Кто помогал править петру 3. Действительно ли правление Петра III было ужасным? Личная жизнь Петра III

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2017/2018 ГГ.. ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «Смелость и трусость». « Безумство храбрых - вот мудрость жизни! М.Горький

2 слайд

Описание слайда:

Трусость Трусость - древнейший человеческий порок, И надо тут особенно быть мудрым, Чтоб сделать через страх простой рывок И смелость сохранять в житейских буднях! И зависть уж давно пробралась в массы, Но неожиданный бывает поворот – Когда средь бела дня, кто недоласкан, Слепую чушь презрительно несет! И улыбаясь сам себе ехидно, Своим же жалом поперхнуться рад, Лишь только б никому было не видно - Душа пуста, и в сердце-то - разлад! Смелость Хорошо быть смелым, только страшно... Не бояться может сумасшедший, И ходить по краю, где опасно, Разве смелость это? Нет, конечно. Страх всегда присутствует в нас, в каждом, У кого-то ближе или дальше, Страх преодолев в себе однажды, Можно жить по чести и без фальши. И одернуть в электричке хама, Тонущего вытащить на берег, Слабого спасти от хулигана, Если человек в себя поверит. Страх не должен управлять рассудком, Чтоб потом над вами насмехаться, Потому нам каждую минутку Надо человеком оставаться

3 слайд

Описание слайда:

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

4 слайд

Описание слайда:

Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль) Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмется военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побежденным, чем победителем. Ты же, все это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чем храбрость основывается - это для тебя не важно. (Иван Грозный)

5 слайд

Описание слайда:

Согласно словарю В.С.Безруковой, СМЕЛОСТЬ – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни. Синонимы: отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

6 слайд

Описание слайда:

ТРУСОСТЬ - одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Синонимы: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

7 слайд

Описание слайда:

В рамках данного направления мы поговорим о равнодушии и отзывчивости с нескольких позиций. 1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле). В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д. 2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах. В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

8 слайд

Описание слайда:

3. Смелость/трусость в жизни. Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации. 4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях. Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д. 5. Смелость и трусость в любви.

9 слайд

Описание слайда:

Примерный список тем Что значит быть храбрым? Для чего человеку нужна смелость? К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? Нужна ли смелость в любви? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Смелость - начало победы Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»? Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»? Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?

10 слайд

Описание слайда:

Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»? Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»? Какие поступки можно назвать смелыми? В чем разница между наглостью и смелостью? Кого можно назвать трусом? Можно ли воспитать в себе смелость? Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие» Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»? Каковы причины возникновения страха? Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом? Трусливость –это приговор? Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»? Можно ли любить того, кого боишься? Может ли смелый человек бояться чего-либо? Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает? Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»

11 слайд

Описание слайда:

Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»? Чем отличается истинная смелость от ложной? Всегда ли смелость выражается в поступках? Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»? Стыдно ли испытывать страх? Как экстремальные условия влияют на смелость? Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз»? Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Почему важно быть смелым в жизни? Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»? Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена»? Что значит быть смелым в повседневной жизни? Какая разница между смелостью и рискованностью? Чем отличается страх от трусости? Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки - дело времени и смелости ума»? Как сила воли связана со смелостью? Нужно ли иметь смелость, что сказать «нет»? Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов? Почему важно иметь смелость при принятии решений? Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

12 слайд

Описание слайда:

Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний»? Может ли трусость тормозить развитие личности? Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»? Как влияет смелость на формирование личности? Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными». Как влияет трусость на формирование личности? Чем отличается трус от смельчака? Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»? Почему люди боятся высказать свое мнение? Как проявляется смелость на войне? Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»? Какие качества человек проявляет на войне? Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»? Почему творчество требует смелости? Почему люди на войне проявляют трусость? Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна»? Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»? Как мнительность связана с трусостью? Нужна ли смелость в любви? Может ли трус быть счастливым? Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость - начало победы»?

