Один из видов языков. Происхождение языка. Теории возникновения языка. Теория языка жестов

Культура

Когда сталкиваешься с вопросом о том, сколько языков существует в современном мире, большинство людей думают о нескольких сотнях, или максимум о тысяче. Тем не менее, специалисты различают около 7000 языков (хотя это число очень относительно, потому как порой крайне трудно провести отличия между языком и диалектом из-за того, что четкой границы не существует).

Ниже представлены 10 языков, которые являются в настоящее время или были ранее очень значительными, и которые не очень хорошо известны широкой общественности.


10. Чамикуро

Чамикуро – это очень редкий язык, сегодня на свете живут лишь 8 человек, которые на нем говорят. Это официальный язык в Перу, где живет приблизительно 20 людей – чамикуро. Единственные носители языка, взрослые и дети, говорят также и на испанском языке.


Несмотря на это, существует даже словарь этого языка. Однако, на данный момент очень мало надежд, что язык выживет.

9. Баскский

На этом языке говорят более 600000 человек, проживающих вдоль границы Франции и Испании. Однако, он является загадкой для лингвистов, потому что язык изолирован, так как "живых родственников" у него нет, ведь он окружен со всех сторон индоевропейскими языками.


Некоторые говорят о том, что это последний из оставшихся в живых языков из его языковой семьи, существовавшей перед тем, как начали развиваться индоевропейские языки. Письменность языка базируется на латинице.

8. Фризский

Если спросить у носителей английского языка, какой язык они считают наиболее тесно связанным с их родным, ответы, вероятно, будут разниться в зависимости от региона проживания. Однако, большинство американцев, вероятно, ответят, что испанский, потому как он является вторым языком в США и его сходство с английским очевидно.

Другие могут сказать, что это немецкий, потому как английский, в конце концов, является частью германской ветви индоевропейской семьи. Однако, вы явно удивитесь, если кто-либо назовет фризский язык, потому как большинство людей, проживающих в странах английского языка, не знают о его существовании.


Фризский язык на самом деле является ближайшим родственником английского (если не считать шотландский, на котором говорят очень много людей, но который многие считают диалектом английского). Фризский и английский – это западно-германские языки (как идиш и обычный немецкий).

Люди, говорящие на фризском, - это голландцы, живущие в Нидерландах и Германии. Несмотря на то, что и английский и фризский очень разные, однако, если показать носителю английского текст на фризском, он поймет, потому что они и выглядят, и звучат очень похоже.

7. Языки Мяо

Люди Мяо – это китайское этническое меньшинство, которое на самом деле говорит на разных языках, известных как языки Мяо, а также языки Хмонг. Эти языки имеют хмонгские корни, мяо-хмонгской семьи. Они не имеют никакого отношения к другим языкам китайской группы, таким как кантонский и мандарин.


Пожалуй, самым интригующим аспектом языка является его система письменности. Традиционная орфография представлена различными интерпретациями китайской системы письменности, система Поллард была создана специально для языков Мяо и основана на латинском алфавите. Сегодня большинство людей, говорящих на Мяо, пользуются стандартным латинским алфавитом.

6. Фарерский язык

Будучи северно-германским (скандинавским) языком тесно связанным с исландским, фарерский – это язык, на котором говорят люди, живущие на Фарерских островах (Дания). Фарерский и исландский языки являются единственными представителями западно-скандинавской ветви индоевропейской семьи.

Выглядит это так: индоевропейские языки – германские – северо-германские – западно-скандинавские – исландский и фарерский. Любопытно, что несмотря на то, что Фарерские острова находятся под суверенитетом Дании, датский язык является членом восточно-скандинавской ветви, будучи тесно связанным со шведским.


Разговорные исландский и фарерский языки не являются взаимно понятными, однако, они очень похожи. Тем не менее, фарерский язык все равно уступает, потому как на нем говорят лишь 45000 человек, в то время как на исландском более 230000. Оба языка хорошо известны тем, что они до сих пор сохранились в своем первозданном виде, поэтому носители этих языков легко могут читать старые тексты скандинавской мифологии.

5. Сарси

На этом языке говорят члены племени коренных американцев Тсу Тина (Tsuu T’ina). Интересно, насколько далеко может путешествовать язык и развиваться в новый, потому что несмотря на то, что племя Тсу Тина живет в Южной Канаде, язык сарси на самом деле очень тесно связан с языком навахо, на котором говорят коренные американцы, живущие на юге США. Оба языка являются атабасковой ветвью на-деньской языковой семьи.


По имеющейся информации на сегодняшний день существует только 50 носителей языка, это говорит о том, что в ближайшее время язык погибнет. Большинство говорящих на нем людей пенсионного возраста и для очень малого количества детей он становится первым родным языком. Также в СМИ нет информации относительно письменности этого языка, что говорит об устной передаче истории и культурного наследия.

4. Ток-писин

Несмотря на небольшой размер, на островах, которые формируют Папуа Новую Гвинею, говорят на огромном количестве языков, их более 800. Таким образом, это государство является самым крупным по языковому разнообразию в мире. Среди всех языков только три из них являются официальными государственными языками. Ток-писин, основанный на английском креольский, является одним из них.


Одним из наиболее интересных аспектов языка является его разнообразный набор личных местоимений. Несмотря на то, что креольский основан на английском, в нем более сложная система личных местоимений. В то время, как в английском местоимения бывают 1, 2 и 3 лица в единственном или множественном числе, в ток-писине 1 лицо имеет две формы в единственном числе, 2 и 3 лицо имеют по 4 формы как единственного, так и множественного чисел.

