Арт терапия для детей и родителей. Всё, что нужно для занятий

Существует ли спорт для детей инвалидов? Какими именно видами спорта может заниматься ребёнок с ограниченными возможностями? Какие виды спорта для инвалидов выбрать? Ответы в статье.

Спорт – это жизнь. Абсолютно любой человек может найти для себя тот вид спорта, который ему подойдёт и придётся по душе. Касается это и детей, в том числе и с ограниченными возможностями. Да-да, именно так. Дети-инвалиды могут и даже должны заниматься спортом, так как это позволяет сохранять позитивный настрой, бодрость тела и духа, выносливость, а также дисциплину, которая важна при ограничениях здоровья.

Кроме того, занимаясь спортом, такие особые дети имеют возможность общаться с такими же, как и они, поддерживать друг друга, что крайне важно. Помимо всего прочего, достигая определённых успехов в том или ином виде спорта, ребёнок с ограниченными возможностями получает уникальный шанс доказать себе и окружающим, что даже такие люди могут проявлять себя и достигать высот, в отличие от многих полноценных людей. Таким образом, спорт также помогает стать уверенным в себе и сильным. Именно поэтому спорт для детей инвалидов очень полезен и важен.

Что касается того, каким именно спортом сможет заниматься ребёнок с ограниченными возможностями, то вариантов и альтернатив существует великое множество.

На данном этапе, к счастью, инвалидов не воспринимают, как обузу, поэтому процветают все сферы их жизни, в том числе и спортивная. Поэтому на данный момент очень многие виды спорта адаптированы для инвалидов. Например, к ним относятся очень многие командные виды спорта: баскетбол, волейбол, регби и даже водное поло. На инвалидных колясках, например, также можно даже танцевать, фехтовать. Но выбор того или иного вида спорта зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем имеют место быть у ребёнка.

Если это ограничения по зрению, то открыта дорога в борьбу, тяжёлую и лёгкую атлетику и так далее, но, конечно, правила имеют свои особенности. Также многие занимаются армреслингом.

В общем, как Вы уже успели понять, выбор огромен. И если ребёнок-инвалид показывает определённые результаты и имеет достижения, то это прямая дорога в Паралимпийские игры. Таким образом, существуют самые различные виды спорта для инвалидов, важно найти то, что под силу, по душе и будет доставлять удовольствие.

В Москве работает свыше 100 тысяч кружков, спортивных секций, творческих студий, школ искусств. Занятия охватывают/включают широкий диапазон тем и рассчитаны на людей разных возрастов.

В подведомственных Департаменту культуры города Москвы и культурных центрах действует порядка 7 тысяч кружков и секций, рассчитанных на различные вкусы и интересы людей разных возрастов и функционирующих на бюджетной и платной основах.

2. Какое направление выбрать?

Школы искусств

Вы можете записать себя или своего ребенка в одну из Департамента культуры.

Кружки в школах или организациях дополнительного образования

Чтобы выбрать подходящий кружок, воспользуйтесь сервисом поиска Департамента образования и науки города Москвы. Кружки доступны для посещения в утреннее, дневное или вечернее время. Занятия могут проходить как в сложившемся творческом коллективе, так и во вновь создаваемом.

Экологические кружки и секции

Поучаствовать в различных кружках и секциях экологической направленности вы можете, придя в государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосприрода» , управляющее всеми московскими природными парками и заказниками.

Спортивные секции

Все городские спортивные секции действуют под эгидой окружных центров физкультуры и спорта. Чтобы узнать, какие секции есть в вашем округе, перейдите на сайт центра своего Сайты окружных центров физкультуры и спорта:

">административного округа.

Кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья

В Москве существуют специальные кружки и секции для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Один из важных центров по работе с детьми и взрослыми с ОВЗ - центр «Интеграция» , где функционирует более 20 профильных кружков и секций.

3. Как записаться в секцию, кружок или дом творчества?

Записать ребенка либо записаться самому в кружок, секцию или дом творчества можно двумя способами:

Футбольные поля

В Москве сотни стадионов и отдельных футбольных полей. Выбрать подходящий стадион можно на : при клике на площадку вы узнаете адрес, режим работы стадиона, есть ли рядом с полем раздевалка, медпункт или кафе.

Спорт для людей с ОВЗ

Каждый год в столице проходит более 450 спортивных событий, в которых участвуют маломобильные граждане: межокружная спартакиада «Мир равных возможностей», параспартакиада, фестиваль спорта «Воробьевы горы».

