Что значит номинативные предложения. Московский государственный университет печати. Субстантивные односоставные предложения

Номинативные предложения имеют название по форме выражения главного члена - именительный падеж имени существительного. Структурная схема - N1. Значение номинативных предложений: существование, наличие предмета или состояния, действия, предметно представленного. Предмет (в широком смысле слова) является субъектом бытия, существования. Например: Весна. Туман. Дождь. Шум. Крики. Главный член таких предложений представлен обычно словом с бытийной (`то, что существует": «весна», «тишина», «ночь») или событийной (`то, что происходит": «шум», «пожар», «война») семантикой. Круг таких слов лексически ограничен. В традиционной грамматике к номинативным предложениям относились именно такие, в которых главный член - слово с бытийной или событийной семантикой.

В современном синтаксисе («Русская грамматика» 1980 г. - Н.Ю.Шведова) номинативные предложения представлены шире: лексические ограничения главного члена сняты в связи с введением понятия детерминанта - распространителя, относящегося ко всему предикативному ядру. Например: На столе - цветы. У романа - необычная композиция. У нее две дочери.

При таком подходе к номинативным предложениям выделяются две их семантические разновидности: 1) нелично-субъектные предложения и 2) лично-субъектные предложения.

  • 1) Нелично-субъектные обозначают ситуацию, которая не отнесена ни к какому носителю, субъекту: Ночь. Улица. Зима.
  • 2) В лично-субъектных предложениях ситуация отнесена к субъекту, есть носитель состояния. Например: У него неприятности. У больного высокая температура.

Вопрос о парадигме номинативных предложений может решаться по-разному. В традиционной грамматике номинативные предложения характеризуются как имеющие значение только настоящего времени. В других временных формах они рассматриваются как двусоставные: Была зима. Скоро будет зима.

Н.Ю.Шведова обосновала возможность считать номинативные предложения имеющими парадигму: модально-временные значения выражаются связкой: Была зима. Если бы была зима… Но Н.Ю.Шведова отмечает двойственный характер глагола «быть». С одной стороны, он выполняет функцию грамматической связки. С другой стороны, этот глагол имеет семантику существования, бытия, которая проявляется в разной степени. Если эта семантика проявляется как существенно важная, предложение следует считать двусоставным. Ср.: Кот сделал попытку полезть еще выше, но дальше был потолок («был» здесь имеет значение `находился", следовательно, это не связка, а полнозначный глагол, и предложение двусоставное).

Другие номинативные конструкции

Под «другими номинативными конструкциями» мы имеем в виду построения, создаваемые именительным падежом, но не являющиеся номинативными предложениями: либо это другие предикативные единицы, либо это непредикативные образования (не предложения).

  • 1) Оценочные предложения, выраженные номинативом. Среди них есть односоставные номинативные: Какой простор! Какая красота! Это экспрессивные варианты обычных номинативных предложений (Простор. Красота! ). Другие номинативные конструкции являются двусоставными предложениями, в которых выражена оценка субъекта (не названного): Умница! Молодец! - неполные реализации структурной схемы N1 - N1 (ср.: Ты умница! - полная реализация той же структурной схемы).
  • 2) Неполные реализации структурной схемы N1 - Vf, характерные для диалога. Например: - Кто звонил? - Таня. Вторая реплика - неполное предложение. Полная реализация: Звонила Таня.
  • 3) Следует различать разные структуры с обстоятельствами (места). В препозиции такое обстоятельство является детерминантом, а все предложение (по Н.Ю.Шведовой) - номинативным: За лесом - озеро. В постпозиции обстоятельство указывает на пропуск глагола-сказуемого («находится»), реализуя его валентность, а все предложение является двусоставным неполным: Озеро - за лесом.
  • 4) Как особая структура рассматриваются предложения указательные номинативные. От обычного номинативного предложения они отличаются отсутствием парадигмы: Вот мой дом. Частица «вот» выражает локализацию во времени и пространстве: `здесь", `сейчас".
  • 5) «Именительный представления» (термин А.М.Пешковского). Это непредикативная конструкция: имя существительное в именительном падеже называет предмет как тему дальнейшего сообщения: Москва! Как много в этом звуке… (А.Пушкин); Школа: какой она должна быть? (Газ.) Русский характер! Поди-ка опиши его! (А.Н.Толстой). Именительный представления (именительный темы) - это экспрессивный синтаксический прием, использующийся в художественной речи и в публицистике.
  • 6) Не являются предикативными образования обращения, которые служат для обозначения адресата речи: Таня, включи свет.
  • 7) Именительный падеж существительного используется для названий произведений литературы, живописи, а также для названий различных учреждении предприятий и т.д. В этих случаях проявляется номинативная, но не предикативная функция, предложениями такие конструкции не являются: Война и мир. Каштанка. Смерть чиновника.

