Правила и нормы поведения в обществе сообщение. Правила и нормы поведения в обществе — Гипермаркет знаний. В подростковый период

Агрессия мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Чернова Г.Р., 2005).

Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена попытка влияния.

Альтруизм – мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами (Майерс Д., 1997).

Аномия это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации

Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Аутизм — это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутичность — свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.

Барьеры отношений возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции. Можно выделить барьеры страха, отвращения, брезгливости и др.

Вербальная коммуникация определяет содержательность словесного действия и использует в качестве знаковой системы человеческую речь: естественный звуковой язык и письменную речь.

Внеситуативно-личностная форма (4-6.7 лет) – общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребёнком социального мира.

Внеситуативно-познавательная форма (3-4 года) – общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребёнка по ознакомлению с физическим миром.

Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой.

Внушение — сознательное или неосознанное неаргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемой лексическое значение слова.

Деструктивная критика — высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное суждение, поношение или осмеяние его дел и поступков.

Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя.

Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Дружба , подразумевает глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Жаргон – техническая терминология или характерные идиомы, употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.

Застенчивость – это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определённых ситуациях межличностного неформального общения и проявляется в состоянии нервно-психического напряжения, отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания.

Заражение — передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение.

Игнорирование действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанно или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека(Бодалёв А.А., 1982).

Идентификация – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию (Реан А.А., 2004).

Избегание это такая стратегия поведения, для которой характерно как отсутствие стремления к удовлетворению интересов другого человека, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Имидж личности воспринимаемый и передаваемый образ человека , эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым обыденным сознанием кого – либо, чего либо, например, имидж политического деятеля

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.

Интеракция – взаимодействие.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Нужны ли общественные нормы поведения?

Главная / Сочинения ЕГЭ 2017-2018 («Человек и общество») / Нужны ли общественные нормы поведения?

Я считаю, что общественные нормы поведения не просто нужны, а необходимы. Ведь они контролируют население нашей огромной страны. Нормы могут быть разные. Это и этические нормы, которые, придя в ресторан, помогут правильно и красиво разложить приборы, поужинать и тем самым показать верх воспитания и знания этических норм. Также есть и правовые нормы, которые никто не имеет права нарушать. Такие нарушения приравниваются к преступлениям, за которые уже следует наказание. Благодаря общественным нормам, в нашей стране царит порядок, и люди умеют себя подобающе вести.

В литературных произведениях описаны ситуации, в которых герои выходят за рамки норм и последствия таких действий. Или же наоборот, живя по негласным законам общества, они переступают через собственное мнение и желание, действуют так, как им говорит общество.

Тема взаимоотношений общества и человека поднимается в рассказе Тургенева «Муму». Это история о том, как Герасим против своей воли утопил собаку, которая была для него единственным другом. Такой поступок он совершил, потому что не мог пойти против воли помещицы.

Данный пример подтверждает именно то, что раньше крестьяне должны были беспрекословно выполнять все указания своих хозяев. Таковы были общественные нормы, и они держались всеми силами за ту работу, которую им давали. Даже в этом примере можно сделать вывод, что нормы нужны были, дабы крестьяне чувствовали власть хозяев, и у них не возникало мысли о свободной жизни. Но, если бы Герасим нарушил приказание помещицы, он бы и нарушил уже сложившиеся нормы общества. У крестьян не было ни свободы слова, ни собственного мнения. Слуги и то были более уважаемы в доме господ. Жертвенность его поступка — знак признания этих жестоких норм того времени.

Таким образом, нормы нужны для поддержания порядка, в своём роде контроль за гражданами.

Отсутствие этих норм может привести к хаосу, полному беспорядку в стране. Недаром есть законодательные и правовые документы, в которых и прописаны нормы.

Также есть и негласные правила определённого социума, нарушая которые, можно быть исключённым из него. Когда человек соблюдает нормы и подходит к этому уважительно и осознанно, то ему не за что переживать и тревожиться. Общество разделит его интересы и не оставит в стороне от публичных дел. Законопослушные граждане могут спать спокойно и гордиться своей страной!

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Что такое равноправие в обществе?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
  • Нормы поведения в обществе

    Поскольку человек является существом общественным, то и его полноценная жизнь вне жизни общества просто невозможна. Человек должен считаться с нормами и формой поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. Часто то, что неприемлемо в одном обществе, можно позволить себе в другой ситуации. Но все-таки, каждый человек должен сформировать для себя основополагающие принципы поведения, которые будут определять его жизненную норму и линию поведения и таким образом формировать его отношения с другими людьми, а отсюда и его жизненный успех.

    Нормы поведения человека в обществе и в обращении с другими людьми формировались на протяжении веков. Но эти нормы не всегда были одинаковы. Изменялся общественный строй, социальное и сословное деление населения, разными были обычаи в обществе аристократии, мещан, духовенства, рабочих, крестьян, интеллигенции, военных. При этом отличалось поведение молодежи и взрослых, неодинаковыми были национальные и социальные традиции, на которые эти нормы поведения опирались. Для представителей высшего состояния, аристократии были установленные твердые правила поведения, незнания или нарушения которых считалось нехваткой воспитания.

    Также часто нормы поведения соответствующего состояния общества в разные времена оценивались по-разному: во времени их становления они были соответствующими, а в другой период развития общества они уже считались несоответственными, свидетельствовали о невысокой культуре человека.

    Общаясь, люди, как правило, собираются вместе. Или в более малом, или в большем обществе и эти встречи большего количества людей бывают в основном чем-то вызваны. Причиной может быть какое-то личное или семейное событие (день рождения, день ангела, свадьбы, юбилейные даты) или общественная (государственные и местные праздники, отмечания какого-то исторического события и тому подобное). Участниками таких встреч бывают, как правило, люди, которые хорошо знакомы. Но когда незнакомый человек впервые попадает в такое общество, то он должен в первую очередь представиться, чтобы присутствующие узнали об этом лице. Потому чаще всего такого человека в общество сопровождает и отрекомендовывает хозяин дома или человек, который хорошо знает общество. Если же такого лица нет, то незнакомец отрекомендовывается самостоятельно: Уважаемые, позвольте представиться. Меня зовут (следует назвать свое имя, отчество или фамилию), я по специальности … (здесь можно указать либо профессию, либо должность и тому подобное).

    Перед тем, как зайти в комнату, обычно снимают в гардеробной верхнюю одежду и головные уборы, причем женщины могут шляпы не снимать. Сбрасывать обувь не считается обязательным, вместо этого следует ее хорошо вытереть о коврик.

    Вернуться назад на Нормы общества

    Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом. С детства мы знакомимся с правилами поведения, обычаями, традициями, ценностями. Знание норм и правил позволяет нам управлять своим поведением, контролировать его.

    Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.

    Усвоение норм и правил начинается с детских игр. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.

    Приобщаясь к миру взрослых в игровой ситуации, осваиваются правила поведения и социальные нормы.

    Игра является способом познания норм и правил взрослого общества. Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить.

    Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.

    Через игру подросток входит в мир взрослых, где главную роль выполняют запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции, одним словом - социальные нормы. В обществе существует множество видов социальных норм.

