И заниженной самооценки приводит к. Заниженная самооценка: боремся и побеждаем. Чем опасна заниженная самооценка

Распознаванием и лечением душевных заболеваний и расстройств традиционно занимается психиатрия. Изучаются те нарушения психической деятельности человека, которые проявляются в мыслях, чувствах, эмоциях, поступках, поведении в целом. Эти нарушения могут быть явно, сильно выраженными, а могут быть не настолько явными, чтобы говорить о «ненормальности». Не всегда неуравновешенные люди являются психически нездоровыми.

Та грань, где за нормой начинается патология, довольно размыта и четко не определена до сих пор ни в психиатрии, ни в психологии. Поэтому душевные болезни с трудом поддаются однозначной трактовке и оценке. Если наблюдаются признаки психического расстройства у женщин, то они могут быть такими же у мужчин. Явные гендерные различия в характере проявления душевных болезней порой заметить трудно. Во всяком случае, при явно выраженных психических расстройствах. А вот уровень распространенности по половому признаку может быть различным. Признаки психических расстройств у мужчин проявляются с не меньшей силой, хотя не лишены своеобразия.

Если человек, считает, например, что он Наполеон или обладает сверхспособностями, либо у него без причины наблюдаются резкие перепады настроения, либо начинается тоска или он впадает в отчаяние из-за самых тривиальных житейских проблем, то можно предположить, что у него наблюдаются признаки психических заболеваний. Также могут быть извращенные влечения или его поступки будут явно отличаться от нормальных. Проявления болезненных состояний психики самые различные. Но общим будет то, что изменению подвергнутся, прежде всего, личность человека, его восприятие мира.

Личность – это совокупность психических и душевных свойств человека, его способ мышления, реагирования на изменения окружающей среды, его характер. Свойства личности разных людей имеют такие же отличия, как телесные, физические – форма носа, губ, цвет глаз, рост и т.д. То есть индивидуальность личности имеет такое же значение, как индивидуальность физическая.

По проявлениям свойств личности мы можем узнать человека. Свойства личности не существуют отдельно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи, как по своим функциям, так и по характеру проявления. То есть, они организованы в некую целостную систему, точно так же, как все наши органы, ткани, мышцы, кости образуют телесную оболочку, тело.

Точно также, как тело с возрастом или под влиянием внешних факторов подвергается изменению, личность не остается неизменной, она развивается, меняется. Изменения личности могут физиологическими, нормальными (особенно, с возрастом) и патологические. Изменения личности (нормальные) с возрастом, под влиянием внешних и внутренних факторов происходят постепенно. Душевный облик человека постепенно также меняется. При этом свойства личности меняются так, чтобы гармоничность и целостность личности не были нарушены.

Что происходит при резкой смене свойств личности?

Но порой, личность может поменяться резко (или во всяком случае, так покажется окружающим). Знакомые люди вдруг из скромных становятся хвастливыми, слишком резкими в суждениях, были спокойные, уравновешенные, а стали агрессивные и вспыльчивые. Из обстоятельных превращаются в легкомысленных, поверхностных. Такие изменения трудно не заметить. Гармония личности уже нарушена. Такие изменения уже явно патологические, являются отклонениями в психике. То, что именно психическая болезнь может вызвать такие изменения, очевидно. Об этом говорят и медики, и психологи. Ведь психически больные люди ведут себя часто неадекватно обстановке. Да и окружающим это становится со временем очевидно.

Факторы, провоцирующие возникновение и развитие душевных заболеваний:

  • Травматические повреждения головы и головного мозга. Психическая деятельность при этом резко меняется, явно не в лучшую сторону. Порой она вообще останавливается, когда человек впадает в бессознательное состояние.
  • Органические заболевания, врожденные патологии головного мозга. При этом могут нарушаться или «выпадать» как отдельные психические свойства, так и вся деятельность психики человека в целом.
  • Общие инфекционные заболевания (тиф, септецемия или заражение крови, менингит, энцефалит и др.). Они могут вызвать необратимые изменения в психике.
  • Интоксикация организма под влиянием алкоголя, наркотических средств, газов, лекарственных средств, бытовой химии (типа клея), ядовитых растений. Эти вещества могут вызвать глубокие изменения психики и нарушения работы ЦНС (центральной нервной системы).
  • Стресс, психологическая травма. В этом случае, признаки психических отклонений могут быть временными.
  • Отягощенная наследственность. Если в анамнезе человека есть близкие родственники с психическими хроническими заболеваниями, то вероятность проявления такого заболевания среди последующих поколений повышается (хотя и этот момент порой оспаривается).

