В п зинченко психология. Владимир Петрович Зинченко: биография. Основные научные труды

Уровень притязаний личности

С самооценкой личности тесно связан уровень его притязаний.

Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Опросник заполняется испытуемым после завершения одного из этапов какой-либо продуктивной деятельности (учебной, спортивной, производственной и т. п.). Предполагается, что после ответов на вопросы теста В. К. Гербачев-ского испытуемый продолжает работать над завершением учебного или производственного задания. Время на выполнение задания не лимитировано. Задание не обязательно должно быть выполнено в один день, на одном занятии. В зависимости от конкретных учебных или производственных целей задание может выполняться на протяжении нескольких дней (с перерывами) или даже недель.

Инструкция по заполнению опросника В. Гербачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания, когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием – +3; если просто согласны – +2; если скорее согласны, чем не согласны – +1; если вы совершенно не согласны____________________ 3; если просто не согласны____________________ 2: если скорее не согласны, чем согласны -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте – 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник В. Гербачевского

Анализ и интерпретация данных исследования

Проблемные ситуации, возникающие в процессе ответов на высказывания опросника, приводят к актуализации потребностей, среди которых выделяются познавательные, социальные, потребности самосознания, повышения самоуважения и т. п. На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозируемые оценки развития личностных качеств.

По результатам тестирования определяется мотивационная структура личности испытуемого. В этой структуре различают 15 компонентов. По каждому из этих компонентов подсчитывается сумма баллов с помощью ключа (табл. 4) и правил перевода ответов испытуемого в баллы (табл. 5).

Таблица 4

Ключ к компонентам мотивационной структуры личности

Примечание. Баллы с номерами высказываний, отмеченных звездочками (*), подсчитываются по правилам обратного перевода (табл. 5).

Таблица 5

Правила прямого и обратного перевода ответов в баллы

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре блока (группы).

В первую группу входят 6 компонентов, представляющих собой ядро мотивационной структуры личности. К ним относятся следующие.

Компоненпг 1 – енупгренний мотие. Выражает увлеченность заданием, выявляет те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность.

Компонент 2 – познаеательный мотие. Характеризует субъекта как проявляющего интерес к результатам своей деятельности.

Компонент 3 – мотие избегания. Свидетельствует о боязни показать низкий результат и вытекающие из этого последствия.

Компонент 4 – состязательный мотие. Показывает, насколько субъект придает значение высоким результатам в деятельности других субъектов.

Компонент 5 – мотие к смене текущей деятельности. Раскрывает переживаемые субъектом тенденции к прекращению работы, которой он занят в данный момент.

Компонент 6 – мотив самоуважения. Выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Перечисленные выше компоненты, составляющие ядро мотивационной сферы личности, выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности.

Вторую группу образуют компоненты, связанные с достижением достаточно трудных целей. Они относятся к текущим делам.

Компонент 7 – придание личностной значимости результатам деятельности.

Компонент 8 – уровень сложности задания.

Компонент 9 – проявление волевого усилия. Выражает оценку степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием.

Компонент 10 – оценка уровня достигнутых результатов. Соотносится с возможностями субъекта в определенном виде деятельности.

Компонент 11 – оценка своего потенциала.

В третью группу компонентов входят составляющие прогнозных оценок деятельности субъекта.

Компонент 12 – намеченный уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности.

Компонент 13 – ожидаемый уровень результатов деятельности.

Четвертая группа компонентов отражает причинные факторы соответствующей деятельности. В нее входят два компонента:

Компонент 14 – закономерность результатов. Выражает понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей.

Компонент 15 – инициативность. Выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач.

Перечисленные компоненты представляют собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. Ранее было сказано, что центральным звеном в этой структуре являются мотивационные компоненты, а среди них компонент самоуважения адекватно выражает экспериментальную оценку уровня притязаний личности.

Оценки каждого компонента мотивационной структуры личности позволяют построить индивидуальный профиль испытуемого, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.