Номинативными называются односоставные предложения, которые утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний:

Полночь. Мгла и ветер. (Грибач.); Родная хата. Две акации, завалинка, крылечко. (Росл.)

Номинативные предложения бывают только утвердительными. Главный член номинативного предложения может быть выражен

  • существительным в именительном падеже:

Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. (Паст.)

  • количественно-именным сочетанием:

Четыре часа свежего раннего утра. (Купр.); Много солнца. (Песк.); Год 1920-й. Июнь. (из газ.)

  • личным местоимением:

«Вот он!» - вдруг закричала Нюся тонким отчаянным голосом. (Бажан.)

Номинативные предложения могут быть повествовательными, вопросительными, восклицательными:

Никак гроза? (Остр.); Дни и недели, будни и праздники…(Бажан.)

В восклицательных предложениях выражается эмоциональная оценка того или иного явления действительности, в них могут быть усилительные частицы:

Что за край! (Л.); Вот так гроза! (Буб.)

Номинативные предложения могут быть нераспространенными распространенными. В нераспространенных предложениях главный член чаще всего выражен именем существительным; в распространенных предложениях при главном члене есть согласованные и несогласованные определения:

Прошлогодняя обсохшая травка. Красное глинистое обнажение земли. (Сол.); Минута переполоха. (Песк.)

Номинативные предложения делятся на 1) бытийные; 2) указательные; 3) оценочно-бытийные. Первые утверждают существование предмета как явления, обозначенного главным членом:

Аэроклуб. Военная школа. Служба в Сибири, в Карелии, на Дальнем Востоке. (Песк.); Москва. Мороз. Россия. (Меж.)

Посредством указательных номинативных предложений говорящий обращает внимание на имеющиеся предметы или явления; в таких предложениях употребляется указательная частица вот (вот и), реже – вон :

Вот синее стекло Волги, расколотое надвое поперечной избела-солнечной дорогой. (Пауст.); Вон он, в клетчатом пиджаке. (Шукш.)

Оценочно-бытийные произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и:

Какая ночь! Мороз трескучий… (П.) Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов)

Номинативные предложения – это лаконичная форма изображения картин природы, обстановки, внутреннего состояния человека. Очень часто с номинативных предложений начинается описание пейзажа, места. Где разворачиваются события:

Все больше обнаженных ветвей. Солнце. Синева. Золотой полет – листопад. Тишина. (Ник.)

Номинативные описательные предложения постоянно встречаются в сценических ремарках:

Кабинет Иванова. Письменный стол…Полдень. (И.)

Номинативные предложения являются удобной формой передачи личных переживаний, воспоминаний. Используя цепочки номинативных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными и помогают воссоздать картину в целом; все лишнее, ненужное опускается:

Столбы, селенья, перекрестки, хлеба, ольховые кусты, посадки нынешней березки, крутые новые мосты. (Тв.)

С помощью номинативных предложений можно кратко обрисовать внешность человека: Девическое славное лицо…Такие лица – мы им сразу верим. Кашне. Недорогое пальтецо. Под мышкою портфель. (Инб.) ; дать эмоциональную, морально-этическую оценку тому или иному факту, событию: Невеселые для зимнего наступления места! (Сим.)

С номинативными предложениями по форме могут совпадать некоторые синтаксические конструкции, фактически не являющиеся ими. Это такие конструкции, которые либо являются неполными двусоставными предложениями, либо не заключают в себе значения бытия, существования. Наиболее употребительны следующие:

