Бурбоны во франции. Династия бурбоны. Старшая ветвь герцогов Бурбонских

Оказавшие влияние Платон , Спиноза , Кант , Гегель , Маркс , Энгельс, Ленин, Выготский Испытавшие влияние Генрих Батищев , Василий Давыдов , Юрий Давыдов , Валерий Коваленко , Сергей Мареев , Вадим Межуев , Феликс Михайлов , Лев Науменко , Т. И. Ойзерман

Э́вальд Васи́льевич Илье́нков (18 февраля , Смоленск - 21 марта , Москва) - советский философ , исследователь марксистско-ленинской диалектики . Его работы посвящены различным вопросам марксистской теории познания , природы идеального , личности, творческой деятельности, а также педагогики , этики и эстетики. В области истории философии был исследователем наследия Б. Спинозы и Гегеля , уделял много внимания критике позитивизма . Идеи Ильенкова оказали большое влияние не только на собственно философские исследования, но и на такие научные дисциплины, как психология, в которой выдающийся советский и российский ученый В. В. Давыдов создал оригинальную концепцию видов обобщения в обучении, соединив идеи Э. В. Ильенкова с традицией Л. С. Выготского . Идеи Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и других стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и других странах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Великое в малом. Истина и заблуждения в науке.

Субтитры

Биография

Детство и юность

Эвальд Ильенков родился в семье писателя, лауреата Сталинской премии В. П. Ильенкова и и учительницы Елизаветы Ильиничны (Ильенковой). В 1928 году семья переехала в Москву и с 1933 года Ильенковы поселились в доме Первого писательского кооператива

В июне 1941 года Ильенков окончил московскую среднюю школу № 170 , в сентябре поступил на философский факультет . Вместе с институтом в октябре-ноябре 1941 года эвакуировался в Ашхабад , где продолжил учёбу. В декабре 1941 года все факультеты МИФЛИ вошли в состав в МГУ , который также был эвакуирован в Ашхабад; в июле 1942 года МГУ переезжает в Свердловск .

В августе 1945 года Ильенков получил командировку в артиллерийский отдел газеты «Красная звезда » в Москве, где работал литературным сотрудником до февраля 1946 года, когда, демобилизовавшись , закончил службу в советской армии . После этого продолжил обучение на философском факультете МГУ , в апреле 1950 года принят в члены КПСС . На выбор направления научного творчества Ильенкова большое влияние оказал декан философского факультета МГУ профессор Борис Степанович Чернышёв . Позже Эвальд Ильенков близко общался с академиком Бонифатием Михайловичем Кедровым , член-корреспондентом АН СССР, директором Института философии Павлом Васильевичем Копниным , с деканом факультета психологии МГУ Алексеем Николаевичем Леонтьевым , Петром Яковлевичем Гальпериным , Василием Васильевичем Давыдовым , Феликсом Трофимовичем Михайловым , Владиславом Александровичем Лекторским . В июне 1950 года Ильенков окончил обучение с отличием и с рекомендацией в аспирантуру МГУ по кафедре истории зарубежной философии.

В аспирантуре его научным руководителем стал профессор Теодор Ильич Ойзерман , в 1953 году Ильенков защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса „К критике политической экономии“» , повлиявшую на выделение диалектической логики как направления марксистско-ленинской философии. В ноябре того же года Эвальд Васильевич был принят в сектор диалектического материализма на должность младшего научного сотрудника , там он проработал вплоть до конца жизни . В 1953 году Ильенков начал вести на философском факультете МГУ спецсеминар, посвящённый логике «Капитала» Карла Маркса . В начале 1950-х годов Э. В. Ильенков женился на Ольге (Кадрии) Салимовой.

Конфликт в МГУ

В апреле 1954 года появились тезисы «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития», авторами которых были Ильенков и Валентин Иванович Коровиков. В этих тезисах они доказывали, что философия не может решать проблемы специальных наук и может быть только теорией познания, изучая характер и природу научного знания. По их мнению, «философия есть наука о научном мышлении, о его законах и формах» . Реальный мир философия изучает в той мере, в какой он находит своё идеальное выражение в человеческой мысли. Философия представляет собой рефлексию мышления, выражающую логику его собственных действий. Эти заявления оказали большое влияние на некоторых студентов философского факультета, в частности, на ученика Ильенкова В. А. Лекторского . Бывший в то время заведующим Отделом науки ЦК КПСС Алексей Матвеевич Румянцев критически оценил это понимание предмета философии. В феврале - марте 1955 года на философском факультете МГУ проходила проверка «преподавания общественных наук и идейно-воспитательной работы» комиссии отдела науки и культуры ЦК КПСС, отчёт комиссии содержал оценку тезисов Ильенкова и Коровикова «рецидив давно разгромленного и осужденного партией меньшевиствующего идеализма» , было выяснено, что «у части студентов и аспирантов имеется стремление уйти от насущных практических задач в область „чистой науки“, „чистого мышления“, оторванного от практики, от политики нашей партии. Некоторые студенты признались, что давно не читают газет » . После проверки состояния дел на философском факультете МГУ комиссией ЦК КПСС взгляды Ильенкова были определены как «извращение философии марксизма ». 25 и 29 марта состоялся Ученый совет философского факультета МГУ, на котором обсуждались тезисы Ильенкова и Коровикова, в итоге их обвинили в гегельянстве и лишили права преподавания в МГУ . Коровиков получил партийный выговор и был уволен из университета, Ильенков был отстранен от преподавания . По существу, критиковалось сведение предмета философии к гносеологии , в противовес онтологизации диалектического материализма. Эта позиция впоследствии критиковалась противниками Ильенкова как «гносеологизм». Вместе с тем в защиту Ильенкова высказался лидер итальянских коммунистов П. Тольятти . Первая же статья Ильенкова, посвящённая диалектике абстрактного и конкретного, была переведена и опубликована на итальянском языке в 1955 году .

Работа в Институте философии АН СССР

Ильенков продолжил работу в , в 1956 году им была написана книга «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». При подготовке к публикации руководство Института философии настояло на ряде исправлений, в результате итоговый вариант был сокращён более чем на треть. Книга была выпущена в 1960 году под названием «Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ Маркса» в издательстве Академии наук , а в 1961 году Эвальд Ильенков получил должность старшего научного сотрудника .

В первой половине 1960-х годов Ильенков участвовал в создании «Философской энциклопедии » в качестве автора, в процессе работы над вторым томом стал редактором раздела «диалектический материализм». В этом томе вышло сразу семь его статей. Во этом же томе этого издания осенью 1962 года вышла известная статья Ильенкова «Идеальное». В августе-сентябре 1964 года Ильенков принимал участие в работе Международного Гегелевского конгресса в австрийском Зальцбурге .

Участник VI Международного Гегелевского философского конгресса в Праге . В 1968 году в издательстве Политиздат вышла его книга «Об идолах и идеалах», 26 ноября защитил докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)» . В сентябре 1970 года был в составе Международного философского конгресса в Берлине (ГДР) .

В 1974 году выпущена монография «Диалектическая логика. Очерки истории и теории», которая считается исследователями главным историко-философским трудом Ильенкова, весной 1976 года была написана книга «Диалектика идеального». С 1975 года и до конца жизни Ильенков руководил научным семинаром на психологическом факультете МГУ по приглашению декана А. Н. Леонтьева .

Последние годы

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства). Умер Ильенков 21 марта 1979 года после очередной кампании травли и сопутствовавшей ей затяжной депрессии. Считается, что он покончил жизнь самоубийством , перерезав себе сонную артерию . Похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище (участок № 8) .

Основные идеи

«Космология духа»

Простое отождествление «идеального» с «психическим вообще», обычное для XVII‑XVIII веков, не давало возможности даже просто четко сформулировать специально философскую проблему, нащупанную уже Платоном, - проблему объективности всеобщего, объективности всеобщих (теоретических) определений действительности, то есть природу факта их абсолютной независимости от человека и человечества, от специального устройства человеческого организма, его мозга и его психики с ее индивидуально-мимолетными состояниями, - иначе говоря, проблему истинности всеобщего, понимаемого как закон, остающийся инвариантным во всех многообразных изменениях «психических состояний» и не только «отдельной личности», а и целых духовных формаций, эпох и народов.