3. Готический

Этот язык может быть в некотором роде исключением из этого списка, потому что все знакомы со словом готика. Однако, большинство людей, когда слышат это слово, ассоциируют его со стилем в одежде или с архитектурой.

Готский или готический является одним из языков восточно-германской ветви индоевропейской семьи. Стоит отметить, что не только готский язык исчез с лица земли, но такая же участь постигла и всю восточно-германскую ветвь (в которую входили также экзотически звучащие бургундский и вандальский языки).


У готического языка была своя письменность, которая представляла собой сочетание греческих и латинских букв. Это был самый первый германский язык, при этом, сохранились документы, подтверждающие, что в 6 веке на этот язык была переведена Библия.

2. Шона

Нигеро-конголезская языковая семья содержит больше языков, чем любая другая. В нее входит около 1500 языков. Большая часть этих языков принадлежит вольто-конголезской ветви, половина из которых, в свою очередь, относится к ветви банту.

Такое большое количество языков, сосредоточенных на такой маленькой территории, по мнению лингвистов, говорит о том, что это именно то место, где и зародился человеческий язык как таковой, который впоследствии и распространился в разных своих видах по областям мира.


Многие люди слышали о суахили, который является языком с наибольшим количеством носителей среди языков ветви банту (и действительно это самый широко распространенный язык нигеро-конголезской семьи). Тем не менее, большинство носителей суахили говорят на нем в качестве второго языка. Однако, намного меньше людей осведомлены о языке шона, носителей которого более 11 миллионов.

1. Британский

Сейчас не идет речь о разновидности английского языка, на котором говорят люди, живущие в Великобритании. Разговор о кельтском языке, на котором общались британские люди, проживавшие в Великобритании до прибытия англо-саксов. После их прибытия британский язык начал разделяться на валлийский, корниш, бретонский и кумбрийский.

Эсперанто - самый распространенный в мире искусственный язык. Сейчас, по разным данным, на нем говорят от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Он был придуман чешским окулистом Лазарем (Людвигом) Марковичем Заменгофом в 1887 году и получил свое название по псевдониму автора (Лазарь подписался в учебнике как Эсперанто - «надеющийся»).

Как и остальные искусственные языки (точнее, их большинство) обладает простой в изучении грамматикой. В алфавите 28 букв (23 согласные, 5 гласных), и построен он на основе латинского. Некоторые энтузиасты даже прозвали его «латынью нового тысячелетия».

Большая часть слов эсперанто состоит из романских и германских корней: корни заимствованы из французского, английского, немецкого и итальянского языков. Также в языке много интернациональных слов, понятных без перевода. 29 слов заимствованы из русского, среди них слово «борщ».

Гарри Гаррисон разговаривал на эсперанто и активно пропагандировал этот язык в своих романах. Так, в цикле «Мир Стальной Крысы» жители Галактики говорят в основном на эсперанто. На эсперанто выходят около 250 газет и журналов, вещают четыре радиостанции.

Интерлингва (окциденталь)

Появился в 1922 году в Европе благодаря лингвисту Эдгару де Валю. Во многом схож с эсперанто: в нем много заимствований из романо-германских языков и такая же, как и в них, система построения языка. Изначальное название языка - окциденталь - стало помехой для его распространения после Второй мировой войны. В странах коммунистического блока считали, что вслед за прозападным языком вползут и антиреволюционные идеи. Тогда окциденталь стал зваться интерлингвой.

Волапюк

Автору языка священнику Иоганну Мартину Шлейеру в 1879 году во сне явился Бог и приказал придумать и записать собственный язык, чем Шлейер безотлагательно и занялся. Всю ночь он записывал его грамматику, значения слов, предложения, а потом и целые стихи. Основой волапюка стал немецкий язык, Шлейер смело деформировал слова английского и французского языков, перекраивая их на новый лад. В волапюке он по какой-то причине решил отказаться от звука [р]. Точнее, даже не по какой-то причине, а по совершенно конкретной: ему казалось, что этот звук вызовет трудности у китайцев, решивших выучить волапюк.

Поначалу язык стал довольно популярным благодаря своей простоте. На нем издавалось 25 журналов, было написано 316 учебников на 25 языках и действовало 283 клуба. Для одного человека волапюк даже стал родным языком - это дочь профессора волапюка Генри Конна (о ее жизни, к сожалению, ничего не известно).

Постепенно интерес к языку стал снижаться, но в 1931 году группа волапюкистов во главе с ученым Ари де Йонгом провели реформу языка, и на некоторое время его популярность снова возросла. Но тут к власти пришли нацисты и запретили в Европе все иностранные языки. На сегодняшний день в мире насчитывается лишь два-три десятка человек, говорящих на волапюке. Тем не менее в Википедии есть раздел, написанный на волапюке.

Логлан

Лингвист Джон Кук придумал логлан (log ical lan guage) в 1955 году как альтернативу обычным, «неидеальным» языкам. И вдруг язык, который создавался по большей части для научных исследований, обрел своих поклонников. Еще бы! Ведь в нем нет таких понятий, как время у глаголов или число у существительных. Предполагается, что это и так понятно собеседникам из контекста разговора. Зато в языке очень много междометий, с помощью которых предполагается выражать оттенки эмоций. Их около двадцати, и они обозначают спектр чувств от любви до ненависти. А звучат они так: иу! (любовь), уе! (неожиданность), уи! (счастье) и т.д. А еще там нет запятых и других знаков пунктуации. Чудо, а не язык!