Для маломобильных спортсменов приспосабливают существующие спортивные объекты, а новые строят с учетом их потребностей. Город закупает спецтранспорт, оборудование, тренажеры.

При городских спортшколах также работают отделения инваспорта, где спортсменов готовят к участию в Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх. График работы спортивных секций можно уточнить в города Москвы и в окружных центрах физкультуры и спорта. Все услуги предоставляются бесплатно.

6. Какие спортивные мероприятия можно посетить, а в каких - поучаствовать?

Ежегодно в Москве проходят десятки профессиональных чемпионатов международного уровня. На этих спортивных мероприятиях можно побывать в качестве зрителей.

Есть масштабные спортивные мероприятия, в которых могут участвовать простые граждане и спортсмены разных уровней подготовки. Самое популярное событие - День московского спорта в «Лужниках», собирающий больше сотни тысяч участников. В один день здесь проходят чемпионаты Москвы по футболу, BMX и маунтинбайку, фристайлу, турнир по уличному футболу и прочее.

В разное время дня и года в столице проводят велопарады . Принять участие можно на любом велосипеде и с любым уровнем подготовки. С лета по осень в городе проходят этапы Московского марафона , а главным зимним соревнованием каждый год становится массовая лыжная гонка «Лыжня России». Эти мероприятия доступны также для маломобильных граждан.

Спорт для детей очень важен: он укрепляет осанку, все группы мышц, повышает иммунитет, а также развивает быстроту реакции и выносливость. Но как заниматься спортом, если ваш ребенок - инвалид с детства? Какой вид спорта подобрать при наличии того или иного заболевания? IllnessNews спросил об этом специалистов и попробует подсказать родителям, имеющих «особых» детей, с чего начинать и как проводить тренировки правильно.

Дети с инвалидностью по поводу ДЦП (детский церебральный паралич) чаще всего страдают от ослабленного иммунитета и слабых мышц спины, следствием которого является сколиоз, а слабые мышцы тазобедренных суставов приводят к вывихам и подвывихам. Как это исправить? Нехитрые мероприятия, проводимые регулярно, способны поддерживать здоровье малыша.

С самого раннего возраста по утрам нужно обтирать ребенка прохладным полотенцем. Не нужно сразу очень холодным, лучше вначале теплым, потом следует постепенно довести до комнатной и чуть ниже комнатной температуры. Хорошо себя зарекомендовал контрастный душ в конце мытья ребенка.

В холодное время года велико желание одевать на малоподвижного ребенка сто одежек, но этого делать не стоит, даже зимой. Лучше заставьте его двигаться, даже на коляске. Поиграйте с ним в активные игры (на скорость реакции), допустим, «ладушки» или «камень-ножницы-бумага». Походите с ним немного. И помните, чем меньше вы будете укутывать ваше чадо, тем меньше оно будет болеть.

Минимальный обязательный комплекс упражнений включает в себя развитие мышц спины и конечностей. Если заболевание ребенка позволяет, необходимо укреплять мышцы передней брюшной стенки и спины: посадите ребенка на табуретку, зажмите ноги своими ногами, и мягко заставьте его опрокидываться назад и садиться обратно. Вначале всего пять раз в течение недели, потом каждую неделю следует прибавлять по 5 раз. Поднятия корпуса необходимо выполнять и из положения на животе. Максимальное число упражнений за тренировку 30 раз. Но это надо делать регулярно, каждый день. Занятия следует проводить в игровой форме - ребенку должно быть интересно.

Мускулатуру ног нужно развивать путем боковых поднятий и круговых движений, лежа на боку, а также приседаний у шведской стенки. Это нужно делать аккуратно, до 8-10 раз на сеанс. Постепенно можно довести до 15-20 за тренировку, с небольшими паузами через каждые 5-8 раз.

Развивайте правильное дыхание, когда делаете какое-либо упражнение или ходите с ребенком. Он не должен задерживать дыхание во время упражнения. Это приведет к напряжению в мышцах тела. Надо научиться управлять дыханием во время тренировок.

Лучше, если ребенок дошкольного возраста будет осознавать, зачем ему нужны занятия - чтобы быть здоровым и крепким. Но закаливать ребенка можно начинать еще с младенчества - совместно с выполнением специализированных упражнений по рекомендациям невролога и реабилитолога (врача лечебной физической культуры).