Компонент самоуважения, адекватный экспериментальной оценке уровня притязаний, формируется на основе трех высказываний:

12. Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти.

21. Я хочу ставить все более и более трудные цели.

30. Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть.

Суммарное количество баллов, которое испытуемый может набрать по данным высказываниям, составляет от 3 до 21.

Хотя нормативных данных для опросника не существует (каждый индивидуальный результат по соответствующим компонентам устанавливается в сравнении с другими компонентами индивидуального личностного профиля испытуемого), можно воспользоваться следующими экспериментальными показателями уровня притязаний:

Низкий уровень: 3–9 баллов;

Средний уровень: 10–16 баллов;

Высокий уровень: 17–21 балл.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Передача психических состояний от личности к личности В процессе взаимодействия родители и подростки неразрывно связаны друг с другом. Они проявляют себя в совместном общем эмоциональном поле, в котором прежде всего видны их психические состояния. К ним относятся

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Направленность личности. субъективные отношения личности. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

49. Значение соотношения притязаний и самооценки при формировании личности ребенка Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И. П.

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 5. Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Самооценка и уровень притязаний Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и

Из книги Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности автора Леонтьев Дмитрий Борисович

Исследование уровня притязаний Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру (подробнее см. Леонтьев Д.А., 1989 а). Это качество

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Уровень притязаний и самооценка Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Чем труднее цель, которую вы перед собой ставите, тем выше ваш уровень притязаний.Уровень притязаний, свойственный

Из книги Мне нужна твоя любовь – а так ли это? автора Кейти Байрон

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

Из книги автора

2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение В ходе последующего развития психологии анализ самоутверждения личности становится научным, строгим, освобождаясь от всякого рода обыденных представлений и умозрительных высказываний. Принципы

Из книги автора

5 Личности не любят - личности чего-то хотят Когда маски сброшены, люди часто чувствуют обиду и разочарование, - но многие пары выдерживают такое испытание, не распадаются. Партнеры все еще чего-то хотят друг от друга и думают, что могут получить желаемое. Многие

Разрабатывая проблемы «Я»-концепции, психологи открывали новые возможности для анализа человеческого поведения. Если «Я»-концепция - информационная модель, регулирующая поведение, то она не является таким же «свойством» тела, как цвет волос или объем легких. Позволительно представить и другие модели, соотносимые с ней. Это самые разные модификации «Я» от реального к идеальному:
- «наличное» «Я» (каким я себя вижу сейчас);
- динамическое «Я» (каким я посильно стремлюсь стать);
- возможное «Я» (каким я могу, а может быть, и имею несчастье стать);
- идеализированное «Я» (каким приятно себя видеть);
- фантастическое «Я» (верх возможного) .

Чем идеальнее представление о «Я», тем менее оно реалистично, тем труднее его достигнуть. Но соотнесение улучшенного и реального «Я» задает вектор поведения для личности. Личность не просто реагирует на наличные потребности, но и выстраивает свое поведение с учетом возможного своего совершенствования, равно как и опасности стать хуже.

Такой подход получил реализацию в исследованиях школы К. Левина. Левин принадлежал к когорте гештальтпсихологов (от нем. Gestalt - образ), которые исходили из того, что при восприятии человеком окружающих явлений в его психике сперва создаются целостные образы, а затем уже в рамках этих образов уточняются отдельные детали. Познание целого предшествует познанию его частей. Поэтому и «Я»-концепцию гештальтисты готовы были интерпретировать как целостный «Я» -образ (или целостную их совокупность). По аналогии с физической картиной Левин объяснял действия человека тем, что его психическая деятельность реализуется в поле взаимодействия внутренних тенденций, имеющих разную силу. Внешние и внутренние условия создают именно эту, а не другую конфигурацию сил (одно очень важно, другое - меньше, причем именно в данном состоянии поля). Возникшая «разность потенциалов» и определяет «траекторию» психического движения, обеспечивает разрешение существующего ситуационного конфликта.