Разработан священником из Огайо Эдвардом Фостером. Сразу после появления язык стал очень популярным: в первые годы выходили даже две газеты, издавались пособия и словари. Фостеру удалось получить грант Ассоциации международного вспомогательного языка. Главная особенность языка ро: слова строились по категориальной схеме. Например, красный - bofoc, желтый - bofof, оранжевый - bofod. Минус такой системы: различить слова на слух практически невозможно. Вероятно, поэтому особого интереса у общественности язык не вызвал.

Сольресоль

Появился в 1817 году. Создатель француз Жан Франсуа Сюдр считал, что все в мире можно объяснить при помощи нот. Язык, собственно, из них и состоит. В нем всего 2660 слов: 7 односложных, 49 двусложных, 336 трехсложных и 2268 четырехсложных. Для обозначения противоположных понятий используется отзеркаливание слова: фаля - хорошо, ляфа - плохо.

У сольресоля было несколько письменностей. Общаться на нем можно было, записывая ноты на нотном стане, названиями нот, первыми семью цифрами арабской письменности, первыми буквами латинского алфавита, специальными стенографическими символами и цветами радуги. Соответственно, общаться на сольресоле можно было не только произношением слов, но и игрой на музыкальном инструменте или пением, а также на языке глухонемых.

Язык нашел массу поклонников, в том числе и среди известных людей. Знаменитыми последователями сольресоля были, например, Виктор Гюго, Александр Гумбольдт, Ламартин.

Ифкуиль

Специально придуманный язык, чтобы общаться на философские темы (впрочем, это с тем же успехом можно делать на любом другом языке, все равно будет непонятно!). Создание языка потребовало у его автора Джона Кихады почти 30 лет (с 1978 по 2004 год), да и то он считает, что еще не закончил со словарным набором. Кстати, в ифкуиле 81 падеж, а значения слов передаются при помощи морфем. Таким образом, очень коротко можно передать длинную мысль. Как если бы ты захотел заархивировать слова.

Токипона

Самый простой искусственный язык в мире был создан в 2011 году канадским лингвистом Соней Элен Киса (настоящее имя, впрочем, Кристофер Ришар). В словаре токипона всего 118 слов (каждое из них имеет несколько значений), и вообще предполагается, что говорящие будут понимать, о чем речь, из самого контекста разговора. Создатель токипоны считает, что приблизился к пониманию языка будущего, о котором говорил Тайлер Дерден в «Бойцовском клубе».

Клингонский

Лингвист Марк Окранд придумал клингонский по заказу компании Paramount Pictures, на нем должны были разговаривать инопланетяне в фильме Star Trek. Они, собственно, и разговаривали. Но помимо них язык переняли многочисленные поклонники сериала, и в настоящее время существует Институт клингонского языка в США, который издает периодику и переводы литературной классики, есть клингоноязычная рок-музыка (например, группа Stokovor исполняет свои песни в жанре дет-метал исключительно на клингонском), театральные постановки и даже раздел поисковой системы Google.

— одна из величайших загадок человеческого бытия. Почему только люди, в отличие от всех других видов живых существ, обитающих на Земле, способны вести общение посредством языка? Как появился язык? Ученые на протяжении многих лет пытаются ответить на эти вопросы, но пока так и не нашли приемлемые ответы, хотя и выдвинули бесчисленное множество теорий; некоторые их этих теорий мы рассмотрим в этой статье.

Человеческий язык: возник ли он эволюционным путем из простых звуков, издаваемых животными, или был дан человеку

Богом? Все согласны с тем, что язык - главный признак, отличающий людей от других биологических видов. Наши дети овладевают навыками устной речи, едва достигнув четырехлетнего возраста; если ребенок в четыре года не умеет говорить, то это-следствие врожденной или приобретенной патологии. В целом же дар речи присущ всем людям — и никому из других живых существ, населяющих Землю. Почему только человечество обладает способностью к речевой коммуникации и как мы обрели эту способность?

Первые опыты и научные гипотезы.

Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения языка .
Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы.
По взглядам на они разделились на две научные школы — сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».
Теория»фюсей» (fusei — греч. «по природе» ) отстаивала естественный,»природный» характер языка и, следовательно, закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и структуры. Сторонники природного происхождения названий предметов, в частности, Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена — это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Сторонники теории «тесей» (thesei — греч. «по установлению» ) среди которых былиДемокрит из Абдер (470/460 — первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 до н.э), утверждали условный, не связанный с сущностью вещей характер языка и, следовательно, искусственность, в крайнем выражении — сознательный характер его возникновения в обществе. Имена происходят от установления, согласно обычаю, договоренности между людьми. Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по нескольку значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, напр., Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю.

Учеными были выдвинуты десятки гипотез о том, как люди преодолели препятствия для появления языка ; эти гипотезы в большинстве своем весьма умозрительны и существенно расходятся между собой.

Теория возникновения языка из звуков.

Многие биологи и лингвисты из числа сторонников идеи эволюции от простейших к человеку считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.

