Как выработать в себе позитивное восприятие. Позитивное восприятие мира. Записывайте случившиеся за день позитивные события

Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно - психические явления органически включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании вышеуказанной связи сознания и бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное время от времени влияет на ход событий. Интуиция предчувствие - другими словами это наши влечения (как бы выразился Маркс) и страхи, которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам.

На понимании космической связи основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.

К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий - всего, имеющего для человека малую значимость.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения - и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

В 14 параграфе первой главы третьей книги Топики Аристотель говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего - то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно - популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

Контроверза сознания и бессознательного выражает еще одно противоречие человеческой природы. Расколотость человеческого бытия в данном случае состоит в том, что сознание и бессознательное, точно демоны, растаскивают человека в разные стороны. Французский философ О.М. Айванхов отмечал, что человеческое существо обладает способностью осознавать самого себя, иначе говоря, размышлять, наблюдать и анализировать свой внутренний, невидимый, но всегда действующий мир: мир своих мыслей, чувств, желаний и своей воли. Но Я, которое осознает человек, не может быть осознано раз и навсегда, ибо большею частью пребывает в подсознании. Нам удается вывести на экран сознания лишь незначительную часть своих подсознательных образов.

Сознание - состояние человека, в котором он осознает себя, в противоположность состояниям сна, комы, амнезии, а также особая, присущая человеку, в отличие от животных, способность к самосознанию.

3. Фрейд в ряде статей уподобляет сознание органу чувств, способному воспринимать внутренние, т.е. душевные, психические события и отличать их от внешних восприятий, а также органу, способному быть обращенным как вовнутрь, к психической деятельности, так и вовне, к окружающей среде. Кроме того, по сравнению с пред- сознанием и бессознательным сознание, согласно 3. Фрейду, является лишь небольшой частью ума, включающей то, что мы сознаем в каждый данный момент. Сознание обладает интегративной функцией, которая наиболее ярко проявляется при переводе бессознательного в сознательное.

Сознание органически вплетено в духовный опыт человечества. Появление сознания с его рефлекторным отношением - характерная черта, отличающая человека от животного. Мы до сих пор не можем с определенностью ответить на вопрос об источнике сознания, не можем объяснить, как и почему оно возникло. Поэтому, принимая его существование за само собой разумеющийся факт, можно говорить о тех проблемах, которые возникли с его появлением, а также оценить его роль, что и делает психоанализ.

Сознание развивалось от неопределенного, непрочного к стабильному и прочному. Быть сознательным означает одновременно и проклятие, и благословение. Это нашло свое отражение в мифах о Прометее, об изгнании человека из рая. Подарив человечеству свет сознания, Прометей испытал за это страшные муки, которые одновременно стали его искуплением. Решившись стать сознательным, подобно Богу, первочеловек был изгнан из райского предсознательного пребывания в Боге, из состояния божественной гармонии, но вместе с тем приобрел свободу выбора между добром и злом. Таким образом, приобретение сознания связано с ощущением страха перед бременем, которое оно возлагает на человека. Приобретение сознания связано также со страхом потерять его под влиянием бессознательных эмоций. Вот почему понадобились табу и строгие коллективные ритуалы - страх перед последствиями за их нарушение является той преградой, которая держит под контролем бессознательные эмоции.

Благодаря сознанию человек способен разбираться в деталях, задаваться вопросами «зачем?» и «почему?», но это создает драматическую ситуацию: человек боится этих вопросов, ненавидит их, старается ускользнуть, скрыться от них в младенческом состоянии счастья, незнания. В то же время сознание - отличительная черта человека, сила, управляющая им. Появление сознания есть пробуждение от нерефлективного состояния гармоничной бессознательности, столкновение с проблемами существования.

Потеря предсознательной инстинктивной безопасности ведет к разрушению устоев жизни примитивного человека, если он не может, не умеет использовать свое сознание, которое предохраняет его от бессознательных сил; он начинает сознавать их при помощи проекции. Сознание примитивного человека еще столь молодо и неразвито, что пока не представляет собой того орудия, пользоваться которым необходимо без колебаний и сомнений, - это должно побуждаться особыми приемами и ритуалами.

С появлением сознания единство жизни расщепляется на множество различных частей. Этот процесс можно проследить на примере развития ребенка. Первоначально ребенок идентичен родительской Психе, как бы сливается с ней, но затем из этого океана нетронутого единообразия начинают медленно проступать островки сознания, постепенно расширяясь, образуя маленькую индивидуальность. Важнейшим в этом процессе является тот миг, когда ребенок говорит о себе Я, а не называет свое имя, как это делают другие. За этим Я обнаруживается множество других Я, несхожих с собственным Эго. И наконец, наступает момент, когда Я испытывает противоречивое отношение к Ты. Начинается конфликтный подростковый период с его борьбой за утверждение собственного Я, отрывом от Эго родителей, учителей.

Пробуждение индивидуальности Эго связано с бесконечной постановкой вопросов «почему?», «зачем?» Ничего не воспринимается само собой, все должно быть объяснено, всему найдена причина. Эти ступени становления индивидуальности ребенка отражают ступени развития человечества в целом.

Эффект появления сознания можно сравнить с мощным психологическим стрессом. Каждому организму присуще стремление к адаптации, но ярче всего эта тенденция проявляется в ситуации, когда организм попадает в новые и неизвестные ему условия. Он либо адаптируется и восстанавливает баланс между силами действия и противодействия, либо погибает.

