Что определяет интеллект человека. Что такое интеллект человека и как определить его уровень. Как узнать свой IQ

Статья предназначена, во-первых, для тех психологов, кому в работе приходится сталкиваться с понятием "уровень интеллекта человека" (например, проводя профотбор), во-вторых, для всех тех людей, которые любят в процессе общения делать поспешные выводы об интеллектуальном уровне своих собеседников.

Многие любят судить об интеллекте других людей. А некоторым это положено делать по долгу своей профессии (тем же психологам, например). Только вот как это сделать? Как понять, насколько человек, так сказать, «интеллектуален»?

Два высших образования у него? Замечательно! О-очень умный, наверное. А пойдёт, например, в лес за грибами, не дай бог заблудится - и всё, там и останется. И образования не помогут. А какой-нибудь деревенский пенсионер дядя Федя с образованием в четыре класса церковно-приходской - будет в этом же лесу чувствовать себя как дома. И кто в данном случае окажется умнее? С такой, житейской точки зрения?

Или другой пример. Поможет ли степень доктора наук (да в той же психологии, например) починить сломавшийся в пути автомобиль? А какой-нибудь Ваня из соседней дЯрЁвни (который слово "психология" меньше, чем с тремя ошибками не напишет) тут же подойдёт и разберётся в поломке, потому что с детства со всякой техникой возился. Так что интеллект - это понятие не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд...

А как-то услышал я о каком-то учёном (не помню фамилию), который в 26 лет стал самым молодым кандидатом наук в своё время. Прикинул я, что к чему. Значит, получается так. Закончил этот вундеркинд школу и пошёл в институт. Это нормально. Примерно в 22 года закончил институт, затем 4 года аспирантуры - и вот результат, в 26 лет кандидат наук. В армию он, конечно, не пошёл: на фиг надо, пусть дураки служат. Работать - тоже нигде толком не работал. Т.е., в свои 26 лет он кроме своего института в жизни ничего-то и не видел. Можно ли такого человека назвать УМНЫМ? Это ещё большой вопрос.

Но это всё было так, вступление. А теперь давайте подойдём к этому вопросу более серьёзно и с более научной точки зрения.

Что же такое интеллект?

Одним словом и не скажешь. Точнее - скажешь, конечно, но это будет слишком расплывчато. Ум. Разум. Рассудок. Вот что такое интеллект. Только вряд ли от этих слов что-то стало понятнее. В психологический словарь, конечно, можно залезть - но там тоже слишком общо всё представлено. А вот если с практической точки зрения? Если нужно нам определить, оценить уровень интеллекта человека? По каким критериям это сделать?

Привожу свои собственные выводы по этому вопросу. Сначала все эти критерии перечислю, потом разъясню подробнее.

Итак, в понятие «интеллект» входит:

    гибкость мышления;

    опыт (как в каком-то конкретном деле, так и жизненный опыт в целом);

    уровень образования;

    уровень общей эрудиции и знаний;

    внимательность;

    память человека;

    развитие некоторых личностных качеств;

    наличие живого ума, интереса к жизни, любопытства.

Если вы со мной в чём-то не согласились - подождите, я ещё не закончил. Сейчас объясню всё более подробно.

Под цифрой 1 у нас стоит гибкость мышления. Наверное, это основной критерий, по которому можно оценить интеллект человека. Психологи, исследуя продуктивное и творческое мышление, выделяют гибкость как один из его факторов, а в качестве основного критерия гибкости мышления выдвигают такой показатель, как целесообразное варьирование способов действий, способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. Сейчас объясню на человеческом языке. В типичном тесте на гибкость мышления испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования какого-то обычного предмета. Например, обычной авторучки. Понятно, что ей можно что-то написать или нарисовать. А кроме того, можно ей землю взрыхлить в цветочном горшке. В подростковом возрасте мы из ручек мундштуки делали. А при большом желании можно её и в качестве холодного оружия использовать. А собираясь куда-то в поход, можно на старую ручку ниток намотать про запас. Может быть, не самое удобное решение, но ведь можно же? Можно! Говоря более научным языком, гибкость мышления проявляется в условиях проблемной ситуации и заставляет человека выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта, а затем, переосмысливая их, решать возникшую проблему. Т.е. использовать предмет не по назначению.

