Отличается морская. Разница между морскими рыбами и речными. Самое большое море

Вопрос о ребенке как раз принадлежит к числу таких, где до сих пор мифология цветет пышным цветом. Любая мать, например, задумывается, откуда берутся у ее ребенка те или иные проявления. Типичные мифоло­гические ответы состоят, по существу, в преувеличении роли либо наследственности, либо среды. Приверженцы первой точки зрения полагают, что люди появляются на этой земле разными и в течение своей дальнейшей жизни не меняются. Для них ребенок уже с мо­мента появления на свет наделен определенными чертами харак­тера, умственными способностями и еще чем-то таким, что предо­пределяет его судьбу - удачей, жребием.

Вторая точка зрения состоит в том, что люди - их своеобра­зие - всецело определяются воздействием среды. Здесь имеются две различных возможности: 1) либо предполагается, что можно точно предусмотреть все воздействия и влияния среды, и тогда, по существу, это позиция Пигмалиона (или советского государства): дайте мне ребенка, и я сделаю из него все, что захочу; 2) либо признается, что влияния среды настолько многоразличны и много­численны, что с практической точки зрения бессмысленно даже пытаться что-нибудь предусмотреть или предсказать, и из ребенка может получиться все что угодно.

Придерживаться мифов просто и в силу этого приятно. Вопрос об ответственности за собственное поведение и поведение ребенка теряет всякое содержание: либо все определяют врожденные фак­торы, либо среда. Если врожденные факторы, то заниматься вос­питанием (или самовоспитанием) совершенно бесполезно, так как наследственность - то, с чем человек родился, - все равно свое возьмет. Если же все определяет среда, то либо я контролирую ее воздействия, и тогда все влияния среды очень существенны в плане формирования характера, либо пытаюсь учесть сочетание ее бес­численных факторов, что все равно бесполезно, и это снова помо­гает нам увильнуть от ответственности.

Отчасти содержание мифов можно проверить данными науки. Например, точно установлено (близнецовыми исследованиями и многими другими методами), что вклад врожденных факторов в показатель интеллекта (IQ - Intelligent quotient) равен приблизи­тельно 80%. Иными словами, показатель интеллекта, насколько можно сейчас об этом судить, целиком определяется наследствен­ностью и от среды не зависит. Но это, что важно, не значит, что в свойствах ребенка повторяются свойства родителей: совокуп­ность прирожденных свойств сложным образом зависит от наслед­ственных факторов, ребенок может быть вовсе не похож ни на од­ного из родителей. «Бывает, впечатлительный ребенок фантазиру­ет, что он в доме родителей - подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетия назад» (Януш Корчак).

Показатель интеллекта показывает, насколько хорошо для свое­го возраста дети решают разные задачи. По мере того как дети ра­стут, возрастают и их способности к решению задач. Этот (несом­ненный) факт привел Альфреда Бине к идее «умственного возра­ста» и породил идею определять коэффициент интеллекта, однако его огромное значение не только в этом: столько раз говорилось о том, что все дети - гении, что мы не всегда держим в уме, что все-таки взрослые умнее детей, т.е. лучше решают задачи. Редко кто постоянно, независимо от возраста, прогрессирует в интеллек­туальных способностях, обычно старость все-таки приходит, и человек начинает хуже справляться с задачами, предъявляемыми жизнью, но все-таки на большом пространстве возраста от рожде­ния до зрелости человек умнеет, взрослеет, растет его личность, созревают чувства.

Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что умственные навыки связаны между собой: если человек обладает хорошей памятью, очень велика вероятность того, что у него большой словарный запас и он легко справляется с арифме­тикой. Так обычно и бывает: способный ребенок способен во всем. Правда, это не относится к так называемым творческим способ­ностям (креативности) - высокий показатель интеллекта служит только залогом того, что ребенок может хорошо учиться, будет ус­певать в средней и высшей школе. Коэффициент интеллекта (КИ), необходимый для того, чтобы успешно учиться в университете, составляет 120%; 100% КИ является нормой, а 140 и 80% встреча­ются довольно редко.

