Дети петра 3 и елизаветы воронцовой. Петр III - биография, информация, личная жизнь. Роковой мир с кумиром

Самый большой в дельте Невы остров - его площадь составляет около 11 квадратных километров – возвышается над уровнем воды до 3,5 метров и входит сегодня в состав Санкт-Петербурга. Хотя в начале XVIII века здесь, в заболоченных лесах, изолированных от «большой земли» и постоянно затапливаемых невскими наводнениями, никто не хотел селиться.

Надеясь активизировать строительство на острове, Пётр I дарит большую часть его земель своему сподвижнику, первому генерал-губернатору Петербурга, светлейшему князю Александру Меншикову. Первое каменное здание, построенное в городе, возведено как раз на Васильевском острове - это был дворец Меншикова

С него, по сути, всё и началось, застройке территорий был дан старт.

Северная Венеция, Северный Амстердам

В середине 1710-х Пётр задумал создать островной город по примеру Венеции и некоторых других европейских городов, с сетью улиц-каналов и пересекающих их проспектами.

Архитектор Доменико Трезини в течение нескольких лет (1716, 1718, 1720-е) разрабатывает план-схему улиц Васильевского острова, ставший затем основой для застройки территории.

Правда, от идеи улиц-каналов пришлось отказаться, хотя те уже были вырыты (работы велись в буквальном смысле в лесах и болотах, уже были прорублены просеки): стало понятно, что при реализации проекта во время частых наводнений Нева затопляла бы весь Васильевский остров… Кроме того, в ходе подготовки к строительству выяснилось, что пространства, которые Пётр наметил под каналы, были застроены домами частных лиц. Их пришлось ломать, строить вместо них новые здания. Между тем, для осушки острова от болот уже проложены были другие каналы, не соответствующие плану… В общем, предприятие Петра не осуществилось.

Но память о проекте-мечте (Пётр мечтал о Северной Венеции) жива: каналы превратились в «линии» - застроенные «сухопутные» улицы, которые сохранились по сей день в той же планировке: 1-я линия, 2-я линия, 3-я и т.д. Всего пронумерованных линий – 29.

Кстати, противоположные стороны улицы на Васильевском острове – это разные линии: например, Кадетская линия и 1-я линия – это одна улица, следующая – 2-я и 3-я линии. Так сложилось исторически как раз из-за идеи улиц-каналов: каждая набережная должна была иметь свой номер.

Эти номера остались в названиях современных улиц.

Почему – Васильевский?

Долгое время легенда о происхождении названия острова была единственная и общепринятая. Кратко сформулирована она в словаре Петра Семёнова-Тян-Шанского, изданного в 1870-х годах: «Больший из островов во всей Невской дельте есть Васильевский, называвшийся во время владычества шведов Ирвисари, или «Лосиный остров», и получивший нынешнее название от квартировавшего здесь офицера Василия Корчмина, коему Пётр I посылал приказания с лаконичной подписью «Василию на остров».

Василий Корчмин, якобы давший имя крупнейшему из островов Невы, действительно существовал и командовал артиллерийской батареей, при Петре стоявшей на Стрелке – там, где теперь Ростральные колонны.

Но уже в 1837 году в журнале «Сын Отечества» появилась статья анонимного автора, который утверждал, что Васильев остров назывался так еще в допетровскую эпоху. В документах, которые публиковал тот автор, упоминания о Васильевом острове относятся к 1545 году. Т.е., исходя из этих бумаг, бригадир-поручик Корчмин не имел к названию острова никакого отношения. Напротив, название острова должно было возникнуть не позже эпохи Ивана Грозного.

А в 1851-52 гг. Московское общество истории и древностей Российских опубликовало «Переписную окладную книгу по Новгороду Вотской пятины 7008 (1500) г. (вторая половина). В документе подробно описывается «Васильев остров на устье Невы», из чего совершенно ясно, что название «Васильев» («Васильевский») существовало как минимум два столетия до того, как на этой земле обосновался полумифологический Василий Корчмин.

Скорее всего, Васильевым остров был назван по имени одного из новгородцев-первопоселенцев – другой информации о нем, кроме имени, время до нас не донесло. Предположение же о том, что название возникло в связи с именем кого-либо из посадников Великого Новгорода 70-х годов XV столетия – Василия Ананьина или Василия Казимира (так думали некоторые историки), сегодня тоже представляется неверным. Дело в том, что в последние десятилетия независимого существования Новгорода Васильев остров был волостью «Олферьевской Иванова сына Офонасова». Волость была их, а не кого-либо из новгородских бояр, носивших имя Василий. А в семье бояр Офонасовых, по всей видимости, Васильев остров собственностью был не одно десятилетие…

Между тем, местное население – преимущественно ижорское – сохранило за островом свое древнее название Hirvisaari – Лосиный остров.

Кстати, при Петре Васильевский остров мог быть переименован: некоторое время его официально называли Преображенским – по имени Преображенского полка. Но название не прижилось – возможно, как раз благодаря полюбившейся населению легенде о командире батареи Василии Корчмине. Так что, возможно, именно Корчмин, не являясь действительным «крестным отцом» острова, донес до нас его древнее название.

Последнее о названии. Приставка «святой»

На некоторых картах XVIII столетия остров значится как названный в честь некоего святого Василия (Isle de St.Basile).