Прост и убедителен эксперимент, который провел Ф. Хоппе - ученик . Испытуемым предлагали набор карточек, на которых были поставлены различные цифры, и сообщали: номер карточки означает степень сложности задачи, написанной на обратной стороне. Испытуемый может брать любую карточку. При правильном ответе учитываются баллы, помеченные на карточке, при неудаче ставится нуль. После ответа на первое задание экспериментатор сообщает испытуемому, правильно или нет решена задача, и испытуемый сможет выбрать следующую карточку, подумать, сообщить результаты рассуждений экспериментатору, узнать его реакцию и т. д. Но можно будет по очереди взять лишь несколько карточек. Испытуемый находится в конфликтном положении: больше шансов решить легкую задачу, но за нее не получишь много баллов. Личность стоит на перепутье двух стратегий: стремления к успеху и избегания неудачи. Нормальным поведением считается такое: при правильном решении человек берет более сложную задачу, при неправильном - задачу попроще. Но оказалось, что есть немало людей, которые странно «последовательны» в своем выборе: одни и при успехе берут задачу полегче, другие и при неудаче выбирают более трудное задание.

Сложность выбранного задания Хоппе назвал уровнем притязания испытуемого. Если человек при неудачном решении брал задание легче, то это можно было объяснить изменениями в актуальном психическом поле. Но как объяснить упорство при сохранении стратегии вне зависимости от успешности-неуспешности? Была выдвинута идея о наличии реальной и идеальной целях. Личность ориентируется не только на решение непосредственной задачи (реальная цель), но и на утверждение себя в целом (идеальная цель). Если человек оценивает себя как неспособного к решению сложных задач, то и при успешном результате берет следующее задание проще: и здесь налицо заниженный уровень притязаний. Иная картина складывается у тех, кто внешне самоуверен, но бессознательно боится не справиться с заданием, тогда даже при неудаче выбирается еще более сложный вариант. Если произойдет неудача вновь, можно сказать себе: зато я пытался играть по крупному, а не размениваться по мелочам.

Нормальное развитие личности связано с пониманием различия реальной и идеальной цели (так считал К. Левин). Правильная реакция на конкретные результаты своей деятельности помогает избегать ситуации, когда идеальная цель как бы отменяет реальную. Самонадеянная личность «обречена» на успех в том смысле, что любой реальный результат готова истолковывать в свою пользу. Но шансы на объективный успех от этого только снижаются.

Особенно ярко внутренний конфликт проявляется у талантливых людей с завышенным уровнем притязаний. Любой свой успех они приписывают себе, а неуспех - обстоятельствам, последовательно губя свое дарование.

Классическим примером тому служит история скрипача Ефимова, с которой начинается повесть Ф. М. Достоевского«Неточка Незванова». Ефимов был посредственным кларнетистом в домашнем оркестре одного помещика. Познакомившись с одним итальянским музыкантом, Ефимов стал учиться у него игре на скрипке, проявив при этом незаурядные способности. Помещик, узнав об этом, дал Ефимову 300 рублей (по тем временам очень большие деньги), чтобы тот ехал учиться в Петербург. Промотав деньги по трактирам, Ефимов стал играть в провинциальных оркестрах и, наконец, окончательно опустившись, оказался в Петербурге. Там Ефимов познакомился с начинающим скрипачом Б„ у которого и стал жить на положении приживальщика.