Другие измерения личности, если не претендовать на научную точность, можно в совокупности назвать характером. И вот здесь

разделить влияния наследственности и среды значительно труднее. Дело в том, что в нормальном случае среду ребенка образуют и определяют в основном его родители со всеми своими наследст­венно предопределенными особенностями, поэтому справедливо будет сказать, что в данном случае среда является продолжением наследственности. Разделить влияния среды и наследственности в этом - нормальном - случае не просто трудно, а невозможно.

Как уже говорилось (см. ч. 1, «Культура»), помимо наследствен­ности и среды нужно учитывать такой механизм передачи инфор­мации, как культурная преемственность. Напомним: если пере­метить всю популяцию зайцев в данной роще и пристально наблю­дать за ними, можно увидеть, что через 20 лет ни одного меченого зайца не останется в живых, а тем не менее нравы, обычаи, привычки зайцев останутся теми же. Культурная преемственность состоит в том, что новым (новорожденным) членам сообщества передаются культурные традиции.

Как сказал Эдвард Сепир, мы все участвуем в заговоре относи­тельно реальности: мы договорились понимать ее определенным образом. На самом деле это неточно: никто ни с кем договаривал­ся - дети в процессе своего развития постепенно приобщаются к определенному способу миропонимания, принятому в данном обществе. Если в обществе господствует, например, мифологичес­кий взгляд на мир, ребенок и вырастает в лоне этого взгляда. Свой особый мир, свой контекст бытия есть у каждого народа, у каждой семьи, у каждой школы.

В процессе складывания личности происходит привыкание к контексту данной гуманитарной системы - всех гуманитарных сис­тем, в деятельности которых участвует ребенок. Пресловутое «поче­му?» ребенка снова и снова напоминает нам, что очень многое в жизни для нас «само собой разумеется», а когда хочешь искренне ответить на детский вопрос, обнаруживаешь полную невозможность это сделать. Ты просто привык обращаться с предметами и явлениями «правильно», «конвенционально», «как все». Вопрос «Почему?» у ре­бенка может означать: что это такое? как это делают? и что это зна­чит? - и переводиться приблизительно так: научи меня обращаться с предметами и понятиями так, как это делают все люди, даже если не умеют об этом рассказать. Процесс приобщения к культуре пред­ставляет собой процесс привыкания к совместному с другими людь­ми употреблению понятий и обращению с предметами.

Ребенку приходится самому выстраивать контекст существова­ния в культуре, в различных ее подсистемах, и этим его положение

в корне отличается от позиции взрослого, который просто уже выстроил этот контекст, а выстроив, перевел его в подсознание и потерял от него ключи. Никто не помнит, как это дьявольски труд­но завязывать шнурки, чистить зубы, читать и писать, платить деньги, понимать фильмы и музыку. В каких еще подсистемах социума мы должны действовать, не задумываясь о заговоре, в котором мы все принимаем участие? Неосознаваемый контекст бытия, будучи осво­енным, принимается нами как должное, мы привыкаем его исполь­зовать, не задумываясь о его существовании.

Жить вместе с другими, совместно с другими - это быть спо­собным понимать некоторые простые вещи, которые совершенно не требуют объяснения, но при попытке сделать это взрослый рас­терянно останавливается, как перед внезапно возникшей стеной. Это порою странно обнаруживать: ты понимаешь окружающую те­бя реальность совершенно определенным образом, но не отдаешь себе в этом отчета; ты уверен, что и другие разделяют твою уве­ренность в том, что все люди понимают эту реальность одинаково. И так оно и есть, но только в пределах того сообщества, которое сложилось в данное время и в данном месте.

Например, дзэн-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории совре­менной западной мысли. Это не религия и не философия, не пси­хология и не наука, это образец того, что в Индии и Китае назы­вают «путь освобождения». Западная мысль становится в тупик при попытках описать этот феномен - путь освобождения не подда­ется положительному определению, его можно описать лишь кос­венно, указав, чем он не является.

Слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания. Ребенок осваивает не только сам язык, но те особенности мышления, которые с помощью языка выражаются. Знаменитый чаньский вопрос: «Куда девается кулак, когда я разжимаю пальцы?» - подразумевает для европейца, что объект (кулак) существовал, а потом куда-то делся. В китайском же языке многие слова являются одновременно и гла­голами, и существительными, так что человеку, мыслящему по-ки­тайски, нетрудно понять, что он никуда не делся, для него предметы являются также действиями (сжимание и разжимание кулака), и наш мир - совокупность скорее процессов, чем сущностей.

