Становление личности взгляд на психотерапию. Становление психологом. Мои ранние годы

Чего боятся Доминанты


Я и сам так или иначе сталкивался с большей частью этих страхов. Как и, думаю, любой знающий и уважаемый Дом. И, несомненно, мой длинный список не является исчерпывающим. Без умения работать с ними эти страхи могут парализовать Дома, а то и хуже. Домам-новичкам, барахтающимся в потоке информации от желающих стать их сабами, думаю, справляться со страхами очень тяжело. Даже в налаженных отношениях, у опытного Доминанта, они время от времени поднимают голову.

Так что, если вы - сабмиссив, надеющийся сделать вашего хорошего, лишенного предрассудков, в чем-то доминантного, но все еще ванильного партнера "настоящим Домом" - будьте готовы. Ему придется встретиться со многими страхами. А если нет - значит, он бестолковое и, возможно, опасное ничтожество, бегите от него скорее. Если вам нужен Дом - помогите ему найти силы быть Домом. Это, может быть, не вполне то, что вы видели в фантазиях: это то, что вам надо будет сделать. Если же ваш партнер совсем не проявляет никаких признаков доминантности или сексуальной раскрепощенности, это серьезная проблема. Но пока шансы есть - не сдавайтесь потому лишь, что ему недостает опыта или храбрости.

Большая часть известных мне счастливых BDSM-союзов выросли из ванильных пар, совместно раскрывших для себя Тему. Отнюдь не все, но многие.

Конечно, если у вас нет постоянного партнера, серьезных отношений - это совсем другая история...

Самый большой страх любого достойного Доминанта - в опасности причинить непоправимый физический или моральный вред своему сабу. Конечно же. Но существует и множество других опасений, таких, например, как вот эти (изложены без соблюдения какого-то порядка и, понятно, во многом пересекаются):

  • Не травмирую ли я ее чувства?
  • Не подумает ли она, что я негодяй?
  • Не зайду ли я слишком далеко?
  • Что, если все это слишком сильно мне понравится?
  • Не обвинят ли меня в насилии?
  • А правда ли ей хорошо? Как мне узнать?
  • Если она передумает и решит, что ей это не нужно - что мне делать?
  • Не побоится ли она сказать мне, что передумала?
  • Что, если она сама не знает, чего хочет? Как мне понять, знает она или нет?
  • Что, если я думаю, что она, возможно, передумает позднее, а она уверяет, что не передумает ни в каком случае? Можно ли полагаться на ее согласие?
  • Что, если я не справлюсь? Причиню вред? Поврежу своей репутации? Опозорюсь?
  • Что, если какая-то моя ненамеренная ошибка навсегда отвратит ее от BDSM?
  • Что, если она потеряет интерес без всякой вины с моей стороны?
  • А правда ли ей самой все это нравится? Не делает ли она это только лишь для моего удовольствия?
  • Она не в настроении. Что будет, если я стану давить? А если, наоборот, не стану? Если надо ждать ее настроения - как долго мне ждать?
  • Что, если она всего лишь изображает настроение? А если оно уйдет, а она будет продолжать его изображать?
  • Предположим, я надавлю на нее... тогда: (см. множество вопросов выше) - ?
  • Как мне реализовать ее фантазии? Откуда мне знать, каковы они? Как мне, реальному, конкурировать с тем, что нафантазировано?
  • Она хочет, чтобы я хотел того же, чего хочет она, но я не хочу. Должен ли я сделать вид? А что, если она поймет, что я всего лишь играю?
  • Уверен ли я, что и правда делаю то, чего хочется мне, а не служу лишь инструментом воплощения ее фантазий?
  • А правда ли она делает то, чего хочется ей, или это лишь игра на меня?
  • Если я позволю ей слишком много, не буду ли я недостаточно Доминантен? Если я позволю ей слишком мало, не взбунтуется ли она, не сейчас, так позднее? Не совершу ли я насилия над ней?
  • Если она непослушна и плохо себя ведет, а я спускаю это на тормозах, не перечеркивает ли это весь смысл D/s отношений? А если не прощать ей - не превратятся ли наши отношения в постоянную борьбу?
  • Она правда имеет в виду именно то, что говорит, или испытывает меня? Знает ли она сама ответ на этот вопрос?
  • Что, если она думает, что знает, чего хочет, а я думаю, что знаю лучше? Если я исхожу из того, что мне виднее, не будет ли это пренебрежением к ней?
  • Если я позволю ей учить себя - не потеряется ли от этого D/s?
  • Если наши мнения по какому-то вопросу расходятся, можно ли мне использовать свой статус Верхнего для того, чтобы "победить"? Если нет - Доминант ли я? Если да - честно ли это?
  • Что, если окажется, что мы хотим разного? - (см. выше о "победить статусом") - ?
  • Предположим, я настоял на своем, искренне считая, что прав. А что, если потом выяснится, что я был не прав? Не перестанет ли она доверять мне? Не станет ли она менее сабмиссивной? Будет ли у меня моральное право настаивать на своем в следующий раз?
  • Не испортит ли меня власть? Не испортила ли уже?