Однако чтобы поименовать остров в честь святого, должны быть серьезные основания, – по меньшей мере, на острове должны были остаться следы одноименного храма. Таковых пока не найдено. Кроме того, учитывая традиции русской топонимики, будь остров назван в честь какого-либо святого Василия, в обиходе его именовали бы не Васильевским, а Святовасильевским. Так что составители вышеупомянутых карт, скорее всего, подставили приставку «святой» самовольно, не выяснив предварительно, в честь какого Василия назван остров.

Застройка острова

К 30-м годам XVIII столетия на Васильевском острове были построены первые монументальные здания центра Петербурга: Кунсткамера, Двенадцать коллегий, Старый Гостиный двор и т.д.

В 30-х же годах на Васильевский остров был перемещен Петербургский порт, что способствовало его дальнейшему развитию.

Важнейшим архитектурным ансамблем с начала XIX века стал район Стрелки Васильевского острова – его восточной оконечности:

В результате сотворчества архитекторов Захарова и Т. Де Томона в 1805-1810 годах построено здание Биржи, воздвигнуты Ростральные колонны с гранитной облицовкой, набережные со всеми атрибутами – пандусами, пристанями, лестницами. (Сквер с полукруглой линией подстриженных деревьев по зеленому партеру – также один из символов Петербурга – появится на столетие позже, в 1927-м.)

К началу XIX века на острове сосредоточены почти все научные и учебные заведения города: Петербургская академия наук, Библиотека Академии наук, Академия художеств, Горный институт, Морской кадетский корпус, Петербургский университет.

С «большой землей» - центром города - Васильевский остров соединен Благовещенским и Дворцовым мостами, с Петроградской стороной – Тучковым и Биржевым мостами, с островом Декабристов (бывший остров Голодай) – еще четырьмя мостами.

На Васильевском острове располагаются две станции метро – «Василеостровская» и «Приморская».

http://www.diletant.ru/articles/19405391/

Знаем, что за время своей службы был он и шпионом, и изобретателем, и военачальником, и инженером, и (под конец жизни) предпринимателем, и везде добивался успеха. И имя его «осталось в истории» — это его батарея стояла на Стрелке будущего Васильевского острова в то время, когда начиналось строительство Петербурга, прикрывая строительство от возможной вылазки шведов. И именно к нему, к Василию, тогда ездили «на остров». А потом, постепенно остров и стал Васильевским…

Его отчим И. Сумароков был комнатным стольником царя Алексея Михайловича (да-да, того самого, «Тишайшего»), а его тесть А. Тимофеев был приближенным царевны Софьи. По их протекции Василий Корчмин был приближен ко двору и был стольником царицы Прасковьи Федоровны, жены царя Иоанна Алексеевича, того, что в детстве был «соправителем» вместе с братом Петром, будущим Петром Великим.

В 1691 году Корчмин был принят в «потешные» войска царевича Петра Алексеевича. В «потешных» войсках он служил в бомбардирской роте. Вместе с Петром он поехал в составе Великого Посольства в Западную Европу и обучался в Германии математике и военным наукам. Пройдя обучение за границей, он стал сержантом этой роты, а в начале XVIII века командовал ею.

Корчмин вел инженерно-практические исследования по некоторым разделам химии и баллистики. Изобрел огнемет, использовавшийся Петром во флоте (огнеметные трубы). Петр назначил его главным пиротехником, он организовал в Москве и Петербурге множество праздничных фейерверков («аллегорических феерических театрумов»). В Википедии перечислены многочисленные фейерверки, которые организовал и сделал Василий Корчмин, в начале XVIII века во времена правления Петра Алексеевича их устраивали очень часто и все они — детища Василия Корчмина.

В Москве у него была лаборатория пиротехники, где и изготовлялись ракеты, шутихи и прочие фейерверки. Кстати, сигнальные ракеты, которые сделал Корчмин, широко использовались в армии. А написанное им наставление по применению ракет использовалось в армии весьма долгое время.

Получив военно-инженерное образование в Кенигсберге и Берлине, Корчмин занимался военной фортификацией. В Новгороде — в тот период, когда после Нарвской конфузии город надо было достойно защитить от возможного наступления шведов, в Петербурге — новую столицу надо было защитить от тех же шведов, в Кронштадте — тут шведы даже попытались прорваться к Петербургу, но, напоровшись на пушки только что построенных фортов, вынуждены были отказаться от идеи напасть на новую столицу России. А кроме этого — еще и в Москве, Гельсингфорсе и многих других городах.

По приказу Петра I Василий Дмитриевич занимался проектированием новых водных путей из Волги в Балтику. Созданные им проекты тогда не удалось реализовать из-за бедственного состояния казны и войны со Швецией. Но через несколько десятилетий к ним вернулись и на базе старых проектов были созданы системы шлюзов и каналов, которые назвали Вышневолоцкой водной системой и Мариинской водной системой.

Василий Дмитриевич был и разведчиком. Во время учёбы в Берлине в 1698 году по приказу Петра он выяснил размер жалования немецких военных. В преддверии войны со шведами — разведывал состояние крепостей Нарва и Нотебург (Орешек) и их слабые места. В сентябре 1713 года проводил инженерную разведку укреплений шведской крепости Нейшлот.