Кроме языка, ребенок должен воспринять многие другие раз­новидности кодов. Нам трудно общаться друг с другом, если мы не можем идентифицировать себя в терминах ролей - отец, учи-

тель, рабочий, художник, «славный парень», спортсмен и т.д. В той степени, в какой мы идентифицируем себя с этими стереотипами и связанными с ними правилами поведения, мы и сами ощущаем, что на самом деле чем-то являемся.

Воспитание представляет собою процесс, в результате которого человек становится способен играть эти социальные роли, отожде­ствлять себя с одним или несколькими сообществами, осваивает коды, при помощи которых данное сообщество выражает свое миропонимание. «Что такое ребенок?» «Чем, собственно говоря, ребенок отличается от взрослого?» Вот чем - естественной (пото­му что все через это проходят) недееспособностью. Он не умеет, не знает, а потому и не может того, что может взрослый, и пока и поскольку это так, он является ребенком. Он станет взрослым, когда у него появится неявный контекст бытия.

Посвященным функциям

полушариев, я лишь слегка коснулась темы,

как часто нас ограничивает предыдущий опыт.

И вот, совершенно неожиданно, она получила новое звучание.

В тот же день я посетила мастер-класс компании Business Relations

" Как создать яркое будущее?"

Его провел Арсен Рябуха. Очень образно, убедительно и с большой долей юмора он доказал, что довольно часто наш жизненный опыт нам мешает .

Как же так?

Ведь мы считаем, что именно опыт дает нам определенные преимущества.

Именно этим взрослые и отличаются от детей . Мы знаем что-то такое, чего они еще не ведают.

Другой вопрос: "Делает ли это знание нас счастливее?"

Весь зал начал смеяться, когда Арсен предложил ответить на вопрос: "Встречали ли вы хоть одного 3-ех летнего ребенка-скептика или ребенка в депрессии?"

Ну да, это даже трудно представить.

А сколько таких людей среди взрослых?

дети всегда живут в моменте здесь и сейчас

Наши маленькие детки взирают на мир открытыми и доверчивыми глазами. Они находятся в удивительном состоянии полного принятия жизни и еще не отягощены своим прошлым.

Его у них слишком мало.

Дети не учатся жить в моменте "Здесь и Сейчас", имея эту способность от рождения. Они очень органичны в этом состоянии и умеют получать удовольствие от самых разных мелочей, на которые мы уже давно не обращаем внимание.

Когда малыш чего-то хочет, то отдается этому со всей неистовой страстью своего желания. И меньше всего думает о возможных препятствиях и ограничениях.

Мы, взрослые, очень часто теряем эту способность: "Радоваться тому, что имеем сейчас".

В отличие от детей мы умеем смотреть в Будущее только через призму своего опыта.

Это происходит независимо от того, насколько мы успешны или реализованы.

Замечательно, когда этот опыт - позитивный.

А если нет? Такое ведь тоже случается.

Эта метафора Арсена понравилась мне своей точностью:

"Так как наш взгляд почти все время обращен к опыту прошлого, мы движемся к будущему спиной. Может из-за этого, параллель между нашим прошлым и задницей напрашивается сама собой "- пошутил Арсен.

"А разве не так? Ведь именно эта, выдающаяся часть тела, находится впереди нашего движения к будущему. И если говорить образно: то у кого-то она или оно (задница = прошлое) очень большая, у кого-то поменьше. Только суть та же. Двигаясь столь неудобным способом, мы умудряемся собирать и собственные продукты жизнедеятельности - все то, что наше прошлое переработало и выдало за неудачный опыт. Мы не желаем расставаться с этим грузом. И с каждым шагом он становится все больше и тяжелее. Мы тянем его из последних сил, но редко задаемся вопросом:

"Зачем? Зачем мы так упорно тащим с собой то, что не приносит нам пользу? Какой в этом смысл?"

Мы забываем о том, что опыт – всего лишь наш уникальный способ восприятия и осмысливания информации, который мы выдаем за истину. Хотя, истины, как таковой не существует.

