Из чего состоит интеллект. Понятие интеллекта. Воскресенье – займитесь компьютерными тренировками

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

Сторонами трудового договора являются работник и работодатель.

По общему правилу работником может быть лицо, достигшее возраста 16 лет, но при соблюдении ряда условий допускается использование труда лиц, достигших возраста 14 лет. Особый статус установлен для организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, где с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию (ст.63 ТК РФ). Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

ВАЖНО! Иностранный гражданин , претендующий на работу в России, должен иметь разрешение на работу. Это разрешение выдается в порядке, утвержденном совместным Приказом ФМС РФ №1, Минздравсоцразвития РФ №4, Минтранса РФ №1, Госкомрыболовства РФ №2 от 11.01.2008. Это ограничение с 2013 г. не распространяется на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ, т. е. тех, кто получил вид на жительство в РФ или разрешение на временное проживание (подпункт 1 пункта 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Работодателями , как правило, выступают юридические лица (российские или иностранные организации), однако закон разрешает вступать в трудовые отношения с работниками и физическим лицам (ст.20 ТК РФ). Если работодателем является юридическое лицо, а не индивидуальный предприниматель, трудовой договор должен быть подписан руководителем юридического лица или иным надлежаще уполномоченным представителем работодателя. Полномочия иного представителя могут быть выражены в доверенности.Подписанный неуполномоченным лицом трудовой договор не имеет юридической силы .

ВАЖНО! Руководитель организации имеет право действовать от имени организации без доверенности. В Обществах с ограниченной ответственностью (ООО) и в акционерных обществах (ЗАО, ОАО) руководитель именуется, как правило, директором или генеральным директором, реже президентом и др. Наличие полномочий у руководителя можно проверить, запросив в любой налоговой инспекции выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении организации-работодателя. В выписке будет указано лицо, которое вправе действовать от имени организации без доверенности в настоящий момент (его ФИО и должность). Выписка выдается по запросу любого заинтересованного лица, заплатившего государственную пошлину.

На практике встречаются ситуации, когда от имени работодателя-организации трудовой договор подписывает неуполномоченное на то в силу Закона лицо, например, начальник одного из отделов организации. При этом руководитель организации может находиться в другом месте и вообще ни разу не увидеть работника, что не всегда позволяет говорить о том, что руководитель знал о заключении трудового договора с работником. В такой ситуации работнику совершенно неожиданно могут объявить о том, что он никогда не принимался на работу в организацию.

Безусловно, суд при рассмотрении спора учтет конкретные обстоятельства дела, например, факт перечисления работнику зарплаты на счет в банке, оформления полиса медицинского страхования, удержания НДФЛ с зарплаты работника, уплаты взносов в фонды за работника и т. п.. В подобных случаях можно утверждать, что уполномоченное лицо не могло не знать о заключении трудового договора с работником.

Однако если ничего подобного не было, суд может прийти к выводу о том, что работник не вступил в трудовые отношения с работодателем-организацией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому если со стороны работодателя трудовой договор подписывает не руководитель организации и есть подозрения в добросовестности работодателя, следует попросить выдать Вам заверенную копию доверенности этого лица, показать внутренние документы организации, согласно которым это лицо вправе подписывать трудовые договоры с работниками. Не стоит забывать о том, что основание, в силу которого представитель работодателя наделен полномочиями на заключение трудового договора, должно быть указано в трудовом договоре (см. ст. 57 ТК РФ).

Люди, которые следят за своим весом или хотят похудеть, как правило, знают много различных диет, и им наверняка часто попадались диеты, расписанные на неделю. Такая диета предлагает человеку отдельное диетическое меню на каждый день недели: от понедельника до воскресенья.

Почему бы не воспользоваться этим принципом недельной тренировки для того, чтобы повысить уровень своего интеллекта и при этом не заскучать от повторяющихся заданий? Для каждого дня недели можно подобрать свой способ, позволяющий развивать интеллект. И попробовать это сделать, например, вот так.