  1. Слова и сочетания слов, которые по форме совпадают с номинативным предложением, но не содержат утверждения, не заключают в себе значения бытия, существования и не способны функционировать самостоятельно. К номинативным предложениям не относятся названия, надписи на вывесках, заголовки, названия книг, учреждений и т.д. (Дворец спорта; Универмаг; «Дом с мезонином» ).
  2. Нельзя считать номинативным предложением и именительный представления. Это имя существительное в именительном падеже или именное словосочетание, синтаксически не связанное с предложением. Эта конструкция лишь вызывает представление об определенном предмете или явлении, называет его, но не утверждает его наличия, существования, т.е. не имеет основного значения номинативного предложения. Обычно по поводу вызванного представления далее высказывается определенное суждение. (Радость…Как ее вместить в груди! (Щип.) Земля. На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней. (Сим.) )
  3. Именительный представления, называющий предмет, лицо или явление с целью вызвать представление о них. В именительном представления нет высказывания, а есть одно только название темы последующего сообщения. (Москва…Она не русской быть не может, как человек не может не дышать. (Инб.); Ольха…Иные называют ее «сорным» деревом. Наверное, потому, что скромница дружит с крапивой, лопухами, растет дебрями. (Боч.) )
  4. Конструкции, которые заключают характеристику того, что было в предыдущем предложении или ясно из контекста, ситуации. Это неполные двусоставные предложения со сказуемым в форме именительного падежа существительного; они всегда тесно связаны по смыслу с предшествующим контекстом. (Все последнее время читал и читаю Герцена. Что за удивительный писатель! (Л.Т.) )
  5. Наименования лиц по имени, фамилии, должности, специальности, положению и т.д. («Ваш новый учитель», - сказал директор. )

В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенностью номинативных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя – такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего номинативные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи. (Скалы, почерневшие от загара… Раскаленный песок, который жжет сквозь подошвы (Н.Сладков); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К.Бальмонт) ). Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок (Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посередине. – День. (А.Чехов) ). Довольно широко распространены они в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.

Однообразная картина
Трех верст, что мы прошли вчера,
В грязи ревущие машины,
Рыдающие трактора.
Воронок черные болячки.
Грязь и вода, смерть и вода.
Оборванные провода
И кони в мертвых позах скачки.
(К.Симонов)

Номинативные конструкции используются в качестве ремарок для обозначения места и времени действия, для описания декораций. В 18 веке употребление номинативных предложений было ограниченным. У Хераскова, например, ремарка представляет собой двусоставное предложение: Действие есть в Богемии, в столичном городе. Уже в начале 19 века номинативные предложения широко используются в качестве ремарок: Кремлевская палата. Москва. Дом Шуйского. Ночь. Сад. Фонтан. (П.) С конца 19 века номинативные предложения широко распространяются не только в поэзии, но и в художественной прозе, чему способствует описательный характер данного типа конструкций. В современной прозе они настолько употребительны, что подчас служат единственным средством широких описаний обобщающего характера, поскольку дают возможность сделать это в предельно краткой и динамичной форме: Берлинские пригороды. Аккуратные домики и газончики. Асфальтированные дорожки и дорожки, посыпанные желтым песком. Гаражи на одну – две машины и собачники на одну – две персоны. Фонтанчики с рыбками и без рыбок, с плавучими растениями и без них. Пивнушки и магазинчики с ровно расставленными кружками, бутылками и товарами в поименованных упаковках. Теннисные корты и автобусные остановки, похожие на рекламные. Бензоколонки на манер американских, садики на манер французских, цветники на манер голландских…И все сияет, зеленеет, желтеет, краснеет – пугает своей педантичной аккуратностью (С. Баруздин). Номинативные предложения регулярно используются в художественных и публицистических текстах. Эти предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены описательные способности. Называя предметы, расцвечивая им определениями, литераторы рисуют картины, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако подобные описания не отражают динамики событий, так как предложения указывают на статическое бытие предмета. Даже если номинативы – отглагольные существительные, с помощью них рисуется живая картина: Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот… В данном предложении, как на фотографии, запечатлено одно мгновение, один кадр, так как линейное описание собственным предложением невозможно: они фиксируют только настоящее время.

Наглядно-изобразительная функция номинативных предложений была продемонстрирована в 19 веке. Вспомним знаменитые строки А. Фета, поразившие современников: Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья… - все стихотворение состоит из одних номинативов, что показывает их широкое применение. Можно назвать поэтов нового времени, которые питали особую любовь к номинативным предложениям. Так, многие стихи А. Ахматовой открывают номинативы:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
У Пастернака целые строфы состоят из подобных конструкций:
Осень, сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Синтаксические конструкции с назывными предложениями создают живописную, образную, зримую картину сказочного леса. Назывные предложения подобны мазкам художника. При анализе функционирования номинативных предложений в поэтическом пространстве М. Цветаевой было обнаружено, как ярко проявляет миропонимание поэта его способ отбора синтаксических конструкций:

Лира! Лира! Хвалынь – синяя!
Полыхание крыл – в скинии!
Над мотыгами – и – спинами
Полыхание двух бурь! (Душа, 1923)

Для многих поэтов стилистическое использование номинативных предложений стало важным. Интересно сравнить разные редакции произведений, свидетельствующие о том, что в процессе работы поэт порой отказывается о т двусоставных предложений, отдавая предпочтение номинативным предложениям. Читаем у Твардовского:

Черновой вариант:

Кому жизнь, кому смерть, кому слава.
На рассвете началась переправа.
Берег тот был, как печка, крутой,
И, угрюмый, зубчатый
Лес чернел высоко над водой,
Лес чужой, непочатый,
А под нами лежал берег правый, -
Снег укутанный, втоптанный в грязь,
Вровень с кромкою льда
Переправа
В шесть часов началась.

Окончательная редакция:

Переправа, переправа…
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа…

Как видим, номинативные предложения создают динамизм, выхватывая из развернувшейся картины детали обстановки, способные отразить трагизм событий.

Итак, номинативные предложения фиксируют экспрессивность, фрагментарность, одновременно дают большую емкость содержания, создают образную, зримую картину природы, состояния героя, запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время, дает возможность читателю додумать, довоображать, представить общую картину. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

Номинативные предложения – один из самых употребительных типов предложений. Этому содействуют их лаконичность, логическое разнообразие их наполнения, практически неограниченные возможности распространения, а также отсутствие стилистических ограничений: разные семантические типы таких предложений в разных условиях употребительны во всех сферах литературного языка.

Именные или, по П. А. Леканту, субстантивные односоставные предложения являются принципиально безглагольными, т.е. не только не содержат глагольных форм, но и не предполагают пропуска глагола. В их семантике нет значения действия, процесса, признака. Они имеют бытийное значение, которое выражается не лексически, а синтаксически.

Номинативные предложения

Главный член номинативных предложений выражен существительным в именительном падеже (N1), что и обусловило их название. Иногда их называют бытийными, экзистенциальными, поскольку в их семантику входит утверждение бытия, существования предмета (Мороз и солнце (А. Пушкин); (А. Блок); Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! (А. Блок); Зима).

Показателем времени (темпоральности) является сам факт отсутствия глагола (соответствует настоящему синтаксическому времени), интонация и частицы выражают модальность (Зима. Зима? Скорее бы зима! ). Главный член не содержит указания на лицо, но по семантике предложение соотнесено с третьим синтаксическим лицом (бытие предмета, не являющегося участником сообщения).

В традиционном понимании они рассматриваются в синтаксисе предложения, так как приобретают предикативность только с интонацией самостоятельного предложения; в составе сложного предложения они не встречаются.

Однако в Грамматике – 70 [Шведова] представлено иное понимание номинативных предложений. Выше мы уже приводили подход от парадигмы, когда глагол быть рассматривается как вспомогательный, а двусоставность форм, использующих этот глагол, отвергается, так как, по мнению Н. Ю. Шведовой, этот глагол передает лишь общую грамматическую информацию предикативности. Семантическая информация сказуемого, предикативные отношения в таком случае автором не усматриваются (Зима; Была зима; Пусть будет зима; Была бы зима и т.д.). Эту точку зрения разделяет О. Б. Сиротинина, отвергают П. А. Лекант, В. В. Бабайцева, Н. С. Валгина и др.

В Грамматике – 70 круг номинативных расширяется и за счет отнесения к номинативным конструкций с детерминантами: Войне конец; Сыну год; В воздухе гарь; На обед щи [Грамматика – 70: 560]. Думается, вряд ли это правомерно, поскольку детерминант грамматически связан с опущенным сказуемым: Год исполнился (кому?) сыну; Гарь носится (где?) в воздухе и.т.д.

Поэтому мы разделяет традиционную точку зрения на подобные конструкции как на неполные двусоставные [Грамматика – 60, т.2, ч.2: 98-102]. (П. А. Лекант такие структуры называет расчлененными номинативными. Ученый говорит об остающейся спорности таких конструкций, не образующих словосочетания с главным членом номинативом. Он считает, что идущая от трудов А. А. Шахматова и А. М. Пешковского точка зрения рассматривать их как неполные двусоставные с пропуском сказуемого нуждается в корректировке. Эллипсис или «подразумевание» сказуемого вряд ли возможны, поскольку само сказуемое избыточно. Значение бытийности выражается номинативом.

