек ! В этом слове восхищение. Каков человек! Способен противостать империи! Каков человек! Даже перед лицом смерти не дрогнет! Каков человек! Свободен, смел, чист, и клевета сильных мира сего не способна смутить Его. Се Человек !

Пилат просто умывает руки. Он сражён. Пилат, обладая властью, оказался бессильным перед неведомой силой духа. Он вопреки здравому смыслу, вынося оправдательный вердикт Иисусу, отдаёт Его на мучительную смерть.

Се ЧЕЛОВЕК ! Что за богатство в человеке, чем может обладать Он, чтобы ничто из привычных земных благ и достоинств не увлекло Его? Он спокоен перед лицом смерти. Он одинаково равнодушен к власти, богатству, и к славе. Он неравнодушен к человеку . Истинно, он пришёл, чтобы сделать счастливым каждого человека. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком ». Он действительно исполняет великую задачу спасения человека. Ведь первое слово с Креста есть молитва обо всех людях земли. Молитва о нас с тобой, мой сын.

Отче! прости им, ибо не знают, что делают . Что можно ожидать от человека, лишённого достоинства. Увенчанного терновым венцом. Над головой надпись; Царь Иудейский. У креста глумящаяся толпа. Многие из тех, кто три дня назад восторженно встречал его при входе в Иерусалим. «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне ! осанна в вышних ! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского . Матф.21:8-11. Так ненадёжна людская хвала. Так переменчив человек. Чего достойны они? Какого слова достойны они от умирающего на кресте Сына Давидова? Даже у меня, наблюдающего за этим событием спустя двадцать веков, напрягаются нервы. Мне хочется остановить эту страшную казнь. Мне хочется обличить этих разъярённых злобой людей. Мне хочется вступиться за Иисуса.

Вознесённый над миром Иисус, отверженный людьми, устремлён всем естеством своим к Отцу. Отче! Прости им . Распятый, отверженный Иисус сердцем своим, всем существом своим, всею любовью своей, вступается за народ. Отче! Прости им .

Где тот госпиталь, в котором освобождают от чувства вины? Это Голгофа. Кто тот доктор, который может исцелить больную совесть нашу? Это Бог. Как можно подойти к Богу, как можно Богу открыть своё сердце? Да и можно ли? Можно. Путь к Богу через Голгофу, во имя Христа распятого. Иов, страдалец в своё время, желая справедливости, искал Того, кто бы мог встать между ним и Богом. «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас ». Иов.9:33. Сетует Иов. Христос, распростёрший руки Свои стал таким посредником. Отче! Прости им . Они не знают, что делают.

За каждого из нас, Он вознёс ходатайственную молитву небесному Отцу. Молитва Сына Божьего, за всех людей. За императоров и рабов, за воинов и учёных, за женщин и мужчин. За тех людей, которые предавали Его. За тех, которые распинали Его, которые глумились над Ним. За доносчиков, за предателей. За судей. За президентов и претендентов. Они не знали, что делают. За тех людей, которые жили, и за тех людей, которые ещё будут жить.

Мы все проходим свой жизненный путь через Голгофу. Мы все предаём правду, предавая сына Божьего. Мы часто делаем, не ведая, что делаем зло. Мы распинаем Сына Божьего в каждом человеке, которого унижаем. Мы распинаем Сына Божьего, когда смеёмся над правдой. Мы распинаем Сына Божьего, когда ложью выстилаем себе дорогу к успеху в политике или в карьере. За каждого из нас, Иисус молится Отцу. Отче! Прости им ! Они не знают, что делают. Перед распятым Сыном Божьим всё человечество виновно, все нечисты.

Века прошли с тех пор, но и ныне крест Голгофы возвышается над миром. Крест Голгофы возвышается над цивилизациями. Перед крестом Голгофы каждый гражданин земли испытывает обличение совести. Крест Голгофы каждого заставляет осознать: «Грешен. Не знаю что делаю. Делаю не то, что хочу. Делаю не то, что должен делать». Такое осознание лишает жизненной энергии. Опускаются в безнадёжности руки. Лукавый услужливо подаёт стаканчик. Прими, развейся. Успокойся. Затем ещё. Миллионы в плену алкогольной зависимости уже подписывают себе приговор. Нет выхода, нет прощения, нет избавления. Вот тебе, пожалуйста, выход. Легко. Шёлковый шнурок. И в мир иной. Или шаг в небо, с девятнадцатого этажа. Но прислушайтесь. Иисус молит Отца, взывая с креста: Отче! Прости им. Они не знают что делают .