Теория создания языка силой человеческого разума

Некоторые ученые предположили, что люди неким образом создали язык благодаря своему разуму. Согласно их теории, по мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. В частности, Дуайт Болинджер (Dwight Bolinger), ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, говорит:

«Стоит задаться вопросом, почему всем формам жизни, населяющим Землю, пришлось ждать миллионы лет, прежде чем Homo сделал это [создал язык]. Неужели потому, что сначала должен был появиться определенный уровень интеллекта? Но как такое могло произойти, если интеллект всецело зависит от языка? Язык никак не мог быть предпосылкой для возникновения языка ».

Уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка. Так что гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна и недоказуема.
Кроме всего прочего, ученые не могут доказать, что для языка необходим развитый интеллект. Таким образом, можно сделать вывод, что своей способностью к языковому общению мы обязаны отнюдь не нашему высокоразвитому интеллекту.

Теория внезапного возникновения языка

Некоторые ученые считают, что язык появился у людей внезапно, без видимых предпосылок к его зарождению. Они полагают, будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Приверженцы теории внезапного появления языка утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Между тем, язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение. И даже если эту теорию можно рассматривать как модель появления языка, ее никак нельзя признать приемлемым объяснением происхождения такового, поскольку такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе, без творца.

Теория языка жестов

Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно.
Согласно данной теории, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Например, один человек пытается сдвинуть с места какой-либо предмет, но сам не в силах сделать это; другой видит эти усилия и приходит ему на помощь. В итоге человек уяснил себе: для того чтобы ему помогли переместить что-либо, достаточно жеста, изображающего толкание.

Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.
Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания.

Теория звукоподражания

Данную гипотезу выдвинул в 1880 году Макс Мииллер (Miiller), но даже он сам считал ее не слишком правдоподобной. Согласно одной из гипотез, изначально слова имели звуковое сходство с понятиями, которые выражали (ономатопея). Например, понятие «собака» поначалу выражалось междометием «гав-гав» или «тяв-тяв», а звуки, напоминающие птичье чириканье или карканье, ассоциировались с издающими их пернатыми. Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие тяжелого камня — с помощью натужного уханья.

Теория Мииллера казалась бы вполне логичной, но во всех языках нашего времени звучание слов не имеет ничего общего со «звуковым образом» выражаемых ими понятий; да и в древних языках, изучаемых современными лингвистами, не было ничего подобного.

Препятствия для возникновения языка эволюционным путем

Многим кажутся здравыми рассуждения о том, что люди могли придумать знаки и слова для обозначения простых предметов и действий, но как люди изобрели синтаксис? Человек никак не сможет сказать: «Дай мне еды», если все слова, которыми он располагает, — это «еда» и «я». Синтаксис-настолько сложная система, что люди не смогли бы «открыть» ее случайно. Для возникновения синтаксиса требовался разумный создатель, однако человек не мог быть этим создателем, поскольку не смог бы донести свое открытие до других. Мы же не мыслим нашу речь без метаязыка-множества служебных слов, которые не имеют лексического значения, но определяют значения других слов. Люди никак не могли бы по чистой случайности начать употреблять и понимать эти слова.

Человек не может передать другому свои мысли, не прибегая к синтаксическим построениям; речь без синтаксиса сводится к восклицаниям и приказам.
Кроме того, эволюционистам никак не удается объяснить закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности, сохранившей эти изменения для современных лингвистов. Самые древние языки — латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский, древнесирийский-гораздо сложнее любого из современных языков. Все, кто в наши дни сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. Языки никогда не становились сложнее, чем были; напротив, со временем они только упрощались. Однако это никак не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось.

Теория сотворения языка

Предания, аналогичные истории о вавилонской башне, были отмечены среди самых изолированных народностей всех материков. Их можно разделить на три вида: первый говорит о большом строительстве, не упоминая о разделении языков (народности Африки, Индии, Мексики, Испании, Бирмы); устные хроники второго типа излагают свои версии происхождения языков, не упоминая о стройке (народы Древней Греции, Африки, Индии, Австралии, США, Центральной Америки), а истории третьего вида, подобно Библии, объединяют два этих события.

Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы — ипостасей Триединого Бога.
История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:1-3).

Но почему из всех сотворенных Им живых существ Бог наделил языком только людей? Ответ не этот вопрос мы находим в первой же главе Священного Писания:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:27).

Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык — одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Это — вполне здравое заключение, поскольку язык дает нам частичное представление о природе Бога. Как и Бог, язык немыслимо сложен. На его изучение может уйти вся жизнь; но при этом дети, едва научившись ходить, начинают понимать и употреблять язык.

Религиозные теории

Согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков:
На всей земле был один язык и одно наречие… И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле (Бытие, 11, 5-9).

Евангелие от Иоанна начинается следующими словами, где Логос (слово, мысль, разум) приравнивается к Божественному:

«В начале было Слово [Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

В Деяниях Апостолов (части Нового Завета) описывается событие, произошедшее с апостолами, из которого следует связь языка с Божественным:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим…» (Деяния апостолов, 2, 1-14).

День Пятидесятницы, или Троицын день заслуживает того, чтобы кроме своего религиозного значения стать Днем Лингвиста или Переводчика.

Существование праязыка

О происхождении народов исследователи чаще всего судят по их языкам. Лингвисты подразделяют многие азиатские и африканские языки на семитические – по имени Шема или Сима – и на хамитские – по имени Хама, сынов Ноаха. К семитической группе языков;ссылка на языковые семьи; относятся древнееврейский, древневавилонский, ассирийский, арамейский, различные арабские диалекты, амхарский язык в Эфиопии и некоторые другие. Хамитскими являются относятся древнеегипетский, коптский, берберский языки, а также многие другие африканские языки и диалекты.