Постфактум. Когда эта заметка была опубликована впервые, я получил ряд откликов, указывающих на пропущенные мною аспекты. Наиболее запоминающейся была дискуссия о "Темной Стороне", это оказалось существеннее, чем я думал. Что будет, если отпустить на волю чудовище в себе? А если чудовище удастся сдержать - не осудят ли нас за одни только наши фантазии?

Вот выдержка из одного разговора:
- Сейчас я подвергаю сомнению все и вся. Нарушенное доверие трудно восстановить, даже с самим собой.
- Думаю, что именно в BDSM мы порой можем достичь того уровня абсолютного доверия, который невозможен где-либо еще.

Кто такой доминант?

    Это человек который доминирует в отношениях либо в работе,одним словом лидирует принимает решения.В семье он главный все должны его слушаться и подчиняться.С таким человеком я считаю сложно жить и работать.

    Доминант - человек, который может подчинить себе другого. Это выражение мы часто слышали в нашумевшем фильме 50 оттенков серого. Так смысл имел сексуальный характер, тоисть человек делал вс что хотел, тем самым показывая свою власть.

    Доминант это понятие, которое обозначает господство одного над другим. Когда, что то выше по рангу, по каким - либо другим признакам или даже, возможностям превосходит другое. Помню, еще с уроков биологии и с медицинского колледжа такое выражение доминантные признаки. Вот такое объяснение.

    Доминант - это тот, кто доминирует. То есть он превосходит всех себе подобных по каким-то ключевым признакам, качествам или способностям.

    Под этот термин подпадают как люди (тогда имеет смысл говорить о лидере в социальном плане), так и живые организмы (типа среди социальные животные - приматы).

    На мой взгляд доминант это лидер,управленец, то есть слово доминировать означает лидировать и управлять. Из курса биологии помню про доминантные и рецессивные признаки при делении клеток и размножении животных.

    Доминант это тот кто господствует, преобладает, лидер превосходящий над другими.

    Так же понятие доминант можно применить к человеку, которому необходим подчиняющийся партнер, хотя это противоречит представлению о самодостаточности самого доминанта .

    Доминант от латинского dominans - Господствующий. Если это слово применяется в отношении человека, то это может быть лидер какой-либо общественной группы, авторитетный человек или просто человек, способный подчинять других людей своей воле.

    Доминант-это лидер. Если данный термин применять относительно человека, то такой человек с сильным характером, готов принимать решения и брать на себя ответственность, он вожак и ведет за собой группу людей. Если рассматривать с точки зрения например генетики, то есть понятие доминантные гены - гены которые отвечают за формирование какого - либо признака, подавляя при этом другие (рецессивные)

    В БДСМ-термиологии:

    • доминант (дом), или верхний, топ - подчинитель, садист;
    • сабмиссив (саб), или нижний, ботт -подчиняемый, мазохист.

    Есть термин свитч, означающий человека, который любит пребывать то в образе доминанта, то в образе сабмиссива.

    Доминант (по другому еще называется - верхний), если говорить о сексе, то это партнер (девушка или парень), который берет на себя активную роль во время акта. А сабмиссив (нижний)- это пассив в сексуальных отношениях.

