Обучение гиперактивных детей. Реактивные дети: что делать с гиперактивностью? Как можно бережнее с оценками

С завидной периодичностью меня спрашивают — какой ВУЗ я закончила и куда посоветую поступать. А еще — не поздно ли начинать в 23 года (30, 40 и далее с вариациями:)? Так что вот мой публичный ответ:)

Сначала я просто отвечу на вопрос. И, кстати, сразу прошу меня простить, если мой пост кому-то покажется пафосной речью или не дай Бог, "мемуарами профи", это просто мой опыт и мои выводы из него. Если бы я прочитала это послание сама, будучи студенткой, наверное, во-первых, я перестала бы метаться (какой же ВУЗ самый-самый?), а во-вторых грустно бы вздохнула (ничего нового, усердие и труд все перетрут) Но обо всем по порядку:)

Я закончила МПГУ им. Ленина художественно-графический факультет .
Я не советую этот ВУЗ, и не считаю его самым плохим местом для обучения рисованию. На протяжении всего времени, что я там училась, мне все время хотелось уйти и поступить куда-то еще. Мне казалось, что нас плохо учат, хотя сама я систематически и нещадно прогуливала часть занятий:) Нас не учили тому, что нужно современному художнику, и я думаю, современному педогогу тоже. Все знания были устаревшими. А даже относительно новые дисциплины (компьютерная графика), тем не менее, абсолютно не пригодились. Гораздо полезнее был бы тот же Фотошоп. Но нас учили, кажется, программе Paint.

Но тем не менее, при желании, всегда найдется хотя бы один педагог, который будет вдохновлять своим примером. И даже один человек может настроить на нужный лад. Для меня этим человеком стал мой преподаватель по рисунку — Лушников Борис Васильевич. Б.В. говорил всегда тихо, нудно и долго. Хвалил больше не рисунки, а какие-то мои находки и мое усердие. В общем, по началу он мне казался больше забавным человеком.

Но однажды он отметил один из моих набросков галочкой и рассказал, чем он ему приглянулся. Потом стал отмечать портреты и в конце концов заметил во мне что-то там " такое". Меня это просто окрылило! Честно говоря, другие преподаватели на меня не производили особого впечатления, а вот Борис Василичу я показывала свои работы (и живописные тоже) все время. Просто приносила папки и мы их долго обсуждали в коридоре. Я продолжала к нему ездить даже после окончания ВУЗа.

После окончания худ-графа в моей папке лежала куча портретов наших натурщиц (гребчиха, плавчиха, парень Филипп и еще множество странных персонажей) Слово "портфолио" я узнала только когда вознамерилась устроиться художником в издательство. И сразу поняла, что никакого "портфолио" у меня нет. Работы мои посмотрели без явного удовольствия и вернули со словами — иди еще учись. И я была подавлена.
Я пробовала отдать работы на вернисаж на Крымском валу и мне сказали, что это дилетантство. Для интереса, работа была вот эта.
Откровенно говоря и работы-то такой не было — "художник". Поэтому я устроилась в смежную, как мне казалось, профессию. Дизайнер интерьера. Потом попробовала в полиграфию. Рисовала для сайтов, упаковок, открыток… Параллельно изучала Фотошоп, Иллюстратор, Автокад, Архикад и кучу всяких других уже никому давно не нужных программ)

И тоже, регулярно чувствовала: да, я знаю что такое тень-полутень-рефлекс; я в курсе как расположены цвета на цветовом круге; я знаю, что такое лессировки и люблю, когда под упругой кистью щетины звенит холст. Но все эти знания были где-то в параллели с тем, что нужно было делать на самом деле. И мне это очень не нравилось. Я приходила с работы домой и понимала, что сил на творчество уже нет. Это был самый сложный период.

Я к чему? К тому, что часто, если не всегда, учиться придется самим. Да, вы можете получить полезные знания в художественном ВУЗе. Вы отточите навыки, и приноровитесь без ошибок рисовать "реалистично". Лично мне без этих 5-ти лет было бы крайне сложно. Я считаю, что классическая школа нужна . И в принципе, наверное почти не важно где вы получите эти базовые знания. Но они должны быть.

У меня, я помню, что-то прямо переключилось. И забавно, что один из парней нашего общежития (закончивший марийское художественное училище, традиционно-сильное) мне сказал именно так. "Ты рисуй, и потом что-то переключится. Ты заметишь."