Виды параспорта могут быть разные для каждого заболевания. Дети с детским церебральным параличом могут заниматься плаваньем, бегом, велоспортом, конной выездкой, боччи (игра с мячом). Но им не рекомендованы силовые виды спорта, так как это может привести к ассиметричному развитию и искривлению позвоночника, рук и ног. Им нужны занятия на координацию движений, выносливость и концентрацию.

Те детки, у кого от рождения нет руки или ноги, а также перенесшие ампутацию конечности, могут заниматься легкой и тяжелой атлетикой, стрельбой из лука, фехтованием, армрестлингом, плаванием, теннисом (как большим, так и настольным), паравыездкой, следж-хоккеем и скоростным спуском.

Дети с дефицитом зрения и слепорожденные могут бегать, заниматься вольной борьбой, лыжными гонками. В паравыездке также есть специальный уровень для слепых.

Но начинать надо с элементарного. Плаванье, бег каждый день и разминка-зарядка, состоящая из самых простых упражнений. Нагрузку надо давать постепенно. Главное, представлять занятия в игровой форме, чтобы ребенку не наскучило. И, конечно, все следует делать под наблюдением врача лечебной физической культуры и невролога. Когда же ребенок подрастет, он сам выберет спорт, каким захочет заниматься - в этом не следует ему мешать. При том, или ином диагнозе важно не только правильно выбрать вид спорта, но и поддержать ребенка в его выборе, желании этим заниматься. В случае инвалидности спорт может стать делом всей жизни, что зачастую и происходит.

Когда лучше начинать занятия спортом?

Возраст, с какого надо профессионально заниматься каким-либо видом спорта, строго не определен среди лиц с инвалидностью. Но лучше начинать в подростковом возрасте, когда ребенок уже осознает, что он делает. Об этом же говорит мой собеседник, , которого мы привлекли в качестве эксперта, и попросили ответить на несколько вопросов.

- Есть ли ограничения по видам спорта для детей с ОВЗ?

Практика реабилитации и абилитации (адаптации) людей с инвалидностью, в том числе детей, посредством спорта распространена в большинстве развитых стран. Однако в нашей стране, к сожалению, параспорт начал развиваться сравнительно недавно. Из-за этого еще 5-10 лет назад были нередки случаи, когда приходилось чуть ли ни уговаривать родителей записать своего ребенка-инвалида в спортивную секцию. Сегодня же они приводят их сами. И нередко дети, которые до начала занятий спортом практически не могли ходить, добиваются больших спортивных успехов.

С какого возраста детям-инвалидам можно заниматься спортом? И какие виды спорта при каких заболеваниях подойдут лучше всего?

Вопрос возраста, с которого можно начинать тренировки, и наиболее подходящих видов спорта является сугубо индивидуальным. К примеру, занятия единоборствами укрепляют спинной мышечный корсет. Для всех групп инвалидности будут полезны дыхательные тренировки, гимнастические упражнения и суставные тренировки - указанные упражнения помогут развить подвижность суставов и координацию движений. Занятия в «сухом» бассейне будут стимулировать чувствительность и обеспечивать массаж всего тела и так далее. Главное, правильно подобрать нагрузку и перед началом тренировок проконсультироваться с врачом.

Спорт для детей-инвалидов не просто полезен, но и необходим. Постарайтесь не делайте трагедию из инвалидности ребенка, и тем более не ругайте его за это. Найдите ему занятие, в котором он может забыть о своем недуге. Ведь даже дети с ментальными нарушениями раскрываются в спорте и находят себя. И, быть может, именно ваш ребенок станет в будущем Чемпионом Паралимпиады, и вы будете им гордиться. Занятия спортом помогают не только физически, но и обрести душевную гармонию, это факт.

Но нужно на всем протяжении занятий ко всему подходить разумно, не давать ребенку слишком большие нагрузки - иначе можно повредить и без того слабое здоровье, а также усугубить психологический дискомфорт. Нагрузки надо наращивать постепенно, в игре, чтобы ребенку было интересно. И тогда, поверьте, у вас все получится.

Намойлик Екатерина ученица 9 А класса

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.

