Проект во 2 младшей наша группа. Проект во второй младшей группе «Мы растём. Выбор наиболее удобного клея

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

Атласова Елена Андреевна, музыкальный руководитель АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №194 «Капитошка» г. Тольятти

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой» , «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) , «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» - писала Н.А. Ветлугина.

Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - пишет известный австрийский композитор и педагог К.Орф в своём методическом пособии, названном «Шульверком» , - задача педагога - воспитать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка».

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:

  • создание музыкальным руководителем условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
  • творческое развитие природной музыкальности ребенка;
  • высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
  • помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция) .

У человека существует эстетическая потребность в эмоционально-двигательном самовыражении, наиболее адекватным способом удовлетворения которой психологическая наука считает музыкально-творческую деятельность. Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного, а как необходимого. Сегодня мы говорим о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их самореализации как личности.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Таким образом, обращение к музыке, как средству воспитания подрастающего человека, основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым "искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. А музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки. Как писал М.Монтень: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» .

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:

  • способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению
  • ассоциативности художественного мышления
  • выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
  • умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое
  • палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности
  • радостного, сопричастного, игрового мироощущения.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель» , «Обруч» , «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

  • тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности
  • разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки
  • идеи элементарного музицирования К. Орфа
  • техники развития в детях созерцательности, сопричастности, сострадания
  • предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

«Система формирования и развития восприятия и интонирования, созданная Т. Боровик, с полным правом может быть названа универсальной. Приёмы активизации художественно-ассоциативных представлений, связанных с целостностью речи, музыкально-звуковых образов и выразительных движений, в равной степени полезно знать и использовать преподавателям музыки всех специальностей, поскольку их единая цель - развитие музыкального (интонационного) мышления ученика", - написал свое впечатление М. М. Берлянчик, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России.

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

Коммуникативные танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:

  • развития коммуникативных навыков
  • работы над ощущением формы
  • развития двигательной координации
  • развития чувства ритма.

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)

Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента» , стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации. Пальчиковые игры

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность
  • предвосхищают сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений)
  • повышают общий уровень организации ребёнка.
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Ритмодекламация под музыку

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребёнка говорить) , а с другой, направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

Игры звуками

В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:

  • звучащие жесты и музыка моего тела
  • шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры.

Элементарное музицирование

В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!

Общение детей с примарными инструментами развивает:

  • музыкальность
  • тембровый слух
  • тонкость восприятия
  • ассоциативность
  • художественность.

Все вышеописанные формы в той или иной степени могут сочетаться и присутствовать в одной модели. Они могут отбрасываться или дополняться педагогом в зависимости от целей и задач. Модель, трансформируясь, видоизменяясь, обогащаясь, остается в репертуаре надолго. Такое методическое моделирование материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песня, ритмодекламация, игра) , которую приятно повторять, но в уже новом, незнакомом варианте. Подобное варьирование продлевает жизнь не только модели, но и методу, расширяя его границы и открывая новые возможности педагогическому творчеству. Существование моделей допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии музыкального руководителя, уровня музыкального и общего развития детей, их художественных пристрастий. Важным и необходимым является умение педагога воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность
  • удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи» .

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение. 1983г.
  2. Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
  3. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» . 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
  4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка» . Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.
  5. Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
  6. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.

ирина бирюкова
Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королев МО детский сад №39 общеразвивающего вида

«Солнечный город»

"Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ . "

Муз. рук. Бирюкова И. А.

г. о. Королев 2015 г.

Введение

Перечень литературных источников

Приложение

Введение.

Занимаясь методикой музыкального развития детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи , пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Путь, который совершает малыш, открывая для себя мир музыки , а с её помощью самого себя и окружающий мир, чрезвычайно важен для него. Это очень интересный и необыкновенный маршрут, помогает ребенку в его музыкальных достижениях и художественном поиске, в свершении многочисленных и разнообразных открытий .

Идя в ногу с современными образовательными процессами , педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий . Использование современных технологий в музыкальном развитии дошкольника требуют новых подходов к музыкальному воспитанию .

Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку . В своей работе , я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности .

Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми , расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке . Занятия становится более содержательным и гармоничным.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки , пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр , игры на детских музыкальных инструментах . Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности :

В разделе «Слушание музыки » - используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка , вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение .

В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи) . Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.

В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.

В разделе «Музыкально дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер» , «Лесной оркестр» , «Чей домик» , «Угадай мелодию и настроение» , «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.

Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера

Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О . П. Радыновой. Алгоритм применения технологии в практической деятельности :

Этапы :

1й этап : установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием) ;

2й этап : исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;

3й этап : определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка );

4й этап : выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка )

5й этап : определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка );

Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.

6й этап : Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки , активно переживать свои впечатления.

Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого и включает следующие этапы :

1-й этап : подражание детей образцу исполнения движений педагогом («вовлекающий показ» )

2-й этап : развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции. (Используются приёмы : показ исполнения ребёнком, показ условными жестами и мимикой, словесные указания, «провокации» , т. е. специальные ошибки педагога для активизации внимания детей).

3-й этап : творческое самовыражение.

(Формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные).

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса .

Этапы :

1-й этап : обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;

2-й этап : творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;

3-й этап : концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки .

Использование технологии музыкально -театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.

Этапы :

1-й этап : Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам :

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре.

2-й этап : «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Включает :

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии

Игры с импровизированными шумовыми инструментами;

Пальчиковый игротренинг;

Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения

Игры на развитие зрительного внимания

Игры с предметами быта и игрушками

Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)

Игры-этюды на развитие эмоций

Игры-этюды на развитие творческого воображения

Игры-этюды на общение

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)

Скороговорки

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Творческие игры со словом

Инсценирование стихотворений

Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов , потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок

3-й этап : Работа над спектаклем (девять основных шагов) :

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально -пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы : работа над эпизодами . Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением .

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Применение современных образовательных технологий на ОД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки , обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе .

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории , сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом , современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Вывод : Использование современных образовательных технологий , несомненно, дали положительный результат. У детей появилось желание заниматься музыкальной деятельностью , причем не только петь, танцевать, но и слушать музыкальные произведения . Они достаточно умело высказываются о характере, жанре произведения, знают и используют в речи специальную музыкальную терминологию (в пределах своего возраста) . Дети самостоятельно следят за осанкой во время занятий, соблюдают охрану голоса, активны во время игр, упражнений.

Музыкальное развлечение

«Путешествие в «Играй – город»

(для детей средней группы)

Цель : побуждать детей к активному участию во всех видах деятельности.

Задачи :

Развивающие : развивать умение выполнять движения в соответствии с характером музыки ; петь выразительно, передавая характер песни.

Образовательные : закреплять умение выполнять простейший ритмический рисунок хлопками; играть на музыкальных инструментах ; продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, вместе начинать и заканчивать песню, слышать вступление; выполнять танцевальные движения вместе по показу взрослого.

Воспитательные : воспитывать интерес к музыке .

Предварительная работа : чтение сказки «Теремок» ; поэтапное разучивание с детьми по ролям сказки; слушание музыкальных произведений , разного характера; изготовление карточек «Эмоции» .

Оборудование : музыкальные инструменты , карточки с эмоциями, мультимедийное оборудование, музыкальный центр , театр кукол, «сундучок заданий» .

Ход образовательной деятельности:

Дети свободно входят в зал вместе с воспитателем.

Муз рук : здравствуйте, ребята!

Дети : здравствуйте!

Муз. рук : я рада вас видеть! Сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся со всеми.

Дети : с добрым утром!

С добрым днем!

Вот как славно мы живем! Здравствуйте!

Муз. рук : ребята, мне бы хотелось узнать, любите ли вы играть?

(Ответы детей)

Муз. рук : а в какие игры вы любите играть?

(Ответы детей)

Муз. рук : спросила я вас про игры не случайно. Сегодня утром я получила письмо от своего друга музыканта , который живет в волшебном «Играй городе» . Его жители очень любят играть, петь и веселиться. Самая веселая их них – принцесса Игруля. Но в последнее время она загрустила, не с кем не играет, а только плачет. Жители города расстроились из – за этого и тоже загрустили. Мой друг просит нас помочь, развеселить принцессу и вернуть в город смех и радость. Поможем жителям «Играй – города» ? Но смогут это сделать только дружные и добрые ребята. Как вы думаете, справитесь вы с этой задачей? Почему вы так считаете?

(Ответы детей)

Муз. рук : тогда можно отправляться в путь. Я знаю дорогу и поведу вас. К сожалению, в «Играй - город» могут попасть только дети, поэтому вам ребята, нужно прохлопать (схема ритмослогов) и произнести волшебные слоги, чтобы я превратилась в ребенка. И так готовы.

Схема ритмослогов (Игровая технология

Дети : (прохлопывают)

(муз. рук. надевает бантик)

Муз. рук : ну вот, я готова! Отправимся сейчас мы в город, в котором главный гость – ИГРА! Пошли…

Танец – разминка «Что такое доброта» (Технология

Муз. рук : ребята, посмотрите, а вот и ворота «Играй – города» . Ворота закрыты. Мой друг музыкант предупреждал , что на воротах замок, а рядом должен быть «Сундучок заданий» . Замок откроется, если вы выполнить задание.

Находят сундучок,в нём муз. инструменты и куклы. Открывают и выполняют задания.