В психологическом смысле факт появления сознания был для примитивного человека тем сдвигом, рывком, отрывом от определенного набора условий, в которых он привык находиться. Этот факт знаменовал собой нарушение равновесия между предсознательным и биологической средой. Вместо безмятежного пребывания внутри биологических процессов человек с появлением сознания внезапно обнаруживает себя стоящим над этими процессами и испытывает потребность в новой адаптации.

С появлением сознания разрушается мир первичной гармонии; предсознательное единство биологического организма и природы распадается на две половины - объект и субъект. Эта двойственность является психологической основой религии, в ней начало всех философий, из нее происходит научный поиск, наконец, она служит той почвой, на которой произрастают мораль и искусство.

Сознательное мышление есть мощная созидательная сила. Сознание - специфически человеческое достижение, существование человека фундаментально и нерушимо связано в факте становления сознания. Однако не следует забывать и о том, что в природе сознательной Психе заложено и деструктивное начало. Сознательному предшествует бессознательное, оно есть мать и вечная кормилица. Бессознательное нуждается в своем чаде, чтобы быть реализованным. Сознание черпает силы в бессознательном. Однако всегда существует опасность отрыва сознательного от бессознательного, возможность забыть о его источнике как вместилище инстинктов и супраиндиви- дуального опыта, или, напротив, полного погружения в утробу матери. В свою очередь бессознательное из-за своей безличной натуры может обернуться против своего чада, разрушить его, и тогда возобладает деструктивное начало.

Только взаимная связь между сознательным и бессознательным является условием их созидательного смысла.

Обозреватель «Московского комсомольца» Юлия Калинина пишет: «Все, что случалось в жизни, помнится потом короткими живыми картинками - будто фрагментами фильма. Асам “фильм про жизнь” - так, чтоб целиком, с начала и до конца, - забывается. Сюжетные линии, сложности взаимоотношений, пробелы и провалы со временем пропадают, растворяются в темноте. При желании, конечно, можно восстановить, вспомнить, в чем было дело. Но для этого надо прикладывать усилия. А без усилий - само собой - из памяти выплывают только разрозненные живые картинки, сохраняющие запах и смысл “той” жизни...

Вот зимнее утро, тусклый рассвет. Больно левую руку. Это мама тянет меня на улицу Бахрушина, торопится отвести в детский сад и успеть на работу, а я телепаюсь за ней в несгибаемых валенках и думаю: “Почему я - это именно я, а не кто-то другой? Почему именно меня тащат за руку?”. И ощущаю такую бесконечность этого вопроса, что дух захватывает.

А вот другое утро, тоже зима, темно, я веду сына в детский сад на Профсоюзной, но он не хочет идти, упирается, и мне приходится брать его на руки - тяжеленного и неповоротливого в валенках и шубе. Он тут же прекращает ныть, выгибается, упираясь затылком с подвязанным шарфом в воротник, замирает и молча смотрит в синее небо с гаснущими звездами.

Что происходило между двумя этими утрами? Каким сюжетом они оказались связаны в единое целое? На самом деле не важно. Важно, что две картинки хранятся в памяти парой, в одной ячейке, и в этой парности есть некая внутренняя логика, гармония жизненной материи, ее подлинность, истинность, правота и целесообразность» 1 .

Что такое такое бессознательное? Приведем наиболее распространенные значения: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не является предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании как припоминании и др.). В той или иной форме проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

Существенный подход в изучение проблемы бессознательного внесли Б. Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И. Кант (связьбессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К. Карус («ключ сознания - в подсознательном»), Э. Гартман («философия бессозна-

тельного»), Г.Т. Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В. Вундт («неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г. Гельмгольц (учение «о бессознательных умозаключениях»), И.М. Сеченов («бессознательные ощущения или чувствования»), И.П. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В.М. Бехтерев (активность бессознательного), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж. Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г. Лебон (бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «колллекгивной душой»толпы), П. Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многое другое 1 .

В XX в. наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены 3. Фрейдом, создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном; К.Г. Юнгом, развившим идеи о психо- идном, личном и коллективном бессознательном; Дж. Морено, разработавшим концепцию «общего бессознательного», и Э. Фроммом, развившим идеи о «социальном бессознательном». В целом эти психоаналитически ориентированные дополнительные идеи и концепции дают определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

Согласно 3. Фрейду, бессознательное - это: психические процессы, которые происходят активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица; основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное - предсознатель- ное - сознательное), регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мысли Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

С точки зрения психоанализа содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании человека, и 2) содержание, которое присутствовало в созна-

См. подробнее: Овчаренко В. И. Бессознательное (бессознательное психическое) // Психоанализ. Популярная энциклопедия / Сост., науч. ред. П.С. Гуревич. М., 1997. С. 74-76.

нии, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.). Рассматривая бессознательное и его содержание как источник неврозов и личностных конфликтов,

3. Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание этого бессознательного (вытесненного).

Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что все душевные процессы по существу бессознательны, 3. Фрейд вместе с тем обращал внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

Корректное определение бессознательного и исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями Фрейда.