В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: «В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ».А спорт, как известно,является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом…………………….….………………………………………...5

1.1. Понятие «инвалид», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья»…………………………………………………..5

1.2. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов……………6

1.3. Физические возможности детей-инвалидов. В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск………………………………………………….7

1.4. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов. Паралимпийское движение………………………………………………………...…10

Заключение………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………...………13

Приложение 1…………………………………………………….……..14

Приложение 2…………………………………………………….……..16

Введение

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера - каждый десятый из них, более 120 миллионов - это дети и подростки. В нашей стране, как показывают исследования, практически все медико-биологические параметры состояния здоровья детей, подростков и молодежи ухудшились. В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Ежегодно в России рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. По данным Госкомстата России число детей-инвалидов возросло почти в пять раз и составило 426,3 тысячи человек.

В настоящее время явно выявилась проблема социализации инвалидов, особенно детей – инвалидов. На мой взгляд, процесс социализации детей-инвалидов должен проходить именно через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой. Ещё в глубокой давности Сократ сказал: « В каждом человеке - солнце . Только дайте ему светить ». А спорт, как известно, является тем направлением, где человек может проявить себя в полную силу, т.е. даёт возможность «светить».

Целью моего исследования является изучение физических возможностей детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и провести анализ научной, методической и медицинской литературы, интернет-источников о физических возможностях детей-инвалидов для занятий физической культурой и спортом.
  2. Изучить понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными физическими возможностями здоровья» и провести сравнительный анализ понятий «инвалид» и «человек с ограниченными физическими возможностями».

3. Изучить возможности для занятий спортом и физической культурой для детей-инвалидов, проживающих в ЗАТО Углегорск.

Методы исследования:

  1. Анализ научной, методической и медицинской литературы по проблеме исследования и интернет-источников.

2. Изучение статистики ЗАТО Углегорск о детях-инвалидах и анализ, полученных данных.

Глава 1. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом

  1. Понятие «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями здоровья»

Для начала я решила разобраться в понятиях, которые предстоит исследовать, это «инвалид», «инвалидность» и «человек с ограниченными возможностями здоровья». Мне понадобилось обратиться к медицинской энциклопедии, в которой даны следующие определения:

Инвалид - лицо, навсегда или на длительное время потерявшее трудоспособность (частично или полностью) в результате болезни или травмы.

Инвалидность – (от лат. invalidus - слабый, немощный) состояние организма человека, возникающее в результате болезни или увечья, которое характеризуется стойкими, необратимыми функциональными нарушениями, приводящими к постоянной или длительной, полной или частичной потере трудоспособности.

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дано следующее определение:

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид".

Часто мы слышим понятие «человек с ограниченным физическими возможностям здоровья». Отсутствие четкого определения понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья» приводит к тому, что, зачастую, этот термин воспринимается как равнозначный термину «инвалиды», в то время как, согласно данным официальной статистики, в 2012 году было зарегистрировано 593 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, а по прогнозам специалистов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше – 1,6 млн. чел.

Понятие "человек с ограниченными возможностями" позволяет рассматривать данную категорию лиц, как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

  1. Роль физической культуры в жизни детей-инвалидов

Цель физкультуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для ребенка-инвалида.

Роль физической культуры и спорта в жизни детей-инвалидов состоит в следующем:

  • терапевтическое значение: занятия оздоровительной физкультурой и спортом - естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость - основной симптом в ранних стадиях восстановления;
  • психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями - это фактор отдыха. Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выражать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
  • физкультура и спорт - средство социализации инвалидов, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.

1.3. Физические возможности детей-инвалидов.

В овлечение детей-инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск

Сегодня у нас в стране по статистике около 1 % детей-инвалидов с детства.

Причинами инвалидности является следующие: инвалидность в следствие врожденных травм, в результате полученных аварий и травм, перинатальная патология, в следствие перенесенных болезней, врожденная.

Для восстановления социального статуса детей-инвалидов и социальной адаптации необходима реабилитация.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.

Социальная реабилитация предполагает занятия физической культурой, адаптивной физической культурой.

Адаптивная физическая культура – физическая культура для лиц с отклонениями состояния здоровья.

Существуют определённые условия, с позволения которых, данная категория детей может заниматься адаптивной физической культурой или спортом. Исходными условиями для начала занятий являются следующие:

  • наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний;
  • устойчивая мотивация, интерес и функциональные предпосылки;
  • стабилизация, достигнутая в результате восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий после травмы или заболевания.

К регулярным занятиям физкультурой и спортом могут быть допущены инвалиды:

  • с поражением спинного мозга на различных уровнях (оперированные или прошедшие курс консервативного лечения). После травм легкой или средней тяжести занятия рекомендуется начинать через 6 месяцев, постепенно увеличивая физическую нагрузку, после тяжелых травм - через 1 год (за исключением повреждений шейного отдела позвоночника);
  • после перенесенной нейроинфекции занятия физкультурой показаны в стадии ремиссии (не ранее, чем через год).