13 слайд

Описание слайда:

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. В.К. Железников «Чучело» В.М. Гаршин «Трус» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В.В. Быков «Сотников» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен» А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера» Е. Ильина «Четвертая высота» Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден» В. Набоков «Приглашение на казнь» С. Коллинз «Голодный игры» А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» У. Голдинг «Повелитель мух» Р. Гальего «Белое на черном» Ф.М. Достоевский «Идиот» В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Дж. Оруэлл «1984» В. Рот «Дивергент» М.А. Шолохов «Судьба человека», «Нахаленок» Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель» М. Горький «Старуха Изергиль» А.Т. Твардовский «Василий Теркин» Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

14 слайд

Описание слайда:

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

15 слайд

Описание слайда:

Цитаты для итогового сочинения по направлению «Смелость и трусость". Будь смел на правду. Кто смел, тот и съел (и на коня сел) Смелость - начало победы. (Плутарх) Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес) Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс) Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.) Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь) Кто мужествен, тот смел. (Цицерон) Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо) Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

16 слайд

Описание слайда:

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес) В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий) Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий) Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель) Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон) Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс) Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

17 слайд

Описание слайда:

Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными. (Фукидид) Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро) Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль) Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен) Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий) Творчество требует смелости. (А. Матисс) Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

18 слайд

Описание слайда:

Успехи науки - дело времени и смелости ума. (Вольтер) Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк) Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак) Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский) Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне) Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон) Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди) Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

19 слайд

Описание слайда:

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах) Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт) Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро) Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен) Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант) Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский) Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций) Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер) Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций) При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф) Страх - плохой наставник. (Плиний Младший) Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза) Испуган - наполовину побежден. (А.В. Суворов) О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство - прохвосты. (А.Н. Толстой)

20 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага. По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами. Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.

21 слайд

Описание слайда:

Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание. Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.

22 слайд

Описание слайда:

Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности: Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна. Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. «На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен. Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре.

23 слайд

Описание слайда:

Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах" и др. Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом. Герой рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Он как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе. И тут он получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

24 слайд

Описание слайда:

В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе". Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

25 слайд

Описание слайда:

Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря. Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал»

26 слайд

Описание слайда:

Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» .В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения. Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.

27 слайд

Описание слайда:

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая». В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка

28 слайд

Описание слайда:

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом"

29 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость – темы, которые издавна поднимались в литературных произведениях (вспомним величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»). Актуальность этих тем связана с тем, что данные качества присущи каждому человеку, и в ситуации выбора он проявляет себя либо как смелый и волевой, либо как трус, который не хочет ничего решать, взваливая все на чужие плечи. Актуальность этих понятий для каждого человека подтверждается обилием пословиц и поговорок, посвященных трусости и смелости, афоризмов и крылатых фраз.

30 слайд

Описание слайда:

Биография Петра 3-го (Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) полна крутых поворотов. Он родился 10 (21) февраля 1728 г. и рано остался без матери. В возрасте 11 лет лишился и отца. Юношу готовили к шведскому престолу. Однако все изменилось, когда ставшая в 1741 г. императрицей Елизавета, не имея собственных детей, в 1742 г. объявила наследником российского престола своего племянника Петра 3-го Федоровича. Он был не слишком образован и, кроме латинской грамматики и лютеранского катехизиса, знал немного только французский язык. заставила Петра изучить основы православной веры и русский. В 1745 г. его обвенчали с будущей императрицей Екатериной 2-й Алексеевной, родившей ему наследника - . В 1761 г. (1762 г. по новому календарю), после кончины Елизаветы Петровны, Петр Федорович был объявлен императором без коронации. Правление его длилось 186 дней. Петр 3-й, открыто высказывавший симпатии к королю Пруссии Фридриху 2-му в период Семилетней войны , не пользовался популярностью в русском обществе.

Своим важнейшим манифестом от 18 февраля 1762 г. (Манифест о вольности дворянства) царь Петр 3-й отменил обязательную для дворян службу, упразднил Тайную канцелярию и позволил вернуться на родину раскольникам. Но популярности эти указы царю не принесли. За короткое время его правления усилилось крепостное право. Он повелел священнослужителям обрить бороды, одеваться на манер лютеранских пастырей, в церквях оставить только иконы Божьей Матери и Спасителя. Известны и попытки царя переделать на прусский манер российскую армию.

Восхищаясь правителем Пруссии Фридрихом 2-м, Петр 3-й вывел Россию из Семилетней войны и вернул Пруссии все завоеванные территории, чем вызвал всенародное негодование. Неудивительно, что скоро многие из его окружения стали участниками заговора, направленного на свержение царя. Инициатором этого заговора, поддержанного гвардейцами, стала жена Петра 3-го - Екатерина Алексеевна. Так начался 1762 г. В заговоре принимали деятельное участие Г. Орлов, К.Г. Разумовский, М.Н. Волконский.