По К. Г. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоев: 1) «личностного бессознательного», т.е. поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) «коллективного бессознательного», т.е. врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра, или ядра, психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, сконцентрировавшую в себе опыт всех предшествующих поколений людей. Это ядро психики включает в себя сверхличное универсальное содержание и образцы как всеобщее основание духовной жизни. Содержаниями коллективного бессознательного в основном являются архетипы - наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения; 3) «психоидного бессознательного», т.е. наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами, общими с органическим миром, и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, «психоидное бессознательное», не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

Согласно Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию межличностных (интерперсональных) ролевых конфликтов.

По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности и механизмов общения и взаимодействия людей играет «общее бессознательное», представляющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до осознания».

Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в предельно широком диапазоне - от элементарных психических актов до творчества - и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки); 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операционные установки и стереотипы автоматического поведения; 3) неосознаваемые субсенсорные (подпороговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.).

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание общей теории бессознательного психического является одной из наиболее важных задач теоретической психологии.

Разумеется, не 3. Фрейд первым обнаружил, что в нас глубоко таятся мысли и стремления, которые мы не осознаем (т.е. бессознательное), что наша психика живет своей скрытой жизнью. Но он был первым, кто сделал это открытие основой своей психологической системы и стал изучать бессознательные феномены скрупулезно и с поразительными результатами. Фрейд исследовал главным образом несоответствия между мышлением и существованием. Мы полагаем, к примеру, что наше поведение мотивировано любовью, привязанностью, чувством долга. Но мы не осознаем, что на самом деле оно обусловлено желанием властвовать, мазохистскими импульсами или неспособностью быть самостоятельным.

3. Фрейд открыл, что наше представление о себе не обязательно соответствует реальности. То, что человек думает о себе, может отличаться и обычно отличается от того, что он есть на самом деле. Большинство людей живут в мире самообмана, нам только кажется, что наши мысли соответствуют действительности. Фактически историческое значение фрейдовской концепции бессознательного заключается в том, что он отбросил традиционное отождествление мышления и существования, доходящее в строгих формах философского идеализма до утверждения, что только мысль (идея, слово, символ) реальна, и в то же время до отрицания реальности чувственно воспринимаемого мира.

Сведя роль сознательной мысли в основном к рациональному объяснению влечений, 3. Фрейд шел к разрушению основ рационализма, выдающимся представителем которого он сам являлся. Его открытие, что между мышлением и существованием имеется несоответствие, не только подорвало западную традицию идеализма в его философской и общепринятой формах, но также привело к далеко идущему открытию в области этики. До Фрейда искренность можно было определить как высказывание того, в чем человек убежден. Разница между тем, что я говорю, и тем, в чем я убежден, приобретает новое измерение, а именно мою бессознательную веру (belief) или мое бессознательное стремление (striving). Если в дофрейдовские времена человек, убежденный, что он наказывает своего ребенка потому, что хочет воспитать его лучше, мог считать себя честным, пока он действительно верил в это, то после открытия Фрейда закрадывалось сомнение, а не является ли подобное убеждение рациональным объяснением его садистских желаний, т.е. что ему доставляет удовольствие бить ребенка и что он использует как предлог идею, что такое наказание идет на пользу ребенку.

С точки зрения этики следует предпочесть того, кто по крайней мере честно признает свой действительный мотив, - он не только более честен, но и менее опасен. Нет такого зла или жестокости, которые не объяснялись бы благими намерениями, как в частной жизни, так и в исторических событиях. Со времен Фрейда фраза «Я желал добра» утратила свою оправдательную силу. Желание добра - это одно из лучших объяснений для дурных поступков, и нет ничего легче, чем убедить себя в справедливости такого объяснения.

Есть и третий результат открытия 3. Фрейда. В культуре, подобной нашей, в которой слова играют огромную роль, придаваемое им значение часто не учитывает, если не искажает, опыт. Если кто-то говорит «Я люблю тебя», или «Я люблю Бога», или просто «Я люблю свою страну», он произносит слова, которые, - несмотря на то что он полностью убежден в их истинности, - могут быть совершенно неверными и являться рациональным объяснением стремления человека к власти, успеху, богатству или выражением его зависимости от своей группы. Они могут не содержать и обычно не содержат даже частицы любви. Еще не нашло широкого признания открытие 3. Фрейда, что люди инстинктивно критически относятся к высказываниям о благих намерениях или рассказам о примерном поведении. Тем не менее остается фактом, что теория Фрейда - это критическая теория. Он не принимал высказывания за чистую монету, а рассматривал их критически, даже когда не сомневался в сознательной искренности говорящего. Но сознательная искренность мало что значит в общей структуре личности человека.

Великим открытием 3. Фрейда, существенно повлиявшим на философию и культуру, было обнаружение конфликта между мышлением и существованием. Но ученый ограничил значимость своего открытия, сведя сущность конфликта к подавлению младенческих сексуальных стремлений, предположив, что конфликт между мышлением и существованием - это по сути конфликт между мышлением и младенческой сексуальностью. Это ограничение неудивительно. Находясь под влиянием материализма своего времени, Фрейд искал содержание подавляемого в тех стремлениях, которые не только имели одновременно и психический, и физиологический характер, но также, что очевидно, подавлялись в том обществе, к которому он принадлежал, т.е. к среднему классу с его викторианской моралью, из которого вышли он сам и большинство его пациентов.

