Соглашения являются объектом исследования. Объект и предмет исследования – в чём разница? Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования - едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой - то, относительно чего он обязуется получить новое знание, - предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования , то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предмет научной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет - это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) - новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет - не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования - не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы - эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами - это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.

Чем отличается предмет исследования от объекта исследования?

  1. Я так понимаю - для наименования диссера (или уже автореферат подоспел?) требуется.

    Для технарей так объясняю.
    Правилом хорошего тона считается, когда в наименовании темы присутствует направленность работы (цель) , объект исследования (область научных изысканий) и предмет исследования (способ достижения цели) .

    Направленность: возможны варианты начала: Повышение (эффектив-ности, производительности, качества...) Решение (задачи, пробле-мы...) , Разработка Обеспечение, ..Оптимизация Обоснова-ние Интенсификация Управление...Для направленности работы плохо подходят такие слова как: "вопросы", "проблемы", "исследование", "изучение" и т. п. , поскольку непонятна цель работы, не определен ее конечный результат. Непонятно для чего проводилось изучение или чем закончилось исследование.

    Объект исследования: возможные варианты начала: ...технологии...теории...проектирования...способа...процесса...методологии...качества...

    Предмет исследования: возможные варианты начала: ...на основе...за счет...посредством...с использованием...путем.. .
    P.S. Ни в коем случае не умаляю ценный ответ Александра Луковенкова. Просто подход другой.

  2. Точно не знаю, но думаю что под предметом можно подразумевать что то неодушевлнное.А под обьектом наоборот одушевлнное.
  3. Элементарно Вань.
    Пример: предмет исследования кожа
    обьект исследования человек
    Предмет- это то что исследуеться. а обьект -это то, у кого(чего) исследуется
  4. Вы в универе никогда не учились что ли?)
  5. Василий Потлов,
    kulay,
    ваши представления не связаны с темой вопроса, абстрактные, "философские" размышления вне контекста здесь неуместны, а контекст был чтко определн - исследования.
    Разница между понятиями "объект исследования" и "предмет исследования" есть, и она огромна.
    Александр Луковенков выше дал исчерпывающий ответ на поставленный вопрос -
    https://otvet.mail.ru/answer/36890107
  6. Предмет и объект - это слова синонимы. Нельзя представить предметом свойства объекта действительности, они принадлежат объекту, являются его признаком. И отделить предмет от объекта не возможно. Эти два термина обозначают одно и то же. Объект можно разделить на части, скажем, изучается ухо осла - ухо и предмет и объект. Можно писать и так и эдак. Дело другое понятие "явление". Это когда объект имеет разновидности. Скажем, объект вода. Чтобы е описать и отличать от других объектов действительности, нужно познать основной признак воды, е сущность. Когда сущность познана, тогда все е явления воды легко определяются и воду уже не перепутаешь с перекисью водорода. Вот задача: определить сущность воды и наверняка по названию сущности придтся называть воду, Это может быть со всем другое слово.
  7. Согласен с Василием. Объект (от лат. objectum предмет). Поэтому объект и предмет семантически одно и то же.
  8. образно говоря, объект - это подопытный кролик, а предмет - это те опыты, которые над ним собираются ставить.
  9. Классно и популярно все объяснили! Всем спасибо, мне тоже это пригодилось!
  10. Вс, что сказал Александр Луковенков, фактически можно засунуть в одну очень краткую формулировку:
    "Предмет - это одна из сторон объекта."
    А вот если задеть тему происхождения этих терминов, то тут я, скорее всего, соглашусь с критикующими. Семантически оба эти термина, вероятнее всего, имели идентичное значение (для многих даже до сих пор имеют, и не надо их за это попрекать, ибо я сам вхожу в их число), но наши научные работники и университетские преподаватели усердно пытаются эти термины оторвать друг от друга, зная же ведь при этом, что большинство с ними не согласно.
    Почему я так заинтересовался - потому что я помню как в нашем универе преподы нас "душили" за незнание точных определений этих слов. Вернее не за "незнание", а за "несоответствие" знаний. Это очень важный момент, подумайте об этом! В любом случае, сколько бы они ни бились с якобы "незнающими" нами, а кофе вс равно средним родом стало!)
  11. Субъект- этот тот кто совершает само действие