Понедельник – приоткройте окно в науку

Любой психофизиолог уверенно докажет вам, что понедельник – сложный день с точки зрения психофизиологического состояния человека . Ученые-экспериментаторы стараются в этот день не проводить никаких замеров психофизиологической активности человека, потому что в понедельник, как правило, все процессы идут в замедленном темпе. Поэтому на понедельник имеет смысл запланировать занятие, требующее не активной продуктивной деятельности, а, скорее, созерцательной и усваивающей.

Выберите себе в качестве чтения на ночь научную статью. Пусть она будет посвящена исторической, астрономической, медицинской, философской или какой иной тематике. Главное условие – статья должна быть из научной области, которая была бы полностью противоположна направлению вашей профессиональной деятельности или вашему увлечению.

Повышение уровня интеллекта обеспечивают, в том числе, и новые задачки для мозга . Чтение и понимание текстов, написанных специальным научным языком, относится как раз к такому типу задач.

Пусть в понедельник, пока вы читаете, ваш мозг тренируется, осваивая:

  • новый вопрос,
  • новый взгляд,
  • проблемное видение,
  • новые термины,
  • неочевидные причинно-следственные связи,
  • любопытные прогнозы.

Вторник – засеките время

Приготовьте для вторника какую-то умственную работу. Это вполне может быть одна из ваших профессиональных задач:

  • подготовка доклада или презентации,
  • написание статьи,
  • перевод текста с иностранного языка,
  • составление отчета или, напротив, рабочего плана и программы на год,
  • выполнение расчетов для проекта,
  • анализ проблемы, поиск решения и его обоснование
  • и т.д.

Прежде, чем приступить, продумайте и запишите, какой минимум времени вам понадобится на каждый этап этой умственной работы. Например, за сколько времени вы успеете:

  • внимательно прочесть все необходимые бумаги и документы,
  • добрать дополнительную необходимую информацию,
  • обдумать содержание,
  • сгенерировать варианты решений, сравнить их между собой и выбрать лучший из них,
  • все записать и оформить в надлежащем виде.

Установите себе минимально возможные интервалы времени. Так, чтобы вам пришлось бы работать в быстром и непривычном для вас темпе.

Засеките время начала работы и приступайте к ее выполнению. Старайтесь придерживаться установленного временного графика.

Такая интенсивная нагрузка на мозг в условиях небольшого стресса поможет поднять уровень интеллекта .

Среда – измерьте свой IQ

Пусть в среду тренажером мозга станут тесты интеллекта на оценку IQ. Их ведь можно выполнять не только с целью измерить уровень своего умственного развития и коэффициент интеллекта, но и в целях интеллектуальной тренировки.

Но эти тесты, как правило, решаются за установленное время. Поэтому сначала надо посмотреть, сколько времени вам выделяется на решение батареи предложенных задач. Затем засечь время и приступить к испытанию.

Кстати, засекая время, вы тем самым задаете себе определенную планку на будущее. Сохраните запись с указанием времени, в которое вы уложились, чтобы в следующий раз у вас была возможность сравнить старые результаты с новыми и отследить свой прогресс.

С Викиум вы сможете повысить свой интеллектуальный уровень онлайн

Четверг – побудьте вегетарианцем

Это может показаться странным, но сегодня вместо тренировки мозга имеет смысл заняться его очищением. Если быть более точным, то очищением своего организма. Нейробиологи выяснили, что умеренное вегетарианство не только стимулирует мозговую активность, но и ускоряет умственные процессы.

Когда в семидесятых годах в СССР были перебои с мясными продуктами, ввели, так называемый, «рыбный день». Во всех столовых, кафе и даже ресторанах предлагали в четверг только рыбные блюда, а мясные и не готовили в этот день вовсе. Вот и вы в четверг откажитесь от всех мясных блюд.

Можно усилить эффект, приняв в этот день какие-нибудь полезные биодобавки или максимально насытив свое меню продуктами, полезными для работы мозга:

  • рыба и морепродукты,
  • горький (темный) шоколад
  • цитрусовые.

Пятница – примерьте новую роль

Исследуя, как повысить интеллект, психологи обращают внимание на то, что общий интеллект развивается в умственной деятельности, а социальный в социальном взаимодействии.