Основные факторы, определяющие возможность занятий физкультурой и спортом инвалидов по зрению:

  • состояние здоровья;
  • характер глазной патологии;
  • общая физическая подготовленность;
  • уровень психологической подготовленности.

Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности. Отличительные особенности тренированного организма в состоянии покоя:

  • устойчивость
  • сопротивляемость
  • переносимость

Локомоторный аппарат инвалида, занимающегося спортом, претерпевает изменения - отмечается ряд положительных сдвигов в костно-суставной и мышечной системах. Основа развития тренированности - совершенствования нервного управления всеми органами, в том числе и сердцем. В результате тренировки увеличиваются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма. Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций. Физические упражнения в той или иной форме показаны практически всем инвалидам молодого и среднего возраста с двигательными нарушениями.

  1. Государственная политика по предоставлению доступности занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов.

Паралимпийское движение.

В России начало преобразованию окружающего мира инвалидов с учетом их потребностей положено 2 октября 1992 года Указом Президента «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности » .

В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.

В России законодательно закреплены государственные обязательства по обеспечению прав инвалидов с ограниченными возможностями на занятиях физической культурой и спортом.

В Конституции РФ эти права поставлены в один ряд с основными правами человека и гражданина. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ предусмотрено обеспечение доступа инвалидов к спортивным сооружениям (ст.15), участие учреждений физкультуры и спорта в воспитании и обучении детей -инвалидов (ст.18), государственная поддержка предприятий и организаций, содействующих инвалидам в занятиях физической культурой и спортом, производящих спортивные технические средства для инвалидов (ст.26), предоставление инвалидам льгот при посещении спортивно-оздоровительных учреждений (ст. 31).

В настоящее время работают с инвалидами три международные спортивные организации:

  • Международная спортивная организация для лиц с физическими недостатками (ISOD) объединяет инвалидов после ампутации конечностей и отнесенных к категории «Прочие».
  • Международная спортивная организация для лиц с травмами позвоночника и спинного мозга (ISMWSF).
  • Международная спортивная организация для спортсменов с нарушением мозговой двигательной деятельности (СР-ICRA).

В настоящее время в развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта среди людей с ограниченными возможностями, финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов, формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

Приоритетным для Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.

Первые Паралимпийские летние игры состоялись в 1960 году в Риме, а зимние игры прошли в 1976 году в шведском городе Орнсколддсвик. Но только в 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и Федерация физической культуры и спорта инвалидов России. Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних паралимпийских играх. Информация об участии российских спортсменов в Паралимпийских играх представлена в Приложении 1.

После изучения понятия «дети-инвалиды», роли физической культуры в жизни детей-инвалидов и основ законодательства по поддержки детей-инвалидов я решила провести исследование «Условия для занятия физической культурой и спортом в ЗАТО Углегорск», которое представлено в Приложении 2.

Заключение

Завершая свою работу, я пришла к выводу, что спорт для детей-инвалидов имеет колоссальную значимость в его жизни, а именно то, что спорт помогает адаптироваться в обществе, обеспечивает хорошее личностное становление, даёт почувствовать свою независимость и самостоятельность в любых ситуациях. В итоге, во взрослую жизнь входит по-настоящему сильная личность. Для этого имеются физические возможности.

Список литературы

  1. http://aupam.narod.ru
  2. http://doktorland.ru
  3. http://ru.wikipedia. ru
  4. http://rudocs.exdat.com
  5. http://www.it-med.ru
  6. http://www.medlinks.ru
  7. http://www.ns-sport.ru
  8. www.atexnik.ru
  9. www.eurolab.ru
  10. www.neinvalid.ru
  11. www.sochi2014.com
  12. Малая медицинская энциклопедия.-М.: Медицинская энциклопедия.-1991.
  13. Первая медицинская помощь.-М.: Большая Российская Энциклопедия.-1994.
  14. Энциклопедический словарь медицинских терминов.-М.: Советская энциклопедия.-1982.
  15. Толковый словарь великорусского языка: современное написание/ В.И.Даль. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ».-2003.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года «О мерах по оформлению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».
  17. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Приложение 1

На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России, 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.

Выступление сборных команд России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами, завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место. Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.

