Тютчев сфинкс анализ. Анализ стихотворения Тютчева Природа - сфинкс. И тем она верней…. Характерные черты природы в молодости поэта

Отражён практический опыт использования некоторых элементов структурного анализа художественного текста.

Наша работа должна заключаться не в том, чтобы, отправляясь от форм, распознавать, освещать и формулировать содержание (для этого никакой структурный метод не нужен), а в том, чтобы, напротив, рассеивать, раздвигать, приводить в движение первоначально данное содержание под действием науки о формах. Р.Барт

Литературоведческий анализ, которым мы пользуемся в школьной практике, обычно отталкивается от темы, идеи и завершается детальной характеристикой речевых единиц. Как бы его ни определяли – «целостный», «комплексный», анализ производится по принципу «от общего – к частному».

Мы рассмотрим другой подход к работе с текстом, когда из анализа отдельных элементов художественного произведения «постепенно складывается <…> целостный его образ». У истоков этого метода стояли такие исследователи, как А.-Ж. Греймас – эмигрант из России, основатель Парижской школы семиотики; члены ОПОЯЗ, представители «формальной школы» (Р.О. Якобсон, В.Б. Шкловский, Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум), В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман и школа Тартуского университета, в киноискусстве – С.М. Эйзенштейн.

Знакомство с работами по данной теме позволяет сформулировать некоторые тезисы:

  • Не существует единой методики структурного анализа текста, но соблюдается принцип многоуровнего подхода;
  • Структурный анализ осуществляется по принципу «от конкретного – к абстрактному» (от определения конкретных функций – к построению модели текста, выявлению универсальных кодов);
  • Структурный анализ нацелен не на истинный смысл текста, а на его множественность…

В качестве объекта исследования рассмотрим стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..» – произведение, которое, на наш взгляд, ярко иллюстрирует «монтажное мышление» автора.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

В своей работе мы будем использовать подход, представленный авторами «Словаря семиотики» .

Итак, начнём с анализа лексики, определяющей явления внешнего мира, т.е. того, что лежит на поверхности и измеряется «пятью чувствами». Выявляя семантические поля, мы обозначим место, время, явления реального мира, состояние природы и лирического героя.

Смежные явления

Место

туда, где…

[здесь]

под ней

с деревьев

в лужи

на дно очей

Время

февраль

пока <… > весною <…> горит

Действия, состояние

достать

плакать

писать навзрыд

слякоть горит

достать пролётку

перенестись

сорвутся

обрушат

чернеют

криками изрыт

слагаются

Объекты (реальные предметы, явления)

чернила

пролётка

шесть гривен

грохочущая слякоть

благовест

клик колёс

слёзы

тысячи грачей

*сухая грусть

проталины

ветер

стихи

Среди выявленных лексем интересно положение метафоры сухая грусть . Что это – состояние лирического героя или образ «предметного» мира? Выбор семантической группы, на наш взгляд, определяет следующая строка («Под ней проталины чернеют…»); значит, обрушить «сухую грусть на дно очей» – снести сухую листву как символ отжившего.

Указанные смысловые единицы существуют не сами по себе – они взаимосвязаны. По мысли Юрия Лотмана, «реальность текста создается системой отношений, тем, что имеет значимые антитезы…» .

Проследим в смежных явлениях и между ними оппозиции (т.е. противоположные по смыслу единицы речи).

Оппозиции

1) Туда, где…:

- внешний мир;

- творческое волнение.

2) Под ней, на дно, в лужу.

3) Весною чёрною, как обугленные груши, сухая грусть, чернеют – омертвение.

4) Благовест – гармония звука.

1) [Здесь]:

– дом, замкнутое пространство;

- состояние покоя.

2) С деревьев обрушат.

3) Плакать, чернила, слякоть, ливень, слёзы, лужи – животворящее начало.

4) Клик колёс, криками изрыт – неблагозвучность.

Наблюдение за возникающими смыслами позволяет нам увидеть, «какие темы в тексте будут наиболее значимыми» . Автор изображает переходное состояние в природе, пробуждение жизни и творческой энергии, передаёт сложный момент рождения стихов.

