Задания к теме лингвистические основы обучения грамоте. Шпаргалка шпаргалка по дисциплине "методика обучения грамоте". Метод целых слов

Если бы русское письмо было идеографическим, то каждый знак (идеограмма) перекодировался бы непосредственно в смысловую еди­ницу (слово или понятие); соответственно при письме слово коди­ровалось бы с помощью идеограммы. Но наше письмо - звуковое, следовательно, возникает необходимость промежуточного этапа - перевода графических знаков в звуки при чтении или звуков в буквы

при письме.

Русское письмо - звуковое (фонемное). Это значит, что каж­дому основному звуку (фонеме) в графической системе языка со­ответствует свой знак - буква (графема). Поэтому методика обу­чения грамоте основывается на фонетической и графической сис­темах (фонетика и графика).

Учитель должен знать, какие звуковые единицы выполняют смыслоразличительную функцию (т.е. являются фонемами) и ка­кие такой функции не выполняют (варианты основных фонем в

слабых позициях).

В современной школе принят звуковой метод обучения грамо­те, предполагающий выделение звука в слове, анализ звука, син­тез, усвоение буквы и процесс чтения.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. По­этому в современной методике обучения грамоте действует прин­ цип слогового (позиционного) чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как единицу чтения. От­крытые слоги характерны для русского языка. Построение слога в большинстве случаев подчинено закону восходящей звучности.

Слог представляет собой несколько звуков, произносимых од­ним выдыхательным толчком. Основой слога является гласный звук. Структура слога может быть различной: СГ (открытый), ГС (зак­ рытый), типа СГС, а также эти же типы со стечением согласных: ССГ, СССГ и др. (С - согласный, Г - гласный).

Овладение правилами графики - необходимое условие письма, но недостаточное. Живые фонетические процессы приводят к тому, что между словом произнесенным и написанным часто возникает несоответствие. Это происходит в тех случаях, когда фонемы находятся в слабых позициях. Для обозначения буквой звука слабой по­зиции нужно определить, к какой фонеме относится данный звук, а затем уже обозначать его. Буква для звука, соответствующего силь­ной позиции фонемы, выбирается по правилам графики. Для звука же, представляющего слабую позицию фонемы, - по правилам ор­ фографии.

Основой обучения чтению также является орфоэпия, нормы которой детям запомнить сразу, а тем более выполнять трудно. По­этому на начальных этапах рекомендуется двоякое прочтение: ор­фографическое, а затем орфоэпическое.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые слу­чаи пунктуации: точку, вопросительный и восклицательный зна­ки, запятую, двоеточие, тире.

4. Психологические основы методики обучения грамоте

Чтение и письмо - сложные психические процессы. Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может ох­ватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам.

«Поле чтения» начинающего читателя ограниченно: он охва­тывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать, нередко нужно сравнить ее с другими. Прочтение буквы вызывает у ребенка же­лание сразу назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживая в памя­ти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то со­четание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнава­ния, сколько букв в слоге, слогов в слове.

Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строч­ку, так как глаз не приучен двигаться строго параллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повто­ряет слоги или слова по два и более раза. Иногда ребенок пытается угадать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается «поле чтения».

Письмо - сложное речевое действие. Взрослый человек пишет, не замечая элементарных действий, автоматически. У первоклас­сника этот процесс распадается на множество самостоятельных дей­ствий. Он должен следить за положением ручки и тетради, вспом­нить письменную букву, соответствующую звуку или печатной бук­ве, разместить ее на строчке, соединить с другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физи­чески. В связи с этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо с устными уп­ражнениями.

Успешное обучение чтению и письму требует большой и сис­тематической работы по развитию фонематического слуха, т.е. уме­ния различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии ор­фографических навыков. Развитию фонематического слуха способ­ствуют звуковой анализ слов, установление последовательности зву­ков в слове, упражнения в слушании, слышании и «узнавании» фонемы в сильной и слабой позиции.

Психологическое изучение процесса чтения и письма начина­ющего показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать звуки, произно­симые учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием и прислушиванием к нему. Прого варивание при письме называется речедвигательным анализом. Учи­телю необходимо упражнять детей в правильном произношении по слогам слов при их составлении и написании. Ребенок должен на­учиться проговаривать каждое слово по слогам, одновременно при­слушиваясь к его звучанию, стремясь уловить каждый звук слова и порядок звуков.

Процесс обучения грамоте строится на основе учёта фонетических и графических систем рус.лит.яз. Русское письмо является звуковым (фонематическим), поэтому ребёнок сможет научиться читать и писать тогда, когда овладеет умением переводить графические знаки в звуки и наоборот, т.е. делать звуко-буквенный анализ.

Фонологическая система рус.языка насчитывает 42 фонемы. Сопоставив количество фонем и графем в рус.языке, можно увидеть их несоответствие. Поэтому у детей в период обучения грамоте могут возникнуть трудности с дифференциацией понятий « звук », « буква » (можно использовать приём «живые буквы »).

