Все были веселы и счастливы потому что. Переделанные песни к юбилею

В следующем, 2018 году, 15 августа свой юбилей, 60-летие, будет праздновать известный российский писатель-сатирик, либеральный деятель, телеведущий и журналист Шендерович Виктор Анатольевич.

Детство, юность

Родился он в Москве, на Чистых Прудах. Его родители - Шендерович Анатолий Семенович и Дозорцева Инесса Евсеевна - рано заметили в Викторе творческое начало. Пожалуй, еще в школьные годы. Позже сатирик немного ностальгически напишет: «Человек с детства имеет право слегка пошуметь на перемене».

По всей видимости, бойкий и творческий нрав достался ему по наследству. Его дед Семен Маркович был ярым и убежденным сподвижником Льва Троцкого, за что дважды был репрессирован. Отец будущего сатирика в свое время сам был склонен к литературному творчеству. Его фельетоны не однажды печатались в юмористических журналах и литературной газете. Мама Вити работала музыкальным педагогом, играла на скрипке. Благодаря ей ребенок получил музыкальное образование. Проходя школьный курс, десять лет Виктор Шендерович параллельно учился в музыкальной школе играть на фортепиано.

Будущий сатирик, несмотря на хорошие оценки, зубрить учебники не любил. Позже он иронично напишет, что коллективизм невзлюбил еще с детского сада, а обучение в школе закончил «без сожаления».

Юноше больше по душе была актерская игра, чем игра на музыкальных инструментах. Это он понял, посещая театральную студию Олега Табакова при Бауманском дворце пионеров. В ту пору у него и родилась заветная мечта стать актером, режиссером.

Сценическое искусство детям преподавал достаточно крепкий коллектив молодых педагогов (там работали Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Иосиф Райхельгауз, Валерий Фокин). Однако талант актера в Викторе, несмотря на его личные старания, пока проявлялся не в полной мере. Очевидно, сказался все еще небольшой жизненный опыт.

Актерское образование

Будущий сатирик получил высшее образование в столичном институте культуры, а диплом ему вручили в год Московской олимпиады. Во взрослую жизнь он вошел со специальностью режиссера театральных коллективов.

Кстати, после обучения в вузе Виктор Шендерович достойно отслужил полтора года срочной службы в Забайкальском военном округе, уйдя на дембель в звании младшего сержанта. О своей службе сатирик с юмором и весьма лаконично высказал личное впечатление лингвистического толка: «Обучился матам».

Затем Виктор руководил театральным кружком Дворца пионеров на Ленинских горах. И вот уже на этой стадии, как замечают его биографы, начинает мощно проявляться его творческий потенциал. Молодой человек пишет сценарий пьесы, завоевавшей первое место на всесоюзном смотре детских коллективов. Это было признанием! Следующий его сценарий послужил основой для празднования 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции в московском зале «Россия». Шендеровича заметили специалисты.

На театральных подмостках

В 1988 году Виктор Шендерович, заслуживший репутацию молодого дарования, окончил Щукинское театральное училище как педагог сценического движения. Затем он восемь лет вдохновенно преподавал, согласно специальности, в Щукинском училище и в ГИТИСе. Наивысшим своим театральным достижением он считает поставленную пластику в спектакле режиссера Валерия Фокина «Нумер в гостинице города НН», награжденный уважаемым в мире творчества театральным призом «Золотая маска».

Начало литературной деятельности

Анализируя дальнейшее творчество писателя и либерала, уместным будет суждение о том, что в нем с недюжинной силой проявились гены отца, сатирика, писавшего фельетоны, и деда-троцкитста, обладавшего темпераментом и харизмой.

Будущий писатель с детства читал много. Последующая театральная учеба и работа настолько увеличили его литературный кругозор, что привели к потребности творить самому. Примерно десять лет Виктор Шендерович настойчиво писал в стол, обивая пороги издательств журналов, а те его упорно игнорировали. Так закалился его характер, а писательство стало жизненной необходимостью. Не об этом ли впоследствии он пошутит: «Окурок есть сигарета с большим опытом жизни».

Полоса безызвестности писателя-сатирика неизбежно и счастливо закончилась с появлением на телевидении монолога «В Гадюкино опять идут дожди» от Шендеровича в исполнении Геннадия Хазанова.

В 1991 году был напечатан его первый сборник «Цветы для профессора Плейшнера». Вслед за ним были написаны еще два сборника: «Деревня Гадюкино» и «Семечки».

К счастью, его литературный талант, благодаря классическому театральному образованию, был глубже чисто сатирического. Писатель мог быть лиричным и проницательным, особенно относительно людей, которых глубоко уважал. Именно такого рода сценарии создает Шендерович к полюбившимся публике телепрограммам о Геннадии Хазанове и Зиновии Гердте.