В 1762 г. Семеновский и Измайловский полки присягнули на верность Екатерине. В их сопровождении она прибыла в Казанский собор, где и была провозглашена самодержавной императрицей. В тот же день новой правительнице присягнули сенат и Синод. Правление Петра 3-го завершилось. После того как царь подписал отречение, его сослали в Ропшу, где 9 июля 1762 г. он и скончался. Первоначально его тело было захоронено в Александро-Невской лавре, но позже, в 1796 г., его гроб поместили рядом с гробом Екатерины в Петропавловском соборе. Стоит отметить, что в период правления

Петр III был очень неординарным императором. Он не знал русского языка, любил играть в солдатики и хотел крестить Россию по протестантскому обряду. Его загадочная смерть привела к появлению целой плеяды самозванцев.

Наследник двух империй

Уже с рождения Петр мог претендовать на два императорских титула: шведский и русский. По линии отца он приходился внучатым племянником королю Карлу XII, который сам был слишком занят военными походами, чтобы жениться. Дедом Петра со стороны матери был главный враг Карла, российский император Петр I.

Рано осиротевший мальчик провел свое детство у дяди, епископа Адольфа Эйтинского, где в нем воспитали ненависть к России. Он не знал русского языка, был крещен по протестантскому обычаю. Правда, других языков кроме родного немецкого, он тоже не знал, лишь немного говорил по-французски.
Петр должен был занять шведский престол, но бездетная императрица Елизавета вспомнила о сыне своей любимой сестры Анны и объявила его наследником. Мальчика привозят в Россию навстречу императорскому престолу и гибели.

Игры в солдатики

На самом деле, болезненный юноша был особо никому не нужен: ни тетке-императрице, ни воспитателям, ни, впоследствии, жене. Всех интересовало лишь его происхождение, даже к официальному титулу наследника были добавлены заветные слова: «Внук Петра I».

А самого наследника интересовали игрушки, прежде всего – солдатики. Можем ли мы обвинить его в инфантильности? Когда Петра привезли в Петербург, ему было всего лишь 13 лет! Куклы привлекали наследника больше, чем государственные дела или юная невеста.
Правда, с возрастом его приоритеты не меняются. Он продолжил играться, но тайно. Екатерина пишет: «днём его игрушки прятали в мою кровать и под неё. Великий князь ложился первый после ужина и, как только мы были в постели, Крузе (камеристка) запирала дверь на ключ, и тогда великий князь играл до часу или двух ночи».
Со временем, игрушки становятся больше и опаснее. Петру разрешают выписать из Голштинии полк солдат, которых будущий император с энтузиазмом гоняет по плацу. А в это время его супруга учит русский язык и штудирует французских философов…

«Госпожа подмога»

В 1745 году в Санкт-Петербурге пышно отпраздновали свадьбу наследника Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II. Между юными супругами не было любви – слишком разнились они характером и интересами. Более интеллектуальная и образованная Екатерина высмеивает в мемуарах своего мужа: «и книг-то он не читает, а если и читает, то либо молитвенник, либо описания пыток и казней».

С супружеским долгом у Петра тоже было не все гладко, об этом свидетельствуют его письма, где он просит жену не делить с ним постель, которая стала «слишком узка». Отсюда и берет начало легенда о том, что будущий император Павел рожден вовсе не от Петра III, а от одного из фаворитов любвеобильной Екатерины.
Впрочем, несмотря на холодность в отношениях, Петр всегда доверял супруге. В затруднительных ситуациях он обращался к ней за помощью, и ее цепкий ум находил выход из любых неприятностей. Потому и получила Екатерина от мужа ироническое прозвище «Госпожа подмога».

Русская маркиза Помпадур

Но не только детские игры отвлекали Петра от супружеской постели. В 1750-м году ко двору были представлены две девочки: Елизавета и Екатерина Воронцовы. Екатерина Воронцова будет верной сподвижницей своей царственной тезки, Елизавета же займет место возлюбленной Петра III.