Анализ грамматического строятекста помогает проследить «динамический процесс возникновения и становления образа» . Первое, что обращает на себя внимание, - это ряды односоставных предложений (их пять в первых двух катренах: одно назывное и четыре безличных). Безличность сказуемых (достать, плакать…), с одной стороны, создаёт отстранённый план, а с другой, передаёт состояние субъекта через его соприкосновение с действительностью. Парцелляция (в трёх моментах) «разрывает» стремительное нарастание темпа, делая его неровным, прерывистым. Придаточные времени и места («пока грохочущая слякоть…», «где ливень…», «где, как обугленные груши…»), ряды однородных членов замедляют движение. На семантическом уровне мы видим эмоционально окрашенное стремление героя «туда, где…» через необходимое преодоление препятствий.

Стихотворение начинается с точного (почти дневникового) указания на время (номинативная роль подлежащего). При этом прямое значение слова «февраль» размывает рамки конкретности, так как это переходное состояние в природе. Придаточное времени («пока грохочущая слякоть весною чёрною горит») подтверждает пограничное состояние природы.

При чтении стихотворения создаётся ощущение, что всё происходит в настоящем, причём очень динамично. По мысли Ю. Лотмана, именно грамматические категории «в значительной степени создают модель поэтического видения мира, структуру субъектно-объектных отношений» . Какими же грамматическими формами выражено время? Сгруппируем глаголы по смежности форм.

  • Достать (вынуть), плакать, писать, достать (найти), перенестись – форма инфинитива совершенного и несовершенного видов;
  • Горит, чернеют, слагаются – форма настоящего времени несовершенного вида;
  • Сорвутся, обрушат – будущее время совершенного вида;
  • Изрыт (краткое причастие прошедшего времени).

Формы инфинитива создают обобщённый план, как будто не относящийся напрямую к субъекту. При этом глаголы совершенного вида называют конкретное, завершённое действие-связку, а глаголы несовершенного вида – творческий процесс, состояние. Наряду с прямым указанием на явления, которые продолжаются перед глазами лирического героя (2), создаётся вторая реальность (сорвутся, обрушат ), передающая его мечту, ожидание. По динамике чувств этот момент (две последние строки третьей строфы) является кульминацией происходящего в природе. Здесь возникает ещё одна оппозиция – время (февраль) // мгновение (сорвутся, обрушат ). Гипербола «тысячи грачей» усиливает звучание последнего аккорда.

Стихотворение пронизано словами одной тематической группы (об одном и том же разными словами): «плакать», «навзрыд», «слёз»; «чернил», «весною чёрною», «шумней чернил», «обугленные груши», «чернеют» – что позволяет говорить о сквозных мотивах. Употребление глагола «достать» в разных значениях («достать чернил» – вынуть и «достать пролётку» – найти) создаёт каламбурный эффект. Сочетания «писать … навзрыд» (первая строфа) и «слагаются стихи навзрыд» (заключительные строки) закольцовывают композицию стихотворения. Проведённый анализ доказывает, что «язык художественного текста в своей сущности является определенной художественной моделью мира и в этом смысле всей своей структурой принадлежит «содержанию» - несет информацию» .

Как проявляет себя лирический герой? Внутреннее творческое начало, вырвавшееся во вне, сливается с состоянием природы, где также всё сдвинулось; на смену отжившему приходят новые явления, рождаются стихи.

Схематически распределение функций можно выразить следующим образом:

Тематический уровень предполагает абстрагирование и обобщение основных противоречий текста. Воспользуемся семиотическим квадратом, отражающим противопоставление вечных категорий, лежащих в основе искусства .

По мысли Ю. Лотмана, «при всей важности каждого из выделяемых в художественном тексте уровней для построения целостной структуры произведения основной единицей словесного художественного построения остается слово» . Используя некоторые элементы структурного анализа, мы могли убедиться, что все речевые единицы стихотворения Б.Л. Пастернака служат созданию единой картины, передающей пробуждение творческих сил лирического героя.

Произведение искусства не может существовать вне культурно-исторического контекста, и поэтому выявление «универсальных кодов» может стать следующим этапом анализа . Так, одно из противоречий, обозначенное нами ранее, является точным выражением принципа импрессионизма: «И чем случайней, тем вернее…». Сопоставление состояния природы и лирического героя восходит к народной лирической песне и определяется как приём психологического параллелизма.