Однако с особым вдохновением Шендерович все же сотрудничал с артистом, сделавшим ему имя, Хазановым Г.В., для него он пишет миниатюры «Весна», «Лужа», «Диснейленд», «Самоопределение».

Программа «Куклы»

1992 год стал знаменательным для него. В этом году его приняли в Союз Писателей, а также началось его сотрудничество с ОРТ. С легкой руки Григория Горина пришел в программу Виктор Шендерович «Куклы» от телекомпании НТВ. Продюссировал ее Василий Григорьев (купивший у французской стороны право на аналогичную съемку в России), а сюжеты соответствовали злободневным вопросам российской политики.

Благодаря стараниям Шендеровича для съемок сериала был создан замечательный творческий коллектив. Программа пользовалась неизменным успехом у зрителей с 1994 по 2002 год. Каждая ее серия представляла собой мини-пьесу, которую ставил Виктор Шендерович. Биография писателя свидетельствует, что период работы над «Куклами» совпал с его наивысшей популярностью в России. Его яркий талант бил ключом. Параллельно упомянутой суперпрограмме Виктор был ведущим и в других телешоу: «Бесплатный сыр», «Итого», «Помехи в эфире».

К сожалению, острые политические оценки и характеристики, данные выпусками «Кукол» президенту России Путину, вызвали ответную реакцию - закрытие суперпрограммы. Либеральное демократическое мировоззрение Шендеровича вошло в неминуемый конфликт с официальной проимперской политикой.

Оппозиционная деятельность

Поначалу, после опалы, предпринял попытку возврата к театральной деятельности писатель Виктор Шендерович. Он создал пьесу «Два ангела, четыре человека», которую принял в свою программу театр «Табакерка» Олега Табакова. Однако обида на недемократический шаг власти взяла верх в нем. Последующая деятельность писателя приобрела ярко выраженный оппозиционный характер по отношению к действующему президенту России Владимиру Путину.

Власть признала, что у нее появился непростой критик. Прекрасное аналитическое мышление и великолепная подача текста делали свое дело. Выступления Виктора Шендеровича, а позже и его программы, стали рейтинговыми на «Радио Москвы» (передача «Плавленный сырок»), «Радио Свобода» (передача «Все свободны»).

С 2005 года Виктор Шендерович еще более плотно вошел в политику. Он выдвинул свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу РФ. Однако набранных голосов (19%) не хватило, и депутатом таки не стал Виктор Шендерович. Книги его, впрочем, после этого эпизода пополнились еще одной: «Недоумец, или Как я победил Марка Твена». Это была констатация жизненного опыта.

Заметим, что общая библиография писателя насчитывает 27 книг. Большинство из сочинений автора есть основой для сценариев телепрограмм. Они известны и уважаемы сатириками. Неизменно пользуются популярностью и разбираются читателями на цитаты его следуюшие более поздние книги: «Схевенинген», «Хромой стих», «Операция "Остров"», «Случай с йеху», «Блокада мозга», «Рептилион», «Проклятие Пелопа», «Соло на флейте».

Виктор Шендерович как автор силен тем, что никогда не заигрывает со своим читателем, а приглашает его осознать парадоксальность окружающего и самому отличить светлое и темное. К тому же писатель всегда общается со своими почитателями языком иронии: «Народу не дано создать «Божественную комедию». Зато ему вполне по силам изгнать из страны ее автора и впоследствии столетиями гордиться им».

Текущая деятельность

К нынешнему времени он уже более десяти лет последовательно продолжает оппозиционную по отношению к президенту деятельность:

  • участвует в антипутинской организации «Комитет 2008»;
  • подписал манифест «Путин должен уйти»;
  • создал на общественном телевидениии политические программы «Изюм из булки» и «Короче»;
  • сотрудничает с общественно-политическим журналом The New Times.

Суждения Шендеровича привлекают зрителя. Они просты и логичны, остроумны, основаны на здравом смысле. Возможно, поэтому официальная пропаганда не спешит вступать с ним в открытые дебаты. Ведь переиграть Шендеровича практически невозможно. Вместо этого за ним пристально наблюдают и при случае обнародуют компромат.

Личная жизнь

Виктор Шендерович 32 года живет в браке с журналисткой Людмилой Чубаровой. Супруги воспитывают дочь Валентину.

Заключение

Известной публичной персоной в России и за ее пределами является Виктор Шендерович. Он как сатирик смел, креативен и оригинален. Кроме того, его отличает талант молниеносно выделить в сложном общественном явлении его главную, родовую черту и с потрясающим юмором донести ее слушателям или читателям. Подобная динамичность дорогого стоит, ведь, согласно шутке Шендоровича об Эрмитаже, «на созерцание уйдет восемь лет, если каждому экспонату уделить всего одну минуту». Возможно, поэтому его не любят, но все же уважают даже оппоненты.