Среди вышеперечисленных факторов могут быть другие причины. Их может быть много, но далеко не все они известны медицине и науке. Обычно явно психически неуравновешенный человек заметен сразу, даже обывателям. И все же, психика человека – это, пожалуй, самая малоизученная система человеческого организма. Поэтому ее изменения так плохо поддаются четкому и однозначному анализу.

Каждый случай патологических изменений психики нужно изучать индивидуально. Душевное расстройство или болезнь могут быть приобретенными или врожденными. Если они приобретенные, значит, в жизни человека наступил определенный момент, когда патологические свойства личности выступили на первый план. К сожалению, момент перехода из нормы в патологию проследить невозможно и когда возникли первые признаки трудно узнать. Также, как и предотвратить этот переход.

Где и когда начинается «ненормальность»?

Где та черта, за которой сразу начинается болезнь психики? Если не было явного вмешательства извне в психику (травма головы, интоксикация, болезнь и т.д.), во всяком случае не было, по-мнению как самого больного человека, так и его окружения, то почему он заболел или возникли нарушения психики, пусть даже не психогенные? Что пошло не так, в какой момент? На эти вопросы медики пока не дают ответа. Можно только предполагать, тщательно изучать анамнез, пытаться найти хотя бы то, что могло спровоцировать изменения.

Говоря о врожденных , предполагается, что душевные свойства человека никогда и не были в гармонии. Человек родился уже с нарушенной целостностью личности. Психические расстройства у детей и их симптомы представляют отдельно выделенную область для изучения. У детей свои особенности психики, которые отличаются от взрослых. И следует учитывать, что признаки психического расстройства могут быть явными и очевидными, а могут проявляться как бы исподволь и невзначай, изредка. Причем, анатомические изменения (при этом чаще всего имеются ввиду изменения головного мозга, в первую очередь) при болезнях и расстройствах психики могут быть видны и очевидны, а бывает, что их проследить невозможно. Либо их изменения настолько тонкие, что их при данном уровне развития медицины проследить нельзя. То есть с чисто физиологической точки зрения, нарушения отсутствуют, но человек психически больной и нуждается в лечении.

Патофизиологической основой психических заболеваний следует считать прежде всего расстройства функций ЦНС - нарушение основных процессов высшей нервной деятельности (по И.П.Павлову).

Если говорить непосредственно о признаках психически расстройств, то следует учитывать особенности классификации душевных болезней. В каждый исторический период развития психиатрии, классификации претерпевали различные изменения. Со временем, стало очевидно, что есть необходимость согласованной диагностики одних и тех же больных разными психиатрами, независимо от их теоретической ориентации и практического опыта. Хотя и сейчас этого достигнуть бывает трудно, ввиду концептуального разногласия в понимании сущности психических расстройств и заболеваний.

Трудность еще состоит в том, что существуют различные национальные систематики заболеваний. Между собой они могут отличаться по различным критериям. На данный момент с точки зрения значимости воспроизводимости, используются международная классификация болезней 10 пересмотра (МКБ 10) и американская DSM-IV.

Виды патологии психики (согласно отечественной классификации) в зависимости от основных причин, их вызывающих:

  • Эндогенные (под действием внешних факторов) психические болезни, но при участии экзогенных факторов. К ним относят шизофрению, эпилепсию, аффективные расстройства и др.
  • Экзогенные (под воздействием внутренних факторов) психические болезни, но при участии эндогенных факторов. К ним относят соматогенные, инфекционные, травматические заболевания и т.д.
  • Болезни, обусловленные нарушениями развитий, а также из-за дисфункций или нарушений работы сформировавшихся систем организма. К этим видам болезней относят различные расстройства личности, и проч.
  • Психогении. Это болезни с признаками психозов, неврозы.