Выполненная нами работа не может считаться завершённой уже в силу того, что использованы только некоторые уровни анализа структурных единиц текста. Ценность данного подхода как раз и состоит в том, что позволяет «рассеивать, раздвигать, приводить в движение первоначально данное содержание» . Мой опыт показал, что элементы структурного анализа активизируют и развивают мыслительную деятельность учащихся, способствуют более глубокому погружению в художественное произведение.

Литература

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: С чего начать? [Электронный ресурс]: http://philology.ru/literature1/barthes-94g.htm
  2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Структурализм как деятельность. [Электронный ресурс]: http://allrefrs.ru/3-3174.html
  3. Лотман Ю.М Структура художественного текста [Электронный ресурс]: https://adview.ru/wp-content/uploads/2015/09/Yu_M_Lotman_Struktura_Teksta.pdf
  4. Мартин Б., Рингхэм Ф. Словарь семиотики: пер. с англ. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 256 с.
  5. Пастернак Б.Л. Стихотворения. М.: «Детская литература», 1982. 175 с.
  6. Эйзенштейн С. Монтаж [Электронный ресурс]:

Борис Пастернак был талантливым писателем и поэтом, который внес уникальный вклад в развитие художественной литературы. Его работы наполнены глубоким смыслом, его стихотворения необычайно музыкальны и лиричны.

Работы Пастернака не имеют возраста. Они не стареют, не выходят из моды. Борис Леонидович высказывал свои мысли о единстве человека и природы, о той гармонии, которая возникает между ними. Автор глубоких стихотворений пытался передать ту историческую обстановку, в которой он жил.

В стихотворной работе Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» читатель знакомится с лирическим героем, который ждет, ощущает наступление весны. Он вглядывается в окружающие картины действительности, видит серость и слякоть.

Одновременно, в его воображении всплывают мысли о прекрасной весне – о пасхальной благовесте, о тысячах грачей.

Читатель может наблюдать и за эмоциональным состоянием героя, который ощущает печаль, грусть, ему хочется плакать навзрыд и кричать.

Все эти компоненты стихотворной работы переплетаются воедино. По одной только рифмованной строке из стихотворения можно испытать неоднозначные ощущения. Зрительно герой наблюдает за черной слякотью. В его душе чувствуется щемящее ожидание весны.

Есть в стихотворной работе строки, которые соединяют в себе и реальные действия и картинки воображения. Лирический герой мечтает о весне! Перед читателями образ тысячи грачей. Они похожи на «обугленные груши».

Неоднократно Пастернак использует антитезу, которая позволяет воспринять природные и психологические образы рифмованных строк.

Вчитываясь в строки творческой работы Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!», которая написана в классическом размере, читатель наблюдает за нарушением стандартных правил. Есть в строках и неточные рифмы, и надрывная интонация. В таком ярком, разнообразном стихотворении сложно проследить какую-то закономерность. Кажется, будь то слова для стиха, были найдены случайно, однако, сгруппировались в правильный поток творческой мысли.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное в 1912 году, - одно из первых стихотворений поэта, оно является как бы визитной карточкой его раннего творчества. Тема - описание приближающейся весны. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Февраль ассоциируется с холодом, снегом, стужей. Однако образный ряд произведе­ния - «грохочущая слякоть», ливень, лужи, грачи, ветер - передают ощущение неумолимо при­ближающейся весны. Основной цвет - черный (чернила, грачи, как обугленные груши, чернею­щие проталины). Он ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Таким образом, уже в первой строфе обозначается конфликт зимы и наступающей весны.

Помимо внешнего плана (образа приближающейся весны) существует и внутренний - процесс пробуждения поэзии. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд».

Описание методики школьного анализа стихотворения Б.Л. Пастернака Февраль. Достать чернил и плакать» в 11 классе.

В своей работе мне хотелось бы представить урок, в основу которого положен анализ лирического произведения.

Тема урока: «Анализ лирического произведения на примере стихотворения Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать».

Цель урока: закрепление основных теоретико-литературных понятий посредством их практического применения в процессе анализа лирического произведения.

Задачи:

Вспомнить и закрепить основные теоретико-литературные понятия (тема, идея, жанр, рифма и т.д.);

Продолжить вырабатывать навыки анализа лирического произведения и применения основных положений теории литературы для выявления особенностей того или иного лирического произведения;

Воспитывать чувства прекрасного посредством приобщения учеников к осмысленному прочтению лирического произведения;

Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Б.Пастернака.