Виктор Анатольевич Шендерович. Родился 15 августа 1958 года в Москве. Советский и российский писатель-сатирик, теле- и радиоведущий, сценарист, либеральный публицист, журналист, правозащитник.

Родился 15 августа 1958 года в Москве в семье инженера Анатолия Семёновича Шендеровича (род. 1930) и педагога Инессы Евсеевны Дозорцевой (1929-2011).

Дед, Семён Маркович Шендерович (1903-1984), инженер, дважды подвергался политическим репрессиям (в 1929 и 1948 гг.). Другой дед, Евсей Самуилович Дозорцев, был начальником отдела ПВО Наркомата угольной промышленности. Старший лейтенант Евсей Дозорцев, командир роты 477 стрелкового полка 161-ой стрелковой дивизии (1-го формирования)-будущей 4-й гвардейской стрелковой Апостоловско-Венской Краснознамённой дивизии, погиб на фронте 7 октября 1941 года под Ленинградом. Похоронен в д. Гонтовая Липка Мгинского района Ленинградской области.

В 1980 г. окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр самодеятельных театральных коллективов».

В 1988 стажировался в Высшем театральном училище им. Щукина по специальности «педагог по сценическому движению».

Лауреат нескольких литературных премий в области юмора. Лауреат «ТЭФИ-96» в номинации «Событие года». Лауреат премии «Золотой Остап» (1996).

В 1980-1982 годах служил в армии.

С 1992-го член Союза Писателей.

В течение семи лет преподавал в ГИТИСе сценическое движение. Как наиболее интересный факт своей театральной деятельности вспоминает работу над спектаклем «Нумер в гостинице города NN» в качестве постановщика пластики (режиссёр Валерий Фокин). Этот спектакль получил профессиональный приз «Золотая маска».

На телевидении работает с 1992 года: сценарист документальных фильмов-портретов о Зиновии Гердте и Геннадии Хазанове, которые вышли на 1-м канале Останкино (ОРТ).

С 1995 года - сценарист программы «Куклы» телекомпании НТВ.

С 1997 года - художественный руководитель и ведущий программы «Итого». Также вёл «Помехи в эфире» и «Бесплатный сыр».

C 2003 года - художественный руководитель и ведущий программы «Плавленый сырок» на радиостанции «Эхо Москвы». С того же времени работает на «Радио Свобода», ведёт передачу «Все свободны».

С 2004 года входит в Комитет-2008.

В 2005 году баллотировался в Государственную Думу по Университетскому округу Москвы как независимый кандидат, выборы проиграл, набрав 19 % голосов избирателей. О своём «походе в политику» написал документальную книгу «Недодумец, или как я победил Марка Твена» .

С декабря 2006 года работает на телеканале «RTVi».

В 2008-2009 годах Шендерович судился с депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Абельцевым. Шендерович назвал Абельцева животным йеху за организацию провокации против правозащитников (их закидали яйцами). Суд не нашел в словах Шендеровича состава преступления, и дело было прекращено. По материалам этого процесса в 2009 г. вышла книга Шендеровича «Случай с йеху и другие истории нашего зоопарка. Мои встречи с правосудием» .

С декабря 2011 года по март 2012 года вёл программы «Короче!» и «Изюм из булки» на Сетевом общественном телевидении.

С апреля 2011 г. в Московском театре сатиры идёт его пьеса «Вечерний выезд общества слепых».

В 2011 году Виктор Шендерович со своей супругой Людмилой Чубаровой и Александром Свиридовым учредили НКО Фонд «Хроники».

Виктор Шендерович. Анекдоты про Путина

В феврале 2013 года записал для проекта «Против гомофобии» видеообращение в поддержку ЛГБТ-сообщества, в котором выступил против закона о запрете «пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних».

Виктор Шендерович. История России в байках

10 февраля 2014 года Виктор Шендерович опубликовал в Интернете заметку «Путин и девочка на коньках» , в которой проводил параллели между Олимпиадой в Берлине 1936 года, проходившей в предвоенной фашистской Германии, и Сочинской Олимпиадой 2014 года.

В частности, в заметке Шендерович сравнил победу юной фигуристки с победой атлета Ханса Вёльке, представлявшего нацистскую Германию. Данная заметка была опубликована на сайте Эхо Москвы и вызвала критику ряда общественных деятелей, в том числе лидера «единороссов» Владимира Васильева, депутата Госдумы и олимпийской чемпионки Светланы Журовой. В. Васильев, в частности, считает, что приведённые Шендеровичем сравнения являются «фашистскими по сути».