«Но, - рассказывал Б., - я не мог не удивляться странной натуре моего товарища. Передо мной совершалась въявь отчаянная, лихорадочная борьба судорожно напряженной воли и внутреннего бессилия. Несчастный целые семь лет до того удовлетворялся одними мечтами о будущей славе своей, что даже не заметил, как потерял самое первоначальное в нашем искусстве, как утратил даже самый первоначальный механизм дела. А между тем в его беспорядочном воображении поминутно создавались самые колоссальные планы для будущего. Мало того, что он хотел быть первоклассным гением, одним из первых скрипачей в мире; мало того, что он уже почитал себя таким гением, - он, сверх того, думал еще сделаться композитором, не зная ничего о контрапункте. Но всего более изумляло меня, - прибавлял Б., - то, что в этом человеке, при его полном бессилии, при самых ничтожных познаниях в технике искусства, - было такое глубокое, такое ясное и, можно сказать, инстинктивное понимание искусства... Однажды Б. заметил ему самым кротким образом, что не худобы ему было не слишком пренебрегать своей скрипкой, чтобы не отучить от себя своего инструмента; тогда Ефимов совсем рассердился и объявил, что он нарочно не дотронется никогда до своей скрипки, как будто воображая, что кто-нибудь будет упрашивать его о том на коленях. Другой раз Б. понадобился товарищу, чтоб играть на одной вечеринке, и он пригласил Ефимова. Это приглашение привело Ефимова в ярость, он с запальчивостью объявил, что он не уличный скрипач и не будет так подл, как Б., чтоб унижать благородное искусство, играя перед подлыми ремесленниками, которые ничего не поймут в его игре и таланте» .

У. Джемсу принадлежит оригинальная формула человеческого самоуважения:
Самоуважение = Успех / Ожидание

Допустим, два студента получили на экзамене по «четверке», но первый рассчитывал на «пятерку», а второй - на тройку. «Дробь» самоуважения у них будет различной: первый будет недоволен (4/5), а второй - в восторге (4/3).

Эффект уровня притязаний в свете теории «Я» дает этому объяснение. Уровень притязаний отражает внутриличностный конфликт между двумя тенденциями: стремлением к успеху и избеганием неудачи.

Каждый конкретный результат ситуативен. Но отношение личности к нему не ситуативно. Формируется генерализованная оценка сделанного. Снизив уровень притязаний после неудачи, человек получает возможность реалистично посмотреть и на свою идеальную цель. Стремиться к ней следует через реальную работу. Тогда любое продвижение, любой успех будут укреплять то, что называется потребностью достижения. Пушкину принадлежат такие слова: «Несчастья - хорошая школа, но счастье - лучший университет». Хоппе писал: «Изменения уровня притязаний становятся полностью понятными, только когда мы обращаемся к крупным, всеохватывающим личностным целям, которые выходят за пределы заданий. Они относятся к самосознанию испытуемого, которое, в противоположность уровню притязаний, относящемуся к отдельному действию, называется «уровнем "Я" испытуемого» .

Конфликт между наличным и потребным в конкретном случае выступает как источник формирования у личности уровня притязаний. А тот в свою очередь связан с самооценкой личности, с «разностью потенциалов» между наличным «Я» и перспективным (возможным, идеализированным) «Я». Неспособность «Я» к самоусовершенствованию мучительна, поэтому в такой ситуации включается действие защитных механизмов. Но реальные успехи от этого не увеличиваются. Готовность личности к росту и облагораживанию «Я» с помощью подвижного уровня притязаний реализуется через деятельный и реалистический переход от одной самооценки к другой в соответствии с действительными успехами.

Как гласит мудрость, желающий сделать ищет возможности, а нежелающий - объяснение.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуального уровня притязаний личности.

2. Исследование особенностей динамики уровня притязаний личности.

Понятие уровня притязаний личности

Первым, кто серьезно исследовал уровень притязаний, был американский психолог Ф. Хоппе. Он трактовал уровень притязаний как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта 1 . Поводом же для выделения понятия «уровень притязаний» явился феномен, обнаруженный американским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуемым недостижимые или труднодостижимые цели, констатировала, что индивид намечает «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам» 2 .

Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я-образа).

Уровень притязаний характеризуют:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2) выбор субъектом цели очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки (уровень Я ) 3 .

Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченной цели или превышает ее, действие рассматривается как успех, если исполнение не достигает цели – расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным -в зависимости от уровня притязаний настоящего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.

Если человек снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

Люди, обладающие адекватным уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении целей, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижений успехов в различных видах деятельности.