Второстепенные члены при номинативе У меня радость; В доме шум являются приосновными, т.е. детерминантами, которые имеют самостоятельное пространственное, временное или объектное значение.

Свою позицию П. А. Лекант подкрепляет актуальным членением подобных конструкций: У тебя / истерика, Николай Иванович (А. Толстой); За дюнами / обширные болота и низкие леса (К. Паустовский).

Пауза разделяет тему (детерминант) и рему (номинатив) [Лекант: 315]. Думается, что, несмотря на приводимую аргументацию, автор, как и Н. Ю. Шведова, не во всем убедителен, поскольку детерминант все же грамматически связан с подразумеваемым сказуемым, тогда как актуальное членение таких высказываний характеризуется препозицией ремы и нередко отсутствием темы).

Семантика главного члена номинативного предложения ограничена выражением следующих значений:

1) главный член может называть явления, состояния: Жара; Дождь; Тишина;

2) в качестве главного члена могут использоваться слова со значением времени: Утро; Вечер; Масленица; Март месяц ; значение конкретного времени передается сочетанием с числительным: Сорок первый год ;

3) главный член может иметь значение пространства, вместилища; Улица, (фонарь), аптека (А. Блок); Привокзальная площадь; Аллея славы.

Комбинация значений дает яркий стилистический эффект в поэтической речи:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет (А. Блок);

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря (А. Фет).

Вслед за Н. С. Валгиной выделяем следующие семантико-функциональные типы номинативных предложений:

1. Собственно бытийные: Зима; Мороз; Тишина.

2. Предметно-бытийные: Лес; Березы; Ручей (Р. Рождественский); Она! Вся кровь во мне остановилась (А. Пушкин) .

3. Указательные (содержат в своем составе указательные частицы вот, вон): Вот моя деревня. Вот мой дом родной.

4. Оценочно-бытийные (содержат в своем составе восклицательные частицы какой, ай да, ну и, что за, вот это): Ай да девка! Ну и мороз! (Не являются односоставными предложения с номинативом – оценочным существительным типа Что за чушь! Какой вздор! Молодец! Мерзавец! Безобразие! У таких конструкций отсутствует значение бытийности. Чаще всего они содержат характеристику лиц, явлений, понятных из речевой ситуации, и рассматриваются как двусоставные ситуативно-неполные предложения).

5. Желательно-бытийные (содержат в своем составе частицы если, если бы, только бы, только): Только бы не смерть! Если б счастье!

Генитивные предложения

По основному значению бытийности и настоящего времени генитивные предложения сходны с номинативными. Однако родительный количественный (квантитативный) вносит в них добавочное значение избытка, а восклицательная интонация - экспрессивно-эмоциональную оценку: Добра-то, добра! – сказал Яков (А. Чехов).

Учитывая количественное значение генитивных предложений, А. А. Шахматов склонен был видеть в них «пропуск названия количества» [Шахматов: 50]. Ученые предполагают, что исторически эти конструкции сложились под влиянием количественно-именных типа Много добра! Сколько воды!, однако в современном языке они представляют собой самостоятельную продуктивную модель, по которой могут быть построены конкретные предложения с лексически неограниченным наполнением [Лекант: 316]. Может быть использовано любое имя существительное, соотносимое с понятием количества или меры. Для подчеркивания значения избытка, неограниченно большого количества или меры служит частица – то, а также повтор: Смеху-то, смеху! (А. Чехов). Отнесение данных предложений к безличным, как это сделано в Грамматике - 70, неубедительно, по мнению П. А. Леканта и нашему, так как в них не выражается независимый признак и нет значения безличности. Итак, основным значением генитивных предложений считаем передачу семантики бытийности (т.е. значения наличия, существования предмета) и характеристику предмета с количественной стороны. Это значение выражается независимым родительным падежом имени существительного (N2), в структуру таких предложений могут входить повторы, частица -то .

Кроме того, данные конструкции по-особому интонируются в речи, имеют ярко выраженную экспрессивно-разговорную окраску.

Выше (в типе безличных глагольных предложений) рассматривались как переходные между глагольным и именным типом односоставных предложений так называемые безлично-генитивные: Нет денег; Ни денег, ни славы; Ни звука, ни шороха и под. Есть, однако, точка зрения [Гайсина: 239], согласно которой они включаются в генитивные именные предложения.