Перед Крестом Иисуса смолкает всё. Перед Крестом Иисуса теряют ценность все побрякушки лукавого века. Небо открывается. Бог приклоняет своё святое ухо к молитве Сына Своего. За тебя молится Он. За меня молится Он. Отче! Прости им . Они не знают, что делают.

Отче прости нам. Отче! Прости меня. Во имя Сына Твоего Господа и Спасителя Иисуса Христа, умоляю Тебя. Прости, Отче!

Перейти Рубикон
Историю рождения этой фразы связывают с именем известного римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.). Возвращаясь из завоеванной им Галлии, он перешел в 49 до н. э. вместе со своими легионами Рубикон, пограничную реку Древнего Рима. По закону он не имел права этого делать, а должен был распустить свою армию у границ империи. Но Цезарь сознательно нарушил закон, отрезав тем самым себе путь к отступлению. Он принял бесповоротное решение - войти с легионами в Рим и стать единовластным его правителем. И сказал, по сообщениям римского историка Светония («Жизнь двенадцати цезарей» - Божественный Юлий), известные слова: Aleajacta est (алеа якта эст) - жребий брошен.
Согласно же Плутарху («Сравнительные жизнеописания» - Цезарь), будущий император произнес эти слова на греческом, как цитату из комедии древнегреческого драматурга Менандра (ок. 342-292 до н. э.), которая звучит так: «Да будет брошен жребий». Но по традиции фраза цитируется на латинском языке.
Рим сдался победителю галлов без боя. Несколько позднее Цезарь окончательно утвердил свою власть, разбив у города Фарсала армию Помпея, поспешно набранную им по заданию сената.
Соответственно «перейти Рубикон», «бросить жребий» - принять твердое, бесповоротное решение. Аналог фраз «сжечь за собой все мосты» и сжечь корабли.

  • - река на Апеннинском полуострове, служившая до 42 г. до н.э. границей между Италией и римской провинцией Цизальпинская Галлия...

    Исторический словарь

  • -) река на Апеннинском п-ве. До 42 г. до н.э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпинская Галлия...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - , стекавшая со склонов Апеннин и впадавшая в Адриатическое м. к С. oт Аримина река, по которой проходила граница между Италией и Цизальпинской Галлией...

    Словарь античности

  • - , река на Апеннинском полуострове, впадающая в Адриатическое море, к С. от г. Римини. Служила до 42 до н. э. границей между Италией и римской провинцией Цизальпинская Галлия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Рубико́н, река в Италии. Впадает в Адриатическое море в 15 км к СЗ. от г. Римини. До 42 г. до н. э. служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпинская Галлия...

    Географическая энциклопедия

  • -) - река на Апеннинском п-ове, служившая до 42 до н. э. границей между Италией и рим. провинцией Цизальпинская Галлия...

    Советская историческая энциклопедия

  • - речка, впадающая в Адриатическое море; отделяла в древности Цизальпийскую Галлию от собственной Италии; прославлена переходом через нее Цезаря при начале междоусобной войны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - река на Апеннинском п-ове; до 42 до н. э. граница между Италией и римской пров. Цизальпинская Галлия. В 49 до н. э. Цезарь из Галлии перешел с войском Рубикон, тем самым нарушив закон, и начал гражданскую войну...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сделать серьезный, решительный шаг Ср. смутно понимал, что выросла и чуть ли не выше его, что отныне нет возврата к детской доверчивости, что перед ними Рубикон и утраченное счастье уже на другом берегу: надо...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Историю рождения этой фразы связывают с именем известного римского полководца Юлия Цезаря...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - , рубикона, муж. В выражении: перейти Рубикон - совершить решительный поступок, сделать бесповоротный шаг...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Перейти черезъ Рубиконъ сдѣлать серьезный, рѣшительный шагъ. Ср. смутно понималъ, что выросла и чуть-ли не выше его, что отнынѣ нѣтъ возврата къ дѣтской довѣрчивости, что передъ ними Рубиконъ и утраченное счастье...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Книжн. Высок...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Книжн. Принять бесповоротное решение, сделать решительный шаг. /i> Калька с лат....

    Большой словарь русских поговорок

  • - позволить себе, набраться духу, сделать решительный шаг, набраться смелости, сжечь свои корабли, взять на себя смелость, осмелиться, решиться, отважиться, рискнуть, собраться с духом, сжечь свои...