Ильенков Э.В. Проблема идеального

По мысли Ильенкова, противостояние домарксистского материализма и объективного метафизического идеализма, достигшего своей кульминации в творчестве Гегеля, было снято появлением диалектического материализма. Представление объективных идеалистов о существовании некоего метафизического Абсолюта отражало, пусть и в мистифицированной форме, существование надперсональной идеальной реальности; недиалектический материализм (равно как и вульгарный материализм XIX-XX вв., с которым Ильенков активно боролся), в свою очередь, не мог решить психофизиологическую проблему иначе как методом Декарта - путем отказа от монизма в пользу дуализма (а значит, и отказа от материализма как такового).

Идеальное понимается Ильенковым как «… субъективный образ объективной реальности, то есть отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли » . В качестве ориентира Ильенкову служили известные слова Маркса об идеальном как о «пересаженном в человеческую голову» и «преобразованном ею» материальном . Ис­хо­дя из ме­то­до­ло­гии, при­ме­няе­мой Мар­ксом при ана­ли­зе то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний (день­ги как «иде­аль­ная ре­аль­ность» то­вар­но­го ми­ра) Ильенков раз­вил кон­цеп­цию «иде­аль­но­го» как фор­ми­рую­щей­ся в про­цес­се пред­мет­но-прак­тической дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка ре­пре­зен­та­ции («объ­ек­тив­но­го пред­став­ле­ния») - та­ко­го свое­об­раз­но­го от­но­ше­ния ме­ж­ду ма­те­ри­аль­ны­ми объ­ек­та­ми (ве­ща­ми, про­цес­са­ми, со­бы­тия­ми, со­стоя­ния­ми), ко­гда один из них, ос­та­ва­ясь са­мим со­бой, вы­сту­па­ет в ро­ли пред­ста­ви­те­ля другого объ­ек­та - его «все­об­щей при­ро­ды», ин­ва­ри­ант­ной за­ко­но­мер­но­сти. Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между, по крайней мере, двумя разными вещами, одна из которых представляет сущность другой как форма человеческой деятельности. Чтобы выражение сущности вещи было идеальным, материалом для него должно стать общественно значимое тело другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» этой другой вещи, чтобы та сделала её своим символом . Так, дипломат не только реально, но и символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова - значение разных вещей в культуре. таким образом, следуя логике Ильенкова, «… идеальное осуществляется в символе и через символ, то есть через внешнее, чувственно воспринимаемое, видимое или слышимое тело слова ». Телом идеального является, таким образом, любая созданная человеком вещь, опосредствующая отношения между людьми, а тем самым берущая на себя необходимые для этого, в том числе символические, функции.

Таким образом, идеальное есть представление в ином и через иное, притом так или иначе это представление, соответствующее сути дела, и представление это, являясь частью общественного производства человеческой жизни, тем самым производится как таковое не мозгом , хотя и посредством мозга. Идеальное, по Ильенкову, имеет общественно-историческую природу, чем оно принципиально отличается от биологической природы явлений индивидуальной человеческой психики. Иными словами, сознание человека идеально, однако идеальное не сводится лишь к феноменам индивидуального человеческого сознания, и далеко не всякое явление человеческой психики является идеальным. Более того, идеальное никоим образом не сводится к механическому суммированию «психических состояний отдельных лиц». Позиция Ильенкова в этих вопросах противостоит узко-эмпирической трактовке идеального как собирательного названия для любого психического феномена, распространённой в островной философской традиции (Локк , Беркли , Юм и др.). Идеальное, таким образом, выражается в тех формах человеческого знания, «… которые обусловливаются и объясняются не капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и совершенно от нее не зависящим» . Таким образом, к идеальному относится комплекс явлений, обладающих объективностью (независимостью от индивидуального человеческого знания). К ним относятся нормы бытовой культуры, язык, юридические нормы, принципы мышления и т. д., иначе говоря, все те особым образом организованные явления действительности, которые человек усваивает с рождения, в готовом виде. Идеальное, иначе говоря, всецело принадлежит исторически сложившемуся общественному (коллективному) сознанию людей.

Непосредственно эта власть общественного целого над индивидом обнаруживается и выступает в виде государства, политического строя общества, в виде системы моральных, нравственных и правовых ограничений, норм общественного поведения и, далее, эстетических, логических и прочих нормативов и критериев

Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. Т. 2.

В процессе производства человеком в своей жизнедеятельности идеального продукта человек совершает акт идеализации действительности (процесс превращения материального в идеальное), а с возникновением идеальное становится, в свою очередь, условием материального производства (акт материализации, или опредмечивания идеального). Этот непрерывный процесс перехода материального в идеального и наоборот подчиняется особым диалектическим закономерностям, порождая всё новые и новые циклы, и свойственен только для «общественно-исторической жизнедеятельности человека». Исходя из этого идеальное и реальное являются диалектическими категориями, каждая из которых может быть понята только в диалектически противоречивом взаимодействии.

Тождество бытия и мышления

Одна из основных проблем, над которой бился мыслитель - снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто «внутреннего» и внешней реальности. Переводя на язык науки, эта проблема определяется как отношение знания (совокупность понятий, теоретических представлений и т. д.) и предмета этого знания. Проблема в классическом виде была сформулирована Р. Декартом как несоотносимость мышления, раскрывающегося в понятиях, и бытия вещей, определяющегося через их протяжённость . В этой связи Ильенков, следуя идее Спинозы, у которого мышление и протяженность представлены не как две субстанции , а как «… два атрибута , выражающие одну и ту же субстанцию» , развивал идею о «тождестве бытия и мышления», имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность. Эти идеи философа противоречили официальной трактовке «ленинской теории отражения », принятой в советской философии, за что он подвергался идеологической критике. В то же время можно обнаружить близость его идей к традиции «прямого реализма», влиятельной в философии XX века. Одновременно Ильенков подчеркивал, что реальность дается сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте , Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой отечественными учеными (С. Л. Рубинштейн , Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев). В этом же контексте может быть понята концепция идеального, которое истолковывается Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности в культуре. Это дает ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было также объявлено крамолой, так как не вписывалось в примитивный психологизм официального истолкования диалектического материализма. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка (работы А. И. Мещерякова).

Педагогическая деятельность

Разработка проблем универсальности человека и его воображения обусловила обращение Ильенкова к вопросам личности и творчества, основанной на теоретическом обосновании К. Марксом и Ф. Энгельсом необходимости универсального, всестороннего и гармоничного развития личности. Согласно Ильенкову, личность обнаруживает себя при условии, когда индивид производит некоторый всеобщий продукт, оказывающий обновляющее влияние на судьбы других индивидов. Личность может опережать в своих устремлениях коллектив, если тот ориентируется на устаревшие образцы и нормы деятельности. Неповторимость подлинной личности, по Ильенкову, состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Понятия личности, свободы и таланта, согласно Ильенкову, синонимичны. Ильенков разрабатывал специальные вопросы психологии и педагогики. Он дал философское обоснование системы воспитания слепоглухонемых, созданной И. А. Соколянским и А. И. Мещеряковым. Ильенков опубликовал ряд работ, посвящённых умственному воспитанию учащихся, проанализировал своеобразие типов мышления в их связи с различными формами культуры. Ильенков развил представления о культурно-исторической природе психических функций и способностей человека, а также о развивающей функции образования. Широкую известность, в частности, получила статья Ильенкова «Школа должна учить мыслить!» (1964 г.) о функциях начальной школы . С конца 1960-х годов Ильенков уча­ст­во­вал в экс­пе­ри­мен­тах, про­во­див­ших­ся А. И. Ме­ще­ря­ко­вым в За­гор­ском ин­тер­на­те для сле­по­глу­хо­не­мых де­тей (ны­не г. Сер­ги­ев По­сад). Ильенков написал ряд работ, в которых обосновывал, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. С 1971 г. при участии Ильенкова осуществлялся эксперимент по обучению на психологическом факультете МГУ четырёх слепоглухонемых учеников Мещерякова

Один из моих философских учителей - Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979), с которым познакомился в 1962 году, будучи аспирантом Института философии Академии наук СССР. Много общался с ним, штудировал его тексты, бывал у него дома, спорил. Огромное позитивное впечатление от его личности, мощное интеллектуальное воздействие от его аргументации! Его работа «Космология духа» предвосхитила разрабатываемую мной изначальную Правую Веру.