Будущий император мог взять себе в фаворитки любую придворную красавицу, но выбор его пал, тем не менее, на эту «толстую и нескладную» фрейлину. Любовь зла? Впрочем, стоит ли доверять описанию, оставленному в мемуарах забытой и брошенной супругой.
Острая на язык императрица Елизавета Петровна находила этот любовный треугольник весьма забавным. Она даже прозвала добродушную, но недалекую Воронцову «русской де Помпадур».
Именно любовь стала одной из причин падения Петра. При дворе стали поговаривать, что Петр собирается, по примеру предков, отправить жену в монастырь и заключить брак с Воронцовой. Он позволял себе оскорблять и третировать Екатерину, которая, на вид, терпела все его капризы, а на самом деле лелеяла планы мести и искала могущественных союзников.

Шпион на службе ее величества

Во время Семилетней войны, в которой Россия приняла сторону Австрии. Петр III открыто сочувствовал Пруссии и лично Фридриху II, что не прибавляло популярности юному наследнику.

Но он пошел еще дальше: наследник передавал своему кумиру секретные документы, информацию о численности и расположении русских войск! Узнав об этом, Елизавета была в ярости, но она многое прощала недалекому племяннику ради его матери, своей любимой сестры.
Почему наследник российского престола столь открыто помогает Пруссии? Как и Екатерина, Петр ищет союзников, и надеется обрести одного из них в лице Фридриха II. Канцлер Бестужев-Рюмин пишет: «Великого князя убедили, что Фридрих II его любит и отзывается с большим уважением; поэтому он думает, что как скоро он взойдёт на престол, то прусский король будет искать его дружбы и будет во всём помогать ему».

186 дней Петра III

После смерти императрицы Елизаветы Петр III был провозглашен императором, но не короновался официально. Он показал себя энергичным правителем, и за полгода своего царствования сумел, вопреки всеобщему мнению, многое сделать. Оценки его правления весьма разнятся: Екатерина и ее сторонники описывают Петра как слабоумного, невежественного солдафона и русофоба. Современные историки создают более объективный образ.

Первым делом Петр заключил мир с Пруссией на невыгодных для России условиях. Это вызвало недовольство в армейских кругах. Зато потом его «Манифест о вольности дворянской» подарил аристократии огромные привилегии. В то же время он издал законы, запрещающие мучить и убивать крепостных, прекратил преследование старообрядцев.
Петр III старался угодить всем, но в итоге все попытки оборачивались против него самого. Поводом к заговору против Петра стали его нелепые фантазии о крещении Руси по протестантскому образцу. Гвардия, главная поддержка и опора русских императоров, выступила на стороне Екатерины. В своем дворце в Ориенбауме Петр подписал отречение.

Жизнь после смерти

Смерть Петра – это одна большая загадка. Император Павел не зря сравнивал себя с Гамлетом: в течение всего правления Екатерины II тень ее умершего мужа не могла обрести покой. Но была ли императрица виновна в смерти супруга?

По официальной версии Петр III умер от болезни. Он не отличался хорошим здоровьем, а волнения, связанные с переворотом и отречением, могли убить и более крепкого человека. Но внезапная и столь скорая смерть Петра – через неделю после свержения – вызывала немало толков. Например, существует легенда, согласно которой убийцей императора был фаворит Екатерины Алексей Орлов.
Незаконное свержение и подозрительная смерть Петра породили целую плеяду самозванцев. Только в нашей стране более сорока человек пытались выдать себя за императора. Самым известным из них оказался Емельян Пугачев. За границей один из лже-Петров стал даже царем Черногории. Последний самозванец был арестован в 1797 году, через 35 лет после гибели Петра, и только после этого тень императора наконец обрела покой.

Пётр III Фёдорович Романов

Пётр III Фёдорович Романов

Пётр III (Пётр Фёдорович Романов , имя при рождении Карл Пе́тер У́льрих Го́льштейн-Го́тторпский ; 21 февраля 1728, Киль - 17 июля 1762,Ропша— российский император в 1761-1762, первый представитель Гольштейн-Готторпской (вернее: Ольденбурской династии , ветви Гольштейн -Готторп , официально носившей имя "Императорский Дом Романовых ") на русском престоле, муж Екатерины II, отец Павла I

Петр III (в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, 1762)

Петр III

Короткое правление Петра III продолжалось менее года, однако за это время император успел настроить против себя практически все влиятельные силы в русском дворянском обществе: двор, гвардию, армию и духовенство.