Однако Шендерович отказался извиняться за свои высказывания об Олимпиаде, заявив, что его текст прочитали около 200 тысяч человек, однако «обиделся только глава фракции „Единая Россия“».

Главный редактор радиостанции Эхо Москвы Алексей Венедиктов считает, что радиостанции не за что извиняться, поскольку текст не звучал в эфире, а блог Шендеровича «содержит антифашистский пафос».

13 февраля Шендерович написал заметку «Антифашисты с бананами», посвящённую развитию скандала. Эта публикация стала поводом для судебного иска Васильева к Шендеровичу о защите чести и достоинства.

4 апреля 2014 года Преображенский суд Москвы постановил взыскать с Шендеровича 1 млн рублей в пользу Васильева. Тот позже заявил, что перечислит эти деньги екатеринбургской детской спортшколе «Локомотив», где тренировалась Липницкая.

В сентябре 2014 г. подписал заявление с требованием «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистам на Юго-Востоке Украины».

24 декабря 2015 гoда в программе «Особое мнение» на радио «Эхо Москвы», будучи гостем программы, . Радио «Эхо Москвы» удалило со своего сайта данную программу и упоминание о ней. Текст программы был опубликован на одном из интернет-ресурсов журналистом Олегом Кашиным.

Колумнист журнала The New Times и украинского общественно-политического издания «ГОРДОН».

Женат на Людмиле Чубаровой. У них есть дочь Валентина, которая носит фамилию матери.

Виктор Шендерович и Людмила Чубарова

Шендерович В.А. - биография Шендерович В.А. - биография

Шендерович Виктор Анатольевич (р. 1958)
Шендерович В.А.
Биография
Родился 15 августа 1958 в Москве.
В детском саду узнал цену коллективизму. В 1975 году окончил без сожаления среднюю школу. По первому диплому - культпросветработник высшей квалификации, отчего до сих пор вздрагивает. В 1980 - 1982 служил в Советской Армии, где научился говорить матом. Выжил и демобилизовался, но до сих пор вздрагивает от словосочетания "священный долг". Пред тем как начать писать, некоторое время читал. С 1995 года вздрагивает при слове "Куклы". Надеется на лучшее. ("Объяснительная записка (Вместо биографии)", Шендерович В.А.)
В 1980 окончил Московский государственный институт культуры по специальности "режиссер самодеятельных театральных коллективов", в 1988 - ассисентуру-стажировку в Высшем театральном училище им. Щукина по специальности "педагог по сценическому движению". В течение 7 лет преподавал в ГИТИСе сценическое движение. Как наиболее интересный факт своей театральной деятельности, вспоминает работу над спектаклем "Нумер в городе NN" в качестве постановщика пластики (режиссер Фокин). Этот спектакль получил профессиональный приз "Золотая маска". С 1992 - член Союза Писателей. На телевидении - с 1992: сценарист документальных фильмов-портретов о Зиновии Гердте и Геннадии Хазанове, которые вышли на 1 канале Останкино. С 1995 - сценарист программы "Куклы". С 1997 художественный руководитель и ведущий программы "Итого". По его собственным словам, он - потомственный футбольный болельщик "Болею за "Спартак". Это у меня от отца и деда", и потомственный "враг народа". "У меня дед был "враг народа", и меня после 7 ноября коммунисты назвали так же". Недавно увлекся бильярдом. Предпочитает американский пул. Женат. Жена - журналист "свободного полета". Имеет дочь. Лауреат нескольких литературных премий в области юмора. Лауреат "ТЭФИ-96" в номинации "Событие года". 1996 - Лауреат премии "Золотой Остап".
Среди произведений - миниатюры для Геннадия Хазанова (1989), книги "Цветы для профессора Плейшнера" (1990), "В деревне Гадюкино опять дожди" (1993), "Семечки" (1995), "Театр одного Шендеровича" (1997), "Московский пейзаж" (1999).
__________
Источники информации:
"Объяснительная записка (Вместо биографии)". Шендерович В.А. Антология сатиры и юмора России XX века. Том 2. М. ЭКСМО-Пресс. 2001Официальный сайт Виктора Шендеровича - www.shender.ru
Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Шендерович В.А. - биография" в других словарях:

    Еврейская фамилия, образованная от личного имени Шендер (диалектная форма имени Сендер в северном диалекте идиша). Шендерович, Виктор Анатольевич (род. 1958) российский писатель сатирик. Ревич, Александр Михайлович (настоящее имя Рафаэль… … Википедия