Данный урок можно проводить в 11 классе, как в процессе изучения творчества Б.Л. Пастернака, так и обособленно, как урок по изучению теории литературы.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

Вспомнить основные теоретико-литературные понятия необходимые для анализа лирического произведения, при помощи опроса учеников (повторение данных понятий было задано ученикам на дом):

жанр;

идея;

тема;

основная мысль.

стихотворный размер – ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий;

основные тропы и т.д.

2. Составление схемы анализа лирического произведения.

На следующем этапе уроке, при помощи эвристической беседы с учениками вспоминаем и записываем на доске схему анализа лирического произведения. Естественно, что в данном случае за основу берется готовая схема, однако, как мне кажется, совместное составление плана анализа с учениками в дальнейшем поможет им и непосредственно применять его на практике.

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата создания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:

5. Ведущая тема.

6. Основная мысль.

7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

9. Преобладание общественных или личных интонаций.

10. Лирический герой.

11. Структура стихотворения:

12. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

13. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

14. Основные особенности ритмики:

А) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

Б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

15. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

16. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

17. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

18. Единство формы и содержания

3. Практическая часть урока – анализ стихотворения.

Данную часть урока необходимо провести так, чтобы большую часть анализа проговаривали дети, задача же учителя заключается в том, чтобы ученики не увлекались содержательной стороной произведения, и все-таки обращались к теоретико-литературным понятиям и оперировали ими в процессе анализа.

Учитель: Мы применяем полученные сведения на практике, причем, на наш взгляд, нам не стоит сильно заостряться на приведенной выше схеме. Она несет лишь вспомогательную функцию, главным в данном случае является применение теоретико-литературных понятий как инструмента для выявления настроения поэта, в данном случае Пастернака.

Примерный образец анализа.

А) Учитель: Когда создано данное стиховорение?

Ученики:

В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять стихотворений Б. Пастернака. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к
новому, 1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в
тучах".

Учитель:

Стихотворение “Февраль…” имеет три варианта, датированных 1912, 1928 и 1945 годом. Мы с вами анализируем второй, знаменитый вариант 1928 года.

Б) Чтение стихотворения учителем наизусть.

В) Беседа.

1. Какие образы использует поэт в этом стихотворении?

Какие краски? Звуки?

В стихотворении образный предметный ряд: чернила, слякоть, пролетка, шесть гривен, колёса, грачи, лужи, ветер. Краски: «чёрного» («весною чёрную горит»), обугленные груши, проталины чернеют.

Какое настроение рождает черный цвет? Почему так много черных красок?

Чёрные краски не мрачные, наоборот, они передают динамику прихода весны, ассоциируются с цветом показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления жизни.

Звуки: благовест, клик колёс, грохочущая слякоть, шум ливня. С другой стороны: «сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Мир представлен звучащим на многие лады: здесь и плавность и шуршание, и грохот. Это музыка приближающейся весны.

На одном из звуков остановимся подробнее. Этот звук таится в слове «благовест». Слово вообще в лирике и у Пастернака, конечно же, имеет удивительную смысловую наполненность, вот почему в небольшом лирическом произведении можно сказать столько же, сколько в большой эпической форме.

Какие ассоциации рождает у вас слово «благовест»

Благовест – это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. Звон соединяет небо и землю. Также в слове улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении Марией Иисуса Христа.

Эти ассоциации создают и ощущение праздника, причем праздника духовного, и ощущение близкой, уже наступающей весны.

2. Какие средства художественной выразительности использует поэт для создания зрительных и звуковых образов?

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

Стихотворение начинается со слова «февраль». Это последний месяц зимы. Но поэт не оправдывает наши ожидания – речь пойдет не о зиме. Создается пейзаж весеннего пробуждения земли. Можно говорить об

антитезе ожидаемого, вроде бы заявленного первой строкой и фактически изображенного пейзажа.

Пейзаж весны, как мазками, нарисован эпитетами. Их немного, но они мастерски подобраны: «грохочущая», «черною», «обугленные». Эпитеты передают и краски, и звуки, и настроение лирического героя.

Язык произведения метафоричен. «Грохочущая слякоть весною черною горит». «Ветер криками изрыт».