Не все понимают грандиозность постижений Эвальда Васильевича в этой работе . Например, вопиющее непонимание представлено в книге выпускника кафедры этики и эстетики философского факультета СпбГУ Николая Владимировича Носова «Преступные философы» (Москва: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007, стр. 166-184). Почему же доброжелательный к людям тонкий и интеллигентный классик советской философии попал в разряд «преступников»? За то, что он сказал правду о человеке и о его предназначении в космосе? Наверное, жили бы мы во времена инквизиции, Носов загнал бы Ильенкова на костёр. Между тем Ильенков вслед за интеллигентнейшим Антоном Павловичем Чеховым задумался над вопросом - «как стереть Вселенную в порошок и самому при этом остаться в живых?» Христианская эсхатология давно учила о гибели и воскресении мира как цели Священной Истории и о новом творении и о жизни в Царствии Небесном, о возвращении в рай. Разве не люди свершили репетицию Богосаможертвоприношения на Голгофе? Что преступного в Эвальде Ильенкове или в Иисусе Христе? Какое надо иметь извращенное восприятие и какой узкий мировоззренческий кругозор. Читаем предвзято-ерническую главку об Ильенкове из этой книги:

«/стр. 166:/ ДЕЛО ФИЛОСОФА-МАРКСИСТА ЭВАЛЬДА ИЛЬЕНКОВА, ИЛИ УБИЙЦА ВСЕЛЕННОЙ

Самоубийство. - Доказательство трусости
Г. Флобер. Лексикон прописных истин

Футуристический конгресс Назария

Философская доктрина марксизма всем своим преобразовательным пафосом была нацелена в светлое коммунистическое будущее. Правда, точную картину этого будущего различные теоретики марксизма-ленинизма представляли себе по-разному. Но требования естественного отбора у марксистов всегда были /стр. 167:/ очень строги, поэтому из всего многообразия возникающих идей и систем выживали только сильнейшие. Остальные по Дарвину уничтожались в непримиримой борьбе. Однако в начале 1990-х годов в советском обществе развитого социализма произошла переоценка ценностей. Из небытия всплыли различные альтернативные философские концепции и, казалось бы, навсегда похороненные идеи. С одной из этих идей, пролежавшей лет двадцать в забвении, познакомил меня мой хороший друг, философ и поэт Назарий Садовский, ушедший из жизни в возрасте 33 лет в октябре 2003 года.

Дело было в Санкт-Петербурге весной 1995 года. Назарий, тогда уже больной, попросил меня помочь ему перепечатать на пишущей машинке написанную им заказную статью на тему «Идеология и массовое сознание». В процессе перепечатки я включился в эту работу, и в результате статья вышла как наша совместная. В последней части ее Назарий обращался к теме футуристических проектов, в которых идеологи обычно представляют ложную, но приемлемую для массового сознания картину будущего. Этим позитивным проектам будущего противостоят критические футуристические проекты с катастрофическим сюжетом, предсказания экологического кризиса (катастроф) или социальные антиутопии. Мы проанализировали несколько известных современных футуристических проектов, после чего Назарий поведал мне и будущим читателям удивительную историю, которая как бы подводила итог нашим рассуждениям о двух видах футуристических проектов. Вот цитата из нашей статьи (естественно, эта ее часть принадлежит Назарию Садовскому).

«В рамках марксизма, впрочем, возникла совершенно оригинальная и неожиданная концепция, автором /стр. 168:/ которой является Э. В. Ильенков. В ней самым стран­ным образом соединились воедино классическая социалистическая утопия о светлом коммунистическом бу­дущем, научном и общественном прогрессе и ужасаю­щая по своему размаху и смыслу катастрофическая судьба Вселенной.

Ильенков исходит из двух предпосылок: во-первых, все, что единожды рождено, с необходимостью долж­но погибнуть; во-вторых, человек, точнее, сознание, которое репрезентирует человека, есть та высшая фор­ма, в которой природа достигает своего самосознания, и, достигнув осознания собственной гибели, природа возлагает на человека обязанность уничтожить себя. Причем под этим имеется в виду не какая-нибудь локальная экологическая катастрофа в масштабах одной планеты, но тотальное разрушение Вселенной. Чело­век коммунистического общества доходит до созна­ния того, что он как высшая природная форма дол­жен оказать эту услугу Универсуму, потому что при­рода вне человека не способна самоаннигилировать­ся. Таким образом, человек приносит себе в жертву Вселенную и самого себя посредством чудовищного взрыва, так что и наша Вселенная, предполагает Иль­енков, образовалась за счет того, что предыдущая со­знательная форма пожертвовала собой, в результате чего возникло то, что физики-теоретики по причине диалектической непрозорливости называют Большим взрывом.

Если и раньше мы понимали, что любая футуроло­гия идеологична и опасна как для массы, так и для от­дельного человека, в том числе и представителя влас­ти, то теперь еще в большей степени становится оче­видным, что масштабность претензий идеологическо­го прогнозирования угрожает всему Божественному творению».

/стр. 169:/ Эвальд и поколение борцов и строителей коммунизма

Меня заинтересовали подробности этой странной марксистской теории, и я начал выуживать сведения о философе и его космологическом проекте. Вот отрыв­ки из биографических сведений об Ильенкове, напи­санных его другом.

«Э. В. Ильенков родился 18 февраля 1924 г. в Смо­ленске. Имя Эвальд было дано ему по тогдашней моде, чтобы подчеркнуть, что некрещенный: в православ­ных святцах такого имени нет. Именно в то время по­явились многочисленные Генрихи, Нинели, Владле­ны, Октябрины и т. д. Однажды мне представили даже человека по имени Маузер. Таков был радикальный отказ от "старого мира", в котором, как мы сейчас убеждаемся, не все заслуживало абсолютного отрица­ния». (Отзвуки этого имятворчества на ранних этапах советской власти слышны и сегодня. Так, автор не­скольких громких строительных проектов в центре Санкт-Петербурга носит фамилию Сопромадзе. Ис­токи ее таковы. После установления Советской влас­ти в Закавказье в начале 20-х годов в новых советских республиках оказалось немалое число сирот. Этих де­тей направляли для воспитания и обучения в различ­ные детские и юношеские образовательные учрежде­ния, преимущественно рабочих специализаций. Безымянным ученикам, часто не знавшим своих родите­лей и, соответственно, не имевшим фамилий в рус­ском понимании и вместо имен носившим уличные прозвища, давали фамилии, приближенные к профи­лю получаемого образования. Так у предков господи­на Сопромадзе оказалась теоретико-механическая фа­милия. А где-то мирно проживают потомки других послереволюционных сирот, среди которых точно есть /стр. 170:/ носящие гордозвучную фамилию Поливинилхлоридзе. - Прим. автора).

Вернемся к биографии философа. Отец Эвальда, впоследствии видный советский писатель Василий Павлович Ильенков, вскоре после рождения сына переехал в Москву. Семья через некоторое время поселилась в одном из первых писательских кооперативных домов в проезде Художественного театра, на котором теперь рядом с огромным термометром висят мемориальные доски в честь советских поэтов Николая Асеева и Михаила Светлова. В этом доме в основном и прошла жизнь Эвальда Васильевича, за исключением тех лет, которые отняла у него война.

В юности Ильенков проявлял большую склонность к искусству, литературе, музыке, в особенности к музыке немецкого композитора и мыслителя Рихарда Вагнера, в творчестве которого его привлекали космизм (возьмем на заметку), идея трагедии абсолютной власти и власти золота, разрушающей все органические человеческие связи: узы дружбы, любви, крови. Сам он впоследствии высказывался в том смысле, что «Кольцо Нибелунгов» - это «Капитал» К. Маркса, переложенный на музыку: та же критика отчуждения, если употреблять этот несколько неопределенный термин, превратившийся, по словам М. А. Лифшица, в предмет «научного мародерства» после того, как стали известны так называемые ранние работы Маркса.