Согласно теории мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, разработанной американскими учеными Д. МакКлелландом и Д. Аткинсоном, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей.

Люди, мотивированные на избегание неудачи, ведут себя совер-шенно иначе. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуве-ренность в себе, не верит в возможности добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Те, кто ориентируются на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивать самих себя (выявляется адекватный уровень притязаний). Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к неадекватным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.д.

Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межлич-ностных отношениях. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.

Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration ) -- стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью.

Уровень притязаний личности., который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (например, в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.), называется частным. В основе такого уровня притязаний личности. лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний личности может носить более общий характер, то есть относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого уровня притязаний личности лежит целостная оценка себя как личности.

Понятие уровень притязаний личности. было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что уровень притязаний личности в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных.

Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний личности может стать источником аффекта неадекватности. При воспитании детей важно учитывать особенности уровень притязаний личности, так как его соответствие возможностям ребенка -- одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Первый экспериментальный анализ явления притязаний был сделан представителем школы К.Левина Ф. Хоппе. Схема эксперимента, которую применил Ф. Хоппе, стала впоследствии традиционной. Сущность ее заключается в том, что задания, на выполнении которых строится эксперимент, ранжируются по трудности. Уровень притязаний выводится из поведения испытуемого при выборе им заданий различной трудности.

Из классических определений понятия уровня притязаний можно привести определения Ф. Хоппе и Дж. Френка. Первый из них определил уровень притязаний как "совокупность с каждым выполнением сдвигающихся, то неопределенных, то более точных ожиданий, постановок целей или притязаний к выполнению предстоящего испытуемому действия". Определение Френка можно сформулировать так: "Уровень притязаний есть уровень трудности задания, который индивид, зная уровень своего прошлого выполнения, определенно обязуется достигнуть". Кроме этих определений, связывающих уровень притязаний с выбором абсолютного уровня цели, существует тенденция понимать уровень притязаний "скорее как относительно определяемую цель, как изменение в цели, связанное с достигнутым уровнем выполнения". Иными словами, предлагается оценивать уровень притязаний не по величине выбранного уровня трудности, а по целевому расхождению, которое находится как разность между выбранным уровнем трудности и результатом предыдущего выполнения. Наконец, некоторые исследователи определяют понятие уровня притязаний через самооценку. Например, В. Гошек пишет, что "уровень притязаний можно понимать как самооценку, косвенно выраженную посредством требований качества и количества собственной деятельности".

Первые работы Ф. Хоппе и Т. Дембо пробудили интерес к этой области исследования и послужили началом целой серии экспериментов, посвященных изучению факторов, влияющих на уровень притязаний. Исследовались: влияние успеха и неудачи в одной сфере на уровень притязаний в другой; онтогенез опыта успеха и неудачи, начиная с шестимесячного возраста; влияние уровня выполнения в одной задаче на уровень притязаний в другой и т. д. Обобщая полученные результаты, К. Левин писал, что в уровне притязаний имеются явно выраженные и глубоко индивидуальные различия: "Отношение между уровнем притязаний и уровнем выполнения широко различается среди индивидуумов и, по-видимому, представляет надежную и общую личностную черту". Он полагал, что высота уровня притязаний является результатом тенденций (а) поддерживать уровень притязаний столь высоким, насколько это возможно, (б) избегать неудачи, (в) держать уровень притязаний в тесной связи с реалистической оценкой будущего выполнения.

Следующий шаг в развитии теоретических представлений об уровне притязаний был сделан в результате работ Мак-Клелланда и Аткинсона в области мотивации достижения. В теории Аткинсона в модель выбора, кроме ситуационных переменных, таких, как субъективная вероятность успеха или неудачи и побуждающей ценности успеха или неудачи, вводятся личностные переменные -- мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Величина и соотношение между этими мотивами во многом определяют поведение индивида в ситуации выбора, в том числе и при выборе цели деятельности.