И снова о вежливости. Будучи сабом, вы просите вашего доминанта уделять вам довольно много его времени, мыслей и внимания. Доминирование - это тяжелая работа. Принимайте это во внимание. И даже если у вас есть насущные дела, все равно служите доминанту настолько хорошо, насколько можете.
Одним из вариантов вашей помощи доминанту является абсолютно честный рассказ о том, какой именно тип отношений вас интересует. Если вы являетесь мазохистом, с небольшим интересом к услужению или совсем без него, то скорее всего будете расстраивать или раздражать доминанта, ожидающего служения себе. Есть сабы, чье желание прислуживать относится только к сексу. Другие предлагают ограниченный набор услуг, таких, как помощь по дому, уборка в офисе, а третьи - готовы служить доминанту любым, по его усмотрению, способом. Честность в рассказе о желаемом и необходимом, настолько, насколько вам это известно и понятно, сослужит хорошую службу. Хотя доминант и не обязан приказывать вам делать только то, что вы хотите делать, и хотя вы должны предложить столько вариантов вашему доминанту, сколько считаете разумным, помните - чем больше способов для улучшения жизни доминанта вы знаете, тем полезнее вы как саб. Дайте четко понять о ваших пределах - ни для одного доминанта обиженный и расстроенный саб не является чем-то приятным.
Хотя местные обычаи и различаются, представленные ниже образцы поведения сабмиссивов, как правило, неприятны для большинства доминантов.
"Кнопка". Для начала, не будьте "кнопкой". Не приближайтесь к доминанту затем, чтобы без приглашения пасть к его ногам. Это может оттолкнуть многих доминантов. (Только не в России, где большинство Домов будут рады, если саб к ним хотя бы придет - Прим. пер.) Как правило, это в наибольшей степени раздражает гетеросексуальных доминанток по отношению к сабам-мужчинам. Кроме того, это в некотором роде нарушение пункта "Consensual" из Кредо. Некоторое количество легкого флирта обычно допускается, но не стоит играть в "активного саба", приходя к доминанту, у которого уже есть саб, и становясь перед ним на колени. Такие поступки могут заставить их сабов пойти на разговор (или на что-то худшее) с вами. Не давите.
"ХЖМ". Второе. Не будьте ХЖМ (хитрож@пым мазохистом) (это самый точный перевод. - Прим. пер.) ХЖМы сознательно "не так" себя ведут, пытаясь спровоцировать доминанта на наказание. В заранее оговоренной сцене такое поведение может принести удовольствие, но вызовет недовольство, будучи вне ее, или отыгрываемое без разрешения. К таким ХЖМам могут отнестись просто как к слишком слабым для того, чтобы честно попросить желаемое.
Некоторые ХЖМ действительно бесят. Они сознательно пытаются как-то эмоционально (а иногда и физически) задеть доминанта для получения ожидаемого ответа. Такое поведение неэтично, выглядит, как манипуляция и нарушает Кредо.
Провоцирование доминанта может оказаться по-настоящему плохой идеей. Доминирование, как хирургия или вождение самолетов является крайне точным навыком, занимающим годы для своего изучения. Хорошие доминанты осуществяют свое искусство/ремесло/навык доминирования в тщательно контролируемой, обдуманной манере. Преднамеренно нарушать их эмоциональный баланс опасно. Более того, исходя из из сознания своей силы и сопровождающей ее ответственности, многие доминанты не сразу являют свой гнев. Но они тоже люди; если их ранить, им больно. Если им сделать очень больно, они, как и любые другие, взорвутся. Взбешенный, вышедший из себя доминант ужасен.
Доминанты, доведенные до потери контроля, могут почувствовать сильное раскаяние и потрясение, придя в себя. Возвращение их уверенности в себе может занять месяцы, если не годы, но она может и не вернуться совсем.
Никогда всерьез не доводите доминанта, если только вы не знаете наверняка, что он с этим справится. В правильно выбранный момент игра в ХЖМ может принести массу удовольствия. В неправильно выбранный - эта игра обернется бедой.
"Сопротивление". Третим типом поведения, которого вы, как сабмиссив, должны избегать, пока не будете достаточно хорошо знать вашего доминанта, является сопротивление, в особенности физическое. Сопротивление со стороны сабмиссива, особенно если доминант не очень хорошо его знает, крайне сложно интерпретировать.
Приведу один случай. Однажды ночью, я играл у друга в доме с женщиной, встреченной у него этим же вечером. Она была новичком в Теме, но у нее были друзья-бдсмщики, так что в этой игре для нее было что-то знакомое. Разумеется, я выдал ей стоп-слово, и она согласилась его использовать. Наша игра протекала двольно приятно для нас обоих, как вдруг она начала сопротивляться и пытаться вырваться. Более того, будучи частично связанной, она ощутимо пнула меня в лицо!
Я не ударил ее в ответ (хотя признаюсь, что было такое искушение), и прижал ее к кровати без особого труда. И я понял, что привязывая эту сопротивляющуюся, малознакомую женщину, я совершенно не понимаю, что делать дальше.
Я был смущен. Она не произнесла стоп-слово, а ведь некоторые сабы любят сопротивляться, чтобы их "одолели". И уж конечно, у сабов-женщин нередки желания "проиграть в борьбе" мужчине-доминанту. Так что же тут происходит?
Часть меня хотела продолжить, но женщина глядела на меня с яростью - и это при том, что ее друзья находились в соседней комнате и она не позвала их. В чем дело? Мы все еще играем, или уже нет?