    Слово «обычай» пришло из обыденной жизни. Это привычные формы поведения людей в повседневной жизни. Привычки - это установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. Образ жизни создается нашими привычками. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Таковы привычки чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь и т. д. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки: громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти. Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры - это внешние формы поведения человека. Они основаны на привычках и получают положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Хорошим манерам необходимо учить. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом — все это повседневные манеры воспитанного человека. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе - этикет. Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существовал при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

    Социальные нормы — это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.

    Большое значение в жизни общества имеют обычаи. Обычай - это традиционно установившийся порядок поведения. Обычаи присущи широким массам людей. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества и Нового года, уважения к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, как ценности. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Поведение человека, нарушающего обычаи, вызывает неодобрение, порицание.

    Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиция - все то, что унаследовано от предшественников.

    Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

    Обычаи и традиции сопровождаются обрядами. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

    Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни. Они могут быть связаны с рождением человека, крещением, свадьбой, помолвкой. Обряды сопровождают вступление человека в новую сферу деятельности: воинская присяга, посвящение в студенты. Со смертью человека связаны такие обряды, как погребение, отпевание, поминки.

    Нравы - особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» происходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis в переводе означает «нравственный». Нравы - это обычаи, имеющие моральное значение, формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

    Во всех обществах считается безнравственным оскорблять старших, обижать слабого, унижать инвалида, нецензурно выражаться. Особой формой нравов является табу. Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы. В древних обществах система таких запретов определяла правила жизни людей. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.

    Нравственность опирается на систему ценностей.

    Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, гражданственность. Они служат эталоном и идеалом для всех людей. Для верующих людей в обществе существуют религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью.

    ©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
    разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

    Культура поведения

    Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.

    Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека.

    Культура поведения и личность

    Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

    Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях.

    Правила культуры поведения

    Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.

    Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:

    Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.

    Правила поведения призваны регулировать нашу повседневность в обществе, помогают нам общаться, выставляют необходимые рамки, выход за которые приводит как минимум к невежеству и невоспитанности, а максимум – расцениваются в качестве девиантного поведения. Правила, регулирующие поведение в обществе, называются «этикетом».


    Что это?

    Этикет – свод правил поведения человека по отношению к людям в разных жизненных ситуациях. Существуют пять групп основных правил этикета:

    • умение преподнести себя – правила относятся к внешнему виду человека: одеваться со вкусом, ухаживать за своей кожей и фигурой, держать осанку, красиво ходить, умеренно и к месту жестикулировать;
    • правило речи и общения – манера и тон речи, способность грамотно излагать свои мыли, приветствовать, прощаться, прощать, строить конструктивный конфликт;
    • столовый этикет – аккуратность за столом и во время принятия пищи, способность правильно пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
    • правила поведения в обществе – умение вести себя в общественных местах (музеях, театрах, библиотеках, больницах и так далее);
    • деловой этикет – способность строить отношения с коллегами, начальством, манера вести бизнес вежливо и с уважением к партнерам.




    Каждый, кто способен пользоваться основными правилами, производит впечатление воспитанного и вежливого человека, с которым приятно общаться и строить отношения. Такому человеку готовы идти навстречу, ему с удовольствием делают одолжения и выполняют его просьбы о помощи.


    Помимо основных групп этикета, есть некоторые гендерные различия в правилах поведения и мужчин, и женщин, и детей.

    Правила хорошего тона для мужчин

    Хорошо воспитанный мужчина должен со вкусом и к месту быть одет. Он вежливо общается с девушкой, его речь спокойна, лишена резкости и высокого тона. К женщине он готов всегда прийти на помощь и неважно, знакома она ему или нет. К примеру, поднять тяжелые пакеты с продуктами соседке по подъезду, открыть девушке дверь машины и подать руку или пропустить ее первой при входе – это для него естественно и незатруднительно. Мужчина должен быть внимательным к женским потребностям.



    С мужским полом он также вежлив, не показывает своего превосходства и не хвастает. Конфликты решает вежливым диалогом и не лезет первым на рожон. С подчинёнными справедлив, не повышает голос, относится уважительно к труду других людей, ценит их время и потраченные силы. Одним словом, мужчина достойный.


    Основные правила для мужчин:

    • если, приглашая кого-то в ресторан, мужчина говорит: «Я вас приглашаю», то это значит, что он готов заплатить за этого человека;
    • гуляя рядом с женщиной, мужчина должен находиться по левую сторону от нее, а по правую могут находиться только военнослужащие, чтобы отдать честь при необходимости;
    • всегда нужно открывать перед женщиной дверь и пропускать ее первой;
    • при выходе из машины нужно открывать дверь и подавать руку женщине;
    • помочь женщине надеть пальто и временно подержать ее сумочку при необходимости.




    Этикет для женщин

    Все общеобязательные правила касаются и женщин. Женщина должна уметь себя подать – это относится как к внешнему виду, так и к манере общения . Образ должен быть подобран со вкусом и к месту.

    Вежливый диалог, тактичность, скромность, прямая спина и красивая походка – идеальный вариант современной женщины. Мужчинам она грамотно оказывает знаки внимания.

    Откровенный флирт с мужчиной неуместен, как и излишняя навязчивость, поскольку такое поведение называется «фривольностью».

    Общаясь с мужчиной, женщина должна быть почтительна и тактична, но при этом знать свои права. Она вправе отказаться от навязчивых знаков внимания и предупредить мужчину о том, что он выходит за рамки допустимого.



    От природы более эмоциональные женщины должны умело скрывать негативные эмоции в обществе, избегать высокого тона, бранных слов и даже излишнего проявления радости.

    Основные правила для женщин:

    • находиться в помещении в шапке и варежках нельзя, но можно в шляпе и перчатках;
    • яркий макияж уместен только на вечеринках;
    • необходимо умеренно пользоваться духами: если женщина чувствует свой парфюм, то это значит, что его слишком много;
    • требуется соблюдать умеренность в украшениях: не надевать кольца поверх перчаток и митенок – можно надеть браслет, при этом максимальным числом украшений, включая декоративные пуговицы, считается 13 предметов.




    Нормы поведения для детей

    Первое, о чем должны помнить родители, что ребенок подражает им.

    Поэтому необходимо быть во всем правильным примером для своего ребенка и аккуратно регулировать его поведение в публичных местах и на детской площадке.

    Дети от двух с половиной лет обычно с удовольствием всех приветствуют и прощаются – нужно поощрять такое поведение по отношению к знакомым взрослым и детям.



    На площадке свои игрушки всегда неинтересны до тех пор, пока они не заинтересуют другого ребенка. В таком случае нужно предложить детям обмен игрушками на время – так дети спокойнее научатся делиться и спрашивать разрешения поиграть чужой игрушкой.

    О том, что нельзя шуметь в автобусе, бегать в магазине и кричать, должен знать любой малыш от 3-4 лет и уж тем более его родители.



    По мере взросления детям стоит прививать правильную манеру общения с родителями, взрослыми, а в учебных заведениях – с учителями и воспитателями. Подобающая система поведения для детей от 6 лет:

    • нельзя перебивать и встревать в разговор взрослых, дерзить и грубить старшим и учителям;
    • с вежливостью и уважением относиться к пожилым людям, помогать им на улице или в транспорте;
    • прилично вести себя в общественных местах: не бегать по залу магазина, не кричать в музее и театре и подобных местах.

    Но обучая детей правилам этикета, необходимо помнить и о правилах безопасности: дети иной раз могут быть слишком услужливыми, а этим могут воспользоваться преступники.