1 задание :

Рассказать сказку с помощью этих музыкальных инструментов , а куклы вам в помощь (сказка «Теремок)

(Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально -театрализованной деятельности А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова)

Муз. рук.: молодцы! Ворота открыты, можно входить в город. А вот и «Переулок Эмоций» . Здесь живут жители «Играй - города» и выглядывают в окошки, а настроение у них разное. Давайте определим вместе, какое у кого настроение, в этом нам поможет музыка . Давайте послушаем 1 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д . Кабалевского «Резвушка»

Слушаем 2 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д . Кабалевского «Плакса»

Слушаем 3 мелодию и выберем нужную карточку.

Дети слушают музыку Д . Кабалевского «Злюка»

(Технология развития восприятия музыки О . П. Радыновой)

Муз рук : молодцы, мы угадали настроение жителей «Играй - города» . А чтобы настроение у всех жителей было радостное, давайте научим их игре «Мышка и мышата»

Игра «Мышка и мышата» (ритмическая игра)

Муз рук.: продолжаем наш путь. А вот и площадь «Радости» и «Дворец Счастья» . И сама принцесса Игруля. Но посмотрите, она грустная. Давайте ее развеселим и потанцуем «Полечку» .

Танец «Полька»

(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)

Муз рук : смотрите, наша принцесса заулыбалась и жители «Играй – города» тоже радуются! Хлопают вам! Давайте возьмем музыкальные инструменты и вместе все порадуемся, поиграем на них.

(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой)

Муз. рук : ребята, мы развеселили принцессу Игрулю, и теперь в «Играй – городе» опять все веселятся. А нам пора возвращаться в детский сад, задержались мы с вами. А поможет нам в этом осенняя песенка. Мы ее споем и окажемся в детском садике.

Песня «Осень»

Муз. рук : вот мы и дома. Ой, ребята, а про меня забыли, мне нужно превратиться во взрослого. Скорее превращайте меня, где наши музыкальные схемы , нужно прохлопать и произнести волшебные слоги. Готовы?

(схема ритмослогов)

Муз. рук. снимает бантик.

Муз. рук : спасибо. Скажите, где мы сегодня с вами побывали? Что хорошего сделали?

Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем до свидания нашим гостям. До свидания, ребята!

Перечень литературы

1. Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель » 2010.- № 2.- с. 2

2. Радынова, О. П. «Дошкольный возраст : как формировать основы музыкальной культуры » //«Музыкальный руководитель » 2005.- №1. –с. 3

3. Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания » // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

4. Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально -художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010

5. Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель » 2010 г. - №1. – с. 10

6. Тютюнникова,Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель » 2009.- № 5.-с. 4

7. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» 2012г. «Музыкальная палитра » Санкт – Петербург.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Общеэкономический факультет

Реферат на тему:

Информационные технологии в музыке

Санкт-Петербург 2009


Введение

1. Новые технологии и музыка

2. Звукозапись

3. Перспективы развития информационных технологий в музыке

Список используемой литературы


Введение

Одной из главных характеристик постиндустриального периода следует считать быстрое развитие электронных технологий, способствовавших автоматизации хранения и обработки информации с помощью ЭВМ.

Появление достаточно мощных компьютеров и новых компьютерных технологий оказало огромное влияние на формирование современной музыкальной культуры. Возможности современных компьютеров увеличиваются с каждым днем параллельно достижениям в научно-технической сфере и разработкам в области программирования.

Наступило время зрелых конструктивных отношений, время строительства общего здания, где обе стороны будут ощущать возрастающую потребность во взаимно обогащающих проектах. Столь различные и некогда казавшиеся далекими сферы интеллектуальной деятельности человека за последние десятилетия ушедшего века не только прониклись взаимным уважением, но уже можно смело пророчить блестящее плодотворное развитие их сотрудничества.

Очевидность предоставляемых музыкальным компьютером принципиально новых возможностей в развитии профессионального мышления музыканта во всех сферах музыкального творчества неизбежно приведет к нарастающему внедрению музыкально-компьютерных технологий, что позволит существенным образом дополнить и даже изменить сам характер труда композитора, музыковеда, исполнителя и педагога.

Многочисленные эксперименты с электронными (и не только) машинами, способными извлекать звук, привели к возникновению различных способов написания музыки, а отсюда и к появлению разнообразных стилей и направлений. Новое звучание, необычное и непривычное уху стало новаторством в музыке. Многие известные современные композиторы, например, К. Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке, несмотря на сложность работы с техникой, создавали произведения с применением новых электронных инструментов или только на них.

Развитие самой электронной вычислительной техники уже на ранних этапах привело ее к «вторжению» в музыку. Уже в 50-х годах, используя самые первые ЭВМ, ученые делали попытки синтезировать музыку: сочинять мелодию или аранжировать ее искусственными тембрами. Так появилась алгоритмическая музыка, принцип которой был предложен еще в 1206 году Гвидо Марцано, а позднее применен В.А. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов - написание музыки согласно выпадению случайных чисел. Созданием алгоритмических композиций занимались К. Шеннон, Р. Зарипов, Я. Ксенакис и другие. В 80-е годы у композиторов появилась возможность использовать компьютеры, снабженные специальными программами, которые могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, а также позволили создавать новые тембры, печатать партитуры собственных творений. Стало возможным использование компьютера в концертной практике.