Важным условием развития социального интеллекта является умение человека выступать в процессе коммуникаций в разных социальных ролях . Пятница – очень удачный день для коммуникаций и социальных контактов. Выберите на пятницу какую-нибудь роль, которую вам приходится «исполнять» не так часто, как остальные. И побудьте в ней.

Например, пусть ваш ребенок побудет вашим учителем, а вы – его учеником. Только все должно быть «по-честному»: он – учит, а вы – учитесь.

Или, напротив, устройте себе встречу со старым и умудренным опытом человеком. Попросите его или ее рассказать вам какую-то житейскую историю из своего прошлого.

Следуя за рассказом, старайтесь представить весь сюжет в ярких образах, а для этого:

  • расспрашивайте о деталях,
  • отслеживайте логику развития сюжета,
  • «увидьте» участников рассказа,
  • «услышьте» их голоса,
  • вникните в неочевидные, скрытые смыслы этой истории.

Словом, побудьте в роли писателя, изучающего прошлое, историю, быт, фольклор.

Проделав такое занимательное упражнение, вы не только «удивите» свой мозг своей новой ролью, но и добавите в свое видение мира новых красок, посмотрев на мир с другой, непривычной для себя позиции.

Суббота – побудьте левшой

…или, наоборот, правшой, если вы – левша.

Суббота – день, когда можно позволить себе все делать чуть медленнее, чем в будние дни. А значит, выбирая ответ на вопрос, как повысить интеллектуальный уровень, можно позволить себе что-нибудь совершенно не тривиальное. Например, все, что вы обычно делаете правой рукой попробовать делать левой.

Начать прямо с утра и, другой рукой:

  • застегнуть пуговицы,
  • почистить зубы,
  • съесть завтрак.

Воскресенье – займитесь компьютерными тренировками

И в заключение недельной тренировки посвятите 40 минут воскресного времени выполнению умственных упражнений на одном из компьютерных сайтов. Например, это может быть сайт «Викиум».

Если вам понравилась такая «Неделя тренировок мозга», можно проделывать это регулярно, пусть не ежемесячно, то хотя бы один раз в три месяца.

Интеллект… В бытовом употреблении мы привыкли использовать это слово как синоним умственных способностей человека и редко задумываемся, сколько на самом деле в него вложено смыслов и оттенков значений, сколько научных теорий и подходов посвящено толкованию этого феномена.

Кто, например, сходу ответит, что такое вербальный интеллект? Как соотносятся мышление и интеллект, интеллект и способности?

А есть вопросы, над которыми многие, наоборот, наверняка задумывались неоднократно. Например, как повысить уровень интеллекта и можно ли вообще это сделать, если не слишком повезло с генетикой?

Объяснить, измерить, улучшить

Понятие интеллекта многогранно. В целом определение звучит так: относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Однако психология предлагает изучать эти способности с различных точек зрения. Так, в ряде концепций предпринята попытка рассмотреть творческие компоненты интеллекта (например, обоснованная гештальтпсихологами идея инсайта), а, скажем, сторонники социокультурного подхода считают его одним из результатов социализации.

Сейчас наиболее распространен взгляд на интеллект, появившийся в рамках прагматической психологии. Как считают ее последователи, он направлен прежде всего на успешное решение жизненных задач, приспособление к окружающей среде. Заслуга представителей такого подхода - определение интеллектуального уровня с помощью тестов. В начале прошлого века французские психологи Альфред Бине и Теодор Симон впервые предложили методику измерения умственных способностей, и до сих пор психологическая диагностика интеллекта во многом основывается на их разработках.

Всем известен способ количественно оценить умственный уровень с помощью тестов на IQ (intelligence quotient). И хотя эта методика небезосновательно критикуется, тем не менее IQ сейчас служит универсальным показателем нормального и ненормального интеллектуального развития.

Так, показатель в пределах примерно 50-70 позволяет диагностировать нарушение интеллекта легкой степени, а данные ниже 50 - тяжелое нарушение интеллекта. А что такое интеллектуальное развитие нормального уровня, если давать ответ в таком же числовом измерении? Нормой признаны значения от 80 до 120 (столь широкий разброс объясняется большим разнообразием тестов).