В настоящее время, правда, в науке существует тенденция объединять хамитские и семитические языки в одну семито-хамитскую группу. Народы, происходящие от Йефета, говорят, как правило, на индоевропейских языках. К этой группе относится подавляющее большинство европейских языков, а также многие из языков народов Азии: иранские, индийские, тюркские.

Что это был за «единый язык» , на котором разговаривали все люди мира?
Многие лингвисты подразумевали под общечеловеческим языком язык еврейский в виду того, что многие собственные имена первобытного мира, сохранившиеся в языках всех народов изгнания, построены из корней языка еврейского.

Согласно традиции иудаизма «Единый язык», на котором говорили люди до разделения на народы, был «Священный язык».Священный язык – «лошн койдеш» – это язык, на котором Создатель говорил с Адамом, и люди на нем говорили вплоть до Вавилонского столпотворения. Позднее на этом языке говорили пророки, и на нем было написано Священное Писание.

На факт использования, согласно Торе, древнееврейского языка первыми людьми указывает и Писание, где обнаруживается игра слов, не переводимая на другие языки. Так, жена называется по-древнееврейски иша от иш (муж), что указывает на единство и святость брачного союза. Имя Адам (человек) – от Адама (земля), Хава (по-русски Ева) – от Хай (живое), «ибо она была матерью всего живого», Каин – от Канити (я приобрела) и так далее. Этот язык получил название иврит по имени Эвера, потомка Шема, ибо Эвер сохранил этот язык, передав его Аврааму. Авраам пользовался священным языком только для святых целей.

Обиходным же языком Авраама был арамейский , весьма близкий к священному языку, но – в результате всеобщего употребления – утративший чистоту, строгость и грамматическую стройность иврита.
Примерно то же можно сказать и о другом семитском языке – арабском. Арабский как живой язык превосходит иврит письменных памятников изобилием синонимов и наличием точных обозначений предметов и выражений. Этими достоинствами, безусловно, обладал и иврит в эпоху пророков. Поэтому, читая поэтические отрывки Писания, мы сталкиваемся с совершенно другой лексикой, зачастую со словами, которые встречаются в Писании только один раз. В результате длительного пребывания евреев в изгнании первоначальное богатство Священного языка было утеряно, и дошедший до нас язык Библии – это лишь уцелевший остаток древнего иврита. Такова традиция и точка зрения иудаизма, изложенная в книге Кузари рабби Иеуды а-Леви.

Ученые интуитивно давно осознавали происхождение языков мира из единого источника. Так, немецкий философ XVII века Готфрид Вильгельм Лейбниц , владевший многочисленными языками различных семейств, довольно много занимался вопросами родственных отношений языков и общей теорией языка. Лейбниц, хотя и отвергал «еврейскую теорию» происхождения языков, то есть библейскую теорию происхождения всех их от Священного языка – иврита, склонялся к признанию единого первоначального языка. Его он предпочитал называть «адамическим», то есть ведущим происхождение от Адама.

Специалисты-языковеды пришли к выводу, что если не все языки мира , то, по меньшей мере, подавляющее большинство имеют родственное – общее – происхождение.

Мы говорим по-русски есть; по латыни est; по-английски is, по-немецки ist. Это все – языки индоевропейские. Перейдем, однако, к семитическим языкам: по-древнееврейски еш, по-арамейски ит или ис. Шесть по-древнееврейски шеш, по-арамейски шит или шис, по-украински шiсть, по-английски six, по-немецки sechs. Слово семь по-английски seven, по-немецки sieben, по-древнееврейски шева. Числительное «три » в ряде индоевропейских языков: персидский:treies, греческий: treis, латинский: tres, готский: threis.
Или возьмем более сложный пример. Слово идея, заимствованное из древнегреческого языка, имеет параллельный корень в древнееврейском. Де’а по-древнееврейски означает «зрение», «мнение». В древнееврейском языке, а также в других семитических языках, корень этого слова, состоящий из трех букв йод, далет и ‘аин, имеет довольно широкое употребление: Йоде’а – «он знает», яда – «знал», йивада’ – будет известно. Обратим внимание, что и в русском языке существует глагол ведать, то есть «знать», и по-древнеиндийски веды также означает «знание». По-немецки wissen – «знать», а в английском языке этот корень фигурирует в словах wise – «мудрый», wisdom – «мудрость».

Метод сравнительного анализа языков позволяет также глубоко проникать в сущность исследуемых процессов, вскрыть систему определенных соответствий там, где поверхностное наблюдение не замечает ничего сходного.

Ностратический язык
Интуитивное стремление ученых хотя бы частично воспроизвести «единый язык» человечества, согласно Торе существовавший на земле до разделения человечества на народы, является, на наш взгляд, довольно примечательным. Последователи так называемой «ностратической школы».
составили даже небольшой словарь «ностратического» языка». «Ностратическим» эти ученые называют некий первобытный протоязык, от которого произошли семито-хамитские, индоевропейские, урало-алтайские и другие языки.

Разумеется, наука вправе иметь дело с рабочими теориями и гипотезами, которые раньше или позже могут быть доказаны или опровергнуты.