3. Фрейд нашел доказательство тому, что патологические явления, например истерия, иногда являются выражением подавленных сексуальных желаний. Он отождествил социальную структуру и проблемы своего класса с проблемами, присущими человеческому существованию. Это одно из уязвимых мест в теории Фрейда. Для него буржуазное общество было идентично цивилизованному обществу, и хотя он признавал существование своеобразных культур, они представлялись ему примитивными, неразвитыми.

Материалистическая философия и убеждение в широком распространении подавления сексуальных желаний явились фундаментом, на котором Фрейд возвел теорию бессознательного. Вдобавок он проигнорировал тот факт, что очень часто наличие или интенсивность сексуальных импульсов не зависит от физиологической основы сексуальности, а наоборот, весьма часто они являются производными совершенно иных импульсов, не сексуальных по своей природе. Так, сексуальное желание может порождаться нарциссизмом, садизмом, склонностью к подчинению, просто скукой; хорошо известно также, что власть и могущество - важные составные составляющие сексуальных желаний.

В наше время, когда после открытий 3. Фрейда сменилось два или три поколения, стало очевидно, что в культуре больших городов сексуальность не является главным объектом подавления. Поскольку в своей массе человек становится Homo consumens, секс стал одним из основных предметов потребления (и фактически самым дешевым), создавая иллюзию счастья и удовлетворенности. В человеке можно увидеть различные конфликты между осознаваемыми и неосознаваемыми стремлениями. Вот список наиболее часто встречающихся душевных конфликтов:

  • осознание свободы - бессознательная несвобода;
  • сознательная чистая совесть - бессознательное чувство вины;
  • сознательное чувство счастья - бессознательная депрессия;
  • сознательная честность - бессознательный обман;
  • сознание индивидуализма - бессознательная внушаемость;
  • сознание власти - бессознательное чувство беспомощности;
  • сознание веры - бессознательный цинизм и полное отсутствие веры;
  • сознание любви - бессознательное равнодушие или ненависть;
  • сознание активности - бессознательная психическая пассивность и лень;
  • сознание реалистичности - бессознательное отсутствие реализма. Вот противоречия, которые подавляются и рационализируются.

Они существовали и во времена 3. Фрейда, но некоторые из них не были настолько очевидны, как сейчас. Однако Фрейд не обратил на них внимания, поскольку сосредоточился на исследовании сексуального влечения и его подавления. Младенческая сексуальность остается краеугольным камнем всей системы ортодоксального фрейдовского психоанализа. Таким образом, психоанализ обходит реальные и весьма серьезные конфликты как внутри человека, так и между людьми.

Мы долго полагали, что человек живет одним разумом. Теперь обнаружилась иная тенденция: культ бессознательного. Люди заворожены извивами собственной души. Внутренний мир выставляется напоказ. Однако голос совести, нравственности, религиозного смирения почти не слышен. Можно ли на этом пути исцелить душу?

Менее всего психоанализ можно рассматривать как забавную игрушку, удобный случай «вздыбить» наши чувствования, приобщить к тайнам эротики, погоняться за скабрезными сюжетами. Дело гораздо серьезнее и тоньше.

К.Г. Юнг в работе «Проблемы современной психотерапии» задает вопрос: «Впрочем, почему человеческая душа сегодня стала вдруг столь интересным для познания фактом? Ведь на протяжении тысячелетий она такого интереса не вызывала. Я только хочу задать этот, по-видимому, непреложный вопрос, но не ответить на него. Очевидно, последние цели психологического интереса подспудно связаны с этим вопросом». Швейцарский психиатр выделяет несколько ступеней терапевтической работы. Как только человеческому духу удалось выдумать психически сокрытое, на аналитическом языке - вытесненное, началась терапевтическая работа. Юнг подчеркивает: в целом вред бессознательной тайны больше, чем осознанной. Всякая личная тайна действует подобно вине и греху, независимо от того, является она таковой или нет с точки зрения общепринятой морали. Другая форма сокрытия тайны - сдержанность. Тем, что обычно сдерживается, являются аффекты.

Разумеется, сдержанность не является пороком. Можно считать самодисциплину одним из наиболее ранних искусств уже у первобытных народов, у которых она представляет собой часть ритуала посвящения, главным образом в форме стоического перенесения боли и страха и аскетического содержания. Но часто сдержанность оказывается невротическим фактором. Преобладание тайны или аффекта обусловливает, вероятно, различные формы неврозов. Юнг показывает, что они являются вредными в тех случаях, когда оказываются исключительно личными.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного .

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

    когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

    когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

    когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;

    когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Можно выделить различные типы бессознательного , которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области

1. предсознательного – это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

2. Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.

3. Третий тип бессознательных явлений – это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали. Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам . Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

    бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

    сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;

    бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

Проблема взаимодействия сознания и подсознания


Введение


Актуальность темы обусловлена попытками разгадать тайну феномена сознания еще с древних времен. В течение многих веков разгораются горячие споры вокруг природы сознания и возможностей его познания. Однако до сих пор проблема взаимодействия сознания и подсознания остается не раскрытой, на каждом историческом этапе ее трактовали по-разному. Например, богословы определяют сознание как элемент божественного разума. Идеалисты придерживались мнения первичности сознания по отношению к материи. Материалисты искали взаимосвязь между явлениями сознания и объективным миром, говоря о том, что духовное выходит из материального.