Стоит учесть, что все классификации не совершенны и открыты для критики и доработки.

Что такое психическое расстройство и по каким признакам его могут диагностировать?

Пациенты с психическим расстройствами могут часто посещать врачей. Много раз могут быть в больнице и проходить многочисленные обследования. Хотя, прежде всего, психически нездоровые люди чаще предъявляют жалобы на соматическое состояние.

Всемирной организацией здравоохранения определили основные признаки психического расстройства или заболевания:

  1. Явно выраженный психологический дискомфорт.
  2. Нарушение способности выполнять обычные обязанности по работе или учебе.
  3. Повышение риска смерти. Суицидальные мысли, попытки покончить с собой. Общее нарушение психической деятельности.

Стоит насторожиться, если даже при тщательном обследовании не выявлены соматические нарушения (а жалобы не прекращаются), больной долго и безуспешно «лечился» у разных врачей, а его состояние не улучшается. Заболевания психики или душевные болезни могут выражаться не только признаками нарушения психической деятельности, но в клинике заболевания могут быть и соматические нарушения.

Соматизированные симптомы, вызываемые тревогой


Тревожные расстройства встречаются в 2 раза чаще у женщин, чем у мужчин. При тревожных расстройствах пациенты чаще предъявляют соматические жалобы, чем жалобы на изменения общего психического состояния. Нередко соматические нарушения наблюдаются при различного вида депрессии. Это также очень часто встречающееся среди женщин психическое расстройство.

Соматизированные симптомы, вызываемые депрессией

Тревожные и депрессивные расстройства нередко встречаются вместе. В МКБ 10 даже есть отдельно выделенное тревожно-депрессивное расстройство.

В настоящее время в практике психиатра активно используется комплексное психологическое обследование, включающее в себя целую группу тестирований (но их результаты не являются достаточным основанием для постановки диагноза, а играют только уточняющую роль).

При диагностике психического расстройства проводят комплексное личностное обследование и учитывают различные факторы:

  • Уровень развития высших психических функций (или их изменения) – восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Какой уровень его мышления, насколько адекватны суждения, выводы. Нет ли нарушений памяти, не истощено ли внимание. Насколько соответствуют мысли настроению, поведению. Например, некоторые люди могут рассказывать печальные истории и при этом смеяться. Оценивают темп речи – не замедленна ли она или наоборот, человек говорит быстро, бессвязно.
  • Оценивают общий фон настроения (угнетенный или неоправданно завышенный, к примеру). Насколько адекватны его эмоции окружающей обстановке, изменениям окружающего мира.
  • Наблюдают за уровнем его контактности, готовности обсуждать свое состояние.
  • Оценивают уровень социальной, профессиональной продуктивности.
  • Оценивается характер сна, его продолжительность,
  • Пищевое поведение. Не страдает ли человек перееданием или наоборот, принимает пищу слишком мало, редко, бессистемно.
  • Оценивается способность испытывать удовольствие, радость.
  • Может ли пациент планировать свою деятельность, контролировать свои поступки, поведение, нет ли нарушений волевой деятельности.
  • Степень адекватности ориентации в себе, других людях, во времени, месте – знают ли пациенты свое имя, осознают ли себя тем, кто они есть (или считают себя сверхчеловеком, например), узнают ли родных, близких, могут выстроить хронологию событий своей жизни и жизни близких.
  • Наличие или отсутствие интересов, желаний, влечений.
  • Уровень сексуальной активности.
  • Самое главное, насколько критичен человек к своему состоянию.

Это только самые общие критерии, список далеко не полный. В каждом конкретном случае будут также учитываться возраст, социальное положение, состояние здоровья, индивидуальные особенности личности. По сути, признаками психических расстройств могут послужить обычные поведенческие реакции, но в гипертрофированном или искаженном виде. Особый интерес для многих исследователей представляет творчество душевнобольных, его влияние на течение заболевания. Душевные заболевания - не такой уж редкий спутник даже для великих людей.