    Объект- это на кого направлено действие

  12. Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной) , на которую направлен процесс научного познания.. .
    Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической) .
    В качестве примера разберем то, что предлагает уважаемый Rustem Zhetpisov. В его исследовании песок - это некоторая часть материального мира, на которую направлено наше исследование. Потому песок является не ПРЕДМЕТОМ, а ОБЪЕКТОМ исследования. Фильтрационные же характеристики - это как раз то свойство песка, которое представляется наиболее важным именно для данного исследования. Все остальные свойства песка должны рассматриваться в данном исследовании только в связи с влиянием их на фильтрационные свойства, те же свойства, которые не влияют на это, могут в исследовании опускаться. Стало быть, уважаемый Rustem Zhetpisov перепутал - песок - ОБЪЕКТ, а фильтрационные свойства - ПРЕДМЕТ исследования.
    Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук - тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения - остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение ПРЕДМЕТ-ОБЪЕКТ позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.
  13. В науке приняты следующие определения:
    Объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
    Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
    Обычно, первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
  14. Обьект исследования это то, что непосредственно подвергаается исследованию, например объектом исследования будет член, если вы его линейкой измеряете. А предмет исследования это формулировка того что вы пытаетесь изучить, например: "Вариативность коэффициента удлинения муржского полового члена при просмотре гетеро и гомо порнографических фильмов".
  15. Могу совершенно точно сказать, что объект исследования -это то или что исследуется, а предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте. Например. - тема: "особенности воображения детей 5 летнего возраста".
    Объект исследования- дети 5-летноего возраста, предмет - воображение.
  16. Пример
    Предмет - песок
    Объект - его фильтрационные характеристики.

    Хотя, я мог и перепутать их 🙂
    _____________________________
    Как уважаемый Александр Луковенков пояснил, я все таки перепутал. Спс.

Приступая к началу какой-либо научной деятельности, первое, что необходимо сделать, – определить предмет и объект исследования. Эти понятия тесно связаны между собой, так как они объединяют непосредственно деятельность и условия, которые для нее созданы или ей сопутствуют. Обычно объект исследования - это небольшие или крупные социальные единицы, а в точности – отношения между участниками процесса изучения. Таким образом, объект исследования представляет собой единство объективного и субъективного.

Важность определения объекта исследования

Ни одна научная работа не имеет права претендовать на звание основательной и законченной, если ее не начали, решив выявить объект и предмет исследования. Этому моменту в исследовательском процессе следует придавать особое значение. Ведь вычленение из всех имеющихся задач единственно верной, нужной и актуальной для работы – есть первый шаг к проделыванию ответственного, обоснованного научного труда.

Характеристики и структура

Все объекты, подвергающиеся процессу исследования, обладают некоторыми характеристиками, как то: месторасположение, демографическо-социальный состав, численность, подразделения, в зависимости от различных факторов (цвет кожи, национальность, гендерный признак).

Каждый объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами, окружающей средой и ее отдельными факторами. Важной чертой являются территориальные характеристики, которые определяются заранее до начала научного процесса.

Не менее важно перед стартом научной работы определить длительность, срок проведения научной работы, цель исследования, объект исследования и предмет.

Недопустимость смешения объекта и предмета исследования

Объект исследования – это тот фактор, выделение которого имеет огромное значение. В первую очередь необходимо уметь верно отличать от него предмет, ведь он является всего лишь составной частью первого. Нужно ответственно относиться к определению той объективной сферы, которая вызывает интерес исследователя, так же как и вычленять ту область, относительно которой ученый планирует получить новые сведения. Путаница в понимании того, что такое объект и предмет исследования способна привести к недостоверности глобальных выводов и подмене результатов исследования предположениями по поводу истин, которые установлены уже давно и не подлежат оспариванию.

Неверным будет определить объект научного исследования как широкую исследовательскую область, а предмет - узкую. Также часто исследователи совершают большую ошибку, считая объектом тех, кто принимает участие в процессе. Это не так. Нужно понять, что конкретно изучается и каким образом раскрываются функции и аспекты изучаемого.