«Сознательное» и «бессознательное» - это взаимосвязанные понятия, отражающие особенности проявления человеческой психики. В случае когда, человек осмысленно принимает решение в какой-либо ситуации, его действия называются осознанными. Однако, часто человек действует опрометчиво, и иногда он не может понять, почему он так поступил. Можно предположить, что неосознанные действия идут изнутри, но без какого-либо анализа ситуации, без обсуждения возможных последствий.

Значение слова «бессознательное» может рассматриваться только в единстве с «сознательным». Так, обдумывая возникшую ситуацию человек имеет дело с событиями прошлого, с всплывающими в его сознании фактами, законами, которые возникают в определенном порядке и приходя «как бы ни от куда». Возникает вопрос: Откуда это? Может быть, из глубин подсознания. Разбирается во всем этом, ученые приходят к пониманию того, что сознание обладает определенным объемом и имеет свои механизмы. Этим бессознательное отодвигается еще дальше и возникает вопрос об условной границе, отделяющей сознательное от бессознательного.

Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как В. Вундт, Р. Декарт, В. Джемс, И. Кант, Б. Спиноза, Г.Т. Фехнер, и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг. Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн, Д.К. Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания.

Цель данной работы определяется как исследование психологической характеристики бессознательного.

Задачи исследования:

) раскрытие определение сознания в психологии;

) разобрать определение бессознательного;

) рассмотреть соотношение понятий сознание и бессознательное;

) проанализировать бессознательное проявление в психике и поведении человека.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы установлено соотношение между двумя научными понятиями, рассматривая сознание и бессознательное.

Практическая значимость заключается в установлении взаимосвязи сознания и подсознательного и ее непосредственной пользы для жизни и деятельности человека, а также в установлении особенностей проявления бессознательного и сознания в психике и поведении человека.


Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимодействия сознания и подсознания

сознание психологический поведение фрейд

1.1 Определение сознания


Сознание и в наши дни является предметом психологических исследований. Однако определение сознания сталкивается со многими трудностями.

В 20-е гг. берет свое начало зарождение нового подхода в психологии и проблема сознания постепенно вытесняется. Некоторые ученые связывали данное явление с марксизмом, например С.Л. Рубинштейн. Изучение сознания в данный период ограничивается исследованием таких тем, как исторические корни сознания и его онтогенез в детстве. Возвращение к проблеме сознания произошло только во второй половине 50-х годов, прежде всего, благодаря работам С.Л. Рубинштейна, а затем и А.Н. Леонтьева. В советской психологии было разработано понимание сознания как высшей формы психической деятельности человека, которая возникла в человеческом обществе в связи с коллективной работой (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохов). Суть сознания заключается в способности человеке к абстрактному вербальному мышлению.

Достаточно интересна система взглядов на сознание Л.С. Выготского, который рассматривает сознание как отражение человеком себя, своей деятельности, окружающей действительности. Его центральная позиция в отношении сознания такова: сознание зарождается, формируется и развивается только при наличии общества. Индивидуальное сознание способно существовать только в обществе. Элементами сознания, в данном случае, выступают словесные значения.

Опираясь на концепцию Б.Г. Ананьева можно сказать, что для него сознание выступает как неотъемлемая часть действия. Первоначально сознание формируется как восприятие ребенком своих действий. В последствие, начинают восприниматься процессы действий, таким образом, развитие индивидуального сознания происходит посредством перехода сознания от отдельных аспектов действия к целенаправленной систематической деятельности. В этом случае все состояние бодрствования становится «поток сознания», переключение с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной реальности, существует регулирования практической деятельности человека в мире» .

В современной Западной философии и психологии нет общей концепции сознания, и понимание его природы очень спорный вопрос, к тому же не всегда разводятся такие понятия как психика и сознание.

Начиная с Декарта, сознание использовалось как синоним психики. В частности, еще в обсуждение вопроса о наличии сознания у животных, концепция сознания часто выступает как синоним психики и указывает на наличие субъективных образов и чувств.

Наряду с длительным господством этой интерпретации, начиная с Г.Ф. Лейбница, получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание - это только часть внешних психических процессов.

«Сознание, - писал В. Вундт, - состоит в том, что мы, как правило, находим в себе разнообразные психического состояния». Сознание психологически представляет собой внутреннее свечение, которое является ярким или помраченным, или угасает, как при обмороке. Поэтому оно может иметь только формальные свойства, которые характеризуются единством и непрерывность.

В. Джеймс отождествляет сознание с объектом. Сознание, в данной случае, может быть условием психологии, но никак не его предметом. Сознание бескачественно, поскольку оно само выступает качеством психических явлений и процессов.

Несколько особое положение занимает теория сознания, относящаяся к французской социологической школе. Основная идея этой школы, заключается в том, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человеческое сознание общества, под влиянием которых его психика социализируется и интеллектуализируется, это социализированная и интеллектуализированная психика человека и есть сознание.

Таким образом, В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью.

Сознание, по Л.С. Выготскому - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.

По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире». В современной западной философии и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания, и понимание его природы является весьма противоречивым.

Начиная с Р. Декарта, сознание употреблялось как синоним психического. В частности, до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний.