Считается, что «Душевные болезни обладают способностью вскрывать иногда внезапно родники творческого процесса, результаты которого опережают обычную жизнь иногда очень надолго». Творчество может служить средством успокоения и благотворно влиять на пациента. (П.И. Карпов, «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие искусства, науки и техники», 1926 г.). А также помогают врачу глубже проникнуть в душу пациента, лучше его понять. Считается также, что творцы в области науки, техники и искусства нередко страдают нервной неуравновешенностью. Согласно этим воззрениям, творчество душевнобольных обладает нередко обладает не меньшей ценностью, чем творчество здоровых людей. Тогда какие должны быть психически здоровые люди? Это тоже неоднозначная формулировка и признаки приблизительные.

Признаки психического здоровья:

  • Адекватное внешним и внутренним изменениям поведение, поступки.
  • Здоровая самооценка не только себя, но и своих возможностей.
  • Нормальная ориентация в своей личности, времени, пространстве.
  • Способность нормально трудиться (физически, умственно).
  • Умение критически мыслить.

Психически здоровый человек – это человек, который хочет жить, развиваться, умеет радоваться или грустить (проявляет большое количество эмоций), не угрожает своим поведением себе и окружающим, в целом является уравновешенным, во всяком случае, так он должен оцениваться окружающими людьми. Эти характеристики не исчерпывающие.

Психические расстройства, наиболее часто встречающиеся у женщин:

  • Тревожные расстройства
  • Депрессивные расстройства
  • Тревожно-депрессивные расстройства
  • Панические расстройства
  • Расстройства пищевого поведения
  • Фобии
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Расстройство адаптации
  • Истерическое расстройство личности
  • Зависимое расстройство личности
  • Болевое расстройство и др.

Нередко признаки психического расстройства наблюдаются у женщин после рождения ребенка. Особенно, могут наблюдаться признаки неврозов и депрессий различного характера и степени выраженности.

В любом случае, диагностикой, лечением психических расстройств должны заниматься медики. Успех излечения сильно зависит от своевременности терапии. Очень важна поддержка близких и родных. При лечении психических расстройств обычно используются сочетанные методы фармакотерапии и психотерапии.

Проблема заниженной самооценки встречается достаточно часто, при этом она является причиной того, что человеку сложно вести полноценную жизнь и общаться в социуме. Отсюда возникает необходимость выявления факторов ее появления и разработки методов повышения уверенности в себе.

Что такое заниженная самооценка, основные признаки

Для начала важно дать определение заниженной самооценки, ведь мы должны знать, с чем бороться и на что обращать внимание. Заниженная самооценка определяется, если человек:

  • Неуверен в своих решениях.
  • Колеблется в выборе варианта решения задачи или проблемы.
  • Имеет тихий, слабый голос, не связанный с физиологическими проблемами.
  • Боится высказать собственное мнение.
  • Боится быть в центре внимания.
  • Выступления перед группой людей, даже небольшой, даются с трудом.
  • Не может смело отстаивать свои права и точку зрения.
  • Еще один признак — достижения в карьере даются с трудом, потому что сложно налаживать социальные связи и общаться с людьми выше тебя по рангу.

Часто о заниженной самооценке можно предположить по походке и поведению человека: плечи опущены, спина сгорблена, движения неуверенны, глаза отводятся в сторону. Люди с заниженной самооценкой думают о себе в плохом качестве, воспринимают себя неудачником, что в итоге может привести даже к . «Все плохо», «я ничего не могу», «у меня не получится» — подобные мысли посещают таких людей ежедневно.

Читайте: как и не допустить её появления в дальнейшем.

Причины заниженной самооценки

История многих проблем уходит в детство. Большое значение имеет стиль воспитания, давление на ребенка, критика. Чем реже детей хвалят, тем больше вероятности, что в дальнейшем у него разовьется неуверенность в своих силах. Дети очень восприимчивы к отношению к себе. Если ребенка часто критикуют, он начинает ощущать себя неудачником. Родителям важно поддерживать в ребенке стремление действовать, быть первым, не бояться контактов.