Современная методика обучения грамоте строится так, чтобы уже в начале изучения звуков и букв представления об этих основных фонетико-графических единицах формировались с учётом их существенных признаков: звуки слышим и произносим, их можно различить на слух по способу произношения, по артикуляционным признакам; буквы видим и пишем, читаем, узнаём по графическим элементам, из которых они состоят. Звуки бывают гласные и согласные (тв. – мягк.), буквы – прописные и строчные, печатные и рукописные. Современная методика обучения грамоте раскрывает учащимсяся в доступной для них форме реальное соотношение между звуками и буквами. Лучше использовать сочетания « буква гласного – согласного звуков ».

Практически знакомятся с важными правилами орфоэпии – замена в конце слога, слова звука на глухой согласный; в работе над слогоделением необходимо помнить, что аналитические действия учащихсяся осуществляют со звучащим словом, произнесённым в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка.:[а-кно], [ма-рос], [ви-сна], но [мак], [мар-ковь], [май-ка].



Основной метод обучения грамоте .

Обучение грамоте – самая древняя отрасль в методике рус.яз. Выдающиеся педагоги прошлого активно занимались проблемами букваристики (Л.Толстой, К.Ушинский, В.П.Вахтёров). Споры о методах обучения грамоте не утихают и по сей день.

Классифицируются методы обучения грамоте в зависимости от того:

1) какая единица берется за основу обучения чтению (буква, звук, слог, целое слово);

2) какой вид деятельности является ведущим (анализ, синтез).

По исходным языковым единицам различают методы: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.

По видам деятельности: аналитические, синтетические, аналитико-синтетические.

На современном этапе ведущий метод – звуковой аналитико-синтетический. Основоположник этого метода – К.Д.Ушинский. Ценное в его методе то, что он дал рациональную систему обучения чтению и письму; дети овладевают всеми умственными операциями: анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, умозаключением.

Метод звуковой : обучаясь грамоте, знакомятся с основными звуками рус.яз., учатся выделять их из речи и обозначать буквами, анализировать последовательность звуков в словах, различать согласные твёрдые и мягкие в связи с их обозначением. При изучении звуков дети получают представление об их естественном сочетании в словах. Обозначение звука буквой осуществляется после его выделения из слова и изучения его звучания в словах.

Метод аналитико-синтетический : изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на различные виды аналитико-синтетической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в графической схеме слова, проговаривание слов по слогам при составлении записи.

Ведущий принцип этого метода заключается в том, что в формировании у детей начальных умений читать и писать следует идти от звука к букве . Это означает, что перед ознакомлением с буквой нужно выполнить разнообразные слухо-произносительные и аналитико-синтетические действия со звуком, который эта буква обозначает: правильно его произносить, узнавать на слух в разных позициях в слове, выделять из слогов, синтезировать тщательно взятый звук с другими звуками в слоги.

В современной методике обучения грамоте этот принцип реализуется двумя путями :

1) введением добукварного периода (оперируют звуками в устной речи);

2) обеспечением структуры уроков по изучению новых букв в букварный период (перед ознакомлением с новой буквой уч-ся должны выполнить целый ряд аналитико-синтетических действий со звуками, которые этой буквой обозначаются).

Традиционное в методе:

1)с точки зрения целей формирования личности обучение по данному методу носит воспитательный и развивающий характерр, обеспечивает умственное развитие, требует высокого уровня сознательного чтения и др. видов учебного труда уч-ся;

2) с точки зрения психолого-лингвистической:

а) обучение грамоте опирается на живую речь уч-ся; на имеющийся речевой навык, включает систему работы по развитию речи уч-ся;

б) за основу берётся звук (внимание к звуковому анализу, синтезу, артикуляции звуков; развитию речевого слуха);

в) единица чтения – слияние (слог) – внимание к чтению слогов, их произношению;

3)с точки зрения организационной:

а) устанавливает определённую последовательность изучения звуков и букв (частотный принцип);

б) выделяются 3 периода обучения (добукварный, букварный, послебукварный);

в) чтение и письмо не отрываются, а обучение идет параллельно (сейчас – смешанное – урок обучения грамоте с чередованием этих видов деятельности). Ушинский шёл от письма к чтению.

Новое в методе:

1)введение слого-звукового анализа;

2)введение элементов моделирования (схемы – модели слогов слов, предложений);

3)введение пропедевтических элементов грамматики и орфографии;

4)индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

5)воспитывающий характер обучения;

6)формирование навыков самостоятельной работы.

Согласно программе возможно применение и других методов обучения грамоте, в частности метода целых слов. Целесообразность его применения объясняется необходимостью обучения школьников (после усвоения чтения по слогам) воспринимать графические образы многих слов целостно, моментально их узнавать на основе предыдущего опыта. Такое умение является обязательным условием хорошо сформированного навыка чтения.

К урокам обучения грамоте предъявляются определенные требования:

Цель и тема урока сообщаются не в целом, а формулируются по частям на каждом этапе. В конце урока подводятся итоги.

Задания формулируются учителем расчлененно, короткими предложениями, конкретными по содержанию.

3. На протяжении урока необходимо активизировать уч-ся, вовлекать их в учебную деятельность (слушать, говорить, читать, писать, работать под руководством учителя, самостоятельно, в парах и т.д.).

К.Ушинский: “ Нужно помнить, что дети утомляются бездельем, а не деятельностью ”.