Думается, это вряд ли возможно, так как они лишены того общего значения бытийности, которое свойственно именному типу односоставных предложений. Это может быть значение фрагментарности и одновременно большой емкости выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым легко себе представить общую картину описываемой обстановки или события: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет (А. Блок).

Вокативные предложения

Вопрос об этих предложениях решается в лингвистике по-разному: одни ученые считают их особым типом односоставных предложений [Шахматов], другие включают в состав номинативных [Руднев], третьи относят к нечленимым структурам [Галкина-Федорук, Горшкова, Гвоздев, Попов], четвертые рассматривают как тип, стоящий на границе односоставных и нечленимых предложений [Бабайцева], пятые включают в список несамостоятельных именных односоставных предложений наряду с именительным представления и постпозитивным номинативом [Гайсина].

Разноречивость характеристик вызывается синкретизмом семантико-грамматических свойств вокативных предложений. В качестве вокативных предложений рассматриваем изолированные обращения, сопровождающиеся особой интонацией, которая передает сложные чувства, волеизъявление, мыль (радость, упрек, удивление, возмущение, негодование, недоумение и т.д.).. При этом вокативное предложение оформляется как самостоятельное (т.е. имеет знак конца предложения).

Структурную схему данного типа предложений не выделяют.

Итак, вокативные предложения – это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления. Они содержат имя существительное (или местоимение) в именительнои падеже, произносимое с особой интонацией, передающей призыв, побуждение к прекращению действия, несогласие с собеседником, укор, упрек, сожаление, негодование и т.п.: – Бабушка! – укоризненно и с расстановкой произнесла Олеся (А. Куприн); Аркадина (тихо): – Это что-то декадентское. – Треплев (умоляюще и с упреком): – Мама!!! (А. Чехов).

Значение таких коммуникативных единиц выявляется в определенной речевой ситуации, а в письменной форме речи они обязательно сопровождаются ремарками драматурга или „объясняются" словами автора.

Как отмечает Н.С. Лаврентьева, совершенно очевидно, что это явления разговорного стиля, эмоциональной речи. В художественном стиле вокативные предложения включаются в прямую речь и участвуют в создании характеристики персонажа. В.В. Бабайцева, выделяющая вокативные односоставные предложения вслед за А.А. Шахматовым, отмечает, что они не являются типичными односоставными, и это определяет потенциальную способность вокативных предложений к переходу в разряд нечленимых при утрате лексической значимости существительных: Кто-то фыркнул, кто-то протянул: – Батюшки! (М. Вигдорова); – Боже мой! Боже мой! Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов).

5. Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями (изолированно употребленные именительные падежи: именительный темы, постпозитивный номинатив, собственно названия)

Вопрос о составе и границах односоставных предложений до настоящего времени не имеет однозначного решения. В частности, указательные и оценочные предложения, заголовки и названия, именительный темы (представления, лекторский), постпозитивный номинатив, приветствия и благодарность, предложения с детерминантами имеют различную трактовку. Разграничение номинативных предложений и схожих по форме конструкций представляется возможным при учете таких критериев, как предикативность и самостоятельность функционирования. В этом случае круг номинативных предложений сужается. О конструкциях, лишь по форме схожих с номинативными, говорил А. Н. Гвоздев:

1). Именительный представления (по терминологии А. М. Пешковского) (препозитивный номинатив) или темы высказывания (по терминологии А.С. Попова). Функция именительного представления – выразить возникающее представление о предметах и явлениях. Но он не содержит высказывания о них. Характеризуется интонацией незаконченности. Пауза между ним и основным высказыванием предупреждает, что тема, названная в именительном представления, будет раскрыта в предложении: Москва... Как много в этом звуке для сердце русского слилось! (А. Пушкин); Сталинград! Это слово еще не упоминалось в сводке, но оно было у всех на устах.

Структурная связь именительного представления / темы с последующим высказыванием осуществляется с помощью использования местоименных слов или сочетаний, соотносящихся с именительным представления / темы. А. М. Пешковский описывает именительный представления как конструкции, не образующие ни предложений, ни их частей, уподобляя их, в числе других, сходных по синтаксическому значению конструкций (обращения, вводные слова, междометия), «пуле, попавшей в организм» [Русский синтаксис в научном освещении: 404].