И, конечно, гибкость мышления не распространяется только на выявление новых функций предметов. Гибкость мышления - это и наблюдательность, и умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперёд, разглядеть за видимыми явлениями их скрытые причины, установить закономерности, и т.д.

Кроме того, гибкость мышления не стоит особняком, сама по себе. Она связана и со всеми остальными составляющими, которые были перечислены выше. Ведь чтобы найти в объекте другие стороны его использования - нужно иметь для начала хоть какой-то жизненный опыт и знания. Внимательность позволяет выявить какие-то мелочи и использовать их. Хорошая память дополняет опыт и знания: что толку изучать какие-то науки, если потом ничего не можешь вспомнить в нужный момент? Что касается личностных качеств, то, например, хитрость - это и есть та же самая гибкость мышления.

Как можно определить уровень гибкости мышления? Один из вариантов только что был описан: предъявить испытуемому какой-нибудь предмет и попросить назвать несколько ситуаций, в которых этот предмет можно применить не по его прямому назначению. Особенно нас интересуют нестандартные способы его применения. Другой вариант - нестандартные задачки. Знаете, такие бывают, с виду как математические, но обычными способами не решаются. Только здесь нужно не переусердствовать и не делать поспешных выводов о человеке. Если вы проводите какие-то мероприятия, например, по профотбору - то очень многое даст и наблюдение за испытуемым, а точнее, за его поведением в затруднительных для него ситуациях.

Но оставим гибкость мышления, потому что надо рассмотреть ещё и другие составляющие интеллекта.

Под 2-м и 3-м пунктами у нас стоит опыт и уровень образования. В сущности, и то и другое предполагает владение определённым количеством разнообразной ПОЛЕЗНОЙ (в отличие от следующего пункта) информации. А если это не просто опыт, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ опыт - то это ещё и какие-то практические навыки. Самый лучший вариант - это соединение образования и опыта. Образование - это теоретический фундамент, опыт - это использование теоретических знаний на практике. Когда после окончания вуза устраиваешься на работу по специальности - кажется, что все эти институтские знания бесполезны, настолько практика удалена от теории. Но это только на первый взгляд. Позже, когда выявляется острая нехватка практических знаний, зачастую снова обращаешься к тем же учебникам и много полезной информации там находишь. Но это всё так, к слову…

4-й пункт - уровень общей эрудиции и знаний. Т.е. это знания обо всём и ни о чём. Такие знания помогают разгадывать кроссворды, например. Но всё-таки иногда в жизни они могут пригодиться и с большей пользой. В основном (как лично мне кажется), с их помощью удаются аналогии. Например, вы хорошо знаете историю. Исторические знания сами по себе бесполезные в повседневной жизни, но могут вам помочь лучше понять, допустим, современную политическую ситуацию.

5-й и 6-й пункты - внимательность и память. Тут, по-моему, всё понятно, немного раньше я уже об этом говорил. А вот 7-й и 8-й пункты рассмотрим чуть подробнее. Какие ещё личностные качества, кроме упомянутой хитрости, можно отнести к интеллекту? Например, уверенность в себе и смелость. Каким образом, спросите вы? Представьте себе студента на экзамене, который в целом знает материал, но перепугался, переволновался и всё забыл или перепутал. Вывод преподавателей: тупой и безмозглый, двух слов связать не может. Это не так! - скажите вы. А я вам возражу. Почему, собственно, не так? Дело не сделано, поставленная цель (сдать экзамен) не выполнена, фактический результат деятельности равен нулю (точнее, двойке). Если оценивать деятельность этого студента с точки зрения конечного результата - да, тупой и безмозглый. А всё потому, что не хватило уверенности в себе, смелости, решительности, даже где-то (в меру) и наглости. Интересно, что эти качества проявляются не только в роли составляющих интеллекта, но и во многом являются его производной . Другими словами, та же смелость в нашем примере со студентом - это не только одна из ПРИЧИН высокого интеллекта, но одновременно и его СЛЕДСТВИЕ. Действительно, УМНЫЙ человек знает, что, в принципе, нечего бояться всех этих профессоров, особенно если ты хоть немного знаешь материал. Ну не такие уж они и страшные, чтобы перед ними трястись и заикаться. Т.е. умный человек усилием воли может подавить свой страх и своё волнение, настроиться на нужную деятельность и отбросить в сторону другие мысли. Он где-то слышал, что несколько глубоких вдохов помогают унять волнение. Применил - помогло. Основы саморегуляции это называется. А почему он всё это умеет? Почему он этому смог научиться, а другие нет? Да потому что он любопытный от природы, обладатель пытливого ума. Он никогда не пройдёт мимо какой-то более-менее полезной информации, ему всё интересно. В то время как кто-нибудь другой никаких интересов в жизни не имеет, кроме как пожрать-поспать-пивка попить, телек посмотреть, ну и ещё чего-нибудь, не будем подробности уточнять. Ну и откуда тут взяться интеллекту? Это вот то, что касается любопытства, живого ума, интереса к жизни и им подобных качеств.