    Евгений Михайлович (р. 26 IV 1918, Ростов на Дону) сов. пианист ансамблист, педагог и композитор. Засл. арт. РСФСР (1981). В 1945 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп., занимался у М. Я. Хальфина и Л. В. Николаева. С 1944 солист… … Музыкальная энциклопедия

    Писатель сатирик, автор телевизионных программ; родился 15 августа 1958 г. в г. Москве; окончил Московский государственный институт культуры по специальности "режиссер самодеятельных театральных коллективов" в 1980 г., ассисентуру… … Большая биографическая энциклопедия

    Шендерович, Виктор - Писатель сатирик, журналист, общественный деятель Писатель сатирик, публицист, драматург и общественный деятель. Сценарист телепрограммы Куклы (НТВ, 1994 2002), автор и ведущий телепрограмм Итого (НТВ, 1997 2002), Помехи в эфире (ТВС, 2002),… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У этого термина существуют и другие значения, см. Куклы. Куклы Жанр сатирическое кукольное шоу Начальная тема Заставка телепередачи (1995 1998),Заставка телепередачи (1998 2002) … Википедия

    Куклы Жанр сатирическое кукольное шоу Страна производства Россия Язык русский Производств … Википедия

    URL … Википедия

    NTV (Russia) - NTV НТВ Launched 1993 Owned by Gazprom Media Picture format 4:3 (576i, SDTV) Country Russian Federation … Wikipedia

    Итого Заставка программы в 1999 2001 (НТВ) … Википедия

    Деревня Гадюкино вымышленное поселение, название которого употребляется в речи как символ провинциального поселения, глухомани, «устоявшийся за двадцать с лишним лет синоним нищей, метафизической, оторванной от мира России». Название… … Википедия

    Могилёвское гетто … Википедия

Книги

  • Антология Сатиры и Юмора России XX века. Том 2. Виктор Шендерович , Виктор Шендерович. Небезызвестный телевизионный кукловед и подводитель итогов популярен и известен, а отношение к его передачам весьма неоднозначное – во всяком случае, они мало кого оставляют равнодушным. Но…

Виктор Шендерович - писатель-сатирик, теле- и радиоведущий, либеральный публицист. Автор книг и множества публикаций в прессе, миниатюр для Геннадия Хазанова. Член Союза писателей.

Биография

Образование

В 1980 году окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр самодеятельных театральных коллективов»;

в 1988 прошел стажировку в Высшем театральном училище им. Щукина по специальности «педагог по сценическому движению».

Карьера

В течение семи лет преподавал в ГИТИСе сценическое движение.

С 1992 года работает на телевидении. Был сценаристом документальных фильмов на . С 1995 года - сценарист программы «Куклы» телекомпании НТВ.

С 1997 года - художественный руководитель и ведущий программы «Итого». Также вёл телепрограммы «Помехи в эфире» и «Бесплатный сыр».

C 2003 года - художественный руководитель и ведущий программы «Плавленый сырок» на радиостанции « ». С того же времени работает на «Радио Свобода», ведёт передачу «Все свободны».

В декабре 2006 года Виктор Шендерович перешел на телеканал «RTVi».

С декабря 2011 года по март 2012 года вел программы «Короче!» и «Изюм из булки» на Сетевом общественном телевидении.

Политическая и правозащитная деятельность

С 2004 года Виктор Шендерович входит в Комитет-2008.

В 2005 году баллотировался в по Университетскому округу Москвы как независимый кандидат, однако выборы проиграл, набрав 19 % голосов избирателей. О своём «походе в политику» написал документальную книгу «Недодумец, или как я победил Марка Твена».

В феврале 2013 года записал видеообращение в поддержку ЛГБТ-сообщества.

Награды и звания

Виктор Шендерович - лауреат нескольких литературных премий в области юмора. Лауреат «ТЭФИ-96» в номинации «Событие года». Лауреат премии «Золотой Остап» (1996).

Книги Виктора Шендеровича

  • Цветы для профессора Плейшнера (1991)
  • В деревне Гадюкино - дожди (1993)
  • Семечки (1995)
  • Куклы (1998)
  • Московский пейзаж (1999)
  • Куклиада (2000)
  • Антология (2000)
  • 208 избранных страниц (2000)
  • Здесь было НТВ и другие истории (2004)
  • Здесь было НТВ, ТВ-6, ТВС (2004)
  • Монолог с властью (2005)
  • Кинотеатр повторного фильма (2005)
  • Изюм из булки(2005)
  • Недодумец, или как я победил Марк Твена (2006)
  • Изюм из булки. Издание второе. Исправленное и дополненное (2006)
  • Плавленые сырки и другая пища для ума (2007)
  • Хромой стих (2007)
  • Схевенинген (2009)
  • Случай с йеху и другие истории нашего зоопарка. Мои встречи с правосудием (2009)
  • Операция «Остров» (2010)

Все слова малы.
Мы заупотребляли эпитет «великий», но тут именно он и впору.
Великий Юрский.