    Словарь синонимов

"Перейти Рубикон" в книгах

Рубикон

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора

Рубикон

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь шестая: Строптивый ветеринар автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Рубикон Я всегда придерживалась того мнения, что принятое решение нужно приводить в исполнение без колебания. А поэтому в ту же ночь прививку - всем без исключения - сделала. Но чтоб уж быть вполне откровенной, уверенности у меня не было ни в дозе, ни в препарате, ни, что

Рубикон

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Рубикон К концу 1923 года мы достигли уровня, о котором можно было только мечтать. У нас было две рабочих лошади, один подлеток, две коровы с подтелком, свиньи, птица, даже, кажется, несколько овечек. У нас была хата, амбар, сарай, поветь (навес) - все добротное, недавно

РУБИКОН

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

РУБИКОН Вот и близко, а как будто вдалеке? Все друзья, а мне все чудится - враги? Говорят на непонятном языке, Вместо лиц у них - белесые круги. Кто-то спрашивал: «ты, что не узнаешь? Я знаком с тобой давно, уж пятый год. Отвернулась? Стал я видно не хорош?» Кто-то руку

РУБИКОН

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

РУБИКОН Краской намечена мутной Жизни суровой стезя. Вот и решай поминутно: Можно, возможно, нельзя?.. В рамках понятий готовых, В путах привычек и мод, На непреложных основах Каждый, с оглядкой, живет. Страхи, заставы, запреты Непроходимы уже. Лишь облака и поэты Не

РУБИКОН

Из книги Люди трех океанов автора Котыш Николай Тимофеевич

РУБИКОН В этот день у космонавтов были парашютные прыжки. Прыгали все. Инструктор Николай Константинович, немного шумный, горячий, но неизменно доброжелательный, гонял до седьмого пота. Лучше всех прыгали будущий дублер Комарова и будущий напарник Беляева - Алексей

33. Рубикон

Из книги Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой автора Пикар Жак

33. Рубикон Прошло ровно три дня, как начался подводный дрейф. На старте было в принципе решено, что мы будем дрейфовать либо три дня, либо месяц. Три дня, если серьезные препятствия на первых же шагах вызовут опасение, что мы не справимся с задачей; месяц, если все будет идти

«Рубикон»

Из книги Тайны Бермудского треугольника автора Паль Лин фон

«Рубикон» Этот случай так же, как и многие другие, не имеет адекватных объяснений. История, ло Куше, вкратце такова: 22 октября 1944 года у берегов Флориды оно [судно «Рубикон»] было обнаружено без экипажа. Единственным живым существом на борту оставалась собака. Судно было в

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

«Рубикон»

Из книги Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов автора Конев Виктор

«Рубикон» 22 октября 1944 года у берегов Флориды обнаружили судно без экипажа. Единственным живым существом на борту была собака. Судно было в отличном состоянии, если не считать пропавших спасательных шлюпок и порванного буксирного троса, свисавшего с носа корабля.

Рубикон

Из книги Гай Юлий Цезарь. Злом обретенное бессмертие автора Левицкий Геннадий Михайлович

Рубикон Военные приготовления Помпея поражают масштабностью замысла: сенат велел Помпею набрать 130 тысяч италийцев - опытных в военном деле ветеранов и чужеземцев из наиболее храбрых соседних племен. На ведение войны решили выдать и государственные деньги, и, если

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Перейти Рубикон Историю рождения этой фразы связывают с именем известного римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.). Возвращаясь из завоеванной им Галлии, он перешел в 49 до н. э. вместе со своими легионами Рубикон, пограничную реку Древнего Рима. По закону он не имел

Из книги Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2007-2010 автора Архангельский Глеб

Из книги Формула времени. Тайм-менеджмент на Outlook 2013 автора Архангельский Глеб

Перейти Рубикон… Вся современная цивилизация прочно стоит на основе, заложенной Римской империей. Многие европейские языки – наследники латыни. Многие распространенные шрифты, которыми напечатаны наши книги, – дальние родственники Capitalis Quadrata, классического римского

Из книги Манипулятор [Секреты успешной манипуляции человеком] автора Адамчик Владимир Вячеславович

Перейти Рубикон Каждый из нас чувствует различные социальные ограничения. Мы не можем жить, как нам хочется, нам постоянно кто-то диктует, как себя следует вести и как далеко можно зайти. Традиции, обычаи, правила вежливости и пристойного поведения ставят нас в рамки.