Очень интересно сравнение, создающее яркий зрительный образ: грачи, «как обугленные груши».

Звуки создаёт и звукопись: пролётка – ливень – слёзы; колёса, клик, благовест, слякоть и т.д. Как называется этот прием?

(Аллитерация).

3. Учитель:

Это стихотворение написал один из самых “загадочных” поэтов ХХ века - Б.Л.Пастернак. “Загадочных”, потому что любил поиграть с читателем, зашифровывая информацию, придумывая “чудаковатые” образы, наполняя слова новым смыслом. Давайте мы с вами включимся в эту игру и попробуем понять, что скрывается за пейзажем.

Итак, внешний план стихотворения – это образ приближающейся весны. Пейзаж великолепен, но, как всегда у Пастернака, есть внутренний план стихотворения. Мы знаем, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

Внутренний план стихотворения связан с образом лирического героя. Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”.

Давайте приведем конкретные примеры пересечения двух миров – мира природы и человека, чтобы лучше понять, о чем идет речь в этом утверждении. Эту связь можно уловить на всех уровнях: в отдельном слове, в ассоциативных образах.

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

В первой строке употребляется слово «чернила». Это и цвет наступающей весны – освобождающейся от снега земли. Этот цвет несут однокоренные с ним слова «черною», «чернеют», а также образы, содержащие в себе черный цвет, («слякоть», «обугленные груши», «тысячи грачей»). Словом, «чернила» в этом смысле - деталь пейзажа. Но «чернила» относятся и к миру человека, становятся частью такого понятия, как

«поэзия». Так происходит взаимопроникновение миров, как и всегда у Пастернака.

Главный образ пейзажа – весна. Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе, но это и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии.

Каким вы видите лирического героя? Какие чувства он испытывает? Что его волнует?

Стихотворение – крик души поэта. В нем он рассказал о самом себе, о главном состоянии своей души – состоянии творчества. Звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Поэт уточняет, что "чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота.

4. Каковы особенности синтаксиса, ритмики, рифмы?

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

Отметим особенности синтаксиса. Стихотворение начинается с назывного предложения: оно создаёт ощущение скорой весны, ведь февраль – последний месяц зимы. С другой стороны – эффект неожиданности: ждем февральского, а значит, зимнего пейзажа, а речь пойдет о приближении весны.

Предложения о природе – двусоставные, в них присутствует субъект действия: “слякоть горит”, “тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат…”, “проталины чернеют и ветер криками изрыт”. Но там, где речь идет о лирическом герое, много глаголов в неопределённой форме. Предложения односоставные, безличные, но глаголы употребляются в значении повелительного наклонения, обращённого к самому лирическому герою. Отсюда ощущение необходимости действия, невозможности не осуществить его.

Литературоведы считают, что в лирике Б.Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения я. Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Неопределенность в этом отношении оказывается необходимой для полноты лирического высказывания. Таким путем стираются грани между лирическим “я” и миром.

Третья строфа – придаточное предложение, однородное тому, что есть во второй строфе – отсюда нарастание эмоциональной напряжённости. Нарастание чувства усиливает и приём нарушения фразеологизма «плакать навзрыд», превращённого в словосочетание «писать навзрыд».

Так сливаются внутренний и внешний планы стихотворения. Внутренний – процесс пробуждения поэзии.

7. Определите, каким размером написано стихотворение. Какова рифма? Воспроизведите ритмический рисунок текста. Прокомментируйте.

Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд – горит, изрыт – навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность (относятся к миру природы и к миру человека).

Размер стиха – ямб.

8. Учитель:

Подведем итоги. О чем же это стихотворение?

Ответы учащихся. Комментарий учителя.

Итак, в стихотворении создан образ горящей весны, преображающей мир природы и мир человека. Ощущения лирического героя в предчувствии весны усиливаются, он обретает способность «слагать стихи» под воздействием потока обрушившейся на него жизни. Природа и поэзия уравнены: поэзию творит поэт, включённый в мир живой природы. Конкретные образы наполнены метафорическим смыслом.

Г) Развитие навыков сопоставительного анализа.

Учитель:

Какие стихотворения созвучны стихотворению «Февраль…».

Предоставим слово ребятам, которые выполняли индивидуальное задание.

1 группа, анализировавшая стихотворение «Определение поэзии».