А.М. Пешковский также выделяет так называемый «лекторский» именительный. Он видит различие именительного темы и лекторского именительного в том, что лекторский именительный имеет целью выделить представление и тем самым облегчить его восприятие в следующем предложении, т.е. мысль преподносится в два приема со специальным выделением темы.

Номинативными называются такие односоставные предложения, главный член которых выражен именем существительным или субстантивированной частью речи в именительном падеже. Главный член может быть выражен и словосочетанием, но господствующее слово в нем должно иметь обязательно форму именительного падежа. В номинативных предложениях утверждается наличие, существование явления или предмета, называемого главным членом.

Номинативные предложения, обозначая наличие явления в настоящем, бывают только утвердительными; они не могут употребляться в значении будущего или прошедшего времени. Предикативные значения выражаются особой интонацией. По значению различаются номинативные предложения бытийные и указательные.

Бытийные предложения выражают наличие называемого предмета, явления: Развалины сожженного квартала (Щип.).

Указательные предложения содержат указание на имеющиеся предметы: Вот и лес. Тень и тишина (Т.).

Номинативные предложения могут быть нераспространенными или распространенными. Нераспространенные номинативные предложения состоят только из главного члена. В роли главного члена именительный падеж имени существительного: 1916 год. Окопы... Грязь... (Шол.); Война! А у юношей не хватало мужской суровости в голосах (Сим.); Полдень. За окнами душное лето (Сим.); Обломки тлели. Тишина (Сим.); Ночь. На кровати летчик спит (Сим.); Благодать. Теплынь. Наконец-то дождались его на севере - настоящего лета (Рек.).

Имя существительное может употребляться в сочетании с частицами. Такие предложения приобретают различные оттенки значения (уверенности, неуверенности, эмоционального усиления и др.), выражают эмоции: И скука же, братец ты мой (Купр.); - Никак беспорядок, ваше благородие... - говорит городовой (Ч.).

В роли главного члена личное местоимение: Вот она, Отчизна! Огляните пятилетку в буднях трудовых (Щип.); - А вот и я, - Вот и она сама (Сим.). В роли главного члена числительное: - Тридцать два! - кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. - Семнадцать! (Ч.); Двенадцать... Сейчас, наверно, прошел он через посты. Час... Сейчас он добрался к подножию высоты. Два... Он теперь, должно быть, ползет на самый хребет. Три... Поскорей бы, чтобы его не застал рассвет (Сим.).

В роли главного члена количественно-именное сочетание: - Двенадцать часов! - сказал наконец Чичиков, взглянув на часы (Г.); Начало пятого, но мне не спится (Щип.); Пол... Четыре ноги. Сапоги (Сим.); Десять часов. Двадцать минут одиннадцатого. Без десяти одиннадцать. Пятнадцать минут двенадцатого. Двадцать пять... Пролетело уже три часа, но я не заметил их (С. Бар.).

Распространенные номинативные предложения сострят из главного члена и относящегося к нему определения, согласованного или несогласованного (одного или нескольких).


Распространенное номинативное предложение с согласованным определением, выраженным прилагательным, причастием и местоимением: Тихая, звездная ночь, трепетно светит луна (Фет); Морозный день, конец декабря (Шол.); Двадцать снимков твоих. По годам я тебя разбираю (Сим.); Предрассветная синяя тишина (Шол.); Пряный вечер. Гаснут зори (Ес.); Весенний вечер. Синий час (Ес.); Холодный, ледяной туман, не разберешь, где даль, где близь (Ес.); Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. Как старая узнает, где сын второй лежит? (Щип.).

Согласованное определение может быть выражено причастным оборотом, как обособленным, так и необособленным: Вот этот гусеничный зверь, в заводских выкормленный безднах, безвредно замерший теперь на позвонках своих железных (Сим.); Чужие камни и солончаки, проржавленные солнцем кипарисы (Сим.); Крашеный пол, облезший от постоянного мытья (Кат.).

Номинативное предложение с несогласованным определением: Цепь волчьих ям с дубовою щетиной (Сим.); Дверных запоров треск мгновенный, шум раздвигаемых портьер, и в дверь, полуторасаженный, влезает, весь в снегу, курьер (Сим.); Запах моря в привкус дымно-горький (Ес.).

Согласованные и несогласованные определения могут сочетаться: А вот и порт, толпой судов заставленный, и рынок здешний, до небес прославленный, с его египетского хлопка кипами, со звоном денег, с криками и всхлипами, с его торговцев языками бешеными, как колокол над городом подвешенными (Сим.); Полуночные волжские пески, весь в зарослях, весь в уголках укромных, построенный посереди реки, ночной приют влюбленных и бездомных (Сим.).