    Общие правила

    Ниже представлены современные общепринятые правила поведения:

    • Приветствие – это необходимый знак вежливости знакомому или человеку, с которым необходимо завязать знакомство. Кроме того, войдя в помещение, необходимо поздороваться первым.
    • Прощание . «Уходить по-английски» в нашем обществе неприлично. Поэтому, закрывая за собой дверь, необходимо обязательно попрощаться.
    • Благодарность – за оказанную услугу к обслуживающему персоналу, за помощь родных, друзей, к незнакомцу, придержавшему двери лифта.
    • Приличный внешний вид – аккуратная чистая одежда к месту и по погоде, а также сохранение личной гигиены.



    Чего делать нельзя:

    • Приходить в гости без уведомления – нужно обязательно заранее оповещать о своем визите даже к родным и друзьям, ведь нежданные гости приносят много хлопот.
    • Читать чужую переписку и заглядывать в чужой смартфон. Человек имеет право на неприкосновенность личной жизни.
    • Задавать неудобные вопросы: спрашивать о зарплате, расспрашивать о личном, если, конечно, собеседник сам не затрагивает тему частной жизни.
    • Яростно спорить и конфликтовать. В конфликтной ситуации воспитанный человек не кричит на оппонента, не опускается до оскорблений и спокойно приводит свои аргументы.
    • Входить без стука в закрытое помещение. Нужно обязательно постучать в закрытую дверь как дома, так и на работе, входя в кабинет к коллеге или начальнику, тем самым можно уберегая человека за дверью от неловкой ситуации.




    Ниже представлены правила для общественных мест.

    • Требуется сохранять тишину в соответствующих помещениях: в библиотеке, больнице, музее, театре, кино.
    • Нельзя сорить на улице, в парке и любых других публичных местах.
    • Запрещается курить и распивать спиртные напитки на уличных лавочках, и уж тем более вблизи детских игровых площадок.
    • Плевать, ковыряться в носу, сморкаться на тротуар недопустимо – это не только некультурно, но и вызывает отвращение прохожих.
    • Пробираясь в толпе, нужно использовать следующие слова: «разрешите пройти», «позвольте», «будьте добры».



    • Собираясь в театр, ресторан, на политическое мероприятие или корпоративную вечеринку, нужно правильно подбирать наряд.
    • В кино или театре пробираться к своим местам нужно лицом к сидящим. Если места в середине, то пройти к ним нужно заранее, чтобы потом не доставлять неудобство крайним сидящим зрителям.
    • Во время спектакля нельзя кушать – для этого есть антракт и буфет.
    • Мужчине следует после спектакля самому пройти к гардеробу и взять пальто для своей дамы, при этом помочь ей его надеть.
    • В музее нельзя громко разговаривать, не стоит толкаться, пробираясь к экспонатам. Не нужно торопиться – следует спокойно переходить от одного экспоната к другому и не трогать их руками. Необходимо слушать экскурсовода и не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он попросит об этом.


    • Сушить зонт в любом помещение следует в закрытом виде.
    • Нельзя класть телефон на стол в гостях, ресторанах, при собеседовании – это признак неуважения, который расценивается, как нежелание общаться с собеседником.
    • Больше сумки, саквояжи, портфели нельзя класть на стол в ресторане или кафе. Сумки вешают на ручку стула, а портфель или саквояж ставят рядом со стулом на полу. На стол допускается класть только маленькую элегантную сумочку.

    Этикет в общественном транспорте

    Правила следующие:

    • При входе в любой общественный транспорт или метро, необходимо пропустить выходящих.
    • Нужно проходить сразу к свободным местам, не задерживайтесь у дверей.
    • Уступать место пожилым людям, беременным и женщинам с детьми и маломобильным гражданам.
    • Задев кого-то или нечаянно толкнув, нужно извиниться.



    Этикет в магазине

    • При входе в магазин сначала нужно пропустить выходящих людей, затем впустите первыми беременных женщин, пожилых людей и маломобильных граждан, и только потом зайти самому.
    • С животными, зажженной сигаретой и мороженым входить в магазин нельзя.
    • За обслуживание продавца следует благодарить.
    • Испорченный товар следует возвращать с вежливым объяснением.
    • Очередь в магазине должна соблюдаться, но женщин с малолетними детьми, беременных и маломобильных граждан следует пропускать вперед.

    Общие правила приличия являются инструментом, регулирующим рамки, за которые в обществе выходить не следует.




    Тонкости общения

    Психологическая составляющая нашей жизни – общение. В первобытном обществе люди общались только благодаря жестам и звукам. Сейчас оно происходит разными способами. В современном мире существует два основных вида общения:

    • Вербальное – с помощью речи. Это самый основной способ, благодаря которому общается вся планета.
    • Невербальное – с помощью жестов, мимики и чувств: тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных. С помощью чувств и жестов общаются не только люди, но и животные.


    Общение регулирует отношения в быту, на работе, в семейной жизни, то есть абсолютно в любой сфере жизни. Поэтому не будет лишним знать о некоторых тонкостях, которые помогут понять других и быть понятым самому:

    • Умение слушать и слышать . Способность слушать помогает понять чувства человека. Быть услышанным для нас очень важно, а потому люди, обладающие такой способностью, сразу вызывают доверие и благодарность. Чтобы научиться слушать, необходимо настроиться на собеседника, который хочет донести свои чувства или ожидания. Для этого нужно оставить на время свои мысли, слушать и не перебивать его до тех пор, пока человек не выговорится и не станет ожидать совета от слушателя.
    • Умение выражать свои отрицательные чувства обязательно в семейной жизни. Правильно выразить чувства и не обидеть партнера, вовремя рассказать о накопившихся обидах важно, поскольку он может и не догадываться, что происходит в сердце любящего человека, ведь еще никто не научился читать чужие мысли.

    Важно делать это без упрека и крика, и нужно помнить, что обида приходит на поступок, а не на личность. И также следует донести, что такой поступок оскорбил, и попросить больше так не делать – эмоционально зрелый человек поймет и впредь никогда так не сделает.


    • Умение выражать пожелания и просьбы. Если человек хочет, чтобы его желания выполняли, нужно обойтись без намеков и просить прямо, вежливо и в понятной форме. Заранее поблагодарить, используя при этом слово «пожалуйста» несколько раз, как делают это дети, ведь эта маленькая уловка часто работает.
    • Умение общаться с негативно настроенным человеком. Воздействие негативно настроенного человека способно ввести в уныние и даже депрессию, лишить уверенности и понизить самооценку.


    Оттого стоит избегать такого «товарища», но если от общения не уйти, к примеру, с начальником, тогда следует придерживаться следующих рекомендаций:

    • Нужно абстрагироваться и не принимать на свой счет оскорбления, которые им наносятся.
    • Оставаться спокойным, доказывать свою правоту уверенно и сдержанно, парируя фактами. Обычно такие люди жаждут скандала, такой же реакции на их злость и гнев, но холодная сдержанность может сбить их с толку.

    Негативно на человека влияют не только такие скандалисты, но и другая категория людей, которые постоянно жалуются, – они точно так же высасывают все положительные эмоции. От общения с ними можно устать. Лучшим способом станет избегание от общения с такими людьми или можно попробовать отвлечь их интересной новостью или темой . Но не стоит рассказывать им о своих успехах, так как это даст новую волну жалоб и повод для зависти.


    Этикет в гостях и за столом

    Знание культуры поведения в гостях и за столом поможет человеку не попасть впросак и не прослыть невежей. Следующие пункты этикета приведены для тех, кто любит не только принимать у себя гостей, но и сам часто заходит в гости.

    • хозяин дома встречает гостей на пороге и помогает раздеться, затем хозяйка провожает новоприбывших к столу и знакомит с присутствующими гостями;
    • гостей надо развлекать беседой, но не навязывать темы для общения, а просмотр домашнего фото и видео только по пожеланию всех присутствующих;
    • необходимо следить за тем, чтобы за столом у всех гостей были необходимые столовые приборы.


    • не стоит опаздывать;
    • культурный и вежливый гость не приходит с пустыми руками – цветы, бутылка вина или конфеты будут уместным подарком для хозяйки дома;
    • если это небольшой ужин или обед, то обязательно нужно похвалить кулинарные способности хозяйки, на больших приемах это неуместно;
    • плохой тон – молча сидеть и не общаться с остальными гостями, нужно поддерживать беседу;
    • нельзя уходить без прощания, следует поблагодарить за вечер хозяев и вежливо попрощаться с остальными гостями.



    • Женщины садятся за стол первыми, мужчины помогают им в этом, придвигая стул.
    • Локти на стол не кладут – разрешено класть только кисти рук, к тому же локти должны быть прижаты во время приема пищи.
    • Кушать нужно медленно, тщательно пережевывая пищу. Не допускается прихлебывать или причмокивать.
    • Мясо следует разрезать на маленькие кусочки, при этом нож держать в правой руке, а вилку в левой, есть необходимо с вилки. Есть с ножа недопустимо.
    • В перерывах между приемом пищи вилку и нож не оставляют на скатерти, а кладут на тарелку крест-накрест. Между сменой блюд вилку и нож оставляют также на пустой тарелке, но уже параллельно друг другу, при этом нож располагают справа от вилки.



    • Перед тем как выпить из бокала, необходимо промокнуть рот салфеткой, чтобы не оставлять на нем жирных пятен.
    • В том случае, когда все блюда уже на столе, брать их нужно только специальными приборами, отведенными для каждого отдельного блюда, и ни в коем случае не своей ложкой.
    • Недопустимо пользоваться зубочисткой за столом.
    • Нельзя разговаривать с полным ртом, а также выходить из-за стола не прожевав до конца пищу.
    • Если начался приступ чиханья или кашля, то нужно использовать салфетку.
    • Не стоит заставлять соседа по столу попробовать то или иное блюдо – у всех свои вкусовые предпочтения.
    • За столом следует вести легкую и приятную беседу.


    Правила знакомства с родителями

    Стремясь произвести хорошее впечатление на родителей второй половинки, люди совершают глупые ошибки. Поэтому приходя в гости к родителям своего любимого человека, нужно следовать следующим рекомендациям:

    • Не приходить с пустыми руками, но и не дарить на первой встрече отцу половинки спиртные напитки. Лучше принести цветы маме или тортик к столу.
    • Не стоит заводить разговор первым – лучше подождать пока к вам обратятся.
    • Нужно вести себя скромно, не льстить и не расхваливать интерьер дома.
    • Не стоит отказываться от угощений, стоит помнить, что будущая свекровь или теща готовила для вас – нужно постараться покушать всего понемножку и похвалить хозяйку.


    • Не нужно увлекаться спиртным – лучше постараться протянуть один бокал вина подольше.
    • Девушкам не следует курить в первый визит к родителям.
    • Необходимо позаботиться о приличном внешнем виде. Парням следует надеть брюки и рубашку или джинсы и рубашку, но ни в коем случае не надевать шорты. Девушке стоит избегать коротких шорт, юбок и платьев с глубоким декольте и вырезами.
    • Следует вежливо отвечать на вопросы родителей, не рассказывать анекдоты и избегать глупых шуток.
    • Уходя, обязательно стоит позвать родителей к себе в гости.


    Умение одеваться

    Приятный и опрятный внешний вид, соблюдение личной гигиены – естественные обязанности любого человека. Никому не будет приятно общаться с человеком, от которого неприятно пахнет. Такие простые вещи, как ежедневное посещение душа, чистка зубов и уход за кожей, должны обязательно осуществляться.



    Немаловажно грамотно подобрать свой гардероб, который должен содержать вещи на все случаи жизни.

    При этом обязательно надо учитывать параметры фигуры, чтобы вещь сидела хорошо и не казалась маленькой, или, наоборот, большой.

    При подборе цвета вещи нужно опираться на цвет кожи, лица и глаз. Каждый человек имеет свой цветотип:

    • Зима – кожа может быть как почти белой, так и смуглой, волосы – черные или темные.


    • Весна – светлые волосы и глаза, тонкая кожа, розовые губы.


    • Лето – светло-русые, пепельного оттенка волосы. Серые, серо-голубые, зеленые, светло-карие глаза. Серовато-бежевый и слегка розовый оттенок кожи, бледно-розовые губы.


    • Осень – золотистая кожа, теплые оттенки глаз (карие, золотистые, темно-карие), волосы от золотистых до рыжих оттенков.


    Для цветотипов зима и лето хорошо подойдут вещи холодных оттенков, для весны и осени – теплых, пастельных.

    Сам гардероб делится на следующие категории:

    • Повседневный . Здесь будут уместны джинсы, футболки, рубашки, различные пуловеры и кофты. Женщины могут включить в него платья простого кроя и юбки, летом – сарафаны и шорты. Такая одежда удобна для встреч с друзьями, похода по магазинам, прогулке в парке или похода с детьми в цирк или в музей.

    Первым и самым важным правилом хороших манер является доброта и внимание к другим. Это правило никогда не меняется. Источник этого правила – Библия, и это - вторая по важности заповедь: “возлюби ближнего твоего, как самого себя” после заповеди любить Бога (ОТ МАТФЕЯ 22:39; ОТ МАТФЕЯ 19:19). Помни, что знать, как правильно себя вести – это лишь часть обладания хорошими манерами. Выполнение их – вот, что имеет значение (ИАКОВА 1:22 ; ИАКОВА 2:20 ; ОТ МАТФЕЯ 7:21)

    Основные Хорошие Манеры

    • Думай сначала о других (К ФИЛИППИЙЦАМ 2:4-5 ; РИМЛЯНАМ 12:10).
    • Будь гостеприимным и дружелюбным (1-е ПЕТРА 4:9 ; РИМЛЯНАМ 12:13; ПРИТЧИ 18:24).
    • Всегда говори «Спасибо» - таким образом ты хвалишь других, и это - один из ключей к хорошим манерам; не забывай: «Извините», «Пожалуйста», «Добро пожаловать», «Здравствуйте» и «До свидания» (К КОЛОССЯНАМ 3:15 ; 1-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:18 ; 3-е ИОАННА 14).
    • Не будь хвастливым, надменным или громким – всегда будь сдержанным. Пусть твои дела говорят сами за себя (К ТИТУ 1:8 ; 1-е КОРИНФЯНАМ 13:4-5).
    • Выслушай прежде, чем говорить. Никогда не перебивай. Смотри людям в глаза и слушай внимательно (ИАКОВА 1:19).
    • Прежде, чем говорить с другими, подумай, какой эффект произведут твои слова. Не говори необдуманные, недобрые вещи. Сделай паузу и тщательно взвесь свои слова, и произнеси их «прилично» (ПРИТЧИ 15:23 ; 12:25; 25:11).
    • Никогда не говори шепотом, потому что это заставляет человека, который не слышит, чувствовать себя пренебрегаемым (ПСАЛТИРЬ 40:8).
    • Никогда не показывай пальцем и не смотри пристально, в особенности, на инвалидов
      или на тех, кто «не такой» (К ФИЛИППИЙЦМ 2:3; К РИМЛЯНАМ 2:11).
    • Будь благодарным и показывай, что ты ценишь подарки, помощь и т.д. Лучше напиши открытку с благодарностью, чем просто посылать электронное сообщение, чтобы выразить свою благодарность (К КОЛОСЯНАМ 3:15; К ЕФЕСЯНАМ 5:20).
    • Делай комплементы; основополагающее правило хороших манер - давать (ДЕЯНИЯ 20:35).
    • Будь внимательным к другим и никого не смущай – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе, и думай о том, как ты можешь сделать так, чтобы они чувствовали себя легко. Никогда не унижай других грубыми шутками или нежеланным прозвищем (1-е КОРИНФЯНАМ 13:4 ; К ФИЛИППИЙЦАМ 2:4 ; ОТ ЛУКИ 10:27).
    • Не критикуй и не жалуйся – человек с хорошими манерами выше того, чтобы критиковать других или жаловаться на обстоятельства. Нужно избегать негативности в любой форме. Если ты слышишь сплетни, не участвуй в них и не обращай на них внимания. Если ты не согласен с другими, выражай это уважительно. Не атакуй словесно и не осуждай их (1-е КОРИНФЯНАМ 13:5-7 ; К ФИЛИППИЙЦАМ 2:14 ; К ЕФЕСЯНАМ 4:29).
    • Никогда не будь раздраженным. Вноси спокойствие и радость в любую стрессовую ситуацию, владей собой (ПРИТЧИ 16:32 ; ПСАЛТИРЬ 36:8).
    • Уважай время людей и будь пунктуальным. Если ты назначаешь встречу, приходи во время или даже немного раньше. Если ты опаздываешь, всегда звони и сообщай им об этом. Никогда не приходи в гости раньше, так как хозяева могут все еще одеваться (К ЕФЕСЯНАМ 5:16 ; ОТ MATФЕЯ 5:37).
    • Если ты даешь слово или обещаешь что-либо, то ты должен это выполнить, или заранее сообщи об этом тому, кому обещал, чтобы не причинить ему никакого вреда. Твое объяснение, ПОЧЕМУ ты не можешь сдержать свое обещание, должно быть абсолютно приемлемым и не должно являться твоей собственной виной (ИАКОВА 5:12 ; ЕККЛЕСИАСТ 5:4-5).
    • Если ты что-то взял на время, то с этим следует обращаться более осторожно, чем со своим собственным. Это также должно быть возвращено в срок, и, если возможно, в более хорошем состоянии, чем раньше. Когда кто-либо дает тебе деньги в долг, и ты должен вернуть этот долг, НИКОГДА не забывай об этом и не задерживай возвращение долга (ВТОРОЗАКОНИЕ 23:21).

    В Обществе

    • Всегда представляй себя и других.
    • Помогай другим. Открывай двери (вне зависимости от того, кто перед тобой, женщина или мужчина). Мужчины всегда должны открывать двери перед женщинами (К ЕВРЕЯМ 13:16 ; 1-е ПЕТРА 3:7).
    • Не задавай слишком много личных или навязчивых вопросов в первые несколько встреч
      после знакомства с человеком (К ФИЛИППИЙЦАМ 2:3).
    • По отношению к незнакомцам/новым гостям: не делай никаких негативных комментариев по поводу внешнего вида или одежды; если ты не можешь сказать ничего лестного, то не говори ничего вообще (ПСАЛТИРЬ 11:6; ПРИТЧИ 11:22).
    • Если ты находишься в смешанной группе, всегда в первую очередь приветствуй старших и женщин.
    • Не обращайся к старшим и пожилым людям по имени, если только они тебя специально об этом не попросят. Вставай, когда старший по возрасту или гость входят в комнату, и не садись, пока ты не предложил им сесть (1-е ПЕТРА 5:5).
    • Если пожилой человек входит в автобус или поезд, то люди, которые моложе, уступают ему место (ЛЕВИТ 19:32).
    • Мужчина должен всегда предлагать женщине войти в комнату первой (1-е ПЕТРА 3:7).
    • В ресторане/на официальном ужине мужчина должен отодвинуть стул от стола и предложить женщине сесть (1-е ПЕТРА 3:7).
    • Уходя, мужчины должны помочь женщинам одеть пальто/куртки (1-е ПЕТРА 3:7).
    • Девушки/женщины должны всегда одеваться скромно (1-е TИMОФЕЮ 2:9).
    • Носи красивую и чистую одежду по воскресеньям.
    • Вставай, когда исполняется национальный гимн. Проявляй уважение к флагу.
    • Принимай участие в общественной работе различных местных организаций (ОТ MATФЕЯ 5:16; К ТИТУ 2:14).

    Дома / С Гостями

    • Представляй гостей каждому в своем доме (1-е ПЕТРА 4:9).
    • Предлагай что-нибудь попить (стакан воды, чашку чая/кофе) каждому, кто приходит к тебе в дом/офис (К ЕВРЕЯМ 13:2).
    • Не продолжай смотреть телевизор или "сидеть" в Интернете, если к тебе пришел гость.
    • Убавь громкость музыки или телевизора, когда другие разговаривают или пытаются уснуть.
    • Носи дома чистую одежду (БЫТИЕ 35:2 ; ЛЕВИТ 6:11).
    • Дети должны учиться, с раннего возраста, помогать по дому и брать на себя ответственность (ВТОРОЗАКОНИЕ 6:7 ; ИСХОД 20:12)
    • Дети должны вставать, когда отец или старшие входят в комнату. Они не продолжают сидеть, например, перед экраном телевизора. Они также должны предложить лучшие места (К КОЛОСЯНАМ 3:20).
    • Когда ты - гость, то прощание должно быть коротким и радостным. Если ты принимаешь гостей, будь с ними, когда они собираются уходить, делая их визит приятным до самого конца (К ФИЛИПИЙЦАМ 2:3; 1-е ПЕТРА 4:9).

    Правила Поведения за Столом

    • Одевай подходящую к данному случаю одежду и будь представительным. Даже, если очень жарко, никогда не сиди за столом без рубашки.
    • Мой руки до и после еды (ИСХОД 40:31).
    • Всегда жди, пока хозяин не скажет, куда ты должен сесть. Также жди, пока не сядут все другие, до того, как сядешь ты. Если молятся перед едой, не начинай есть, пока молитва не закончится. Начинай есть только после того, как начнет хозяин.
    • жди, пока все не получат еду, и начинай есть только после того, как начнет хозяин. Это показывает внимание.
    • Если еда в стиле "шведский стол", никогда не клади на свою тарелку слишком много, так как это производит впечатление, что ты жадный. Лучше положить поменьше и вернуться за добавкой.
    • Когда ты садишься, то положи салфетку на колени.
    • Сиди прямо и не сутулься.
    • Положи обе кисти рук на стол, но никогда не клади на стол локти.
    • Всегда пользуйся салфеткой, чтобы вытереть рот (помни, вытирай только рот!). Твоя салфетка должна лежать на коленях, когда ты не пользуешься ею.
    • Начинай со столовых приборов, которые лежат дальше всего от твоей тарелки, а продолжай теми, которые лежат ближе к ней.
    • Ешь медленно, но и не отставай от хозяина. Также не клади слишком много еды в рот – это неприлично! Не разговаривай и не пей с полным ртом, и не облизывай пальцы.
    • Ешь вилкой, если только еда не предназначена для того, чтобы есть ее руками, и не касайся ножом рта.
    • Когда ешь булочки во время завтрака, режь их ножом, а во время ужина - просто разломи руками, прежде чем намазать их маслом.
    • Отрежь кусочек масла от общего куска, лежащего в масленке, и положи его на свою тарелку для масла или на другую тарелку. Нож для масла должен оставаться в масленке.
    • Обязательно сделай комплимент хозяйке по поводу приготовленной еды (и/или повару/поварам)! Не делай никаких критических замечаний, которые могут обидеть кого-то.
    • Всегда говори "спасибо", когда тебе приносят какое-либо блюдо. Этим выражается благодарность.
    • Тебе следует есть то, что предложено на столе (1-е КОРИНФЯНАМ 10:27 ; 1-е ТИМОФЕЮ 4:4).
    • Проси, чтобы тебе передали то, что тебе нужно, вместо того, чтобы к этому тянуться или показывать пальцем, не производи слишком много шума. Жуй с закрытым ртом, и не разговаривай с едой во рту!
    • Когда предлагается добавка, возьми ее, если ты все еще голодный. Никогда не проси добавки, если ты в гостях.
    • Извинись за столом, если тебе надо выйти. Также извинись, если тебе надо удалить еду, застрявшую между зубами, высморкаться и т.д.! Однако, на официальном обеде, тебе, возможно, придется подождать, пока хозяин не позволит тебе.
    • Возьми свою тарелку со стола и отнеси ее на кухню. Помоги убрать посуду (но не на официальном обеде).

    Дети

    • Дети говорят только тогда, когда их спрашивают. Как правило, дети должны быть видимы, но не слышимы (К КОЛОСЯНАМ 3:20).
    • Дети не перебивают, когда говорят взрослые (К ЕФЕСЯНАМ 6:1).
    • Отцам часто предлагается лучшая часть еды (1-е ТИМОФЕЮ 5:17).
    • Никогда не играй с едой.
    • Никогда не размахивай столовыми приборами и не бросай их.
    • Никогда не хватай еду с тарелок других людей.
    • Оставь на время еды игрушки, книги и домашних животных.
    • Не читай во время еды.

    Правила разговора по телефону

    • Когда звонит телефон, говори понятно и вежливо, например: "Алло, говорит Иван".
    • Если звонок предназначен для кого-то другого, ответь понятно, например: "Одну минутку, пожалуйста". Если этого человека нет, спроси того, кто звонит, хочет ли он оставить сообщение. Также спроси его имя и номер телефона, чтобы с ним можно было связаться позже. Запиши это, чтобы ты не забыл передать.
    • Когда ты звонишь, подожди, пока телефон прозвенит шесть–восемь раз, перед тем, как ты повесишь трубку, так как человек, которому ты звонишь, может быть занят и не может ответить сразу же.
    • Никогда без предупреждения не клади трубку. Пусть человек, которому ты позвонил, всегда положит трубку первым.
    • "Не виси" долго на телефоне, так как другие люди, возможно, тоже хотят позвонить, или кто-то пытается до тебя дозвониться.
    • Мобильный телефон должен быть или отключен, или поставлен в режим "вибрации" или "тишины" во время еды, в кино и т.д.

    Когда-то этикет, то есть правила поведения в обществе, преподавался как предмет в школах. Детей этому учили дотошные гувернеры. Сегодня это слово потеряло популярность, между тем никому не мешает выучить хотя бы элементарные правила поведения за столом, в театре, в обществе. В конце концов, этим вы во многом облегчите ситуацию для себя.

    Некоторые правила хорошего тона

    Давайте рассмотрим некоторые ситуации, которые помогут вам чувствовать себя "в своей тарелке".

    1. Этикет за столом

    Пригласив даму в ресторан (или другое подобное место), джентльмен берет на себя заботу о ее верхней одежде, помогает снять пальто, сдает его в гардероб, номерок хранит у себя, а не отдает его даме. (Кстати, это же касается билета в театре, кино, в транспорте. Купив билет даме, например, в автобусе, джентльмен сохраняет его до конца поездки и отдает даме только в том случае, если не провожает ее до конца, а выходит раньше.)

    Если столик не заказан заранее, то все переговоры с метрдотелем ведет мужчина. Проводив девушку к столику, мужчина подвигает ей стул, после чего занимает свое место. Если бокалы наполняет не официант, то это делает мужчина, предварительно спросив разрешения. Наливая вино, бутылку поворачивают, так, чтобы капли не попали на скатерть.

    Если за столом несколько человек, то первой вино наливают самой старшей из женщин. Если пьют шампанское, то мужчина, разливающий его, начинает с себя, налив себе в бокал несколько капель, потом самой старшей леди, затем можно просто идти по кругу, закончив своим бокалом.

    Если вы находитесь в очень фешенебельном ресторане, где подают много приборов, например, возле тарелки лежит несколько вилок и ножей, то вы начинаете с тех, что лежат дальше от тарелки. Если назначение некоторых приборов вам непонятно, то нет ничего страшного в том, чтобы спросить у официанта.

    Если за столом находятся малознакомые люди, то разговоры лучше вести на общие темы и не обсуждать общих друзей. Доедать все, что лежит на тарелке необязательно, также как и необязательно оставлять куски. Чтобы показать официанту, что тарелку можно уносить, положите приборы на тарелке "на пять часов", то есть примерно там, где на циферблате стоит в пять часов маленькая стрелка.

    2. Этикет в общении

    Представляясь в компании, называйте свое имя внятно и четко, если вас никто не представил. Пожимать руки необязательно, если народу много, однако, если сделали одно рукопожатие, то придется обойти всех присутствующих.

    Руку в перчатке подавать может только женщина и только, если перчатка тонкая, а не, например, вязаная варежка.

    Бывает, что рука у человека занята или, к примеру, вымазана, если его застали за работой, и он ее протягивает для того, чтобы ему пожали запястье. Это на самом деле недопустимо.

    Здороваясь, первым произносит приветствие тот, кто младше. Если речь идет о мужчине и женщине, то первым здоровается мужчина. Если вас приветствуют словами "добрый день", то некрасиво отвечать словом "добрый", надо ответить полным словосочетанием "добрый день".

    Теперь давайте представим такую картину: стоит группа мужчин, к ним подходит или (проходит мимо) знакомая (или незнакомая) дама. Кто первый должен приветствовать, мужчины или женщина? Первым слова приветствия произносит тот, кто подходит, независимо от того, один это человек или группа, мужчина или женщина. Тот или те, кто находится на месте, отвечают на приветствие.

    "Hush!" James Tissot, 1875 г.