Ученик-чтец читает стихотворение «Определение поэзии»

Ученик-литературовед рассказывает о восприятии этого стихотворения. (Для подготовки ответа ему предлагалось воспользоваться статьей М.Г. Павловец., Т.В. Павловец «Определение поэзии» в Большом учебном справочнике для школьников и поступающих в вузы «Русская литература 20 века», - М.: Дрофа, 2000 г.)

Когда Пастернаку понадобилось дать "определение поэзии", он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием – не выборочно, подряд - охватить окружающее: «Это - круто налившийся свист, Это - щелканье сдавленных льдинок, Это - ночь, леденящая лист, Это - двух соловьев поединок. Это - сладкий заглохший горох, Это - слезы вселенной в лопатках, Это - с пультов и флейт - Фигаро Низвергается градом на грядку…»

В стихотворении – мнимая произвольность определений поэзии. Кажется, одно из определений без ущерба может быть заменено другим… Однако вспомним, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». С поэзией отождествляется и горох, и звезды, и музыка – все, чем богат мир. Поэзия – вселенная.

"Милый Пастернак, - писала ему Цветаева, - <…> Вы - явление природы. <…> Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть - такие дубы!)…"

Художник, поэт - живой орган, живой центр восприятий. На первом месте в поэзии - высочайшая восприимчивость, отзывчивость поэта на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда "быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней". В понимании Пастернака искусство - явление нравственной жизни. Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через непреложность общего хода вещей.

Идея безусловного приятия мира основополагающая у Пастернака. Богатство мира вполне предметно, "подробно" и постигается шаг за шагом. Восприятие природы у Пастернака выразительно по точности и

проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то исключительным и единственным. Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным "предметом" стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.

2 группа, анализировавшая стихотворение «Гамлет».

Ученик-чтец читает стихотворение «Гамлет».

Ученик-литературовед рассказывает о восприятии этого стихотворения. (Для подготовки ответа ему предлагалось воспользоваться статьей Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Б. Пастернака «Гамлет».)

В стихотворении «Гамлет» (1946 г.) также звучит тема поэта и поэзии. Оно вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака "Доктор Живаго".

Стихотворение многоаспектное. Оно и о принце Датском Гамлете, герое В. Шекспира, поднявшемся на борьбу со злом и погибшем в этой

борьбе. И о гениальном актере, сыгравшем роль Гамлете, глубоко постигнувшем ее. И об Иисусе Христе, который пришел на землю, чтобы пройти путь страданий и искупить этими страданиями грехи человеческие. И о герое произведения Пастернака Юрии Живаго. И о самом поэте.

В буквальном смысле стихотворение – монолог актера. В метафорическом – исповедь самого писателя. Уже в первых строках писатель строчкой "я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: "неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): "На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", - и молит о том, чтобы он избежал участи многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

Но смысл более глубокий. Вводится ассоциация с евангельской историей о молении о чаше. Строки стихотворения:

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси. –

Близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно тебе, пронеси чашу сию мимо меня.» То есть, герой ассоциируется с Иисусом Христом. В строфе переданы колебания и Христа, и Гамлета, и Живаго, и самого поэта.

В следующей строфе:

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль. –

пастернаковский герой принимает все испытания, предпосланные ему, какими бы они ни были.

Последняя строфа также многозначна.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Фарисеи отвергли учение Христа. Фарисейским – лживым – был и двор короля Клавдио в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Б.Л. Пастернак. Высокий библейский слог соединяется с народной пословицей, содержащей простую, но мудрую мысль. Такой конец придает стихотворению естественность и достоверность.

Именно так высоко и торжественно определяется роль поэзии в жизни в стихотворении 1946 года.

Учитель. Вывод.

При всем различии трех стихотворений Б.Л. Пастернака о поэзии вы ощутили, насколько ответственно относится поэт к своей миссии в нашем мире. Путь художника труден, жертвенен (буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать

и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию), но он должен быть пройден во имя людей, ибо поэзия есть жизнь, а жизнь – поэзия.