Типичные ошибки в определении объекта исследования. Примеры из области педагогических исследований

Объектом социального научного изыскания в области педагогики наиболее часто выступает воспитательная образовательная деятельность, взаимоотношения между участниками процесса (коллективом и личностью, самообразованием и обучением, самовоспитанием и воспитанием), управление или организация учебно-познавательной деятельностью подростков, учреждением или процессами, происходящими в нем.

Предметом исследования, в отличие от объекта, можно определить цели воспитания и образования, прогнозирование, формы, содержание и методы проведения и организации педагогического процесса в целом. К нему же относят характеристику деятельности учеников и их педагогов, пути совершенствования процессов обучения и воспитания, характер и свойства требований и воздействий педагогов по отношению к своим воспитанникам.

Изучение объекта исследования во время педагогических изысканий происходит путем разбора разнообразных видов конфликтов и ситуаций, отношений между воспитанниками и их взаимодействия в коллективе (коллектив и личность, ученик и его родители, ученик и педагог, семья и школа, школа и ее руководство, общественность и ученики). Важными элементами предмета исследования принято считать процесс самообучения (ребенка и педагога), самопознание, самовоспитание, восприимчивость к советам и стороннему воздействию, воспитание жизненного опыта и его влияние на поступки и поведение.

Целесообразно при старте научно-исследовательского процесса выбрать какой-то один конкретный аспект для изучения, он и будет основным предметом исследования. Остальные объекты и методы будут лишь вспомогательными.

Предмет исследования как естественная неотрывная часть объекта

Предметом исследования являются различные стороны (отношения и свойства) объекта, которые связывают его с изучаемой актуальной проблемой либо определенной ситуацией. Именно на них обычно фокусируется главная задача ученого, проводящего то или иное социологическое исследование. Обычно в суть понятия предмета исследования включены только элементы, отношения и связи объекта, подлежащие исследованию в данном определенном научном труде. Определить предмет исследования – значит установить границы поиска, предположить наиболее существенные в области поставленной задачи связи и проблемы, допустить временные рамки возможного вычленения каждого и собрание всех элементов исследования в единое целое, в систему. Именно в предмете исследования обычно выражены все области и направления, выбранные для изучения, важнейшие цели и задачи, а также возможности предполагаемого их решения, которое предполагало бы соответствующие средства и методы.

Методы исследования

В науке объект исследования - это основное поле деятельности исследовательского процесса. Но в каждом отдельно взятом научном направлении можно выделить ряд объектов для исследования, каждый из которых представляет собой самостоятельную отдельную область, а вместе они являются логически связанным существом и целью исследовательского научного процесса в конкретном научном направлении.

Обычно, избирая такие объекты и методы исследования, решаются на изучение чего-то непознанного, неизученного ранее, либо части некоторого аспекта, который ранее наукой исследован не был. Предварительно перед фактом выделения вычленяются все неизвестные ранее явления в определенной области познания. Этот способ применяется в качестве научного метода при условии, что выделение индивидуального из общего возможно априори.

Значимость логических заключений

Выше описанное деление, производимое, согласно выбранным сферам нескольких наук сразу либо одной определенной научной дисциплины, производится с помощью логических рассуждений и применяется к сфере действия законов, на основании которых существует и функционирует определенная научная дисциплина или ряд научных дисциплин. Выясняется это опытным путем и значительно облегчает процесс изучения, помогая справляться с возникающими во время исследования трудностями.

Метод наблюдения и формирование гипотез

Значение первостепенной важности в вычленении объекта исследования имеет процесс наблюдения, при условии, что он возможен. Следующим важнейшим способом изучения объекта чаще всего называют эксперимент. Произвести связь между наблюдаемыми, ранее известными и вновь выясненными данными, помогает создание особых правил, научной логики и наличие уже известных данных. На основании сделанных после этого выводов, ученые делают предположения или гипотезы, которые, в свою очередь, по сути своей, представляют предсказательный метод исследования.

Нередко в процессе научного исследования, кроме выше перечисленных методов, применяют также дедуктику. Она является ретроспективным и наибольшую популярность имеет в точных науках, таких как математика, криминалистика.

Мировая научная деятельность с момента своего рождения прошла длинный путь, но до сих пор самым верным способом построить корректную научную теорию считается научный метод.

С точки зрения философии, объектом исследования является...