И вдруг поняла, что теперь я вижу . Я вижу ошибки перспективы, я вижу, что что-то не так. Я перестала смотреть на чью-то работу и думать, что она хороша, потому что "тут такое красивое синее небо". Что я вижу ее целиком. И скопируй хоть 100% такое же небо себе в работу, она не будет выстреливать так же. Мне не обязательно было спрашивать у педагога: "посмотрите пожалуйста, ну как?" (в надежде получить одобрение)
В общем, вдруг я поняла, что мыслительный и наблюдательный процесс он занимать должен очень большую дозу времени. Сотни сточенных карандашей, настроенный глазомер и испорченные листы и я сама себе позволила подняться на ступень выше. Я поняла, что есть вещи, которые хороши. Что я не стесняюсь больше их показывать. И случилось это примерно через 5 лет после окончания МПГУ. Кстати, именно в это время кто-то стал считать меня "заносчивой" и нескромной. Почему-то считается, что приличный художник не должен знать себе цену. Он обязан быть скромным и бедным. Но это ладно, я отвлеклась:)

Таким образом, даже отучившись в ВУЗе, вам снова придется учиться . Но это уже другой путь. Очень интересный и познавательный. И тут вам поможет исключительно ваша наблюдательность, терпение, смелость.


  • Посетите мастер-классы у тех людей, которые вас вдохновляют.

  • Попробуйте сделать копии того, что вам нравится.

  • Не бойтесь пробовать и ошибаться. Выкидывать листы и начинать заново.

  • Будьте с собой честны.

  • Не стесняйтесь рисовать на улице, не стесняйтесь рисовать в метро.

  • Просто отдайтесь этому процессу и постоянно подпитывайте свое вдохновение. Журналами, сайтами, живым общением, посещением выставок. У каждого - что-то свое.

Да, и не поздно ли начать сейчас? Я считаю, что поздно бывает наверное только в профессиональный спорт, а так, да, не поздно конечно. Никому, никогда и никуда.

Но, знаете что? Чтобы этот пост был таки полезным и информативным, то предлагаю тут рассказать художникам и о своем образовании в таком порядке:
1. Название вашего ВУЗа и общие впечатления о нем.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?

Эхэй, всем привет! На связи вновь Роман и сегодня я хотел бы рассказать о том какие существуют профессии в которых тебе пригодятся навыки рисования для того что бы окунуться в этот мир творчества с головой.

Этот пост меня побудило написать тот факт, что я сам пришел к мысли, вроде: «я могу рисовать и быть творческим человеком», через «запасной ход», т.е. не рисуя.

Дело было так...

В начале 2014 года я только-только вернулся из армии и решил, что хочу сделать свой собственный сайт с блэк-джеком и... ну в общем хотел научиться рисовать через уроки, которые переводил и публиковал на нем.

К сожалению, или к счастью, но моя затея не увенчалась успехом и я в очередной раз разочаровался в мечте стать крутым художником и рисовать популярные арты . И тогда, во-первых, захотел доказать себе что могу зарабатывать и существовать занимаясь творческой деятельностью, во-вторых, подумал, что все-таки смогу войти в индустрию «рисования», но не с парадного, а с запасного хода.

И моим решением было устроиться куда-нибудь в качестве дизайнера, благо Photoshop я знал хорошо, а с Corel Draw научился работать в армии. И устроился в книжное издательство, место где была «своя атмосфера» и... мне понравилось.

Таким образом «дизайнил» до тех пор пока снова не почувствовал в себе тягу к рисованию и не начал заниматься этим делом с новой силой.

Что я хочу этой историей сказать. Если ты хочешь научиться рисовать, стать комиксистом, писать картины или много чего еще, но попытки пройти в лоб не получаются, что ж попробуй поработать в этой сфере на той должности на которой можешь. Окунись в атмосферу, познакомься с творческими людьми, культивируй в себе новые навыки , да и занимайся любимым делом.

Есть ассистенты, редакторы, верстальщики, галеристы, мультипликаторы и много других специальностей, которые помогут тебе: во-первых, набраться опыта, во-вторых, погрузиться в «мир» твоей цели, в-третьих, познакомиться с новыми людьми которые всегда тебе помогут если у вас схожие цели.

Кхм, а теперь непосредственно к самим профессиям.

Уровень навыков — начинающий

Уровень навыков — средний

Уровень навыка — высокий

Уровень навыков — начинающий

Начнем с тех в которых, на мой взгляд рисование особо не нужно, но если у тебя есть базовые навыки и тебя тянет к творчеству и креативу, то там ты сможешь урвать свою часть славы.