4. Урок не должен быть перегружен наглядными пособиями и дидактическим материалом. Их использование должно быть спланировано в соответствии с целью и задачами урока.

5. При обучении чтению большую часть времени уч-ся должны читать. Следует помнить о проверке понимания читаемого, развитии речи, обучении рассуждать, рассказывать.

6. При обучении письму необходимо проводить упражнения в звуковом анализе слов для записи их по слуху, с использованием картинок и схем, а не только по образцу в прописях. Необходимо сопоставлять сходные звуки в словах и близкие по начертанию буквы.

7. При планировании уроков обучения грамоте следует учитывать не только период работы по звуковому анализу и чтению, а и подготовленность учеников к любой форме работы на уроке.

8. Самостоятельная индивидуальная работа должна быть связана с основным содержанием работы.

9. С самого начала обучения грамоте необходимо уделять внимание слабоуспевающим детям. На всех этапах урока нужно обеспечивать им посильное участие в работе класса и в самостоятельном выпол-

нении доступных им заданий.

Обучение слушанию и пониманию. Одно из требований к современному языковому обучению – умение слушать и понимать информацию. Установлено, что такое умение необходимо развивать не только на уроках обучения иност. языка, но и на уроках обучения родному языку. Одно из подготовительных умений, лежащих в основе аудиативных умений, – овладение школьником элементарным звуковым анализом (умение ребенка последовательно и правильно называть звуки в слове: [д] [о] [м]).

Важно научить различать на слух гл.и согл. звуки, согл.тв. и мягкие (день [н’], нос [н]) еще до того, когда дети будут знакомиться с буквами, обозначающими данные звуки на письме. Это умение важно для овладения чтением, письмом, а также для сознательного восприятия услышанного высказывания.

Развитие аудиативных умений у первоклассников необходимо связывать с обучением восприятию рядов прослушанных слов, словосочетаний, отдельных предложений, небольших по объёму текстов.

Предлагается прослушать ряд слов, изученных на предыдущих страницах букваря, которые они должны воспроизвести в произвольном или том же самом порядке; из прослушанных слов назвать только те, что называют школьные предметы, одежду, обувь; из ряда слов-названий животных выбрать и назвать только птиц (рыб, насекомых) и т.д.

Развитию речевого слуха и семантической дифференциации слов будут способствовать упражнения, построенные на соотношении родовых и видовых понятий, которые требуют расширения круга видовых понятий, конкретизируют родовые, исключение из ряда слов лишних или лишнего (упражнения словарно-логические): продолжи названия предметов, признаков, действий:

ягоды – клубника, малина, черника, смородина, земляника…

цвета – синий, красный, зелёный…

Какой предмет лишний?

фрукты – яблоки, сливы, груши, огурцы.

В общении с первоклассниками необходимо употреблять такие слова (названия предметов, действий, признаков), которые с началом учебной деятельности становятся общеупотребительными на разных уроках: учебник, тетрадь, дневник, час, минута; красный, желтый; спрашивать, отвечать, внимательно слушать, сидеть прямо и т.д. Следует исключать слова диалектные, иноязычные, значение которые детям не понятно.

Знакомясь с предложением, дети должны понять, что люди общаются с помощью предложений. Только предложения выражают законченную мысль, их можно произнести с определённой интонацией.

В работе по формированию умения слушать предложения можно использовать такие виды упражнений:

1. Упражнения на выделение предложений из речевого потока (будут способствовать развитию интонационного слуха):

А) Скажи, сколько предложений ты услышал? Повтори последнее предложение.

Б) Скажи, что из услышанного предложение, а что нет:

Дети готовятся к празднику.

Они собрались в дет…

Ваня пригласил на праздник маму.

Мама сшила ему новую ….

Мальчик поблагодарил ….

Он наденет новую рубашку на праздник.

Это упражнение представляет связный рассказ, помогающий ситуативно дополнить незаконченные предложения.

В) Завершите предложения: Вася пасет на лугу…

Полезными будут упражнения на завершение сложных предложений. Они развивают ассоциативное мышление детей, побуждают к выбору соответствующих слов, грамматических форм.

Г) Мы пошли в библиотеку, чтобы…

На море я увидел, как…

2. Упражнения на построение предложений:

А) Составь предложения, используя слова: мама, испекла, бабушка, рукавички, большой, пирог.

Б) Составь предложение о том:

что можно увидеть в лесу; что движется по дороге; за чем следят на стадионе.

Такие аудиативные задания на уровне звуков, слов и предложений будут способствовать развитию у первоклассников умения слушать и понимать связный текст, учебную инструкцию, данную в устной форме.

Развитие речевых умений (говорение). Речевое развитие, умение высказываться в жизненных и учебных ситуациях – одна из составных детской личности.

Речевое развитие школьника– широкое понятие, которое охватывает уровень сформированности звукопроизношения, его соответствия нормам орфоэпии, объему словарного запаса, грамматической организации речи. Поэтому для успешного обучения первоклассников необходимо уделять и этим составным речевого развития.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны: нарушениями речевого аппарата; влиянием другого языка; местными диалектами.