"Истина - это то, что полезно" - гласит одно из правил НЛП

Представьте, что мы ждем переезда в новую, просторную квартиру. Но вместо того, чтобы выбросить ненужный хлам, накопившийся за эти годы, мы грузим все в бесчисленные коробки.

С красными от напряжения лицами, забиваем грузовик под завязку, ревностно наблюдая, чтобы ничего из нажитого не пропало. А, разложив барахло, удивляемся: "Почему квартира не радует? Вчера она выглядела такой большой и светлой. А сегодня удивительным образом напоминает прежнее жильё."

Мы не осознаем, что дело не в квартире, а в том, чем мы её забили. "Тараканы нашего прошлого" всегда оказываются вместе с нами, если вовремя не избавляться от них, вместе с отжившими век вещами. Можно, конечно, игнорировать, брезгливо отворачиваться, бояться или страдать, глядя на их полчища. В лучшем случае нам снова захочется поменять квартиру (и мы по старой привычке соберем все свои коробки), в худшем,- тараканы сделают нашу жизнь невыносимой.

Почему мне пришла в голову именно эта метафора?

К счастью, я давно не встречалась вживую с этим "Ужасным Зверем", но его виртуальные собратья (негативные мысли и эмоции) время от времени заводятся в моей голове.

И, чтобы избавится от них, я выбрала Жизнь в Осознанности .

Первый шаг к этому – я стала наблюдателем своей собственной жизни, умозаключений и чувств, которые испытываю (умею замечать тараканов).

Второй – я благодарю любой опыт за ту пользу, которую он приносит (понимаю причину появления тараканов).

Третий – выбрасываю из головы те мысли и эмоции, которые мне мешают (избавляюсь от ненужного хлама и тараканов).

В отличие от нас, наши дети живут в чистом пространстве. Они существуют в состоянии полной открытости, радости и ожидания бесконечного волшебства. Их ничего не сдерживает, кроме нас, взрослых.

Мы делаем из них свои маленькие копии, наполняя сомнениями, страхами, неуверенностью. Привычно передаем им свой опыт, так же, как когда-то получили его. Оставляя им в наследие "тараканов своего и родительского прошлого".

Руководствуясь добрыми побуждениями, мы открываем им всю правду о мире. Не давая возможность познать собственные истины.

Они взрослеют и бунтуют против этого. Набивают собственные шишки и получают свой опыт. Проходит время и круг замыкается….

У них появляется свой маленький ребенок, которого так хочется уберечь, огородить от опасностей непредсказуемого мира.

"Это - невозможно! Это – плохо! А вот так – нельзя!"- говорят они уже своему малышу. И в этот момент, в их голове слышится до боли знакомый мамин голос.

Эту эстафету поколений можно остановить. И стоит начать с себя.

Попробуйте понаблюдать: "Чем же взрослые отличаются от детей?"

И возьмите у своих маленьких деток те бесценные уроки мудрости, которые, в отличие от нас, они еще не успели забыть.

Спасибо Арсену Рябухе за то, что еще раз напомнил об этом (хотя мастер-класс был посвящен совсем другой теме).

P.S В 2009 году на ОРТ вышел документальный фильм "Контекст, или искусство быть счастливым". В его основу легли материалы тренинга компании Business Relations (президент, он же и ведущий тренинга "Контекст" - Владимир Герасичев). Фильм в буквальном смысле "взорвал аудиторию" и вызвал оживленные дискуссии. Сейчас уже отсняты материалы для 2-ого фильма, который состоит из 8-ми серий. Не так давно я побывала на закрытом показе 1-ой серии - Прощение. Очень мощное впечатление! Надеюсь, что наш Первый Канал в скором времени начнет показывать этот фильм.

ВСЕГО ДОБРОГО!
С УВАЖЕНИЕМ, АРИНА

Мы привыкли слышать высказывания по поводу того, что ребенок - это копия его мамы, папы или бабушки, лишь с разницей в масштабах. Верно ли такое понятие? Задумавшись над этим вопросом, каждый из нас понимает, что сходство между маленькими детьми и взрослыми ограничивается лишь внешними признаками. Рассмотрим подробнее, чем отличается ребенок от взрослого и почему важно это понимать каждому родителю?