Участвовал в боевых действиях Северной войны, воевал под Нарвой, Нотебургом, Ниеншанцем. Принимал участие в битве под Полтавой. В должности генерал-квартирмейстера участвовал в Персидском походе в 1722—1723 годах.

В кормление ему было передано село Вознесенское, расположенное на Неве. На его окраине в 1712 году была расквартирована первая в России понтонно-мостовая рота, всего 36 человек, на вооружении которых были жестяные понтоны (сделанные по образцу голландских). В наше время на берегу Невы стоит поселок Понтонный, один из микрорайонов которого называется Корчмино. Там же протекает речка Корчминка.

Умер в Василий Дмитриевич 1729 году и был похоронен в Петербурге. Причем, поскольку умер он бездетным, после его смерти имения его были возвращены в казну… И лишь много лет спустя императрица Елизавета Петровна вернула их его вдове Ирине Владимировне. Такая вот милость и благодарность.

А на картах остались Васильевский остров, речка Корчминка, Мариинская и Вышневолоцкая водные системы. Впрочем, о последних знают только историки.

(общепринятое сокращение - В. О. ) - самый большой остров в дельте реки Невы. Наибольшая протяжённость: с севера на юг - 4,2 км, с запада на восток - 6,6 км. Площадь - 10,9 км². Возвышается над уровнем воды (ординаром) до 3,5 м. Входит в состав Санкт-Петербурга, занимая основную часть Василеостровского района.

Этимология названия

Существуют несколько версий появления этого названия. Согласно одной из них, оно происходит от искажённого финского названия местности - Васиккасаари , что значит «Телячий остров». Известны также другие финские названия, например Хирвисаари - «Лосиный остров».

По другой версии, появлению названия «Васильевский остров» в начале XVIII века способствовала артиллерийская батарея Василия Корчмина, устроенная на Стрелке острова.

Упомянут как «Васильев остров» в устье Невы в Новгородской писцовой книге 1500 года в списке Никольского Ижерского (Ижорского) погоста.

Известно также письмо от 2 июля 1426 года из Нарвского магистрата властям города Ревеля, где упоминается русский под именем Сава (Sabe) с Васильева острова (Wassilighenholm), что на Неве (in der Nu). При этом со средненижненемецкого слово «wassilighenholm» можно перевести и как «Васильевская горка» , и как .

История увеличения, подсыпки и застройки территории острова

XVIII-XIX века

В 1703-1715 годах территория почти не застраивалась. В 1710-1720 годах построено первое каменное здание Санкт-Петербурга -Меншиковский дворец для князя А. Д. Меншикова, также на Стрелке острова находились ветряные лесопильни. Освоение территории началось в середине 1710-х годов, когда у Петра I возник план создать на острове город, подобный городам Европы - Санкт-Петербург. По проектам, разработанным в 1716, 1718 и в 1720-х годах архитектором Д. Трезини, распланирована сеть параллельных улиц-каналов и пересекающих их проспектов, ставшая основой дальнейшей застройки.

Хотя от идеи улиц-каналов позже отказались, эти улицы по-прежнему называются линиями.

В восточной части острова и вблизи набережной Большой Невы сосредоточились основные жилые и общественные постройки: здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, здание Петербургской Академии наук и другие. С 1737 года входил в Васильевскую часть Санкт-Петербурга, днём рождения Василеостровского района Санкт-Петербурга принято считать 15 сентября 1737 года. В 1730-х годах сюда был перемещён Петербургский порт, что способствовало дальнейшей застройке.

Район Стрелки Васильевского острова с начала XIX века стал важным архитектурным ансамблем. В конце XVIII - начале XIX веков на острове были сосредоточены почти все научные и учебные заведения города: Петербургская Академия наук, Библиотека Академии наук, Академия художеств, Горный институт, Морской кадетский корпус, Петербургский университет.

В 1843-1850 годах был сооружён первый постоянный мост через Большую Неву (Благовещенский мост), связавший Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. Во второй половине XIX - начале XX веков на острове велось активное жилищное строительство, появились новые общественные здания. В южной и северной частях Васильевского острова возник ряд крупных промышленных предприятий (заводы: Трубочный, «Сименс-Гальске», Кабельный, «Сименс-Шуккерт» и другие, крупнейший - Балтийский завод). 16 (29) сентября 1907 года из старейшего в городе Василеостровского трамвайного парка вышли вагоны в первые регулярные рейсы. Сейчас в исторических ангарах расположен Музей электротранспорта.

XX-XXI века

В 1917 году Васильевский остров и соседний остров Голодай (ныне остров Декабристов) вошли в состав Василеостровского района (в 1936-1961 годах часть Васильевского острова к западу от 12-й и 13-й линий образовывала отдельный Свердловский район).

В 1920-х гг. началась реконструкция западной части Васильевского острова.

В 1950-1960 продолжалась застройка района Гавани и реконструкция Большого проспекта Васильевского острова. В конце 1960-х годов началось формирование нового района в западной части Васильевского острова, являющегося морским фасадом Санкт-Петербурга (сооружался на намывных территориях, руководитель проекта архитектор С. И. Евдокимов, позднее - архитекторы В. А. Сохин и В. Н. Соколов), в его составе - Морской вокзал - центр ансамбля площади Морской Славы, Морская набережная, гостиница «Прибалтийская».