Я спросил ее, хочет ли она быть развязана, и она рявкнула на меня - "Ты чертовски прав!". Услышав это, я немедленно отвязал ее и закончил сцену.
В этой ситуации я рискнул ошибиться в пользу осторожности. Хоть я и мог формально продолжать - в конце концов, она не произнесла стоп-слово, я предположил (и угадал), что женщина настолько разозлена, что все мысли о соблюдении ее же согласия на использование стоп-слова просто вылетели у нее из головы. Она хотела закончить сеанс, и немедленно. Если б я продолжил, то мог бы совершить изнасилование. (Меня могли бы и убить потом.)
Когда я выступаю в роли доминанта, (автор - свитч - Прим. пер.) я говорю своим сабам, особенно новичкам, что любое их физическое сопротивление немедленно принимается во внимание. Я расцениваю такое сопротивление как "ярко-желтый" (почти "красный", сигнал, который заканчивает любое см-действо - Прим. пер.) и некоторое основание для немедленного окончания сцены. Поскольку бывают сабы, которые любят, когда их принуждают к чему-то, такая методика иногда портит все. Она стоила мне нескольких партнеров, но при этом является наиболее безопасной. Попытка преодолеть настоящее сопротивление, (даже если это легко сделать) ошибочно веря, что это "игровое" сопротивление, может привести к беде. Физическое сопротивление должно быть тщательно обговорено до начала действий. Если вы, как доминант, хотя бы немного (повторяю - немного) сомневаетесь, остановитесь немедленно. Dossie Easton и Catherine A. Liszt в "The Bottoming Book: Or, How To Get Terrible Things Done To You By Wonderful People", приводят некоторые руководства для "игры в сопротивление" и других игровых стилей "на грани фола", которые я считаю отличными. Если вы хотите попробовать так поиграть, я крайне рекомендую вам заглянуть в эту книгу.
"Управление снизу". Четвертым типом неправильного поведения, которого стоит избегать, является "управление снизу". Под этим имеется в виду сабмиссив, который пытается управлять течением сессии, чрезмерно жалуясь, прося о чем-то или напоминая - особенно, если его слова не несут угрозы здоровью и благополучию какого-либо из партнеров. Это отличается от убеждений и просьб к доминанту, оставляя их удовлетворение на его усмотрение. Это также отличается от просьб каких-либо конкретных действий (или управления какими-то конкретными делами) во время оговаривания отношений.
На управление снизу доминанты обычно негативно реагируют. Пусть они принимают решения до тех пор, пока вы, сабы, можете их выдержать; вы тут для того, чтобы доставлять удовольствие доминанту, а не наоборот.
Одно замечание. Некоторые идентифицируют себя как "сабмиссивных садистов", которые служат тем, что доставляют своим партнерам именно ту боль, которую те хотят. Есть также и "доминантные мазохисты", которым нравится один, совершенно конкретный вид боли. Это совсем другое дело и пока партнеры уверены в том, что у них все в порядке, тут все нормально.
Есть одно этическое применение управления снизу. Это когда опытный сабмиссив уважительно дает советы начинающему доминанту. Я и сам делал это несколько раз, с начинающими доминантками, и наши сессии обычно протекали успешно. Многие новички не имеют даже идеи о том, как доминировать кого-то со взаимным удовольствием, так что намеки по принципу "не хочешь ли отшлепать меня / посадить мне на соски зажимчики / приказать целовать твои ноги" обычно воспринимаются неопытными доминантами с благодарностью. Если такие намеки делаются в уважительной, деликатной манере, они сами по себе являются ценным способом служения сабмиссива. (Будьте готовы к моменту, когда ваш "ученик" достигнет "критической массы", когда он улыбнется и скажет - "Ладно. Я понял. А теперь займемся тем, что хочу Я". Начиная с этого момента, вы больше не находитесь наедине с послушным учеником. Теперь вы наедине с доминантом.)
Начинающие доминанты часто чувствуют себя ужасно неуверенно. Будучи обучены своим более опытным сабмиссивом в манере, напоминающей обучение молодого лейтенанта умудренным сержантом взвода, они часто становятся выдающимися в своем деле. То, что они выросли на "уроках", дает их сабам повод гордиться. С другой стороны, доминанты-новички, которых оскорбляли их сабы, могут никогда не достигнуть совего потенциала. Они даже могут насовсем покинуть бдсм-сообщество. Глупая, трагичная потеря.
Ваша главная задача, как сабмиссива - это отдать настолько много контроля, насколько вы считаете разумным. Неэтичное сохранение ненужного контроля обманывает вас обоих.
И последнее, что касается некорректного поведения сабмиссивов. Есть доминанты, которым нравятся "кнопки", "ХЖМы", сопротивляющиеся сабы, а также те "сабы", которые пытаются управлять ими. Этим доминантам нравится соперничество за власть, психологическая (и иногда физическая) борьба за превосходство. Добродушное подшучивание ХЖМа и доминанта друг над другом может оказаться восхитительным и весьма забавным зрелищем. Ставя на место "кнопку", или "перевыполняя" его желания можно получить злорадное удовлетворение. Но в этих случаях доминант должен обращать более пристальное внимание на происходящее, чем обычно. В отличии от более чистого, "классического" БДСМа, где правила подчинения четко оговорены, эта "игра-без-закона" выглядит мрачновато и в ней тяжело соблюдать правила. Шансы возникновения гибельного недопонимания существенно выше. Будьте осторожны.