Эвальд Ильенков был человеком сугубо мирным, и военная служба для него, как и для многих его сверстников, стала суровой, хотя и осознанной необходимостью. Будучи в физическом отношении человеком отнюдь не могучим, он с честью прошел через суровые испытания Великой Отечественной командиром орудийного расчета, освобождал Белоруссию, брал /стр. 171:/ Кенигсберг, а потом и Берлин. Война не сделала его более воинственным, но научила ненавидеть всякого рода мракобесие, явное или прикрытое демагогической фразой.

Человек в общем мягкий и деликатный, легко прощающий обычные людские слабости, он был абсолютно непримирим, когда дело касалось принципиальных вопросов марксистского мировоззрения. Из-за этого его часто упрекали в «нетерпимости» и «некритичности» к самому себе. Из-за этого же некоторые ныне здравствующие либерально настроенные интеллектуалы как будто бы стесняются своей былой дружбы с этим человеком.

Жизнь философа не была отмечена заметными событиями. Ильенков закончил МГУ в 1950 году, поступил в аспирантуру. Через три года защитил кандидатскую диссертацию, посвященную, естественно, анализу работ Карла Маркса. В том же году Ильенков стал сотрудником Института философии Академии наук СССР, где и проработал до конца жизни. С университетскими коллегами Эвальд рассорился вскоре после устройства в академические структуры. В 1968 году им была защищена докторская диссертация на материале немецкой классической философии.

История создания «сугубо мирным человеком» Ильенковым теории уничтожения Вселенной довольно загадочна. Начало этой загадочной истории, завершившейся теоретическим убийством мироздания, очень символично. К ней причастен еще один советский философ, тоже фронтовик и тоже со странно звучащим именем - Побиск. Отчество и фамилия у философа Побиска были вполне человеческие. Побиск Георгиевич Кузнецов. Имя Побиск в переводе с коммунистического языка на русский означает Поколение Октябрьских Борцов и Строителей Коммунизма. Не больше и не меньше, а целое поколение. /стр. 172:/ Символично и то, что Побиск Кузнецов (так и хочется сказать, что вместе со всем своим поколением) несколько раз был осужден за антисоветскую деятельность в 40-е и 50-е годы. В первый раз его взяли прямо из госпиталя, где он ухитрился создать кружок по изучению проблем жизни. В то время всякие «кружки» были подозрительны, а тем более в тех условиях, в которых находился раненый командир взвода разведки Побиск Кузнецов.

Ученик Эвальда Ильенкова С. Мареев вспоминает: «Побиск Георгиевич Кузнецов, который после очередной отсидки (до второй отсидки, но после первой) появился в доме Ильенкова, утверждает, что Ильенков познакомил нас с текстом "Космологии" в его присутствии, после того как мы втроем, по его словам, порядочно "надрались". Вообще такое могло быть».

Довольно логично, что теория последнего, решительного и сокрушительного удара по Вселенной впервые явилась этому миру в связи с изрядной долей горячительных и возбуждающих воинственный дух напитков.

Так или иначе, но первое представление Вселенского убийства самому Марееву не запомнилось. Его учитель Ильенков со своим другом Побиском были более стойкими «пивцами». После этой встречи Ильенков предложил Кузнецову писать статьи в Советскую философскую энциклопедию, которую он редактировал. «Поколение Октябрьских Борцов» отметился в ней статьей «Жизнь».

Что же касается до ильенковской «Космологии», ее публикация задержалась надолго. «Космология духа» была впервые полностью опубликована в сборнике «Философия и культура» (Москва, 1991).

Чтение этого памятника марксистской мысли действительно впечатляет. Уже начиная с заглавия: /стр. 173:/

Космология Духа. Попытка установить в общих чертах объективную роль мыслящей материи в системе мирового взаимодействия (Философско-поэтическая фантасмагория, опирающаяся на принципы диалектического материализма)

Начинает Ильенков свою идею со славословий разуму и мышлению.

«... Итак, мышление есть абсолютно высший продукт развития мироздания. В нем, в рождении мыслящего мозга, мировая материя достигает такой ступени, на которой исчерпываются все возможности дальнейшего развития "вверх" - по пути усложнения организации форм движения.

Далее путь может идти только "вниз", по пути разложения этой организации - в чисто биологически-физиологическую в случае умственной деградации или еще дальше - в простой химизм в случае физиологической смерти мозга.

Путь далее "вверх" исключен. Мыслящая материя мозга, формой движения которой является мышление, есть абсолютно высший и непереходимый предел поступательного развития. Это - совершенно необходимый вывод всякой научной философии.

Иными словами, мыслящий мозг предстает с этой точки зрения как одно из необходимых звеньев, замыкающих всеобщий круговорот мировой материи. В смысле "поступательного" развития это абсолютно высшая точка круга, за нею следует возвращение материи в более элементарные и ранее пройденные формы - в биологию, в химизм, в огненно-жидкую или раскаленно-туманную массу небесных тел, в холодную и недифференцирован/174/ную разреженную пыль туманностей, в газовый туман межгалактических пространств, в чисто механическое перемещение элементарных частиц и т. д. и т. п...».

Разум, согласно Ильенкову, обязательно дойдет до своей «ручки», когда дальнейшее качественное развитие невозможно. И чем же займется наш высший продукт мировой эволюции, осознав себя на вершине мировой пирамиды?

«Ясно, что где-то во мраке грядущего человечество прекратит свое существование и что вечный поток движения Вселенной в конце концов смоет и сотрет все следы человеческой культуры. Сама Земля будет когда-нибудь развеяна в пыль космических пространств, растворится в вечном круговороте мировой материи...

С этой точки зрения небезынтересно прочертить перспективу в будущее более конкретно, нежели это делалось до сих пор. Что человечество вместе с Землей когда-нибудь погибнет - это бесспорно и не представляет вопроса.

Весь вопрос сводится к тому, как именно это должно произойти. Какие условия сделают гибель человечества столь же неизбежной, сколь и его рождение в лоне всеобщего взаимодействия?

Реально эта роль представляется так: человечество (или другая совокупность мыслящих существ) в какой-то, очень высокой, точке своего развития - в точке, которая достигается тогда, когда материя более или менее обширных космических пространств, внутри которых человечество живет, остывает и близка к состоянию так называемой "тепловой смерти", - в этой роковой для материи точке - каким-то способом (неизвестным, разумеется, нам, живущим на заре истории человеческого могущества) сознательно способствует тому, чтобы начался обратный - по сравнению с рас/175/сеиванием движения - процесс - процесс превращения умирающих, замерзающих миров в огненно-раскаленный ураган рождающейся туманности.

Мыслящий дух при этом жертвует самим собой, в этом процессе он сам не может сохраниться. Но его самопожертвование совершается во имя долга перед матерью-природой. Человек, мыслящий дух, возвращает природе старый долг. Когда-то, во времена своей молодости, природа породила мыслящий дух. Теперь, наоборот, мыслящий дух ценой своего собственного существования возвращает матери-природе, умирающей тепловой смертью, новую огненную юность - состояние, в котором она способна снова начать грандиозные циклы своего развития, которые когда-то в другой точке времени и пространства, приведут снова к рождению из ее остывающих недр нового мыслящего мозга, нового мыслящего духа...

Ведь если предположить, что мыслящий дух рождается где-то на периферии круговорота мировой материи только затем, чтобы вскоре бесследно и бесплодно исчезнуть, вспыхивает на короткое мгновение на остывающей планете лишь затем, чтобы снова погаснуть, оставив после себя лишь развалины материальной культуры, которые столь же быстро развеет по Вселенной поток ее нескончаемого движения, - если предположить такую судьбу мыслящего духа, то получается весьма странное понимание "атрибута".

Ведь в этом случае мышление оказывается чем-то вроде плесени на остывающей планете, чем-то вроде старческой болезни материи, а вовсе не высшим цветом мироздания., не высшим продуктом всеобщемиро-вого развития.