Введение Н. Физером в модель Аткинсона понятия внешней мотивации и признание влияния еще целого ряда ситуационных переменных на установление уровня цели в ситуации выбора дополняют формирование теоретических представлений об уровне притязаний.

Детерминанты уровня притязаний это то, что определяет поведение индивида при установлении или изменении уровня притязаний, факторы оказывающие влияние на установление цели, склонность к риску. Были исследованы различные по своей природе и происхождению детерминанты, как ситуационные, так и личностные.

1. Влияние мотивации достижения. Субъекты с высокой общей мотивацией достижения и с преобладанием мотива достижения успеха имеют умеренно высокий уровень притязаний, предпочитают средний риск, особенно в деятельности, требующей умения. Лица с преобладанием мотива избегать неудачу, с высокой тревогой предпочитают крайние значения уровня притязаний, очень большой или малый риск при выполнении заданий. Эти представления о влиянии мотивации достижения на уровень притязаний укладываются в так называемую аткинсоновскую модель риска.

2. Влияние других мотивов. Впервые влияние других мотивов на поведение испытуемого в ситуации выбора описал Н. Физер. В дальнейшем это неоднократно экспериментально подтверждалось. Например, Д. Мак-Клелланд и Р. Уотсон установили, что преобладание потребности во власти мотивирует субъектов на выбор высоких уровней трудности, идти на более крайний риск, в то время как субъекты с высокой потребностью в присоединении имеют склонность в присутствии других идти на слабый риск.

3. Влияние предыдущего выполнения. Считается типичным некоторое повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи в других или предыдущих задачах.

4. Влияние уровня реальности задачи. Уровень притязаний слегка повышается, если установление цели делается на нереальной основе (цель является "желаемой", а не "ожидаемой").

5. Влияние конфликта между связанными с задачей и социальными стандартами превосходства. Этот конфликт может выражаться в так называемых "расщепленных" уровнях притязаний, т. е. в низком установлении объективных целей по сравнению с более высокими, хранимыми про себя.

6. Влияние значимости задания (величины Я-вовлечения). Уровень притязаний увеличивается, если задание имеет большую ценность для субъекта по сравнению с предыдущими. Изучая вопрос о зависимости уровня притязаний от степени Я-вовлечения и мотивации достижения, Р. Холт (1946) в статье "Уровень притязаний: амбиция или защита?" высказал и экспериментально подтвердил три положения: а) когда Я-вовлечение является минимальным, уровни притязаний имеют небольшое мотивационное значение, будучи преимущественно рациональным приспособлением; б) когда Я-вовлечение явно имеется, но на низких интенсивностях, уровни притязаний имеют небольшое защитное значение, но отражают определенную степень мотивации; в) когда же Я-вовлечение превышает некоторый предел, защитные соображения становятся первостепенными и уровень притязаний более сложно детерминированным; корреляция между притязаниями и достижениями (не связанными со способностями) в этом случае падает до нуля.

Таким образом, можно сказать, что на установление уровня притязаний, кроме основной оценочной диспозиции, влияет целый ряд личностных и ситуационных переменных. Перечень описанных факторов, безусловно, является неполным и может быть дополнен другими.

Уровень притязаний можно определить как степень трудности цели, к которой стремится данный человек. Научится ли человек той или иной деятельности или нет -- это во многом зависит от того, пытается ли он ее осуществить или не пытается. Поэтому факторы, определяющие уровень притязаний, имеют первостепенное значение для научения.

Уровень притязаний индивида отчасти определяется уровнем его способностей, проявляющимся в его прошлых и настоящих успехах и неудачах, а отчасти -- определенными групповыми стандартами. Как правило, переживание успеха и неудачи возникает лишь в относительно узкой зоне трудности, близкой к верхней границе способностей данного индивида. Успехи и неудачи оказывают влияние на ожидание результата будущего действия и тем самым повышают или понижают уровень притязаний. Однако уровень притязаний ни в коем случае не определяется одним только этим "рациональным" фактором самим по себе. Ребенок, обладающий способностями более высокими или более низкими, по сравнению со средним уровнем группы может постоянно удерживать чересчур низкий или слишком высокий для своих способностей уровень притязаний. Было показано, что знание своих или чужих групповых стандартов влияет как на уровень реального, так и на уровень желаемого в зависимости от того, в какой степени человек принимает эти групповые стандарты.