Итак, сегодня компьютер является мультитембральным инструментом и неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии. Несомненно, само слово «студия» у многих людей ассоциируется с понятием «массовой культуры» или «третьего пласта», т. е. с проявлениями поп-культуры и современного шоу-бизнеса. Пожалуй, это один из главных факторов, который привлекает абитуриентов при поступлении на звукорежиссерские или любые другие факультеты, так или иначе, связанные с музыкально-компьютерными технологиями. Возникает вопрос: какую роль играет внедрение компьютеров в образование будущих педагогов-музыкантов?

Вполне допустимо, что какой-то определенный тембро-ритмический код компьютерной музыки поможет лечить и некоторые болезни. Доступность компьютерной техники и удобство программного обеспечения создадут невиданные по масштабам условия для музыкального творчества (музыкального «рукоделия»), сопоставимые отчасти с нынешним лавинообразным распространением любительского музицирования в поп- и рок-стилях. Выражения: «моя музыка», «моя домашняя студия», «мои компакт-диски», «мои видеоклипы», «мой музыкальный сайт» (везде «мой» - в значении «мной созданный») также станут привычными массовыми понятиями. Каждый желающий сможет попробовать себя в роли композитора, аранжировщика, звукорежиссера, сочинителя новых тембров, звуковых эффектов.

1. Новые технологии и музыка

Влияние новых технологий на музыку прослеживается с древнейших времён. Музыка развивалась вместе с развитием средств её исполнения, то есть музыкальных инструментов. Невозможно представить себе, например, сороковую симфонию Моцарта, сыгранную, допустим, на ветке, торчащей из пня. А ведь именно отсюда и берёт начало музыка. Какой-нибудь там троглодит в мезозойскую эру сидел и от нечего делать дёргал ветку. Другой троглодит шел мимо, услышал звуки, уловил в них некую гармонию и решил тоже попробовать. Третий, самый умный троглодит, догадался, что лучше дёргать не ветку, а какое-нибудь волокно, например конский волос, сделал ему оправу из дерева и поперёк неё натянул этот самый волос. Вот примерно такая история рождения первого струнного щипкового музыкального инструмента. Замечу, что если бы третьему троглодиту не была бы известна технология обработки дерева, то ничего бы у него и не вышло бы.

В дальнейшем с развитием в основном деревообрабатывающей и металлургической технологий люди начали замечать зависимость звука от породы дерева, из которого изготовлена оправа. Также непрочный конский волос уступил своё место металлической струне. И вот где-то за две тысячи лет до нашей эры появляются такие инструменты, как лира или арфа.

За весь период человеческой истории от изобретения лиры до наших дней было создано огромное количество музыкальных инструментов. Но наибольшему влиянию новых технологий за последние сто пятьдесят лет подверглись три группы - клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).

Когда было открыто электричество, люди стали пытаться применить его практически во всех областях своей деятельности. Не стало исключением и классическое фортепиано. Люди пытались сделать колебания струны незатухающими, то есть хотели, чтобы громкость звука не уменьшалась со временем, как у духовых инструментов. В результате было придумана такая конструкция: под клавишей устанавливался контакт, который включал электромагнит. Одновременно с этим, как и в обычном фортепиано, молоточек ударял струне, она начинала колебаться, и когда она доходила до магнита, он выключался путем нажатия струной на другой контакт. Когда же струна под действием упругих сил отклонялась обратно, то контакт размыкался, и магнит опять начинал работать и притягивать к себе струну. Из-за того, что струна периодически касалась контакта на электромагните, этот инструмент имел очень резкое звучания и поэтому не получил большого распространения.

Другой клавишный инструмент - орган - страдал другой проблемой: своей дороговизной и размерами. Ведь там для каждой частоты нужна была своя труба, поэтому классические органы занимали целые залы. Да и мехи для него нужно было качать непрерывно. С изобретением электрического генератора возник вопрос об его использовании в музыкальных инструментах - ведь если его вращать с разной угловой скоростью, то при подключении его к динамику можно слышать звуки разной частоты. Первый инструмент, использующий этот принцип, был изобретён в конце восьмидесятых годов позапрошлого столетия в Чикаго. Он был назван телармониум. Так как в нём для каждой частоты стоял отдельный генератор, то он занимал целый подвал. В этом подвале сидел музыкант, как правило опытный органист, и играл. В то же время был изобретён телефон, и первые динамики.

И вот, чтобы послушать музыку, чикагцы звонили по определённому номеру и подключались к телармониуму. Из- за своей громоздкости и сложности изготовления и настройки, телармониум не получил достаточно широкого распространения. Однако позднее на основе телармониума американским инженером Хаммондом в тридцатых годах прошлого столетия был создан инструмент, очень сильно напоминавший звучание органа. Его так и назвали - орган Хаммонда. Он получил очень широкое распространение в силу своей дешевизны и хорошего звучания. Также орган Хаммонда стали применять не только в классической музыке, но и в набиравшей в то время силу рок-музыке.