Перейти Рубикон

Перейти Рубикон
Историю рождения этой фразы связывают с именем известного римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.). Возвращаясь из завоеванной им Галлии, он перешел в 49 до н. э. вместе со своими легионами Рубикон, пограничную реку Древнего Рима. По закону он не имел права этого делать, а должен был распустить свою армию у границ империи. Но Цезарь сознательно нарушил закон, отрезав тем самым себе путь к отступлению. Он принял бесповоротное решение - войти с легионами в Рим и стать единовластным его правителем. И сказал, по сообщениям римского историка Светония («Жизнь двенадцати цезарей» - Божественный Юлий), известные слова: Aleajacta est (алеа якта эст) - жребий брошен.
Согласно же Плутарху («Сравнительные жизнеописания» - Цезарь), будущий император произнес эти слова на греческом, как цитату из комедии древнегреческого драматурга Менандра (ок. 342-292 до н. э.), которая звучит так: «Да будет брошен жребий». Но по традиции фраза цитируется на латинском языке.
Рим сдался победителю галлов без боя. Несколько позднее Цезарь окончательно утвердил свою власть, разбив у города Фарсала армию Помпея, поспешно набранную им по заданию сената.
Соответственно «перейти Рубикон», «бросить жребий» - принять твердое, бесповоротное решение. Аналог фраз «сжечь за собой все мосты» и сжечь корабли.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Перейти Рубикон

Выражение это употребляется в значении: сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок. Возникло из рассказов Плутарха, Светония и других древних писателей о переходе Юлия Цезаря через Рубикон – реку, служившую границей между Умбрией и Цизальпинской Галлией (т.е. Северной Италией). В 49 г. до н.э., вопреки запрещению римского сената, Юлий Цезарь со своими легионами перешел Рубикон, воскликнув: "Жребий брошен!" Это послужило началом войны между сенатом и Юлием Цезарем, в результате которой последний овладел Римом.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Перейти Рубикон" в других словарях:

    Позволить себе, набраться духу, сделать решительный шаг, набраться смелости, сжечь свои корабли, взять на себя смелость, осмелиться, решиться, отважиться, рискнуть, собраться с духом, сжечь свои мосты Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Перейти Рубикóн крылатая фраза, выражение, означающая: сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозвращения». Содержание 1 Происхождение 2 Примеры цитирования 3 См. также … Википедия

    Книжн. Высок. Совершить важный и решительный поступок, определяющий дальнейшие события, изменяющий жизнь кого либо. Нужно ли говорить, что происходило в театре по окончании спектакля! Словом, Рубикон был перейдён виктория!.. На другое утро Вера… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Крыл. сл. Выражение это употребляется в значении: сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок. Возникло из рассказов Плутарха, Светония и других древних писателей о переходе Юлия Цезаря через Рубикон реку, служившую границей между… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. сделать решительный шаг. Вопреки запрещению сената Цезарь со своими легионами перешел реку Рубикон. Это стало началом войны между сенатом и Цезарем, в результате которой Цезать овладел Римом и стал диктатором … Справочник по фразеологии

    См. рубикон … Словарь многих выражений

    Книжн. Принять бесповоротное решение, совершить решительный поступок (по древнему названию реки, впадающей в Адриатическое море, которую в 49 г. до нашей эры Юлий Цезарь, вопреки запрещению сената, перешёл с войском, воскликнув жребий брошен,… … Словарь многих выражений

    Речка, которую Юлий Цезарь перешел в 49 г. до Р. Х. вопреки повелению сената. Отсюда, перейти Рубикон значит сделать решительный шаг в каком нибудь деле. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Рубикон), (Р прописное), рубикона, муж. В выражении: перейти Рубикон (книжн.) совершить решительный поступок, сделать бесповоротный шаг (по названию реки, которую Юлий Цезарь перешел вопреки запрещению сената, начиная междоусобную войну,… … Толковый словарь Ушакова

    Река на Апеннинском п ове; до 42 до н. э. граница между Италией и римской пров. Цизальпинская Галлия. В 49 до н. э. Цезарь из Галлии перешел с войском Рубикон, тем самым нарушив закон, и начал гражданскую войну. Отсюда выражение перейти Рубикон … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • , Цезарь Гай Юлий. "Записки о Галльской войне" Гая Юлия Цезаря, возможно, самая великая книга о войне в мировой литературе. Она писалась по горячим следам событий главным действующим лицом той войны, и в ней…


10 января 49 года до нашей эры Гай Юлий Цезарь перешёл Рубикон, повернув ход мировой истории.


