Тургенев в дни тягостных раздумий. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий. «Книга раздумий»: история и семантика[*]

Сергей Есенин подарил любителям поэзии множество мелодичных, красивых стихотворений. Часть из них были положены на музыку и стали романсами. Одно из таких стихотворений - "Отговорила роща золотая". Анализу этого известного произведения и будет посвящена наша статья.

История создания

Есенину было всего 30 лет, когда он ушел из жизни. За год до собственной смерти, в 1924 году, у поэта родились грустные лиричные строки: "Отговорила роща золотая..." Анализ стихотворения по плану предполагает рассмотрение истории его создания.

Как ни странно, но произведение можно назвать духовным завещанием. Молодой и полный сил Есенин размышляет о неумолимости времени, окончании жизненного пути, подводит итоги.

В стихотворении имеются отсылки к лермонтовскому "Выхожу один я на дорогу...", которое было написано за несколько дней до печально известной дуэли. В обоих случаях перед нами изображен одинокий лирический герой на фоне живописной природы. И Лермонтов, и Есенин предвидят собственную смерть и отказываются жалеть о чем-либо в прошлом.

Композиция

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" Есенина позволяет говорить о близости его народным песням. Согласно канону, оно начинается с описательной части. Ее смысловое единство подчеркнуто сквозной рифмой четных строк: "языком" - "ни о ком" - "дом" - "прудом". В этой части перед нами встают образы умирающей природы, опадающих листьев, улетающих журавлей, покинутого дома.

Затем, как и в необрядовой песне, следует монолог героя. В нем также присутствуют образы опадающих листьев, журавлей. В обоих частях мы видим повторяющиеся мотивы: "веселым - веселой", "не жалеют - не жаль". Последние слова в различных вариациях встречаются в стихотворении пять раз и являются ключевыми. Лирический герой больше не чувствует своей привязанности к окружающему миру.

Последняя, шестая строфа, - отхождение от принятого канона. Есенин использует прием кольца, повторяя в финале образы, фразы и сквозные рифмы из начальной строфы. Бросается в глаза обращение к предполагаемым слушателям: "скажите так", придающее стихотворению схожесть с завещанием. Также нельзя не заметить замену слова "веселый" на "милый". Последнее в контексте стихотворения звучит особенно тонко и пронзительно.

Лирический герой

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" немыслим без описания субъекта высказывания. Лирический герой - человек, чья "веселая юность" позади. За прошедшие годы он потратил зря немало времени, но теперь, подводя итоги, не жалеет об этом. В философских размышлениях о жизни и смерти звучат нотки грусти, одиночества, невостребованности. Свои стихи поэт сравнивает с "ненужным комом", сметаемым ветром.

Большое значение для понимания внутреннего состояния персонажа играет цветовая гамма. Прошедшая молодость ассоциируется с "сиреневой цветью". Возникают ассоциации с весной, надеждой, свежестью, которые были утрачены. В настоящем царствуют красный и золотой - цвета увядающей осенней листвы.

Золотой - символ не только уходящих сил. В нем выражено также восхищение лирического героя окружающей природой. Но этот цвет "облетает", и остается яркий рябиновый костер. Как и в народных песнях, это символ душевной горечи, а также творческого горения, боли.

Образы

Продолжим анализ стихотворения "Отговорила роща золотая". Есенин кратко и емко рисует картины осеннего пейзажа. Он использует прием ступенчатого сужения, характерный для народного фольклора. В первой части произведения перед нами объемная картина, включающая в себя золотую рощу, улетающих журавлей, опустевший дом, конопляник над прудом, месяц в потемневшем небе.

Затем образы сужаются до символического "сада души". Прошедшая молодость связывается с цветущей сиренью, настоящее - с горькой рябиной. При этом смысловая нагрузка образов, эмоциональный накал возрастают.

Последний образ сужен до предела и ставит точку в стихотворении. Лирический герой отождествляет себя с деревом посреди голой равнины, с которого ветер срывает последнюю листву. Ветер является символом безжалостного времени, перед которым люди бессильны.

Художественные средства

Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование. Есенин использует эпитеты ("роща золотая", "широкий месяц", "грустные слова"), метафору ("костер рябины"), сравнение, инверсию. Также мы найдем очень много примеров олицетворения ("роща отговорила", "конопляник грезит", "журавли не жалеют").

Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению. Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

Основная мысль

Проведенный анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.

Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета "веселый" на "милый". Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.

Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.