Интересно, что у человека с нормальным IQ и творческие способности примерно того же уровня. А вот повышение показателя не говорит об аналогичном росте изобретательности. Дело в том, что творчество предполагает новые, неожиданные решения, а стандартный интеллектуальный тест, как правило, направлен на поиск одного, заранее заданного ответа.

От чего вообще зависит развитие интеллекта личности, и как можно на него повлиять? Ученые всего мира бьются над поиском ответа на этот вопрос, но пока полученные данные весьма неоднозначны. Кто-то говорит, что с генетикой не поспоришь, а кто-то считает, что повышение интеллекта любого ребенка можно обеспечить правильными условиями воспитания.

О том, как быстро и надолго повысить интеллект, тоже много спорят, хотя основные способы известны: осваивать новое, решать кроссворды и головоломки, не забывать о физических упражнениях… И да, тренировки мозгу нужны постоянные: прогресс теряется так же быстро, как наращивается.

Он бывает разным

Учитывая, как по-разному психология объясняет само понятие, логично, что и виды интеллекта, и его структура также не имеют однозначной научной интерпретации.

Структура интеллекта чаще всего включает три основных составляющих. Так, в ней традиционно выделяется фактор G (генеральный фактор, или фактор общего интеллекта) и фактор S (фактор специфических особенностей). Первый иллюстрирует способности к выполнению интеллектуальных заданий вообще, а второй показывает умение решать конкретные задачи.

Срединное положение между этими двумя уровнями занимают так называемые групповые факторы. Их наличие обосновывается тем, что можно сгруппировать схожие показатели, за которые отвечает одна способность. Английский психолог Тернстоун выделял более десятка групповых факторов, но признанными стали следующие семь из них:

  • Беглость речи.
  • Ассоциативная память.
  • Понимание слов.
  • Фактор оперирования числами.
  • Скорость восприятия.
  • Пространственное мышление.
  • Рассуждение и логика.

Интересна также теория, основоположником которой стал британский и американский психолог Реймонд Кеттел. Он говорил о том, что интеллект человека состоит из двух слоев: текучего и кристаллизованного.

Текучий закладывается генетически и определяет способности обучаться новому и решать текущие задачи; кристаллизованный - это устойчивая система накопленных знаний, которая обновляется в течение всей жизни человека. Текучий интеллект, как считается, достигает пика в ранней молодости, а с возрастом постепенно ослабевает.

Что касается видов явления, то здесь уместно вспомнить теорию, принадлежащую Ховарду Гарднеру. Изучая интеллект, он пришел к выводу, что существуют множественные его виды, а потому стандартное измерение интеллектуальных способностей в целом должно уступить место дифференцированному подходу. Эти виды таковы:

  • Логико-математический ().
  • Внутриличностный (способность четко осознать собственные чувства и желания).
  • Межличностный (понимание того, что значит та или иная эмоция другого человека).
  • Музыкальный (восприятие звуков и их различных характеристик (высоты, тона), чувство ритма).
  • Пространственный (способность представлять предмет в различных измерениях, визуально оценить его параметры).
  • Телесно-кинестетический (владение телом).
  • Лингвистический (связан с языком, речью, умением формулировать и связно излагать мысли).

По Гарднеру, все типы интеллекта равноценны, и лишь общество придает тому или иному большее значение, чем другим. Скажем, в современном мире высоко ценится умение оперировать числовыми данными и абстрактными категориями, владение речью и коммуникабельность.

Следовательно, в школе успешными считаются дети, у которых преобладает лингвистический, межличностный и логико-математический виды интеллекта. Однако, к примеру, тот, кто мечтает стать танцором, скорее будет озабочен тем, как развить интеллект другой - телесно-кинестетический и музыкальный, будущему архитектору понадобится пространственный тип и так далее.