Родился он 10 (21) февраля 1728 в Киле в герцогстве Гольштейн (северная Германия). Немецкий принц Карл Петр Ульрих, получивший после принятия православия имя Петр Федорович, был сыном герцога Карла Фридриха Голштейн-Готторпского и старшей дочери Петра I Анны Петровны.

Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский

Анна Петровна

Вступив на престол, императрица Елизавета Петровна вызвала сына любимой сестры в Россию и назначила в 1742 г. своим наследником. Карл Петр Ульрих был в начале февраля 1742 привезен в Петербург и 15 (26) ноября объявлен ее наследником. Тогда же принял православие и получил имя Петра Федоровича

Елизавета Петровна

В качестве учителя к нему приставили академика Я. Штелина, который не смог добиться в образовании принца каких-либо значительных успехов; того увлекало лишь военное дело и игра на скрипке.

Пётр Фёдорович в бытность Великим князем. Портрет работы

В мае 1745 принц провозглашен правящим герцогом Гольштейна. В августе 1745 вступил в брак с принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, будущей Екатериной II.

Петр Федорович (великий князь) и Екатерина Алексеевна (великая княгиня

Цесаревич Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. 1740-е гг. Худ. Г.-К. Гроот.

Брак был неудачным, только в 1754 у них родился сын Павел, а 1756 - дочь Анна, умершая в 1759. Имел связь с фрейлиной Е.Р. Воронцовой, племянницей канцлера М.И. Воронцова. Будучи поклонником Фридриха Великого, публично высказывал во время Семилетней войны 1756-1763 свои пропрусские симпатии. Открытая неприязнь Петра ко всему русскому и явная неспособность его к государственным делам вызвали беспокойство Елизаветы Петровны. В придворных кругах выдвигались проекты передачи короны малолетнему Павлу при регентстве Екатерины или самой Екатерине.


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве ( , )


Петру и Екатерине были пожалованы во владение Ораниенбаум под Петербургом

Однако императрица не решилась изменить порядок престолонаследия. Бывший герцог, которого с рождения готовили к занятию шведского престола, поскольку он являлся также и внуком Карла XII, учил шведский язык, шведское законодательство и шведскую историю, с детства привык относиться к России с предубеждением. Ревностный лютеранин, он не смог примириться с тем, что его заставили переменить веру, и при всяком удобном случае старался подчеркнуть свое презрение к православию, обычаям и традициям страны, которой ему предстояло управлять. Петр не был ни злым, ни коварным человеком, напротив, часто проявлял мягкость и милосердие. Однако его крайняя нервная неуравновешенность делала будущего государя опасным, как лицо, сосредоточившее в своих руках абсолютную власть над огромной империей.

Пётр III Фёдорович Романов

Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка Петра III

Став после смерти Елизаветы Петровны новым императором, Петр быстро обозлил против себя придворных, привлекая на государственные должности иностранцев, гвардию, отменив елизаветинские вольности, армию, заключив невыгодный для России мир с побежденной Пруссией, и, наконец, духовенство, приказав вынести из церквей все иконы, кроме самых важных, обрить бороды, снять облачения и переодеться в сюртуки на подобие лютеранских пасторов.

Императрицы Екатерины, Великий со своим мужем Петром III в России и их сына, будущего императора Павла I

С другой стороны, император смягчил гонения на старообрядчество, подписал в 1762 г. указ о вольности дворянства, отменив обязательную службу для представителей благородного сословия. Казалось, он мог рассчитывать на поддержку дворян. Однако правление его окончилось трагически.


Петр III изображен на коне среди группы солдат. Император носит орденов Святого Андрея Первозванного и Святой Анны.Табакерка украшенные миниатюрами

Многие не были довольны тем, что император заключил союз с Пруссией: незадолго до того, при покойной Елизавете Петровне, русские войска одержали ряд побед в войне с пруссаками, и Российская империя могла рассчитывать на немалые политические выгоды от успехов, достигнутых на полях сражений. Союз с Пруссией перечеркивал все подобные упования и нарушал добрые отношения с прежними союзниками России - Австрией и Францией. Еще большее недовольство вызвало привлечение Петром III на российскую службу многочисленных иностранцев. При российском дворе не было влиятельных сил, поддержка которых обеспечила бы новому императору устойчивость правления.