Философия позволяет провести анализ объекта и предмета исследования, с точки зрения общего и единичного. Как известно, любой процесс, вещь или явление имеют целый ряд свойств, характеристик и особенностей, которые присущи только им. Рассмотрим деревья в качестве примера. Береза, тополь, дуб и сосна имеют свои индивидуальные особенные качества. Это и есть частное или единичное. Как каждое частное является представителем чего-то общего, так и перечисленные выше элементы имеют такие общие характеристики, которые позволяют назвать их не иначе, как «деревья».


Получается, что все, существующее во вселенной, кроме индивидуальных характеристик, обладает характеристиками, свойственными другим процессам, предметам или явлениям. И это способствует выделению определенных групп и общих качеств их компонентов.

Функциональный аспект исследования

Произвести дополнение постигнутого в процессе исследования поможет рассмотрение особенностей реализации объектов во время познавательной деятельности. В данном случае предмет и объект способствуют решению разных задач. Объект занимается фиксацией самого факта наличия процесса или явления, которые подлежат изучению. Он обозначает законы развития, свойства и взаимосвязи функционирования того, что изучается. Предмет же уточняет рамки, ограничивающие область познания объекта. Он направлен на отражение существенных сторон, рассматриваемых с различных точек зрения. Многогранное, детальное отражение всех объективных аспектов знания способствует формированию глубины содержания научного исследования. Предмет фиксирует все законы, свойства и связи, присутствующие в научном знании и сформированные ранее в качестве логических образований.

Примеры объекта и предмета исследования в социологии

В программе каждого социологического исследования, как обязательный компонент, содержатся объекты социального исследования. Обычно они представляют собой некую структуру, состоящую из ряда упорядоченных взаимосвязанных элементов. Например, общество является объектом изучения множества наук: истории, философии, политологии и психологии, то есть его изучают с различных сторон и конкретизируют при помощи предмета исследования, где предметом являются связи, свойства, отношения, которые носят социальный характер. Так, при условии, что цель изучения – выявление причин невысокой успеваемости школьников, определение объекта исследования будет следующим: это социальная группа, часть общества, состоящая из детей школьного возраста.

А предметом научной деятельности в данном случае будут причины, взаимосвязи и характер отношений школьников друг с другом и окружающим миром.

Любая наука изучает некоторые сущности или явления, существующие в природе и в мире в целом. Учёные прилагают свои усилия, чтобы выяснить состав и структуру этих сущностей, связи между ними и причины возникновения тех или иных явлений. Совокупность этих сущностей и явлений составляет объект исследования в науке. Что такое объект исследования? Определения также можно найти такие:

  1. Определенная реальность и ее различные грани, на которые направлено исследование;
  2. Всякое непознанное явление или его часть, которые изучает наука;
  3. Предмет или явление, на которое направлена какая-либо деятельность;
  4. Предмет или явление, которое стремится познать человек и на которое направлена его деятельность.

Пример объекта

О том, что такое объект исследования, лучше всего понять на примерах. Объектом исследования физики является весь материальный мир. Различные ответвления этой науки имеют более конкретизированные объекты исследования. Так, объектом исследования физической оптики является процесс распространения света в различной среде. Объект исследования ядерной физики - совокупность процессов и взаимодействий, существующих внутри ядер атомов и обуславливающих их структуру и поведение.

В ходе научных экспериментов исследуемые образцы всегда подвергаются некоторым испытаниям и их свойства меняются. Тем не менее, поскольку объектом исследования выступают не экспериментальные образцы, а законы, определяющие свойства и поведение исследуемых образцов, подтверждается мысль о том, что субъект исследования не может изменять объект.

Объект и предмет исследования

Без понимания того, что является объектом исследования, не может существовать ни одна наука. Новые направления изучения или разделы наук появляются вместе с тем, как учёные узнают о существовании непознанных явлений, о которых раньше не было известно. Кроме того, помимо субъекта и объекта, любое конкретное исследование имеет ещё и предмет. Эти два понятия (объект и предмет исследования) не нужно путать. В научной терминологии для определения предмета исследования используется философская категория. В философии предметом называется конкретное свойство объекта исследования, которое наблюдается субъектом (в науке - исследователем или группой исследователей).

