Психоаналитический подход к развитию психики. Психоаналитический подход. Введение в психологию

"Детско-подростковый реабилитационный комплекс "Квартал" ЮЗАО
Адрес:
Москва, Ленинский проспект дом 89-А.
ближайшая станция метро "Новые Черемушки"
Телефон/факс:" Горячие линии":
132-88-32 - по проблемам жестокого обращения с детьми
380-09-03 - по игровой зависимости
126-04-51 - по проблемам алкоголизма и наркомании.
Записаться на первичный прием к специалистам можно по тел. 935-97-95

ГОУ Зеленоградский Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения ЗелАО, Зеленоград, корпус 1554
Адрес:
ЗелАО, Зеленоград, корпус 1554
Телефон/факс:тел. 8-499-738-50-20
Белехов Юрий Николаевич

Группа психологической помощи - спецшкола № 17 для детей с девиантным поведением СВАО
Адрес:
Новоалексеевская, 8
Телефон/факс:тел. 287-23-69
Овсянникова Наталия Александровна

Детский экологический Центр "Живая нить" САО
Адрес:
ул. Беговая, 22, кор.1.

Комплекс социальной помощи детям и подросткам ЮЗАО
Адрес:
ул. Архитектора Власова, 19
Телефон/факс:регистратура: 128-98-83
факс: 128-48-65
Касаткин Владимир Николаевич

Консультативный диабетический Центр (только для жителей СВАО) СВАО
Адрес:
Енисейская, 30, кв.279. Чукотский пр., 2
Телефон/факс:тел. 470-84-82
Шапошникова Татьяна Дмитриевна

Консультативный Центр для родителей детей дошкольного возраста СВАО
Адрес:
Шушенская ул., 7
Телефон/факс:тел. 474-15-53
Хилкова Ольга Георгиевна

Консультация "Семья и брак" ЦАО
Адрес:
ул. Пятницкая, д.30
Телефон/факс:тел. 951-65-57; 951-53-90
Балашова Елена Фиодосьевна

Молодежный Анонимный кабинет и телефон доверия (при Российской наркологической ассоциации) СВАО
Адрес:
ул. Верхоянская, д.6, кор.1 Библиотека № 110
Телефон/факс:тел. 470-03-10

Московский городской кабинет социально-психологической помощи для детей и подростков - при ПДН № 9 ВАО

Адрес:
15-Парковая, 41,кор. 3
Телефон/факс:463-73-52 Шармина Стелла Леонидовна

Московский городской клуб инвалидов "Контакт" СВАО
Адрес:
ул. Стартовая, 11
Телефон/факс:тел. 475-93-36
Ким Екатерина Никифоровна

Муниципальное (МР "Головинский") общество инвалидов с детства "Северное сияние" САО
Адрес:
ул. Пулковская, 3-2-319
Телефон/факс:тел. 457-02-52
Романова Елена Владимировна

Муниципальное учреждение по комплексной работе с детьми и подростками Центр "Доверие" СЗАО
Адрес:
Зеленоград, кор.622
Телефон/факс:тел. 535-02-72
Савеличева Вера Леонтьевна

Наркологическая больница № 17 ЮЗАО
Шуляк Юрий Афанасьевич
Адрес:
Болотниковская улица, д.16
Телефон/факс: 317 20 69,113 69 11, 119 33 11

Наркологический диспансер № 6 ЮВАО

Адрес:
ул. Маршала Чуйкова, 24
Телефон/факс:178-31-94; 178-27-24 (регистратура)
178-18-45 - гл. врач Лисенко Владимир Павлович

Опытно-экспериментальная площадка школы № 206: "Школа в системе служб социальной защиты ребенка и семьи" СВАО
Адрес:
Псковская ул., д. 12, к. 3
Телефон/факс:тел. 908-15-09
Журкова Марина Ивановна

Отдел "Милосердие" помощи семьям, имеющим детей-инвалидов СВАО

Адрес:
ул. Широкая, 23, кор. 2, кв. 206
Телефон/факс:тел. 479-39-98
Аскинази Софья Александровна

Подростковое отделение от НД №8 (наркологический диспансер) ВАО
Адрес:
16-Парковая, 13
Телефон/факс:тел. 461-73-75
Анкудинов Сергей Борисович

Подростковый центр (филиал поликлиники) ЮВАО
Адрес:
Рязанский проспект, 33
Телефон/факс:тел. 171-33-20 (регистратура)
171-98-43 - руководитель, Гайдамак Олег Игоревич

Психологический клуб на базе центра МЦДЮТ "Москворечье" ЦАО

Адрес:
ул. Бахрушина, д.17
Телефон/факс:тел. 235-31-46
Лобачева Надежда Анатольевна

Психологическое агентство "Круг" при исследовательском Центре семьи и детства РАО (Российская академия образования) ЦАО

