Раскройте связь языка и мышления. Язык: Язык и мышление. Язык и речь
Морфема - минимальная двусторонняя единица языка. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделимой в виде некоторого «звукового сегмента» (отрезка) при морфологическом анализе.
Говоря о формообразующих и словообразующих морфемах, сначала следует выяснить разницу между словоизменением (формообразованием) и словообразованием.
Словоизменение – образование для каждого слова (кроме слов неизменяемых частей речи) его парадигмы. При словоизменении тождество лексемы не нарушается, в отличие от словообразования. Словоизменение в некотором классе слов представляет собой изменение по словоизменительным категориям данного класса для слов (так, для существительного это ГК падежа и числа). Иногда словоизменение ≠ формообразование (т.к. сюда входят ещё аналитические формы, например, буду читать ).
Словообразование – образование слов, называемых производными или сложными, обычно на базе однокоренных слов по существующим в языке формальным моделям (аффиксация, словосложение и т.д.). Словообразование, обеспечивая процесс номинации и его результаты, выступает как одно из основных средств пополнения словарного запаса языка, а также установления связей между отдельными частями речи.
Граница между словообразованием и словоизменением не абсолютна: возможны промежуточные явления. Поэтому в этом вопросе лингвисты часто расходятся: напр., спорным является вопрос, входит ли в русское словоизменение образование видов глагола. Существует 2 позиции разграничения формообразования и словообразования: 1) формообразование регулярно , словообразование – нет (здесь речь идёт не о законе, а о тенденции); 2) Якобсон, Плунгян: словообразование факультативно, формообразование облигаторно, признаётся существование регулярного словообразования.
Морфемы, служащие для образования слов – словообразующие, для их изменения в рамках лексемы – формообразующие.
Что касается морфем, выполняющих обе эти функции, то нужно сказать о парциальных основах (случай, когда формы слова образуются от разных корней или с помощью разных аффиксов). Пример: зайч/онок/¤/ (ед. ч.) - зайч/ат/а/ (мн. ч.); ФОС – зайч- , а часть этих слов без флексий – парциальная основа. Действительно, с помощью этих суффиксов образуется новая сема ‘детёныш’ и разные формы: ед. и мн. ч.
41. Варьирование морфемы. Понятие алломорфемы (алломорфа). Пределы варьирования морфемы.
Морфема – абстрактная единица языка, многие морфемы выступают в ряду языковых вариантов – алломорфем (алломорфов), в потоке речи морфема представлена конкретными вариантами – морфами .
Морфема – двусторонняя единица, поэтому ее варьирование двояко: в плане выражения – варьирование экспонента (префикс над- в языке выступает в двух вариантах «над» и «нат») , в плане содержания – полисемия (значения префикса «над» 1 – прибавление сверху «надстроить» или 2 – проникновение на малую глубину «надрезать»). Экспонентное и содержательное варьирование .
В экспонентном варьировании имеем либо дистрибуцию (надписать, но надрежу) – обязательный вариант, либо свободное варьирование (рукой – рукою) – факультативные варианты.
Пределы варьирования.
Экспонентное варьирование: чем обеспечивается единство морфемы? Одна морфема или две разные? Одна морфема, если есть тождество значения и принадлежность к одному типу, тождество позиционной характеристики, закономерные чередования (иначе worked=wrote). Если эти формальные связи отсутствуют, то это омосемия (равнозначие) разных морфем (даН и взяТ, сижУ и еМ).
Омосемия, полисемия и омонимия морфем (в билете выше).
Грамматическая структура слова. Понятие основы слова и форматива (форманта) в аспекте формо- и словообразования. Типы основ. Словоизменительная парадигма. Нулевые морфемы. Смена парадигмы как словообразовательное средство (конверсия).
Морфемы – строительный материал для более высокой единицы языка – слова.
По наличию\отсутствию формообразования все слова разбиваются на два структурных типа: одноформенные (неизменяемые) и многоформенные (изменяемые).
По словообразовательной структуре лова делятся на производные и непроизводные .
Формообразование.
Одноформенные слова представлены в языке только одной словоформой (вчера, вприпрыжку, здесь, увы, и, из-за).
По составу может быть одноморфемным (вчера, здесь) и многоморфемным (из-\за, в\новь, в\при\прыж\ку);
Многоформенное слово существует в виде набора словоформ (лексема не совпадает со словоформой: «читать» - лексема, словоформы – «читаю», «читаешь», «читал», «читавший», «читал бы»…).
Состав: строится в разных словоформах частично, а иногда и полностью из разных морфем. При анализе выделяется постоянная часть – формообразующая (лексическая) основа (определяется как часть слова, обязательно содержащая корень и постоянно повторяющаяся без изменений во всех грамматических категориях) и переменная часть – форматив (формант) . Например, в словах стол, стола, столу, столы – формообразующая основа –стол-, а форманты: -#-, -а-, -у-, -ы-.
Набор формообразовательных формантов (формативов) – формообразовательная (словоизменительная) парадигма . Форманты могут быть одноморфемными (окончание) или многоморфемными (-л\а в пела), может включать супрасегментные морфемы (ударение) – рогА (сравн. рОга)
Словообразование.
Производность и непроизводность слова имеет место только в синхроническом аспекте (язык на современном этапе) и также производность сравнима с мотивированностью, на диахроническом аспекте (язык на протяжении всего времени) все слова от чего-то произведены.
Внимание заострено на синхроническом аспекте !