Галерист — является экспертом в области изобразительных искусств, профессия для тех кто может и не особо любит рисовать, но очень любит искусство. Много знает о стилях, авторах, эпохах, знает, как отличить оригинал от копии, шедевр от низкопробной работы. Галерист может легко организовать выставку любого уровня, пригласить туда знаменитостей и умеет убедить купить выставленные на продажу произведения. В первую очередь это человек ценящий искусство, а не его производящий.

Учиться на эту специальность можно практически в каждом вузе где есть кафедра культурологии или истории искусств. Но самыми престижными и уважаемыми считаются:

  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВИЗ).
  • Московский Государственный Университет (МГУ).
  • Институт истории культур (бывший УНИК).
  • МГУКИ.

Дизайнер (графический) — в современном обществе человек хорошо владеющий графическими пакетами, способный сделать качественный рекламный материал, собрать коллаж, подготовить к печати полиграфическую продукцию и знающий законы цвета, композиции и поведенческие факторы. Кто-то может сказать: «Как это дизайнер не обязан рисовать? Обязан!», нет, дорогие мои, сам работал дизайнером и... рисованием там и не пахнет. Очень ценится навык качественного коллажа, все берется из гугла или стоков, затем компонуется в несколько макетов, из которых заказчик что-то утверждает и это дальше дорабатывается.

Обучиться этой специальности можно во множестве вузов, но по факту большинство дизайнеров не имеют соответствующего образования. Они по урокам в интернете собирали свое портфолио, у страивались на работу и там уже набираются реальных навыков. Однако это я говорю о большинстве , топовые же дизайнеры — люди высокого класса с дипломами специалистов.

Помимо графического дизайнера в природе встречаются еще ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьера, которым для работы тоже не особо нужны навыки рисования, а больше навыки работы с редакторами трехмерной графики.

3D Моделлер — востребованная и быстрорастущая специальность в своевременном обществе. Моделлер создает объемные модели практически всего что можно представить в голове: от зданий, техники и людей, до волшебных и сказочных зверей, явлений и измерений. В большинстве современных игр, используется 3D графика, моделлеры создают целые миры, в которых мы так любим погружаться. Так же трехмерная графика используется и в большинстве современных фильмов.

Это общее название профессии так как в ней присутствует множество специальности разделенных целями: ландшафтный моделлер, моделлер персонажей, моделлер техники и т.д.

Официально это профессии учат:

  1. Хороший материал по теме: ссылка

Уровень навыков — средний

Каллиграф — человек обладающий навыком красивого письма. Может показаться что это не такая уж и «престижная» профессия, но людей, которые могут, практические не имея инструментов, красиво изобразить слова очень ценят. Да и к тому же навык каллиграфии можно применить и в сочетании с компьютерными программами и... ну вот сколько платят популярные бренды за то что бы их название было написано не Arial"ом, а красивым и уникальным шрифтом. А кто в 21 веке делает шрифты — каллиграфы... современные каллиграфы.

В ВУЗ"ах каллиграфии обучают в специальности графический дизайн, однако при первом же запросе, поисковик выдает множество вариантов где можно обучиться онлайн, как платных так и бесплатных.

Инженер конструктор — специальность направленная на создание чертежей предметов. При проектировании их навык рисования нужен как нигде больше, однако нужда в выучивании всех возможных законов рисования отсутсвует. Специалист такого профиля должен иметь хорошее воображение, создавать не «сухие» чертежи, а воплощать свои идеи в четкие, практичные схемы, которые будут радовать глаз.

Учиться можно здесь:

Карикатурист — это художник специализирующийся на рисовании смешных и пародийных портретах, иронично или саркастично изображеная различных событий вызвавших резонанс в обществе. Да ты и сам наверно не раз видел, как на площадях и парках сидят художники и рисуют смешные шаржики за денюжку. Карикатуристов много, но что бы достаточно зарабатывать на этом необходимо стать популярным и знаменитым, что бы слава о тебе гремела во всех источниках и т.д.

Как специальность ВУЗ"ы не обучают, однако в сети можно найти не мало уроков и курсов по овладению этого навыка, но все-таки главным здесь остается твое желание и упорство.

Художник-модельер — с одной стороны это человек занимающийся созданием эскизов новой одежды, он придумывает новые наряды и даже целые коллекции одежды, но так же в круг занятий художника-модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей и их подготовка для промышленного производства, организация показов моделей одежды. В общем много всего. Профессия очень увлекательная и творческая.

  1. Вообще очень хорошая статья на эту тему здесь .

Контуровщик (он же Инкер) — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Контуровщик обрабатывает передаваемые ему изображения нанося линии, обводя карандашный рисунок, исправляет мелкие огрехи используя для этого либо тушь, либо (если работает на компьютере) темные цвета кистей. Контуровщик обрабатывает все линии рисунка кроме текста. Профессия не считается вполне творческой, скорее технологичной.

К сожалению, я не нашел места где бы учили, или во всяком случае это являлось бы дисциплиной одной из специальностей.

  1. Полезная статья на википедии

Уровень навыка — высокий.

Тут ты будешь рисовать каждый божий день... к сожалению, или к счастью;)

Художник-иллюстратор — это специалист создающий картины передающие смысл текста. Иллюстраторы могут работать над книгами, газетами, журналами, листовками и вообще везде где нужно передать «мессадж». От многих уже состоявшихся иллюстраторов можно услышать, что профессия эта тяжелая, конкурентная и не сильно оплачиваемая (может врут, кто знает...). Но большинство выбирает эту профессию потому что им нравиться рисовать, а не ради жажды наживы.

Даже не знаю, что сказать на тему что нужно сделать «что бы стать хорошим иллюстратором»... наверно пахать как проклятый:)

Учат на иллюстратора как во многих ВУЗ"ах, так и в интернете есть огромное количество курсов и обучающих материалов. Google в помощь!

Художник-график — специалист работающий только лишь в одном контрастном цвете и, как правило, этот цвет — черный. График для своей работы использует в основном тушь или карандаш. Так же, как и иллюстратор, график - это профессионал для иллюстрирования книг, он может работать со шрифтами и текстом книги. Работая в издательстве график обычно занимается вообще всем что связано с графикой, он тут и дизайнер, и верстальщик, и иллюстратор... главное, чтобы это все хорошо оплачивалось:)

Где можно выучиться на специальность «Графика»:

Художник-живописец — специалист который создает картины с натуры. Живописец может быть рисовать портреты, здания, природу, да в общем все что увидит то и нарисует. На мой взгляд (и это чистое ИМХО) все художники именно живописцам обязаны за славу вечно голодных, но творческих индивидов. В современном обществе живопись цениться только, извиняюсь за каламбур, ценителями. Картины склонны покупать люди, которые могут себе это позволить, а не которые хотели бы что бы красивая картина весела в прихожей... для этого есть принтеры:) Живописец – это не профессия, не работа, это призвание.

Обучаться можно здесь:

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
  • Государственная академия славянской культуры

Художник-копиист — специалист создающий копии картин. Копиисты в последнее время пользуются большим спросом, потому как многие хотят видеть у себя на стене «Мону Лизу» Да Винчи, но не каждый способен за нее заплатить, а работа копииста может и не самая дешевая, но уж точно дешевле чем покупать оригинал. В интернете очень мало информации об этой профессии, но можно сказать, что это одна из разновидностей художника-живописца.

Художник-реставратор — специалист который восстанавливает поврежденные картины. Реставраторы могут работать в различных техниках и с различными материалами, от картин до икон. Так как произведения искусства не вечны, а иногда и хранятся в не самых подобающих условиях, то специальность реставратора пользуется достаточно большим спросом, однако и со специалиста такого большой спрос.

В обязанности реставратора входит не только «рисование», но и тщательное и всестороннее исследование объекта реставрации, разработка методики проведения реставрирования, подбор материалов, документация в ходе проведения реставрационных работ.

Художник-портретист — специалист создающий картины с портретами людей. Я уже ранее упоминал что живописец может рисовать портреты, но он, как говориться, «всего помаленьку и ничего как следует», портретист же всего себя посвящает рисованию портретов и достигает в этом высокого мастерства.

На портретиста не учат, а учатся, каждый сам осваивает методом проб и ошибок это искусство.

Художник-мультипликатор, аниматор — специалист ответственный за создание мультипликационного кино и мультфильмов. Художник-мультипликатор, это общее название деятельности специалиста по созданию мультфильмов, сами же между собой мультипликаторы делятся на:

  • Художник-фазовщик (раскадровщик) — вырисовывает фазы между различными состояниями сцен и героями мультфильма.
  • Художник по персонажам — создает уникальный образ героя мультфильма и сопровождает дальнейшую разработку и использование этого героя в анимации.
  • Художник-постановщик — главный художник на производстве анимационного фильма, определяет общий стиль будущего произведения и осуществляет контроль за его производством.
  • Художник-прорисовщик — создает чистые кадры для финального использования в фильме на основе имеющихся наработок.

Так же есть еще: художник-контуровщик, художник-фоновщик.

  1. Опять же, полезный и подробный материал

Колорист — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Колорист отвечает за добавление цвета в черно-белую картинку. До появления программных графических пакетов колорист раскрашивали комиксы, мультфильмы, фильмы, рекламу в ручную, традиционными средствами изобразительного искусства. С появлением мощных компьютеров и программ постепенно эта профессия начала ассоциироваться именно с компьютерной обработкой изображения.

Отдельно на колориста не учат, это знание либо преподается как стандартная дисциплина большинства специальностей либо изучается самостоятельно в процессе пользования различными инструментами, коих ныне великое множество.

  1. Полезная статья на википедии

Комиксист — специалист который создает комиксы. Я уже упоминал о двух профессиях, которые направлены на создание комикса, «комиксист» — сочетает в себе не только инкера и колориста, а так же сценариста, режиссера, постановщика и многие другие специальности, которые могут ему пригодиться при создании комикса.

Как таковая профессия комиксиста в России еще не сформировалась, да есть люди, которые рисуют комиксы, зарабатывают на этом и это становиться делом всей жизни, но специального образования «Комиксист» никто не имеет. Честно говоря, не знаю есть ли и на западе такие дипломированные специалисты, но то что комиксистом может стать любой — однозначный факт. Тут главное не научиться рисовать, а научиться подавать свою историю так что бы читателям нравилось.

Ну и вообще весь этот блог построен вокруг освоения - это профессии так что не забывай подписываться на обновления и учиться вместе со мной:)

Игровой художник — это общее понятие объединяющее в себе большое количество специальностей связанных с созданием цифровой графики и использования ее в производстве игр. Игровая индустрия в последние годы стремительно набирает обороты по количеству производимых игр в год, сюда же относятся все мобильные игры и игры в социальных сетях.

Специальность «игровой художник» (художники по персонажам, концептеры, гейм-дизайнеры, художники окружающей среды, художники по визуальным эффектам и т.д.) пользуется большим спросом среди молодого поколения во всем мире.

Обучиться на «игрового художника» можно в:

  • Центр компьютерной графики Render.ru
  • Центр дистанционного обучения Render.ru
  • Московский государственный университет дизайна и технологии
  • Школа компьютерной графики Scream school
  • Курс по геймдизайну RealTime /school/

Фух! Вот пожалуй и все что я хотел бы освятить в этой статье. Конечно за кадром (в черновиках) осталось еще около десятка профессий и специальностей которые так или иначе связанны с рисованием и производством графики, но... не в этот раз, и так получилось длинновато.

Кстати, если благодаря этому списку ты определился со своей будущей профессией и решил куда будешь поступать, то специально для студентов есть сервис который выполняет за студентов их работы . Зацени и пользуйся на pдоровье, «получай образование» XD

Слушай, если ты считаешь, что я что-то забыл, ну может какую-нибудь крутую специальность или профессию, напиши о ней в комментариях, что бы я мог добавить ее в статью... сделаем ОГРОМНЫЙ справочник по профессиям вместе:)

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь.

Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.

Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.

Основные показатели

Импульсивность . Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме».
Невнимательность . Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией.
Гиперактивност ь . Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку.

Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ.
Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам.
Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы.

И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя.

Ученик-невидимка

Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует».
Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?

Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.». И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно. То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).

Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017 .

Поговорим о положительных сторонах

Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.

1. Гибкое мышление
Да, эти мечтатели и фантазеры одновременно могут рассмотреть 3–4 варианта ответа или решения определенной задачи. В естественных науках предлагайте им больше «качественных задач», направленных на поиск причин явлений. На русском или литературе разрешайте использовать нетипичные формы ответа. Пусть сочинение будет в стихах, мы не на ЕГЭ. Заинтересуйте их.
2. Личное мнение
Да, когда мы спрашиваем на уроке истории о дате крещения Руси, нам хочется услышать в ответ четкий год. Но, если вопрос предполагает многовариантность, спросите гиперактивного ребенка. Причин революции 1917 года было точно больше 5. Я, как историк, могу назвать 15. Вдруг ваш ученик найдет еще больше?
3. Комментарии
Да, своими комментариями, неуместными шутками или жестами такие дети могут сбивать общий серьезный настрой. Зато это ваш способ получить желаемое вовлечение. Класс молчит? Спросите вашего гиперактивного мечтателя. Красноречие пламенного ребенка точно пробудит спящий класс.

И да, дорогие коллеги, такие дети держат нас, педагогов, в тонусе. Одинаковое задание такие дети ни за что не будут делать дважды.

Советы по работе с детьми с гиперактивностью, СДВ и СДВГ

    Если речь идет о поставленном медицинском диагнозе, пожалуйста, не полагайтесь только на эту статью, вам понадобится учебный план и школьный психолог.

    Оставайтесь в диалоге с родителями или начните его. Обязательно! Они будут вам только благодарны за простое человеческое отношение. Иногда родители могут предложить методики, которые можно смело взять в работу.

    Не пытайтесь изменить ребенка, да, вы можете его воспитать, но не надо корректировать его личность.

    Спрашивайте у самих детей, что им нравится. Берите информацию у первоисточника, он точно знает, КАК ему нравится учиться.

    Поговорите с классом. И тихоне, и вынужденному выскочке может быть сложно адаптироваться в среде «нормальных» детей, и вам лучше ненавязчиво проконтролировать ситуацию, чтобы в дальнейшем избежать травли.

    Чтобы вернуть к работе ребенка с гиперактивностью, используйте не повышенный тон, а личное обращение и контакт глаз.

    Учащимся с СДВГ может быть сложно систематизировать информацию и концентрироваться на чем-то. Им нужна система. Используйте инфографику (найдете ее в нашем разделе на сайте), пошаговые инструкции, советы – как учебные, так и жизненные.

    Любые требования к ребенку преподносите по-разному. Напишите на доске, проговорите, положите на стол распечатанное задание. Для младших классов очень хороши карточки с заданиями и опорные картинки.

    Постарайтесь не выпускать ребенка с СДВГ из поля зрения. Тихони часто садятся на задние парты, равно как и излишне активные ребята. Лучше посадите их поближе к своему столу. Если речь идет о младших школьниках – дайте ребенку лист или блокнот, обычные каракули помогут ему сосредоточиться. И заведите игрушки для снятия стресса. Обычный кубик или мягкий мячик с манкой, который можно теребить, очень поможет успокоить «беспокойные ручки».

    Ваша главная задача как учителя – добиться того, чтобы ребенок осмыслил полученный материал. А осмысливать можно всегда по-разному, так что используйте различные методы фиксации информации. Стикеры, доски с карточками, цветные карандаши, маркеры, ручка и бумага, заполнение таблиц – в ход может пойти все, пробуйте.

    Разбивайте любую задачу на части. Лучше меньше и постепенно. И не забывайте повторять задание, еще и еще раз.

    Не забывайте про игровой формат. Да, «мы в школе, а не в цирке», но здоровый юмор и качественное вовлечение в образовательный процесс еще никому не мешали.

    Детям с дефицитом внимания, как это может быть ясно уже из самого названия, нужна от вас обратная связь. Комментируйте их работу и хвалите, только тогда они будут лучше стараться. Им важно не только понимать требования, но и получить оценку их результата. При правильной похвале в самом ребенке можно сформировать мотивацию, которая поможет ему держать себя в руках.

По незнанию гиперактивного ребенка можно принять за непослушного, хулиганистого, упрямого либо попросту невоспитанного, то есть неудобного для воспитателя или учителя. Однако это не так.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так называемые «качели успеваемости». Сегодня ребенок «приносит» домой одни девятки и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен. Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с и гиперактивности (СДВГ) при выполнении каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например, звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно. Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Помощь такому ребенку будет заключаться в обучении саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки. Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и агрессивное поведение , вследствие чего у ребенка возникает недостаточное усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам, психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ - трудности в самоорганизации. Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению поставленной задачи.
Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует предупредить его об этом за 5-10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний, окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат , между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу. Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные способности и креативность , уже к концу первого класса оказываются в числе неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы ребенок как можно меньше отвлекался.

    Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может его отвлечь.

    Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом для подражания.

    Используйте как можно больше наглядных средств обучения.

    Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).

    Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.

    Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).

    Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.

    Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о положительных.

    Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени. Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.

    Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

    Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.

    Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеиваются над ним, давайте ему важные задания в присутствии других детей и объясните насколько важно выполнить его хорошо. Это повысит самооценку и ответственность.

    Организуйте творческие уроки, где ребенок с СДВГ может показать свои творческие способности.

Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребенок. В этом случае родителям следует еще более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в его обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребенка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребенка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотовский, Г. В. Гиперактивный ребенок / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, И. В. Попова. - СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160с.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ACT, Астрель. - 240 с.
  3. Оклендер, В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии / В. Оклендер. - М.: Класс, 1997. - 336с.

Может ли гиперактивный ребёнок учиться в обычной школе или существуют специализированные учебные заведения для такой шустрой ребятни? Справедливости ради надо отметить, что по умственным способностям эти ребята ничем не уступают своим сверстникам. Поэтому каких-то специальных школ для непосед не предусмотрено. И на вопрос может ли гиперактивный ребёнок учиться в нормальной школе , можно с уверенностью ответить, конечно!

Тем не менее, для такой малышни процесс обучения немного затруднён в силу психологических особенностей. Поэтому преподавателям и родителям рекомендовано исполнять предписания и рекомендации детского психотерапевта касательно некоторых нюансов обучения такого школьника. В этой статье мы попробуем объяснить кто такой гиперактивный ребёнок, а также дадим рекомендации родителям школьников-непосед .

Как проявляет себя СДВГ?

Гиперактивность можно смело обозначить приставкой «сверх». Такая детвора отличается повышенной потребностью в активном движении. Они сверхактивны, импульсивны, отличаются нестабильным настроением, громко разговаривают, неспособны концентрироваться на одном действии или предмете, имеют плохую память. Могут быть агрессивны и плаксивы если не получают желаемого. Все эти показатели - следствие неправильной работы отдельных участков мозга, отвечающих за поведенческие реакции.

Как определить учащегося с СДВГ?

Нередко взрослые путают банальную невоспитанность и избалованность с СДВГ. На самом деле, немного пристальней присмотревшись к учащимся, такого ученика определить, будет несложно:

  • Отвлечённость от занятий. Даже самой интересной деятельностью такого малого нельзя заставить сконцентрироваться. Он постоянно переключается, на что-либо другое.
  • Излишняя эмоциональность выражается буквально во всём. Может плакать без причины или громко смеяться, когда повода для веселья нет.
  • Громкая и быстрая речь. Даже после замечаний малый не убавляет громкости своего голоса.
  • Пишут такие непоседы, зачастую, совершая типичные ошибки; не дописывают окончаний, забывают писать с заглавной буквы, обходят стороной даже явные знаки препинания. Не способны исправить текст даже с помощью подсказок.
  • Отличаются суетливостью и массой совершенно лишних телодвижений. Неспособны усидеть на одном месте больше двух минут. Постоянно ёрзают и мнутся.
  • Обладают плохой памятью и забывчивостью. Забывают записывать домашнее задание, могут пойти домой без ранца или сменной обуви.
  • У них постоянно что-то падает, ломается, теряется.
  • Неспособны внятно что-либо объяснить или выстроить диалог.
  • Непоседу постоянно окружает беспорядок. Даже прейдя в учебное заведение опрятным, не способен сохранить соответствующий вид и 45 минут.
  • Ни в коем случае нельзя наказывать егозу за излишнюю активность. Тем более что это не спасёт положения, а ещё больше усугубит его.
  • Не запрещайте крохе двигаться. Конечно, в рамках школьного заведения беганина и стояние на голове не очень приветствуются. А вот на улице пускай бегает, прыгает и резвиться. Ведь вашему "вулканчику" необходимо, куда девать свою неудержимую энергию и пускай это лучше происходит за стенами школы.
  • Непоседу желательно записать в какую-либо спортивную секцию или кружок. Это может быть футбол, плаванье, лёгкая атлетика и т. д. В общем, что угодно, лишь бы он расходовал не иссекаемые запасы энергии.
  • Нужно попросить учителей задействовать егозу в активных действиях. Это может быть раздача инструментов на уроке, помощь в вытирании доски и т. д.
  • Не заставляйте сразу же после прихода домой садиться за домашнее задание. Делайте минимум час активного перерыва между занятиями дома и в школе.
  • Рекомендовано ввести в рацион малого продукты, требующие большой затраты энергии на переваривание (разные виды орехов, мясные блюда и т. д.).
  • Придерживайтесь рекомендаций детского психотерапевта и неукоснительно соблюдайте все предписания.
  • Составьте режим дня и следите за его выполнением. Причём распорядка дня должен придерживаться каждый член семьи.

СДВГ - не приговор, а всего лишь проблема, которую можно легко решить, соблюдая все рекомендации и пожелания врачей и психологов.

Гиперактивный ребёнок школьник, что делать родителям советы психолога

Как-то ещё можно выносить проделки егозы, когда он ходит в детский сад. Но когда гиперактивный ребёнок школьник что делать родителям? Советы психологов помогут вам справиться с этим непростым периодом в жизни малыша. Эта статья расскажет, как ведёт себя гиперактивный ребёнок в школе, разъяснит, что делать родителям, поможет советами психолога.

Нужно сказать, что младшие классы для ребятни с синдромом дефицита внимания - самые непростые. Ведь появляются новые обязанности, которые нужно неукоснительно выполнять. Непоседам непросто усидеть долго на одном месте, внимательно слушать учителя, сосредотачиваться и придерживаться норм поведения. Нередко по этой причине возникают проблемы с успеваемостью. Но не надо впадать в панику и думать, что теперь светлое будущее вашему малому не светит. Существуют специальные программы и методики воспитания , разработанные психологами специально для такой детворы.

Особенности обучения

К сожалению, не во всех учебных заведениях педагоги знают как вести себя с трудными детками. А родные теряются в догадках как усмирить егозу дома и заставить выполнять домашнее задание. Но если в стенах школы преподаватель всегда может прибегнуть к помощи штатного психолога что же делать родным егозы? Понимающие мамы и папы знают, кто такой гиперактивный ребёнок и прислушиваются к рекомендациям психологов родителям трудных школьников.

Итак, самым главным пунктом программы является составления распорядка дня для крохи. Режим следует составлять таким образом, чтобы умственные нагрузки чередовались с физической активностью. А также в дневном распорядке должны быть прописаны специальные уроки, направленные на развитие усидчивости и внимательности. Конечно, задания можно корректировать в зависимости от индивидуальных качеств маленького человека. Но существуют рекомендации, выполнение которых обязательно для всех трудных школьников:

  1. Желательно отдать егозу в класс с минимальным количеством учащихся;
  2. Выполняя домашнюю работу, делайте активные пятиминутки каждые 20 мин;
  3. Помогая делать уроки, предоставляете обучающий материал в интересной и красочной форме;
  4. Выполняйте ежедневно упражнения на развитие внимательности, усидчивости и ответственности;
  5. Приучайте работать в коллективе.

Избавляемся от лишней энергии

Избавиться от излишней энергии помогут физические упражнения и спортивные игры. При этом психологи советуют отдавать предпочтение играм, в которых нужно применять лишь физические способности. Помните - такие малыши очень впечатлительные и, например, соревновательные виды игр могут вызвать в них повышенную тревожность и страх.

Запреты и ограничения

Нельзя запрещать что-либо перед этим, не обосновав, свой запрет фактами и примерами. Любое замечание должно иметь под собой почву и быть разъяснено спокойным и размеренным тембром голоса. Не стоит также вводить табу сразу на все проказы озорника. Вводите свои правила постепенно. Так, крохе будет проще понять, что от него хотят, и он будет планомерно привыкать к новым нормам поведения.

Учимся успокаиваться

Когда вы начинаете замечать, что ваш "вулканчик" становиться неуправляемым, смените окружающую его обстановку, на более спокойную и тихую. На такую малышню очень успокоительно действует мамин голос, её объятия и поцелуи. Чадо нужно обнять, пожалеть, приласкать, успокоить тихим нежным голосом. В вечернее время можно принять расслабляющую ванну с успокоительными отварами. А также поможет массаж, чтение любимых сказок и книг.

Попробуйте настроиться с чадом на одну волну. Тогда вам будет намного проще понять, как себя вести, чтобы он начал вас слушать и выполнял ваши просьбы. Психику малого с СДВГ характеризует недостаток внимательности. Поэтому, общаясь с чадом, нужно говорить не спеша, чётко проговаривая каждое слово. Давая ребятёнку какое-либо задание, необходимо сформулировать просьбу в короткой и понятной форме. Слишком длинная формулировка запутает непоседу, и он через минуту попросту забудет о чём шла речь.

Учимся понимать время

Таким озорникам крайне важно научиться ориентироваться во временных рамках. Чтобы научить своё чадо чувствовать время ставьте перед ним задачи выполнять какое-либо поручение чётко по времени. Например, выполняем задачку 15 минут потом 5 минут прыгаем на месте. Или чистим зубы ровно 5 минут, кушаем 20 минут и так далее. Не забывайте напоминать чаду сколько осталось минут до окончания того или иного задания.

Наказание

К наказаниям такая детвора относится крайне чувствительно. Даже незначительное замечание в их сторону они воспринимают как глубокое оскорбление. Укоры мамы и папы «не делай этого» или «так нельзя», скорее всего, не будут поняты, а, напротив - чадо станет ещё более неуправляемым.

А вот к похвале такая ребятня относиться очень даже хорошо. Если мама хочет, чтобы ребятёнок, например, убрался в комнате - нужно похвалить его, сказав какой он чистоплотный, хозяйственный и ответственный. После таких эпитетов чадо побежит убираться в комнате, доказывая всем, что мамины слова непустой звук и он на самом деле такой прекрасный и хозяйственный.

Диагноз СДВГ не должен становиться стеной перед светлым и счастливым будущим маленького человека. И родные как никто другой способны направить энергию крохи в правильное русло и помочь ему стать достойным и уважаемым представителем социума.

Пройдите тест


Тест: А твой ребенок гиперактивный?

Ребенок бегает и прыгает, скачет «по головам» родителей сутки напролет?