Новая застройка формируется вместе с продвижением намывных территорий к западу, в сторону Финского залива, от Наличной улицы, название которой соответствует по смыслу слову «набережная», но которая уже давно не выходит непосредственно к морю. К западу от Наличной ул. формируются новые практически меридиональные опоясывающие магистрали - ул. Кораблестроителей и незавершённая Морская набережная (которая в связи с дальнейшим намывом земель в начале XXI века в рамках проекта «Морской фасад» также утрачивает актуальность своего названия). Западнее последней во втором десятилетии XXI века строится участок трассы Западного скоростного диаметра, который должен соединить кратчайшим путём северный и южный берега Финского залива.

Развивался район устья реки Смоленки с Новосмоленской набережной. На левом берегу возведён ряд интересных многоэтажных жилых зданий на бетонных «ногах» для предотвращения затопления при ежегодных наводнениях, а на правобережье (то есть со стороны острова Декабристов) возведён вдоль реки один из самых длинных домов в Петербурге (Новосмоленская наб., д. 1), оформляющий большой квартал. В этом здании разместился престижный в перестроечные годы Центр фирменной торговли.

Обустройство и градостроительное завершение самого устья Смоленки до сих пор не окончено. В самом устье на существующем небольшом прямоугольном острове, соединённом с берегами четырьмя мостами, планировалось возвести некое величественное, хорошо видное с моря, сооружение - монумент Октябрьской революции с памятником Ленину, но проект остался неосуществлённым.

Теперь этот участок территории уже непосредственно к морю не выходит из-за появления в начале XXI века следующих намывных территорий под проект «Морской фасад», в рамках которого построены причалы для приёма паромов и крупнейших морских круизных лайнеров и будут строиться многоэтажные жилые комплексы. На островке в устье Смоленки же, по данным на 2012 г., планировалось возведение авангардного здания Театра песни Аллы Пугачевой.

Предыдущие планы застройки островка в постсоветское время включали возведение там филиала или перенос в целом Центрального военно-морского музея, в том числе в виде пирамиды, увенчанной гигантской статуей «морского» апостола Андрея Первозванного работы Альберта Чаркина, гостиницу или бизнес-центр.

В настоящее время производятся работы по дополнительному расширению Васильевского острова в сторону Невской губы и уже построена первая очередь нового Морского пассажирского порта, который используется для приема пассажиров паромов, курсирующих между столицами стран балтийского региона, и океанских круизных лайнеров, которые из-за большой осадки не могут пришвартоваться на Неве (как это делают пассажирские суда меньшего тоннажа) и не очень хотят в малопригодном для пассажиров основном грузовом Морском торговом порту города, как это обычно делалось ранее с самыми крупнотоннажными судами. Некоторую обеспокоенность части общественности вызывают планы по приёму с паромов на Васильевском острове автомобильных контейнерных грузов, необходимому, по мнению его инициаторов, для всесезонной рентабельности порта. Эта обеспокоенность связана с сложностью транспортной ситуации на Васильевском острове и выездах с острова и с возможным ухудшением экологической обстановки в соседних с трассами жилых кварталах.

Правительство Санкт-Петербурга планирует искусственно увеличить на 30 % площадь острова в западной части.

Транспортное сообщение острова с другими районами города

Васильевский остров соединён Благовещенским и Дворцовым мостами с центром города (Адмиралтейским островом), Тучковым и Биржевым - с Петроградской стороной, четырьмя мостами - с островом Декабристов. Планировавшееся в конце срока полномочий губернатора В. И. Матвиенко строительство Ново-Адмиралтейского моста в створе 22-23-й линий с приходом к власти администрации губернатора Г. С. Полтавченко находился в 2012 г. под вопросом в связи с сокращением доходов городского бюджета. С другой стороны острова, тем не менее, возможно строительство моста с острова Декабристов через Серный остров на Петроградскую сторону для дублирования двух других перегруженных мостов.

Была проведена полная реконструкция Благовещенского моста с сооружением временного дублёра и без возвращения после ремонта на него не использовавшихся уже за несколько лет до этого трамвайных путей. Дворцовый мост признан нуждающимся в достаточно срочном ремонте, но строительство его дублёра признано финансово неосуществимым, и в начале лета 2012 г. городские СМИ сообщили, что на время ремонта планируется организация по нему по одной полосе реверсивного движения автотранспорта (трамвайное движение с него было снято ещё раньше, хотя там проходила первая постоянная (а не по льду Невы) трамвайная линия города).

На Васильевском острове находится станция метро - «Василеостровская», "Приморская" и вестибюль 2 станции «Спортивная».

На этом небольшом, казалось бы, клочке земли, во всем её многообразии, со всеми взлетами и падениями, нашла свое отражение история государства Российского, начиная с петровских времен. Каждый уголок Васильевского острова буквально пропитан духом тех славных лет. Петр Первый, восхищенный красотой этих мест, даже хотел создать здесь некое подобие Венеции, но замыслу императора по ряду объективных обстоятельств не суждено было сбыться.