    3. Основы хорошего тона на каждый день

    К правилам хорошего тона в повседневной жизни относится обычная любезность в общении, отсутствие брюзжания, бесконечных жалоб, умение поздороваться без излишних демонстраций, выразить сочувствие, поздравить с праздником, пожелать доброго здоровья, поблагодарить и ответить на благодарность.

    Такие правила предполагают, входящий и выходящий придерживает дверь, независимо от того, идет он один или с кем-то. Если мужчина следует с девушкой, то он ее пропускает вперед всегда за исключением выхода из лифта, схождения по трапу с корабля, выхода из самолета или городского транспорта.

    Л. Афремов

    Некоторые чопорные манеры сегодня себя изжили. Например, раньше считалось правильным, что мужчина, посадив женщину в машину, закрывает за ней дверь автомобиля, только после этого проходит на свое место. Прибыв на место, водитель встает, обходит машину, открывает дверцу, помогает даме выйти. В наше время, заполненное автомобилями и насыщенное спешкой, трудно представить себе людей, которые хотели бы и могли выполнять эти требования.

    4. Как правила этикета касаются детей

    Еще несколько лет назад книжки по воспитанию учили молодых родителей тому, что дети не должны вступать в разговоры со взрослыми без разрешения, не должны перебивать, заговарить с гостями пока их не спросят. Сегодня многие педагоги полагают, что это мешает развитию ребенка как личности, что он имеет в разговоре те же права, что и взрослый. Это можно принять, если ребенок, даже маленький, общается на правах взрослого. Но если он канючит", плачет, пытается манипулировать, то это очень раздражает. Поэтому родителям стоит ограничить - не столько свободу ребенка, сколько свою - занимаясь собственным чадом так, чтобы оно не было в тягость окружающим.

    Все это касается и тех моментов, когда родители вместе со своим малышом посещают рестораны, кафе, музеи, пользуются общественным транспортом. Умение занять свое дитя так, чтобы он чувствовал себя хорошо и при этом не докучал остальным, - это и есть хороший тон, в отличие от попыток объяснить: "Это ж ребенок, что я могу с ним сделать".

    Стоит ли делать замечания чужому ребенку? Нет! Если вам совсем невтерпеж, то замечание в очень вежливой форме можно сделать родителям ребенка. Но при этом вы должны помнить и о том, что делать замечание не является хорошим тоном.

    И главное, не забывайте про то, что ребенок в первую очередь видит и повторяет поведение своих родителей. Не забывайте про золотые слова "Спасибо", "Пожалуйста" и будьте вежливы!

    В любом обществе, будь то коллектив профессионалов, молодежная тусовка, или семья, существуют определенные правила поведения, они же правила этикета, или правила хорошего тона. Сформировались они еще в древние времена, и в процессе эволюции совершенствовались и видоизменялись. Они не имеют никаких формальных подкреплений, но существуют для того, чтобы люди лучше понимали друг друга, и не допускали неприятных ситуаций. В современном обществе нет четких границ, разделяющих правила поведения различных групп людей, и существует ряд общих правил поведения, касающихся любого общества.

    Слово этикет впервые употребил король Франции Людовик XIV, раздав своим гостям карточки – «этикетки», в которых были изложены правила, как следует держаться.

    К сожалению, многие люди не знают всех правил хорошего тона, и совершают множество ошибок в поведении. Далее будут изложены некоторые из малоизвестных правил поведения, о существовании которых было бы полезно узнать каждому из нас.

    1. Не наносите визит без предупреждения.

    Мало приятного, когда в личное пространство врывается случайный гость. Вы можете застать человека врасплох, что вам самим доставит мало удовольствия. В этот момент человек может ходить по дому в халате и бигудях, или планировать часовую ванну с пузырьками, и будет совершенно прав, ведь он вас совсем не ждал.

    2. Домашняя одежда должна быть такой же опрятной, как выходная.

    Многие люди считают, что дома можно носить что попало. Если вы ожидаете гостей, не стоит встречать их в халате или растянутых «трениках». Да и в общем, халат нужен для того, чтобы посетить ванную, а пижама – для сна.

    3. Перебор с украшениями – дурной тон.

    По международным правилам этикета гардероба, считается, что нельзя надевать одновременно более 13 предметов украшений, включая ювелирное декорирование одежды. В давние времена считалось, что дорогие украшения могли надевать только замужние женщины на вечерние выходы, однако сейчас допустимо надевать драгоценности и молодым девушкам, даже днем. Но все же, неизменным остается правило, что дорогие украшения обычно надевают вечернее время суток, и молодым девушкам не стоит надевать слишком крупные и дорогие изделия.

    4. Женщина должна снимать шапку в помещении.

    К сожалению, многие русские женщины очень любят нарушать это правило. Шапка не считается декорированной частью гардероба, в отличие от шляпки, и не стоит путать эти разные вещи. Когда-то, шляпка считалась частью женской прически, поскольку крепилась к волосам с помощью шпилек, и по сей день женщина может оставаться в помещении в шляпе, но не в шапке.

    5. Проходить к своим местам в театре, кино, нужно только лицом к уже сидящим.

    Неприлично пробираться сквозь ряды задней частью тела. Первым проходит мужчина, женщина следует за ним. Если женщина пришла в шляпе, она может оставаться в ней, но только если она не мешает сидящим позади. В таком случае шляпу лучше снять.

    6. Женщина всегда носит свою сумочку сама.

    Мужчина может только в случае необходимости, подержать ее какое-то время. Так же и с женской верхней одеждой – мужчина может взять женское пальто только для того, чтобы донести его до гардероба, либо помочь женщине надеть его.

    7. Мужчина первым входит в лифт.

    Выходит первым тот, кто стоит ближе к выходу. Спускаясь по лестнице, мужчина идет впереди, поднимаясь – позади женщины.

    8. В ресторане не всегда платит мужчина.

    Все зависит от формулировки приглашения. Если женщина приглашает мужчину в ресторан, сопровождая это фразой: «я приглашаю вас», то платит она. Если сопровождает фразой: «давайте сходим в ресторан», то каждый платит сам за себя, если мужчина сам не предложит заплатить за обоих.

    9. Находясь в ресторане, сумку не принято ставить на стул или на колени.

    В некоторых ресторанах предусмотрены специальные места, предназначенные для сумок. Если таковых не имеется, то небольшую сумочку положите на стол, а большую повесьте на спинку стула. Портфель или чемодан можно поставить на пол.

    10. Не использовать целлофановые и фирменные пакеты из бутиков в качестве сумки.

    Это крохоборство и отсутствие стиля. Данные пакеты служат вам только по дороге из магазина или бутика, и далее больше не используются в качестве сумки.

    11. Не сушите зон в распахнутом виде в гостях или в офисе.

    Лучше сложить его и повесить в подходящее место, либо поместить в специальную подставку, если таковая предусмотрена в помещении.

    12. В автомобиле женщина садится на заднее сиденье автомобиля.

    Если мужчина сопровождающий, то он занимает место рядом с вами, если водитель – все равно предпочтительнее будет сесть позади него. Но какое бы место ни занимал мужчина, по прибытию на место он должен помочь женщине выйти из машины, открыв дверцу и подав руку. В наше время не все мужчины придерживаются этого правила, пользуясь девизом женщин – феминисток: «В бизнесе все равны ». На самом деле, правила этикета между мужчинами и женщинами в сфере бизнеса никто не отменял.

    13. Неприлично «тыкать» малознакомым людям.