5. Заключение

Эволюционисты выдвинули великое множество теорий зарождения и развития человеческого языка. Однако все эти концепции разбиваются о собственные недостатки. Сторонники теории эволюции и поныне не нашли приемлемый ответ на вопрос о появлении языковой коммуникации. Но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога-Творца, Который не только создал человека, но и наделил его даром речи. Библия рассказывает о Сотворении всего сущего Богом; ее текст лишен противоречий и содержит ответы на все вопросы. В отличие от теории эволюции, которой недостает достоверности в объяснении происхождения языка, изложенная в Библии креационная теория (теория божественного сотворения языка) способна противостоять любым возражениям. Данная теория и по сей день сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее.

См. в тетради, в книжке нет, в тетради есть)

2. Типология как общенаучный метод. Лингвистическая типология - один из видов систематизации языков и раздел общего языкознания

В общенаучном масштабе типология - это метод исследования разнообразных и внутренне сложных объектов путем выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения объектов с учетом меры этой близости в некоторые классы (группы, типы). Типологические исследования в различных науках могут существенно отличаться по принципам и логическим формам. Так, биологическая типология (систематика растительного и животного миров) опирается на эволюционный принцип; в географии, геологии, этнографии типологические исследования строятся с учетом иерархических отношений между объектами (соответствующие группы объектов одного ранга называются таксонами, а их классификации - таксономическими классификациями, или таксономиями*). Для понимания некоторых других областей реальности важно выявить как иерархию объектов (т.е. их «вертикальные» взаимоотношения), так и горизонтальные связи, обусловленные разной силой проявления некоторого общего признака. В результате соответствующая предметная область предстает как континуум объектов или их классов.

В лингвистике используются три основных вида систематизации языков: 1) генеалогические объединения, в которых учитываются родственные взаимоотношения языков; 2) типологические классификации языков, понимаемые как объединения (группировки), логически независимые от родословных деревьев языков; 3) территориальные (ареальные) классификации языков. В систематизации языков используются общенаучные принципы типологических исследований, методы генетических и таксономических классификаций, континуумных и ареальных исследований. Однако только в типологических исследованиях языков используется сама идея типа в качестве некоторого объединения объектов с учетом их общих черт. Поэтому в лингвистике принято терминологически отграничивать собственно типологию от всех иных видов систематизации языков (т.е. от генетических и ареальных их объединений).

Следует различать понятия «тип (класс) языка» в качестве эмпирической реальности (это группа конкретных языков, обладающих рядом типологически существенных общих черт) и «тип языка» в качестве абстрактного мысленного конструкта (в книге или в сознании исследователя): это логическое построение, в котором отображается набор значимых признаков, отвечающих данному типу языков.

3. Из истории типологических исследований (предщественники и основоположники типологии языков: А. Арно, Клод Лансло «Грамматика всеобщая и рациональная Пор-Рояля (1660); Ф.фон Шлегель; В.фон Гумбольдт и др.)

Хотя первые типологические классификации и термины принадлежат началу XIX в., однако предпосылки типологического языкознания и лингвистики универсалий закладывались еще в Средние века - благодаря многовековой уверенности людей в том, что внутренне все языки схожи и что поэтому по грамматике латинского языка можно понять устройство и категории любого из народных языков. Повсеместное в Средние века культурное двуязычие побуждало постоянно сопоставлять языки, замечать их сходства и различия, при этом греческий, латынь или церковнославянский были своего рода «точками отсчета», «эталонными» языками.

Стихийный универсализм средневековой грамматической мысли, убеждение в принципиальной «соизмеримости» любых языков впоследствии получили теоретическое развитие в знаменитой грамматике Антуана Арно и Клода Лансло «Грамматика всеобщая и рациональная Пор-Рояля» (1660). Под ее влиянием еще в начале XIX в. в разных странах Европы грамматики разных языков продолжали называться всеобщими, рациональными или философскими

Францисканец и оксфордский профессор Роджер Бэкон (ок. 1214-1294), философ и естествоиспытатель, писал: Грамматика по сути одна и та же во всех языках, хотя случайно может варьироваться. Это убеждение Бэкона тем более характерно для эпохи, что он отнюдь не был чистым теоретиком: известны составленные Бэконом грамматики древнееврейского и греческого языков.

Среди предшественников типологического языкознания выдающаяся роль принадлежит знаменитому английскому социологу и экономисту Адаму Смиту (1723-1790). Задолго до Шлегеля, в сочинении «О первоначальном формировании языков и о различии духовного склада исконных и смешанных языков» (Лондон, 1781), Смит увидел движение ряда индоевропейских языков от синтетизма к аналитическому строю и обсуждал причины такой типологической эволюции. Им высказаны удивительно прозорливые мысли о природе первоначального языка человека: это была отнюдь не номенклатура, но знаки для энергичного, часто побудительного сообщения о событии, которое происходит или ощущается как актуальное в момент речи. Смит допускал синкретическое существование слова и предложения на ранних стадиях становления языка человека. В XIX в. к сходным мыслям пришли исследователи инкорпорирующих языков. Смит первым высказал мысль о том, что смешение языков ведет к упрощению морфологии, иными словами, способствует нарастанию аналитических черт контактирующих языков (подробно см. Кацнельсон 1982). Однако типологические идеи Смита не были замечены современниками. Начало типологических исследований относится к рубежу XIX-XX вв. и связано оно с немецкой культурой.