Дети

Где граница между детством и взрослой жизнью? Детским возрастом принято считать отрезок жизни, который начинается с момента появления на свет младенца и заканчивается с наступлением полового созревания. У каждого ребенка этот период включает разное количество времени, но к средним показателям относят первые 14 лет жизни. На протяжении этого времени организм и все физиологические процессы у детей имеют свои особенности. Хорошим наглядным примером может стать процесс развития малыша в первые годы жизни. Дети преображаются очень быстро: меняются и головы, ребенок интенсивно растет и набирает вес, а также молниеносно развивает свои навыки, моторику и опорно-двигательные функции. Чем отличается ребенок от взрослого в первые годы своей жизни? Ответ находится на поверхности: все процессы в организме протекают значительно быстрее. Поэтому родители должны понимать, что у растущего организма и потребности соответствуют скорости развития.

Чем взрослый отличается от ребенка?

К главному отличию можно отнести умение управлять своими эмоциями. Человек, не страдающий заболеваниями психики, в любой ситуации способен контролировать свое поведение, независимо от настроения. Дети, особенно маленькие, неспособны этого делать. Этой характерной особенностью можно объяснить шалости, гиперактивность и капризы малышей. С возрастом, благодаря наставлениям родителей и формированию нервной системы, ребенок начинает проявлять умение владеть собой независимо от настроения.

Еще одним важным аспектом вопроса «Чем отличается ребенок от взрослого?» является тот факт, что малыш неспособен обеспечить свое существование. Поэтому он всегда зависим от взрослых. Малыш неспособен принимать взвешенные решения самостоятельно, в отличие от своих родителей. Чаще всего чадо копирует наше поведение, тогда как взрослый является самодостаточной личностью и в объекте подражания не нуждается.

Каждый из нас занимается серьезными делами, а в это время наши детки познают мир, играя.

Все эти аспекты очень важны в развитии каждого маленького члена общества, поэтому родители должны в полной мере обеспечить своим детям питание, уход, понимание, любовь, защиту, достойный образец поведения и развивающие игры.

Что дети делают лучше взрослых?

Наверное, все согласятся, что наши дети умеют лучше нас смеяться и радоваться, любить просто так и быть искренними. В завершение хочется отметить, что над вопросом, чем отличается ребенок от взрослого, полезно задуматься каждому родителю, тогда будет проще простить наших чад за шалости и капризы. А также это поможет осознать потребность детишек в постоянном движении вперед.

О том, почему вокруг так мало по-настоящему взрослых людей, рассуждает психолог и телеведущая Галина Тимошенко

Каждый ребенок мечтает как можно скорее стать взрослым. При этом по-настоящему взрослых людей вокруг нас возмутительно мало. Может быть, выросшие дети просто не имеют внятного представления о том, что же такое взрослость, а значит, и никак не могут ее достичь?

Роль отца в жизни ребенка переоценить сложно, а вот недооценить можно. Чтобы этого не было, следуйте 10 простым правилам-рекоммендациям отцовского общения с ребенком.1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра.

Значит, первое, что нам нужно сделать, – это, как всегда, определиться с самим понятием взрослости. Итак, кто у нас в обществе обычно называется взрослым человеком? Первый и наиболее очевидный ответ: тот, кто по закону достиг совершеннолетия. В 18 лет человек обретает право избирать и быть избранным, отвечать за уголовные преступления по всей строгости, водить автомобиль, создавать семью и пр. Правда, употреблять спиртные напитки он почему-то еще права не имеет. И тогда возникает еще один ответ – очень забавный, но тем не менее логичный: взрослый – это тот, кому исполнился 21 год. Ведь он уже имеет полное законное право напиваться до полного изумления! Есть, конечно, и другие варианты ответов. Возникают они из очевидности того, что 18-летний человек весьма нередко находится на полном содержании у родителей и потому серьезно ограничен в своих поступках. Потому одно из самых распространенных представлений о взрослости звучит так: человек становится взрослым, когда начинает сам себя обеспечивать. Спору нет, критерий очень значимый. Вот только не однажды ко мне на прием мамы приводили 30-летних «детей», самостоятельно зарабатывающих весьма неплохие деньги. Вы готовы были бы счесть их взрослыми?