Разум и чувства

Обратим внимание на меж- и внутриличностный типы. Их часто объединяют, ведь оба они отвечают за распознавание эмоций, только в одном случае своих, а в другом - тех, кто рядом. Что такое эмоциональный интеллект и как повысить его уровень, пишут в последнее время много, а вот о некоторых его негативных особенностях - значительно меньше.

Так, результаты исследования австрийских психологов свидетельствуют, что люди, обнаруживающие признаки высокого интеллекта такого рода, часто проявляли склонность к нарциссизму и манипулированию окружающими. Таким образом, высокий интеллект эмоционального типа становится поистине взрывоопасной смесью в сочетании с карьеризмом.

И действительно, людям, читающим коллег (а главное - начальство) как открытую книгу, совсем не обязательно демонстрировать профессиональные достижения, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Кроме того, развитая способность распознавать эмоции может спровоцировать излишнюю самоуверенность. Человек знает о собственном умении понимать других и полагается на первое впечатление, не желая копать глубже, что приводит к совершенно неправильным выводам о ситуации и ее участниках.

Вот и получается, что нужно думать не только о том, как развить эмоциональный интеллект, но и о том, как уберечься от опасностей, которые таит в себе эмоциональная компетентность. Автор: Евгения Бессонова

Тему повышения интеллектуального уровня. Самый популярный ответ, получивший 1,6 тысяч голосов, дал обладатель научной степени в области теоретической физики Стив Дентон. Редакция ЦП выбрала ключевые практические советы из этого поста.

Мозгу нужны интеллектуальные вызовы

В ходе решения сложных задач, таких как изучение нового языка, области математики или освоение незнакомого музыкального инструмента, мозг становится более пластичным и гибким. По мнению Дентона, одним из беспроигрышных вариантов является изучение различных областей математики — эта наука открывает широкие возможности для развития мозга. Занятия математикой позволяют тренировать логическое, численное и визуальное абстрактное мышление, одновременно улучшая навыки концентрации и «умственной выносливости».

Стив Дентон

Следует общаться с хорошо образованными людьми

Встречи и разговоры с высокоинтеллектуальными людьми позволяют улучшить работу собственного мозга. В ходе таких бесед можно узнать много нового, кроме того, понимать ход мыслей умных людей очень полезно.

Компьютерные игры могут использоваться для тренировки интеллекта

Игры бывают разные — шутеры и спортивные симуляторы позволяют неплохо провести время и натренировать реакцию, но в плане развития интеллекта они не особенно полезны. Дентон рекомендует выбирать игры, в ходе которых необходимо решение сложных задач и принятие многочисленных решений. Сам физик является поклонником игры EVE — по его мнению, она является наиболее сложной и разносторонней из всех компьютерных игр (игровая система функционирует на самом мощном игровом суперкомьютере под названием Tranquility).

Нужно читать минимум одну серьезную книгу в неделю

Тренировка мозга с помощью специального софта

Дентон советует использовать специальный софт для развития мозга, с единственной оговоркой — необходимо применять только подтвердившие свою эффективность сервисы. Большинство подобных проектов в реальности не позволяют добиваться результатов, которые обещают их создатели — чаще всего с их помощью можно лишь научиться хорошо играть в определенную игру, что не трансформируется в улучшение общих когнитивных способностей человека. Однако проект Dual N-Back смог доказать свою эффективность. Еще один положительный момент — можно скачать совершенно бесплатно.

Важен здоровый образ жизни

Занятия спортом положительно сказываются на работе мозга, здоровый и не слишком короткий сон также повышает продуктивность (однако «пересыпание» может быть даже вреднее , чем недосыпание). Важно с умом подходить к потреблению алкоголя — в небольших количествах он помогает расслабляться и общаться свободнее — как уже сказано выше, общение с другими людьми полезно для мозга. Но чрезмерное употребление алкогольных напитков (как и курение) наносит очевидный вред организму. Помимо этого, для наиболее эффективной работы мозгу нужно правильное питание. Получить необходимое количество питательных веществ организм может только при сбалансированной диете — человек должен есть фрукты, овощи, рыбу и мясо.