1.2 Понятие бессознательного


Касаясь рассмотрения бессознательного, необходимо отметить, что оно является наиболее глубинной и объемной областью человеческого разума. Бессознательное можно представить как хранилище инстинктов, эмоций, воспоминаний, которые были вытеснены в бессознательно, поскольку угрожали психике человека.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность. Для Платона, признание существования бессознательного, послужило основой для создания теории познания, основанной на воспроизведение того, что происходит в глубинах человеческой психики. Будучи знаком с философскими идеями Платона, З. Фрейд, без сомнения, вынес из них некоторые представления о бессознательном.

На формирование психоаналитического учения З. Фрейд также повлияли философские взгляды Шопенгауэра и Ницше. Шопенгауэр считал бессознательное первопричиной всех существующих вещей. Ницше большее внимание фокусирует на изучении функционирования бессознательного в глубинах человеческого существа. В свою очередь, для З.Фрейда бессознательное - это, главным образом что-то психическое и только в связи с человеком.

З. Фрейд не подвергал сомнению тот факт, что сознание выступает регулятором поведения человека. Он обнаружил, что под крышкой сознания скрыт глубинный пласт не осознаваемых личностью стремлений и желаний. Как врач, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые чувства и мотивы могут становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном - это фундамент, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ является частью психотерапии, медицинской метод исследования, разработанный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В бессознательном следует понимать не нечто абстрактное, а формы духовной жизни, которые, имея все атрибуты психического, в то же время не являются свойством сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Рассмотрим схематически психологическую структуру личности в соответствии с представлениями З. Фрейда.

З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

В общем плане психика человека представляется З. Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным З. Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный»».

Во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и «выкристаллизовывается» из него в процессе развития психики.

Итак, под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа, развитая З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов.


3 Взаимосвязь сознательного и бессознательного


Сознание - это единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. В дополнение к сознанию у человека есть - бессознательное, т.е. те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение, похожи на осознаваемые, однако не осознаются человеком. Их также называют психическими процессами, наряду с осознаваемыми процессами.

Представление о бессознательном как о биополе, через которое оно связано с сознанием, позволило сформировать понимание того, что возможно подключение сознания через подсознание с космосом. Это понимание основано на ряде фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейд и его последователями. Исходя из чего, сформировалась точка зрения о том, что сознание связано с космическим пространством, через подсознание.

К сфере бессознательного относится часть психики, когнитивные образы, который непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить только косвенно, путем открытия внутреннего мира. В то же время, бессознательное не отделены неприступной стеной сознания, но возможности перевода затруднены. Среди бессознательных психических процессов можно отметить такие как память, мышление, мотивационные процессы и др. Бессознательная память непосредственно управляет мышлением и связана с долговеременной и генетической памятью. Бессознательное мышление совершенно очевидно играет решающую роль в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь человека.

Бессознательная мотивация, в свою очередь, оказывает влияние на направление и характер действий человека. Здесь бессознательное проявляется в качестве интересов, потребностей, которые человек не осознает в себе, но которые ему присущи, и проявляются в различных непроизвольных действиях и психических явлениях. Например, ошибочные действия, оговорки, описки. В другом случае - это проявляется как невольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов и событий, которые прямо или косвенно связаны с неприятным опытом. Третья группа бессознательных явлений личного характера относится к категории представлений и связанны с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница. В центре сознания пребывают те процессы и явления, которые требуют усиленного контроля со стороны сознания. На периферии сознания сосредоточены психические процессы, управление которыми может быть ослаблено из-за слабости их позиции в этой ситуации. Через границу отправляется в сферу бессознательного, все то, что освоено до автоматизма (например, навыки).

Итак, выше сказанное указывает на то, что при нормальных условиях основные действия человека постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает бессознательное.

Рассмотрим соотношение сознательного и бессознательного на примере феномена сновидений. Сон-это особый вид человеческой деятельности. Во время сна, люди:

не забывает происходящее во сне (может пересказать сон);

имеет способность размышлять (найти выход из трудной ситуации);

не теряет способности перемещаться (ходить, поворачиваться);

включает установки (просыпаться в заданное время);

способен обучаться (например, изучить иностранный язык);

разговаривает (произносит имена или пересказывает фрагменты ситуаций), показав, таким образом, их значение для себя и своего участия в нем.

Сон включает в себя два циклически повторяющихся этапа: быстрый и медленный. Они, как правило, повторяются 4-5 раз во время ночного сна. Во время медленной фазы падает общая активность человека, и он погружается в глубокий и спокойный сон. Он, казалось, перестает существовать в этом мире, не может воспроизвести сон. Этот этап более характерен для первой половины ночи. Во время быстрой фазы, наоборот, все процессы запускаются (быстрое движение глаз, взлеты и падения артериального давления, сновидения, с возможностью их воспроизведения) .

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Рассмотрим три отличия сознательной деятельности человека.

Заключается в том, что деятельность животных может быть осуществлена только в отношении предмета биологические потребности и обусловлено инстинктами. Сознательная деятельность человека строится иногда вопреки биологическим потребностям и имеет социально-общественную обусловленность.

Заключается в том, что человек обладает такими формами отражения действительности как абстрактное мышление, рациональный, чувственный и отвлеченный опыт.

Важное отличие сознания человека заключается в возможности использования языка.

Таким образом, сознание выступает наивысшим уровнем отражения реальности социально-развитой личности.