Васильевский остров действительно очень интересное, необыкновенное место. Даже если вы ступите на его землю впервые, то никогда не заблудитесь: линейная планировка безупречна, и эта гениальная простота не может не восхищать. Он, как никакой другой район Северной столицы, полон мифов и загадок. Его часто называют «островом неразгаданных тайн», за завесу которых пытаются заглянуть туристы, в большом количестве приезжающие сюда из самой России и других стран мира.

Красота, уникальность и притягательная сила Васильевского острова нашла свое отражение во многих произведениях. Достаточно вспомнить бессмертные строки Иосифа Бродского: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, между выцветших линий на асфальт упаду».


Павильон 6 "Ленэкспо"

История и современность


В глубокой древности, когда летописей ещё не составляли, на этой территории находились языческие капища, на которых волхвами совершались ритуалы поклонения языческим богам и магические обряды. Именно в здешних лесах, похоже, колдовство постигал легендарный Финн, который – помните? – помог Руслану спасти Людмилу от чар Наины и Черномора. Васильевский остров чем-то притягивал всяких загадочных и темных личностей, которые устремлялись сюда после основания Санкт-Петербурга. В основном это были маги, колдуны и прорицатели всех мастей.

Вплоть до 1715 года местность практически не застраивалась. В начале XVIII века его западная сторона была превращена в настоящее кладбище первых строителей Северной столицы. Не выдерживая нечеловеческих условий труда, они гибли сотнями и тысячами, и эта страница самая, пожалуй, неприглядная во всей истории острова. Позднее на этом месте основали Смоленское кладбище. Сам же остров именовался Смоленским полем. Только по названию не кладбища, а реки Смоленки.


Первое добротное здание было построено здесь в 1710-1720 годах, и прямо на берегу Невы. Им стал хорошо известный сегодня Меншиковский дворец, ставший первым каменным зданием во всей новой столице. Он был построен специально для князя Александра Даниловича Меншикова, фаворита Петра I и первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга. Заметим, к слову, что он стал первым русским дворянином, который получил от царя титул герцога.

На знаменитой Стрелке Васильевского поставили ветряные лесопильные. До этого здесь находилась Артиллерийская батарея, перекрывавшая с орудиями питерского Адмиралтейства весь речной судоходный фарватер. Позже центром морской обороны сделали остров Котлин (город Кронштадт).

Идея Петра Великого превратить остров в «северную Венецию» нашла свое воплощение в проектах, разработанных в 1716, 1718 и 1720 годах знаменитым архитектором Доменико Трезини. В основу последующей застройки легла распланированная итальянцем сеть параллельных каналов (улиц) и пересекающих их проспектов. Впоследствии от создания улиц-каналов отказались, но сами улицы в обиходе так и называются – линиями.


Восточная часть Васильевского острова стала средоточием основных построек: и жилых, и общественных. Возводили их и неподалеку от набережной Большой Невы. Самыми известными из построенных тогда сооружений стали здания Академии наук, Двенадцати коллегий и Кунсткамера. В 1737 году остров сначала закрепили за Васильевской частью города, а затем, 15 сентября, образовали отдельный Василеостровский район Санкт-Петербурга. В 30-х годах XVIII века сюда переместился Санкт-Петербургский порт. Это «новоселье» как бы предопределило дальнейшую, более масштабную застройку территории.

В начале XIX века важным архитектурным ансамблем становится район Стрелки. Помимо столичной Академии наук здесь сосредотачиваются практически все научные и образовательные учреждения: Академия художеств, библиотека Академии наук, Петербургский университет, Горный институт и Морской кадетский корпус. Впоследствии потребовалось связать Васильевский остров со стороной Адмиралтейства. Для этой цели возвели Благовещенский мост, ставший первым постоянным мостом через Большую Неву.

Активно начатое в XVIII столетии строительство жилых зданий было продолжено во второй половине XIX – начале прошлого веков. Одновременно появлялись новые общественные здания. Северная и южная сторона Васильевского острова развивались как зоны, где концентрировались объекты промышленности. Здесь возникли крупнейшие заводы тогдашней Российской империи: Балтийский, Трубочный, Кабельный, «Сименс-Гальске», «Сименс-Шуккерт» и ряд других. В 20-х годах прошлого века реконструкция коснулась западной части Васильевского острова. В 50-е продолжили застраивать район Гавани и реконструировали Большой проспект.



В конце 60-х годов на намывных территориях в его западной части стали формировать новый район, ставший своего рода парадным морской визитной карточкой Санкт-Петербурга. Работами руководил архитектор С. И. Евдокимов, позже проект воплощали в жизнь его коллеги В. Н. Соколов и В. А. Сохин. В состав района вошли Морская набережная, центр ансамбля площади Морской славы, Морской вокзал и гостиница «Прибалтийская». Новые постройки вырастают по мере появления намывных территорий и их продвижения к западу, которое идет от Наличной улицы. Ее название по смыслу как раз соответствует понятию «набережная», хотя сама улица напрямую к морю уже не выходит.