Разумеется, всё это здесь написано коротко и поверхностно. При желании можно было ещё много чего приписать и много примеров привести.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать - служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова - «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное. ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова. И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом. Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить. А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других - оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой - прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.

На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.

1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.

2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.

3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.

4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.

Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.

Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.

В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.

Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.

Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.

Структура интеллекта

Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.

Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).

Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.

Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.

Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.

Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).

Виды интеллекта

Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.

Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.

Уровни интеллекта

Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.

Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.

Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.

Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.

Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.

Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.

Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.

Мышление и интеллект

Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».

Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.

Развитие интеллекта

С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.

Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.

При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.

В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.

Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.

В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.

Сущность интеллекта

Способность к обучению

Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия. Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации. Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.

На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы, а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.

Возможность оперировать абстракциями

Ученые, мыслители, философы используют в своей деятельности научные понятия и определения. Да и не только они: студенты тоже должны учиться понимать язык абстракций и свободно им оперировать. Возможность грамотно излагать свои мысли, делиться открытиями в той или иной области обязательно предполагает овладение языком на высоком уровне. Интеллект здесь выступает необходимым звеном, инструментом для научной деятельности.

Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды

Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки. Но по – настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.

Структура интеллекта

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

  1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
  2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
  3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
  4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
  5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
  6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
  7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.

Виды интеллекта

Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

Вербальный интеллект

С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что – то важное и ценное.

Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.

Логический интеллект

Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.

Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.

Пространственный интеллект

Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

  • Физический интеллект. Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что – то изменить в лучшую сторону.
  • Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
  • Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
  • Духовный интеллект. Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания.

Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.

Особенности

Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации.

К примеру, если ум способен концентрироваться на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения.

Возможности интеллекта

Истина состоит в том, что возможности человеческого разума неисчерпаемы. В нас заключен такой потенциал, что если бы каждый вплотную занимался решением индивидуальных задач, результаты очень скоро были бы весьма внушительными. К сожалению, человек на протяжении своей жизни использует не больше 4 – 5 % заложенного в нем потенциала и забывает о том, что его возможности безграничны. Как развить интеллект до высокого уровня? Только сама личность определяет, в какие рамки себя поставить, лишь мы сами управляем собой.

Как повысить интеллект?

Множество людей, идущих по пути личностного становления, так или иначе, задаются этим вопросом. Немногие понимают, что повышение интеллекта связано, прежде всего, с тем, чтобы быть активным человеком, уметь принимать новое в свою жизнь, стремиться к достижению индивидуальных целей. Читайте больше книг, связанных с самореализацией или качественную литературу. Не подойдут иронические детективы или любовные романы.

Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.

Важность любой беседы зависит от того, нужно ли прислушиваться к мнению человека, насколько можно верить его слову. Поскольку в общении принимают участие как минимум двое, его исход зависит не только от нас, но и от собеседника. Поэтому даже с незнакомым человеком подсознательно мы взвешиваем: насколько он умен. Но это не так просто, как кажется! Важно не спутать такие вещи, как "эрудиция" и "интеллект". Ведь начитанный человек может показаться умным просто из-за чрезмерной эрудированности. И наоборот, собеседник, не проявляющий глубоких знаний в той или иной сфере, может оказаться мудрым и опытным человеком, к чьим советам следует прислушаться.

Психоаналитик Елена Гридасова рассказала "Комсомолке", как, не заставляя собеседника пройти тест на IQ, определить, кто перед вами – интеллектуал или недалекий человек?

1. Умение принять чужую точку зрения и отнестись к ней с уважением само по себе многое говорит о собеседнике – о гибкости мышления, об отсутствии стереотипа "Право только большинство!". Проявление интереса к точке зрения другого непременное условие нормального диалога.