Портрет великого князя Петра Фёдоровича

Неизвестный русский художник ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III Последняя треть XVIII в.

Воспользовавшись этим, сильная придворная партия, враждебная Пруссии и Петру III, в союзе с группой гвардейцев и совершила переворот.

Петр Федорович всегда опасался Екатерины. Когда после смерти императрицы Елизаветы он стал русским царем Петром III, венценосных супругов почти ничего не связывало, но многое разделяло. До Екатерины доходили слухи, что Петр хочет избавиться от нее, заточив в монастырь или лишив жизни, а их сына Павла объявить незаконнорожденным. Екатерина знала, сколь круто обходились с постылыми женами российские самодержцы. Но она много лет готовилась взойти на престол и не собиралась уступать его человеку, которого все не любили и "в голос без трепета злословили".

Георг Кристоф Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича (впоследствии император Петр III

Спустя полгода после того, как 5 января 1762 г. Петр III вступил на престол, группа заговорщиков во главе с любовником Екатерины графом Г.Г. Орловым воспользовалась отсутствием Петра при дворе и выпустила от имени полков императорской гвардии манифест, по которому Петр лишался трона, а императрицей провозглашалась Екатерина. Она была коронована епископом Новгородским, Петра же заключили в загородный дом в Ропше, где он в июле 1762 был убит, по-видимому, с ведома Екатерины. По словам современника тех событий, Петр III "позволил свергнуть себя с престола, как ребенок, которого отсылают спать". Его гибель вскоре окончательно освободила Екатерине дорогу к власти.


в Зимнем дворце гроб был поставлен рядом с гробом императрицы Екатерины II (зал был оформлен по проекту архитектора Ринальди)


После официальных церемоний прах Петра III и Екатерины II был перенесен из Зимнего дворца в собор Петропавловской крепости

















Эксгумации Петра III посвящена эта аллегорическая гравюра Николая Анселена


Гробницы Петра III и Екатерины II в Петропавловском соборе


Шляпа императора Петра III. 1760-е


Рубль Петра III 1762 СПб серебро


Портрет императора Петра III (1728-1762) и вид на памятник императрице Екатерине II в Петербурге

Неизвестный севернорусский резчик. Плакетка с портретом великого князя Петра Федоровича. СПб (?), сер. 19 века. Мамонтовый бивень, рельефная резьба, гравировка, сверление Петр III, его близкие и его окружение ":
Часть 1 - Пётр III Фёдорович Романов

Император Пётр III (1728-1762) правил Российской империей в 1761-1762 годах. Срок его правления составил всего лишь 186 дней. Он вступил на престол 25 декабря 1761 года, а уже 28 июня 1762 года был свергнут своей женой Екатериной.

Этот государь приходился сыном старшей дочери Петра I Анне Петровне (1708-1728), родившейся от любовной связи императора-реформатора с Мартой Скавронской (будущей императрицей Екатериной I). В 1725 году цесаревна Анна вышла замуж за герцога Карла Фридриха Гольштейна-Готторпского. Летом 1727 года супруги уехали в столицу Голштинии город Киле, а 10 февраля 1728 года Анна родила сына, которого назвали Карл Петер Ульрих. Так появился на свет будущий государь Пётр III.

Портрет императора Пётра III
Художник Л. К. Пфанцельт, 1762 год

Мать мальчика вскоре после родов умерла от родильной горячки. Перед кончиной она изъявила желание быть погребённой в Санкт-Петербурге. Последняя воля молодой женщины была исполнена, и её похоронили в Петропавловском соборе.

Отец уделял сыну минимум внимания. Он отдал его в руки невежественных и жестоких воспитателей. Те больше издевались над ребёнком, чем давали ему знания. Мальчика секли розгами за малейшую провинность, и тот превратился в нервного, боязливого, но в то же время простодушного и наивного молодого человека.

В 1739 году отец мальчика Карл Фридрих скончался. Юный принц получил титул герцога Голштинского. В 1741 году к власти в Российской империи пришла тётка Карла Петера Елизавета Петровна , приходившаяся Анне младшей сестрой. У взошедшей на престол императрицы не было детей, поэтому она тут же вызвала к себе племянника. Его окрестили по православному обряду, назвали Петром Фёдоровичем и объявили наследником российского престола.