В наше время дополнительное расширение Васильевского острова отнюдь не прекратилось: правительство Санкт-Петербурга поставило задачу увеличить его площадь в юго-западной части на 30%. Оно продвигается в сторону Невской губы. Уже введена в эксплуатацию первая очередь нового Морского пассажирского порта, мощности которого используются для пассажирских паромов, курсирующих между столицами балтийских государств, а также круизных лайнеров, не имеющих возможности по причине большой осадки пришвартоваться на Неве. Между тем общественность обеспокоена планами по приему здесь с паромов автомобильных контейнерных грузов. Авторы идеи руководствуются необходимостью добиться всесезонной рентабельности порта. Однако ее противники считают, что это усложнит транспортную ситуацию, а также, возможно, негативно скажется на экологической обстановке в соседних жилых районах.

Происхождение названия

По одной из распространенных версий, Васильевский остров получил свое название в честь Василия Корчмина, ближайшего сподвижника Петра I, командовавшего расположенной тут артиллерийской батареей. Личность это была одновременно и реальная, и легендарная. Будучи предпринимателем, он занимался строительством крепостных, оборонительных и водопропускных сооружений. Корчмин в соавторстве с Яковом Брюсом разрабатывал новые орудийные системы. Кроме того, он по поручению царя осуществлял в Европе разведывательную миссию. А еще организовывал праздничные фейерверки. И когда его величество направлял ему письменные поручения, на конверте неизменно значилось: «Василию на остров».


Эта версия происхождения названия звучит очень убедительно и вряд ли могла вызвать сомнения, если бы не одно «но»: её опровергает сама история. Когда в 30-х годах позапрошлого века тщательно изучили старинные Новгородские писцовые книги, то в одной из них, датированной еще 1500 годом, обнаружили перечисление расположенных на Неве сел, починков и усадищ. Среди них упоминается и «Василев остров». Название было написано именно в такой форме, и считается, что оно возникло от имени его управляющего, которого звали Василий Селезень. Что же касается увязки с именем Василия Корчмина, то это просто историческая погрешность, вольно или невольно допущенная Андреем Ивановичем Богдановым, первым историком Санкт-Петербурга.

Между тем Васильевский остров несколько раз менял свое название. С 1500 года он – Василев остров. До XVIII века также был известен как Хирвисаари (в переводе с финского – «Лосиный остров»). В первые годы существования Северной столицы именовался Смоленским полем. В 1710-1720 годах, согласно титулу Александра Даниловича Меншикова, назывался Княжеским, а в 1725-1727 в его же честь был переименован в Меншиков остров. С 1727 по 1729 год по приказу Петра Великого он стал Преображенским, поскольку царь планировал разместить здесь одноименный полк. С 1729-го и по сегодняшний день остров называется Васильевским.

Архитектура и достопримечательности

Несмотря на то, что архитектурный облик острова отличается разнообразием, его доминантой является стиль, присущий постройкам XVIII-XIX веков. И, самое главное, многие из них хранят в себе печать петровских времен, дерзновенных устремлений первого российского императора по модернизации страны, привнесению в её развитие всего передового, европейского.


Так, одним из заметных сооружений Васильевского острова являются две 32-метровые Ростральные колонны, расположенные по бокам от Биржевой площади. Их построил в 1810 году французский архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Прежде они выступали в качестве маяков для заходивших в порт кораблей. Их, символизировавших мощь России как морской державы, украсили в римском стиле якорями и рострами кораблей. У подножия расположены аллегорические фигуры, которые олицетворяют четыре великие русские реки: Волгу, Неву, Днепр и Волхов. Внутренние винтовые лестницы позволяют туристам попасть на верхние площадки этих великолепных памятников старины. Отсюда открывается потрясающий вид на Стрелку и морскую даль.

На первых порах маяки растапливали углем и маслом. Потом к ним подвели электричество, но вскоре от его использования отказались ввиду большого расхода и дороговизны. В 1957 году, когда Санкт-Петербург (тогда Ленинград) отмечал 250-летие, к Ростральным колоннам подвели газ и каждую оснастили мощным огненным факелом 7-метровой высоты. После недавней реставрации их вновь зажгли – на торжественной церемонии по случаю окончания работ.

Еще одна известная достопримечательность Васильевского острова – это Готторпский глобус, установленный при императрице Елизавете Петровне. Однако в декабре 1747 года он был уничтожен огнем пожара, вспыхнувшем в здании Кунсткамеры. Уже в следующем году его начали воссоздавать буквально заново: в распоряжение русских умельцев были предоставлены мастерские Академии наук Санкт-Петербурга и всё необходимое. В 1754 году глобус восстановили практически полностью и в настоящее время это уникальное творение можно увидеть в экспозиции Музея им. М. В. Ломоносова. Последний находится в здании той самой Кунсткамеры и является самостоятельным отделом расположенного здесь Музея этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Не обходят туристы вниманием один из старейших храмов Питера – церковь Трех Святителей, заложенную в начале XVIII века и являющуюся одной из старейших во всем городе. А уже упомянутый выше дворец Меншикова, построенный для одного из самых близких соратников Петра I, находится ныне в ведении Государственного Эрмитажа, экскурсии проводятся в нем ежедневно. Внутреннее убранство дворца поражает своим великолепием, и эту красоту непременно нужно увидеть.