2. Словарный запас. Казалось бы, очевидная вещь! Но, как показывают исследования, разница в активном словарном запасе, к примеру, выпускника школы (около 2-3 тысяч слов) и человека с высшим образованием (до 8 тысяч слов) колоссальная! Словарный запас зависит от количества прочитанной литературы. Ну а тот, кто считает книги и газеты "бумагомаранием", вряд ли может похвастаться умом. Ведь чем больше прочитано качественных книг (а новые слова и термины встречаются именно там), тем больше получено информации, что, как известно, способствует развитию интеллекта. При активном чтении мозг развивается.

3. Готовность признаваться в некомпетентности. Если человек молчит, когда ему нечего сказать, отказывается рассуждать на тему, по которой у него не хватает информации и не сформировано собственное мнения, это явный признак ума. Мыслящие люди не повторяют за другими, не любят "напускать туман". Также они не стесняются переспрашивать, если чего-то не поняли, уточняют информацию.

5. Самокритика. Нет людей, которые любят, когда их критикуют. Но умный собеседник способен если не принять замечания, то хотя бы промолчать, чтобы не провоцировать конфликт.

6. Вежливость. Учтивость, умение прислушаться к другому зачастую оказывается не в чести у недалеких людей, но является достоинством и обязательным правилом общения для мыслящего человека.

7. Рядом с ним умнеешь. Мудрый человек поднимает собеседника до себя, а точнее обращается к той природной мудрости, которая заложена в каждом из нас. Как говорил Альберт Эйнштейн, если вы не можете объяснить пятилетнему ребенку свою мысль, значит, вы сами ее не очень то понимаете. Если же возникает ощущение, что вы резко поглупели и не понимаете, о чем идет речь, собеседник либо умничает и пытается блеснуть знаниям, либо сам не понимает, что хочет сказать. А возможно, и то, и другое сразу.

Впрочем, основным мерилом при оценке интеллекта вашего собеседника всегда будет являться именно ваш ум!

Прежде чем искать ответ на вопрос, как повысить свой интеллектуальный уровень, нужно определиться с тем, что же такое интеллект. Латинская основа слова («intellectus») указывает на конкретное лексическое значение «понимания». Что именно должен «понимать» человек, чтобы иметь возможность называться интеллектуалом? Общественное мнение, чаще всего, связывает интеллект с разумом и тем объёмом информации, который он может усваивать и воспроизводить в процессе жизни. Слияние статичных знаний о мире с динамической составляющей работы над ними даёт нам истинное понимание интеллекта как особого мыслительного и одновременно психологического качества человека.

Что такое интеллектуальный уровень?
Классическими составляющими интеллектуального уровня являются познавательные (память, ощущение, восприятие, представление, воображение) и мыслительные (гибкость ума, широта, логичность, доказательность и критичность мышления) способности человека к восприятию и анализу окружающей действительности.

Интеллектуальный уровень тем выше, чем лучше мыслящий субъект работает с поступающей к нему информацией. Широкий кругозор, способность всестороннего изучения объекта мыслительной деятельности, отделение главного от второстепенного, построение логически обоснованных рассуждений и умение вовремя отказаться от неправильно сделанных выводов указывает на высокий интеллектуальный уровень человека.

Основы интеллекта закладываются в нас с момента рождения. Семейное и общественное воспитание, начальное, среднее и высшее образование – все эти этапы знакомства с окружающим миром год за годом формируют внутри человека конкретные базы знаний и логические мыслительные инструменты для оперирования ими. Однако для того, чтобы стать высоко интеллектуальной личностью, мало просто вырасти внутри хорошей семьи и получить образование. Нужно каждый день заниматься самосовершенствованием и тренировать свой разум, предлагая ему более новую, более интересную пищу для размышлений.

Тренировка памяти
Для того, чтобы повысить свой интеллектуальный уровень, нужно быть не только всесторонне развитой личностью, но и иметь хорошую память. В противном случае всё, что вы будете получать извне, может пройти мимо вас.

Для тренировки памяти стоит воспользоваться классическими школьными методами заучивания наизусть любимых стихов и литературных цитат и решения математических, физических или химических задач. Выберите ту область знаний, которая вам больше по душе, и работайте с ней, пока не надоест.