Адрес:
ул. Садовническая, 21
Телефон/факс:тел. 231-49-28
Спиваковская Алла Семеновна

Психолого - медико - социальный Центр помощи детям, пострадавших от жестокого обращения и насилия "Азон" ЦАО
Адрес:
ул. Нижне-Красносельская, д.45
Телефон/факс:тел. 265-01-18, факс 265-26-63
Сафонова Тамара Яковлевна

Психолого - медико - социальный Центр в системе образования СВУО (принимаются дети по направлениям города) СВАО
Адрес:
Ул.Римского-Корсакова, 10
Телефон/факс:тел. 401-17-29 - администрация
401-85-00 - регистратура, Буланова Ольга Евгеньевна

Психолого - медико - социальный Центр ЗОУКО (Западное окружное управление Комитета образования) ЗАО
Адрес:
Осенний бульвар, д. 16, кор. 4
тел. 413-11-15
Лойко Наталия Анатольевна

Психолого - медико - социальный центр "Взаимодействие" ЮАО
Адрес:
Востряковский проезд, 5-2, кв.38, 39
Телефон/факс:тел. 383-33-75
Бурмистрова Екатерина Викторовна

Психолого-медико-социальный Центр помощи детям и подросткам СЗАО
Адрес:
ул. Исаковского, д.4, к. 1
Телефон/факс:тел. 944-13-53 - регистратура;
498-69-57 - руководство, Курбанов Рустам Анверович

Психоневрологический диспансер №11 ЦАО
Адрес:
ул. Ср. Калитниковская, д. 29
Телефон/факс:тел. 270-85-18 - регистратура, Дьякова Надежда Васильевна

Психоневрологический диспансер №14 ЦАО
Адрес:
ул. Чехова, 9
Телефон/факс:тел. 299-50-06 - регистратура
299-06-13 - психологи и психотерапевты, Пассер Фира Львовна

Реабилитационный Центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов "Северное Тушино" СЗАО
Адрес:
ул. Туристская, 31
Телефон/факс:тел. 494-21-02
Кузнецова Ирина Николаевна

Региональная общественная организация инвалидов с детства и их родителей "Всехсвятское"САО
Адрес:
Ленинградский пр-т, 71
Телефон/факс:тел. 198-72-16
Пищугина Вера Михайловна

Служба психологического консультирования в структуре Православного Центра "Живоносный источник" в Царицыно ЮАО
Адрес:
ул.Солнечная, д.2
Телефон/факс:тел. 325-43-03
Мошкова Ирина Николаевна (руководитель психологической службы)

Союз социальной защиты детей - член FIZE САО
Адрес:
ул. Солнечногорская, д. 5, кор. 1, кв.1-3
Телефон/факс:тел. 456-40-04
Ларионова Нина Яковлевна

Средняя общеобразовательная школа надомного обучения № 379 для детей с ограниченными возможностями ЗАО
Адрес:
Крылатские холмы, 25, к.1
Телефон/факс:тел. 412-05-24
Конопелькина Валентина Алексеевна

Телефон доверия медико- психологической разгрузки (предупреждение суицида) САО
Адрес:
ул.Часовая, 5
Телефон/факс:тел. 152-02-51
Ярыгин Валерий Николаевич

Фонд "Нет наркомании и алкоголизму" ЮЗАО
Адрес:
ул. Шверника, д. 10 а
Телефон/факс:тел. 126-04-51 - (для взрослых);
421-55-55 - (для детей);
126-34-75 - (руководитель) Зыков Олег Владимирович

Центр социальной реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями СВАО
Адрес:
ул. Енисейская, 10
Телефон/факс:тел. 471-25-69
Мухина Марина Борисовна

Центр социально-трудовой адаптации молодежи ЮЗАО
Адрес:
ул. Губкина, д.6 (2 эт.)
Телефон/факс:тел./факс 134-83-23
Буховецкая Людмила Николаевна

Центр лечебной педагогики (благотворительная общественная организация) ЮЗАО

Адрес:
ул. Строителей, 17"Б"
Телефон/факс:тел. 131-06-83; 133-84-47
Дименштейн Роман Павлович

Центр медико-социальной реабилитации инвалидов ЮАО
Адрес:
Кантемировская ул., 20-1
Телефон/факс:тел. 324-08-30; 556-23-30
(Кратово) Кравченко Сергей Анатольевич

Центр молодежного творчества "Гермес" САО
Адрес:
ул. Учинская, д.10
Телефон/факс:тел. 484-48-25
Лыков Алексей Алексеевич