Давайте вспомним как это было...



Гай Юлий Цезарь пересекает реку Рубикон. Фрагмент открытки. © / www.globallookpress.com


Выражение «перейти рубикон», то есть сделать некий определяющий поступок, не дающий более возможности для корректировки принятого решения, известно достаточно хорошо. Большинство также осведомлено о том, что своим появлением это выражение обязано Гаю Юлию Цезарю .


Куда меньше известно о том, что за Рубикон и при каких обстоятельствах перешёл сам Цезарь, и почему этот шаг политика и полководца вошёл в историю.


К середине I века до нашей эры Римская республика переживала внутренний кризис. Одновременно с большими успехами в завоевательных походах возникли проблемы в системе государственного управления. Римский сенат погряз в политических дрязгах, и ведущие римские военачальники, добывшие себе славу и популярность в завоевательных походах, задумались об отказе от республиканского устройства в пользу диктатуры и монархии.


Успешный политик и военачальник Гай Юлий Цезарь был одним из тех, кто не просто высказывался за централизованную власть, но не прочь был сосредоточить её в своих руках.


В 62 году до нашей эры в Риме сложился так называемый триумвират - фактически Римской республикой стали управлять три самых амбициозных политика и военачальника: Гней Помпей ,Марк Лициний Красс и Гай Юлий Цезарь. Красс, подавивший восстание Спартака , и Помпей, одержавший блестящие победы на Востоке, имели притязания на единоличную власть, однако к тому моменту не могли в одиночку справиться с противодействием римского сената. Цезарь в тот момент больше рассматривался как политик, которому удалось склонить к союзу открыто враждовавших Помпея и Красса. Перспективы самого Цезаря как единоличного главы Рима смотрелись на тот момент значительно скромнее.


Ситуация изменилась после того, как возглавивший римские войска в Галлии Цезарь победил в семилетней Галльской войне. Слава Цезаря как полководца сравнялась со славой Помпея, и кроме того, у него появились верные лично ему войска, что стало серьёзным аргументом в политической борьбе.



Цезарь против Помпея


После того как в 53 году до нашей эры Красс погиб в Месопотамии, вопрос свёлся к тому, кому из двух достойных противников, Помпею или Цезарю, удастся стать единоличным властителем Рима.


В течение нескольких лет противники пытались сохранить хрупкое равновесие, не желая скатываться к гражданской войне. И Помпей, и Цезарь имели верные им легионы, однако те располагались в завоёванных провинциях. По закону, полководец не имел права вступать в границы Италии во главе войска, если на самом полуострове не велось военных действий. Нарушитель этого закона объявлялся «врагом Отечества», что по своим последствиям было сопоставимо с объявлением «врагом народа» в сталинском СССР.


К осени 50 года до нашей эры кризис в отношениях между Помпеем и Цезарем достиг своего пика. Обе стороны, не сумев договориться о новом «разделе сфер влияния», стали готовиться к решительному столкновению. Римский сенат первоначально занимал нейтральную позицию, однако затем сторонники Помпея сумели склонить большинство в его пользу. Цезарю было отказано в продлении полномочий проконсула в Галлии, что позволяло ему командовать войсками. В то же время Помпей, имевший в своём распоряжении верные ему легионы, позиционировал себя как защитника республиканского «свободного строя» от узурпатора Цезаря.


1 января 49 года до нашей эры сенат объявил Италию на военном положении, назначил Помпея главнокомандующим и поставил задачу прекратить политическую смуту. Под прекращением смуты подразумевалось сложение Цезарем своих полномочий проконсула в Галлии. На случай его упорства были начаты военные приготовления.


Цезарь был готов сложить военную власть, но только в том случае, если на то же согласится Помпей, однако сенат на это не пошёл.


Главное решение


Утром 10 января 49 года до нашей эры Цезарь, находившийся в Галлии, получил известие о военных приготовлениях сената и Помпея от своих бежавших из Рима сторонников. Половина верных ему сил (2500 легионеров) находилась на границе провинции Цизальпийская Галлия (ныне - северная Италия) и самой Италии. Граница проходила по небольшой местной реке Рубикон.


Для Цезаря настало время ключевого решения - либо, подчинившись сенату, сложить полномочия, либо с верными войсками форсировать реку и двинуться на Рим, тем самым нарушив действующие законы, что в случае неудачи грозило неминуемой смертью.