Если сравнить производное слово с производящим, то выделятся общая часть – производящая словообразовательная основа и отличительная черта – словообразовательный форматив . Например, в прилагательном горох при сравнении выделяем словообразовательную основу «горох» и словообразовательные формативы «ов», и набор окончаний этого прилагательного.
Словообразовательная основа и формообразующая основа, в принципе аналогичны, но различаются способом выделения: в первом случае производное слово рассматривается как лексема (целое) и сравнивается с производящим, во втором случае мы просто сравниваем разные формы одного слова.
Словообразовательная основа содержит обязательно корень, но также может содержать аффиксы (скорый – скорость – скоростной – скоростник – всякий раз повторяются какие-то аффиксы). Выявляем ее в строгой бинарной оппозиции вплоть до конечных составляющих.
Типы основ:
1 – в качестве производящей основы выступает основа производящего слова (скорый – скорость «скор»)
2 – в качестве производящей основы выступает отдельная словоформа (ты – тыкать)
О смене парадигмы.
Иногда производное слово от производящего отличается только формообразовательной парадигмой. Это явление описано Смирницким и называется морфологическая конверсия .
Например, английский master (хозяин, мастер) - to master (овладеть, справится). Налицо омонимия, но не в ней суть! Образование слова происходит без аффиксов, основ. А только сменой парадигмы (так у «master (хозяин, мастер)» в парадигме будут формы the master, a master, master’s, masters, а у «to master (овладеть, справится)» - to master, I master, he masters, I’m mastering). В русском языке конверсия представлена в таких парах, как супруг-супруга, Евгений – Евгения, соль – солю .
Конверсия также может быть и синтаксической , т.е. в основе словообразования – изменение синтаксической сочетаемости (наречие «остался позади » сочетается с глаголом и образованный от него предлог – «позади дома» сочетается с существительным в Р.п.).
Про нулевые окончания, эмм, не совсем к месту – идет в список вопросов на консультации (ибо зачем они здесь??) Также полезно почитать в библии страницы 151-152 (в вопросе освещаемые там моменты не заявлены, но полезно бы их тоже знать) – словообразовательная структура сложных слов.
Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .
По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).
Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.
Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.
Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.
Основа
Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .
Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).
Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.
Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спереди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .
Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.
Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).
Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .
Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).
Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).
В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).
Словообразовательные и формообразующие морфемы.
Следует четко различать родственные слова и различные формы одного и того же слова. У родственных слов общий корень, в связи с этим они и называются однокоренными. Οʜᴎ могут обозначать разные предметы и явления (летчик, вылет, перелет, слет, летун ), признаки (летный, летательный, перелетный, залетный ), действия (прилететь, влететь, вылететь, перелететь ). Все эти производные слова образовались от одного корня (-лет-) при помощи словообразовательных аффиксов. Служебные морфемы, при помощи которых от непроизводных или производных основ образуются новые слова, называются словообразующими. К ним относятся приставки (отъезд, пришкольный, перебежать ), суффиксы (ледник, ледяной, морской ), соединительные гласные в сложных словах (мусоропровод, мореплаватель ).
Словообразовательным аффиксам присуще лексическое значение, хотя оно выступает в наиболее общем виде. К примеру, суффикс -ист- в слове тракторист выступает в значении суффикса действующего лица. Вместе с тем суффиксу -ист - присуще и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ грамматическое значение, так как он указывает на часть речи, к которой относится данное слово, а также на родовую принадлежность (существительное мужского рода).
Иное дело формообразующие аффиксы . Οʜᴎ служат для выражения только грамматического значения слова, т. е. при помощи формообразующих аффиксов образуются не разные слова, а разные формы одного и того же слова. Форма слова - это грамматическая разновидность одного и того же слова. Такие, к примеру, образования, как делать, делаю, делаем, делаете, делаешь, делай, делайте, являются разными формами одного и того же слова.
Итак, по своей функции аффиксы делятся на словобразовательные (деривационные) и формообразующие (или словоизменительные, реляционные).
В русском языке с его богатством грамматических категорий (падеж, число, род, время, вид, наклонение и др.) формообразующие морфемы широко используются для выражения грамматического значения слов.
Окончание - это наиболее распространенная формообразующая морфема. Изменяя форму слова, мы не нарушаем его лексического значения, так как лексическое значение, к примеру, в И. п. и в косвенных падежах, одно и то же.
Иногда формы слова бывают выражены и при помощи некоторых формообразующих суффиксов. К примеру, суффикс –овей- в слове сыновей (сыновья ) обозначает мн. число, следовательно, он является формообразующим. Суффикс -ин- в некоторых словах выражает только единичность (славянин, армянин, татарин, мещанин, хозяин ). Вот почему во мн. числе в этих словах суффикс -ин- исчезает (славяне, армяне, татары, мещане, хозяева ). Это свидетельствует о том, что суффикс -ин- в подобных случаях является формообразующим (и не входит в состав основы).
Формообразующим является также суффикс -йа- , который утратил значение собирательности и выражает мн. число (к примеру, друг - друзьйа, лист - листьйа, клок - клочьйа и др.).
К формообразующим суффиксам можно отнести и суффиксы -ес-, -ен-, -ер-, без которых невозможно формообразование некоторых слов и которые в современном русском языке воспринимаются как наращения при образовании мн. числа и косвенных падежей, к примеру: чуд/о - чуд/ес/а, неб/о - неб/еса, имя - им/ен/и, знамя - знам/ен/и, мать - мат/ер/и, дочь - доч/ер/и
Словообразовательные и формообразующие морфемы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Словообразовательные и формообразующие морфемы." 2017, 2018.