Психологический мир, оказывающий влияние на поведение ребенка, расширяется по мере его взросления, как с точки зрения охватываемого им пространства, так и с точки зрения времени.

Несовпадение между привлекательными областями жизненного пространства и пространством свободного передвижения -- один из главных факторов, определяющих уровень притязаний индивида.

В ходе развития обычно расширяется и пространство свободного передвижения, и жизненное пространство в целом. Область доступной растущему ребенку активности расширяется в силу того, что возрастают его способности; кроме того, вполне вероятно, что социальные ограничения при увеличении возраста снимаются.

Быстрее, чем устанавливаются новые (по крайней мере, когда ребенок минует период младенчества). Отдельные события (например, рождение младшего брата или сестры) могут изменить это соотношение на определенное время. Однако даже в те периоды, когда пространство свободного передвижения остается тем же, жизненное пространство обычно увеличивается в размерах и распространяется на новые области, одни из которых доступны ребенку, а другие -- нет. Увеличение размеров жизненного пространства временами происходит постепенно, а временами -- относительно резкими скачками. Последнее характерно для так называемых кризисов развития. Этот процесс продолжается и во взрослом состоянии.

Начиная со столь раннего возраста поведение ребенка в каждом своем аспекте формируется социальной ситуацией. Само собой разумеется, что его мораль, религиозные убеждения и политические ценности определяются тем, что он есть часть общества, в котором живет и на которое реагирует. Если же обратиться к данным культурной антропологии и экспериментальной психологии, то можно, мне кажется, получить подтверждение и того, что социальные влияния пронизывают все действия индивида, даже те, которые на первый взгляд никак с обществом не связаны.

Человеческое поведение представляет собой либо направленное действие, либо эмоциональную реакцию. Как показала экспериментальная психология, целеобразование непосредственно зависит от законов, управляющих уровнем притязаний, в частности, от влияния успеха и неудачи на повышение и снижение уровня притязаний. Эксперименты демонстрируют, что сильное влияние на уровень притязаний оказывают такие социальные факты, как присутствие или отсутствие других людей, соревновательный или несоревновательный характер ситуации. Было также показано, что постановка целей зависит от определенных идеальных целей и представлений, от того, что социологи называют "идеологией" человека. Культурная антропология доказывает, что в разных культурах эти идеологии сильно различаются.

Уровень притязаний играет чрезвычайно важную роль в поведении людей и оказывает влияние на постановку и достижение большинства человеческих целей. Именно с ним связано то парадоксальное обстоятельство, что человек может предпочесть трудные цели более легким.

Переживание успеха и неудачи зависит от соотношения уровня выполнения задания с определенной системой отсчета. Такой системой отсчета может быть уровень притязаний (то есть цель, на достижение которой было направлено данное действие), уровень выполнения предшествующего действия или же групповые стандарты. Индивид будет испытывать чувство успеха, если результат его действия достигает определенного уровня по отношению к ведущей системе отсчета. То, какая именно из систем отсчета окажется ведущей, зависит от целого ряда факторов, один из которых -- тенденция избегать переживания неуспеха.

Общение со сверстниками, сравнение себя с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становится развитие самопознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате на протяжении среднего школьного возраста у подростков складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний. Это порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. Как показывают исследования, неспособность удовлетворить эти притязания, необходимость снижения самооценки ведут к острым аффективным переживаниям, свидетельствующим о значении для детей указанной потребности. Особенно сильно такого рода переживания выражены в среднем школьном возрасте. Исследования показали также, что количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается в ходе возрастного развития ребенка.