Нарушения работы речевого аппарата можно исправить с помощью врача – логопеда. Важно научить детей правильно произносить гласные и согласные звуки, соблюдая нормы лит. произношения. На данном этапе работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорок, скороговорок, потешек, считалок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, игровых сценок, сопровождаемых движениями или без них. Эта работа органично связана со звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, строится на анализе и синтезе звучащей речи путем специальных упражнений, рассказов по картинкам, бесед о прочитанном, рассказывании сказок, пересказов, чтения слогов, слов, предложений.

Вне занятий работу над звуковой культурой речи можно организовать на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр, во время утреннего прихода детей в школу и перед уходом их домой.

С детьми, которые не усваивают учебный материал или плохо его усваивают, необходимо проводить дополнительную работу, организовывать как индивидуальные, так и групповые занятия.

Большая часть упражнений для шестилеток носит игровой характер. Это могут быть такие игры: «Позови животных», «Угадай, кто (что) это?», «В зоопарке» (более подробно см. статью Л.Корепиной. Работа над звуковой культурой речи. Развитие речи шестилеток-первоклассников// Нач. шк.– 1987.–№4).

Известно, что дети любят рифмованные строки, Там, где это возможно и уместно, для развития звуковой культуры необходимо вводить в урок рифмованные скороговорки, чистоговорки, стихотворения, загадки:

Чистоговорки

Жи-жи-жи – живут в лесу ежи.

Жа-жа-жа-я нашел ежа.

Жу-жу-жу – молоко даю ежу.

Скороговорки

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

У Жени жили ужи и ежи.

Иголки лежали, лежали

Да под стол побежали. (Еж.) Ребятам весело со мной,

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружусь– жужжу,

Жужжу – кружу.(Юла.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)

Творческая мысль учителя позволит интерпретировать и варьировать предложенные упражнения, развить и дополнить их. Основное условие для занятий – систематичность, они необходимы на протяжении всего периода школьного обучения. Особенно эффективны подобные занятия в сочетании с музыкальными.

Обогащение, уточнение, активизация словарного запаса. Для обогащения словарного запаса большое значение имеет применение разнообразных упражнений. Наиболее эффективные из них – словарно-логические (обогащают словарный запас и развивают логическое мышление). К ним относятся упражнения 1) на соотнесение родовых и видовых понятий; 2) на изъятие лишнего слова; 3) на дополнение логического ряда (мебель: стол, стул, диван, кровать…); 4) противопоставление предметов по разным признакам (животные – растения).

Для словарно-логических упражнений можно использовать как слова-названия предметов, так и слова-признаки, слова-действия:

1.Продолжи предложение: Помидор красный, а огурец…, Лимон желтый, а апельсин…, Речка широкая, а ручеек….

2.Выполни упражнение, подумав над тем, что чем делают: Иголкой шьют, а ножницами…; Кисточкой рисуют, а ручкой….

Эти упражнения будут развивать речевой слух, учить различать значения услышанных слов.

Выполняя такие упражнения, дети постепенно будут усваивать не только признаки предметов, но и их внутренние качества (щедрый–скупой, смелый–трусливый), использовать такие слова в своих высказываниях.

Уже в период обучения грамоте надо учить строить диалоги на доступные темы. В качестве образца можно использовать тексты с диалогами, данные в букваре (например, в букваре Прищепы Е.С., Колесниченко В.И.):

с.90: Встретил как-то ёж ежа.

Как погода, еж?

Свежа.

И пошли домой, дрожа,

быстро-быстро два ежа

с.105 текст “Обида енота”, с.147 текст “Про язык и нос”.

Отрабатывая диалогическую форму высказываний, ученики практически усваивают интонацию повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, учатся произносить их с различной эмоционально-экспрессивной окраской, употреблять формы обращения, вопросительные слова где? почему? сколько?, специфические для разговорной речи слова неужели, разве, этикетные формы, употребляемые в процессе общения.

Необходимо, чтобы эти этикетные формы обращения употреблялись в ежедневном общении.

Формирование монологических высказываний у первоклассников происходит на всех типах высказываний – повествованиях, рассуждениях, описаниях.

Ученические высказывания могут строиться на основе прочитанного текста, сюжетной иллюстрации, по аналогии с прочитанным, в форме продолжения данного в букваре фрагмента сказки и т.д.

Для описания используются предметные рисунки, на которых хорошо переданы существенные признаки изображенного предмета.

К элементарным рассуждениям учитель побуждает детей на основе прочитанных текстов букваря и иллюстраций (см. стр. 73, 80 букваря Колесниченко В.И., Прищепы Е.С.).

Такие виды заданий по формированию умений строить высказывания (говорить) станут основой для совершенствования этого важного вида речевой деятельности в дальнейшем изучении языка.

Обучение чтению. Процесс обучения грамоте состоит из двух органически связанных видов деятельности – чтения и письма.

Умение читать обеспечивается синтетическими упражнениями, а писать – аналитическими. По определению Д.Эльконина, чтение – это “процесс воспроизведения звуковой формы слов по графическим (буквенным) моделям, выявлением, активной переработкой, осознанием смысловой информации”.

Приёмы звукового анализа

Добукварный период – научить называть последовательно звуки в словах.

Букварный период – элементарная характеристика звуков, звуковой анализ становится составной частью звуко-буквенного.