Отличным способом для поддержания памяти в тонусе является изучение иностранных языков. Чем больше чужих новых слов вы будете запоминать каждый день, тем легче вам будет работать с информацией, полученной на родном языке.

Многочисленные кроссворды (словесные – классические и сканворды; изобразительные – японские; цифровые – судоку и мн.др.), а также разнообразные математические и логические головоломки развивают динамические свойства памяти, связанные с воспроизведением информации и установлением причинно-следственных связей, необходимых для решения конкретных практических задач.

Приобщение к культуре
Высокий интеллектуальный уровень немыслим без наличия определённой культурной базы знаний. Её азы закладываются ещё в школе, в то время как последующие реалии зависят от самого человека. Только мы выбираем, что нам делать: читать легкомысленные детективы Донцовой или философские работы Сартра, смотреть по телевизору «Мою прекрасную няню» или наслаждаться живой театральной постановкой «Богемы». Конечно, в массовой культуре нет ничего плохого (по-своему, она тоже благоприятно сказывается и на общем уровне эрудиции, и на понимании основ современной жизни), но именно приобщение к проверенной временем классике позволяет человеку познать незыблемые законы жизни, её принципы и проблемы, волнующие цивилизацию на протяжении последних веков и даже тысячелетий.

Массовая культура – развлекает сознание, классическая – открывает перед ним мир истинных ценностей. Литература, музыка, живопись, театр, архитектура, фотография, балет наполняют нашу память и развивают душевные качества личности.

Общение с другими людьми
Мы живём в мире, наполненном людьми. Социум окружает нас в семье, на работе и отдыхе. Понимание других людей позволяет нам лучше понять окружающую жизнь и самих себя. Чем больше мы общаемся, тем больше узнаём. Нам открывается человеческая психология, привычки, интересы. При должной наблюдательности мы можем научиться сопереживать и помогать другим людям. Более полное погружение во внутреннее «Я» постороннего человека избавляет нас от контактов с недостойными людьми и открывает людей интересных.

Общение с людьми разных профессий открывает доступ к поистине бесценной практической информации. Ничто так не обогащает человека, как чужие профессиональные секреты. Ни одна книга, ни один учебник не научит нас тому, чему сможет научить посторонний личный опыт, чужие ошибки и достижения.

Взаимодействие с предметами
Окружающий нас мир состоит не только из научной информации, людей и произведений искусства. В нём располагается огромное количество предметов, работа с которыми позволяет повысить свой интеллектуальный уровень ещё и с пользой для дела. Какого? Того, которым вы решите заняться.

Кулинарные операции с продуктами и технические – с вышедшими из строя предметами может сделать ваш дом чуточку «вкуснее» и исправнее. Умение разбираться в моде и материалах пригодится для покупки качественной одежды и обуви, а умение шить обеспечит купленным вещам долгий срок службы. Освоение ремонтно-строительной сферы быта сэкономит расходы и нервы, которые обычно тратятся на наёмных работников. Приобщение к одному из видов спорта закалит не только ваш разум, но и тело.

Чем больше вы будете проникать в суть предметов, тем легче вам будет осваивать новые материальные области вашей жизни. Это только кажется, что накапливаемый жизненный опыт ничего не стоит. На самом деле, многие, на первый взгляд, бесполезные и отрывочные знания могут всплыть в сознании в критический момент и спасти вас от искрящей проводки или заглохшего на пустынной дороге автомобиля.

Умение делать выводы
Высшей точкой развития интеллектуальных способностей человека можно назвать умение делать правильные выводы на основе полученных данных. Идти к этому можно годами, но бояться этого не стоит. Жизнь на то и дана, чтобы познавать её. Хотите, чтобы её течение подчинилось вам? Обращайте внимание на мелочи, задумывайтесь о том, почему всё происходит так, а не иначе. Ищите причины, следствия, связи. Выстраивайте внутренние системные отношения между предметами, людьми, событиями. Научитесь добывать нужную вам информацию из любых доступных источников – книг, телевидения, Интернета, других людей, личного опыта. Рассматривайте интересующие вас факты со всех сторон. Не отбрасывайте в сторону ничего. Не позволяйте информации завладеть вами – она всего лишь средство для постижения мира, но не сам мир. И не бойтесь ошибаться. Признанные ошибки, как ничто другое, позволяет повысить свой интеллектуальный уровень.