Доминанты - это очаги возбуждения, которые в данный период времени главенствуют над другими. Расположены они в Принцип доминанты был изучен и сформулирован ученным А.А. Ухтомским. Но это понятие уже давно вышло за пределы науки физиологии. Оно применяется в психологии, культуре и даже сексологии.

Что такое доминанта в физиологии?

Доминанта - это стойкое возбуждение, оно обязательно приобретает значение главенствующего фактора в работе прочих очагов. Этот центр способен накапливать в себе возбуждение, идущее от отдельных источников. Он также может вызвать процесс торможения в других очагах, при этом реагировать на импульсы которые к ним поступают, они уже не могут. Например, в порыве творчества человек может напрочь забыть не только о еде, но и о сне. Иногда это приводит к истощению организма. Это и есть пример физиологической доминанты. Остается вопрос, вредно ли такое состояние?

Существует такое понятие, как патологические доминанты. Это усиленный прорыв в центральной нервной системе очага возбуждения. Причиной формирования такой доминанты может стать стресс, инфекция, травма. Кроме этого, спровоцировать такое состояние способна сильная эмоция: обида, боль, страх или гнев.

В отличие от физиологических, патологические доминанты являются вредными для человека. Они ограничивают его способность к адаптации в окружающей среде. Такая доминанта способствует формированию в организме условий, которые затягивают или вызывают рецидив болезненного процесса.

Принцип доминанты

Все моменты в нашей жизни создают благоприятные условия, при которых какая-либо одна функция или деятельность становится более значимой, чем иные. В этом и заключается принцип доминанты. Это означает, что выполнение одной определенной важной функции подавляет другие, менее значимые. Много примеров можно привести из животного мира. Кошка, в момент течки изолированная от самцов, теряет всякий интерес к еде и прочим потребностям. В данный момент времени ее доминантой является процесс размножения. А все, что не относится к данной функции, подавляется. Это половая доминанта. Подавить такое состояние практически невозможно. Даже введение бромистых препаратов никак не повлияет на поведение кошки. Физиологическую доминанту стереть крайне сложно.

Учение о доминанте

По мнению Ухтомского, доминанта - это комплекс определенных симптомов, которые выявляются в организме: в секреторной работе, в мышцах, в сосудистой деятельности. Важно понимать, что это не единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а совокупность центров с повышенной возбудимостью в различных местах головного и спинного мозга и, конечно же, в автономной системе. Ухтомский полагал, что доминанты обладают способностью преобразовываться в любое психическое состояние. При этом она является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей ЦНС.

Доминанта культуры

Понятие доминанты нашло свое применение и в сфере культуры. Оно отображает общий способ понимания и видения мира, отношение человека к социальной сфере и, конечно же, к природе. Доминанта может иметь место в национальной культуре. Она помогает пронести ее основы через поколения едиными и неизмененными. Это традиции, верования, национальные элементы в одежде.

Конечно, доминанта культуры имеет более глубокий смысл. Она отображает смысловое единство исторических эпох, определяет устойчивость мышления и миропонимания, интегрирует социум в духовно-смысловое целое. Во все исторические эпохи жизнеориентирующим началом выступала какая-либо культурная доминанта. В античном мире это была космоцентрическая модель. В средневековой культуре - христианство, в эпоху Возрождения - гуманизм. В настоящее время главенствует идея технологического подчинения окружающей нас природы. Моменты изменения доминанты происходят под влиянием диалогической встречи или в результате творческих вариаций традиций. Но между тем такая ломка всегда влечет за собой катастрофические последствия для смыслового единства социума.

Доминанта в психологии

Понятие "доминанта" в психологии - это первоочередная цель. Именно она направляет все желания, действия и на ее выполнение. При этом все остальные потребности становятся второстепенными. Получается, что доминанта - это то, что приоритетно для человека по сравнению с прочими желаниями.

Примеры психологической доминанты

Примеры по доминантам можно привести самые различные. Например, у женщин это ярко можно видеть в период беременности, лактации и особенно в момент родов. Еще один пример - человек, страдающий алкоголизмом. При этом пагубная привычка и есть доминант. Человек это обычно понимает, но алкоголь дает ему мнимое ощущение расслабления и свободы. Это для него становится важнее, чем собственное здоровье и ясность ума. Еще один пример - человек-трудоголик. Все его мысли занимает работа. Он не реагирует на свою семью, не слышит возмущение спутника жизни. Для него материальные блага важнее семейных ценностей.