Обязательно стоит посетить Центральный военно-морской музей. Из всех тематических музеев мира он является самым крупным. Чего здесь только нет: морские суда и подводные лодки, оружие для морских сражений. Причем они представляют не какую-то одну эпоху, а самые разные исторические периоды. Отдельного внимания заслуживают здесь личные оружейные коллекции членов императорской фамилии и знаменитых флотоводцев. Кроме оружия в сокровищнице собраны великолепная коллекция художественных произведений, множество скульптур, коллекции наград. Из музеев на Васильевском острове мы также отметили бы Зоологический: ассортимент экспонатов в нем не просто большой – он собран буквально со всего мира.

Любите посещать выставки и показы? Тогда вас наверняка заинтересует выставочный комплекс «Ленэкспо», расположенный в юго-западной оконечности Васильевского острова. Это в историческом районе Гавань, на побережье Финского залива. Здесь находятся девять павильонов и множество залов для конференций, есть комнаты для переговоров и ряд административных построек. Именно на «Ленэкспо» каждый год проводится престижный Петербургский международный экономический форум, в котором традиционно принимает участие Президент Российской Федерации.

Стрелкой называется восточная оконечность Васильевского острова. Она представляет собой ярчайший архитектурный ансамбль, завораживающий даже самых искушенных ценителей прекрасного, ведь тут в удивительной гармонии переплелись городская архитектура и неповторимые пейзажи невских побережий. А еще здесь пролегают самая узкая улица – Репина (ее ширина составляет около шести метров) и одни из самых красивых улиц Северной Пальмиры – 6-я и 7-я линии.



Центральное место во всем архитектурном ансамбле занимает здание Биржи. Оно было построено в 1805-1810 годах по проекту того же Тома де Томона. Разместившееся на пустовавшей тогда площади, оно условно разделило ее на две части, ставшие отдельными площадями – Биржевой и Коллежской. Сооружение полностью отвечало потребностям бурно развивавшейся экономики тогдашней России. Здание примечательно само по себе: выполнено в стиле античного храма. Ростральные колонны, о которых мы уже сказали выше, расположены как раз перед Биржей.


Из музеев, кроме Центрального военно-морского, Зоологического и Кунсткамеры, на Стрелке также находятся Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева и Литературный музей, более известный как Пушкинский дом или институт русской литературы Российской Академии наук.

В 2006 году на Неве, как раз возле знаменитой Стрелки, открылся плавучий поющий фонтан – самый большой в нашей стране. Однако из-за нагрянувшего финансово-экономического кризиса он уже в 2009-м был закрыт. В настоящее время находится на консервации.

Исторический облик Стрелки Васильевского острова формировался на протяжении столетий. За это время он устоялся, стал привычным, и когда в 2008 году в районе Дома культуры им. Кирова стали строиться высотные здания, это, по мнению многих специалистов, непоправимо исказило всю панораму. Разразился целый скандал. Строительство было названо общественными активистами не иначе, как «градостроительным преступлением». Правительство Санкт-Петербурга никак не могло проигнорировать эти настроения, поэтому предложило застройщику уменьшить этажность возводимых зданий. Но имея на руках официальное разрешение на строительство, он отказался пойти на компромисс и заявил, что будет оспаривать свои интересы в суде.

В западной части Васильевского острова ЗАО «Терра Нова» намечена реализация проекта комплексного развития территории под названием «Морской фасад». По своим масштабам он является крупнейшим в Европе и осуществляется при поддержке федерального и регионального правительств. Проекту придан статус стратегического. По мнению же многих специалистов и общественности, его реализация еще больше навредит архитектурному ансамблю Стрелки. И пока здесь ничего не поменялось, туристы стремятся посетить это место, чтобы увидеть его в пока еще первозданном состоянии.


План развития Васильевского острова под названием «Морской фасад»

Транспортное сообщение

С центром города, а именно Ново-Адмиралтейским островом, Васильевский соединяют Благовещенский и Дворцовый мосты, а с районом Петроградская сторона – мосты Биржевой и Тучков.


Четыре моста соединяют Васильевский остров с островом Декабристов. При губернаторе В. И. Матвиенко планировалось между 16-17-й и 18-19-й линиями построить Ново-Адмиралтейский мост. Только вот проект по финансовым причинам реализовать не удалось. К тому же, в 2011 году городской суд Санкт-Петербурга отменил постановление правительства города, которым утверждался строительный проект. В качестве альтернативы предлагается построить мост с острова Декабристов. Он пролегал бы на Петроградскую сторону через Серный остров и дублировал бы два других перегруженных моста.

Полностью реконструирован Благовещенский мост. После ремонта на него решили не возвращать трамвайные пути, до этого несколько лет уже не использовавшиеся. В срочном ремонте нуждается и Дворцовый мост, однако построить его дублер оказалось делом неосуществимым ввиду большой стоимости.

Где остановиться?

Васильевский остров по праву считается одним из красивейших мест Северной столицы. Из-за специфики географического положения его вряд ли можно назвать комфортным для постоянного проживания: здесь прохладно, часто дуют ветра со стороны Балтийского моря. И всё же такие особенности не делают его менее интересным для туристов. Наоборот, путешественники с готовностью приезжают сюда, с удовольствием гуляют по его живописным уголкам, посещают достопримечательности и много фотографируются.