Не знаю более проникновенного, как это, последнее,- к себе, потомкам,
Вселенной- стихоТворениe.
Умиротворяющее, как молитва, стихотворение лучше
всяких кашпировских успакаивает душевные бури, примиряет мечущуюся душу с неизбежным и самим-собой- не мистикой рая, а жизнеутверждающим восприятием Природы, обращением к старому дубу, пережившим ни одно поколение, и чтобы сама смерть явилась сном, с тем же восприрятием прекрасного окружения вечности.

М.Ю. Лермонтов, 1841

"Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел".

А это- из интернета:
просьба ученика(очевидно по домашнему заданию)

Помогите написать анализ стихотворения "Выхожу один я на дорогу"
Алмат Спашев Ученик (217), Вопрос на голоcовании 4 года назад
1Дата написания
2История создания
3Жанр стихотворения
4Тема стихотворения
5Идеи
6Эмоциональная окраска
7Основные образы стихотворения
8Изобразительные средства (самая большаю часть)
9 СТихотворный размер
10Рифма
11Место произведения в творчестве автора
12Личное отношение (Почему именно этот стих)

И приведенный лучший ответ:

Liudmila Sharukhia Высший разум (166150) 4 года назад

За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу… »
В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
В лунном свете стелилась впереди покрытая мелкой каменной осыпью машукских скал дорога – кремнистый путь. Одиноко по ней шел поэт:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
«Выхожу один я на дорогу…» , принадлежащем «к лучшим созданиям Лермонтова» . Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям. Мы видим и «кремнистый путь» , и «сиянье голубое» , и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя» . Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание. Последнее, что поэт передает потомкам: он не отказался ни от всеведенья, ни от ответственности. Лермонтов знал, какой ценой входит в историю его поэзия.
В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? » Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первой – великолепный пейзаж. Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит» ; «пустыня внемлет богу») . Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое» , «жизнь» , «покой» , «свобода» , «сон» , «силы» .
Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
И растет такой огромный дуб в Тарханах, на малой родине поэта. Каждый год в день памяти приходят сюда тысячи людей, чтобы поклониться праху великого русского гения. И дуб шумит листвой над тарханскими тропинками, над озером, словно вечный сторож печальных

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
Из стихотворения в прозе «Русский язык» (1882) И. С. Тургенева (1818- 1883): «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Обычно начало этой фразы цитируется при описании тяжелого, кризисного момента в чьей-либо жизни.
В полном виде эта фраза цитируется как напоминание о богатстве и самостоятельной ценности русского языка.

  • - См. Твайн, Лоуренс...

    Шекспировская энциклопедия

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 не мудрствуя лукаво...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 4 без размышлений не долго думая с легким сердцем спонтанно...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 2 в нерешительности на перепутье...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 3 вне всякого сомнения вне сомнения естественно...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 туалет уборная...

    Словарь синонимов

  • - уборная, кабинет задумчивости,...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 10 любой дурак поймет нет и тени сомнения совершенно очевидно совершенно ясно яснее некуда яснее ясного ясно как апельсин ясно как божий день ясно как...

    Словарь синонимов

  • - не подлежащий сомнению, самоочевидный, явный, ярко выраженный, заведомый, решительный, само собой разумеющийся, бесспорный, прямой, безусловный, очевидный, определенный,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 3 безапелляционный догматический догматичный...

    Словарь синонимов

  • - прозрачный, лежит на поверхности, однозначный, ясный, самоочевидный,...

    Словарь синонимов

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий" в книгах

Тема для раздумий

Из книги Размышления команданте автора Кастро Фидель

Тема для раздумий Куба – страна, где в нормальных обстоятельствах электроэнергия поступает 98 % населения напрямую, существует единая система ее производства и подачи, а жизненно важным для страны центрам она гарантируется при любых обстоятельствах благодаря

Глава XI ВРЕМЯ РАЗДУМИЙ. ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РИМ ДО «ПАЛИНОДИИ»

Из книги Цицерон автора Грималь Пьер

Глава XI ВРЕМЯ РАЗДУМИЙ. ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ В РИМ ДО «ПАЛИНОДИИ» Сразу после триумфального въезда в Рим Цицерон полагал, что к нему вернулись, как он выражается в письме к Аттику, «блеск» (splendorum nostrum ilium) на форуме, его авторитет в сенате и «больший почет, чем мне бы хотелось»

Дни и ночи тревожных раздумий

Из книги Неизвестный Есенин. В плену у Бениславской автора Зинин Сергей Иванович

Дни и ночи тревожных раздумий Нерадостной была у Галины встреча Нового, 1922 года. Ни поздравлений от любимого, ни встреч с ним. Постоянно думала о любовной связи Сергея Есенина с Айседорой Дункан. Не верила, что это надолго. Ревность душила ее.1 января 1922 года записала в