На зимних Паралимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей.

Паралимпийские игры 2004 года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения по 10 видам спорта: легкая атлетика - 23 чел., плавание - 17 чел., футбол - 14 чел., дзюдо - 13 чел., волейбол (мужчины) - 14 чел., пулевая стрельба - 8 чел., пауэрлифтинг - 11 чел., настольный теннис - 6 чел., конный спорт - 6 чел., теннис – 1 чел.

В последнее время паралимпийский спорт стал очень популярен. Паралимпийцы из России делают достаточно высокие достижения, например в летних паралимпийских играх 2012 года в Лондоне русские спортсмены завоевали 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых медалей.

Также, в этом же году в Южной Корее в городе Пьёнчхан с 29 января по 5 февраля прошли Всемирные зимние игры Специальной Олимпиады. Российские спортсмены наибольших успехов добились в шорт-треке (Алексей Семенчиков – три золотые и одна серебряная медали; Екатерина Зубова – золотая, две серебряные и бронзовая медали; Аннели Нийт – золотая, серебряная и бронзовая медали), горнолыжном спорте (Надежда Ерохина и Екатерина Сазонова – по три золотые медали), снегоступинге (Инна Иванникова – две золотые и серебряная медали, Вероника Балабонкина – две золотые и серебряная медали), сноуборде (Елена Сагалаева – две золотые медали; Равиль Хасанов – две золотые медали) и лыжных гонках (Станислав Черенков – золотая, серебряная и бронзовая медали; Алёна Колесник – золотая и серебряная медали).

Все эти достижения показывают, что человеческие возможности безграничны. Необходимо вовлекать подрастающее поколение с ограниченными возможностями здоровья в спорт, занятия физической культурой, паралимпийский спорт.

Известно, что в 2014 году в Сочи будут проходить олимпийские, а следом и паралимпийские игры.

Соревнования Паралимпийских зимних игр в Сочи 2014 года пройдут по пяти зимним видам спорта: горные лыжи, биатлон, лыжные гонки, следж-хоккей на льду, керлинг на колясках.

Приложение 2

Хочу сразу отметить, что личные (персональные) данные о детях – инвалидах предоставить отдел социальной защиты населения отказался, ссылаясь на ФЗ «О защите персональных данных». По данным опроса руководителей образовательных учреждений ЗАТО Углегорск выяснила:

  1. Статистика детей-инвалидов, проживающих на территории ЗАТО Углегорск и обучающихся в образовательных учреждениях в 2010 – 2012 гг. следующая:
  1. Количество детей - инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях ЗАТО Углегорск, из них посещающих уроки физической культуры, занятия, спортивные кружки и секции в этом же учреждении:

    Наличие специалистов, имеющих образование, дающее право работать с детьми-инвалидами

    Ведется ли адаптивная физкультура∕Имеется ли специальная программа

    МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    МБДОУ д/c №1 ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБДОУ д/c №2 ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБУ ДОД «ЦДТ «Созвездие»

    ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    МАОУ ДОД ДШИ ЗАТО Углегорск

    - ∕-

    МБУ ДОД ДЮСШ ЗАТО Углегорск

    - ∕+

    Вывод: В ходе моего исследования выяснила, что из 3 детей-инвалидов, обучающихся в 2010 году в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск всего 1 посещал уроки физической культуры, 2 человека – обучались на дому, в 2011 году – 1 ребенок-инвалид с 9 класса ушел учиться в учебное заведение, а 2 ребенка –инвалида – обучаются на дому и не посещают уроки физической культуры. Воспитанники дошкольных учреждений - посещают спортивные занятия, но как сообщили заведующие - по облегченной программе. Дети-инвалиды также посещают учреждения дополнительного образования, но в них не занимаются в спортивных кружках и секциях.

    На сегодняшний день в ЗАТО Углегорск на сегодня проживает 10 детей-инвалидов, 6 человек посещают школу, из них 2 – обучаются на дому, 4 – посещают уроки физической культуры, но занимаются на них по специальной программе, потому что по состоянию своего здоровья и по медицинским показаниям они могут это делать.

    Специальные условия для доступа в учреждение имеется лишь в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск. Также в МБОУ СОШ №7 ЗАТО Углегорск, а также в ЦДТ и ДЮСШ имеются обученные кадры и разработаны специальные программы для обучения детей-инвалидов, но преподавание адаптивной физической культуры как предмета не ведется ни в одном учебном учреждении.