Современные клавишные инструменты - синтезаторы - произошли, в принципе, от органа Хаммонда. С развитием электроники люди старались как-то улучшить его звучание. Постепенно механические генераторы колебаний были заменены сначала мультивибраторами, а затем интегральными микросхемами.

Также с дальнейшим развитием микроэлектроники стало возможным получать практически любой тембр. В современной популярной музыке синтезатор сегодня - король и бог. Из-за простоты использования сейчас его используют все, кто хоть чуть-чуть умеет играть на фортепиано. Достаточно трёх классов обычной музыкальной школы, чтобы на нём более-менее сносно играть.

В последнее десятилетие у синтезатора появился мощный союзник - компьютер. Современные компьютеры, как известно, позволяют делать всё, что только душе угодно. С изобретением звуковых карт для компьютера появилась возможность вставлять на них микросхемы с банком инструментов от любого современного синтезатора. С помощью специальных программ-секвенсоров в компьютер можно загнать любую мелодию и проигрывать её. Получается как на синтезаторе. А совсем недавно появились так называемые программные сэмплеры. Сэмплер - такое устройство, позволяющее записать образец звука (па английскому sample, откуда и произошло название), указать, какой ноте он соответствует и, подключив к синтезатору, играть этим тембром. Аппаратные сэмплеры стоили дорого, и были сложны в обращении, поэтому написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов. Теперь вообще можно было обойтись только компьютером, зная немного музыкальную грамоту и не умея играть ни на чём. Соотношение цены и звучания синтезатора и компьютера сделало их незаменимыми инструментами для рок и поп музыкантов.

2. Звукозапись

Издревле люди пытались как-то увековечить музыкальные произведения

Ведь для композитора каждый раз играть какое-либо своё сочинение - это всё равно, что художнику каждый раз заново писать свою картину. Поэтому музыканты как-то задумались об увековечивании собственных трудов. Самый технически простой, а потому и самый древний способ - это нотная запись.

Никаких технических приспособлений, кроме пера с чернилами и куска пергамента, а затем бумаги для неё не требуется. Нотная запись заключается в условном обозначении музыкальных звуков на листе. Опытный музыкант, видя эти знаки, сразу проигрывает у себя в голове мелодию, и он может воспроизвести её почти такой же, как и оригинал.

Изобретение нотного письма, конечно же, сильно способствовало развитию музыки как искусства, однако по началу в разных странах оно естественно было разным. В процессе распространения цивилизованного народа по земле, нотное письмо пришло к некоему стандарту. Однако то письмо, которым мы сейчас пользуемся - оно пригодно для записи музыки, корни которой полностью лежат в классической европейской музыке. Им сложно записать, например, китайскую, индийскую или африканскую музыку.

В процессе становления музыки как искусства возникла потребность в более совершенном способе звукозаписи, чем ноты. Ведь не каждый, кто любил музыку умел на чем-нибудь играть. Конечно, богатые люди могли позволить держать у себя придворного музыканта, или ходить в театр на концерты какого- либо известного музыканта. А что делать небогатым, которые не могут позволить себе ни того, ни другого? Вот ими как раз и были придуманы первые устройства, которые позволяли воспроизводить музыку, не умея ни на чём играть. Это были шарманки. В самом деле, для того чтобы играть на шарманке, не требуется никаких музыкальных знаний и умений, достаточно просто крутить ручку.

Механический способ звукозаписи применялся на протяжении нескольких последних веков. Им можно было, например, записать произведение для органа. На рулон бумаги наносились прорези в определенных местах, затем этот рулон прокручивался между трубами органа и мехами. Там, где были прорези, в трубы проходил воздух и издавался звук. Однако этот способ звукозаписи обладал рядом недостатков, в частности сложность изготовления такого рулона, неравномерность его движения вызывала неровность звучания. Этот способ не получил широкого распространения.

В конце девятнадцатого века американец Томас Эдисон изобрёл фонограф. Это изобретение считается переломным в истории звукозаписи. Был применён новый метод записи звуков - волновой, то есть из-за того, что звук является механической волной, он вызывает колебания мембраны, которые записываются на какой-либо носитель. При воспроизведении записанные колебания с носителя передаются мембране, которая колеблется и колеблет воздух, в котором возникают волны.

Изобретение волновой звукозаписи позволило записать любой инструмент, да что там инструмент, вообще теперь любой звук можно было записать. Однако от изобретения фонографа до изобретения качественных проигрывателей и магнитофонов прошло немало времени. По началу фонограф не находил признания из-за жуткого качества звучания. Но дальнейшее совершенствование этого способа звукозаписи и изобретение качественных электропроигрывателей и магнитофонов расставило все точки над и. Они появились в сороковых- пятидесятых годах прошлого столетия.