Мышление превращается в абсолютно бесплодный эпизод, которого с равным правом могло бы и не произойти вовсе без всякого ущерба для всего остального.

/стр. 176:/ Вряд ли такая роль соответствует месту мышления в системе форм движения мировой материи. Высшая форма ее движения не может быть самой бесплодной и самой ненужной из всех.

Гораздо больше оснований предположить, что мыслящая материя - как высшая качественно форма движения всеобщей материи - играет немаловажную роль в процессе всеобщего круговорота - роль, соответствующую сложности и высоте ее организации.

Почему же не предположить в таком случае, что мышление как раз и есть та самая качественно высшая форма, в которой и осуществляется накопление и плодотворное использование энергии, излучаемой солнцами?

Реально это можно представить себе так - в какой-то, очень высокой, точке своего развития мыслящие существа, исполняя свой космологический долг и жертвуя собой, производят сознательно космическую катастрофу - вызывая процесс, обратный тепловому умиранию космической материи, т. е. вызывая процесс, ведущий к возрождению умирающих миров в виде космического облака раскаленного газа и пара.
Попросту говоря, мышление оказывается необходимым опосредующим звеном, благодаря которому только и делается возможным огненное "омоложение" мировой материи, оказывается той непосредственной "действующей причиной", которая приводит в актуальное действие бесконечные запасы связанного движения, на манер того как ныне оно, разрушая искусственно небольшое количество ядер радиоактивного вещества, кладет начало цепной реакции.

В данном случае процесс, по-видимому, будет иметь также форму "цепной", т. е. самовоспроизводящейся по спирали, реакции - реакции, создающей своим собственным ходом условия своего же собственного про/177/текания в расширяющихся в каждое мгновение масштабах. Только в данном случае цепная реакция распространяется не на искусственно накопленные запасы радиоактивного вещества, а на естественно накопленные запасы движения Вселенной, на запасы, связанные с состоянием тепловой смерти в мировом пространстве.

Попросту говоря, этот акт осуществляется в форме грандиозного космического взрыва, имеющего цепной характер и материалом которого (взрывчатым веществом) оказывается вся совокупность элементарных структур, рассеянных излучением по всему мировому пространству.

С точки зрения современной физики это вовсе не выглядит невероятным».

Вот так! Мы дошли-таки до радикального пункта ильенковского проекта - действительного взрыва всей Вселенной, осуществляемого людьми сознательно и добровольно! В полном согласии с эмпирическими данными современной физики, которая, конечно, не пытается выяснить моральные и социальные причины законов материального мира. Ильенкову этого явно недостаточно.

«Мышление, таким образом, и выступает как то самое звено всеобщего круговорота, посредством которого развитие мировой материи замыкается в форму круговорота - в образ змеи, кусающей себя за хвост, как любил выражать образ истинной (в противоположность "дурной") бесконечности Гегель.

Задача, таким образом, решена при соблюдении всех условий. Ни один из принципов материализма не затронут. Некоторые положения диалектики приобрели более конкретную форму выражения. Мышление понято как действительный атрибут материи, как высший продукт всеобщего развития, как высший /стр. 178:/ цвет материи, который с необходимостью расцветает в ее лоне и при этом дает необходимый с точки зрения всеобщего развития плод. Соблюден и конкретно проведен и закон сохранения и превращения материи и движения. И вместе с этим указан возможный путь, на котором происходит использование излученной звездами теплоты для обратного процесса - процесса концентрации материи и движения в плотную и разогретую туманность, в раскаленные вращающиеся массы газа. Но что не менее важно и интересно с точки зрения проблемы взаимоотношения материи и мышления - гипотеза отводит мышлению, мыслящему духу, такую роль в ходе всеобщего круговорота мироздания, которая гораздо больше соответствует его месту на лестнице развития, чем представление, согласно которому все развитие духовной и материальной культуры, вся история мыслящего духа ведет к нулевому результату, к гибели, не оставляющей никакого следа.

Высшая и конечная цель существования мыслящего духа оказывается космически грандиозной и патетически-прекрасной. От других гипотез относительно финала существования человечества гипотеза отличается не тем, что устанавливает в качестве этого финала всеобщую гибель - гибель, смерть, уничтожение представляют собой абсолютно необходимый результат в любой гипотезе, - а лишь тем, что эта гибель рисуется ею не как бессмысленный и бесплодный конец, но как акт по существу своему творческий, как прелюдия нового цикла жизни Вселенной.

Такого значения за человеком и такого смысла его гибели не может, по-видимому, признать ни одна другая гипотеза».

Дальнейшее изложение столь же уникально, как и общий вид гипотезы.

/стр. 179:/ «Гибель ведь все равно неизбежна, - пишет советский философ, - и ее неизбежности не может не признавать никакая гипотеза на этот счет. И единственное различие между возможными гипотезами может состоять лишь в различных толкованиях объективного смысла и роли акта гибели в лоне всеобщего круговорота мировой материи, места и роли этого акта в системе мирового взаимодействия.

Предлагаемая гипотеза отличается тем преимуществом, что гибель человечества (и мыслящего духа вообще) предстает в ее свете не бессмысленной, как в любой другой возможной гипотезе, а оправданной как абсолютно необходимый акт с точки зрения всеобщего круговорота мировой материи, развивающейся по своим объективным законам.

Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом - актом, который превращает обледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак, во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров - систем, которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя...

Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием. И когда-то вновь - в бесконечно далеком грядущем - новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут - как и мы ныне - созерцать сверкающие над небом их Земли звездные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве.

В сиянии звездного неба мыслящее существо будет всегда видеть свидетельство могущества и красоты бессмертного даже в смерти своей мыслящего духа - опредмеченную, чувственно воспринимаемую, а по/180/тому не вызывающую никаких сомнений свою собственную власть над предметным миром.

Звездное небо, как и вся окружающая природа, будет для мыслящего существа зеркалом, в котором отражается его собственная бесконечная природа. Через сияние звезд мыслящему духу будет говорить - на языке, понятном только ему, - вечно возрождающийся в своих продуктах бессмертный мыслящий дух.

И в созерцании вечной природы человек - как и всякое мыслящее существо - будет испытывать гордость самим собой, космическими масштабами своей собственной вселенско-исторической миссии - местом и ролью мыслящего существа в системе мирового взаимодействия.

В сознании огромности своей роли в системе мироздания человек найдет и высокое ощущение своего высшего предназначения - высших целей своего существования в мире. Его деятельность наполнится новым пафосом, перед которым померкнет жалкий пафос религий.

Это будет пафос истины, пафос истинного сознания своей объективной роли в системе мироздания».

Сколько красивых слов, посвященных картине самоубийственного акта, предлагаемого к исполнению всему человечеству! Куда там античному «учителю смерти» - Гегесию! Тот предлагал освободить от страданий только лишь единичные человеческие тела с помощью простого самоубийства, самыми примитивными способами. Ильенков берет на вооружение всю совокупность будущего технического прогресса, а самоубийственный акт предлагают совершить над всем Уни -версумом, включая неразумных зверушек и птичек, которых, конечно, никто не будет спрашивать, согласны ли они с таким самоочевидным выводом марксистского разума! Но разве это может быть препятствием на пути высшего природного феномена?

/стр. 181:/ «Ясно, что выполнить свою вселенско-историческую миссию мыслящий дух окажется в состоянии лишь на вершине своего развития, своего могущества - до которой нам, людям XX века, разумеется, не дожить. (Вот уж воистину - слава Богу!) Пройдут миллионы лет, родятся и сойдут в могилу тысячи поколений, установится на Земле подлинно человеческая система условий деятельности - бесклассовое общество, пышно расцветет духовная и материальная культура, с помощью которой и на основе которой человечество только и сможет исполнить свой великий жертвенный долг перед природой.

Для нас, для людей, живущих на заре человеческого расцвета, борьба за это будущее остается единственной реальной формой служения высшим целям мыслящего духа. И к ныне идущей борьбе, к ныне совершающейся деятельности наша гипотеза не прибавляет ничего и не отнимает от нее ничего, прибавляя лишь гордое - и носящее пока лишь чисто эстетический характер - сознание, что деятельность человека одухотворена не только пафосом "конечных" человеческих целей, но имеет, кроме того, и всемирно-исторический смысл, осуществляет бесконечную цель, обусловленную со стороны всей системы мирового взаимодействия».