Еще одной важной особенностью социальной ситуации развития подростка, накладывающей отпечаток на весь его нравственно-психологический облик, является расхождение между объективным положением школьника и его внутренней позицией.

Уровень сложности целей и задач, которые ставит перед собой человек, в последующем определяет уровень его притязаний. Чем сложнее цель, тем более высоким будет уровень притязаний. Причем не только ситуация определяет этот уровень.

Он так же зависит от натуры самого человека, от того, какие цели он ставит для себя: завышенные или заниженные. Поскольку в этом случае уровень притязаний выступает как характеристика личности человека, силы его характера, это, безусловно, оказывает влияние как на его поведение, так и на отношения с окружающими.

По уровню притязаний все люди делятся на три категории:

  • с адекватным уровнем притязаний;
  • с завышенным уровнем;
  • с заниженным уровнем.

При адекватном уровне притязаний человек выбирает для себя цели, соответствующие его реальным возможностям. Они могут быть как трудными, так и легкими, но такие люди точно знают, что у них есть силы и возможности для реализации задуманного.

Такая оценка себя, своих возможностей и окружающей действительности – оптимальный вариант, поскольку человек может соотносить свои желания и возможности, приводя свою деятельность в гармоничное состояние. А это немаловажно, ведь когда ты четко знаешь что и как делать, тебе хочется реализовать все свои задумки и планы в реальность.

При завышенном уровне притязаний цели, выбираемые индивидом, фактически всегда превосходят его возможности. Однако, ставя такую цель, он не отдает себе в этом отчет, и поэтому, при получении отрицательного результата, виноватыми оказываются все вокруг, только не он.

А еще такие люди зачастую ссылаются на неудачно сложившиеся обстоятельства, так сказать «луна была не в той фазе, поэтому все пошло кувырком».

Критику со стороны окружающих они считают необоснованной и несправедливой, а оценку со стороны – необъективной, поэтому все воспринимают в штыки, что приводит к множеству мелких и крупных конфликтов.

При заниженном уровне притязаний цели наоборот гораздо ниже возможностей человека. Это объясняется просто. Заниженный уровень притязаний – результат заниженной самооценки и неуверенности в себе, поэтому, когда такие люди ставят цели они, как бы перестраховываются, чтобы избежать возможных неудач и провалов.

Так, например, ученик, чтобы не уронить себя в глазах учителя, если он не уверен в себе, выберет задание полегче, чтобы точно знать, что может с ним справиться.

Безусловно, огромное влияние на уровень притязаний оказывает адекватность самооценки.

Люди с завышенной самооценкой, естественно, имеют устойчиво завышенный уровень притязаний, с заниженной – заниженный уровень.

Причем для второй категории успехи, достигнутые ими, не являются стимулом для повышения трудности выбираемых целей и путей достижения, а бывают даже такие случаи, что успех расслабляет, и люди начинают выбирать себе еще более простые цели, чтобы сильно не «заморачиваться» над тем, как же её достичь.

Кроме того, уровень притязаний связан с особенностями нервной системы человека и с его реакцией на возникающие в процессе жизни сложности. Слабая нервная система чаще всего порождает повышенный уровень тревожности и, как следствие, паническое состояние при столкновении с ситуациями хоть немного выходящими за рамки обыденности.

Они начинают метаться, подыскивают различные пути решения проблемы, а найдя их, не знают какой бы выбрать и пытаются делать все и сразу, что, в свою очередь, порождает панику и сумбур в голове. Исход дела, конечно же, не идеален.

Если же у человека устойчивая нервная система и он не впадает в панику, столкнувшись с проблемами, а последовательно и систематично их решает, то и результат, безусловно, будет достаточно высоким.

Свойства темперамента тут тоже играют не последнюю роль. У интровертов притязания, естественно выше среднего уровня, а у экстравертов этот уровень соответствует реальности.

И, зная эти моменты, Вы можете легко управлять коллективом или партнерами по бизнесу.