Грандиозный актер. Абсолютное чувство стиля, невероятное обаяние. Эталонное исполнение литературных текстов. Собственно, в этом ремесле уже много десятилетий было: Юрский – и все остальные. Он заставлял будто впервые услышать строки, которые зал знал наизусть, он делал вдруг понятными сложнейшие тексты.

Театр был ему мал: он писал (и писал блистательно), он ставил телеспектакли, ставшие классикой жанра. Он не стеснялся быть гражданином своей страны, и на фоне сотен ничтожеств, изображающих из себя надмирных посланцев муз, его настойчивые выступления в защиту жертв беззакония выглядели особенно впечатляюще.

После танков в Праге, полвека назад, он, по словам Натальи Максимовны Теняковой, впал в депрессию, из которой так и не вышел. В каждой шутке есть доля шутки: Юрский прожил огромную жизнь и ни разу не дал усомниться в своем благородстве.

Великий Юрский.
Это было ясно и при его жизни, конечно.
«Жизнь кончена» - и теперь мы плачем, в сущности, о себе.
Плохо без Юрского, очень плохо.

Мне кажется довольно очевидным, что Анастасию Вашукевич следует немедленно включить в список политических заключенных. Рыбка она или птичка, проститутка или святая, не имеет в данном случае никакого значения.

Вашукевич арестована по очевидно политическим мотивам. Государство преследует ее за вещи, очевидно не имеющие никакого отношения к формальному обвинению.

За вовлечение в проституцию в России можно сажать главных редакторов газет с миллионным тиражом - газет, заполненных соответствующими объявлениями о приеме на работу в «досуговые» центры. За это можно сажать половину ментов и знатную часть руководства страны, начиная, к примеру, с бывшего «селигерского» руководства (девушки, вышедшие их тех палаток в палаты общественные, конвертировали свои способности гораздо круче незатейливой Рыбки и сегодня учат нас морали).

А Анастасию Вашукевич, прикрывшись дешевой уголовной статьей, показательно прессуют сегодня, чтобы всему прочему «эскорту» (сексуальному и всякому другому) было неповадно открывать рот про начальство, выбалтывать тайны российской политической и сросшейся с ней насмерть «бизнесовой» элиты, рассказывать нам об их яхтах, особняках, счетах, разговорах, повадках…

Начальство разозлено не на шутку, а сомневаться в их моральном облике и готовности к совершению тяжелых беззаконий под видом исполнения закона - у нас нет никаких оснований. Поэтому (вне зависимости от ее первоначальных намерений и предшествующей биографии) Анастасия Вашукевич сегодня – политический заключенный.
И добиваться ее освобождения – наша прямая обязанность.

Отдельно хочу обратиться к Алексею Навальному - именно он сделал Анастасию фигурой поневоле политической. И как мне кажется, должен быть первым среди тех, кто будет добиваться справедливости для нее.

Добрый фейсбук пригласил меня на митинг «Курилы - наши». Перспектива провести выходной день в компании Стрелкова, Чаплина и Ивашова - это беспримесное счастье, и я готов немедленно присоединиться к этой славной ко/ампании, практически сразу после их признания Крыма - украинским!

Потому что либо мы снимаем крестик, товарищи, либо надеваем трусы. Либо возвращаем исконные земли, либо не возвращаем.

А Шикотан-то японский поисконнее будет - он отродясь японский, а по Крыму Батый и византийцы ходили, когда никакой России там близко не было.

Так что давайте как-то определимся с головой, товарищи. С головушкой нашей скорбной, убогой. А уже потом с Курилами.
Ну, и с Кенигсбергом заодно.

Старая прекрасная шутка Андрея Кнышева: мальчик женился на бабушке, чтобы завладеть ее наследством. Когда он умер, все его игрушки достались ей…

Я вспомнил эту шутку в очередной раз, наслаждаясь лицами героев фильма «Свидетели Путина», застигнутых бесстрастной камерой в момент своего торжества, во всем роскошном диапазоне этих победителей 2000-го года, от Юмашева до Павловского…

К этой «победе» (заведомо беззаконной - вспомним 112% голосов, насчитанных Путину в последние два часа голосования, чтобы не допустить второго тура) его привели именно они, «либералы». Никакого Сечина, никаких золотовых, бастрыкиных и чаек в те поры не было на поверхности.

Именно они - недюжинные интеллектуалы с неисправимым дефектом этики - раскрутили это ничтожество. Они вставили этот шприц в вену российскому народу, они заключили договор с дьяволом в самонадеянной надежде, что можно будет проскочить, не заплатив. Что кругом будет суббота, а у них четверг.
«Умный, а дурак», - говорит про это русская присказка.