Например, объектом исследования в медицине выступает организм человека (в данном случае мы не затрагиваем ветеринарию). Соответственно, в широком понимании объектом совокупности всех медицинских исследований является человек. Отдельные исследования конкретизируют свой объект: сердечно-сосудистая система, печень, ткани сухожилия и т. д. Предметом исследования может быть, например, влияние алкоголя на работу мозга, восприятие цветов у дальтоников, воздействие мобильного телефона на состояние организма и т. д.

Таким образом, объект - поле деятельности для изучения учёными, предмет - изучаемое свойство объекта, вот в чем состоит их основное различие.

Понятие объект исследования нетождественно понятию «объективная реальность» или понятию «объектная область исследования». В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. Объект исследования - это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Это делает объект научного познания некоторым единством объективного и субъективного.

Объект исследования в педагогике и психологии - это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии. Вот почему не совсем корректно называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковые клубы. Это не объект, а либо конкретная база, либо достаточно широкая сфера, далеко не все элементы которой подлежат изучению в данной работе.

Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Предмет исследования - это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Иначе говоря, это определенный аспект изучения объекта. Чаще всего выделяют в качестве предмета целевой, содержательный, операционный (технологический), личностно-мотивационный, организационный аспекты. Скажем, при создании и экспериментальной проверке проекта социально-педагогического комплекса в качестве относительно самостоятельных предметов исследования могут быть выделены: определение функциональных направлений и приоритетов в деятельности комплекса (целевой аспект), уточнение видов услуг и направлений работы (содержательный аспект), способы создания условий социальной реабилитации, комфортного общения, полноценного образования и развития, удовлетворения интересов детей, подростков (деятельностно-операционный аспект).

Предметом психолого-педагогического исследования могут быть отношения в коллективе, формирование единого коллектива взрослых и детей в совместной деятельности, педагогизация социальной среды, связи между факторами, влияющими на образование и развитие детей, и полученными результатами (например, влияние среды на развитие познавательных интересов или характера общения на самооценку и уровень притязаний воспитанников; зависимость эффективности запоминания языкового материала от организации познавательной деятельности; специфика и динамика решения интеллектуальных задач партнерами в условиях интеллектуально-игрового противоборства). Предмет психолого-педагогического исследования непременно должен включать связи воспитательного института с внешней средой, собственно педагогические, социальные и психологические факторы и связи в их сцеплении и взаимодействии.

Предмет исследования, таким образом, формируется на объективной основе самим исследователем, придающим ему определенную логическую форму выражения.

Сделать это можно, только опираясь на определенные исходные положения, на некоторую, пусть приблизительную, гипотетическую концепцию изучаемого.

Приступая, скажем, к разработке проблемы разновозрастного сотрудничества в объединениях по месту жительства, исследователь должен опираться на положения об определяющей роли деятельности в формировании личности, о ведущей роли отношений сотрудничества в совместной деятельности, о решающей роли мотивации и целеполагания и на ряд других положений, а также учитывать потребность подростков в самоопределении.

Если речь идет о создании школы здорового образа жизни, то за исходные могут быть приняты следующие положения. 1.

Здоровье - высшая человеческая ценность как для общества, так и для каждого индивида. 2.

Ребенок почти каждый день проводит значительную часть времени в школе. От режима дня, психологической атмосферы, нагрузок, питания и других факторов школьной жизни во многом зависит здоровье школьников. Школа призвана растить здоровое поколение и при всех условиях делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить полноценное физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Пока школа этой функции не выполняет. 3.

Необходимо обеспечить воспитание у каждого школьника культуры здоровья, умения ценить, охранять и укреплять свое здоровье и здоровье других. 4.

Школа должна бороться за здоровый образ жизни воспиту-емых. 5.

Все основные ориентиры в данной работе дают медицина - наука о профилактике и лечении заболеваний - и валеология - учение о здоровье.

Таким образом, выделение одного или нескольких предметов исследования - это уже начало теоретического анализа, определения некоторых оснований и целевых установок последующей исследовательской работы.

Вопросы и задания 1.

В психолого-педагогических исследованиях нередко возникают затруднения при определении и разграничении объекта и предмета. Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования. 2.

Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени; процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

3. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в следующих исследовательских темах:

формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога;

готовность к саморазвитию как цель образования; использование новых информационных технологий в проблемном обучении.

4. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:

педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (в частности, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?