То, что на данный момент важнее для человека в сравнении с другими факторами, и определяет его действия и поступки. Он будет идти на поводу у своей доминанты, даже если ему самому не будут нравиться собственные поступки. Вот почему порою происходят конфликты. Не осознавая своих доминант, люди обманывают и не держат слово. Они не могут притворяться и идти вразрез со своими желаниями. Порою стремление добиться вожделенного (бутылки водки, новой вещи, высокой должности) толкают человека на совершение преступления. При этом он находит себе оправдание: «для получения желаемого все средства хороши». Именно доминанта диктует человеку, как ему жить.

Материнская доминанта

В период ожидания ребенка у будущих мам происходит смена ценностей, изменяются доминанты. Это происходит под влиянием гормонов. В организме формируется очень стойкая материнская доминанта, то есть постепенно нарастает и прочно удерживается возбуждение в некоторых определенных очагах головного мозга. Параллельно идет торможение в других центрах, то, что раньше было первостепенно, отходит на задний план. Беременная женщина в силу эмоциональных изменений становится более ранимой и сентиментальной. Она может расстроиться и даже расплакаться из-за одного обидного слова.

С увеличением срока беременности женщина пересматривает свою жизнь. Старые доминанты подменяются новыми. Она задумывается о том, как ее жизнь изменится после рождения малыша. У женщины в положении появляются новые Она может начать шить или вязать, хотя до беременности ее это и вовсе не интересовало. Все ее внимание, как правило, нацелено на то, чтобы выносить и родить здорового малыша. Материнская доминанта имеет три формы: гестационную, лактационную и родовую. Но каждая из них непременно связана с ее ребенком.

Гестационная доминанта

Как только женщина узнает о том, что через некоторое время станет мамой, в силу вступает гестационная доминанта. За девять месяцев ее приоритеты и в корне меняются. Она и сознательно, и бессознательно делает все, чтобы выносить своего малыша без осложнений. Она старается избегать скандалов, стрессов. Отгоняет от себя страхи и переживания, потому что понимает, что это может повлечь за собой нарушение нормального хода беременности.

Родовая доминанта

Эта доминанта формируется непосредственно перед родовой деятельностью. Все мысли женщины при этом занимает скорое появление малыша. Родовая доминанта - это подготовка к скорым изменениям в жизни. Замечено, что за неделю до родов поведение будущей мамы становиться странным. Она то уходит в себя, то, напротив, начинает разводить бурную деятельность: убирается тщательно в доме, перестирывает все пеленки, начинает собирать сумку в больницу. Даже в момент схваток она может, как говориться, «вычудить». Бывали случаи, когда женщина, не желая рожать, например, 13 числа, программировала себя так, что схватки у нее длились до наступления следующего дня, после чего она быстро и легко рожала.

Лактационная доминанта

После рождения ребенка на женщину влияют уже иные доминанты. Это происходит в период грудного вскармливания. Такой процесс помогает матери наладить эмоциональную взаимосвязь с малышом. Важная роль отводится также интонации голоса женщины, ее мимики и физическим прикосновениям. После родов мать и ребенок представляют собой некий симбиоз. Такое воздействие позволяет женщине адекватно относиться к ночным подъемам, сменам подгузников и так далее.

Можно ли изменить доминанту?

Существуют разные виды доминанты - это и полезные, например, желание быть здоровым и видеть счастливой свою семью, и вредные (курение и алкоголизм). Однако от последних вполне можно избавиться. Существует два способа это сделать. В первом случае ее можно разрушить, во втором заменить другой.

Если был выбран первый способ, то человеку в корне придется пересмотреть все свои жизненные ценности и приоритеты. Например, если человек влюблен безответно, ему придется осознать всю безысходность ситуации и, что сложнее, принять этот факт. Для этого потребуется и сила воли, и время. Но конечный результат будет положительным. Доминанта будет разрушена.

Во втором случае необходимо заменить одно желание другим. Например, человек с сильной алкогольной зависимостью решает «завязать», чтобы сохранить свою семьи и работу. В этом варианте пагубная доминанта подменяется более полезной. Результат - полное избавление от вредного образа жизни.

Доминанта в сексуальных отношениях

В сексологии также есть понятие доминанты. Она выражается в отношении между людьми во время полового акта. Человек, который подчиняется воле другого и следует его желаниям, называется сабмиссив. Доминант - это тот, кто ведет и главенствует. Он занимает активную позицию и полностью контролирует сабмиссива.

ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ

Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной

C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961


К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994
Терминологическая правка В.Данченко
К.: PSYLIB, 2004

К читателю

Часть I
О СЕБЕ


  1. "Это – Я". Развитие моего профессионального мышления и личной философии

Часть II
КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ?