Вначале у племянника с тёткой сложились хорошие отношения, но затем испортились. Юноша оказался равнодушным ко всему русскому, так как детские годы его жизни прошли в Голштинии. Поэтому он вёл себя так, как не нравилось императрице. Она видела в племяннике человека упрямого, неумного и мало способного управлять огромной страной. Императорский двор тоже относился к наследнику престола как к чужаку.

В 1745 году Петра Фёдоровича женили на цербтской принцессе Софии Фредерике Августе. Она приходилась жениху троюродной сестрой. В Россию невеста приехала вместе с матерью в 1744 году, приняла православие и получила имя Екатерина Алексеевна .

На время бракосочетания невесте было 16 лет, а жениху 17. К тому же молодой муж продолжал оставаться большим ребёнком. Он играл в солдатиков и в другие детские игры, не уделяя жене никакого внимания. Лишь в 1754 году у великокняжеской пары родился сын Павел . Младенца тут же забрали у родителей, и его воспитанием занималась сама императрица. В 1757 году Екатерина родила девочку Анну. Но та умерла от оспы в 1759 году.

Портрет Петра III Фёдоровича и его жены Екатерины Алексеевны

Правление Петра III (1761-1762)

Императрица Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 года, и на российский престол вступил император Пётр III. Следует отметить, что за короткий срок своего правления новый государь успел провести в жизнь много важных решений.

Он упразднил Тайную канцелярию. Стал инициатором выпуска бумажных денег (ассигнаций). Они появились в обороте в 1769 году. Издал указ о свободе внешней торговли. Положил конец преследованию старообрядцев. Многие законодательные акты, которые были приняты во время правления Петра III Фёдоровича, стали тем фундаментом, на котором впоследствии царствовала Екатерина II.

Был принят очень важный документ - "Манифест о вольности дворян". При Петре I дворяне служили государству всю жизнь. При Анне Иоанновне срок был сокращён до 25 лет. Теперь же дворянство получило право вообще не служить на государственной службе. Однако в дальнейшем к тем людям, которые игнорировали службу, относились довольно насмешливо. Их называли недорослями независимо от возраста и титула. Поэтому, как правило, служили все.

Государь прекратил военные действия с Пруссией, которые велись чрезвычайно успешно для России при Елизавете Петровне. С Фридрихом II был заключён мир. По нему все завоёванные земли в Восточной Пруссии, за которые русские солдаты пролили свою кровь, были возвращены противнику. Таким образом, Российская империя вышла из Семилетней войны практически ни с чем.

И хотя внутри страны реформы были явно прогрессивные, император настроил против себя гвардию и дворянство. Он демонстративно пренебрегал обычаями и традициями России, ввёл в армии прусскую форму, а также решил в союзе с Пруссией начать войну против Дании. При этом в датский поход решено было направить гвардию.

Недовольство действиями императора росло, а авторитет его жены Екатерины Алексеевны укреплялся. Она завела много полезных связей при дворе, окружила себя фаворитами из гвардейцев и стала всерьёз задумываться о российской короне. Одним словом, возник заговор, во главе которого стояла супруга самодержца всероссийского.

Государю не раз говорили доброжелатели, что готовится его свержение. Но тот отмахивался от подобных сообщений, и летом 28 июня 1762 года переворот свершился. В тот день Екатерина рано утром уехала из Петергофа, где находился император со своим двором.

В то же самое время преданные ей гвардейцы Орловы подняли мятеж. Войска вышли из казарм на улицы столицы и приветствовали прибывшую из Петергофа Екатерину. Затем присягнули ей на верность и вместе с новоиспечённой государыней двинулись в Петергоф.

Узнав об этом, император Пётр III попытался укрыться в Кронштадте. Но тот уже присягнул Екатерине. Тогда государь отправился в Ораниенбаум, где вскоре появились восставшие гвардейцы. Они арестовали самодержца, и тот безропотно подписал отречение от престола. После этого свергнутого государя под усиленной охраной отправили в имение Ропша. На территории имения 6 июля 1762 года он и умер. Смерть носила загадочный характер. Предполагается, что Петра III задушили гвардейцы.

Тело похоронили без почестей в Александро-Невской лавре. В 1796 году, когда скончалась Екатерина II, прах императора перенесли в Петропавловский собор .

Алексей Стариков