Ребенок растет, и если родители не обратили внимания на его личностное развитие, то проблема может развиваться. Особенно сильное влияние самооценка оказывает в период подросткового созревания. На этом этапе большое значение играет социальная группа и роль подростка в ней. Неудачников, детей «не таких, как все» не любят и изгоняют из круга общения. В таком случае возможно два варианта развития событий: ребенок решает измениться и стать похожим на сверстников или уходит в себя, свои проблемы, что оказывает влияние и на дальнейшую жизнь.

Появление низкой самооценки и неуверенности в себе могут спровоцировать травмирующие ситуации, проблемы в учебе, первая любовь. Если в этот период человек вместо поддержки получает только критику своих действий, то велика вероятность того, что он станет воспринимать себя неудачником и эта позиция закрепиться в сознании.

Как бороться с заниженной самооценкой?

В связи с тем, что заниженная самооценка значительно ухудшает качество жизни, надо использовать эффективные методы, ее повышающие. Скажем сразу, на это уйдет некоторое время. Вы не сможете в одночасье стать увереннее, придется работать над собой, но в итоге вы , станете более активным в обществе и в личной и профессиональной сфере.

Делайте то, что боитесь

Для того чтобы преодолеть себя, придется начать делать вещи, которых вы опасаетесь. Начните с малого. Боитесь заговорить с красивой девушкой? Преодолейте себя – просто подойдите и спросите дорогу. После этого улыбнитесь и скажите любой комплимент. Не обращайте внимания на ее реакцию, для вас важно то, что сделали вы. При поездке в общественном транспорте посмотрите на пассажиров, стоящих напротив, подарите кому-нибудь легкую улыбку, в 80% случаев вам улыбнутся в ответ.

Преодоление себя, своих страхов – важный этап в повышении самооценки. Однако здесь возникает замкнутый круг: вы не делаете, потому что боитесь, и бывает сложно переступить эту черту. В таком случае можете делать это вместе с другом.

Другой пример – опасаетесь высоты – поднимитесь на высокое здание и посмотрите на красоты города. В этом случае лучше, если с вам кто-то будет. Боитесь собак – сходите в питомник и поиграйте со щенками, вы увидите, что это совершенно не страшно.

Записывайте себя на камеру

Вы можете поиграть небольшую роль и увидеть, какие ошибки вы допускаете, а также привыкнуть к тому, что вы в центре внимания. Запишите сами себя на видео, например, рассказывая стих или историю своей жизни. Старайтесь быть как можно естественнее. Представьте, что вас будут смотреть или рядом находится оператор. Делайте это несколько раз, пока не достигните естественности поведения. Вы удивитесь, но когда ваши друзья захотят записать вас на камеру, вы будете вести себя вполне уверенно.

Спорт поможет стать увереннее

Занимаясь спортом, мы преодолеваем себя. Когда вы начинаете осваивать какую-либо деятельность, у вас еще плохо получается, но затем вы делаете успехи. Спорт помогает повысить самооценку. Выбирайте доступные виды, если физическая нагрузка для вас чужда: роликовые коньки, плаванье, велосипед, лыжи, скалодром. Преодолевайте свою лень, свою неуверенность, соревнуйтесь с другими людьми. Многих людей от заниженной самооценки излечил именно спорт.

Это вовсе не означает, что вы должны идти в бокс, борьбу или тяжелую атлетику. Выбирайте то, что по силам, а уже потом можно переключиться на что-то более сложное.

Ставьте себе задачи и преодолевайте

Возможно, вы думаете, что ни на что не способны. Поверьте, каждый человек что-то может, надо лишь найти свое. Ставьте себе посильные задачи и решайте их. Хотите продвинуться по карьерной лестнице? Отлично. Разработайте план, как это сделать максимально быстро и придерживайтесь его. Выполняйте намеченное, как бы ни было трудно.