Разумеется, каждому иностранцу, особенно приехавшему в Санкт-Петербург ненадолго, хочется рационально распорядиться свободным временем и, насколько это возможно, меньше тратить его на то, чтобы добраться сюда. Для проживания туристам рекомендуется выбирать недорогие отели, расположенные в центре города, ближе к метрополитену. Самым оптимальным с точки зрения транспортной доступности считается отель «На Саперном» . Он небольшой, но очень популярный среди приезжих. От него до станции «Чернышевская» не больше десяти минут пешего хода. Сойдя на станции «Василеостровская», можно сразу начинать знакомство с этими замечательными местами.

Какова история происхождения названия "Васильевский остров"? Кто же был этот Василий, имя которого вот уже несколько столетий носит самый большой остров Санкт-Петербурга ? Остров, с которого волею Петра I начиналось возведение новой северной столицы России?
Напомним, что побережье Невы и земли в районе Ладожского озера издревле входили в состав боярской республики - Господина Великого Новгорода и относились к Водской пятине - одной из его административно-территориальных единиц. Поэтому по присоединения Новгородских владений к Великому княжеству Московскому (до 1478 года) здешние земли принадлежали новгородским боярам. Известно, что в середине ХV века три Василия - новгородские посадники Василий Казимир, Василий Селезень по прозвищу Губа и Василий Ананьин, сменяя друг друга, владели участками в северной части Новгородских земель. Имеются также сведения, что мятежный посадник Василий Селезень был казнен в назидание за непокорство Иваном Ш в 1471 году, а его земельные владения конфискованы великим князем. Вполне возможно, что название "Васильевский" связано с именем Казимира, Селезня и Ананьина, некогда владевших островом в дельте Невы. Бесспорно лишь то, что топоним "Васильевский остров" - одно из старейших в нашем городе, существовавшее не менее двухсот лет до основания Петербурга.
Следует отметить, что местоположение Васильевского острова привлекало не только одного Петра I, предполагавшего именно здесь создать административный, торговый, культурный и научный центр Санкт-Петербурга . Стрелка острова, омываемая Большой и Малой Невой, и до прихода Петра была наиболее удобным в этих краях местом для причала не только рыбачьих лодок, но и торговых судов. Поэтому, согласно одной из легенд, название остров получил от имени купца Василия, который очень часто пришвартовывал тут свои корабли и вел оживленную торговлю с местными жителями.
Первая же официальная письменная фиксация названия "Васильевский остров" относится к 1500 году. Согласно "Переписной окладной книге по Новгороду Водской пятины" на "Васильевом острове" уже к тому времени жили рыбаки и имелись пашни. После того, как в 1478 году Новгород с подчиненными ему землями был "приведен" во власть Ивана III, московский царь потребовал от новгородцев дани. А чтобы был порядок в платеже этой дани, писцы начали составлять особые "писцовые" и "окладные" книги, где содержались полные сведения о землях, принадлежавших тем или иным владельцам (государству, духовенству или частным, как сейчас говорят, лицам). То есть эти списки служили для правительства тогда лучшим, если не единственным, средством определения категорий налогоплательщиков при раскладке податей, а для частных лиц имели значение акта владения землей. Как свидетельствует "Переписная окладная книга Водской пятины", уже в 1500 году остров именовался "Васильевым". Также указано, что на "Васильеве острову были дворы великого князя рыбных ловцов". Дворов таких было 16, и столько же проживало в них взрослых мужчин (женщины и дети не включались в переписную книгу. Отсюда и идет одна из версий о происхождении названия острова от имени его первопоселенца - рыбака Василия, некогда проживавшего здесь со своей женой Василисой. Причем, как добавляет шутливое предание, детей своих, которых у них было множество, они тоже, дав обет, называли Василиями и Василисами.
В царской грамоте 1545 года, изданной как распоряжение о сборе для Казанского похода ратников и пороха с Новгорода, с пригородов его, посадов и погостов, Васильев остров упоминается в связи с "призывом" на службу двух конных ополченцев. Так что, не исключено, что легендарный Василий был реальным ратником, исполняющим воинскую повинность, наложенную на Новгородские земли московским царем Иваном IV.
Существует также романтическая легенда о наших северных Ромео и Джульетте - молодом рыбаке Василии и его невесте Василисе, похороненных на том месте, где позднее возведены были Ростральные колонны. Может, это предание тоже послужило причиной того, что Стрелка Васильевского острова и Ростральные колонны стали одним из излюбленных молодоженами мест в нашем городе.
Следует отметить, что до основания Петербурга в те времена все географические наименования здесь были финскими или шведскими, так как русские названия, появившиеся в XII-ХV веках, к началу ХVIII века почти не сохранились. При шведском владычестве остров назывался Даммархольм (Прудовый остров - по-шведски) или Хирвисаари (Лосиный остров - по-фински). И лишь к нему одному из всех невских островов вернулось его древнее имя. Вскоре после основания Санкт-Петербурга его вновь стали называть Васильевским. Дело в том, пока строилась Петропавловская крепость, напротив, на оконечности острова, называемой Стрелкой, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Дмитриевич Корчмин. По словам историка А.Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: "Василию на остров". А после его смерти, как гласит легенда, остров был поименован в память Корчмина "Васильевским".

Кстати, само имя Василий происходит от древнегреческого или древневизантийского слова, означающего "царский" или "царственный".