Вот в этих условиях и возникла рок-музыка - первая по-настоящему массовая музыка. Массовой она стала именно благодаря изобретению простых, качественных и дешёвых устройств звукозаписи. Не следует путать рок-музыку и попсу. Попсе, тоже порождению новых технологий, я посвятил отдельную главу. Рок-музыка же – это прежде всего искусство. Для создания качественного произведения в этом жанре необходим не меньший уровень мастерства и талант, равно как и для другого вида искусства.

Развитие рок-музыки наиболее тесно связано с внедрением новых технологий в инструменты и звукозапись. Один яркий пример я уже привёл - это совершенствование соло-гитары до уровня Fender Stratocaster или Gibson Les Paul. Другой впечатляющий пример - изобретение стереопроигрывателей и стереомагнитофонов. Монофонические проигрыватели не позволяли добиться такого качества звучания, даже если рок-группа создавала что-нибудь поистине грандиозное, до масс это не удавалось донести, многое терялось.

Примерно сразу же после изобретения стереопроигрывателя появились такие шедевры рока, альбом The Beatles “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”, рок-опера Jesus Christ Superstar - первый и пока единственный успешный проект слияния рока с классикой. Также в то время (конец шестидесятых) появились так называемые «примочки» для электрогитар, которые делали их звук поистине фантастическим для того времени, и в некоторой степени способствовали зарождению новых стилей, например хеви-метал. В принципе хеви-метал - это тот же рок, только очень громкий и более быстрый.

Иногда рок несправедливо называют музыкой поколения шестидесятников- семидесятников, злые языки говорят что он уже мёртв. На самом деле это не так. С поистине великими произведениями рока произойдёт примерно то же самое, что и с «Сороковой симфонией» Моцарта, «Лунной сонатой» Бетховена или «Лебединым озером» Чайковского - их не забудут никогда. Из-за того, что расцвет рока продолжался так недолго, виноваты отчасти опять же новые технологии. Примерно в середине семидесятых пошло новое поколение музыкальных инструментов: микропроцессорные - в основном это были всякие разные синтезаторы, а чуть позже и компьютеры. Сменилось очередное поколение молодёжи, а, как известно, молодёжь является движителем всего нового и отрицает всё старое. Рок стал музыкой отцов, а потому немодной. Однако то новое поколение не предложило ничего нового, но упорно утверждало, что «рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет» (Б.Б. Гребенщиков). Простота же использования синтезаторов и компьютеров сделала их доступными каждому дураку, и теперь, возможно, если где-то лет через пятьдесят взглянуть на сегодняшнюю музыку, то, может быть, обнаружатся какие-нибудь шедевры, которые сейчас наглухо забиваются попсой.

3. Перспективы развития информационных технологий в музыке

И все же попытаемся «предугадать» направления, которые представляются наиболее перспективными с точки зрения будущего применения музыкального компьютера. Наиболее для нас реалистичным - предположить, что получат широчайшее применение технологии дистанционного музыкального образования. Значит, прежде всего, история и теория музыки, но, частично, и практические советы, станут доступны в любой удаленной от солидных учебных заведений географической точке. Следовательно, можно рассчитывать на то, что научно достоверными и практичными музыкальными познаниями будут владеть гораздо большее число людей, увлеченных музыкой, этим прекрасным и сильным искусством. Компьютер уже сегодня готов предложить многое из того, что позволит, наконец, реализовать исторически и социально назревший лозунг «Музыка - для всех!».

Легко и увлекательно все люди станут овладевать музыкальной грамотой, словно учась родной речи, словно перенимая от матери напевы ее любимых песен, а музыкальный компьютер станет для каждого любознательного путешественника в Мир Звуков надежным проводником. Благодаря компьютеру, снабженному музыкальными обучающими программами, опирающимися на медицинские и педагогические методики, глухонемые, например, услышат музыку и, в конце концов, даже заговорят (уже сегодня существуют методологические разработки в этом направлении).

Благодаря компьютеру, снабженному музыкальными обучающими программами, опирающимися на медицинские и педагогические методики, глухонемые, например, услышат музыку и, в конце концов, даже заговорят (уже сегодня существуют методологические разработки в этом направлении). Вполне допустимо, что какой-то определенный тембро-ритмический код компьютерной музыки поможет лечить и некоторые болезни.

Доступность компьютерной техники и удобство программного обеспечения создадут невиданные по масштабам условия для музыкального творчества (музыкального «рукоделия»), сопоставимые отчасти с нынешним лавинообразным распространением любительского музицирования в поп- и рок-стилях. Выражения: «моя музыка», «моя домашняя студия», «мои компакт-диски», «мои видеоклипы», «мой музыкальный сайт» (везде «мой» - в значении «мной созданный») также станут привычными массовыми понятиями. Каждый желающий сможет попробовать себя в роли композитора, аранжировщика, звукорежиссера, сочинителя новых тембров, звуковых эффектов.