Еще один миф: человек становится взрослым тогда, когда начинает жить отдельно от родителей. Но вы ведь наверняка видели самостоятельно живущих, отнюдь не юных, высокооплачиваемых людей, которые каждый день звонят своим мамам – причем вовсе не потому, что так уж сильно по ним скучают, а потому, что мамы этого требуют. Они – взрослые? Следующая, не менее странная идея: взрослый человек – это тот, кто уже создал собственную семью. А если вспомнить о 20-летних супругах, живущих на родительские деньги? Или о 40-летних мужьях (да, впрочем, и женах), которые ни одного шага не предпримут, если он не будет одобрен мамой? Их вы готовы называть взрослыми? И, наконец, есть еще один миф, распространенный в основном среди детского населения. Этот вариант тщательно насаживается в юные головы родителями: дескать, вот станешь взрослым – поймешь, почем фунт лиха. Узнаешь, что такое вкалывать чуть ли не сутками, ограничивать себя во всем, ночами не спать, сидя над плачущим дитятей… Список ужасов может быть дополнен или видоизменен в зависимости от фантазии и жизненного опыта родителей.

Спору нет, все вышеописанные прелести имеют место быть во взрослой жизни. Вот только ребенок, слушая это с регулярностью, достойной лучшего применения, привыкает к мысли: быть взрослым – настолько мучительно, неприятно и сложно, что лучше вовсе никогда им не становиться. В самом деле, какой здравомыслящий человек по доброй воле согласится на все те страдания, которые им пророчат добрые воспитатели?!

Кстати, а что означает само слово «воспитание»? Про «питание» все вроде бы и так понятно, а приставка «вос-» в русском языке обычно обозначает либо увеличение, подъем (как, например, в слове «восхождение»), либо повторение (как в слове «воссоздание»). Получается, что весь сложнейший и тончайший комплекс действий по взращиванию ребенка сводится всего лишь к повторяющемуся – или возрастающему – питанию. Ужасно? Только дети, растущие в диких природных условиях (например, в африканских племенах или у южноамериканских индейцев), начинают считаться взрослыми людьми с того момента, когда оказываются способными удовлетворять все свои чисто физиологические потребности без помощи взрослых. И не просто считаются, а сами их и удовлетворяют! И по данным исследований, такие дети до пяти лет значительно опережают по физическому и психическому развитию своих сверстников в западных странах. Правда, потом они начинают столь же стремительно отставать. Но это уже связано с ограниченностью самих условий их существования. Рискну сформулировать такое определение: взрослым можно считать только того человека, который сам решает свои жизненные задачи. И не надо говорить, что мы возвращаемся к тому, что взрослый – это тот, кто сам зарабатывает себе на жизнь! Это совсем не одно и то же. Потому что под жизненными задачами я имею в виду не только материальное самообеспечение. Ведь решить, чем заниматься в жизни, за кого выходить замуж, чем гордиться, а чего стыдиться, чего, наконец, хотеть в каждый конкретный момент времени, – это тоже вполне жизненные задачи! И, для того чтобы уметь их решать, необходимо так немного: нужно понимать, чего хочешь, трезво и тонко ориентироваться в реальности – ведь именно в ней и решаются жизненные задачи, и владеть необходимыми способами их решения. Больше ничего, для того чтобы быть взрослым, не нужно.

У нас остался один вопрос: а что же делать, если наши родители все-таки игнорировали исконное значение слово «воспитание» и делали все, чтобы, по их мнению, мы выросли счастливыми, а на самом деле растили нас вечными детьми? Им так было удобнее: ведь пока мы дети, они нам нужны. А что же им еще делать, если они сами – не взрослые и ничего у них в жизни нет, кроме нас? Ответ прост: учиться всему этому самостоятельно. Как? Учиться отделять свои желания от желаний родителей и прочих значимых людей, от того, чего принято желать. Учиться обращать внимание на собственные чувства! Это – первое. Второе: проверять свои представления о реальности на практике, а не считать, что в мире есть что-то, само собой разумеющееся! Например, вы уверены, что нечто невозможно? А убедительно обосновать свою точку зрения можете? Нет? Тогда какая же это точка зрения? Это – фантазия.

И третье: пробовать разные способы действия. Не два, не три, а много. Очень много. Тогда есть шанс, что в это «много» попадут те способы, которые работают. Вот, собственно, и все, что нужно для того, чтобы повзрослеть.