Основы типологии закладывались почти одновременно с формированием сравнительно-исторического языкознания". Первые компаративисты были и первыми типологами. В их числе - автор книги-манифеста индоевропеистики «О языке и мудрости индусов» (1808) Фридрих фон Шлегель (1772-1829), давший первую типологическую классификацию языков; основоположник немецкой философии языка Вильгельм фон Гумбольдт (1765-1835); автор первой сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков Франц Бопп (1791-1867). Уже тогда были предложены основные категории морфологической типологии языков: флексия (флективные языки), агглютинация и фузия, аналитические и синтетические языки, изолирующие языки, инкорпорация.

Основые типологические противопоставления у Гумбольдта представлены на следующей схеме:

Морфологическая типология языков по Гумбольдту

Создавая морфологическую типологию, компаративисты-типологи «первого призыва» стремились к ее исторической интерпретации, т.е. к тому, чтобы представить типы языков как стадии единого исторического процесса формирования языков мира. Этот процесс иногда называют глоттогонией, или глоттогоническим продессом. Наиболее древним они считали аморфный строй языков, где фраза состояла из односложных слов-корней, лишенных всяких служебных морфем, как бы не оформленных. Затем агглютинация и последовавшие фузионные процессы привели к появлению флексии, .звуковых чередований. Флективная (фузионная) морфология, следовательно, здесь рассматривалась как высший этап грамматического развития, а утрата флексии - как упадок языка.

Конечно, этот романтический пессимизм первых типологовкомпаративистов принадлежит прошлому. Однако их исследовательские достижения остаются общим категориально-терминологическим фундаментом типологии. В XX в. развитие типологии в значительной мере заключалось в эмпирико-языковом (в том числе квантитативном) и логическом уточнении тех классификаций и понятий, которые были выдвинуты в первой трети XIX в. При этом современная типология почти отказалась от историко-культурной и тем более оценочной интерпретации языковых типов. Зато возникло новое направление в типологических исследованиях - лингвистика универсалий.

По происхождению языки бывают естественными, искусственными и смешанными.

Естественные – это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь) и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми

Искусственные – это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной передачи научной и другой информации (стенография).

Смешанные языки – их базой является естественный национальный язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области (юридический язык или язык права – строится на базе естественного языка и включает множество правовых понятий).

Искусственный язык логики, предназначенный для логического анализа рассуждений, структурно отражает и точно следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Основной смысловой (семантической) категорией языка логики является понятие имени.

Имя – это имеющее определенный смысл языковое выражение в виде отдельного слова или словосочетания, обозначающее какой-либо внеязыковой объект.

Имя имеет две обязательных характеристики:

Предметное значение;

Смысловое значение.

Предметное значение (денотат) имени - это один или множество каких-либо объектов, которые этим именем обозначаются. Например, денотатом имени «дерево» будет все многообразие деревьев.

Смысловое значение (концепт ) имени – это информация о предметах, т.е. присущие им свойства, с помощью которых выделяют множество предметов. Концепт имени «дерево» - растение большого размера, имеющее твердый ствол, ветви, листья, корневую систему.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Логика как наука
Логика – это наука о мышлении. Она возникла в 4в. до нашей эры. Ее основателем является Аристотель. Это – формальная логика. Основная цель логики – исследование того, как из одних у

Особенности процесса познания
Познание–процесс отражения объективного мира сознанием человека. Познание представляет собой единство чувственного и рационального познания. Познание может быть чувственным и

Форма мысли
Логическая форма мысли – это ее строение, способ связи элементов мысли, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логическая форма отражает общие структурные связ

Понятие языка
Язык выступает материальной оболочкой мыслей. Выявление логических структур возможно только при анализе языковых выражений. Язык – это знаковая информационная система, выполняющая ф

Аспекты изучения языка
Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем – семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: -синтаксическом; -семантическом; -п

Виды имен
Существует несколько классификаций видов имен. Имена делятся на: 1. простые – имена отдельных предметов. В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл. Например, «птица,

Понятие логического закона
В мышлении, как и в объективном мире, действуют свои законы. В традиционной логике сложилось понимание закона как некоторого принципа, которому необходимо следовать, чтобы мышление считалось правил

Закон тождества
Закон тождества–самый простой.Он гласит, что всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественная сама себе. Любая мысль в

Закон непротиворечия
Закон непротиворечия (противоречия)–является наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия. Это закон был открыт одним из первых. Логическое

Закон достаточного основания
Наши мысли о каком либо факте или явлении могут быть или истинными или ложными. Каждая мысль (истинная) должна быть обоснованной. Закон достаточного основания выражает требование доказанности, обос

Понятие как форма мышления
Понятие–это форма абстрактного мышления, отражающая предметы и их совокупности в существенных и наиболее общих признаках. Признаком предмета называется то, в

Логические приемы формирования понятий
Чтобы составить понятие о предмете необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов:сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, огр

Виды понятий
Понятия можно разделить по объему и содержанию. По объему (количественная характеристика) понятия делятся на единичные, общие, пустые. Единичные понятия – это те пон

Отношения между понятиями
Отношения между понятиями можно разделить по основным характеристикам понятия: по содержанию и объему. По содержанию понятия делятся на сравнимые и несравнимые. С

Правила определения понятий
1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. Они должны находиться в отношении тождества. Например, «Тре

Суждение как форма мышления
Связи и отношения между предметами отражаются в мышлении в форме суждении, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Иванов – хороший студент» мы выражаем