Необходимо избавиться от ограничивающих представлений о собственном интеллектуальном уровне

Многие люди на самом деле умнее, чем сами о себе думают. Часто такое скромное отношение к своим умственным способностям не позволяет им добиться в жизни большего. Данное явление получило название «эффекта Даннинга-Крюгера» — согласно ему, люди, обладающие уровнем интеллекта ниже среднего, часто переоценивают свой интеллект, в то время как обладатели интеллекта уровня выше среднего, чаще недооценивают свои способности. Избавиться от такого отношения к себе можно с помощью простого логического опровержения мифов о собственной несостоятельности.

1 3 243 0

Методы развития интеллекта, согласно «Гугл трендам», получили наивысшую оценку востребованности. При этом среднее значение коэффициента интеллекта, пишет 60-летнее научное издание «New Scientist», у людей в развитых странах начало падать. Это вызвало падение доверия к IQ-тестам.

Интеллект человека трактуют по-разному. В основном такое понятие значит сравнительные способности человека к восприятию нового, осмыслению и решению задач разной сложности.

Под интеллектом понимается способность человека адаптироваться к различным задачам и создавать алгоритмы их эффективного решения.

Википедия, ссылаясь на академика Н. Моисеева, также определяет интеллект как способность ставить цели и вырабатывать стратегии их достижения. В это психическое качество входят память, воображение, мышление и восприятие.

Как формируется интеллект

В психологии основной теорией формирования интеллекта считаются стадии, разработанные Пиаже. Создание стадий происходило во время наблюдения за детьми разного возраста.

Первые признаки формирования интеллекта появляются у новорожденного после 12 месяцев.

    Сенсомоторная стадия

    Имеет такие особенности: ребенок начинает осознавать, что предметы существуют даже тогда, когда он на них не смотрит. Впервые в его мышлении возникает цель и стремление ее добиться. Формируются первые убеждения относительно окружающего мира.

    Вторая стадия

    Подготовительная. Интеллектуальный опыт, накопленный за 7 лет, позволяет сформировать интуитивное мышление. Ребенок уже умеет умственно решать некоторые задачи, но не воплощать их в реальности.

    Третий этап

    Стадия конкретных операций. Возрастной период – от 7 до 12 лет. Появляется возможность самому оперировать представлениями об объектах и совершать осознанные действия с ними.

    Четвертая ступень

    Этап формальных операций. Наступает после 12 лет. Подросток осваивает абстрактное и формальное мышление. Создает внутреннюю картину внешнего мира.

Общий уровень интеллекта зависит и от влияния социума. Поэтому теория Пиаже неоднократно критиковалась. Бывает, что у зрелых людей нет абстрактного мышления к какой-то деятельности. Интеллектуальность зависит от качества и количества получаемой информации. Интеллектуальная личность по Гальтону, английскому исследователю и психологу, – это непознаваемая сущность, отражение внутренних представлений на внешний мир.

Коэффициент интеллекта: что это и как определяется

Первые попытки измерить ум предприняли французы Т. Симон и А. Бине. Они исследовали уровень психического развития детей к определенному возрасту. Основу всех современных тестов на интеллект предложил в 1912 году немец Штерн. Он вычислял отношение интеллектуального возраста к реальному.

Современные исследования умственных способностей – это модификации теста Айзенка, разработанного в 40 годах.

Испытуемому нужно решить на время несколько головоломок. За правильное решение он набирает баллы. Их количество зависит от модификации теста. В общем случае средний показатель 100 баллов. Высокоинтеллектуальный человек тот, кто наберет больше 140 (в некоторых тестах 160) баллов. Высший балл – 200.

Профессор Университета Отаго и политолог Джеймс Флинн констатирует, что на данном этапе развития человечества тест на IQ бесполезен. В доказательство он приводит изменившуюся ситуацию со средним уровнем жизни в развитых странах. Он стабилизировался и меняется незначительно. А тот же тест Айзенка не был стандартизирован за 100 лет существования. То есть, слишком много модификаций дают расплывчатые результаты.