Часы раздумий

Из книги Прошлое с нами (Книга вторая) автора Петров Василий Степанович

Часы раздумий Дул ветер. Солнце уже поднялось, но на поляне было еще сыро. Огрубевшая одежда коробилась и шелестела при каждом движении.Ночью огневые взводы миновали стороной Теремцы и сейчас имели возможность осмотреть хутор в дневном свете. Он состоял из десятка хат,

Глава 25. «Время для Торы» – период сомнений и раздумий. Отъезд в Берлин (Одесса, Херсон, апрель 1910 – октябрь 1911 года)

Из книги автора

Глава 25. «Время для Торы» – период сомнений и раздумий. Отъезд в Берлин (Одесса, Херсон, апрель 1910 – октябрь 1911 года) Я приехал в Одессу без какой-либо ясной цели, покинув Полтаву в последний момент. Друзья написали, что на суде действительно упоминали о моей партии и что на

«Книга раздумий»: история и семантика[*]

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

«Книга раздумий»: история и семантика[*] Сборник «Книга раздумий», о котором у нас пойдет речь, появился в 1899 году и ныне редко вспоминается что читателями, что исследователями. Между тем, как нам представляется, история сборника и его внутреннее строение являются

Из книги раздумий „ОТКРЫТКИ С ТРОПЫ“

Из книги Избранное автора Скоп Юрий Сергеевич

Из книги раздумий „ОТКРЫТКИ С ТРОПЫ“

НЕДЕЛЯ РАЗДУМИЙ

Из книги Говорит Билл Гейтс автора Лоу Дженет

НЕДЕЛЯ РАЗДУМИЙ Гейтс знает, что давление времени не даёт ему проникнуть в глубину вещей и обозреть их в перспективе. Вот почему он планирует время не на работе.«Несколько раз в год я ухожу на неделю раздумий - читаю книги и другой материал, который, по мнению моих коллег,

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий Из стихотворения в прозе «Русский язык» (1882) И. С. Тургенева (1818- 1883): «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь

Из книги В ваших руках целительная сила автора

Избавляемся от тягостных мыслей Если вы, мои хорошие, с кем-то не поладили или вас обидели, да еще, не дай Бог, родные, близкие люди! Ох, как тошно, как горько! Как тяжело на душе. И просто ну никак не отделаться от этих горьких мыслей… Вот и день прошел, и три, и пять, а вы в

Избавляемся от тягостных мыслей

Из книги Советы потомственной целительницы автора Алексеева Лариса Владимировна

Избавляемся от тягостных мыслей Если вы, мои хорошие, с кем-то не поладили или вас обидели, да еще не дай бог, родные, близкие люди! Ох, как тошно, как горько! Как тяжело на душе. И просто ну никак не отделаться от этих горьких мыслей… Вот и день прошел, и три, и пять, а вы в

Глава 10. Быстрое избавление от последствий травматических событий и тягостных воспоминаний

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Глава 10. Быстрое избавление от последствий травматических событий и тягостных воспоминаний Чтобы получить заряд положительных эмоций нового дня, мы в первую очередь должны избавиться от негативных мыслей дня вчерашнего. Сидней Бэнкс Тягостные воспоминания - это

От раздумий о намерении к знанию

Из книги Энергия намерения автора Дайер Уэйн

От раздумий о намерении к знанию Вчера, работая здесь, на острове Мауи, над этой книгой, я пришел к знанию, которое постараюсь донести до вас. Из моря вытащили женщину, японку.Она нахлебалась морской воды, и ее тело раздулось. Я в числе прочих склонился над ней, пытаясь

Провод для раздумий

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Провод для раздумий «Секрет фирмы»N38 (125), ОКТЯБРЬ 2005компания: «Тесли»сфера: оптовые продажи электрооборудованияпроблема: поиск нестандартных ритейл-технологий для решившей заняться розницей оптовой компанииВ компании «Тесли», занимающейся оптовыми поставками

Плоды раздумий

Из книги Литературная Газета 6419 (№ 24 2013) автора Литературная Газета

Плоды раздумий >>> К сожалению, каждый возвышенный полёт мысли всё ещё рискует закончиться жёсткой посадкой. >>> "Знаешь, у меня немного своеобразный вкус", - предупредил навозный жук партнёршу. >>> Скажи мне, кто твой друг, и я сделаю вид, что не

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» Тургенева

И. Тургенев был истинно русским писателем, глубоко переживающим за судьбу своей Родины. В своих произведениях он смело и правдиво высказывал свои искренние взгляды и убеждения. Тургенев не приукрашивал российскую действительность и не скрывал ее насущных проблем. За слишком резкие высказывания он подвергся наказанию в виде ссылки, а впоследствии был вынужден уехать за границу. Но и вдали от Родины он постоянно обращался к ней в своем творчестве, разделял ее боль и отчаяние. Ярким примером патриотизма Тургенева является стихотворение в прозе «Русский язык» (1882 г.).