  1. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности

  2. Характерные черты помогающего поведения

  3. Наши субъективные и объективные представления о психотерапии

Часть III
ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ


  1. О некоторых направлениях работы в психотерапии

  2. Что значит "становиться личностью"

  3. Понятие о психотерапии как процессе

Часть IV
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА


  1. "Быть тем, кем ты есть на самом деле". Цели человека глазами психотерапевта

  2. Хорошая жизнь глазами психотерапевта. Полноценно функционирующий человек

Часть V
ПОСТИЖЕНИЕ ФАКТОВ.
МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ


  1. Люди или наука? Философский вопрос

  2. Изменение личности в психотерапии

  3. Психотерапия, центрированная на клиенте, и ее исследования

Часть VI
КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЖИЗНИ?


  1. Личные мысли по поводу обучения и научения

  2. Научение, значимое для человека: в психотерапии и образовании

  3. Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника

  4. Значение психотерапии, центрированной на клиенте, для семейной жизни

  5. Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения

  6. Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений

  7. К теории творчества

Часть VII
НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ И ЧЕЛОВЕК


  1. Растущая сила наук о поведении человека

  2. Место личности в новом мире наук о поведении

К читателю

Я был психотерапевтом 1 (консультантом по личным проблемам) более тридцати трех лет. Я и сам поражаюсь, когда говорю о таком сроке. Это значит, что в течение трети века я старался помочь самым разным людям: детям, подросткам и взрослым в учебных, профессиональных, личных и супружеских проблемах; "нормальным", "невротикам" и "душевнобольным" (я ставлю кавычки , чтобы показать, что все эти ярлыки вводят в заблуждение). Я помогал тем, кто приходил за помощью, и тем, кого ко мне присылали; тем, у кого были небольшие проблемы, и тем, кто совершенно отчаялся и потерял надежду в жизни. Считаю, мне очень повезло, что у меня была возможность близко узнать такое множество разных людей.

Исходя из своего клинического опыта и исследований, проведенных за эти годы, я написал несколько книг и статей. Работы, вошедшие в эту книгу, отобраны из числа тех, которые были написаны мною в последнее десятилетие , с 1951 по 1961 год. Я бы хотел объяснить, почему я издаю их в виде книги.

Во-первых, я считаю, что почти все из них имеют прямое отношение к жизни человека в нашем сложном современном мире. Это, конечно, не книга советов и не пособие типа "сделай сам", однако мой предыдущий опыт говорит о том, что данные работы затронули читателей и обогатили их. Они в какой-то мере придают уверенность человеку, который сам выбирает свой путь и идет по нему, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Именно по этой причине мне бы хотелось, чтобы эти произведения были более доступны тем, кому они могли бы быть интересны. Моя книга – для "умных неспециалистов". Мне кажется это справедливым еще и потому, что все мои предыдущие книги предназначались для психологов и были малодоступны людям вне этой профессии. Я искренне надеюсь, что многие из тех , кто не интересуется ни консультированием, ни психотерапией, обнаружат, что знания, полученные в этой области, придадут им жизненных сил. Я также верю и надеюсь, что многие люди, которые никогда не обращались за помощью к консультанту, читая высказывания клиента во время сеанса психотерапии, почувствуют, что у них прибавилось мужества и уверенности в себе. Им будет легче понять свои собственные трудности , переживая в воображении борьбу других людей за свой личностный рост.

Другая причина, побудившая меня подготовить эту книгу, – большое число настоятельных просьб от тех, кто уже знаком с моей позицией в консультировании, психотерапии и теории межличностных отношений. Эти люди говорят, что хотят узнать о моих последних взглядах в этих областях, причем в доступной, удобочитаемой форме. Им надоело слышать о неопубликованных статьях, которые они не могут достать, и искать разрозненные работы в случайных журналах, – они желают, чтобы все эти работы были собраны в одной книге. Такая просьба лестна для любого автора. И она накладывает на меня обязательства , которые я постараюсь выполнить. Я думаю, читатели будут довольны подборкой работ, которая показывает, что книга предназначена для психологов, психиатров, учителей, воспитателей, школьных психологов, служителей культа, социальных работников, дефектологов, руководителей предприятий , специалистов по работе с персоналом, политологов и других, которые в прошлом признавали, что мои труды важны для их профессиональной деятельности. Эта книга посвящается им в самом прямом смысле слова.

Имеется и другая, более сложная личная причина, которая подвинула меня на создание книги. Это – поиск подходящей аудитории для моих идей. Мысль эта беспокоит меня уже более десяти лет. Я знаю, что пишу только для части психологов. У большинства из них интересы лежат в областях, где бытуют такие термины, как "стимул-реакция", "теория научения", "оперантное обусловливание" 2 , и они так привыкли рассматривать индивида 3 как объект, что содержание моих работ часто озадачивает их, если не раздражает. , что пишу лишь для части психиатров. Для многих из них, возможно большинства, все истины психотерапии были уже давно открыты Фрейдом, у них отсутствует интерес к новым направлениям и их исследованию, они даже настроены против этого. Я также знаю, что пишу лишь для незначительной части психиатров, называющих себя консультантами, так как большинство их интересуется главным образом прогнозирующими тестами, измерениями и методами направляющей помощи.