Такова вкратце космологическая гипотеза Ильенкова. Многим она показалась и покажется научно-фантастической, вроде полета из пушки на Луну. Сам Ильенков, кстати, недаром называет все это «философско-поэтической фантасмагорией». Но нельзя, видимо, спорить с его собственной самооценкой: «Такого значения за человеком и такого смысла его гибели не может, по-видимому, признать ни одна другая гипотеза».

/стр. 182:/ Представим на мгновенье, что идея, высказанная философом, нашла отклик в сердцах политиков и всего человечества.

Итак, человечество вдруг решило воплотить убийственно-самоубийственную цель марксистского разума - уничтожить весь мир, уничтожить само себя. В этом случае разумные люди, пожалуй, были бы вынуждены искать какой-то выход из сложившейся печальной перспективы. Я предложил бы следующий.

Следует подпольно создать компьютерный механизм, который в результате усилий многих поколений революционеров стал бы более совершенным, нежели разум промарксистски ориентированных правителей. Тогда следовало вложить в этот компьютерный разум программу, которая уничтожила бы всех людей на планете Земля и не позволила бы этим безумцам, во всяком случае, уничтожить Вселенную.

К слову сказать, подобные утопические проекты уже рассматривались в мировой научно-фантастической литературе. Правда, вряд ли западные фантасты знали о чудовищной машине уничтожения мира, которую вполне серьезно намеревался создать из живых разумных людей советский философ Эвальд Ильенков.

Месть Вселенной

Вселенная отомстила «новому Гегесию» Эвальду Ильенкову по-своему. Вот описание последних месяцев жизни философа со слов его друга.

«Где-то в конце сентября (а может быть, в начале октября) 1978 г. мы с Ильенковым отправились на море /стр. 183:/ в Пицунду. После морских купаний запланировали проехать в Ереван и, на обратном пути, в Тбилиси. Ни в одном из этих мест я до тех пор никогда не был, а потому был рад подобному случаю, да еще в сообществе с другом и учителем.

Ильенков, обычно трудный на подъем, на этот раз как-то легко согласился. Купил новый красный рюкзак, у меня был мой старый, и мы отправились...

В Пицунде мы развлекались как могли. Ильенков один раз даже искупался в море. Вода была уже весьма освежающая, и Эвальд Васильевич произнес, необычно возбужденный и радостный, фразу, которая мне по разным причинам запомнилась: "Даже рюмочку выпить не хочется!" Мне стало грустно: его безнадежно больная душа уже давно искала утешения в "рюмочке", а в то, что морские купания могут заменить такому человеку рюмочку, я никогда не мог поверить. И подтверждением тому были его, в общем-то, в основном грустное настроение, никак не соответствующее всей курортной обстановке, и его обычный задумчивый вид. Поэтому все наши развлечения ограничивались в основном прогулками и посещением бара после ужина, пока не были исчерпаны положенные на это дело лимиты.

Меланхолия продолжалась. Присутствие в Институте философии Ильенков игнорировал. Однажды, выйдя из Института, я позвонил ему. В ответ на все вопросы - односложные "да", "нет". Когда я высказал предложение взять отпуск и отдохнуть - как будто бы его кто-то заставлял работать! - ответ был такой: "Да, да, в бессрочный". А когда я сказал "До свидания", он ответил мне: "Прощай!"

Да, это было последнее "прости". Но даже это "прощай" прошло где-то под сознанием, как-то резануло своей странностью: почему "прощай", ведь человек /стр. 184:/ никуда не собирался... А он, оказывается, уже давно собрался и все решил. Не решил только - как, оставалось дело "техники". Но и "техника" была в конце концов, тоже продумана. Врач-патологоанатом, выдававший его тело, вдруг спросил: а он что, знал анатомию?» Эвальд Ильенков покончил жизнь самоубийством 21 марта 1979 года, перерезав себе сонную артерию. Сон разума, породивший самоубийственное чудовище, ведущее Вселенную к гибели, прекратился».

Ильенков Эвальд Васильевич (1924-1979) - выдающийся русский философ, крупный специалист по теории диалектики и истории философии. Высказал ряд оригинальных идей в области педагогики, психологии, эстетики, теории культуры. После участия в Великой Отечественной войне - студент, аспирант философского факультета МГУ. С 1953 г. и до конца жизни работал в Институте философии Академии наук СССР сначала младшим, а затем старшим научным сотрудником. Лауреат Академической премии им. Н. Г. Чернышевского. В течение всей своей творческой жизни подвергался систематической, необоснованной критике и травле за «гносеологизм», «гегельянство» и т.п.

Основные работы: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса». М., 1960, «Об идолах и идеалах». М., 1968; «Диалектическая логика». М., 1974; «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма». М., 1979; «Искусство и коммунистический идеал». М., 1983; «Философия и культура». М., 1991; «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». М., 1997.

В центре научных интересов Э. В. Ильенкова была разработка проблем диалектики как Логики и теории познания. Он внес большой вклад в создание диалектико-логической концепции мышления, связанной прежде всего с выявлением таких всеобщих характеристик научного знания, как принцип противоречия в мышлении, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение исторического и логического, истины и заблуждения и др.

Э. В. Ильенков сформулировал оригинальные идеи, касающиеся категорий «идеал» и «идеальное». Последнее он понимал как отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. При этом Э. В. Ильенков подчеркивал, что идеальное есть не индивидуально-психологический, тем более не физиологический акт, а факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства.

Философ обосновал фундаментальную роль идеального в процессе личностного становления индивида. Он считал, что основанием этого процесса является способность человека действовать в идеальном плане, т.е. осваивать всеобщую меру бытия вещей. Как всякий основательный мыслитель, Ильенков тайну творческой способности человека связывает с природой идеи, идеального. Идеи, по его мнению, это не предельные абстракции нашего рассудка, а своего рода «образцы», нормы бытия. Идеи выводят нас в реальность, сообщающую, генерирующую, инициирующую через нас смысл нашей же активности - как внутренней, так и внешней.

Ильенков считал, что творчество только в той мере есть открытие вечности и свободы, в какой оно есть обретение идеальности и объективного смысла. Бессмысленная деятельность суживает человеческие возможности и, тем самым, непосредственно несет в себе фальшь и несправедливость. Предметы, создаваемые человеком в акте творчества, должны внутренне соответствовать своему предназначению. Только в этом случае они получают эстетическую и этическую значимость. Ильенков был убежден в том, что науку и искусство мы именно потому относим к высоким сферам творчества, что выявляемые ими ценности - истина и красота, - суть всеобщие характеристики, атрибуты вечной и единой реальности.

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял анализу теоретических и методологических проблем формирования высших психических способностей человека, особенно в связи с выдающимися исследованиями А. И. Мещерякова по становлению и развитию психики слепоглухонемых детей. В решении этих вопросов особенно ярко обнаружились возможности тонкой историко-философской реконструкции проблемы личности, выявленные Ильенковым.

Проблема психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка не содержит, в понимании Ильенкова, ни грана дефектологической специфики, скорее, наоборот, она высвечивает всеобщие нормы индивидуального развития человека в «чистом виде».

Важнейшей задачей педагогики Ильенков считал такое построение процесса обучения и воспитания, чтобы это был не тренаж памяти, не простое накопление информации и тому подобные упражнения, но с самого начала и до конца был процессом формирования самой способности мыслить, процессом воспитания. «Школа должна учить мыслить», - неоднократно подчеркивал Ильенков, а важнейшей «школой мышления» считал историю философии. Разумеется, он был далек от того, чтобы рассматривать суть педагогического процесса как механическое приложение готовых философских категорий и принципов. Это в равной мере и процесс уточнения последних, выявление их гибкости, изменчивости и взаимосвязи.