В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:

Отношения между осознаваемы и бессознательным очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явлений установки (Д.Н. Узнадзе), показали, что в зону ясного сознания попадают чаще те моменты, которые создают трудности для продолжения деятельности прежнего режима. Эти трудности осознаются за счет привлечения к себе внимания. Включается механизм нахождения нового решения и как только такой способ найден, он передается в бессознательное. Это своего рода процесс непрерывной передачи управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

В структуру бессознательного входит ряд явлений:

Субсенсорные (подпороговы) ощущения и восприятия.

Интероцептивные ощущения, которые не воспринимаются в норме и начинают реализовываться только при нарушении состояния здоровья.

Автоматические навыки (например, речь, ходьбы, письмо). Сознательная деятельность может быть реализована только в случае автоматизации данных навыков или большинства из них.

Импульсивные действия - действия, совершаемые без контроля сознания, в состоянии аффекта.

Память - информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Интуиция

Установка - направленность личности на деятельность, предполагается, стабильную ориентацию в отношении отдельных объектов.

Психические явления, возникающие во сне. Сон - это активное состояние головного мозга, характеризующаяся умственной активностью, которая не осознается.

В свою очередь, сознание также структурно организовано и включает в себя множество компонентов. В современной философии в структуре индивидуального сознания принято различать четыре основных компонента:

) телесный (ощущения, восприятия, представления);

) чувственно-эмоциональные (чувства, эмоции, чувства, инстинкты);

) логический и понятийный (понятий, логических рассуждений);

) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Итак, сознание и подсознание - это не отдельные автономные уровни организации психики. Они находятся между собой в постоянном взаимодействии. Существует мнение, что в сферу сознания, поступает информация, представляющие трудности для решения из-за своей новизны и необычности. Такая информация требует логического мышления, поиска мотивированных решений, т.е. все, что имеет сознание. Но, как только решение найдено, вновь включены в работе «автопилот» (бессознательное), и разум готов решать новые проблемы.



В советской психологии придерживаются общего понимания сознания как высшей формы психики, которая возникла в человеческом обществе в связи с коллективной деятельностью, общением людей, речью и языком.

Сознание, по мнению Л.С. Выготского - является рефлексией субъекта в отношении окружающей реальности и собственной деятельности, а также самого себя.

По Б.Г. Ананьеву - «Сознание как активное отражение объективной реальности осуществляет регуляцию практической деятельности человека в мире».

Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных потребностей, эмоций и воспоминаний, которые вытеснены в область бессознательного, как несущие угрозу. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное. Между сознательным и бессознательным нет четких границ. Однако, в целом психическая область условно разделена на участки, называемые как фокус сознания, периферия и граница.

Бессознательное является неотъемлемой частью психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и опыт, которые образуют внутренний мир человека, могут и не осознаваться, но все равно влияют на его поведение.

3. Бессознательное проявляется в психических явлениях во сне, в реакции на подпороговые стимулы и в автоматизированных движений. С физиологической точки зрения бессознательных процессов выполняет охранительную функцию: она разгружает мозг от постоянного напряжения сознания, когда нет в этом надобности.


Заключение


Анализ литературных источников по исследуемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что многие зарубежные и отечественные ученые принимали участие в исследовании сознания и бессознательного. В зарубежной психологии огромный вклад в развитие учения о бессознательном сделал З. Фрейд. Он сосредоточил внимание на том факте, что основную роль в регуляции психической жизни играет бессознательное, а сознание - лишь небольшая часть нашей психики, которая в определенный момент осознается человеком.

В дальнейшем его теорию доработал Г. Юнг. Он считал психику динамично противоречивым единством, которое дополняет и компенсирует взаимодействие между сознанием и бессознательным в постоянном процессе энергоинформационного обмена между ними.

К. Ясперс в своих работах касался рассмотрения многообразия значений термина «бессознательное», а также изучал различные уровни сознания - от ясного сознания, вплоть до его полной потери. Он критиковал психоаналитический подход за то, что в нем делался акцент на биологические характеристики человека и инстинкты, которые, по его мнению, не могли отражать суть высших уровней человеческой деятельности.

В отечественной психологии проблемы соотношения сознания и бессознательного рассматривал Л.С. Выготский, который говорил о том, что бессознательное имеет все свойства психического, кроме того, что это сознательный опыт. Как он отметил, сама природа бессознательного - это оказание влияния на сознательные процессы и поведение человека. Л.С. Выготский подчеркивал, что сознание это единство психических функций, способностей и психологических черт личности.

Д.Н. Узнадзе рассматриваются взаимосвязь сознания и бессознательного с позиций разработанной им теории установки. По мнению Автора, бессознательные процессы существуют и действуют в форме установок.

И Д.Н. Узнадзе Л.С. Выготский отрицать тот факт, что бессознательное является ведущей в жизни и деятельности человека.

Итак, если задуматься, о работе мозга, то он предстает в нашем сознании самым таинственным органом из всего тела человека. Не смотря на существующие современные технические устройства (микроскопы, сканеры и т.п.) человек еще крайне мало знает о деятельности мозга, о тех процессах, которые протекают в нем на сознательном и, тем более, бессознательном уровнях. Существует мнение, что человечество использует возможности своего мозга только на 5 %, редко на 10 %. Однако все эти представления весьма субъективны и о действительных возможностях своего сознания приходится только догадываться.