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Роль отца в жизни ребенка переоценить сложно, а вот недооценить можно. Чтобы этого не было, следуйте 10 простым правилам-рекоммендациям отцовского общения с ребенком.1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра.

Mothercare представляет

Mothercare представляет революционно новую систему для путешествий Spin Уникальность новой коляски Mothercare Spin заключается в том, что положение ребенка можно изменить всего лишь за несколько секунд и при этом нет необходимости доставать ребенка из коляски. Специалисты в области детского развития утверждают, что в раннем возрасте малышам чрезвычайно важно общение с родителями «лицом к лицу». Таким образом дети приобретают свой первый опыт социального общения, учатся говорить и слушать. Есть свои плюсы и в положении «лицом вперед», особенно когда ребенок становится старше.

Детям - подарки!

75 идей подарков на все случаи жизни Родила подруга? День рождения ребенка? Идешь в гости в семью, где есть дети? Как выбрать подарок? Проблема выбора С проблемой выбора подарка мы сталкиваемся постоянно. Особенно сложно бывает, когда подарок связан с рождением ребенка или с любым мероприятием, где есть дети. Хорошо, если у тебя есть свой ребенок, и ты примерно знаешь, в чем интересуются дети разного возраста.

Развод во время беременности

Я беременна, муж требует развода, угрожая отобрать квартиру. Каковы мои права? Вопрос: Могут ли нас с мужем развести без моего согласия? Мы прожили вместе почти 11 лет и у нас двое детей (11 и 10 лет), ожидаю третьего ребенка. Муж завел любовницу и ушел. Сейчас требует развода и предлагает два варианта: 1. Разводимся до рождения ребенка, и он оставляет нам квартиру, при этом требует, чтобы я не записывала ребенка на него. 2. Муж подаст на развод через год, и тогда будет полный раздел имущества. Он пригрозил, что я могу остаться без квартиры.

Ура, снег! Зимние радости

Прогулка на лыжах, «танцы на льду», катание с горок и игра в снежки – лучший отдых для детей Прогулка на лыжах, «танцы на льду», катание с горок и игры в снежки – лучший отдых для детей. Просто, весело, приятно. И очень полезно! Игры на снегу ЗА: Самые простые и самые любимые развлечения на свежем морозном воздухе – игры в снежки, валяние в сугробах, катание с горок – вполне можно квалифицировать как «занятия, способствующие развитию моторики, глазомера, координации движений».

О том, почему вокруг так мало по‑настоящему взрослых людей, рассуждает психолог и телеведущая Галина Тимошенко

Каждый ребенок мечтает как можно скорее стать взрослым. При этом по‑настоящему взрослых людей вокруг нас возмутительно мало. Может быть, выросшие дети просто не имеют внятного представления о том, что же такое взрослость, а значит, и никак не могут ее достичь?

Значит, первое, что нам нужно сделать, — это, как всегда, определиться с самим понятием взрослости. Итак, кто у нас в обществе обычно называется взрослым человеком? Первый и наиболее очевидный ответ: тот, кто по закону достиг совершеннолетия. В 18 лет человек обретает право избирать и быть избранным, отвечать за уголовные преступления по всей строгости, водить автомобиль, создавать семью и пр. Правда, употреблять спиртные напитки он почему-то еще права не имеет. И тогда возникает еще один ответ — очень забавный, но тем не менее логичный: взрослый — это тот, кому исполнился 21 год. Ведь он уже имеет полное законное право напиваться до полного изумления! Есть, конечно, и другие варианты ответов. Возникают они из очевидности того, что 18-летний человек весьма нередко находится на полном содержании у родителей и потому серьезно ограничен в своих поступках. Потому одно из самых распространенных представлений о взрослости звучит так: человек становится взрослым, когда начинает сам себя обеспечивать. Спору нет, критерий очень значимый. Вот только не однажды ко мне на прием мамы приводили 30-летних «детей», самостоятельно зарабатывающих весьма неплохие деньги. Вы готовы были бы счесть их взрослыми?