Поэтому, когда дело доходит до публикаций, я чувствую себя неудовлетворенным, отдавая статью в профессиональный журнал , относящийся к одной из этих трех областей. У меня были публикации в таких журналах, однако большинство моих работ за последние годы скопились в виде неопубликованных рукописей, которые расходятся в виде ксерокопий. Это говорит о том, что я точно не знаю, как найти своих читателей.

В течение этого времени редакторы небольших и узкоспециализированных журналов познакомились с моими работами и попросили разрешение их напечатать. Я всегда отвечал согласием на их просьбы с тем лишь условием, чтобы у меня было право напечатать эти статьи где-либо позднее. Таким образом, большинство статей, написанных за это десятилетие, или не были опубликованы, или увидели свет в небольших, специализированных или второстепенных журналах.

Однако сейчас я пришел к выводу , что нужно выразить свои идеи в книге, чтобы они нашли своего читателя. Я уверен, что моими читателями будут представители самых разных профессий, далеких от моей. Таких, например, как философия или наука управления. Однако я верю, что эта аудитория будет иметь и нечто общее. Мне кажется, мои статьи относятся к такому направлению, которое может дать новый импульс и психологии, и психиатрии, и философии , и другим сферам знаний. Я еще не знаю, как мне назвать это направление, но в моих мыслях оно ассоциируется с такими прилагательными, как феноменологический, экзистенциальный, личностно-центрированный; с такими понятиями, как самоактуализация 4 , становление, рост; с такими людьми (в нашей стране), как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу , Ролло Мей. Отсюда можно сделать вывод, что, хотя эта книга будет значимой для многих специалистов с разными интересами, их будет объединять общий мотив: забота о человеке и его личностном росте в современном мире, который, как мне кажется, отвергает и унижает его.

И наконец, есть еще одна очень важная причина для появления в свет этой книги, причина, имеющая для меня огромное значение. В наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряженность в человеческих отношениях. Проникновения в бесконечность пространства и микромир атома вызывают благоговейный ужас, но, кажется, они приведут к всеобщему разрушению нашего мира, если только мы не достигнем больших успехов в понимании и налаживании отношений между отдельными людьми и группами. Я думаю, что знания, имеющиеся в этой области, очень скудны. Но я надеюсь , придет день, когда мы вложим деньги, равные стоимости одной-двух больших ракет, в исследования понимания человеческих отношений. Меня также очень беспокоит, что знания, которыми мы уже обладаем, не получили достаточного признания и не используются в жизни. Я надеюсь, из данной книги станет ясно, что у нас уже есть знания , которые, будучи внедренными в практику, помогли бы уменьшить расовые, международные и трудовые противостояния. Мне также кажется, что, если использовать эти знания в воспитании, они помогут развитию зрелых, понимающих, незакомплексованных личностей, способных конструктивно разрешать конфликты в своей дальнейшей жизни. Для меня будет настоящей наградой, если я таким образом смогу передать большому числу людей еще не используемые знания о межличностных отношениях.

Ну, довольно о причинах, вызвавших появление этой книги. Я лишь немного разъясню ее содержание. Собранные в ней работы отражают мои главные научные интересы в течение последних десяти лет 5 . Они были написаны для разных целей , для разных читателей или просто для собственного удовольствия. К каждой главе дано небольшое введение, в котором я пытаюсь объяснить, как появилась данная статья. Статьи представлены в книге таким образом, что в их содержании развивается общая тема, важная как для отдельной личности, так и для общества. При редактировании я исключил повторения, но отрывки с "вариациями на одну и ту же тему" были оставлены с тем, чтобы, как это делается в музыке, обогатить звучание основной темы. Работы не зависят одна от другой, поэтому читатель, если захочет , может выбрать для чтения любую их них в отдельности.

Говоря просто, цель этой книги – разделить с вами часть моего жизненного опыта, часть меня самого. Здесь изложено то, что я испытал в джунглях современной жизни, на неизведанной территории межличностных отношений. Здесь описано то, что я видел, во что я поверил. Здесь говорится о некоторых вопросах, затруднениях, заботах и сомнениях, с которыми я встретился. Надеюсь, что, разделив это все со мной, вы найдете что-то важное и для себя.

Отделение психологии и психиатрии
Университет штата Висконсин
Апрель 1961 года

Часть I
О СЕБЕ

О себе как о человеке
со своим жизненным опытом и знаниями