Определения при главном члене номинативного предложения могут содержать дополнительное объектное и даже обстоятельственное значение. Так, объектные и пространственные отношения усматриваются в следующих примерах: Вот подарок тебе, что давно посулил (Кольц.); Волненье среди публики, скандал / Но как сознаться-то? (Сим.); Заезжий цирк. Пристрастье к лошадям, к соленым потным запахам арены (Сим.); Погоня в Западной пустыне, калифорнийская гроза, и погибавшей героини невероятные глаза (Сим.). Объектные и обстоятельственные оттенки значения возможны обычно при главном члене номинативного предложения, выраженном именем существительным, своей семантикой или образованием связанным с глаголом (Поездка в Ленинград; Возвращение из деревни), хотя могут быть, значительно реже, и имена с явно предметным значением: Тринадцать лет. Кино в Рязани, тапер с жестокою душой, и на заштопанном экране страданья женщины чужой (Сим.).

В современном русском литературном языке номинативные предложения употребляются в самых различных жанрах художественной литературы. Особенно характерны они для драматических произведений, где обычно выступают в роли ремарок. Довольно широко распространены они и в лирике. Номинативные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредоточивают внимание на этих деталях.

Номинативное предложение, назывное предложение,- простое односоставное безглагольное предложение (см. Односоставное предложение) с главным членом, выраженным именительным падежом существительного (номинативом). Отсутствие глагола в Н. п. значимо -это нулевая форма глагола быть, передающая грамматическое значение наст, времени изъявительного наклонения. В прош. или буд. времени, а также в сослагательном или повелительном наклонении с Н. п. соотносятся предложения с глаголом быть в соответствующих формах, ср. Зима. Мы часто ходим на лыжах и двусоставное предложение Будет зима. Станем на лыжи.
В Н. п. сообщается о существовании, бытии (см. Бытийные предложения) того, что названо именем существительным в им. п.: «Славная осень. Морозные ночи. Тихие, ясные дни» (Некрасов); «Тишина. Полоска света. Что там дальше - поглядим* (Твардовский).
Часто Н. п. выступают с указательной частицей вот: «Вот мельница. Она уж развалилась» (Пушкин); «Вот лещик, потроха. Вот стерляди кусочек* (Крылов).
В число Н. п. нек-рые исследователи включают также названия книг, наименования на вывесках и т. п.: «Война и мирр; Букварь; Универмаг; Молоко.
От Н. п. следует отличать предложения с т. н. именительным темы (именительным представления): «Испания... Он видел её берега в кремнистых далях, отрезанные от неба, как мечом, полосой густейшей морской синевы» (Паустовский). В таких предложениях им. п. существительного представляет собой, как явствует из названия, тему сообщения, к-рая развивается во второй части предложения.
Н. п. широко используются в художественной лит-ре, особенно в поэзии, позволяя создавать лаконичные, по выражению ёмкие, образные и весьма динамичные (при употреблении отглагольных существительных) словесные картины: «Шёпот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханы? Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени. Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..* (Фет).
В разг. речи, в различных стилях лит. языка Н. п. практически не употребляются, хотя потребность в выражении бытийности - основного значения Н. п.- в них существует. Эта потребность удовлетворяется за счёт двусоставных бытийных предложений, в основе структуры к-рых лежит схема «обстоятельство места (локализатор) - бытийный глагол - сказуемое - имя бытующего предмета - подлежащее», напр. Мы вошли в сад. Там были яблони, груши, сливы, ср. с Н. п. Мы вошли в сад. Яблони, груши, сливы. Подлежащее двусоставного предложения и главный член Н. п. имеют одну существенную общую особенность: имя существительное в им. п., к-рое выражает эти члены предложения, обозначает не какой-то конкретный предмет, явление, а только понятие о нём; чтобы осмыслить это имя, не надо представлять себе никаких конкретных яблонь и т. п. Несомненное сходство Н. п. и двусоставных бытийных предложений породили две противоположные точки зрения на их место в синтаксической системе языка. Согласно одной из них, Н. п.- это, в отличие от безличного и других односоставных предложений, не особый тин односоставного предложения, а стилистическая разновидность бытийных двусоставных предложений. Согласно другой, двусоставное бытийное предложение - особая модифи- 269 кация Н. п.