Кому-то, как Татьяне Дьяченко и Юмашеву, было уже некуда деваться. У кого-то коготок увяз именно в эту ночь. Случаи, что и говорить, разные, и биографии разные. А едино только одно: бесстыдство. Потому что, кажется, никто из этих «победителей» 2000 года – кроме Бориса Немцова и трагикомического Березовского – так и не извинился за произошедшее.

Речь не о безупречности – кто не шел на компромиссы, и кто не ошибался? Но спустя почти двадцать лет, когда окончательно выяснилась цена той победы - политическая катастрофа России и многие тысячи человеческих жизней, - просто отойти в сторонку с обиженным лицом оскорбленного интеллектуала, на мой вкус, маловато будет!

Вы соучастники, уж извините. Ваше деятельное раскаяние – как у Немцова, всей оставшейся биографией, – могло бы выставить тот мартовский эпизод 2000 года именно ошибкой. (Бывает, что честного человека используют втемную). Но вот незадача: почти все те «честные люди» до сих пор в доле - при постах и сметах, в элите.
Только – как бы уже не совсем при Путине. Как бы отдельно…

О да, «путинские» теперь - это бастрыкины да сечины, это фуй-фуй, это стыдно, да и токсично, скоро в Европу пускать перестанут. Но кто может запретить приличному человеку быть «государственником» типа чубайс? С благородным отливом стоицизма, но в олигархическом статусе. Кто может запретить человеку быть Кудриным – и совмещать имидж интеллигента со статусом путинского друга и, по совместительству, потешного борца с коррупцией?

Умение критиковать систему, не называя имени ее главного бенефициара, достигло в последние годы небывалой «тонины». Либерализм такой, что в ушах закладывает, а про Путина - ни слова.

Некоторые из персонажей фильма Манского теперь даже в оппозиции. Ну, такой… без крайностей. Чтобы прежние хозяева по злобе не отобрали пайку и не посадили, не говоря о прочем.

Потому что если Путину будет приятно узнать, что тебя убили, - тебя, конечно, убьют. Прямо перед Кремлем и убьют, чтобы еще приятнее было. Зачем такие крайности? Тихо откочевать в сторонку эдаким глебом павловским, подале от ужасов позднего путинизма (который на ранних этапах конструировал лично) - и там, в сторонке, зафиксировать свой новый статус независимого интеллектуала. Это разрешается, чай не Пхеньян.

Ау, интеллектуалы. Никто не просит вас вскрывать вены и уходить в схиму, но вы бы хоть извинились, правда.

Примерный текст такой: мы сожалеем, что так получилось. Мы думали использовать его, а он использовал нас, такая незадача. Мы не хотели интервенций и аннексий, изоляции России, заказных убийств, полицейщины, мракобесия, реабилитации Сталина… Мы тяжело ошиблись. Мы понимаем цену этой ошибки, мы чувствуем свою ответственность и просим нас простить.

UPD
Глеб Павловский публично признавал свою вину за политическую катастрофу - у Жанны Немцовой и на «Дожде».
Не знал этого - и вынужден извиниться.
Что не отменяет моих оценок, разумеется.

Две космические новости последних дней - и один нехитрый тест на принадлежность к человечеству.

Новость первая: американский исследовательский спутник Orbcomm FM16 развалился на части на околоземной орбите.

Новость вторая: американская межпланетная станция New Horizons удалилась от Земли на рекордное расстояние - 6,5 миллиардов километров – и передала на землю снимки Плутона в хорошем разрешении.

От ответа на вопрос: какое из этих сообщений порадовало россиян, а какое огорчило или раздражило, - зависит будущее России.

Вам может показаться, что в пикете у спецприемника №1 на Симферопольском бульваре я спал стоя, как лошадь, но это поверхностное впечатление. Просто фотограф Рыклин Александр безошибочно выбрал ту фотографию, на которой я моргаю.

Потом я зашел в этот спецприемник, чтобы навестить Льва Александровича, но выяснилось, что арестованным полагается одно свидание в 10 суток, и если зайду я, то это будет вместо родных. Оставил передачу - книгу с дарственной надписью. Потом текст этой дарственной надписи переписал в казенный листок описи (орднунг есть орднунг).

Выслушал сетования капитана на плохое поведение задержанного Пономарева - конфликтует, требует соблюдения закона… Да, он вообще странный, этот Лев Александрович. Законы какие-то…

Сегодняшнее решение суда по Льву Пономареву – ясный ответ на мои вчерашние колебания, в эфире «Эха Москвы», вокруг двух версий происходящего.