1. Выделение слова из речевого потока. Подчеркнутое произношение одного из звуков в словах.

Приемы выделения звука:

а) протяжное произношение – шшшар;

б) звукоподражание;

в) договаривание недостающего звука в слове, названном учителем: ёжи…к;

г) перечисление слов с одинаковым начальным звуком (учитель произносит слова, уч-ся называют звук): море, мир, машина;

д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, ю-ла;

е) выделение из предложения звука – слова: Груши и яблоки. Это собака, а это кошка;

ё) выделение согласного из открытого слога: Ссса-ша;

ж) выделение глухого согласного в конце слов: кот , суп ;

з) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных: б рат, г рач.

2. Узнавание и выделение наиболее частотного звука или звуков из слов скороговорки, потешки, песни (Кукушка копилку купила, Кукушку копейки копила. Копеек она накопила, Колечки на лапки купила. )

3. Узнавание и вычленение звука из слова на основе описания его артикуляции.

4. Сопоставление слов, отличающихся одним звуком: рак – мак, коза – коса, сом – сон. Сопоставление слияний СГ - С’Г (задание типа: Какой звук в этих слогах одинаковый: ра, ро,ру, ры, ля, лю, ли?).

5. Узнавание заданного звука в словах, названных учителем, определение его позиции в слове ((начало, середина, конец). Можно включать слова, в которых он отсутствует. Такой прием позволяет концентрировать внимание учащихся, заострять речевой слух.

6. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком обеспечивает осмысленное отношение уч-ся к фонетической структуре слова. Можно использовать предметные картинки, наводящие задания: В названиях каких цветов есть звуки [л], [л’]?

7. Перечисление звуков в словах, последовательность их называния.

8. Составление таблиц звуков гласных и согласных.

Эти упражнения предусматривают частичный звуковой анализ, носят подготовительный характер.

Следует использовать игры-соревнования (Придумай как можно больше слов с определенной буквой или звуком: звук в начале: [н], [н"] или другие).

Приведем примеры звуковых синтетических упражнений, которые можно проводить в добукварный и в начале букварного периодов:

1.Образуйте слог (слияние) из двух звуков (звуки называет учитель).

2.Образуйте слог из трех звуков и произнесите его слитно: [п] [л] [а] – пла.

Следует помнить, что образуемые слоги должны быть частью реальных слов. Поэтому можно предложить школьникам подобрать слова с образованными слогами: платок, платье.

3. Образовать все возможные слоги с согласными: [д] – да, до, ду, ды, [д’] – [д’а] , [д’о], [д’у], [д’э], [д’и].

4. К названному слогу подобрать подобный, но с противоположным согласным: да – [д’]я, ма – [м’]я, дя – [д]а, мя – [м]а.

5. Образовать слоги: гласный + все согласные (твердые или мягкие): ам, ас, ап, ат, аль, арь, амь.

6. К данным звукам добавить еще один, чтобы получилось слово: нор(а), кра(н), сто(л).

7. Из тех же звуков образуйте новое слово: лиса – сила, сосна – насос, пила – липа.

В букварный период синтетические упражнения выполняются в двух видах: чисто звуковом и с опорой на букву, что уже есть собственно чтением.

Современные буквари, дидактические материалы к обучению грамоте предлагают достаточное количество синтетических упражнений, заданий, в том числе в занимательной форме, которые готовят учащихся к сознательному чтению слов, предложений, текстов сначала по слогам, а потом и целыми словами. Уже в начале букварного периода школьники читают слоги и слова с твердыми и мягкими согласными звуками, что способствует сознательному и слитному прочтению незнакомых ранее слов.

Назовем наиболее распространенные синтетические упражнения с опорой на букву:

1. Чтение слогов по слоговым таблицам (используются на этапе закрепления для коллективной работы).

2. Построение слов из слогов: ны, ли, мо, ма, на.

3. Чтение слов по аналогии:

ка –лина мама но – с

ма –лина маму ле – с

мамы

маме

4. Наращивание букв, обозначающих гласные и согласные звуки в начале и конце слов:

коса

косарь

косари

косарки

5. Отсечение букв от слова: грачи – грач, мосты – мост.

6.Сопоставление слов по графическому составу с последующим воссозданием их звуковой формы: лес – лось, коза – коса, сад – сядь .

7. Разгадывание ребусов, анаграмм: смола – масло .

8. Игры-соревнования, слоговое лото, буквенное лото.

9. Добавление буквы в середину слова: плот – пилот, наши – нашли, лапа – лампа .

10. Перестановка слогов: сосна – насос, наши – шина .

11. Добавление слога: ро –сли, сли –вы.

В букварный период преобладают синтетические действия, но необходимо проводить и звуковой анализ.

Выполнение учащимися значительного количества аналитических и синтетических упражнений на протяжении всего периода обучения грамоте является основой для формирования у них правильного представления о звуковой и графической системах родного языка в их взаимосвязи, способствует овладению навыком чтения, закладывает основу для орфографически правильного письма.

На изучение новой буквы отводится две страницы букваря: первая страница – даны подготовительные упражнения, включающие разнообразные задания, в основе которых лежат слоги с новой буквой, предметные рисунки и звуковые схемы к ним, аналитико-синтетические упражнения на ознакомление и закрепление новой буквы и ее звуковых значений в разных словах; подготовительные упражнения для чтения слов и предложений с разной буквой. Вторая страница – даны тексты, необходимые для отработки у первоклассников читательских умений.