Публикации Э. В. Ильенкова и его выступления отличались широкой эрудицией, глубокой содержательностью и бескомпромиссной страстностью изложения, ясностью, доступностью и образностью языка, блестящим литературным стилем. Для него были характерны смелость мысли, нестандартность подходов и оригинальность в решении сложнейших философско-методологических и смысложизненных проблем.

Влияние Ильенкова в той или иной степени испытали многие гуманитарии, особенно того поколения, которое принято называть «шестидесятниками». До последних дней жизни он был окружен молодежью, которая вдохновлялась его идеями. Работы Ильенкова издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и в других странах.

Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979), принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления.

Одной из важнейших задач советских философов по-прежнему остаётся завещанная В.И. Лениным разработка систематически развёрнутого изложения диалектики как логики и теории познания современного материализма. Определённым вкладом в решение этой проблемы явится новая книга доктора философских наук Э.В. Ильенкова.

Эвальд Ильенков, Валентин ТОЛСТЫХ - Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга - диалог)

Известные философы и представители других гуманитарных наук ведут диалог о феномене "советская философия", ее идейной, духовной драме, обратившись к личности и творческому наследию одного из выдающихся ее создателей - Э.В.Ильенкова. Такой подход и контекст позволили по достоинству оценить сложную, противоречивую природу и историю советской философии, ее обретения и потери, преодолеть упрощенчество и излишнюю идеологизацию в трактовке...

Эвальд Ильенков - Искусство и коммунистический идеал

Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая "суть" всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они не знают, не умеют, не понимают.

В этой работе философом был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, "огнеобразному" состоянию.

Эвальд Ильенков - Учитесь мыслить смолоду

Ильенков Э.В.
Учитесь мыслить смолоду.
М.: Знание, 1977.
Философия в союзе с психологией, основанной на эксперименте, доказала бесспорно, что "ум" -- это не "естественный дар", а результат социально-исторического развития человека, общественно-исторический дар, дар общества индивиду.

Эвальд Ильенков - Философия и культура

Каков человек, такова и его философия - это глубочайшее фихтевское положение особенно применимо к советскому философу Эвальду Васильевичу Ильенкову, доказавшему, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения.

Эвальд Васильевич Ильенков

Ильенков Эвальд Васильевич (1924-1979) - отечественный философ и психолог. Биография. В 1941 году поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946-1953 годы учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса "К критике политической экономии"». С 1953 года работал сначала младшим, а с 1961 года - старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968 году защитил докторскую диссертацию на тему «К вопросу о природе мышления». Исследования. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 1960-е годы обратился к работам И. А. Соколянского и А. И Мещерякова, освещающим работу со слепоглухонемыми детьми. На этом материале дал теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 215.

Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск – 21.03.1979) - отечественный психолог. После окончания московской школы в 1941 г. поступил на философский факультет МИФЛИ, после прохождения обучения в артиллерийском училище ушел на фронт. В 1946–1953 гг. учился сначала на философском факультете МГУ, затем в аспирантуре. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К. Маркса К критике политической экономии. С 1953 г. работал сначала младшим, а с 1961 г. - старшим научным сотрудником Института философии СССР. В 1968 г. защитил докторскую диссертацию на тему „К вопросу о природе мышления“. Обосновал роль идеального в развитии личности. В 60–е гг. обратился к работам И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, освещающим работу со слепоглухонемыми детьми. На этом материале дал теоретическое описание индивидуального развития как формирования способности действовать в идеальном плане.

Использованы материалы сайта http://www.peoples.ru/

Ильенков Эвальд Васильевич (18 февраля 1924, Смоленск - 21 марта 1979, Москва) - философ, специалист по теории диалектики, истории философии, методологии наук о человеке.

В 1941 поступил в МИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. После окончания философского факультета МГУ и аспирантуры там же защитил в 1953 кандидатскую диссертацию «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К. Маркса «К критике политической экономии»». С 1953 до своей смерти работал в Институте философии АН СССР. В 1968 защитил докторскую диссертацию «К вопросу о природе мышления».

Одна из основных проблем, над которой бился мыслитель - снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто «внутреннего» и внешней реальности. В этой связи Э. В. Ильенков развивал идею о «тождестве бытия и мышления», имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность. Эти идеи философа противоречили официальной трактовке «ленинской теории отражения», принятой в советской философии, за что он подвергался идеологической критике. В то же время можно обнаружить близость его идей к традиции «прямого реализма», влиятельной в философии 20 в. Одновременно Э. В. Ильенков подчеркивал, что реальность дается сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте, Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой отечественными учеными (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В этом же контексте может быть понята концепция идеального, которое истолковывается Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности в культуре. Это дает ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было также объявлено крамолой, так как не вписывалось в примитивный психологизм официального истолкования диалектического материализма. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребенка (работы А. И. Мещерякова).

В последние годы жизни Э. В. Ильенков много внимания уделял вопросам продуктивной силы воображения, творческой фантазии (в том числе в связи с вопросами эстетической деятельности, искусства).

Идеи Э. В. Ильенкова вызвали интерес у ряда современных философов США, Канады, Финляндии и др. стран. Его работы издавались в Германии, Италии, Великобритании, Греции, Японии и др. странах.

В. А. Лекторский

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 95-96.

Ильенков Эвальд Васильевич (18.02.1924, Смоленск- 21.03.1979, Москва) - философ и публицист. Участник Великой Отечественной войны. По окончании философского ф-та и аспирантуры Московского ун-та с 1953 г. работал в Институте философии Академии наук СССР. С выходом в свет книги Ильенкова «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса» (1960) связано оживление интереса советских философов к проблеме создания теории материалистической диалектики как логики. Она способствовала выдвижению совр. марксистской философской мысли на более высокий теоретический уровень, когда главной задачей стало создание концептуальной системы логико-диалектических категорий. Автор назвал свою работу «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении». Рецензенты рукописи усмотрели в ней влияние гегельянства, с которым в то время вели борьбу Федосеев, Мишин и Константинов и их сторонники, а также философы, склонявшиеся к позитивизму. В результате текст рукописи был значительно сокращен в той части, где речь шла о понимании абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике. Книга увидела свет почти через четыре года после ее написания (название ее было изменено по настоянию Федосеева; в полном виде и с первоначальным названием работа вышла лишь в 1991 г.).

Глубина и оригинальность исследования Ильенков вызвали интерес не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Уже в 1961 г. книга в переводе на итал. язык вышла в Милане. Согласно Ильенкову, взаимодействие абстрактного и конкретного и есть основной закон теоретического отражения действительности в человеческом сознании. У Ильенкова эти понятия выражают всеобщие формы развития природы, общества и мышления, а потому они суть универсальные категории диалектики. В них запечатлена не специфика мышления по сравнению с действительностью и не специфика действительности по отношению к мышлению, а момент единства (тождества) в движении этих противоположностей. Конкретное он определяет, следуя диалектической традиции, как единство в многообразии вообще, - в противовес обыденному (и метафизическому) представлению, рассматривающему его лишь как чувственно воспринимаемую вещь, как наглядно представляемое событие, зрительный образ и т. п.

Абстрактное, согласно Ильенкову, не просто «объект мысли» или умозрительное понятие, а один из моментов процесса познания, проявляющийся в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств, связей изучаемого предмета и выделении основных, общих его свойств, связей и отношений. В диалектике «абстрактное» нередко имеет смысл одностороннего, бедного, неразвитого, вырванного из конкретной взаимосвязи и противопоставленного последней. Абстрактное выступает здесь как момент, сторона, фрагмент конкретного. Переход от абстрактного к конкретному, восхождение от первого ко второму - типичный случай диалектического единства и взаимоперехода противоположностей. Все другие логические категории (анализ, синтез, индукция, дедукция, определение, обобщение, классификация, умозаключение и т. п.), считает Ильенков, выступают в качестве условий осуществления этого перехода. Способ восхождения от абстрактного к конкретному он рассматривал как универсальный метод научного мышления, как всеобщую форму (способ) развития понятий, а не как лишь специфический прием, используемый Марксом при разработке теории прибавочной стоимости.