Вы личность

Самое главное, что вы должны усвоить – вы личность. Со своими достоинствами и недостатками. Вы личность, которая добивается, несмотря ни на что. Забудьте слова – я не могу, не получается, не умею. Повторяйте себе:

  • Я уверенная, сильная личность.
  • Я добиваюсь всего, чего хочу.
  • Люди уважают меня.
  • Я знаю, чего хочу и делаю это.

Оставьте страхи позади. Их больше нет. Вы начинаете новую жизнь и счастливым человеком.

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.

Как мы относимся к себе, так к нам относятся и другие. Заниженная самооценка – синдром, который может привести к серьезным проблемам как в карьере, так и в личной жизни.

Перфекционизм

Перфекционизм может быть как проявлением заниженной самооценки, так и ее причиной. Перфекционист, стремящийся к несуществующему совершенству или просто к высоким стандартам редко получает удовлетворение от своей работы и поэтому более восприимчив к критике. Он стремится соответствовать тому идеальному образу, который сам для себя создал, и, не достигая его, испытывает чувство разочарования в себе, вплоть до презрения.

Речь

Человек с заниженной самооценкой постоянно использует в своей речи определенные слова. Во-первых, это негативные фразы, выражающие отрицание: «невозможно, не уверен, не готов, не обладаю соответствующими знаниями; да, но…».

Во-вторых, постоянные извинения. И в-третьих, фразы, принижающие ценность поступков и труда человека. Наверняка вам знакомы отговорки: «мне просто повезло», «большую часть работы сделали мои коллеги, а я им просто помогал» и так далее. Люди с заниженной самооценкой плохо воспринимают комплементы и благодарность, стремясь сразу поспорить с похвалой и доказать обратное. Почему? Все дело в комплексе вины. Не важно за что. Возможно, работа сделана на их взгляд недостаточно хорошо или они приложили мало усилий, исполняя просьбу,даже если выполнили ее. Чувство вины – следующий признак, по которому можно определить человека, который не мнит о себе слишком много.

Чувство вины

Чувство вины, как и перфекционизм может быть причиной заниженной самооценки. Как говорит психолог Дарлин Лансер, в случае если человек чувствует себя глубоко виноватым и долгое время не может себе этого простить, он будет постоянно упрекать себя за это, напоминать про свой "груз на сердце" и постоянно стыдиться за свои поступки. В конечном итоге, он потеряет самоуважение и вместе с этим самооценку.

Зависимость может быть и обратной. Человек с заниженной самооценкой страдает от постоянной самокритики и не способен адекватно воспринимать ошибки прошлого. Отсюда и невротическое чувство вины у неуверенных в себе людей

Депрессия

Согласно исследованию доктора психологических наук, Ларс Мадслен - причиной зачастившей депрессии или постоянного плохого настроения тоже может быть неуверенность в себе. По ее словам, самооценка – ключ как к развитию, так и излечению от депрессии, которая считается серьезной психологической проблемой.

Оправдания

Людям с низкой самооценкой свойственно оправдывать других, даже если их действия противоречат всем нормам поведения. Обычно они аргументируют это тем, что у каждого свои обстоятельства, что всех можно понять. Психологи объясняют подобную позицию попыткой избежать критики в свой адрес, с которой вполне можно столкнуться, осуждая других.

Отсутствие инициативы

Что действительно мешает людям с заниженной самооценкой в профессиональной сфере, так это отсутствие инициативы. Такой человек, получивший определенные полномочия, при любой возможности передаст их в чужие руки. Неудивительно, ведь он не уверен, что справится со своей задачей, даже если он «ас» в своей сфере. В споре с собеседником он тоже едва ли сможет отстоять свою позицию, предпочтя согласиться с оппонентом.

Нерешимость

Ответственность за свои решения такие люди нести не готовы. Они вообще предпочитают ничего не решать. Вдруг они допустят ошибку, и решение окажется неверным. В таком случае, избежать критики не удастся. Самое страшное для неуверенных себе людей – критика близких: родных, друзей, которых они бояться потерять. Ведь именно такой, по их мнению, будет плата за неправильное решение.