Чтение и письмо – сложные психические процессы . Опытный читатель обладает так называемым «полем чтения», т.е. может охватить зрением значительную часть текста (2-3 слова). При этом читающий узнает слова по их общему виду. И лишь незнакомые слова взрослый прочитывает по слогам.

"Поле чтения " начинающего читателя ограниченно: он охватывает всего лишь одну букву, и чтобы ее узнать, нeредко нужно сравнить ее c другими. Прочтение буквы вызывает y ребенка желание сразу назвать звук, но учитель требует читать целый слог, поэтому приходится читать следующую букву, удерживaя в памяти предыдущую, слить два или три звука и воспроизвести то сочетание, которое составляет единую звуковую структуру слога или слова. И здесь для многих детей кроются немaлые трудности. Для прочтения нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слоге, слогов в слове.

Кроме того, глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как глаз не приучен двигаться строго парaллельно строке. Не всегда первоклассник понимает прочитанное, поэтому повторяет слоги или слова по два и более раза. Иногда ребенок пытается угaдать слово по первому слогу, по картинке или по контексту. Все указанные трудности постепенно исчезают по мере того, как увеличивается "поле чтения".

Письмо – сложное речевое действие. Взрослый человек пишет автоматически, не замечая элементарных действий. У первоклассника этот процесс распaдается на множество самостоятельных действий. Он должен следить за положением ручки и тетрaди, вспомнить письменную букву, соответствующую звуку или печатной букве, разместить ее на строчке, соединить c другими. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. В связи c этим на уроках следует проводить специальные упражнения для рук и корпуса, чередовать письмо c устными упрaжнениями.

Успешное обучение чтению и письму требует большой и систематической работы по развитию фонeматического слуха , т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звук из слова или слога. Фонематический слух необходим не только для обучения чтению и письму, но и для выработки впоследствии орфографических навыков. Развитию фонематического слуха способствуют звуковой анализ слов, установление последовательности звуков в слове, упражнения в слушании, слышании и пузнавании» фонемы в сильной и слабой позиции.

Психологическое изучение процесса чтения и письма начинающегo показывает, что ребенок длительное время опирается на проговаривание вслух по слогам. Он может услышать звуки, произносамые учителем, но, переходя к записи слова, он помогает себе собственным проговариванием и прислушиванием к нему. Проговаривание при письме называется речедвигательным анализом . Учителю необходимо упражнять детей в правильном произношении по слогам слов при их составлении и написании. Ребенок должен научиться проговаривать кaждое слово по слогам, одновременно прислушиваясь к его звучанию, стремясь уловить каждый звук слова и порядок звуков.

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте

Педагогика и дидактика

Что же собой представляет метод обучения В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1это способ деятельности учителя и учащихся; 2совокупность приемов работы; 3путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4 система действий учителя и учащихся и т.Овладение грамотой первый этап школьного обучения детей в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Перекодировка о которой сказано выше является главным предметом методики обучения грамоте поэтому...

№64

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте.

Что же собой представляет метод обучения ? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия: 1)это способ деятельности учителя и учащихся; 2)совокупность приемов работы; 3)путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; 4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма.
От того, как организовано это первоначальное обучение грамоте, в огромной степени зависят дальнейшие успехи школы.

Навыки чтения и письма — это речевые навыки, так же как и чтение и письмо — виды речевой деятельности человека. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности — с устными высказываниями, со слушанием — слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью.
Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающему необходимо воспринять графические знаки, перекодировать их в звуки, произнести прочитанное вслух или «про себя», осмыслить информацию, заложенную в каждом слове, предложении, абзаце.

Психофизиологическая основа чтения – взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и др.

Психофизиологическая основа письма та же, что и чтения, с дополнительным включением в работу моторного анализатора. Но, как свидетельствуют исследования А. Р. Лурия и Р. Е. Левиной, формирование этого навыка осуществляется при более тонкой и совершенной работе всех психофизиологических компонентов, достаточной сформированности на дошкольном этапе опыта звуковых обобщений и морфологического анализа.

Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков и их комплексов в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц нашей речи в условные знаки или их комплексы, которые могут быть написаны или напечатаны.

Если бы русское письмо было идеографическим, то каждый знак, или идеограмма, перекодировался бы непосредственно в смысловую единицу, или в слово, в понятие; соответственно при письме каждое слово кодировалось бы с помощью идеограммы. Но наше письмо — звуковое,— следовательно, процесс перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — перевода графических знаков в звуки, т. е. необходимостью звукобуквенного анализа слов: при письме звуки перекодируются в буквы, при чтении, наоборот, буквы — в звуки.

На первый взгляд звуковое письмо осложняет процесс чтения; на самом же деле — упрощает, так как число букв, необходимых для процесса перекодировки, совсем невелико по сравнению с числом идеограмм, и достаточно усвоить систему правил соотношения звуков и букв, чтобы научиться читать и писать.