Путин, несомненно, в курсе дела: волна протеста была чересчур высока, чтобы, при всей закупоренности российского правителя, продление ареста Пономареву могло состояться без его отмашки.


фото: ТАСС

Издевательское решение Московского суда означает, что это был не эксцесс исполнителя и «перегиб на местах», а демонстративная выволочка. Арест одного из старейших правозащитников страны – кремлевский ответ на последние решения ЕСПЧ. Указание на то, кто в доме хозяин. Ясное свидетельство того, что танки грязи не боятся.

Путину плевать на международное общественное мнение. И уж совсем плевать на системных либералов – Совету по правам человека при себе он очень ясно показал сегодня, что их место не у уха, а гораздо ниже.
Все это и отвратительно, и очень тревожно.

Но сейчас - не о перспективах страны, вечно выбирающей между направлениями «полная жопа» и «кровавый п***», а о Льве Александровиче Пономареве и ближайших двух неделях, которые он должен будет провести в спецприемнике №1 на Симферопольском бульваре.

Я там был – по счастью, не под арестом. Навещал Рыклина и Шарова-Делоне, арестованных за пикеты в годовщину 6 мая. Так вот, каждая минута там, внутри, - это пытка. Прокуренной духотой шибает так, что даже снаружи находиться можно, только отбежав метров на пять. Льва Александровича Пономарева сейчас – пытают. Это надо понимать совершенно ясно.

Вместе с ним пытают и других людей – обычных людей - тех, защите которых он посвятил свою жизнь…
Я не знаю, что делать в этой ситуации.

Потому что, кажется, слова вообще перестают иметь значение в этой стае. Российская Федерация вступила в эпоху новой ясности. Керченский инцидент означает, что с межеумочным временем покончено: притворяться не надо. Россия ведет войну против цивилизованного мира – и возглавляет ее, если судить по перечню удивительно развитых государств, только что проголосовавших в ООН против осуждения ХАМАС.

Арест Льва Пономарева означает наше дальнейшее сползание в полицейский режим. Все это происходит постепенно, и угол ежедневного дополнительного наклона почти незаметен. Но если посмотреть из будущего учебника истории, то станет понятно: мы уже летим в пропасть.

Все смешалось, - но уже не в доме Облонских, а в логике Артемия Троицкого, в его обширном вопроснике, с которым он ко мне.

Дело же не в сравнительном анализе бранных слов: лексика – вопрос вкуса, а о вкусах не спорят. (Хотя, замечу, довольно ясный водораздел проходит и по этой линии).
Дело, прежде всего, в осмысленности.

Например, назвать Путина военным преступником и главой воровской корпорации – не оскорбление. Это констатация. И я, например, был бы счастлив исследовать этот вопрос в суде, если бы оппоненты рискнули на такое исследование.
Но когда я вижу в тексте слова «пуйло» или «путлер», я просто не читаю дальше - и отказываюсь считать автора этого текста своим соратником, ибо он плодит хамство и легитимизирует стиль подворотни. Он способствует общественной деградации; Путин ему соратник, а не я.
Это не оппозиция, а тяжелая форма логореи.
Сие – этическая сторона вопроса.

Но есть и практическая.
Вы и вправду думаете, г-н Троицкий, что сможете перехамить Соловьева и Скабееву? Вы так уверены в своих силах? Уверяю вас, они будут только счастливы встретиться с вами на этом грязном поле - и уделают вас там в два счета.
Не говоря уже об упомянутом Вами «двинуть в рыло». Вы крупный человек, Артемий, но если Вы всерьез планируете легитимизировать этот способ выявления общественной правоты, Вас ждут неприятные открытия.
В любом случае, это, как говорится, без меня.

По моему скромному мнению, наш единственный шанс – держаться своей бранжи, как заповедано у Бабеля. Настаивать на правилах приличия. Держать планку. Полемизировать сколь угодно жестко, но в рамках общественной дискуссии - в общественных, а не в психиатрических интересах (потому что ругань, конечно, облегчает душу). Стало невтерпеж - отойди в сторонку и отлей заветной лексики; к людям с этим не надо.


фото: ТАСС

И напоследок – еще пара частностей, впрочем, вполне отражающих смысл полемики.

Первая. Рад был узнать, г-н Троицкий, что г-жа Симоньян приходится Вам теткой. (Потому что вообще-то она женщина).

Второе. Если вы не знакомы с деятельностью Антона Долина и его общественным лицом, это, в принципе, дело поправимое. И Вы могли бы навести справки, прежде чем прилюдно делать оскорбительные допущения о подлости незнакомого Вам человека.
В рыло Долин, конечно, не двинет, но осадок уже остался.
Можете считать это и косвенным ответом на Ваш последний вопрос.