Уверенности в успехе у Цезаря не было - он был популярен, но не менее популярен был и Помпей; его легионеры были закалены Галльской войной, но воины Помпея были не хуже.


Но 10 января 49 года до нашей эры Гай Юлий Цезарь принял решение с войсками форсировать Рубикон и идти на Рим, предопределив не только свою собственную судьбу, но также и дальнейший ход истории Рима.


Перейдя Рубикон во главе войск, Цезарь тем самым начал гражданскую войну. Стремительность действий Цезаря обескуражила сенат, а Помпей с имеющимися силами не рискнул выступить навстречу и даже оборонять Рим, отступив в Капую. Тем временем на сторону наступающего Цезаря переходили гарнизоны занимаемых им городов, что укрепляло уверенность полководца и его сторонников в конечном успехе.


Помпей так и не дал решающего сражения Цезарю в Италии, уйдя в провинции и рассчитывая одержать победу при помощи расположенных там сил. Сам Цезарь, лишь проездом побывав в захваченном его сторонниками Риме, отправился преследовать противника.



Войска Цезаря после пересечения Рубикона. Фрагмент старинной гравюры. Источник: www.globallookpress.com


Выбор Цезаря изменить нельзя


Гражданская война затянется на долгие четыре года, хотя главный противник Цезаря Помпей будет убит (вопреки воле Цезаря) после поражения в битве при Фарсале. Окончательно партия помпеянцев будет разгромлена лишь в 45 году до нашей эры, всего за год до гибели самого Цезаря.


Формально Цезарь не стал императором в нынешнем понимании этого слова, хотя с момента его провозглашения диктатором в 49 году до нашей эры его полномочия только росли, и к 44 году до нашей эры он имел практически полный набор атрибутов власти, присущих монарху.


Последовательная централизация власти Цезарем, сопровождавшаяся потерей влияния Римского сената, и стала причиной заговора сторонников сохранения Рима как республики. 15 марта 44 года до нашей эры заговорщики напали на Цезаря в здании заседаний сената, нанеся ему 23 ножевых ранения. Большинство ран были поверхностными, однако один из ударов всё-таки оказался смертельным.


Убийцы не учли одного: Цезарь был крайне популярен среди низов и средних слоёв Рима. Народ был чрезвычайно разгневан заговором аристократов, в результате чего им самим пришлось бежать из Рима. После гибели Цезаря Римская республика пала окончательно. Наследник Цезаря, его внучатый племянник Гай Октавий, стал полновластным римским императором, известным теперь как Октавиан Август. Рубикон был уже перейдён.



Тем не менее, найти эту реку в современной Италии оказалось не так-то просто. Для начала стоит вспомнить, что нам известно об этой реке? Само слово Рубикон образовано от прилагательного «rubeus», что в переводе с латыни означает «красный», этот топоним появился в связи с тем, что воды реки носили красноватый оттенок из-за того, что река текла по глине. Рубикон впадает в Адриатическое море, и располагается между городами Чезена и Римини.



При правлении императора Августа граница Италии была передвинута. Река Рубикон утратила свое основное назначение. Вскоре она вовсе исчезла с топографических карт.



Равнина по которой протекала река, постоянно затоплялась. Так что современные искатели реки долгое время терпели неудачу. Пришлось исследователям углубиться в исторические справки и документы. Поиск знаменитой реки затянулся почти на сто лет.


В 1933 году многолетний труд увенчался успехом. Протекающая ныне речка, носящая название Фьюминчино, была официально признана бывшим Рубиконом. Теперешний Рубикон располагается неподалеку от городка Савиньяно-ди-Романья. После того, как река Рубикон была найдена, город переименовали в Савиньяно-суль-Рубикон.


К сожалению, каких-либо материальных исторических данных о переходе Юлия Цезаря через реку не осталось, так что Рубикон не привлекает массы туристов ежегодно и не сильно интересует археологов. Да и от некогда могучей реки мало, что осталось: протекающая в промышленном районе река Фьюминчино загрязнена, местные жители интенсивно разбирают воду на полив, а весной река вовсе исчезает по причине естественного пересыхания.



Значение этой фразы и сейчас, и в те времена толковать можно было одинаково:


1. Принять бесповоротное решение.

2. Рискнуть всем ради победы.

3. Совершить поступок, который уже не может быть отменён.

4. Поставить на карту всё, рискнуть всем.