Центр помощи и поддержки семьи МР "Свиблово" СВАО

Адрес:
ул.Вересковая, дом 5
Телефон/факс:тел. 189-67-85
Чистякова Ольга Павловна

Центр психолого-педагогической помощи населению при поликлинике № 68 САО
Адрес:
ул. Дубнинская, 40
Телефон/факс:тел. 485-31-83; 485-50-65.
Бартош Ольга Александровна

Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями СЗАО

Адрес:
Зеленоград, корп. 1615
Телефон/факс:Дорофеев Владимир Александрович

Центр семейного воспитания СЗАО

Адрес:
Зеленоград, кор. 101, кв.6 (обслуживает 1, 2, 4 микрорайоны)
Телефон/факс:тел. 535-17-47
Будникова Любовь Ивановна

Центр социально - психологической адаптации детей и подростков "Генезис" ЦАО
Адрес:
Последний переулок, д.26
Телефон/факс:тел. 208-72-46
Кривцова Светлана Васильевна

Центр социально-психологической помощи семье и детям "Веста" на базе Центра детского творчества "Олимп" ЮВАО

§ 1. Психическое развитие с позиций классическогопсихоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856-1939)1. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож-

нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес-сов) - сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси-хики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влече-ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз-нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо-димому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента - Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре- менно. Оно (Ид) - примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци-пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече-ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) - рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго - объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво-рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, ≪фиксируются≫, образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд " не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова-нию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в ≪Трех очерках по теории сексуальности≫ (1905)1. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной т е о рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.


Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность ≪застрять≫ на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических

симптомов последующей жизни.

1. Оральная стадия продолжается от рождения до 18 месяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психосексуального развития соединяется с удовлетворением основной ор -

ганической потребности и включает действия, связанные с кормлением грудью: сосание, кусание и глотание. На оральной стадии складываются установки в отношении других людей - установки зависимости, опоры или независимости, доверия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуляции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) закладывает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.



Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) искажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас-

сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одобрении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка ≪избалованным≫, зависимым.

Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зубов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, наступает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на

орально - садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отношение к другим, пессимизм. Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с возникновением Эго, приходится на возраст от 1 -1,5 до 3 лет. Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от работы кишечника, от выделительных функций, с интересом к собственным фекалиям.

На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи-

куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв-

ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышленияПри неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде ≪удерживания≫ (запоров) или, напротив, ≪выталкивания≫. Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Фаллическая стадия (3- лет) -стадия психосексуального развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фаллической стадии психосексуального развития ребенок часто рассмат-

ривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями. Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии ка-

ждого человека возрождается некий исторический конфликт -комплекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание ≪обладать≫ матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда. Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, поступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности. У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс -комплекс Электры. Разрешение комплекса Электры также происходит путем идентификации себя с родителем своего пола -матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, увеличивая сходство с матерью, получает символический ≪доступ≫ к своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия -сексуальное затишье, от 6- лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии направляется на несексуальные цели и занятия -учебу, спорт, познание, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Генитальная стадия (12 -18 лет) -стадия, обусловленная биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль-

ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор

брачного партнера, создание семьи. Одна из самых значительных задач этой стадии -освобождение

Гениталъный характер -это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера -способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только ≪функционирует≫, пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе -это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несводимость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представления в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаруживают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психоаналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудности с собственным ребенком, в реализации родительской роли. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными егр словами и поступками вопросы, понастоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, анализируя ≪конфликты детской души≫, критически замечает: ≪Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессировке, ведущей к автоматоподобному совершенству≫ (выделено нами. -И.Ш.). Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем:≪Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

§ 2. Психоанализ детства. Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся

варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды ≪Введение в детский психоанализ≫

(1927), ≪Норма и патология в детстве≫ (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться

проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляю щих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них -анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения -веселое настроение, вместо ревности -чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с

освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ребенка со взрослым: ≪Чтобы мы ни начинали делать с ребенком,

обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ре-

бенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь≫, -подчеркивала А. Фрейд1. При организации исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть дости-

жений принадлежит силам Я ребенка, а остальная -давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспита-

тельные воздействия -могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры -это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, ≪целый мир в миниатюре≫ и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за ≪потоком детской игры≫ (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается

объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное (≪бессознательное≫) и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах. Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений. Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами. Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры (play) в сравнении с игрой по правилам._

Термин «психоанализ» имеет три значения:

    Теория личности и психопатологии

    Метод терапии личностных расстройств

    Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума

Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека.

Топографическая модель уровней сознания.

Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.

Структура личности.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго . Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Рассмотрим поподробнее все три структуры.

ИД . «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни» (З. Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

Слово «ИД» происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия.

Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное.

ЭГО. (Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом обеспечивая безопасность и самосохранение организма.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды.

СУПЕРЭГО. «Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"»(Фрейд З. Лекции по психоанализу. Л.№31)

Так представлял Фрейд суперэго.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.