На фоне такого массового увлечения многократно возрастет престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменится, станет более высокотехнологичным и интенсивным, гибко настраиваемым на любые специфические задачи. Каждый учитель музыки в специальном лицее или общей школе (безразлично) в совершенстве будет владеть музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт, качественно записать его на цифровой диск и затем дарить своим воспитанникам такую запись на память о прекрасной поре детства и юности.

Возможно, музыкально-компьютерные технологии еще более потеснят трудоемкие музыкальные профессии, из-за которых по принуждению родителей пока еще нередко не слишком усидчивые мальчики и девочки лишены на 10–15 лет подряд своего детского счастья. Радость же сиюминутного непосредственного музицирования им принесут еще более изобретательно сконструированные синтезаторы и музыкальные компьютеры. А виртуозами (скрипачами, пианистами, кларнетистами, трубачами) будут становиться только истинно талантливые, увлеченные и терпеливые музыканты.


Список используемой литературы

1. Информатика и компьютерный интеллект / А.В. Тимофеев. - М. Педагогика, 1991.

2. Информационные технологии. Ю.А. Шафрин. - М. Лаб. базовых знаний, 1998.

3. Информатика: учеб. для студентов техн. направлений и специальностей вузов / В.А. Острейковский. - Изд. 2-е, стер. - М.: Высш. шк., 2004.

4. Непрерывный курс информатики / С.А. Бешенков. - М. БИНОМ. Лаб. знаний, 2008.

5. С. Кастальский. Рок Энциклопедия / М. Ровесник, 1997.

УДК 78+159.9

Р.Н. Слонимская

Технологии обучения в музыкальном образовании

В статье рассматриваются гуманитарные технологии обучения в музыкальном образовании. Дается краткая характеристика существующих технологий и их применение в музыкальном обучении. Предлагается, опираясь на сложившуюся практику и системный подход в отечественном музыкальном образовании, изучать, обобщать и включать музыкально-компьютерные технологии в повседневный учебный процесс, используя интерактивные формы обучения.

Ключевые слова: гуманитарные технологии обучения, музыкальное образования, рефлексивное, проективное обучение, развитие критического мышления, проблемное обучение, технология «кейс-стади», игровое, модульное обучение, организация самостоятельной работы студента.

R.N. Slonimskaya

Learning technologies in music education

The article deals with human learning technology in music education. A brief description of the existing technologies and their application in music education. Invited, with the current practice of a systematic approach in the national music education, study, compile and include music and computer technology in everyday learning process by using interactive forms of learning.

Keywords: humanitarian technology education, music education, reflexive, projective learning, critical thinking, problem-based instruction, the technology of "case studies", playing, modular training, organization of independent work of the student.

Развитие образования становится одним из важных жизненных ценностей в современном обществе. Развитие человека - это одно из условий прогресса современного общества. Актуализация современных технологий в обучении во многом связана с социально-экономическими изменениями, происходящими в России. Современное профессиональное образование сегодня понимается как интегрированное понятие непосредственно связанное с рынком труда, выражающего способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений. А это определенным образом отражает понятие «компетенция», понимаемое как область полномочий управляющего органа, должного лица или же знаний, опыта в какой-либо отрасли. Освоение определенного уровня компетенции есть способность учащегося использовать и сочетать знания, умения в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или возникшей проблемы.

Освоение инновационных методов в подготовке специалистов реализуется через образовательные программы для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного образования и повышения квалификации. Определяющим фактором инновационного развития образования являются информационно-коммуникационные технологии, опирающиеся на

научные исследования, поскольку компьютерные сети связывают образовательные ресурсы с участниками этого процесса.

Обозначим и охарактеризуем основные современные гуманитарные технологии, которые применяются в музыкальном образовании.

Наиболее развита в отечественном музыкальном образовании технология рефлексивного обучения. Она связана с возрастанием роли субъектности и самостоятельности, необходимости обучения «через всю жизнь». Ее можно обозначить как ведущую в музыкальном образовании современного мира. Это связано с увеличением роли рефлексии в обучении. Она использовалась на всех уровнях музыкального начального, среднего (профессионального) и высшего образования. В использовании этой технологии у нас имеются определенные приоритеты и достижения, которые во многом отражаются в ведущей роли отечественных музыкантов в культурной жизни планеты. В технологии рефлексивного обучения субъектная позиция становится определяющим фактором образовательного процесса. Личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей, поэтому особое значение приобретает интериоризация - психологическое понятие, означающее формирование умственных действий внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальными формами общения . Интериоризация предметных знаний в органическом единстве с рефлексивно-методологическими и культурологическими основами создает условия для развития рефлексивных умений учащихся. В технологии рефлексивного обучения создаются условия для формирования умений, навыков и способностей посредством собственного личного опыта учащегося. Практически все методики и техники исполнительского искусства основаны на рефлексивной технологии.