Тургенев не случайно избирает темой произведения русский язык. Только находясь на чужбине, он понимает всю важность и значение этого мощного элемента национального самосознания. Писатель был оторван от русской среды, но благодаря языку продолжал ощущать свою неразрывную связь с ней. Ведь с помощью языка человек не только произносит слова. Гораздо важнее то, что люди думают на своем языке, т. е. облекают мысли в конкретные лексические единицы. Например, важным условием полного овладения иностранным языком считается тот момент, когда человек способен не только говорить, но и думать на нем.

Тургенев утверждает, что только русский язык оставался его единственной опорой и поддержкой за границей. Писатель принимал очень близко к сердцу все значительные события в России. Некоторые приводили его в отчаянии, но он верил, что русский язык остается главным средством спасения многострадального народа.

«Великий и могучий» — фраза, которую часто используют в насмешку над судьбой России. Но за ее патетичностью скрывается истинная гордость за свой язык. Русский язык – один из самых богатых и сложных на планете. Жители России и пограничных государств, усваивая его с детства, не понимают значения такого легкого и доступного изучения. Русский язык складывался веками. Он обладает удивительной гибкостью и разнообразием словообразования. Удивительная способность нашего языка – заимствование и быстрая переработка иностранных слов без ущерба для себя. Российское высшее общество долгое время разговаривало исключительно на французском языке. Иностранные языки изучались детьми первыми, в ущерб родному. Но это никак не повлияло на русский язык. Способность к самосохранению и самоочищению помогла русскому языку остаться чистым и не подвергнуться значительным изменениям.

Тургенев был абсолютно уверен в том, что, несмотря на нищету и убожество, Россию ждет великое будущее. Язык является непосредственным выражением национального духа. Русский язык – заслуженный высший дар великому народу.

В июне 1882 года в свет выходит цикл Тургенева «Стихотворения в прозе», куда вошло стихотворение «Русский язык», которое обычно вешают на стены в классных комнатах наших школ. И не зря - в этом стихотворении автор выражает свою любовь к Родине, а здесь и до патриотизма недалеко:) Вот это стихотворение:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Именно так пишет Тургенев о своем родном языке в июне 1882 года. Это стихотворение входит в его цикл «Стихотворений в прозе», большая часть которых затрагивает общественно-политические проблемы страны, посвящена размышлениям о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, о вечной ценности человеческих отношений, о счастье.

«Стихотворения в прозе»

В цикл «Стихотворения в прозе» входят такие стихотворения, как Собака, Дурак, Два четверостишия, Воробей, Роза, Милостыня, Лазурное царство, Два богача, Памяти Ю. П. Вревской, Последнее свидание, Порог, Щи, Враг и друг, «Как хороши, как свежи были розы…», Мы еще повоюем! и Русский язык. Ознакомится с произведением можно вот по этой ссылке .

Эти стихотворения написаны от первого лица, с их помощью Тургенев доносит до читателей свои мысли, чувства и переживания. Хоть это и белый стих, т.е. не разделенный рифмой на строфы, здесь очень выразительна ритмика, подчиненная авторской интонации. Язык этих стихотворений чем-то напоминает язык лирического письма к близкому другу.

Этот цикл отчасти продолжает Записки охотника, в центре которых также находится трепетное отношение Тургенева к своей родине, к простым русским людям, к русской природе и культуре. Эта тема всегда была его любимой.

Выражение любви к родине в стихотворении «Русский язык»

Миниатюру же Русский язык следует выделить отдельно, поскольку здесь Тургенев пишет о такой важной части русской культуры и и русской души, как язык. Он призывает современников и потомков беречь родной язык, поскольку именно с его помощью в будущем возможно будет создавать новые великие литературные произведения.

Судьбу народа он связывает с судьбой языка. Необходимо помнить, что в год создания этого стихотворения Тургенев живет за границей, следовательно, язык - это одно из того немногого, что связывало его с Родиной. Именно из-за разлуки с родиной для него так ценен русский язык.

Тургенев многое сделал для переводов, для того, чтобы иностранцы могли читать русскую литературу. Однако главное для него остается в России. Он верит в душевную силу своего народа, верит, что с помощью веры в язык русские люди сумеют преодолеть любые трудности.