Его виды

Психология в вопросе изучения интеллекта признавала только академический подход до 1983 года. Тогда американский психолог Говард Гарднер бросил вызов традиционному учению и создал свою модель интеллекта. Он назвал ее множественным интеллектом. Согласно Гарднеру, существуют восемь видов:

Название

Описание

Вербальный Присущ поэтам и писателям. Включает в себя все умения, связанные с речью. В том числе восприятие и воспроизведение звуков, механизмы, ответственные за грамотность и смысловое наполнение речи.
Пространственный Его функции отвечают за зрительную и пространственную ориентацию. Сюда же относится умение конструировать образы, представлять их в каждом измерении и манипулировать ими. Замечено, что наиболее развит такой вид интеллекта у архитекторов, водителей.
Музыкальный Дает возможность определить смысл, который связан со звуками. В том числе их тембр, высоту и ритм. В наибольшей степени им обладают певцы и музыканты.
Социальный Психика у человека с доминацией этого вида заточена под общение. Такой человек умеет находить контакт с людьми, понимать их настроение и намерения.
Внутриличностный Любой высокоразвитый человек способен наблюдать за самим собой. Развитый внутриличностный интеллект позволяет ясно понимать свои скрытые мотивы и эмоции.
Физический Способность владеть телом. Присущ танцорам и работникам прикладных профессий.
Логический или абстрактный Дает возможность улавливать связь между объектами или действиями без фактического присутствия при них.
Духовный Автор 10 книг о духовном развитии Дана Зохар определяет духовный интеллект как способность решать проблемы смысла и ценностей. Стивен Кови входит в ТОП-25 влиятельных людей в бизнесе по версии журнала «Time». Он называл этот вид центральным и наиболее фундаментальным.

Согласно исследованию американских ученых Цукермана, Зильбермана и Холл, религиозные люди в среднем имеют IQ ниже, чем атеисты.

Уровни

В разных ситуациях человек проявляет разный уровень интеллекта: конкретный или абстрактный.

  1. Конкретный или практический . Это уровень применения знаний, хранящихся в памяти, на основе ассоциативных способностей.
  2. Абстрактный дает способность человеку управлять понятиями и словесными образами. Артур Дженсен, который входит в 50 самый влиятельных психологов ХХ века, относит этот уровень к сфере познавательных способностей. По его мнению, отношение одного уровня к другому обусловлено наследственностью.

Структура

Чарльз Спирмен первым основательно взялся за структуризацию интеллекта. В своих исследованиях он проверял профессиональные способности человека. Многочисленные тесты выявили, что процессы памяти, восприятия, мышления и внимания тесно взаимосвязаны. Спирмен сделал вывод, что личности, успешно выполняющие задачи на мышление, отлично справляются и с заданиями на выявление других способностей. И наоборот: те, кто, к примеру, плохо концентрировали внимание, не могли быстро оперировать памятью. Согласно его трудам, любой интеллектуальный труд зависит от специфического и общего фактора.

На основе экспериментов, Спирмен вывел структуру интеллекта. На ее вершине расположился общий фактор. Середину наполняют групповые качества умственных способностей (механические, вербальные). Основа – специальный фактор – набор специфических способностей, которые зависят от сферы деятельности.

Расстройства интеллекта - как их распознать

Научно доказано, что интеллектуал может стать олигофреном.

Интеллект имеет способность снижаться под влиянием разных факторов. Это может быть сильная депрессия, потеря зрения или слуха. Любое препятствие к получению информации извне вызывает колебания уровня интеллекта.

Расстройство может быть и врожденным. Оно называется слабоумием. Основные признаки: утрата способности понимать связь между явлениями, снижается самокритика, неспособность контролировать свое поведение, теряется возможность отделять главное от второстепенного.

Особенности интеллекта у детей

Согласно исследованию ученых из Флориды К. Бивера и Дж. Шварца, ребенок получает интеллект преимущественно с генами матери. Но девственно сохранный интеллект испытывает влияние социума и среды окружения. Также наивысшее влияние оказывают стимуляции к его развитию в раннем возрасте. Советы детских психологов таковы:

  • Классическая музыка;
  • грудное вскармливание;
  • свежий воздух;
  • со временем – физическая активность.