Технология проективного обучения - достаточно новая форма в отечественном музыкальном образовании. Она основана на гуманитарной технологии и обеспечивает актуализацию личностного отношения к учебным и научным проблемам, изучаемым предметам и участникам образовательного процесса. Она помогает субъектам образовательного процесса реализовывать свой личностный потенциал. Реализация личностного потенциала учащегося наиболее эффективна именно в технологии проективного обучения. В отечественном гуманитарном образовании эта технология чаще использовалась в системе высшего музыкального образования.

Технология развития критического мышления применялась в отечественном общем музыкальном образовании на уровне профессионального обучения. Ее можно было бы охарактеризовать словами Д. Брауса и Д. Вуда, которые считали, что критическое мышление - «разумное, рефлексивное мышление, способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности» .

Проблемная ситуация психологического состояния интеллектуального затруднения учащегося возникает в случае, если он не может объяснить но-

вый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми ему способами, а поэтому должен найти новый возможности. Такая гуманитарная технология представлена проблемным обучением. Методы проблемного обучения задаются степенью поисковой и креативной самостоятельностью студента. В технологии проблемного обучения особую роль играет эвристический метод.

Эвристическое обучение ставит цепью конструировать собственный смысл, цель и содержание музыкального образования. Сюда входит и процесс его организации, диагностики и осознания результата этого обучения. Этой технологией в музыкальном образовании учащийся пользуется достаточно часто, если не сказать повседневно, особенно - в исполнительской практике в процессе регулярных репетиций.

Технология «кейс-стади» в отечественном музыкальном образовании достаточно новая и перспективная форма обучения. В основе данного метода лежит теория практикующего научения . «Кейс-стади» - это метод конкретных ситуаций, ситуационного анализа, т.е. обучения, использующего описания реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Учащийся должен проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучший из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Технология игрового обучения достаточно разработана в отечественном музыкальном образовании, и существует в самых различных формах обучения. Более сорока лет технологию игрового обучения использует Детский музыкальный театр «Вокруг рояля», бессменным руководителем которого в Санкт-Петербургском Охтинском центре эстетического воспитания является Л.М. Борухзон . По игровым технологиям защищены не одна диссертация, и ее авторы продолжают совершенствовать эту форму обучения. Следует отметить, что любая технология игрового обучения имеет несколько этапов развития.

1-й этап - введение в игру. Он включает: определение содержания данной игры; анализ полученной информации; инструктирование о целях проведения игры и о том, чему с ее помощью можно научиться; формирование игровых групп и распределение ролей.

Во 2-й этап входят: конструирование описания разрабатываемого объекта, который предполагает ролевое общение в группах и описание объекта изучения.

3-й этап подразумевает оценку проектов групп или обсуждение представленных проектов в виде дискуссии.

4-й этап - это экспериментальная реализация представленных проектов. Он включает оценку проектов и деятельности игроков, разбор самой игры.

Технология групповой дискуссии предполагает управление ходом групповой дискуссии, а также обращает внимание на соответствие содержания

дискуссии теме, цели, поставленным проблемам. В технологию группового обучения входят структурированность дискуссии, соблюдение ее регламента и правил. Вторым участником этой технологии, кроме преподавателя, является группа учащихся, которые активно и заинтересованно подключаются к обсуждению каждого ее элемента.

Технология модульного обучения особенно широко стала применяться в музыкальном образовании в последние десятилетия, и связана с интенсивным внедрением компьютерных технологий в сферу образования. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала в форме стандартного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов: банк информации, методическое руководство, практические занятия, резюме, контрольные (проверочные) работы разных типов для обучающих и инспекторских целей.

Последняя, достаточно востребованная в музыкальном образовании и на современном этапе, эффективно включающаяся в современный учебный процесс - технология организации самостоятельной работы студента. По характеру познавательной деятельности учащихся все самостоятельные работы делятся на три типа. Первый тип - репродуктивный. Он включает следующие элементы: воспроизводящие, тренировочные и обзорные. Второй тип - поисковые работы. Они включают: лабораторно-практические и логи-ко -поисковые формы обучения. К третьему типу технологии организации самостоятельной работы студента относятся творческие работы. Это различные виды художественно-творческих, конструктивно-оформительских и продуктивно-технологических работ.

Адаптация гуманитарных технологий применительно к музьгкальному образованию, их осознание, осмысление, свободное использование и формирование системного подхода в технологических процессах позволит не только обогатить обучение учащихся, но сделает его креативным, откроет интерактивные возможности в перспективе непрерывного образования.

Примечания

1. Советский энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. М.: Совет, эн-цикл., 1980. 1600 с.

2. Браус Дж.А., Вуд Д. Энвайронментальное образование в школах: пер. с англ. №ЛЛЕЕ, 1994. 97 с. См. также: Загашев И.О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. 2-е изд. СПб.: Альянс «Дельта»: Речь, 2003. 192 с.

3. Метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

4. Борухзон Л.М. Детский музыкальный театр «Вокруг рояля». СПб.: Композитор, 2009. 40 с.