Еще один миф: человек становится взрослым тогда, когда начинает жить отдельно от родителей. Но вы ведь наверняка видели самостоятельно живущих, отнюдь не юных, высокооплачиваемых людей, которые каждый день звонят своим мамам — причем вовсе не потому, что так уж сильно по ним скучают, а потому, что мамы этого требуют. Они — взрослые? Следующая, не менее странная идея: взрослый человек — это тот, кто уже создал собственную семью. А если вспомнить о 20-летних супругах, живущих на родительские деньги? Или о 40-летних мужьях (да, впрочем, и женах), которые ни одного шага не предпримут, если он не будет одобрен мамой? Их вы готовы называть взрослыми? И, наконец, есть еще один миф, распространенный в основном среди детского населения. Этот вариант тщательно насаживается в юные головы родителями: дескать, вот станешь взрослым — поймешь, почем фунт лиха. Узнаешь, что такое вкалывать чуть ли не сутками, ограничивать себя во всем, ночами не спать, сидя над плачущим дитятей… Список ужасов может быть дополнен или видоизменен в зависимости от фантазии и жизненного опыта родителей.

Спору нет, все вышеописанные прелести имеют место быть во взрослой жизни. Вот только ребенок, слушая это с регулярностью, достойной лучшего применения, привыкает к мысли: быть взрослым — настолько мучительно, неприятно и сложно, что лучше вовсе никогда им не становиться. В самом деле, какой здравомыслящий человек по доброй воле согласится на все те страдания, которые им пророчат добрые воспитатели?!

Кстати, а что означает само слово «воспитание»? Про «питание» все вроде бы и так понятно, а приставка «вос-" в русском языке обычно обозначает либо увеличение, подъем (как, например, в слове «восхождение»), либо повторение (как в слове «воссоздание»). Получается, что весь сложнейший и тончайший комплекс действий по взращиванию ребенка сводится всего лишь к повторяющемуся — или возрастающему — питанию. Ужасно? Только дети, растущие в диких природных условиях (например, в африканских племенах или у южноамериканских индейцев), начинают считаться взрослыми людьми с того момента, когда оказываются способными удовлетворять все свои чисто физиологические потребности без помощи взрослых. И не просто считаются, а сами их и удовлетворяют! И по данным исследований, такие дети до пяти лет значительно опережают по физическому и психическому развитию своих сверстников в западных странах. Правда, потом они начинают столь же стремительно отставать. Но это уже связано с ограниченностью самих условий их существования. Рискну сформулировать такое определение: взрослым можно считать только того человека, который сам решает свои жизненные задачи. И не надо говорить, что мы возвращаемся к тому, что взрослый — это тот, кто сам зарабатывает себе на жизнь! Это совсем не одно и то же. Потому что под жизненными задачами я имею в виду не только материальное самообеспечение. Ведь решить, чем заниматься в жизни, за кого выходить замуж, чем гордиться, а чего стыдиться, чего, наконец, хотеть в каждый конкретный момент времени, — это тоже вполне жизненные задачи! И, для того чтобы уметь их решать, необходимо так немного: нужно понимать, чего хочешь, трезво и тонко ориентироваться в реальности — ведь именно в ней и решаются жизненные задачи, и владеть необходимыми способами их решения. Больше ничего, для того чтобы быть взрослым, не нужно.

У нас остался один вопрос: а что же делать, если наши родители все-таки игнорировали исконное значение слово «воспитание» и делали все, чтобы, по их мнению, мы выросли счастливыми, а на самом деле растили нас вечными детьми? Им так было удобнее: ведь пока мы дети, они нам нужны. А что же им еще делать, если они сами — не взрослые и ничего у них в жизни нет, кроме нас? Ответ прост: учиться всему этому самостоятельно. Как? Учиться отделять свои желания от желаний родителей и прочих значимых людей, от того, чего принято желать. Учиться обращать внимание на собственные чувства! Это — первое. Второе: проверять свои представления о реальности на практике, а не считать, что в мире есть что-то, само собой разумеющееся! Например, вы уверены, что нечто невозможно? А убедительно обосновать свою точку зрения можете? Нет? Тогда какая же это точка зрения? Это — фантазия.

И третье: пробовать разные способы действия. Не два, не три, а много. Очень много. Тогда есть шанс, что в это «много» попадут те способы, которые работают. Вот, собственно, и все, что нужно для того, чтобы повзрослеть.