Возможно, в будущем человечество научится осознанно пользоваться всем тем, что накопилось в бессознательном. Между тем, проникнуть в него можно только с помощью гипноза. Изучая поведение человека, необходимо уделять особое внимание проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного. Поскольку о той информации которая хранится в подсознании человек даже и не подозревает, однако она проявляет себя в поступках и действиях человека.

Бессознательной части психики более четко проявляется в жизни женщин, которые, в отличие от мужчин, более тесные отношения между сознанием и бессознательным, и поэтому их поведение и поведение более трудно понять логически, действия и поведение мужчин. Бессознательное во многом определяет наши повседневные действия - это очень значительная области человеческого разума.


Литература


1.Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М. : ТЕИС, 1996. - 267 с.

2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

Бескова И.А. Эволюция и сознание / И.А. Бескова. - М. : Ренессанс, 2001. - 275 с.

Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский. - М. : Питер, 1996. - 502 с

Гинецинский В.И. Человеческое сознание / В.И. Гинецинский. - СПб. : Питер, 1997. - 346 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтор. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 336 с.

Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. - М. : Высшая школа, 2000. - 257 с.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - № 2. - 2006. - С. 56-63.

Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. - М. : Политиздат, 1991. - 288 с.

10.Кравченко А.И. Общая психология / А.И. Кравченко. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.

11.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 2005. - 356 с.

13.Макаревич В. Приоткрытая дверь в глубины бессознательного / В. Макаревич. - Даугавпилс, 1997. - 166 с.

14.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2009. - 583 с.

15.Нуркова В.В. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б.Березанская. - М. : Юрайт, 2004. - 485 с.

16.Петренко В.Ф. «Психосемантика сознания» / В.Ф. Петренко. - М. : Политиздат, 2006. - 114 с.

17.Проблема сознания в современной западной философии. - М. : Наука, 1989. - 250 с.

18.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 2001. - 720 с.

19.Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси: АПН Грузия, 1991. - 382 с.

20.Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - М. : Наука, 1994. - 233 с.

Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 24-29.

22.Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания / К. Яспекс. - СПб. : Питер, 2001. - 341 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Обратимся к теории Зигмунда Фрейда

Основав психоанализ – новое учение в психологии, он первым начал изучение человеческого сознания и бессознательных проявлений в его поведении. Он был убежден, что активное сознание человека, при котором он действует осмысленно, занимает самую малую долю в психике – не больше одной десятой. Тогда как бессознательное – самая большая ее часть, где хранятся наши инстинкты, неосознаваемые эмоции, желания, страхи. Неявно, лишь иногда проявляясь, они руководят нами, влияют на наши решения, чувства и мечты.

Как бессознательное проявляется в сознании?

Итак, сознание – это все, что мы осмысляем и контролируем. Бессознательное – не осознается и не подчиняется контролю, а наоборот, само воздействует на нас. Вспышки интуиции и озарения, открытия, творчество и вдохновение, создание нового, внезапное решение важной и долго не поддававшейся задачи – все это проявления бессознательного.

Но и ранние детские впечатления, страхи, сомнения и неуверенность – тоже там. А еще – рефлексы и инстинкты, неосознаваемые ощущения, такие как ощущение равновесия или привычные звуки, образы, которых мы не замечаем, но на которые реагируем. Они прорываются в сознание сновидениями, навязчивыми мыслями, описками и оговорками, болезнями и болями, бессознательным запоминанием или забыванием, смутными побуждениями что-либо сделать без четкого осознания цели этих действий.

Так проявляется связь сознания и бессознательного и сегодня ни одно учение в психологии не подвергает ее сомнению. Обе сферы тесно переплетаются, влияя и на человека, и друг на друга. Область бессознательного благодаря этой связи может открываться человеку и становится понятно, какие внутренние силы и побуждения скрываются за порогом его сознания и управляют его мыслями и поступками.

Зная об этом, можно гораздо эффективнее стоить свою жизнь: доверять голосу своей интуиции, открываться для творчества и созидания, прорабатывать подавленные желания и скрытые страхи. Это потребует глубокого самопознания и самоанализа, но понять себя важно, чтобы расти, развиваться, достигать больших целей.

Защитная функция бессознательного

Психофизиология бессознательного имеет важное значение: оно охраняет наше сознание от перегрузки. Вытеснение сильных или ограничивающих переживаний, страхов, информации, которая может травмировать психику, защищает нас от психологического перенапряжения и срывов. Безусловно, освобождение от них важно для полноценной самореализации, но в определенные моменты их блокировка бывает полезна.

С другой стороны, защита сознания проявляется и в его освобождении от контроля за повседневными действиями, которые доведены до автоматизма и не требуют обдумывания. Например, мы не следим за тем, как из букв складываются слова, когда читаем, как набираем воздух в легкие и выталкиваем его, когда дышим, какие движения совершаем при ходьбе, физических упражнениях, письме и т.д. Это касается и сложных профессиональных действий, если они выполняются ежедневно и также не требуют сознательного контроля.

Отправляя в бессознательное то, что может обходиться без участия сознания, мы позволяем разуму концентрироваться на решении других важных задач. Но не нужно слишком полагаться на свой сознательный ум, навсегда забывая о том, что мы вытеснили, спрятали, подавили. Это все равно вырвется наружу, потребует внимания, даст толчок для роста. Сознание и бессознательное одинаково важны для нас, они существуют в гармонии и нельзя принижать или преувеличивать значение ни одного из них.