Виды суждений. Простые суждения
Существует множество видов суждений из-за большого количества оснований деления. Все суждения делятся на простые и сложные. Простое суждение – это суждение,

Сложные суждения
Сложные суждения так же, как и простые, бывают истинными или ложными. Истинность или ложность сложных суждений определяется истинностью или ложностью простых суждений входящих в него. В соответстви

Отношения между простыми суждениями
Между простыми суждениями существуют определенные логические отношения. При этом отношения могут устанавливаться только между сравнимыми суждениями. Сравнимые суждения имеют общий субъект ил

Сущность и структура вопроса
С точки зрения логики вопросом считается предложение, которое запрашивает какую-либо информацию или в котором заключен призыв к ответу. Грамматической формой вопроса является вопросительное предлож

Виды вопросов
Существует несколько видов вопросов в зависимости от: - семантики; - функций; - структуры. 2.1. Виды вопросов, по семантике разделяются в зависимости от к

Правила постановки простых и сложных вопросов
При постановке вопроса необходимо соблюдать определенные правила: 1) Вопрос должен быть корректным. Он должен иметь правильную формулировку по форме и по содержанию. Нельзя использовать пр

Дедуктивное умозаключение
1.Понятиеумозаключения. 2. Дедуктивное умозаключение. 3. Непосредственные умозаключения. 4. Опосредованные умозаключения. Простой категорический силлогиз

Понятие умозаключения
Умозаключение, как и понятие, является формой абстрактного мышления. Спомощью многообразных видов умозаключений опосредованно (т.е. не обращаясь к органам чувств) мы можем получать

Непосредственные умозаключения
Непосредственными умозаключениями называются дедуктивные умозаключения, делаемые из одной посылки, являющейся категорическим суждением. К ним в традиционной логике относятся следующ

Простой категорический силлогизм
Слово «силлогизм» происходит от греческого syllogismos (сосчитывание, выведение следствия). Простой категорический силлогизм является опосредованным умозаключением. Простой категор

Общие правила категорического силлогизма
Из истинных посылок всегда можно получить истинное заключение. Его истинность обусловлена правилами силлогизма. Три из них относятся к терминам, четыре – к посылкам. Правила терминов.

Сложный силлогизм и его виды
Сложный силлогизм (полисиллогизм) – состоит из двух, трех или нескольких простых силлогизмов. Причем, заключение предыдущего (просиллогизма) является посылкой последующего (эписиллогизма).

Сложно сокращенный силлогизм
Полисиллогизмы – достаточно громоздкие конструкции, поэтому на практике используются редко. Обычно опускаются некоторые очевидные посылки. В таком случае получается такой вид сложносокращенного сил

Вопросы для самоконтроля
1. В чем особенности умозаключения? 2. Какое умозаключение называется дедуктивным? 3. Назовите виды непосредственных умозаключений. В чем их особенности? 4. Назовите виды

Понятие индукции
В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на логический закон, и заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью.

Виды индукции
Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию. 2.1. Полной индукцией называется такое умозаключение, в котором общее заключение обо всех элементах класса

Индуктивные методы установления причинных связей
В современной логике известно пять методов установления причинных связей: - метод сходства; - метод различия; - соединенный метод сходства и различия; - метод со

Понятие вероятности
Различают два вида понятия «вероятности»: объективную и субъективную. Объективная вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события

Понятие аналогии
Термин «аналогия» обозначает сходство. Умозаключение по аналогии – это рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Фор

Виды аналогии по степени достоверности заключений
Аналогию по степени достоверности заключения можно разделить на 3 вида: 1. Строгая аналогия, в которой вывод будет обязательно правильным. Например: если 3 угла одного треугольника

Понятие гипотезы
Решающим звеном в познании, обеспечивающим становление нового знания является гипотеза. Гипотеза – это не просто одна из возможных, случайных логических фигур, а необходимый компонент любого познав

Виды гипотез
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные. Общая гипотеза – это научно обоснованное предположение о законах и закономерностях

Построение и опровержение гипотез
Путь построения гипотез проходит несколько этапов: - выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой; - форм

Понятие аргументации
Познание отдельных предметов, их свойств начинается с чувственных форм (ощущений и восприятий). То, что воспринимается, не нуждается в доказательствах. Однако во многих случаях (в научной работе, в

Состав аргументации
Обязательными участниками или субъектами процесса аргументации являются: пропонент, оппонент и аудитория. Пропонент – это участник, выдвигающий и отстаивающий определенное положение

Структура аргументации
Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Т – тезис, а1, а2… - аргументы, стрелочка (импликация) – демонстрация, то операцию доказательства можно представи

Правила в доказательстве и опровержении
По отношению к тезису можно обозначить следующие правила: - тезис должен быть ясно, точно и однозначно сформулирован. - тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего

Логическая ошибка в доказательствах и опровержениях
По отношению к тезису можно выделить следующие ошибки: - выдвижение неясного, неточного, двусмысленного тезиса. - Подмена тезиса. Суть этой ошибки заключается в том, что тезис умы

Стратегия и тактика аргументации
В логике выделяют две основных стратегии ведения аргументации: - простую; - сложную. Простая стратегия выглядит очевидной. Однако следование ей требует определенны

Понятие о софизмах и логических парадоксах
Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышлении, называется паралогизмом. Преднамеренная ошибка с целью запутать своего противника и выдать ложное суждение за истинное называется