    Неприятно слышать, когда «тыкают» обслуживающему персоналу, или панибратствуют в коллективе. Неважно, какая разница в возрасте, и какое положение в обществе по – отношению к вам занимает человек. Если собеседник достиг 12 лет, к нему полагается обращаться на «вы». Исключение составляют родственники и близкие друзья, но даже с ними, в присутствии других коллег, все же, лучше соблюдать официальные обращения. Если к вам упорно обращается на «ты» малознакомый человек, переспросите: «Извините, вы обращаетесь ко мне?». Если собеседник не понял вас, то вполне уместно будет сообщить ему, что вы еще не переходили на «ты».

    14. Прежде чем войти в личную комнату ребенка, нужно постучать в дверь.

    Личная комната, это личное пространство, даже если это комната семилетнего ребенка. Тем самым, вы приучите и его проявлять уважение к чужому личному пространству.

    15. Неприлично обсуждать людей в их отсутствие.

    Это не придает вам никакой привлекательности, к тому же, может привлечь за собой множество проблем. Особенно некрасиво говорить плохо о близких людях, обсуждать мужей, жен, и поносить родную страну. Ведь ваши близкие – это ваш личный выбор, ваше отражение, а к стране, в которой вы живете, вы непосредственно относитесь сами.

    16. Если вы сидите на диете, оставьте это в тайне.

    К сожалению, наши барышни совсем не знают этого правила. Это тоже самое, что жаловаться на то, что вы несовершенны. Тем более, не стоит по этой причине отказываться от угощений, приготовленных гостеприимной хозяйкой. Попробуйте, и похвалите угощения, при этом не обязательно нарушать свою диету и съедать все, что вам предлагают. Так же можно поступить с алкоголем – вовсе не обязательно отказываться и озвучивать причину. Вы можете попросить белого сухого вина, и немного пригубить его, что называется, «за компанию».

    17. Темы, которые лучше обходить стороной на светской беседе:

    Политика и религия - в наше время каждый человек имеет право на собственное личное мнение по данным темам, и их обсуждение может привести к конфликтам и личным оскорблениям. Здоровье – это очень личное, и некрасиво выставлять напоказ собственные, или не дай бог, чужие недуги. Деньги – первое и второе вместе взятое. Например, неприлично будет задать вопрос: «Какое красивое платье! Сколько вы заплатили за него?». В таком случае, можно сказать, что это подарок. Если собеседник настаивает, прямо скажите, что не хотите это обсуждать.

    18. Список некоторых вещей, которые лучше держать втайне:

    Возраст, благосостояние, вероисповедание, состояние здоровья, личные любовные связи, семейные проблемы, подарки, почетные достижения, и бесчестные поступки. Эти темы можно воспринимать как дополнение к темам – табу из предыдущего пункта.

    А также, предлагаем вашему вниманию дополнительный список «банальных» правил поведения для современной молодежи, несоблюдение которых приносят дискомфорт окружающим.

    1. Не шуметь на улице и в квартире после 23 часов.

    Часто можно услышать посреди ночи под окнами громкий смех, музыку из автомобиля, молодежные тусовки «под гитару», или ссоры и драки вполне себе взрослых и адекватных людей. Тоже самое касается и собственного дома. Подобные действия нарушают покой проживающих по - соседству людей, и, кстати говоря, за подобные шалости можно получить административное наказание.

    2. Не слушать музыку через динамик телефона в общественных местах.

    Это ваша музыка, и она может не нравиться окружающим. Если хотите послушать любимую музыку в общественном месте, используйте для этого наушники.

    3. Не разговаривать громко в кинотеатрах, и других подобных местах.

    Кинотеатры предполагают общественный просмотр, а значит, каждый сидящий в зале, так же как и вы заплатил за билет, и имеет одинаковое право видеть и слышать то, что доносится с экрана без помех, и получать от этого удовольствие.

    4. Проявлять уважение к старости.

    Современная молодежь пренебрежительно относится к людям пожилого возраста. Да, в силу возраста они становятся немного странными, но это не повод испытывать чувство превосходства и насмешки. Такими их сделала жизнь, вдвое или втрое длиннее той, которую успели прожить вы сами. На самом деле, они очень интересные люди, которым есть что рассказать. Хорошим тоном будет уступать пожилым людям сидячее место и оберегать от лишних физических нагрузок, а также не отказывать им в беседе.

    5. Для молодых девушек: не перегибать палку с желанием выглядеть эффектно.

    Очень нелепо смотрится яркий макияж на лице молодой девушки – подростка. Также нелепо смотрится одежда не по возрасту или не по сезону, и дорогой «взрослый» парфюм. Весь этот арсенал ничуть не красит молодую девушку, а скорее наоборот. Всему свое время и место, и это тоже одно из золотых правил хорошего тона.

    6. Исключить нецензурную речь в общественных местах.

    Нецензурная речь считается неприличной, хамской, грубой, и соответственно, употребление ее в общественных местах является дурным тоном. В идеале, лучше вообще исключить ее из своего лексикона.

    7. Избавиться от привычки опаздывать к назначенному времени.

    У некоторых людей, действительно, это входит в привычку. Они опаздывают всегда и везде. Это считается неприличным, поскольку показывает отсутствие вашего уважения и интереса к намеченному мероприятию, или человеку, ожидающему вас. Можно быть очень хорошим профессионалом в какой-либо области, но из-за привычки опаздывать можно никогда не найти хорошую работу.

    8. Проявлять правила поведения в кафе, ресторанах, и за общим столом.

    Находясь в гостях, или в любом другом общественном месте, нужно использовать правила гигиены в туалетных комнатах. Если вам необходимо вымыть руки – спросить у хозяина квартиры, каким полотенцем можно воспользоваться. Находясь за общим столом, принимать пищу аккуратно. Не раскладывать по столу отходы пищи, пользоваться личными приборами и салфетками, не опускать их в общие блюда, не пить «из горла» напитки в бутылках и графинах, не садиться за стол в верхней одежде. Это допустимо только в узком кругу семьи, где ни у кого из присутствующих это не вызовет чувство брезгливости.

    9. Не разбрасывать мусор и использованные жвачки на улице.

    Также, все мы любим отдых на свежем воздухе, прогулки, особенно отдых на природе с шашлыками и костром. Чистоплотность нужно соблюдать даже на улице, стараться не оставлять после себя мусор, и в целом, относиться бережно к окружающей среде. Птицы находят использованные жевательные резинки на улице, и у них забиваются дыхательные пути при попытках их съесть. Они погибают.

    10. Если вы мужчина, проявляйте учтивость к женщинам, даже незнакомым.

    Если девушка несет тяжелую сумку, предложите ей свою помощь. Подайте руку при выходе из транспорта, пропустите вперед в дверях.

    11. В дверях принято вначале пропускать выходящих.

    Это касается всех, и мужчин, и женщин, и детей. В любом столкновении встречных потоков вначале проходят выходящие.

    Многие из этих правил, действительно, кажутся банальными, но, тем не менее, мы очень часто забываем о них. Представьте себе, насколько изменилось бы наше общество, если бы каждый из нас соблюдал правила хорошего тона. Было бы намного меньше конфликтов, и даже нежелательных жизненных поворотов. К сожалению, весь мир не изменить, но себя можно изменить всегда. А в какую сторону будут эти перемены, во многом зависит от такой мелочи, как умение правильно себя подать.