Кстати, изложенный выше взгляд на процесс чтения и письма обусловливает необходимость единства в обучении этим двум умениям: прямая перекодировка и обратная должны перемежаться и идти параллельно.

Перекодировка, о которой сказано выше, является главным предметом методики обучения грамоте, поэтому методика не может не учитывать особенностей звуковой и графической систем русского языка.


Лингвистические основы методики обучения грамоте.


Обучение грамоте может быть успешным в том случае, если методика принимает также во внимание лингвистические законы языка и прежде всего те, которые характерны для русской фонетики и графики. Рассмотрим основные из них.

Русское письмо является звуковым. Основные фонемы звукового состава речи передаются с помощью специальных букв или их сочетаний. Так, в слове конь звуки [к] и [о] кодируются соответствующими буквами к и о, а мягкий согласный [н , ] – буквосочетанием н и ь .

Звуки речи – это «элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук – это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесённая за одну артикуляцию».

Фонема – это единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками, являющимися её аллофонами. В слове [мълако] фонема [о] представлена в виде аллофонов [ъ], [а], [о].

Фонема реализуется в речевом потоке в звуках речи (аллофонах) – гласных и согласных.

Гласными называются звуки, которые образуются в гортани, являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя не встречает преграды. Гласных звуков в русском языке 6.

Согласными называются звуки, которые образуются в ротовой или носовой полости с помощью голоса и шума (или только шума), не являются слогообразующими; при их произнесении воздушная струя встречает преграду. Количество согласных звуков ещё не согласовано различными фонетическими школами. В школьной практике чаще всего называют число 37.

Итак, согласные характеризуются по следующим параметрам: участию голоса и шума: шумные (звонкие и глухие) – [б], [п] и др. и сонорные – [р, л, м, н]; по способу образования: взрывные – [б, п, д, т, г, к], щелевые – [в, ф, с, з, ш, ж, щ, х, й], дрожащие – [р], аффрикаты – [ц, ч]; смычно-проходные – [м, н, л]; по месту образования: губные – [б, п, м] и язычные – [д, т, г] и др.; по твердости и мягкости; по участию нёбной занавески: носовые – [м, н] и ротовые [б и п].

Звуки кодируются на письме буквами. Например, звук [а] обозначен на письме буквой я в слове мяч и буквой а в слове рак .
Русское письмо — звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак — своя графема.

Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.

Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях).

В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э — и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п", б", м", ф", е", иг", д", с", з", л", н", р", долгий ш", долгий ж", ч, и.


В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. Наиболее важны для методики обучения грамоте следующие особенности графической системы русского языка:

В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором — л твердый.Начало формы

В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором — л твердый.Конец формы


В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором — л твердый.

Поскольку в русском языке звуковое содержание буквы обнаруживается лишь в сочетании с другими буквами, то, следовательно, побуквенное чтение невозможно, оно постоянно приводило бы к ошибкам в чтении и к необходимости исправлений. Поэтому в обучении грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала чтения школьники ориентируются на слог, как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чтения в результате домашнего обучения, в школе переучиваются.

2. Классификация методов обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.

1)По источникам передачи и характеру восприятия информации — система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения Лернера И.Я. — Скаткина М.Н.: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.

3)По основным компонентам деятельности учителя — система методов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4)По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося — система методов М.И.Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к характеристики их сущности. Какой же классификации методов придерживаться учителю? Той, какая более понятна ему и удобна в его работе. Из современных классификаций методов рассмотрим методы проблемно-развивающего обучения, разработанные М.И.Махмутовым. По нашему мнению эта система методов представляет модифицированную на более высоком уровне систему методов Лернера-Скаткина.

В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся.

Этой классификации присущи следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.
Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.
Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

Развитие речи в период обучения грамоте

Обучение первоклассников чтению и письму пронизывает работа по развитию речи и культуры речевого поведения

Первая учеб ная неделя сентября отводится на ознакомление с понятием «речь», определение главных требований к речи (быть понятной и вежливой), выделение основных правил общения в школе и на уроке (соблюдать тишину, не выкрикивать, говорить так, чтобы тебя слышали и др.). Учащиеся практически знакомятся со стилевыми разновидностями речи в зависимости от условий и задач общения (можно сказать о чем-либо по-деловому, не выражая своих эмоций, а можно словами нарисовать картину, передавая свои чувства и отношение).

Назначение этих уроков

— помочь детям:

— осознать необходимость изучения речи;

— формировать умение выбирать нужные слова с учетом ситуации общения (с кем, когда, где, зачем говоришь);

— познакомить учащихся с различными позициями говорящих в зависимости от их роли в общении (учитель, ученик, старший, младший, знакомый, незнакомый);

— ввести в активный словарь достаточное количество слов речевого этикета

Коммуникативно-речевое развитие учащихся в период обучения грамоте проводится на всех уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом. На их основе идет целенаправленное развитие и совершенствование связной речи.

С первых страниц азбуки большое внимание уделяется развитию произносительной культуры первоклассников (дикция, сила голоса, интонация, темп речи и др.). В этих целях в азбуке помещены многочисленные скороговорки, чистоговорки, загадки и другие произведения малых фольклорных жанров. Все это совершенствует произносительную культуру детей, стимулирует речевую активность школьников развитие связной речи, чуткости к «звуковым красотам родного языка» (К. Д. Ушинский). Лингвистическому развитию учащихся способствуют также помещенные в азбуке упражнения с синонимами, антонимами, омонимами, задания по словообразованию и словоизменению. В период обучения грамоте вся эта работа проводится без введения специальной терминологии.

Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:

  1. Речевые разминки – «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
  2. Логические задачи – отгадывание загадок; чтение логического рассказа – загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
  3. Творческие задания:
  • Творческие рассказы – сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ – сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности – передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.
  • Творческие задания с использованием музыки и живописи – сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;
  • Учебно-ролевые игры – создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры – диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.

4) Создание проблемных ситуаций

При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.

Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.

В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:

  • Игры – соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
  • Игры-задачи («Найди…»)
  • Игры-предположения («Что произойдет если…»)
  • Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66980. «Від сивої давнини... до сьогодення» 605 KB
Задачі уроку: формувати громадські уявлення та патріотичні почуття належності до українського народу; познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста; поширити знання учнів про символіку Донецька; виховати любов до нашого міста почуття шанування його громадян.
66981. Сценарий праздника «День окружающей среды» 63.5 KB
Цель: вызвать интерес к экологическим проблемам планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой. Задачи: воспитывать у учащихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды...
66982. «Ти - наше диво калинове, кохана материнська мово!» 56 KB
Мета: Формувати розуміння того що українська мова наш скарб без якого не може існувати ні народ ні Україна як держава. Шевченка плакати Без мови рідної юначе й народу нашого нема...
66983. День народження школи 38 KB
Ніколи біда не ввійде у ваш дім Здоровя і щастя вам зичімо всім Ведуча Дорогі колеги шановні гості сьогодні Ми зібралися у цій залі неспроста. Ведуча Наша школа невелика Але завжди гомінка Метушлива й проворна Завдяки дітлахам що сюди поспішають А сьогодні шановних гостей вітають Номер...
66984. Прийшла любов непрохана й неждана… Сценарій свята до Дня святого Валентина 56.5 KB
Що таке кохання Це казка вичарована з життя й життя вчароване у казку. Цього дня навіть повітря сповнене коханням. А з чого власне усе розпочиналося Мудрець повідав істину людині: Кохання й миле серце річ одна як душі мудрі з розумом єдині отак і їх ніщо не розєдна.
66985. День Вчителя 56.5 KB
На вулиці знову осінь А літо пропало в імлі. Ведучий: Красуня-осінь Справжня чарівниця. Ведучий: Такосінь це не тільки пора рокуосінь це свято. Звучить пісня Осінь Ведучий: У осені свят багато це знають тут усі Та два шкільних є свята в усій її красі...
66986. Цінність держави визначається цінністю її громадян 33.5 KB
Найщасливіша та людина яка потрібна всім 2 група: Щастя у праці 3група: Щастя за гроші не купиш 4 група: Щастя у коханні 5 група: Щастя у подоланні себе у самовдосконаленні 6 група: Якщо хочеш бути щасливим будь ним Ви майбутнє України. Додаток Надпис на дошці: Щастяце вічна дорога земна Щастяце літо зима і весна...
66987. «Права та свободи твої, дитино» 54 KB
Мета: познайомити учнів із правами дитини, показати важливість юридичного закріплення права дітей на особливе піклування та допомогу з боку суспільства та держави. Виховувати в учнів розуміння цінності особистості кожної дитини, необхідності дотримання її прав.
66988. ЗАОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДНЕПРУ 56 KB
Днепр - украинское название Дніпро, древнегреческое название Борисфен. Вторая после Волги река восточной Европы. Берет начало на Валдайской возвышенности и протекает по территории России, Беларуси, Украины. Делится натри часті, верхнее течение - от истока до Киева, среднее течение от Киева до Запорожья, и нижчеє течение - от Запорожья до устья.

Обучение в школе начинается с элементарного чтения и письма. Опираясь на «Букварь», школа должна в течение 3-3,5 месяцев научить детей читать и писать; в дальнейшем умение читать и писать совершенствуется, укрепляются навыки, растет степень их автоматизации. От того, как организовано это первоначальное обучение грамоте, в огромной степени зависят дальнейшие успехи школы.

Навыки чтения и письма - это речевые навыки, так же как и чтение и письмо - виды речевой деятельности человека. И навык чтения, и навык письма формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Являясь реальностью мысли, речь по своему существу противоположна всему тому, что удовлетворяется механическим запоминанием, заучиванием.

Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность школьников была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям.

Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель - «научиться читать»; но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой; прочесть слово, чтобы тебя услышали товарищи; узнать букву, чтобы прочесть слово (остальные буквы известны); записать слово по наблюдениям, по картине, отгадку к загадке и т. д.

Но нельзя забывать, что для младших школьников мотивы могут присутствовать и в самом процессе деятельности. Так, А. Н. Леонтьев писал: «У ребенка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы делать ее, т. е. в содержании самого действия». Это сказано о дошкольнике, но младший школьник еще мало отличается в этом отношении от дошкольника, методика должна предусмотреть мотивы и в процессе чтения и письму, а не только в их перспективе.