В работах Ильенкова анализируется также сущность таких категорий, как логическое и историческое, их диалектическое развитие и тождество; в историческом он видит основу, первообраз логического и считает, что логическое воспроизведение действительности способом восхождения от абстрактного к конкретному отражает реальную историческую последовательность всех фаз, которые проходит изучаемая действительность - рождение, становление, расцвет и умирание конкретного объекта. Логическое есть выраженное в понятиях историческое, их нельзя отделить друг от друга. Без уяснения их диалектической взаимосвязи нельзя верно понять (а следовательно, и применять) способ восхождения от абстрактного к конкретному.

Предметом логики Ильенков считал не специфические формы выражения процесса мышления в языке, а формы и закономерности самого мышления. «...Мышление имеет своим предметом не знаки и их сочетания, а объективную реальность, и логика мышления диктуется поэтому не логикой знакового выражения, а логикой развития действительности, которая и составляет высший закон для мышления, которому, хотят они того или не хотят, вынуждены подчиняться и «знаки», и их «сочетания», их «конъюнкции» (Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 312). Под этим углом зрения И. критиковал неопозитивистские толкования проблемы противоречия в логике, считая, что «противоречие» как категория логики не что иное, как отраженное мышлением объективное противоречие, схваченное сознанием в живой реальности. Под этим же углом зрения (диалектики идеального и материального) Ильенков рассматривал и другие философские категории (всеобщее, общее и особенное, субстанцию и др.), выступая против сведения философского знания как сложного феномена к более простому, каковым считал знание, получаемое в рамках частных наук. Рассматривая историю философии как действительную школу мысли, Ильенков подчеркивал необходимость обращаться к классическому наследию при осмыслении проблем современности и сам давал пример такого обращения в своих работах о Спинозе, Фихте, Гегеле, Марксе, Ленине. Для «Философской энциклопедии», издававшейся с 1960 г., Ильенковым был написан ряд статей, в т. ч. знаменитая статья «Идеальное», вызвавшая острые споры среди философов.

В 1965 г. за исследование проблем диалектической теории познания Президиум АН СССР присуждает Ильенкову премию имени Н. Г. Чернышевского.

В 1968 г. им была защищена докторская диссертация «К вопросу о природе мышления», что также стало событием в жизни советской философской общественности. В этом же году в Политиздате выходит его книга «Об идолах и идеалах», в которой автор критикует популярный в те годы миф о создании «искусственного интеллекта», превосходящего ум человека. Идеальное, подчеркивал Ильенков, в качестве атрибута мышления человека невозможно воспроизвести в техническом устройстве, игнорируя предметно-практическую деятельность человека, в которой он собственно становится творческим субъектом. Но зато можно превратить самого человека в «мыслящую машину», лишенную идеального, идеалов, творческих способностей, что и происходит в условиях разделения труда и частной собственности. Тогда же Ильенков пишет ряд работ по эстетике, в которых указывает на единый корень всех творческих способностей человека - фантазию, способность воображения. Исследования Ильенкова углубили материалистическое понимание мышления как предмета логики, а также сущности идеала и диалектики идеального, Идеал, по Ильенкову, не только нравственная установка, мыслимая в категориях конечных формообразований, но и полнота сущности в ее неизбежно вечном становлении, и «контуры идеала как образа необходимо наступающего будущего есть не что иное, как вывод из анализа существующих противоречий, разрушающих наличное состояние» (Там же. С. 210), Что же касается категории «идеальное», то этот субъективный образ объективной реальности есть, согласно Ильенкову, не индивидуально-психологический и тем более не физиологический феномен, а общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Идеальное осуществляется в многообразных формах общественного сознания и воли человека как субъекта общественного производства материальной и духовной жизни. И. критиковал тех, кто сводил идеальное к состоянию той материи, к-рая «находится под черепной коробкой индивида», считая, что «оно есть особая функция человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием» (Там же. С. 215).

В последние годы жизни Ильенков заинтересовался книгой Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Так появилась работа под названием «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма», вышедшая в Политиздате в 1984 г. Позитивизм как направление в философии и науке в то время почти не критиковался, поскольку многими считался выражением точки зрения современной науки. В этой работе И. интересует методология анализа Лениным «кризиса» в естествознании начала XX века Он видит в Ленине союзника, поскольку тот в условиях методологического кризиса в науке смог продемонстрировать преимущества материалистической диалектики в сравнении с эмпирической методологией позитивизма, а также показал, как абстрактные философские построения могут вырастать на почве эмпиризма. Исследуя теоретические и методологические проблемы формирования высших психических способностей человека, Ильенков опирался также на практические достижения отечественных дефектологов И. А. Соколянского (1889-1961) и А. И. Мещерякова (1923-1974) и стал прямым продолжателем работ последнего со слепоглухонемыми, дав философское обоснование медико-педагогической системе формирования полноценного сознания личности детей, лишенных зрения и слуха. Философские поиски и разработки сомкнулись в его творчестве с практически-педагогическими. «Философия, - отмечал он, - в союзе с психологией, основанной на эксперименте, доказала бесспорно, что «ум» - это не «естественный дар», а результат социально-исторического развития человека, общественно-исторический дар, дар общества индивиду» (Там же. С. 43). Труды Ильенкова переведены на многие языки и изданы в целом ряде стран.

Л. В. Голованов, С. H. Мареев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 222-223.

Сочинения: Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., I960; Идеальное // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1962. Т, 2.; Об идолах и идеалах, М.. 1968: Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980; Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М, 1974; 2-е изд. М., 1984; Учитесь мыслить смолоду М., 1977; Философия и культура. М., 1991; Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997; Школа должна учить мыслить. М., 2002; Об эстетической природе фантазии: Что там, в Зазеркалье? М., 2011; Проблема идеала в философии: Гегель и герменевтика. М., 2011; Истоки мышления: Диалектика идеального. М., 2012.

Литература: Э. В. Ильенков. Материалы «круглого стола» // Библиотекарь. 1980. № 8; Голованов Л. В. Высокое напряжение «философского нерва». Несколько штрихов к портрету Э. В. Ильенкова // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XVII. Между историей и современностью. М., 1995; Драма советской философии: Эвальд Васильевич Ильенков. М., 1997; Э. В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999; Э. В. Ильенков и социализм. М., 2002; Эвальд Васильевич Ильенков в воспоминаниях. М., 2004; Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. 2-е изд. М., 1997; Он же. Из истории советской философии: Лукач - Выготский - Ильенков, М., 2008; Эвальд Васильевич Ильенков (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2008; Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991; Evald Ilyenkov"s philosophy revisired, Helsinki, 2000.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Тесля Андрей. Несколько слов по поводу последней книги Мих. Лифшица . (Речь идет о книге Лифшиц М.А. Диалог с Эвальдом Ильенковым. (Проблема идеального) / М.А. Лифшиц. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.).

Сочинения:

Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974;

Диалектическая логика. М., 1974 (2-е изд. 1984);

Искусство и коммунистический идеал. М., 1983;

Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М., 1960;

Количество. - Философская энциклопедия. т. 2. М., 1962;

Об идолах и идеалах. М., 1968;

Что же такое личность? «С чего начинается личность». М., 1979 (2-е изд. 1984);

Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1979;

Искусство и коммунистический идеал. М., 1973;

Философия и культура. М., 1991.

Литература:

Философия не кончается. Из истории отечественной философии. 20 век, т. 2,1960-80 (под ред. В. А. Лекторского). М.. 1998;

Э. В. Ильенков: личность и творчество. М., 1999.

Э. В. Ильенков. Материалы «круглого стола» // Библиотекарь. 1980. № 8;

Голованов Л. В. Высокое напряжение «философского нерва». Несколько штрихов к портрету Э. В. Ильенкова // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. XVII. Между историей и современностью. М., 1995;

Драма советской философии: Эвальд Васильевич Ильенков. М., 1997;

Э. В. Ильенков и социализм. М., 2002;

Эвальд Васильевич Ильенков в воспоминаниях. М., 2004;

Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. 2-е изд. М., 1997;

Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач - Выготский - Ильенков, М., 2008;

Эвальд Васильевич Ильенков (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2008;

Bakhurst D. Consciousness and revolution in Soviet philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov. Cambridge, 1991;

Evald Ilyenkov"s philosophy revisired, Helsinki, 2000.