Данное стихотворение было написано в тысяча девятьсот двенадцатом году. Оно замечательно характеризует раннее творчество поэта и является одним из самых первых стихотворений, написанных им. Темой стихотворения является скорый приход весны. Поэт начинает произведение со слова «Февраль», что сразу же заставляет человека подумать о слякотной и чуть холодной погоде. Холод и снег – союзники февраля. Читатель должен прочувствовать всю атмосферу данного месяца.
Дальнейшие слова поэта гласят о том, что вскоре наступит весна. Ветреная погода, слякоть и прочие атрибуты весны будто встают перед глазами.

В данном произведении акцент делается на черном цвете, что заставляет ассоциировать данный факт с землей, которая выглядывает из-под тающего снега. Обычно черный цвет является трауром и грустью, но не в данном стихотворении. Пастернак ассоциирует черный цвет с пробуждением Земли, началом новой жизни, избавлением от стуж и холода. Можно сказать, что в своем произведении поэт выражает конфликт двух пор года – весны и зимы.

Но также поэт говорит о том, что помимо пробуждения весны, наступления данной поры года, происходит пробуждение вдохновения и поэзии. Поэт способен слагать стихи, и чем «случайней», тем лучше они выходят.

В данном стихотворении подняты такие темы как: пробуждение весны, уход зимы и стужи, пробуждение земли и природы ото сна, а также пробуждение и становление поэзии и вдохновения.

Произведение глаголет читателю о том, как взаимосвязана природа и поэзия. Природа, ее пробуждение, очень сильно влияет на поэтическое вдохновение. Стихотворение является очень эмоциональном, будто писалось в порыве какой-либо эмоции. Последними строками Пастернак описывает свой внутренний мир и терзания.

Данное стихотворение замечательно описывает связь смены поры года с вдохновением и поэзией.

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! Пастернака

Это стихотворение проникнуто ожиданием весны, обновлением мира становится ожидание весны, лирический герой видит перемены вокруг себя - это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи».

Эти изменения переполняют душу эмоциями, вызывают ощущения сопричастности происходящему вокруг. Именно поэтому мир окружающей действительности и мир чувств поэта оказываются созвучными, переплетенными в стихотворении. Так, в окончании первой строфы читатель явственно слышит перестук колес о мостовую ("грохочущая слякоть"), видит черные прогалины земли и ощущает эмоции лирического героя с нетерпением ожидающего перемен ("весною черною горит").

Во второй строфе использована метонимия - сопоставление быстроты движения пролетки "чрез благовест..., клики колес" и полета мысли лирического героя («перенестись туда, где ливень…»).

Для придания художественной выразительности автор использует метафору, называя грачей «обугленными грушами». Этот прием помогает передать своеобразие восприятия происходящего в мире лирическим героем и его отношение к происходящему. Например, видя, как птицы срываются с веток, поэт испытывает сильную грусть, которая обрушивается на него и приводит в смятение.

Кроме темы ожидания весны в этом стихотворении раскрывается еще одна и тема творчества, Стих открывается словами:

… Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд.

Здесь мы видим стремление поэта писать, изливать свое видение мира на бумагу, писать много, ведь его буквально переполняют образы, стремящиеся выйти наружу. Для этого Б. Пастернак дважды использует наречие «навзрыд», которым начинается и заканчивается произведение. Оно передает внутреннее напряжение поэта и то, как приходит к нему вдохновение. Любой толчок извне, любая случайность рождает стихи. Герою остается только подобрать слова, чтобы облечь в них свои мысли.

Помогает передавать эмоциональное состояние автора и то, что стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, сочетается с неточными рифмами (груши–обрушат, гривен-ливень).

Анализ стихотворения Февраль. Достать чернил и плакать! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса Мандельштама

    Стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса» было написано в 1915 году. Этот этап творческой жизни поэта серебряного века многие литературоведы называют периодом «Камня»

  • Анализ стихотворения Сад Ахматовой

    Произведение является одной из составных частей поэтического сборника «Вечер», представленного поэтессой в качестве дебютного.

  • Анализ стихотворения Сторона ль моя сторонка Есенина

    Сторона ль моя, сторонка – стихотворение написанное Есениным в 1914 году. В нем проявляется характерные для творчества автора сочетание патриархального уклада с природой родного края.

  • Анализ стихотворения Рождественского Мгновения

    Произведение относится к философской лирике поэта и в качестве центральной тематики стихотворения имеет авторские размышления о скоротечности жизненного пути человека.

  • Анализ стихотворения Зима Апухтина

    Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости