Арт терапия для детей и родителей. Всё, что нужно для занятий
Существует ли спорт для детей инвалидов? Какими именно видами спорта может заниматься ребёнок с ограниченными возможностями? Какие виды спорта для инвалидов выбрать? Ответы в статье.
Спорт – это жизнь. Абсолютно любой человек может найти для себя тот вид спорта, который ему подойдёт и придётся по душе. Касается это и детей, в том числе и с ограниченными возможностями. Да-да, именно так. Дети-инвалиды могут и даже должны заниматься спортом, так как это позволяет сохранять позитивный настрой, бодрость тела и духа, выносливость, а также дисциплину, которая важна при ограничениях здоровья.
Кроме того, занимаясь спортом, такие особые дети имеют возможность общаться с такими же, как и они, поддерживать друг друга, что крайне важно. Помимо всего прочего, достигая определённых успехов в том или ином виде спорта, ребёнок с ограниченными возможностями получает уникальный шанс доказать себе и окружающим, что даже такие люди могут проявлять себя и достигать высот, в отличие от многих полноценных людей. Таким образом, спорт также помогает стать уверенным в себе и сильным. Именно поэтому спорт для детей инвалидов очень полезен и важен.
Что касается того, каким именно спортом сможет заниматься ребёнок с ограниченными возможностями, то вариантов и альтернатив существует великое множество.
На данном этапе, к счастью, инвалидов не воспринимают, как обузу, поэтому процветают все сферы их жизни, в том числе и спортивная. Поэтому на данный момент очень многие виды спорта адаптированы для инвалидов. Например, к ним относятся очень многие командные виды спорта: баскетбол, волейбол, регби и даже водное поло. На инвалидных колясках, например, также можно даже танцевать, фехтовать. Но выбор того или иного вида спорта зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем имеют место быть у ребёнка.
Если это ограничения по зрению, то открыта дорога в борьбу, тяжёлую и лёгкую атлетику и так далее, но, конечно, правила имеют свои особенности. Также многие занимаются армреслингом.
В общем, как Вы уже успели понять, выбор огромен. И если ребёнок-инвалид показывает определённые результаты и имеет достижения, то это прямая дорога в Паралимпийские игры. Таким образом, существуют самые различные виды спорта для инвалидов, важно найти то, что под силу, по душе и будет доставлять удовольствие.
В Москве работает свыше 100 тысяч кружков, спортивных секций, творческих студий, школ искусств. Занятия охватывают/включают широкий диапазон тем и рассчитаны на людей разных возрастов.
В подведомственных Департаменту культуры города Москвы и культурных центрах действует порядка 7 тысяч кружков и секций, рассчитанных на различные вкусы и интересы людей разных возрастов и функционирующих на бюджетной и платной основах.
2. Какое направление выбрать?
Школы искусств
Вы можете записать себя или своего ребенка в одну из Департамента культуры.
Кружки в школах или организациях дополнительного образования
Чтобы выбрать подходящий кружок, воспользуйтесь сервисом поиска Департамента образования и науки города Москвы. Кружки доступны для посещения в утреннее, дневное или вечернее время. Занятия могут проходить как в сложившемся творческом коллективе, так и во вновь создаваемом.
Экологические кружки и секции
Поучаствовать в различных кружках и секциях экологической направленности вы можете, придя в государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода» , управляющее всеми московскими природными парками и заказниками.
Спортивные секции
Все городские спортивные секции действуют под эгидой окружных центров физкультуры и спорта. Чтобы узнать, какие секции есть в вашем округе, перейдите на сайт центра своего Сайты окружных центров физкультуры и спорта:
">административного округа.Кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья
В Москве существуют специальные кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Один из важных центров по работе с детьми и взрослыми с ОВЗ - центр «Интеграция» , где функционирует более 20 профильных кружков и секций.
3. Как записаться в секцию, кружок или дом творчества?
Записать ребенка либо записаться самому в кружок, секцию или дом творчества можно двумя способами:
Футбольные поля
В Москве сотни стадионов и отдельных футбольных полей. Выбрать подходящий стадион можно на : при клике на площадку вы узнаете адрес, режим работы стадиона, есть ли рядом с полем раздевалка, медпункт или кафе.
Спорт для людей с ОВЗ
Каждый год в столице проходит более 450 спортивных событий, в которых участвуют маломобильные граждане: межокружная спартакиада «Мир равных возможностей», параспартакиада, фестиваль спорта «Воробьевы горы».
Для маломобильных спортсменов приспосабливают существующие спортивные объекты, а новые строят с учетом их потребностей. Город закупает спецтранспорт, оборудование, тренажеры.
При городских спортшколах также работают отделения инваспорта, где спортсменов готовят к участию в Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх. График работы спортивных секций можно уточнить в города Москвы и в окружных центрах физкультуры и спорта. Все услуги предоставляются бесплатно.
6. Какие спортивные мероприятия можно посетить, а в каких - поучаствовать?
Ежегодно в Москве проходят десятки профессиональных чемпионатов международного уровня. На этих спортивных мероприятиях можно побывать в качестве зрителей.
Есть масштабные спортивные мероприятия, в которых могут участвовать простые граждане и спортсмены разных уровней подготовки. Самое популярное событие - День московского спорта в «Лужниках», собирающий больше сотни тысяч участников. В один день здесь проходят чемпионаты Москвы по футболу, BMX и маунтинбайку, фристайлу, турнир по уличному футболу и прочее.
В разное время дня и года в столице проводят велопарады . Принять участие можно на любом велосипеде и с любым уровнем подготовки. С лета по осень в городе проходят этапы Московского марафона , а главным зимним соревнованием каждый год становится массовая лыжная гонка «Лыжня России». Эти мероприятия доступны также для маломобильных граждан.
Спорт для детей очень важен: он укрепляет осанку, все группы мышц, повышает иммунитет, а также развивает быстроту реакции и выносливость. Но как заниматься спортом, если ваш ребенок - инвалид с детства? Какой вид спорта подобрать при наличии того или иного заболевания? IllnessNews спросил об этом специалистов и попробует подсказать родителям, имеющих «особых» детей, с чего начинать и как проводить тренировки правильно.
Дети с инвалидностью по поводу ДЦП (детский церебральный паралич) чаще всего страдают от ослабленного иммунитета и слабых мышц спины, следствием которого является сколиоз, а слабые мышцы тазобедренных суставов приводят к вывихам и подвывихам. Как это исправить? Нехитрые мероприятия, проводимые регулярно, способны поддерживать здоровье малыша.
С самого раннего возраста по утрам нужно обтирать ребенка прохладным полотенцем. Не нужно сразу очень холодным, лучше вначале теплым, потом следует постепенно довести до комнатной и чуть ниже комнатной температуры. Хорошо себя зарекомендовал контрастный душ в конце мытья ребенка.
В холодное время года велико желание одевать на малоподвижного ребенка сто одежек, но этого делать не стоит, даже зимой. Лучше заставьте его двигаться, даже на коляске. Поиграйте с ним в активные игры (на скорость реакции), допустим, «ладушки» или «камень-ножницы-бумага». Походите с ним немного. И помните, чем меньше вы будете укутывать ваше чадо, тем меньше оно будет болеть.
Минимальный обязательный комплекс упражнений включает в себя развитие мышц спины и конечностей. Если заболевание ребенка позволяет, необходимо укреплять мышцы передней брюшной стенки и спины: посадите ребенка на табуретку, зажмите ноги своими ногами, и мягко заставьте его опрокидываться назад и садиться обратно. Вначале всего пять раз в течение недели, потом каждую неделю следует прибавлять по 5 раз. Поднятия корпуса необходимо выполнять и из положения на животе. Максимальное число упражнений за тренировку 30 раз. Но это надо делать регулярно, каждый день. Занятия следует проводить в игровой форме - ребенку должно быть интересно.
Мускулатуру ног нужно развивать путем боковых поднятий и круговых движений, лежа на боку, а также приседаний у шведской стенки. Это нужно делать аккуратно, до 8-10 раз на сеанс. Постепенно можно довести до 15-20 за тренировку, с небольшими паузами через каждые 5-8 раз.
Развивайте правильное дыхание, когда делаете какое-либо упражнение или ходите с ребенком. Он не должен задерживать дыхание во время упражнения. Это приведет к напряжению в мышцах тела. Надо научиться управлять дыханием во время тренировок.
Лучше, если ребенок дошкольного возраста будет осознавать, зачем ему нужны занятия - чтобы быть здоровым и крепким. Но закаливать ребенка можно начинать еще с младенчества - совместно с выполнением специализированных упражнений по рекомендациям невролога и реабилитолога (врача лечебной физической культуры).
Виды параспорта могут быть разные для каждого заболевания. Дети с детским церебральным параличом могут заниматься плаваньем, бегом, велоспортом, конной выездкой, боччи (игра с мячом). Но им не рекомендованы силовые виды спорта, так как это может привести к ассиметричному развитию и искривлению позвоночника, рук и ног. Им нужны занятия на координацию движений, выносливость и концентрацию.
Те детки, у кого от рождения нет руки или ноги, а также перенесшие ампутацию конечности, могут заниматься легкой и тяжелой атлетикой, стрельбой из лука, фехтованием, армрестлингом, плаванием, теннисом (как большим, так и настольным), паравыездкой, следж-хоккеем и скоростным спуском.
Дети с дефицитом зрения и слепорожденные могут бегать, заниматься вольной борьбой, лыжными гонками. В паравыездке также есть специальный уровень для слепых.
Но начинать надо с элементарного. Плаванье, бег каждый день и разминка-зарядка, состоящая из самых простых упражнений. Нагрузку надо давать постепенно. Главное, представлять занятия в игровой форме, чтобы ребенку не наскучило. И, конечно, все следует делать под наблюдением врача лечебной физической культуры и невролога. Когда же ребенок подрастет, он сам выберет спорт, каким захочет заниматься - в этом не следует ему мешать. При том, или ином диагнозе важно не только правильно выбрать вид спорта, но и поддержать ребенка в его выборе, желании этим заниматься. В случае инвалидности спорт может стать делом всей жизни, что зачастую и происходит.
Когда лучше начинать занятия спортом?
Возраст, с какого надо профессионально заниматься каким-либо видом спорта, строго не определен среди лиц с инвалидностью. Но лучше начинать в подростковом возрасте, когда ребенок уже осознает, что он делает. Об этом же говорит мой собеседник, , которого мы привлекли в качестве эксперта, и попросили ответить на несколько вопросов.
- Есть ли ограничения по видам спорта для детей с ОВЗ?
Практика реабилитации и абилитации (адаптации) людей с инвалидностью, в том числе детей, посредством спорта распространена в большинстве развитых стран. Однако в нашей стране, к сожалению, параспорт начал развиваться сравнительно недавно. Из-за этого еще 5-10 лет назад были нередки случаи, когда приходилось чуть ли ни уговаривать родителей записать своего ребенка-инвалида в спортивную секцию. Сегодня же они приводят их сами. И нередко дети, которые до начала занятий спортом практически не могли ходить, добиваются больших спортивных успехов.
С какого возраста детям-инвалидам можно заниматься спортом? И какие виды спорта при каких заболеваниях подойдут лучше всего?
Вопрос возраста, с которого можно начинать тренировки, и наиболее подходящих видов спорта является сугубо индивидуальным. К примеру, занятия единоборствами укрепляют спинной мышечный корсет. Для всех групп инвалидности будут полезны дыхательные тренировки, гимнастические упражнения и суставные тренировки - указанные упражнения помогут развить подвижность суставов и координацию движений. Занятия в «сухом» бассейне будут стимулировать чувствительность и обеспечивать массаж всего тела и так далее. Главное, правильно подобрать нагрузку и перед началом тренировок проконсультироваться с врачом.
Спорт для детей-инвалидов не просто полезен, но и необходим. Постарайтесь не делайте трагедию из инвалидности ребенка, и тем более не ругайте его за это. Найдите ему занятие, в котором он может забыть о своем недуге. Ведь даже дети с ментальными нарушениями раскрываются в спорте и находят себя. И, быть может, именно ваш ребенок станет в будущем Чемпионом Паралимпиады, и вы будете им гордиться. Занятия спортом помогают не только физически, но и обрести душевную гармонию, это факт.
Но нужно на всем протяжении занятий ко всему подходить разумно, не давать ребенку слишком большие нагрузки - иначе можно повредить и без того слабое здоровье, а также усугубить психологический дискомфорт. Нагрузки надо наращивать постепенно, в игре, чтобы ребенку было интересно. И тогда, поверьте, у вас все получится.
Намойлик Екатерина ученица 9 А класса
Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.
В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: «В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ».А спорт, как известно,является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение………………………………………………………………….3 | ||
Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом…………………….….………………………………………...5 1.1. Понятие «инвалид», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья»…………………………………………………..5 1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов……………6 1.3. Физические возможности детей-инвалидов. В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск………………………………………………….7 1.4. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов. Паралимпийское движение………………………………………………………...…10 Заключение………………………………………………………………12 Список литературы……………………………………………...………13 Приложение 1…………………………………………………….……..14 Приложение 2…………………………………………………….……..16 |
Введение
Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.
В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: « В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ». А спорт, как известно, является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».
Целью моего исследования является изучение физических возможностей детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и провести анализ научной, методической и медицинской литературы, интернет-источников о физических возможностях детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.
- Изучить понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья» и провести сравнительный анализ понятий «инвалид» и «человек с ограниченными физическими возможностями».
3. Изучить возможности для занятий спортом и физической культурой для детей-инвалидов, проживающих в ЗАТО Углегорск.
Методы исследования:
- Анализ научной, методической и медицинской литературы по проблеме исследования и интернет-источников.
2. Изучение статистики ЗАТО Углегорск о детях-инвалидах и анализ, полученных данных.
Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом
- Понятие «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями здоровья»
Для начала я решила разобраться в понятиях, которые предстоит исследовать, это «инвалид», «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями здоровья». Мне понадобилось обратиться к медицинской энциклопедии, в которой даны следующие определения:
Инвалид - лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы.
Инвалидность – (от лат. invalidus - слабый, немощный) состояние организма человека, возникающее в результате болезни или увечья, которое характеризуется стойкими, необратимыми функциональными нарушениями, приводящими к постоянной или длительной, полной или частичной потере трудоспособности.
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее определение:
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".
Часто мы слышим понятие «человек с ограниченным физическими возможностям здоровья». Отсутствие четкого определения понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину «инвалиды», в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2012 году было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше – 1,6 млн. чел.
Понятие "человек с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц, как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
- Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов
Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для ребенка-инвалида.
Роль физической культуры и спорта в жизни детей-инвалидов состоит в следующем:
- терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
- психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
- физкультура и спорт - средство социализации инвалидов, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.
1.3. Физические возможности детей-инвалидов.
В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск
Сегодня у нас в стране по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства.
Причинами инвалидности является следующие: инвалидность в следствие врожденных травм, в результате полученных аварий и травм, перинатальная патология, в следствие перенесенных болезней, врожденная.
Для восстановления социального статуса детей-инвалидов и социальной адаптации необходима реабилитация.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.
Социальная реабилитация предполагает занятия физической культурой, адаптивной физической культурой.
Адаптивная физическая культура – физическая культура для лиц с отклонениями состояния здоровья.
Существуют определённые условия, с позволения которых, данная категория детей может заниматься адаптивной физической культурой или спортом. Исходными условиями для начала занятий являются следующие:
- наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний;
- устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;
- стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.
К регулярным занятиям физкультурой и спортом могут быть допущены инвалиды:
- с поражением спинного мозга на различных уровнях (оперированные или прошедшие курс консервативного лечения). После травм легкой или средней тяжести занятия рекомендуется начинать через 6 месяцев, постепенно увеличивая физическую нагрузку, после тяжелых травм - через 1 год (за исключением повреждений шейного отдела позвоночника);
- после перенесенной нейроинфекции занятия физкультурой показаны в стадии ремиссии (не ранее, чем через год).
Основные факторы, определяющие возможность занятий физкультурой и спортом инвалидов по зрению:
- состояние здоровья;
- характер глазной патологии;
- общая физическая подготовленность;
- уровень психологической подготовленности.
Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:
- устойчивость
- сопротивляемость
- переносимость
Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.
- Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов.
Паралимпийское движение.
В России начало преобразованию окружающего мира инвалидов с учетом их потребностей положено 2 октября 1992 года Указом Президента «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности » .
В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.
В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и спортом.
В Конституции РФ эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст.15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей -инвалидов (ст.18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом, производящих спортивные технические средства для инвалидов (ст.26), предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (ст. 31).
В настоящее время работают с инвалидами три международные спортивные организации:
- Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей и отнесенных к категории «Прочие».
- Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF).
- Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).
В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.
Первые Паралимпийские летние игры состоялись в 1960 году в Риме, а зимние игры прошли в 1976 году в шведском городе Орнсколддсвик. Но только в 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних паралимпийских играх. Информация об участии российских спортсменов в Паралимпийских играх представлена в Приложении 1.
После изучения понятия «дети-инвалиды», роли физической культуры в жизни детей-инвалидов и основ законодательства по поддержки детей-инвалидов я решила провести исследование «Условия для занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск», которое представлено в Приложении 2.
Заключение
Завершая свою работу, я пришла к выводу, что спорт для детей-инвалидов имеет колоссальную значимость в его жизни, а именно то, что спорт помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. В итоге, во взрослую жизнь входит по-настоящему сильная личность. Для этого имеются физические возможности.
Список литературы
- http://aupam.narod.ru
- http://doktorland.ru
- http://ru.wikipedia. ru
- http://rudocs.exdat.com
- http://www.it-med.ru
- http://www.medlinks.ru
- http://www.ns-sport.ru
- www.atexnik.ru
- www.eurolab.ru
- www.neinvalid.ru
- www.sochi2014.com
- Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия.-1991.
- Первая медицинская помощь.-М.: Большая Российская Энциклопедия.-1994.
- Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская энциклопедия.-1982.
- Толковый словарь великорусского языка: современное написание/ В.И.Даль. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ».-2003.
- Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Приложение 1
На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России, 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.
Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.
На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей.
Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта: легкая атлетика - 23 чел., плавание - 17 чел., футбол - 14 чел., дзюдо - 13 чел., волейбол (мужчины) - 14 чел., пулевая стрельба - 8 чел., пауэрлифтинг - 11 чел., настольный теннис - 6 чел., конный спорт - 6 чел., теннис – 1 чел.
В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен. Паралимпийцы из России делают достаточно высокие достижения, например в летних паралимпийских играх 2012 года в Лондоне русские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей.
Также, в этом же году в Южной Корее в городе Пьёнчхан с 29 января по 5 февраля прошли Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Российские спортсмены наибольших успехов добились в шорт-треке (Алексей Семенчиков – три золотые и одна серебряная медали; Екатерина Зубова – золотая, две серебряные и бронзовая медали; Аннели Нийт – золотая, серебряная и бронзовая медали), горнолыжном спорте (Надежда Ерохина и Екатерина Сазонова – по три золотые медали), снегоступинге (Инна Иванникова – две золотые и серебряная медали, Вероника Балабонкина – две золотые и серебряная медали), сноуборде (Елена Сагалаева – две золотые медали; Равиль Хасанов – две золотые медали) и лыжных гонках (Станислав Черенков – золотая, серебряная и бронзовая медали; Алёна Колесник – золотая и серебряная медали).
Все эти достижения показывают, что человеческие возможности безграничны. Необходимо вовлекать подрастающее поколение с ограниченными возможностями здоровья в спорт, занятия физической культурой, паралимпийский спорт.
Известно, что в 2014 году в Сочи будут проходить олимпийские, а следом и паралимпийские игры.
Соревнования Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года пройдут по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.
Приложение 2
Хочу сразу отметить, что личные (персональные) данные о детях – инвалидах предоставить отдел социальной защиты населения отказался, ссылаясь на ФЗ «О защите персональных данных». По данным опроса руководителей образовательных учреждений ЗАТО Углегорск выяснила:
- Статистика детей-инвалидов, проживающих на территории ЗАТО Углегорск и обучающихся в образовательных учреждениях в 2010 – 2012 гг. следующая:
- Количество детей - инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях ЗАТО Углегорск, из них посещающих уроки физической культуры, занятия, спортивные кружки и секции в этом же учреждении:
Наличие специалистов, имеющих образование, дающее право работать с детьми-инвалидами
Ведется ли адаптивная физкультура∕Имеется ли специальная программа
МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск
- ∕+
МБДОУ д/c №1 ЗАТО Углегорск
- ∕-
МБДОУ д/c №2 ЗАТО Углегорск
- ∕-
МБУ ДОД «ЦДТ «Созвездие»
ЗАТО Углегорск
- ∕+
МАОУ ДОД ДШИ ЗАТО Углегорск
- ∕-
МБУ ДОД ДЮСШ ЗАТО Углегорск
- ∕+
Вывод: В ходе моего исследования выяснила, что из 3 детей-инвалидов, обучающихся в 2010 году в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск всего 1 посещал уроки физической культуры, 2 человека – обучались на дому, в 2011 году – 1 ребенок-инвалид с 9 класса ушел учиться в учебное заведение, а 2 ребенка –инвалида – обучаются на дому и не посещают уроки физической культуры. Воспитанники дошкольных учреждений - посещают спортивные занятия, но как сообщили заведующие - по облегченной программе. Дети-инвалиды также посещают учреждения дополнительного образования, но в них не занимаются в спортивных кружках и секциях.
На сегодняшний день в ЗАТО Углегорск на сегодня проживает 10 детей-инвалидов, 6 человек посещают школу, из них 2 – обучаются на дому, 4 – посещают уроки физической культуры, но занимаются на них по специальной программе, потому что по состоянию своего здоровья и по медицинским показаниям они могут это делать.
Специальные условия для доступа в учреждение имеется лишь в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск. Также в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск, а также в ЦДТ и ДЮСШ имеются обученные кадры и разработаны специальные программы для обучения детей-инвалидов, но преподавание адаптивной физической культуры как предмета не ведется ни в одном учебном учреждении.